http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №3
УДК 332.14
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ДОРОЖНОМУ КАРТИРОВАНИЮ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ
В.И. Сарченко, С.А. Хиревич
METHODOLOGICAL APPROACHES TO ROAD MAPPING THE FORMATION OF A
HIGH QUALITY URBAN ENVIRONMENT
V.I. Sarchenko, S.A. Khirevich
Аннотация. В статье рассмотрен современный подход к планированию и прогнозированию развития городской среды на основе использования форсайт технологий, одним из инструментов которого является метод дорожного картирования. В процессе исследования изучены основные элементы дорожных карт, этапы их построения и возможные рычаги для их выполнения. Представлена логика дорожной карты формирования качественной городской среды, приведены основные и специфические требования, соблюдение которых необходимо для её создания. В завершении приведена таблица с перечнем основных мероприятий дорожной карты формирования качественной городской среды, ожидаемыми результатам их реализации, сроками выполнения и ответственным лицами.
Ключевые слова: дорожная карта; городская среда; качество проживания; форсайт; развитие города.
Abstract. The article reviews the current approach to planning and forecasting the development of the urban environment based on the use of foresight technology, one of the tools which are the method of road mapping. In the research process, explored the basic elements of the road maps, the stages of their construction and possible leverage to achieve them. It presents the logic of the roadmap of the formation of a quality urban environment are the main and specific requirements, compliance with which is necessary to create it. In conclusion, a table with a list of the key actions of the roadmap of building a quality urban environment, the expected results of their implementation, deadlines and responsible persons.
Key words: road map; the urban environment; quality of living; foresight; development of the city.
В условиях XXI века формирование городской среды происходит ускоренными темпами. Данный аспект свидетельствует о важности развития профессионального планирования и прогнозирования при развитии города. На сегодняшний день, основными документами, отражающими целевые индикаторы, являются стратегия социально-экономического развития муниципального образования и его генеральный план, если речь идет о градостроительстве [1, 2]. Данные документы имеют долгосрочный горизонт планирования от 10-ти и до 40-ка лет, показатели для которого прогнозируются простым экстраполированием или же с помощью трендовых моделей. Необходимым условием при планировании служит использование форсайт технологий, сущность которых заключается в предвиденье, учете и формировании будущего развития науки, экономики и общества в целом [3, 4]. Данный подход поможет определить стратегические направления исследований, способные принести наибольшие социально-экономические выгоды.
Распространенным инструментом форсайт технологий является "дорожная карта", которая в сущности своей является синонимом понятия "план мероприятий". Часть исследований представляют её в виде сетевого графика [5]. В общем виде дорожные карты
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
2016, Т. 2, №3
можно представить как проработанный комплексный план достижения поставленной цели с учетом научного предвиденья, основой которого является связанная последовательность действий, направленных во времени. Сам процесс формирования дорожных карт принято называть дорожным картированием [6].
Дорожное картирование признается одним из самых эффективных методов планирования, прогнозирования и управления в сфере экономики зарубежных стран [7, 8]. В России активная разработка дорожных карт началась в 2012 году. В результате Правительством РФ с помощью дорожных карт, разработанных в рамках проекта "Национальная предпринимательская инициатива по улучшению инвестиционного климата в РФ" были упрощены процедуры в строительстве, регистрации прав собственности, подключения к энергосетям, налоговом и таможенном администрировании и т.д. [9]. Несмотря на это, при реализации дорожных карт существует проблема плохой работы ведомств в совокупности со сложными управленческими механизмами, которые работают очень плохо, либо вообще не работают.
Агентство стратегических инициатив совместно с The Boston Consulting Group разработало методологию разработки дорожных карт [10]. В ней отражаются основные элементы дорожной карты:
• структурированный набор индикаторов и задач, достижение которых ведет к достижению общей цели и позволяет отслеживать внедрение инициативы;
• набор мероприятий, результаты внедрения которых обеспечивают достижение целевых индикаторов;
• четкая ответственность (единственное ответственное лицо);
• описание требуемых для реализации ресурсов и рисков внедрения (как денежных, так и не денежных);
• отслеживание основных параметров инициативы:
- достижение поставленных целей и задач;
- исполнение бюджета проекта;
- своевременность внедрения инициативы.
• план коммуникации.
В качестве возможных рычагов для обеспечения выполнения дорожных карт предлагается использовать:
• изменение регулирования (законодательства, тарифов, налоговой политики, стандартов и тд.);
• пересмотр правоприменения;
• общественный контроль (СМИ, интернет, горячие линии);
• создание конкурентной среды (пересмотр институциональной модели, оптимизация инфраструктуры);
• знаковые примеры и их маркетинг.
На основе анализа опыта ряда рабочих групп, занимающихся непосредственным созданием дорожных карт, предлагается их построение разделять по следующим основным этапам:
1. определения проблемы и постановка стратегической цели;
2. обеспечение рабочей группы необходимыми ресурсами;
3. сбор информации;
4. конкретизация информации;
5. графическое оформление;
6. презентация;
7. обсуждение;
8. совместное принятие решений.
