их воплощения с помощью образных средств; образность, которая выявляется в богатстве (разнообразии), точности, целесообразности использования средств создания художественного и речевого образа, использования интонационных средств выразительности.
В результате экспериментального исследования было установлено существование взаимосвязи между речетворческими проявлениями детей в разных видах художествен-
ной деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, литературно-речевой), обусловленной общим уровнем творческой направленности личности, ее эмоциональности, уровнем когнитивной, речевой и литературоведческой осведомленности и умелости. Экспериментально подтверждено существование зависимости между уровнем литературоведческой подготовки и развитием речетворческой деятельности.
development of a speech creative activities in preschool childhood
N.V. Gavrish
doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of Preschool and Primary
Education
of the Lugansk National University after T. Shevchenko, academician of the International Teacher's Training Academy of Science
Speech creative activities as one of the kinds of creative activity consists in submission of different types of communication statements, in which a child reflects his/herfeelings, ideas, impressions, imaginary images, inspired by artistic works and perception of the surrounding world. Certain conditions are necessary for preschoolers' speech creative activities formation. Author of the article believes that the most important means of its formation is the art word, which gives a child the best examples of the literary language, evokes vivid images of art, causes bright emotional experience, deep feelings and encourages him/her to active independent creative activity.
Key words: speech creative activities, communication statements, the art word, literary speech, works of art, perception of the surrounding world.
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Н.Г. Смольникова
доктор педагогических наук, профессор Педагогического института Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск) академик Международной академии наук педагогического образования
E-mail: oxu@bk.ru
Развитие устной связной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников письменной связной монологической речи. Монологическую речь характеризует развернутость, четкость и взаимосвязь отдельных частей текста. Одной из важнейших ее черт является произвольность, осознанность. Говорящий должен уметь последовательно, связно излагать содержание, правильно его словесно оформлять. Монологическая речь является организованным видом речи, поэтому она требует специального воспитания.
Ключевые слова: связная речь, языковые представления, типы текста, средства связи, письменная связная монологическая речь.
Развитие устной связной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников письменной связной монологической речи.
Монологическую речь характеризует развернутость, четкость и взаимосвязь отдельных частей текста. Одной из важнейших ее черт является произвольность, осознанность. Говорящий должен уметь последовательно, связно излагать содержание, правильно его словесно оформлять. Монологическая речь является организованным видом речи, поэтому она требует специального воспитания. В старшем дошкольном возрасте дети в естественном речевом общении, как показывают исследования, употребляют смешанные конструкции, а не чистые речевые формы. Учеными были выявлены и определены три способа сочетания текстовых форм: описание + повествование, повествование + описание, рассуждение + описание.
Психологами и лингвистами были выявлены три механизма связи блоков в тексте: сцепление, повтор, следование. Выделены внутритекстовые типы связи, такие их формы, как использование союзных слов, цепная связь (местоименная, лексический повтор, синонимическая замена), лучевая связь, параллелизм, порядок следования предложений и др. Представленные формы и способы построения высказываний (текста) характерны и для старшего дошкольника.
Старший дошкольный возраст связан с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми. У детей в данном возрасте актуализируется потребность в общении, которая не всегда может быть удовлетворена. Возникает рассогласованность, несовпадение в желании сообщить увиденное, новое и неумение связно выразить в разных формах, интегрировать знания в таком сочетании, которое позволило бы раскрыть особенности и содержание объекта (явления, события) с разных сторон, в полной мере отразить закономерности построения каждого типа текста.
Как отмечает О.С. Ушакова, результат обучения связной речи зависит от многих причин. В первую очередь, от социальной среды, которая обеспечивает возможности для речевого общения. Речевая среда обла-
дает достаточно развивающими возможностями. Разнообразный словарь, грамматические конструкции, выразительные средства речи окружающих благотворно влияют на речь ребенка. Вместе с тем особенности монологической речи (типы, структура, средства связи) требуют специального обучения.
