УДК 32:316.77 Аспирант Д.Э. Сысоев
(Воронеж. гос. арх.-строит. ун-т) кафедра экономики и основ предпринимательства. тел. (473) 271-54-00 E-mail: [email protected]
Graduate D.E. Sysoev
(Voronezh state university of architecture and civil engineering) Department of economics and the basics of entrepreneurship. phone 473) 271-54-00 E-mail: [email protected]
Развитие строительной отрасли России на основе механизма дорожных карт
Development of the construction industry in Russia on the basis of the mechanism of road maps
Реферат. В настоящее время для развития строительной отрасли в России активно применяется инструментарий дорожных карт, направленных на реализацию мероприятий по улучшению условий ведения бизнеса в отрасли. Их исполнение сталкивается с рядом препятствий, причиной которых является недостаточный учет рисков. В результате эффективность планов мероприятий существенно отличается от запланированных показателей. При реализации дорожных карт в сфере строительства возникает множество рисков, главными из которых являются: риски недостаточного научно-методического обеспечения, стра-новые риски, региональные риски, отраслевые, социальные и другие виды рисков. Одними из главных в настоящее время являются правовые риски, так как необходимое для реализации дорожной карты законодательное обеспечение зачастую отсутствует, а его принятие или изменение существующих норм задерживается. Только обоснованное управление данными категориями рисков позволит достичь запланированных положительных изменений в строительстве. Можно сделать выводы о том, что реализуемая дорожная карта в строительстве является концептуально новым инструментом решения накопившихся в отрасли проблем. Произведенное исследование показывает довольно высокие показатели эффективности реализации дорожной карты в отношении конкретных проектов на региональном уровне. Однако высокая вероятность недостижения заложенных целей ввиду недостаточного учета рисков может значительно ухудшить запланированные результаты.
Summary. Currently, the construction industry in Russia is actively used tools road maps aimed at the implementation of measures to improve the business environment in the industry. Their implementation faces a number of obstacles arising from the inadequate accounting risks. As a result, the effectiveness of action plans is significantly different from the planned indicators. When implementing the road maps in the construction sector there are many risks, chief among which are: the risks of insufficient scientific support, the country risks, regional risks, industry, social and other types of risks. One of the main currently are legal risks, as required for the implementation of the road map legislative support is often lacking, and its adoption or amendment of existing rules is delayed. Only the sound management of these categories of risk will achieve positive changes in the planned construction. We can conclude that the road map implemented in the construction of a conceptually new tool in solving accumulated problems in the industry. Produced research shows quite high efficiency implementation of the roadmap for specific projects at the regional level. However, the high probability of failure inherent goals due to insufficient account of risks can significantly degrade the planned results.
Ключевые слова: дорожные карты, строительная отрасль, риски, улучшение предпринимательского климата.
Keywords: road maps, the construction industry, the risks, improving the business climate.
Одним из важнейших механизмов воздействия на строительную отрасль в ближайшие годы станет разработка и реализация планов мероприятий (дорожных карт). Дорожные карты в сфере строительства [1] направлены на снижение административной нагрузки на организации, которые вынуждены получать избыточное количество согласований в ходе осуществления строительства, а именно:
-сокращение количества процедур, необходимых для реализации инвестиционно-строительных проектов;
- сокращение совокупного времени прохождения всех административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов;
—снижение расходов, необходимых для прохождения всех административных процедур при реализации инвестиционно-строительных проектов;
—развитие рынка аренды жилья.
© Сысоев Д.Э., 2014
В результате эффект должно ощутить и население за счет увеличения объема вводимого жилья и снижения стоимости. Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в Российской Федерации «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства» [1] содержит развернутый план осуществления мероприятий. При этом уже сейчас можно утверждать, что большинство из запланированных мероприятий реализовано не было, столкнувшись с широким спектром проблем. Можно сделать вывод о том, что в ходе разработки дорожной карты были недостаточно проработаны риски и препятствия ее реализации. Запланированный на 2012 год «эффект быстрых побед» себя не оправдал, изменения происходят достаточно медленно.
