Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
Г.М. Бердыкулова
Рассмотрены проблемы развития образования в Казахстане, связанные с вхождением страны в единое европейское образовательное пространство. Показаны преимущества и предпосылки такой интеграции: введение однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура - PhD), единых зачетных единиц (образовательных кредитов), создание децентрализованного механизма аккредитации учебных учреждений и программ и т.д. Особо подчеркивается роль компетентностной модели подготовки специалистов и соответствующих изменений в ГОС ВПО. Описаны программы и методики, направленные на ускоренное развитие в стране информационных технологий (наращивание темпов подготовки ИТ-специалистов на самом современном уровне, обеспечение дешевого доступа населения к высокоскоростному Интернету и др.).
Ключевые слова: мировая образовательная парадигма, единое образовательное пространство, Болонский процесс, система учебных кредитов, механизм аккредитации учебных учреждений и программ, компетентностная модель подготовки специалистов, информационное общество, подготовка ИТ-специалистов, система электронного обучения.
Высшая школа Республики Казахстан развивается в условиях, определяемых реалиями интеграционных процессов и глобализации всех сторон жизни общества. Интеграция высшего образования страны в мировую систему - это объективно развивающийся процесс, который вызван следующими факторами [4, с. 63]:
1) открытостью национальной экономической системы мировой экономике и мировому рынку с 1991 г.;
2) переходом мирового сообщества с индустриального на постиндустриальный путь развития;
3) развитием экономики, основанной на знаниях;
4) формированием и развитием новой мировой образовательной парадигмы.
Высшая школа Республики Казахстан представлена 148 высшими учебными заведениями различных форм собственности и направлений подготовки, в которых обучаются 610 264 студента, работают 39 155 профессоров и преподавателей. Являясь важнейшим социальным институтом, высшее образование функционирует с целью удовлетворения общественных потребностей и реагирует на внутренние и внешние изменения и процессы (табл. 1).
28
Наука и образование
Таблица 1
Развитие высших учебных заведений Казахстана в 1990-2010 гг.
Показатель 1990/91 1995/96 2000/01 2004/05 2005/06 2006/07 2007/08 2008/09 2009/10
Число высших учебных заведений, ед. 55 112 170 181 181 176 167 143 148
Численность студентов, чел. 287 367 27 2715 440 715 747 104 775 762 768 442 717 053 633 814 610 264
Численность профессорско-преподавательского состава, чел. 21 955 31 990 29 577 42 333 43 382 42 788 41 207 37 814 39 155
Источник: [1].
При этом содержание высшего образования Республики Казахстан стремится к стандартам, вырабатываемым мировой наукой и техникой. Процессы глобализации требуют от высшей школы ориентации, учитывающей потребности в международной солидарности, универсализации содержания и технологий образования в условиях развития мировых информационных и коммуникационных систем, прежде всего Интернета.
Интернационализация высшего образования приобретает черты качественно нового этапа - интеграции, всемерного сближения национальных образовательных систем, их взаимодополняемости.
Таким образом, интеграция высшего образования в мировую систему - это объективно развивающийся процесс, в который можно пытаться не включаться, но который нельзя не замечать. Международное сотрудничество позволяет решить ряд актуальных задач [7, с. 6]:
□ соблюдение адекватности содержания и уровня высшего образования, отвечающего потребностям экономики, политики, социокультурной сферы общества;
□ выравнивание уровней подготовки специалистов в разных странах и регионах;
□ укрепление международной солидарности и партнерства в сфере высшего образования;
□ совместное использование знаний и навыков в разных странах и на разных континентах;
□ содействие развитию высших учебных заведений, особенно в развивающихся странах, в том числе с помощью финансирования из международных образовательных учреждений в целях развития высшего образования;
□ стимулирование общего повышения гибкости, охвата и качества высшего образования, способствующего устранению причин «утечки умов»;
□ поощрение конкуренции научных школ и образовательных систем в сочетании с академической солидарностью и взаимопомощью.
