formation of communication competence of a person in the system of continuous education
E.A. Smirnova
doctor of pedagogical sciences, head of the Department of the Liberal Arts and Social Sciences of the Kineshemsk branch of the Moscow State Industrial University, member-correspondent of the International Teacher's Training Academy of Science
One of the most important principles of educational policy is the problem of students' professional competence formation, which is understood as integral characteristics of business and personal qualities of an expert. This characteristic reflects not only the level of knowledge, skills and experience necessary for professional activities, but also the level of socio-moral position of identity. Author of the article believes thatformation of communicative competence is the goal, task, and, the most of all, the problem of future experts preparation for any professional industry, which is of special relevance in the conditions of modernization of Russian education, science and production.
Key words: educational policy, professional competence of a person, professional activity, system of continuous education, training of future experts.
развитие речетворческой деятельности в дошкольном детстве
Н.В. Гавриш
доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольного и начального образования Луганского национального университета им. Т. Шевченко, академик Международной академии наук педагогического образования E-mail: [email protected]
Речетворческая деятельность как один из видов творческой деятельности заключается в составлении разных типов связных высказываний, в которых ребенок отражает свои чувства, представления, впечатления, воображаемые образы, навеянные художественными произведениями и восприятием окружающего мира. Для возникновения у дошкольников ре-четворческой деятельности необходимы определенные условия. Автор статьи считает, что наиболее важным средством ее формирования является художественное слово, которое дает ребенку лучшие образцы литературной речи, пробуждает яркие художественные образы, вызывает яркие эмоциональные переживания, глубокие чувства и побуждает их к активной самостоятельной творческой деятельности.
Ключевые слова: речетворческая деятельность, связные высказывания, художественное слово, литературная речь, художественные произведения, восприятие окружающего мира.
Особое место литературного речевого творчества среди других видов определяется уникальной ролью языка и речи в жизнедеятельности отельного человека, общества, человечества в целом. Речь - важнейший компонент разных видов творческой деятельности человека. Творчество связано с появлением собственного оригинального
замысла, отбором оригинальных средств и способов его реализации и созданием нового уникального творческого продукта. И участие речи в этом процессе независимо от содержания и предмета творческой деятельности трудно переоценить.
Вместе с тем речевое творчество - составление сказок, рассказов, стихотворений,
сценариев, игровых и театральных сюжетов - самостоятельный специфический вид художественного творчества, который находит воплощение в речи и является ярким показателем владения языком, достаточного уровня речевой компетентности, проявления желания и способности.
Становление творческой деятельности в дошкольный период детства исследователи рассматривают в тесной связи с развитием всех психических процессов ребенка, прежде всего творческого воображения, что связывается с переработкой во внутреннем плане существующих реальных связей, отношений, свойств объектов и явлений действительности; привнесением новых впечатлений в сознание и сменой представлений таким образом, что в результате возникает новый образ, какого раньше не было.
Традиции исследования проблемы развития словесного творчества дошкольников связаны с рассмотрением ее как одного из видов связного высказывания в условиях обучения родному языку. Исследователи отмечают, что к старшему дошкольному возрасту у детей формируется осознанное художественно-эстетическое восприятие литературных произведений, что проявляется в понимании содержания и идеи; развивается способность выделять и осмысливать выразительные средства языка произведения (А. Богуш, Л. Гурович, А. Запорожец, Н. Карпинская, Л. Стрелкова, О. Ушакова и др.). Вместе с тем составление творческого рассказа для большинства детей даже в старшем дошкольном возрасте представляет значительные трудности. Это проявляется в содержательной (бедность и неоригинальность собственного сочинения и потому частое копирование известных сюжетов, невыразительность повествования, нарушение логики текста) и формальной (структурные нарушения, ограниченность в использовании стилистических средств) характеристиках высказывания, что ученые объясняют низким уровнем литературоведческой подготовки детей, несформиро-ванностью у них представлений о жанровых, композиционных, языковых особенностях литературных и фольклорных произведений и неумением переносить полученные художественные представления в собственную речевую практику.