Правительством Российской Федерации регулярно выпускаются распоряжения «О мониторинге и контроле реализации плана мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», которые призваны отслеживать текущие изменения, протекающие в ходе реализации [2, 3].
В настоящее время в качестве значимых недостатков применения дорожных карт в строительстве следует назвать отсутствие разработанной системы рисков, что может вызвать серьезные сложности в ходе реализации планов мероприятий. Риски, связанные с реализацией дорожных карт в строительстве, можно разделить на множество категорий.
Одним из основных является риск недостижения заложенных в дорожную карту показателей, который уже проявляется в настоящее время. Приведенные выше данные показывают, что значительная часть мероприятий не был реализована. В результате эффект от дорожной карты будет отличаться от запланированного. Также в настоящее время присутствует риск неверно выбранной базы для оценки итогов реализации дорожной карты, так как целевые показатели рейтинга «DomgBusmess» [4] не являются единственно возможными.
Риск недостаточного научно-методического обеспечения разработки и реализации дорожной карты особенно на начальной стадии использования этого механизма в России также является довольно значительным. Несмотря на то, что научные работы в данном направлении имеются, объективно, их количество и качество в настоящее время не соответствует тому огромному масштабу воздействий, на которые нацелены дорожные карты. Риски недостаточного научно-технического обеспечения характеризуют довольно неординарную ситуацию, когда в России дорожные карты стали активно применяться, несмотря на то, что научного
обеспечения такого механизма в отечественной науке явно недостаточно.
В ходе реализации дорожной карты должны быть учтены организационные риски, связанные с тем, что в их осуществлении принимает большое количество заинтересованных лиц из органов власти, бизнеса, общественности и др. В таких условиях координация и гармонизация деятельности приобретает определяющее влияние. Нельзя исключать риски возникновения бюрократии и коррупции.
Страновые риски при реализации дорожных карт в строительстве также имеют место быть, так как этот инструмент в отечественной деятельности ранее не применялся. Возможно отторжение его на уровне властей или научного сообщества, связанного с особенностями реализации программ развития в России.
Региональные риски представляют собой широкий спектр возможных негативных последствий. Здесь нужно учитывать, что дорожные карты как инструмент планирования в настоящее время не учитывают региональную специфику, поэтому в ходе их разработки может быть не учтено множество важных моментов в отношении разных регионов страны. На территории России условия ведения предпринимательской деятельности в строительстве значительно отличаются, и реализация дорожной карты может привести к различным результатам.
Реализация дорожной карты в строительстве предполагает наличие значительных отраслевых рисков. Дорожная карта, нацеленная на упрощение процедур получения разрешений для строительства, может вызвать широкий диапазон воздействий на отрасль. Нужно учитывать, что, несмотря на заложенные цели, результат может быть и отрицательным. Таким образом, возникает большое количество рисков, начиная от отторжения организациями отрасли производимых изменений, заканчивая появлением дополнительных рисков в ходе строительства. Специалистами Всемирного Банка отмечается, что в развитых зарубежных государствах существует минимальный набор разрешительных процедур (например, в Швеции, Дании, Новой Зеландии таких процедур от 6 до 8), что, однако, не приводит к низкому качеству возводимых объектов. При этом не учитывается потенциальные проблемы, которые могут появиться в отечественной практике.
Социальные риски в ходе реализации дорожной карты могут возникнуть в случае, если произойдет ухудшение качества возводимых объектов жилищного строительства. В этом случае население страны может выразить недовольство реализуемой политикой.
Правовые риски являются одними из главных препятствий в настоящее время. Реа-
ВестникВТУИЖ №1, 2014_
лизация мероприятий, заложенных в дорожной карте, предполагает принятие новых законодательных актов и внесение изменений в существующие. Отсутствие или несвоевременное принятие этих документов может затормозить или вообще сделать невозможными осуществление некоторых мероприятий.