Бердыкулова Г.М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
29
В Европейском союзе разрабатывается и осуществляется целостная политика в области высшего образования, формируются наднациональные институты координации и управления. Эти процессы закономерно привели политиков ЕС к созданию Болонской декларации и инициированию Болонского процесса. Суть декларации точно отражает конкретные задачи преобразований, сформулированные для стран-участниц процесса на ближайшие годы. Основные из них [5, с. 10]:
1. Принятие системы общепонятных и легко сопоставимых документов о высшем образовании, важной частью которой явится единое Приложение к диплому.
2. Переход на многоуровневую систему высшего образования, в основе которой лежат два цикла (уровня) подготовки.
3. Внедрение общей системы учебных зачетных кредитов. Была принята хорошо зарекомендовавшая себя Европейская система трансферта кредитов (ECTS). Система кредитов должна применяться также и для послевузовских дополнительных форм образования.
4. Развитие европейского сотрудничества в сфере обеспечения качества высшего образования в рамках сопоставимых критериев и методов, внедрение децентрализованных механизмов аккредитации учебных учреждений и программ.
Единое образовательное пространство должно позволить национальным системам образования европейских стран взять самое лучшее, что есть у партнеров, за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами Европы. В результате единая Европа приобретет большую привлекательность на мировом «образовательном рынке».
Для обеспечения «гармонизации» национальные системы высшего образования должны стать «прозрачными», максимально сравнимыми, что может быть достигнуто за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.
В последние два десятилетия Казахстан активизировал международное сотрудничество в сфере высшего образования. Интеграция системы высшего образования страны в мировое образовательное пространство - один из долговременных стратегических приоритетов республики. Подписано значительное количество двусторонних межправительственных договоров о сотрудничестве с высшими школами зарубежных стран, существенно возросло число прямых договоров с зарубежными университетами.
30
Наука и образование
Важным направлением развития системы высшего и послевузовского образования является ее приближение к мировым стандартам путем присоединения отечественного высшего и послевузовского образования к Болонскому процессу.
Казахстанская система высшего и послевузовского образования осуществила переход на трехступенчатую модель подготовки кадров: бакалавр -магистр - доктор PhD. В связи с принятием нового Закона Республики Казахстан «Об образовании» (2007 г.) магистратура, как и во многих странах, выведена на послевузовский уровень образования. В образовательный процесс высших учебных заведений внедрена кредитная технология обучения, которая призвана обеспечить академическую мобильность студентов и преподавателей, признаваемость отечественных образовательных программ и академических степеней в международном образовательном пространстве, направлена на усиление самостоятельной работы студентов. Кредитная технология обучения имеет накопительный характер, означающий, что каждый последующий уровень образования будет перезасчитывать ранее освоенные программы и кредиты.
С 2005/2006 учебного года обучение в высших учебных заведениях переориентировано на компетентностную модель подготовки специалистов. В основные положения государственных общеобязательных стандартов образования внесены соответствующие коррективы, определены группы ключевых компетенций, структурно унифицированы образовательные программы.
По своей сути компетентностная модель ориентирует процесс обучения на потребности рынка труда и ожидания работодателей. В связи с этим к разработке стандартов и образовательных программ привлекаются работодатели, крупные компании, организации.
Дальнейшее развитие получает система контроля качества образовательных услуг. Начата работа по переходу от системы контроля качества образования к системе обеспечения качества образования, важным инструментом которой является аккредитация.
В соответствии с новым Законом Республики Казахстан «Об образовании» правовое закрепление получила аккредитация организаций образования. Согласно международным принципам в Казахстане предусматривается внедрение общественно-профессиональной аккредитации высших учебных заведений. Планируется ведение международной модели аккредитации высших учебных заведений, которая включает институциональную и специализированную (профессиональную) аккредитацию и основными принципами которой являются добровольность, независимость и объективность.
Концепции высшего образования нового столетия стремительно обновляются в связи с переходом мировой экономики на уровень так называемой «экономики, основанной на знаниях». Революция в сферах мировой экономики привела к тому, что время жизни товара на мировом рынке резко со-
Бердыкулова Г.М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
31
кращается и становится сравнимым со временем его создания; конкуренция переносится в научную сферу - кто быстрее разработает и внедрит в производство новый товар; наука и творчество обретают ведущую роль в развитии экономики; организации нанимают нестандартных, творчески мыслящих специалистов высокой квалификации.
