5. Рахматуллаева Ф.И. Воспитание толерантности студентов в процессе внеаудиторной работы: на материалах вузов Республики Таджикистан: дис. ... канд. пед. наук / Ф.И. Рахматуллаева; Тадж. гос. инс-т языков. - Душанбе, 2013. - 164 с.
Педагогика
УДК 371
кандидат психологических наук, доцент Жулина Елена Викторовна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ладина Яна Олеговна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ДИЗАРТРИЯ. ЗНАЧЕНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО МАССАЖА В КОРРЕКЦИИ ДИЗАРТРИИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5-6 ЛЕТ
Аннотация. В статье раскрыто понятие дизартрии. Причины дизартрии. Симптомы дизартрии. Массаж в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами.
Ключевые слова: Дизартрия, Синдром дизартрии у детей, причины дизартрии, лечение дизартрии.
An^tatton. The article reveals the concept of dysarthria. Causes of dysarthria. Symptoms of dysarthria. Massage in speech therapy practice for the treatment of preschool children with disarticulate disorders.
Keywords: Dysarthria, Dysarthria syndrome in children, causes of dysarthria, treatment of dysarthria.
Введение. Владение родным языком и развитие речи, является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается, в современном мире, как общая основа развития детей и их обучения.
Что же такое речь? Речь - это один из самых мощных стимулов и факторов развития ребенка. Следует сказать, что с помощью речи люди сообщают свои мысли, свои желания, передают жизненный опыт и договариваются. Таким образом, речь - это самое основное средство общения людей. У детей, которые страдают дизартрией, это средство общения оказывается нарушенным, поэтому им очень сложно общаться с другими людьми. На сегодняшний день, патология дизартрии рассматривается как сложный синдром центрально-органического генеза, который проявляется, как в неврологических симптомах, так и в психологических и речевых.
Впервые клиническая картина дизартрии была описана в 1885 г. Е.Н. Винарской, в 1973 году эту тему поддержал и Л.Б. Литвак. С 1959 года началось изучение локально-диагностических проявлений дизартрических расстройств.
Е.Н. Винарская впервые провела комплексное нейро-лингвистическое изучение дизартрий при очаговых поражениях мозга у взрослых. Теоретическое обоснование необходимости логопедического массажа в комплексной коррекционной работе встречается в работах Е. М. Мастюковой, К. А. Семеновой, М. Б. Эйдиновой, О. В. Правдиной.
Клиническое, логопедическое и психологическое изучение детей с патологией дизартриии показывает, что эта категория детей очень неоднородна с точки зрения психических, двигательных и речевых нарушений. Мы можем наблюдать нарушение звукопроизношения при дизартрии. Эти нарушения проявляются и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы. «Смазанная речь» и отдельные искажения звуков имеются в легких случаях дизартрии, а в более тяжелых случаях наблюдаются: замена слов, пропуски звуков, страдает модуляция, темп , выразительность в целом - произношение становятся невнятными. Фонетические нарушения являются главными симптомами. Очень часто они сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи и с большим трудом поддаются какой-либо коррекции. Таким образом, часто встречаются вторичные отклонения в их развитии. Все, выше перечисленные, расстройства затрудняют и замедляют процесс обучения у детей. Речевые нарушения необходимо скорректировать до того, как ребенок достигнет школьного возраста. Иначе, могут возникнуть проблемы не только с речью, но и с усвоением школьной програмы. Эта проблема очень актуальна в наше время. Она недостаточно разработана, на сегодняшний день, и является практически значимой . Именно этим и обусловлен выбор объекта и предмета моего исследования.
Формулировка цели статьи. Целью данной статьи является освещение понятия «дизартрия», ее виды и способы лечения дизартрии у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет).
Изложение основного материала статьи. Дети, которые имеют нормальный слухи и их интеллект сохранен , но имеют отклонения в развитии речи, относят к детям с нарушениями речи. Эти нарушения могут быть многообразны. Они могут проявляться в нарушении грамматического строя речи, произношения, бедности словарного запаса, а также, в нарушении плавности и темпа речи.
Дизартрия (от греч. dys - приставка, означающая расстройство, arthroo - членораздельно произношу) — нарушение произношения, обусловленное недостаточной иннервации речевого аппарата при поражениях заднелобных и подкорковых отделов мозга. Заболевание дизартрия у детей определяется как психофизическая патология нервной системы, при которой ребенок не может правильно произносить слова. Это касается всего речевого аппарата, то есть, задействованы губы, язык и мягкое небо. Начинаясь в детском возрасте, эта патология приводит к нарушению письма, чтения и недоразвитию речи.