В ходе реализации дорожной карты в строительстве нужно учитывать политические риски. Улучшение условий ведения предпринимательской деятельности в России изначально было политическим решением под влиянием объективно сложившихся обстоятельств. Возможное изменение приоритетов или отказ от дорожных карт как механизма воздействия на условия бизнеса должно рассматриваться как потенциальный риск. В ходе реализации заложенных в дорожную карту по улучшению условий предпринимательской деятельности в строительстве имеются экологические риски, которые могут возникнуть в случае, если качество строительной продукции ухудшится и это вызовет отрицательное воздействие на окружающую среду или здоровье проживающих людей.
В ходе реализации дорожных карт в строительстве должны быть учтены риски негативной реакции рынка недвижимости. Дело в том, что дорожная карта предполагает широкий диапазон воздействий, который может вызвать
ЛИТЕРАТУРА
1 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16 августа 2012 г. № 1487-р. План мероприятий («дорожная карта») «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства».
2 Рабочая встреча №1 по формированию дорожных карт. Рабочая группа: «Упрощение процедур получения разрешений на строительство». [Электронный ресурс]. Режим доступа: / http://www.asi.ru // (20 января 2014 г.).
3 Рабочая встреча №2 по формированию дорожных карт. Рабочая группа: «Упрощение процедур получения разрешений на строительство». [Электронный ресурс]. Режим доступа:/ http://www.asi.ru // (20 января 2014 г.).
4 Ведение бизнеса 2012. Сопоставительные данные об условиях регулирования предпринимательской деятельности по 183 странам. Международный банк реконструкции и развития, Всемирный банк, 2012. 36 с.
изменение цен купли-продажи или аренды, спроса или предложения. В результате, рынок недвижимости может быть подвергнут значительным воздействиям, что повлияет как на население, так и на организации.
Также до конца непонятно, какие эффекты вызовет внедрение дорожной карты. Снижение времени и затрат, необходимых для получения разрешения на строительство, должно привести к снижению общих затрат на возведение объектов, может вызвать снижение цен на рынке. Однако просчитать последствия снятия административных барьеров достаточно сложно, при этом возникает проблема экономического обоснования проводимых реформ.
Резюмируя все вышеизложенное, можно сделать выводы о том, что реализуемая дорожная карта в строительстве является концептуально новым инструментом решения накопившихся в отрасли проблем.
Произведенное исследование показывает довольно высокие показатели эффективности реализации дорожной карты в отношении конкретных проектов на региональном уровне. Однако высокая вероятность недостижения заложенных целей ввиду недостаточного учета рисков может значительно ухудшить запланированные результаты.
REFERENCES
1 Rasporiazhenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 16 avgusta 2012 g. № 1487-r. Plan meropriiatii («dorozhnaia karta») «Uluchshenie predprinimatel'skogo klimata v sfere stroitel'stva». [Russian Federation Government Decree of 16 August 2012 № 1487-p. Plan («road map») «Improving the business climate in the construction industry»]. (In Russ.).
2 Rabochaia vstrecha № 1 po formirovaniiu dorozhnykh kart. Rabochaia gruppa: «Uproshchenie protsedur polucheniia razrsshenii na stroitel'stvo» [Working meeting number 1 on the formation of road maps. Working Group: «Simplification of the procedures for obtaining building permits»]. Available at: / http:// www.asi.ru // (Accesse 20 January 2014). (In Russ.).
3 Rabochaia vstrscha № 2 po formi-rovaniiu dorozhnykh kart. Rabochaia gruppa: «Uproshchenie protsedur polucheniia razreshenii na stroitel'stvo». [Working meeting number 1 on the formation of road maps. Working Group: «Simplification of the procedures for obtaining building permits»]. Available at: / http:// www.asi.ru // (Accessed 20 January 2014). (In Russ.).
4 Vedenie biznesa 2012. Sopostavitel'nye dannye ob usloviiakh regulirovaniia predprini-matel'skoi deiatel'nosti po 183 stranam [Doing Business in 2012. Comparative data on the conditions regulating entrepreneurial activity for 183 countries]. Mezhdunarodnyi bank rekonstruktsii i razvitiia, Vsemirnyi bank. 2012. 36 p. (In Russ.).