Соответственно в мире высшего образования складывается новая учебная культура. Экономический рост в отраслях, основанных на знаниях, значительно превышает темпы общего экономического роста. В перспективе процессов глобализации и информационной революции традиционные цели образования высшей школы быстро устаревают. Наступление автоматизированных и коммуникационных технологий как объективное проявление торжества научного прогресса приводит к тому, что традиционные профессии теряют идентификацию, мутируют как краткосрочные «пакеты компетенций». Изменяются требования к компетенциям выпускников вуза. Сегодня это, по меньшей мере:
1) умение работать с персональным компьютером (ПК) на трех уровнях - редакторские, сетевые и профессиональные программы;
2) знание одного-двух иностранных языков;
3) приобретение менеджерских навыков, владение основами маркетинга;
4) становление специалиста после сдачи квалификационных экзаменов по специальности (в Казахстане, СНГ квалификационные экзамены не были предусмотрены).
Новая мировая образовательная парадигма предполагает [5, с. 24]:
1) переход от традиционной модели просвещения к модели развития компетентности в системе подготовки специалистов нового поколения;
2) формирование самостоятельной, ответственной и социально мобильной личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации в профессиональной и личной жизни;
3) создание новых знаний в процессе инновационной образовательной деятельности;
4) «LLL» (lifelong learning) - «Образование длиною в жизнь»;
5) коллективное овладение четырьмя жизненно важными умениями человека ХХ! в., сформулированными ЮНЕСКО как «уметь учиться, уметь трудиться, уметь жить, уметь жить вместе» (Ж. Делор).
Отличительными чертами информационного общества являются:
□ увеличение роли информации и знаний в жизни общества;
□ возрастание доли информационных коммуникаций, продуктов и услуг в валовом внутреннем продукте;
□ создание глобального информационного пространства, обеспечивающего:
а) эффективное информационное взаимодействие людей;
б) доступ к мировым информационным ресурсам;
32
Наука и образование
в) удовлетворение их потребностей в информационных продуктах и услугах.
Глава государства республики предложил национальный проект «Интеллектуальная нация-2020». Его главная цель - воспитание казахстанцев в новой формации, превращение Казахстана в страну с конкурентоспособным человеческим капиталом. Он поставил три крупные задачи [2]:
□ инновационное развитие системы образования, направленной не только на получение новых знаний, но и способной создавать новые знания как основное требование экономики знаний. Самым ценным сегодня становятся креативное мышление, умение перерабатывать знания, рождать новые решения, технологии и инновации. «Для этого нужны новые методики, новые формы преподавания, новые специалисты», - пояснил он;
□ реализацией проекта, по словам главы государства, должна стать информационная революция. «В этой сфере мы серьезно отстаем», - подчеркнул Н. Назарбаев. В частности, президент предлагает «создать на базе парка информационных технологий под городом Алма-Ата крупный региональный университет с участием ведущих вузов, с привлечением лучших специалистов из-за рубежа»;
□ духовное воспитание молодежи. «Нужно учитывать воздействие процессов глобализации, которым мы должны противопоставить укрепление национально-культурных ценностей, нравственности молодого поколения».
Сравнительный анализ данных The Global Information Technology Report 2009-2010 показывает следующее (табл. 2).
Таблица 2
Сравнительный анализ технологичности Казахстана и отдельных стран мира
Показатель Ед. измерения Казах- стан США Ма- лайзия Китай Россия Киргизия
ВВП на душу населения (ППС) Амер. долл. 11434,49 47439,93 14081,5 5970,29 15947,94 2184,72
Население Млн 15,67 304,06 26,9 1325,4 141,8 5,28
Абоненты мобильной телефонной связи На 100 человек 96,06 86,79 102,59 47,95 141,11 62,69
Пользователи Интернета На 100 человек 11 74 55,8 22,28 32 15,7
Скорость Интернета Мбит/сек. на 10 тыс. чел. 7,08 111,22 23,73 4,79 5,71 1,11
Место в рейтинге 134 стран - 68 5 27 37 80 123
Источник: [6, р. 319-321].