Творческая речевая деятельность возникает в дошкольном возрасте, который является сензитивным периодом для ее становления и актуализуется в ходе общения и активного познания ребенком окружающего мира.
На начальном этапе овладения речью творческий поход проявляется в освоении способов словотворчества и происходит преимущественно на лексическом уровне. К.И. Чуковский, который исследовал механизмы детского словотворчества, пришел к выводу, что ребенок создает новые слова не потому, что имеет конкретную задачу, а благодаря природной языковой чувствительности, характерной для дошкольников, которые, по точному замечанию выдающего знатока детской речи, находят, не ища, и создают новые слова для более точного речевого самовыражения.
Психологический механизм этого явления, по мнению ученых, заключается в созревании и последующем воплощении в словесных образах, выражениях, речевых оборотах ярчайших, непосредственно пережитых детских впечатлений. Момент перевода впечатлений и мыслей в словесную форму наступает в связи с ощущением ребенком потребности в вербализации полученного ранее опыта или же актуального состояния, когда другие средства самовыражения не отвечают конкретной ситуации. По определению В. Кудрявцева, словотворчество есть проявление детской мудрости, подготовленной всем ходом человеческой истории. Подчеркивая естественность новообразований в лексическом развитии детей, ученые не придают детскому словотворчеству особенного общественного и общечеловеческого значения. Они сходятся во мнении, что процесс словотворчества, который активно происходит преимущественно в раннем и дошкольном возрасте, является важным средством и условием полноценного психического, нормального речевого развития ребенка (Н. Астахова, М. Вовчик-Блакитная, Е. Крутий, П. Ламброзо, В. Хар-ченко, С. Цейтлин, Н. Юрьева и др.).
Постепенно с формированием определенного лексического запаса, расширением жизненного, художественного, речевого опыта ребенок выходит в речевом творчестве за пределы слова, словосочетания и начина-
ет самостоятельно создавать разнообразные монологические высказывания -фразы, над-фразовые единства, тексты. Ученые утверждают, что творческие проявления в детской речи в процессе активного овладения языком, который сопровождает разнообразную познавательную, художественную и другие виды деятельности, также являются естественным ходом, условием и одновременно результатом речевого развития (А. Богуш, Л. Ворошнина, Л. Калмыкова, Е. Крутий, Е. Негневицкая, Е. Савушкина, О. Ушакова, А. Шахнарович, В. Яшина и др.).
Для возникновения у дошкольников ре-четворческой деятельности необходимы определенные условия. Наиболее важным средством ее формирования является художественное слово, которое дает ребенку лучшие образцы литературной речи, пробуждает яркие художественные образы, вызывает яркие эмоциональные переживания, глубокие чувства и побуждает их к активной самостоятельной творческой деятельности.
Речетворческая деятельность как один из видов творческой деятельности заключается в составлении разных типов связных высказываний, в которых ребенок отражает свои чувства, представления, впечатления, воображаемые образы, навеянные художественными произведениями и восприятием окружающего мира.
Анализ специальных исследований дал возможность выделить качественные признаки речетворческой деятельности относительно ее процесса и результата. Это прежде всего особая чувствительность в восприятии окружающего, умение систематизировать полученный опыт и образовывать новые оригинальные комбинации представлений; умение находить слова, словосочетания, которые наиболее точно отображают конкретность образов, готовность к импровизации.