К причинам дизартрии можно отнести:
По свежим данным, дизартрия у детей встречается в 7% случаев.
Факторы, влияющие на возникновение дизартрии:
- При резус-конфликтной беременности,
- Гипоксия,
- Недоношенность,
- Травмы, полученные во время родов,
- Асфиксия,
- Заболевания головного мозга (энцефалит, ЧМТ, менингит, опухоли).
- Гнойный отит.
- Токсикоз при вынашивании.
- Болезнь мамы во время вынашивания, прием антибиотиков и других медицинских препаратов, запрещенных во время беременности.
Это основные причины внутриутробного поражения нервной системы плода. Но также дизартрия может развиться в результате различных сложностей в раннем возрасте. К причинам возникновения такой болезни в раннем возрасте относят:
- Перенесенные инфекции головного мозга (менингит и энцефалит) в младенчестве.
- Тяжелые интоксикации.
- ЧМТ , полученная в возрасте до 3-х лет.
- Гидроцефалия.
Чтобы создать полную картину заболевания, необходимо рассмотреть симптомы дизартрии у детей:
1- Темп. Темп речи ребенка неустойчив.
2- Нечеткость. Речь звучит нечетко, ребенка трудно понять. Нередко, такой симптом называют «Каша во рту». При стертой дизартрии слышны отдельные фонетические дефекты.
3- Снижение активности речи.
4- Сила. Сила голоса недостаточная.
5- Затрудненное неритмичное дыхание
6- Низкая эмоциональность
7- Отсутствие мимики
8- Нарушение движения артикуляционных мышц.
9- Спазм мышц (ребенок не может расслабить язык, губы, шею).
10- Гипотония мышц (язык вялый и неподвижный, губы не смыкаются).
11- Нарушение мелкой моторики.
В младенческом возрасте родители уже могут заподозрить наличие дизартрии у своего ребенка. Беспокойство, плаксивость, постоянное и неприрывное внимание к своей персоне - главные признаки у детей до 1 года. Нарушение сна и аппетита, предрасположенность к частым срыгиваниям, диатез, ЖК расстройства, также, можно отнести к признакам раннего проявления дизартрии. Такие дети , как показывает статистика, метеозависимы.
Таким образом, дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.
Чаще всего стёртая дизартрия диагностируется после пяти лет.
Уместным будет вопрос:" Как же можно диагностировать дизартрию у детей?" Попробуем разобраться поэтапно.
Методы диагностики нарушений звукопроизношения при дизартрии.
Чтобы исключить другие патологии органов, которые похожи по своим симптомам, на проявление дизартрией, ребенка направляют на консультацию к логопеду, ЛОРу, неврологу.
Исследования для выявления патологии:
1- Электроэнцефалография. Определение активности головного мозга. Это важное исследование, так как оно показывает активность разных долей мозга, отвечающих за разные действия.
2- Электронейрография. Определение скорости проведения импульса по нервам.
3- Транскраниальная магнитная стимуляция. Безболезненная магнитная стимуляция различных участков мозга для определения их реакции и активности.
4- Электромиография. Определяется мышечная активность ребенка, это исследование показывает, как мышцы реагируют на раздражитель.
5- МРТ головного мозга. Компьютерная диагностика, показывающая активность внутренних структур мозга, наличие отклонений в строении и новообразований.
Теперь, выявим этапы исследования ребенка логопедом:
1- Оценка речи. Оцениваются нарушения речи ребенка, как он произносит слова, его темп, интенсивность и ритм речи. Каков словарный запас.
2- Физиология. Как развита лицевая мускулатура, какое дыхание у ребенка.
3- Мимическое исследование. Логопед обследует работу мышц лица.
4- Письменная речь. Детям школьного и дошкольного возраста (старше 5 лет) предлагают написать текст, по которому можно анализировать письменную речь ренка.
Как известно, массаж оказывает положительное влияние на весь организм человека . При массаже любой части тела, наблюдается положительное воздействие на весь организм в целом. Если говорить о массаже, используемом в логопедической практике для лечения детей дошкольного возраста с дизартрическими расстройствами можно выделить этапы логопедического воздействия:
1) подготовительный этап. Сюда входит логопедический массаж.
2) этап, в который будут формироваться первичные произносительные и коммуникативные навыки.