Бердыкулова Г.М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
33
Из данной таблицы видно, что Казахстан занимает среди сравниваемых стран:
□ третье место по показателю: скорость Интернета;
□ четвертое место по показателям:
а) ВВП на душу населения (ППС);
б) абоненты мобильной телефонной связи;
в) место в рейтинге 134 стран;
□ пятое место по показателям:
а) население;
б) пользователи Интернета.
Согласно The Global Information Technology Report 2009-2010 среди прочих отмечены такие сильные стороны Казахстана, как прием в высшие учебные заведения, возможности для инноваций, понимание правительством важности информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для будущего развития страны.
В то же время из данных Агентства по статистике Республики Казахстан следует, что объем произведенной промышленной продукции (товаров, услуг) в секторе ИКТ в 2008 г. составил 26 005 млн тенге или 173,4 млн долл. США, что составляет 16% ВВП и 26% объема промышленного производства Республики Казахстан.
Кроме низкой инновационной составляющей экономики имеется проблема информационного неравенства. Для ее снижения была принята Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 гг. [3], которая предполагала выполнение следующих задач по достижению 20%-ного уровня компьютерной грамотности населения и пользователей сети Интернет в Казахстане:
□ создание благоприятных условий для эффективного использования в повседневной жизни сети Интернет не менее 20% населения Казахстана;
□ повышение социальной и экономической значимости информационных ресурсов в жизни населения Казахстана.
Реализация вышеперечисленных задач видится в выполнении следующих мероприятий:
□ в совершенствовании нормативного правового обеспечения;
□ подготовке преподавателей для обучения населения компьютерной грамотности;
□ методическом обеспечении процесса обучения населения компьютерной грамотности по дистанционной и очной формам обучения;
□ обучении населения компьютерной грамотности;
□ создании системы мониторинга и проведении периодического анализа реализации программы;
34
Наука и образование
□ снижении тарифов на доступ в Интернет и обеспечении населения доступной по цене компьютерной техникой;
□ подготовке отечественных ИТ-специалистов;
□ формировании заинтересованности граждан в освоении информационно-коммуникационных технологий;
□ формировании общественной поддержки выполнения мероприятий программы на государственном и русском языках.
Важным направлением в программе снижения информационного неравенства в Республике Казахстан является подготовка высококвалифицированного отечественного кадрового потенциала в сфере ИКТ.
Задачи данного направления - уточнение и расширение номенклатуры специальностей в сфере ИКТ, адекватной потребностям рынка, совершенствование фундаментальной подготовки специалистов и педагогических кадров в области ИКТ, развитие научного потенциала Казахстана в сфере ИКТ, интеграция высшего образования и науки в сфере ИКТ, совершенствование учебных программ по ИКТ в школах и вузах, повышение роли ИКТ в жизни учащихся школ и вузов, создание благоприятных условий для сотрудничества учреждений профессионально-технического и высшего образования с софтверными компаниями и производителями компьютерной техники.
С целью сокращения отставания темпов подготовки ИТ-специалистов от роста потребностей отечественной ИТ-отрасли, а также повышения уровня квалификации и подготовки специализированных ИТ-кадров (тестировщиков, аналитиков и менеджеров ИТ-проектов и прочих компьютерных специальностей) предполагается реализация следующих мероприятий:
□ создание учебно-консалтингового центра дистанционного и очного обучения в области информационных технологий и менеджмента;
□ организация казахстанского информационно-образовательного интернет-университета информационных технологий;
□ развитие международного сотрудничества с ведущими образовательными, тренинговыми организациями в сфере ИКТ.