В науке вопросы развития монологической речи детей дошкольного возраста изучались в разных аспектах. Особое место занимает теоретическое обоснование содержания и методов обучения родному языку. Разработанные и используемые сегодня в практике приемы развития умений в построении монолога (рассказа) позволяют детям находить точные слова, правильно строить предложения и соединять их в логической последовательности в связный рассказ. При этом происходит постепенное, последовательное осознание своей речи, развивается произвольность речи, происходит вычленение ее компонентов, признаков.
В характеристике текста (монолога) выделяют две взаимосвязанные стороны- связность и цельность. Необходимо сделать эти признаки доступными пониманию детьми старшего дошкольного возраста, чтобы обеспечить произвольное овладение сложной формой монологической речи.
Как показали результаты констатирующего эксперимента, дети старшего дошкольного возраста способны определить тему, установить смысловые связи внутри текста. Дети используют в своих высказываниях формальные средства связи (преимущественно цепную связь, выраженную местоимениями, лексическим повтором, синонимами). У ряда детей старшей группы уже имеются представления о строении текста. Однако без специального обучения умение проводить анализ высказывания с точки зрения его связности и цельности развивается недостаточно эффективно. Вместе с тем складывающиеся у детей обобщенные приемы абстрагирования значимых признаков текста (начало, середина, конец) позволили нам усилить осознание этих признаков с помощью приемов моделирования.
Традиционно моделирование рассматривается как категория теории познания. По словам В.А. Штоффа, моделирование - это исследование каких- либо явлений, процес-
сов или систем объектов путем построения и изучения их моделей; это одна из категорий теории познания. Являясь средством получения новых знаний, моделирование представляет собой специфическое орудие опосредованного изучения объектов действительности. Язык, по утверждению А.В. Запорожца, выступает такой же реальной действительностью, которую воспринимает ребенок, действуя с ним и познавая его, как и любой другой предмет, и осознание языковой действительности возможно при условии накопления знаний, представлений о языке и его свойствах.
Исследователями установлено, что моделирование выполняет ряд функций, среди которых основной все же является познавательная.
Понятие «модель» является в настоящее время одной из важнейших научных категорий. В.А. Штофф дает такое определение: «Под моделью понимается такая мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение даст нам новую информацию об этом объекте».
Модель выполняет разные функции (по А.А. Леонтьеву): функцию схемы ориентировочной основы действия; функцию внешней опоры; выступает как заместитель объекта изучения. О собственно модели можно говорить только тогда, когда модель занимает структурное место объекта действия.
Дети работают с моделями для того, чтобы получить знание о действительности. Модели, используемые в обучении, различаются по видам средств, используемых при их построении. Выделяют три вида моделей: вещественные, графические и знаковые.
В экспериментальном обучении нами использовались в качестве модели структуры повествовательного текста серии сюжетных картинок, разные способы их предъявления, направленные на формирование умений выстраивать сюжетную линию, композиционно завершать текст. Развитие обобщающей и аналитической деятельности осуществлялось при обучении составлению плана текста путем построения пространственной модели. Постепенно в процессе работы с моделью приходили к пониманию того, что при нарушении какой-либо из частей модели будет нарушена ее целостность, а значит, и рассказ будет не полный, не связный. Использование моделирования позволило нам сформировать у детей понимание и осознание логики текста, обусловленность его частей, использовать эти знания в самостоятельном творчестве.
Разработанная в обучении методика, включающая анализ текста, применение модели, рассказывание по серии сюжетных картинок, оказала положительное влияние на развитие осознания собственного высказывания, на понимание значения каждого элемента структуры и использование этих знаний в самостоятельном творчестве.
development of coherent speech in senior preschool children
N.G. Smolnikova
doctor of pedagogical sciences, professor of the Pedagogical Institute of the East-Siberian State Academy of Education (Irkutsk), academician of the International Teacher's Training Academy of Science
Development of oral coherent monologue speech in preschool children lays the foundation for successful formation of a writing coherent monologue speech in pupils. Monologues are characterized by large-scale, clarity and interrelation of separate parts of a text. One of its most important features is the arbitrariness of consciousness. A speaker should be able to explain consistently and coherently the content, to register it correctly. Monologic speech is an organized view of speech, so it requires special education.
Key words: coherent speech, language of submission, text types, means of communication, writing communication monologic speech.