Среди важнейших характеристик речет-ворческой «продукции» ученые называют логичность, последовательность, связность, композиционную завершенность, самостоятельность (Л. Ворошнина, Э. Короткова, О. Ушакова, А. Шибицкая и др.). На наш взгляд, эти характеристики применимы лишь к тем текстам, которые составляются в процессе обучения творческому рассказыванию на занятиях, т. е. в ситуации организованного
обучения под непосредственным руководством со стороны взрослого. Однако известно, что речетворческая деятельность возникает и за пределами процесса обучения, сопровождая разные моменты жизни ребенка как реализация его потребности вербализовать свои впечатления, переживания, представления в разных типах связных высказываний. И поскольку процесс сочинительства в ситуации свободного творчества (в ходе игры, общения, экспериментирования и т. д.), как правило, не контролируется взрослыми, то и процессуально, и с точки зрения оценки сочиненного ребенком текста речетворческая деятельность несколько отличается от целенаправленного словесного творчества, составления творческих рассказов в условиях организованного обучения.
Обобщение материалов исследования дало возможность установить типы речет-ворческой деятельности старших дошкольников в условиях организованного обучения и свободного, самостоятельного словесного творчества. Основаниями для типологиза-ции были взяты: условия протекания, способы организации, вид деятельности, с которым словесное творчество соотносится и его адресная направленность.
В зависимости от условий протекания была выделена инициативная речетворче-ская деятельность, которая возникает исключительно по желанию ребенка в момент творческого вдохновения и словесное творчество в условиях организованного обучения. Первый тип характеризуют ориентированность на сам процесс творчества, одномоментность импровизации, возможное отсутствие отдельных этапов творческого процесса (в сравнении с творческим процессом мастера); второй - ориентированность на конечный результат, обязательное следование литературно-языковым нормам, многовариантность творческого решения, логическая последовательность этапов творческого процесса. Инициативная речетворческая деятельность, как мы уже отмечали, занимает большее место в жизни ребенка, нежели творчество в ситуации регламентированного обучения, как важнейшее, более естественное для ребенка средство самовыражения, самореализации, которое находит проявление в разных видах детской деятельности.
Педагогическое образование и наука, 2011, № 12 ™™—_
По способу организации были выделены коллективный, групповой и индивидуальный типы речетворческой деятельности. Причем проведенное лонгитюдное экспериментальное исследование показало, что наибольший эффект имеет использование в начале обучения творческому рассказыванию именно коллективной речетворческой деятельности. Даже младшие дошкольники были успешны в коллективном сюжетосложении, в то время как индивидуальное выполнение речетвор-ческих заданий вызывало существенные затруднения у старших дошкольников.
На основе сочетания речетворческой деятельности с разными типами художественной деятельности, в структуру которых она входила, были выделены изобразительно-речевой, музыкально-речевой, театрально-речевой и литературно-речевой типы, поскольку в каждом из них по-разному проявляются специфические особенности мотивации форм речет-ворческой деятельности, способов действия воображения, адресность, направленность творческого процесса. Существенным основанием для выделения типов речетворческой деятельности стало определение ее адресной направленности, на основе чего была рассмотрена моноигра (творческий процесс для себя) и презентация продукта своего творчества зрителям и слушателям.
Одним из важнейших составляющих ре-четворческой деятельности дошкольников является воображение, а способность создавать разнообразные художественные образы расширяет, развивает творческий потенциал ребенка, формирует эстетическое отношение к окружающему (Н. Батищева, Н. Веракса, Л. Выготский, М. Вовчик-Блакитная, В. Гло-цер, О. Дьяченко, Н. Поддьяков, Т. Рибо, С. Рубинштейш и т. д.).
Уровень речетворческой деятельности ребенка в значительной мере зависит и от качества художественно-эстетического восприятия, которое, в свою очередь, также углубляется в результате активной поисковой творческой деятельности, самостоятельных литературных проб дошкольника (Л. Гуро-вич, О. Запорожец, Н. Карпинская, Л. Стрелкова, О. Ушакова, А. Шибицкая и др.).