Успешная реализация программы позволит Казахстану достичь следующих показателей:
□ компьютерной грамотности населения Казахстана не ниже 20%, который на 15,7% должен превысить предыдущий показатель;
□ пользователей Интернета в Казахстане не ниже 20% общей численности населения;
□ повышения профессиональных качеств отечественных ИТ-специалистов;
□ наполнения актуальной и познавательной информацией казахстанского сегмента сети Интернет;
Бердыкулова Г.М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
35
□ обеспечение населения доступной по цене компьютерной техникой и недорогими тарифными планами пользования сетью Интернет;
□ активизации населения Казахстана, направленной на максимальное пользование услугами «электронного правительства».
Достижение этих показателей должно способствовать развитию информационной инфраструктуры общества и подготовке Казахстана к переходу от индустриального общества к постиндустриальному (информационному) обществу.
В сфере информатизации образования поставлена цель - внедрить систему электронного обучения e-learning. Ее суть - сформировать основы информационного и научно-методического обеспечения развития образования и создать отраслевую информационную систему для эффективного управления объектами образования и учебными процессами. Следующие мероприятия выполнены или намечены к выполнению:
1. Подготовлена нормативная правовая основа системы электронного обучения.
2. Развита технологическая инфраструктура организаций образования.
3. Организации образования подключены к широкополосному доступу в Интернет с пропускной способностью от 4 до 10 Мбит/сек.
4. Внедрена автоматизация учебного процесса (электронное планирование, электронные журналы, электронные библиотеки, электронные учительские, SMS-оповещения родителей и т.д.).
5. Организации образования имеют доступ к электронным библиотекам и мировым образовательным ресурсам.
6. Организации всех уровней образования оснащены кабинетами и лабораториями новой модификации, производственными виртуальными лабораториями.
7. Получат развитие цифровые образовательные ресурсы. Создана система подготовки и повышения квалификации педагогических кадров в сфере информационно-коммуникационных технологий.
8. Действуют цифровые школы мирового уровня.
Казахстан стремится обеспечить участие в международных исследованиях качества образования PISA, TIMSS, PIRLS, TIMSS ADVANCED, TEDS-M, ICILS. Для этого предполагается регулярное участие в международных сравнительных исследованиях по оценке качества школьного образования, таких как PISA - оценка математической грамотности и грамотности чтения и естествознания 15-16-летних учащихся, TIMSS - оценка качества математического и естественно-научного образования учащихся 4-х и 8-х классов, PIRLS -сравнение уровня и качества чтения, понимания текста учащимися начальной школы в странах мира, TIMSS ADVANCED - оценка математической и естест-
36
Наука и образование
венно-научной (физика) грамотности учащихся 11-х классов в школах (классах) с углубленным изучением этих предметов, TEDS-M (Teacher Education and Development Study in Mathematics) - оценка качества профессионального образования учителей математики начального и среднего звена средней школы, ICILS (International Computer and Information Literacy Study) - оценка компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов.
Стратегическими целями технического и профессионального образования (ТиПО) в Казахстане на период до 2020 г. являются [2]:
□ создание эффективной системы ТиПО, интегрированной в мировое образовательное пространство;
□ признание работодателями высокого качества знаний и навыков выпускников организаций ТиПО;
□ внедрение Национальной квалификационной системы, признаваемой внутренним и внешним рынком труда;
□ создание нормативных правовых условий выбора студентом поставщика образовательных услуг по подготовке кадров независимо от формы собственности;
□ обеспечение гибкости образовательных программ с учетом изменений требований рынка труда.
Для развития эффективной ТиПО, интегрированной в мировое образовательное пространство, к 2015 г. намечено обновить стандарты, учебные планы и программы ТиПО, соответствующие требованиям рынка труда, и участие работодателей в работе отраслевых и региональных советов по развитию ТиПО и подготовке кадров.