Логопедический массаж - это один из методов коррекционно-педагогического воздействия. Он
используется при коррекции тяжелы речевых нарушений. Логопедический массаж способствует нормализации произносительной стороны речи, он улучшает состояние голоса и речевого дыхания, нормализует эмоциональное состояние человека, который страдает речевыми нарушениями. Логопедический массаж является составной часть комплексной медико-педагогической системы реабилитации детей подростков и взрослых, страдающих речевыми нарушениями. Массаж широко используется в логопедической работе с людьми, у которых диагностируют дизартрию, в том числе и ее стертые формы. Существует целый комплекс специальных массажных упражнений, оказывающих благотворное влияние на человека с дизартрией. Здесь, перед нами может стоять несколько целей - снять тонус с мышц лица или, наоборот, повысить тонус, улучшить качество артикуляционных движений, укрепить мышцы лица и пр.
Основной упор в работе логопед делает на развитие:
1- Мелкой моторики. (творчество).
2- Артикуляции. Лечебная гимнастика для языка, губ, щек, проводится логопедический массаж.
3- Произношения. Специалист подбирает упражнения для закрепления навыка правильного произношения.
4- Дыхания. Производится дыхательная гимнастика, позволяющая нормализовать темп и интенсивность речи.
5- Коммуникация и выразительность.
Итак, поговорим о этапах логопедического массажа при дизартрии:
Расслабляющий массаж нужно проводить дозировано. Начинать массаж при дизартрии нужно с двух-пяти минут, постепенно увеличивая время, до 20 минут.
1) Движения будут распространяться, только, на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса. В том месте, где мышцы вялые - применяется тонизирующий укрепляющий массаж.
На этапе, когда у ребенка формируются первые произносительные и коммуникативные навыки применяют расслабляющий массаж мышц лица.
2) Движение от бровей к волосистой части головы.
3) Движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.
4) Затем приступают к расслабление мышц губ.
5) Тренировка мышц языка, после общего расслабления мышц и всех проделанных упражнений.
Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации
мышечного тонуса, пациент ,в ряде случаев, может заговорить внятно в один миг, т.е. спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, можно обеспечить положительный эффект.
Упражнения:
1. Массаж для языка. Повернуть его вправо и влево, вверх, вниз, спрятать, расслабить, облизнуть губы.
2. Гимнастика для щек. Надуваем щеки, поочередное надувание щек, вибрации губами, зажимание щек между зубами, фиксация любого упражнения.
3. Упражнения для нижней челюсти. Приоткрываем и закрываем рот, зубами захватить что-то съедобное, привязанное к ниточке, которую держит специалист-логопед.
4. Речевое дыхание. Проводится дыхательная гимнастика
Только при наличии соблюдения данных принципов и методов лечения можно обеспечить высокую эффективность логопедического массажа, а, следовательно, более высокий результат коррекционно-педагогической работы.
Выводы. В рамках данной статьи, мы рассматриваем проблему работы логопеда с таким заболеванием, как дизартрия. Именно дизартрия является одним из наиболее часто встречающихся нарушений речи у детей с 4,5-6 лет. Таким образом, мы пришли к следующим выводам:
Нарушение звукопроизношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации мышц речевого аппарата и наличием поражения центральной и периферической нервной системы. Именно так, можно характеризовать синдром дизартрии у детей. Дизартрия имеет несколько форм, которые отличаются друг от друга местом поражения в коре головного мозга и внешними особенностями проявления.
Логопедическое воздействея при дизартрии имеет комплексный характер. Здесь мы говорим о коррекции звукопроизношения, которая сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Артикуляционный массаж и гимнастика, логопедическая ритмика, а иногда, и общая лечебная физкультура, физиотерапия и медикаментозное лечение
- вот, основные киты, на которые опирается логопед в работе с детьми с дизартрией.
Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.
Литература:
1. Акименко В.М. Новые логопедические технологии. - Ростов н/Д.: Феникс, 2008. - 234 с.
2. Архипова Е.Ф. Логопедический массаж при дизартрии. - М.:АСТ:Астрель, 2008. - 123 с.
3. Блыскина И.В. Комплексный подход к коррекции речевой патологии у детей. Логопедический массаж.
- СПб.: Детство-Пресс, 2004. - 112 с.
4. Дьякова Е.А. Логопедический массаж. - М.:Академия, 2003. - 96 с.
5. Копылова С. В. Коррекционная работа с детьми с дизартрическими расстройствами речи. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2006. - № 3. - с. 63-65.