Словесное творчество - важнейший компонент художественно-речевой деятельности наряду с восприятием, воспроизведением,
исполнительской деятельностью. Речь принимает участие во всех этапах творческого процесса: создании замысла, поиске способов его реализации, уточнении, информации, стимулировании, поддержки сочинительства, на этапе оценки и соотнесения полученного результата с замыслом. Таким образом, мы рассматриваем речетворческую деятельность как стержень разных видов художественно-речевой деятельности.
На основе анализа научных подходов к определению критериев оценки продуктов словесного творчества дошкольников были определены критерии и показатели оценки уровней развития речетворческой деятельности, среди которых: отношение ребенка к ре-четворческой деятельности, о чем свидетельствует интерес ребенка к ней, желание фантазировать, придумывать различные истории, создавать связные высказывания, инициативность, самостоятельность, творческая активность; знание литературных и фольклорных произведений; наличие элементарных знаний о жанрах, композиционных и жанровых особенностях и средствах художественной выразительности; умение переносить эти знания в самостоятельную речетворческую деятельность, умение воспринимать литературные произведения в единстве содержания и художественной формы; речевая компетентность, о которой свидетельствует владение разными типами высказываний: в описании - умением последовательно передавать признаки предмета или объекта с помощью наиболее точных для конкретной ситуации слов, логическое единство предложений; в повествовании - полнота описания событий, соблюдение логической последовательности; в рассуждениях - доказательность, обоснованность, убедительность доводов, а также содержательность, целесообразное использование языковых средств сообразно ситуации; креативность, показателями которой являются общая творческая направленность личности, способность создавать свой сюжет, оригинальность замысла, готовность к многовариантному разрешению творческого задания, свобода комбинирования представлений, разнообразие языковых средств воплощения образа, чувствительность к необычному и избирательность выделения в окружающем объектов или отдельных сторон для последующего
их воплощения с помощью образных средств; образность, которая выявляется в богатстве (разнообразии), точности, целесообразности использования средств создания художественного и речевого образа, использования интонационных средств выразительности.
В результате экспериментального исследования было установлено существование взаимосвязи между речетворческими проявлениями детей в разных видах художествен-
ной деятельности (изобразительной, музыкально-ритмической, литературно-речевой), обусловленной общим уровнем творческой направленности личности, ее эмоциональности, уровнем когнитивной, речевой и литературоведческой осведомленности и умелости. Экспериментально подтверждено существование зависимости между уровнем литературоведческой подготовки и развитием речетворческой деятельности.
development of a speech creative activities in preschool childhood
N.V. Gavrish
doctor of pedagogical sciences, professor, head of the Department of Preschool and Primary
Education
of the Lugansk National University after T. Shevchenko, academician of the International Teacher's Training Academy of Science
Speech creative activities as one of the kinds of creative activity consists in submission of different types of communication statements, in which a child reflects his/herfeelings, ideas, impressions, imaginary images, inspired by artistic works and perception of the surrounding world. Certain conditions are necessary for preschoolers' speech creative activities formation. Author of the article believes that the most important means of its formation is the art word, which gives a child the best examples of the literary language, evokes vivid images of art, causes bright emotional experience, deep feelings and encourages him/her to active independent creative activity.
Key words: speech creative activities, communication statements, the art word, literary speech, works of art, perception of the surrounding world.
развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста
Н.Г. Смольникова
доктор педагогических наук, профессор Педагогического института Восточно-Сибирской государственной академии образования (г. Иркутск) академик Международной академии наук педагогического образования
E-mail: [email protected]
Развитие устной связной монологической речи у детей дошкольного возраста закладывает основы успешного формирования у школьников письменной связной монологической речи. Монологическую речь характеризует развернутость, четкость и взаимосвязь отдельных частей текста. Одной из важнейших ее черт является произвольность, осознанность. Говорящий должен уметь последовательно, связно излагать содержание, правильно его словесно оформлять. Монологическая речь является организованным видом речи, поэтому она требует специального воспитания.
Ключевые слова: связная речь, языковые представления, типы текста, средства связи, письменная связная монологическая речь.