Для достижения качества высшего образования Казахстана, соответствующего лучшим мировым практикам в области образования, и приведения системы высшего образования Казахстана в соответствие с наиболее конкурентоспособными системами высшего образования к 2020 г. предполагается:
□ довести качество высшего образования Казахстана до соответствия лучшим мировым практикам в области образования;
□ система высшего образования должна стать открытой, прозрачной и подотчетной;
□ 14% университетов пройдут международную специализированную и институциональную аккредитацию признанных агентств;
□ выпускники высшей школы Казахстана должны быть востребованы работодателями (90% выпускников должны быть трудоустроены в течение трех месяцев после окончания университетов);
□ два вуза Казахстана должны быть отмечены в рейтинге лучших мировых университетов;
□ механизм выборности ректоров во всех аккредитованных вузах.
Бердыкулова Г.М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
37
К 2015 г. намечено:
1. Систему высшего образования Казахстана привести в соответствие с наиболее конкурентоспособными системами высшего образования.
2. «Назарбаев-университет» должен выпускать высокопрофессиональных специалистов и молодых ученых.
3. Система высшего образования в Казахстане должна стать транспарентной на всех уровнях. Разработан и внедрен механизм искоренения коррупции.
4. 10% университетов пройдут международную специализированную аккредитацию.
5. 50% казахстанских вузов получат независимую национальную институциональную аккредитацию по международным стандартам.
6. Будет создан и внедрен механизм гибкого реагирования образовательных программ вузов страны на потребности рынка труда.
7. Будут разработаны механизмы для успешного трансферта технологий исследовательскими центрами при университетах.
8. Должна быть создана национальная инновационная система для реализации определенных направлений научных исследований на основе существующих университетов.
9. Один вуз Казахстана будет отмечен в рейтинге лучших мировых университетов.
10. Значительно снизится уровень коррупции.
11. Будет внедрена и развита система оценки уровня владения казахским языком - КазТЕСТ.
В рамках Болонского процесса будут выполнены обязательные, рекомендательные и факультативные параметры. При трехуровневой системе магистратура и докторантура станут послевузовским уровнем высшего образования.
Выполнение параметров Болонского процесса включает комплексный подход к модернизации различных компонентов, вовлеченных в разработку образовательной политики, таких как управление, финансирование, содержание образования, методы преподавания, оценка качества образования и знаний студентов. Развитие каждого из этих компонентов направлено на соответствие европейским стандартам. Для решения вопросов по присоединению к Болонскому процессу будут приняты соответствующие организационные меры: предоставлена академическая свобода вузам, для чего все высшие учебные заведения, прошедшие национальную аккредитацию, соответствующую международной, принимают самостоятельные решения по осуществлению образовательной деятельности по соответствующим образовательным программам [5, с. 59].
38
Наука и образование
Для изменения сегодняшней ситуации, когда Министерство образования и науки Республики Казахстан является разработчиком политики, провайдером и регулятором услуг, существующая система оценки качества будет выведена из состава Министерства образования и науки Республики Казахстан и определена в качестве независимой организации или агентства. Будет осуществлен постепенный переход от государственной аттестации к независимой общественно-профессиональной аккредитации. Получит развитие замена государственной аттестации международной аккредитацией. Вузы, прошедшие международную аккредитацию в признанных международных агентствах, будут освобождены от государственной аттестации с правом выдачи диплома собственного образца. Будет создана сеть независимых аккредитационных агентств для оценки качества высшего образования. По окончании процесса аккредитации информация о вузах станет доступной широкой общественности.
Оценка качества высшего образования будет реализовываться через составление объективных независимых рейтингов вузов и носить общественный характер. В составлении рейтингов примут участие студенты, работодатели, неправительственные организации. Процесс оценки высших учебных заведений станет транспарентным, процесс лицензирования объективен и открыт, будет проводиться с участием общественности.
Рейтинговая система станет определяющим фактором для студентов и потенциальных работодателей, но не в целях распределения ресурсов. В разработке, реализации и оценке образовательной политики примут участие все заинтересованные стороны. Будет обеспечено качество высшего образования, которое позволит программам казахстанских высших учебных заведений проходить международную аккредитацию.
Установлены критерии оценки деятельности вузов участниками образовательного процесса в соответствии с европейскими требованиями. 50% вузов к 2015 г. пройдут национальную институциональную аккредитацию. 14% вузов пройдут международную специализированную и институциональную аккредитацию в признанных зарубежных аккредитационных агентствах.
К 2020 г. намечено сформировать эффективную систему обучения в течение всей жизни посредством различных форм обучения (дистанционного обучения, краткосрочных курсов переквалификации, системы ТиПО). К 2015 г. предполагается создать условия для обучения в течение всей жизни независимо от возраста, уровня образования и профессиональной квалификации.
В Казахстане комплексно изучена, разработана и внедрена система обучения в течение всей жизни. Одним из путей реализации обучения в течение всей жизни станет создание механизма стимулирования частного сектора для активного привлечения работодателей. Созданный механизм предусматривает предоставление специальных учебных отпусков или субсидий для сотруд-
Бердыкулова Г.М. Высшая школа Республики Казахстан: развитие в направлении международной интеграции и информатизации
39
ников, включая специалистов старшего возраста и низкооплачиваемых категорий.
Работодатели привлекаются к софинансированию учебных программ и выработке гибких схем, позволяющих каждому работнику участвовать в непрерывном образовании. ТиПО ориентировано на взрослое население, предоставляя возможность переподготовки незанятого населения.
Необходимо отметить, что намечаемые планы в Казахстане воплощаются в действительность. Так, наша страна стала 47-й страной, присоединившейся к Болонскому процессу в этом году. А также на базе парка информационных технологий «Алатау сити» создан и функционирует с 2009 г. первый Международный университет информационных технологий в Казахстане (МУИТ), предложенный Программой снижения информационного неравенства в Республике Казахстан.
МУИТ обучает по IT-направлениям: информационные системы, вычислительная техника и программное обеспечение, информатика, радиотехника, электроника и телекоммуникации, математическое и компьютерное моделирование, IT-менеджмент, IT-финансы и IT-журналистика.
АО МУИТ - это отраслевой вуз страны, готовящий IT-специалистов для обеспечения нужд отрасли, способных отвечать вызовам отечественной инновационной стратегии Казахстана - его вывода в число стран с высокой конкурентоспособностью.
Ключевым партнером университета в образовательном процессе является бизнес-школа iCarnegie, структурное подразделение университета Carnegie Mellon со своими десятью образовательными модулями в области программного обеспечения, после окончания которых наши выпускники будут универсальными сертифицированными IT-специалистами, имеющими возможность найти работу в любой стране мира.
Выбранный партнер гармонично сочетает академизм образования с проблемами управления бизнес-процессами разных отраслей, в том числе в робототехнике и нанотехнологиях. При его участии университет дает образование, позволяющее выпускникам быстро встраиваться в любые производственные процессы и интегрироваться в разные системы управления. Университет отличает высокое техническое оснащение. Образовательный процесс обеспечен современными ПК и лицензионными программами. С начальных курсов обучения студенты имеют возможность участвовать в практических разработках и лабораторной деятельности, иметь опыт общения с мировыми гуру отрасли.
40
Наука и образование
Литература
1. Агентство Республики Казахстан по статистике: официальный сайт. URL: http://www.stat.kz
2. Национальный проект «Интеллектуальная нация - 2020»: Электронная презентация. URL: http://www.comport.kz/forum/download/file.php?id=6444
3. Программа снижения информационного неравенства в Республике Казахстан на 2007-2009 годы. URL: http://www.nci.kz/tmp/ru.htm
4. Рахимбек Х.М. Высшее образование. Организация обучения в системах высшего образования зарубежных стран // Основные тенденции развития образования в мире и пути модернизации системы образования Казахстана: Сб. статей / МОН РК, КАО им. Ы. Алтынсарина. - Астана, 2004. С. 63-70.
5. Реформирование высшего образования в Казахстане и Болонский процесс: информационные материалы для практических действий. - Алма-Ата, 2009.
6. The Global Information Technology Report 2009-2010. ICT for Sustainability / INSEAD, World Economic Forum. URL: http://www.ifap.ru/library/book466.pdf
7. World Guide to Higher Education. A comparative survey of systems, degrees and qualifications / UNESCO. - Paris, 1996.