Тема благоустройства городской среды для России достаточно новая и требует государственного внимания. Премьер министр РФ Д. А. Медведев отмечает, что «... запрос на
http://vestnik-nauki.ru/
комфортную городскую среды будет только возрастать, и его необходимо учитывать при планировании городского развития...» [11]. Наилучшим инструментом реализации данного тезиса послужит создание дорожной карты формирования качественной городской среды. Её реализация позволит привлечь в город качественный человеческий капитал, что будет способствовать созданию новых рабочих мест и повысит приток инвестиций.
Логика дорожной карты формирования качественной городской среды города схематично представлена на рис. 1. В первую очередь необходимо отразить существующую проблему с привязкой к конкретным показателям (точка А). Применительно к качеству городской среды рекомендуется пользоваться генеральным рейтингом качества городской среды проживания (обитания), ежегодно составляемым Российским союзом инженеров [12, 13]. Далее происходит постановка целевых показателей реализации дорожной карты (точки Б^. Здесь предлагается указывать как минимум три подцели: действительно амбициозные (Б); реально достижимые (Б1); стабилизационные (Б0). Промежуток между точками А и Б представляет собой желаемый путь развития, который включает в себя рычаги и мероприятия для достижения поставленных целей, в первую очередь амбициозных. Его содержание более подробно раскрыто в табл. 1.
2016 2020 2030
Рисунок 1 - Логика дорожной карты формирования качественной городской среды
Требования, предъявляемые к дорожным картам условно можно разделить на основные (общие) и специфические (частные). Основные, а также специфические требования к созданию дорожной карты формирования качественной городской среды представлены на рисунке 2.В общем виде предложенные требования направлены на формирование обоснованного уровня качества среды города с учетом ограниченности ресурсов и возможных рисков. Соблюдение представленных требований позволит дать инструмент формирования обоснованного уровня качества городской среды (УКГС) для выделенной единицы территории. А экономическое обоснование застройки основных элементов планировочной структуры города (ОЭПС) позволит повысить общий УКГС.
http://vestnik-nauki.ru/
Треоовання к созданию дорожной карты формирования качественной
городской среды
Основные
Специфические
1. Постановка количественно измеримых целен и структурирование задач по этапам реализации дорожной карты.
2. Определение целевых ннднкатороЕ на каждом этапе, выполнение которых позволит достичь цели.
3. Локализация мероприятий ео времени с определением срока их начала и окончания.
4. Разграничение ответственности участников реализации дорожной карты по каждому мероприятию.
5. Описание требуемых для реализации ресурсов, а также учет возможных рисков осуществления мероприятий.
6. Отслеживание осиоеиых параметров и сравнение их с целевыми индикаторами по этапам
7. Разработка механизмов корректировки целевых ннднкатороЕ.
S. Обеспечение оперативного ЕзанмодейстЕня участников для решения текущих проблем. 9. Использование мер стимулирования участников для более эффективного Еьшолнення поставленных задач.
1. Ориентация на ведущие российские н международные рейтинги оценки качества городской среды
2. Формирование исчерпывающего перечня показателей, наиболее полно характеризующих уровень качества городской среды.
3. Определение перечня градостроительной документации, для внесения изменений нлн корректировки.
4. Предложение мероприятий для достижения точки консенсуса между властью, бизнесом и обществом.
5. Детерминация экономической сущности мероприятий.
6. Учет вклада локальных изменений качества в общее состояние городской среды.
7. Разграничение качества по уровням элементов городской среды.
8. Включение дополнительного органа исполнительной власти муниципального образования, специализирующегося исключительно на качестве городской среды.
9.Предусмотренне бонусов для дев елоп еров. улучшающих качество городской среды.
10.'Упрощение процедур РЗТ н использования неудобнц;
1 Структурирование мероприятий по
ресурсоемкостн с выделением малобюджетных н Еысокобюджетных:
12. Структурирование мероприятий по стоимости реализации с выделением первоочередных с акцентом на неотложные и долгосрочные;
13. Подразделение мероприятии по содержанию на методические, управленческие^ научно-проектные, пюоектные. инвестиционно-строительные.
УКГС —» opt. при условиях:
• обоснованности реализуемых мероприятий;
• обеспечения уровня качества среды не нтьке нормативного;
• комплексного развития территории;
• учета потребительских предпочтении и доступных ресурсов;
• рентабельности реализации проекта.
Экономическое о о основание застройки ОЭПС города
Повышение УКГС
Рисунок 2 - Требования к созданию дорожной карты формирования качественной городской
среды
http://vestnik-nauki.ru/
Стоит также отметить, что рабочая группа, занимающаяся разработкой дорожной карты формирования качественной городской среды должна обладать высокой квалификацией. Рекомендуется включать в неё специалистов таких областей как градостроительство, экономика, экология, социология, юриспруденция. Помимо рабочей группы проект плана мероприятий необходимо проверять посредством общественных обсуждений, экспертиз и экспертных советов. Успех реализации дорожной карты зависит именно от предварительного этапа её согласования, с плотным вовлечением органов местного самоуправления, в разрезе подразделений, ответственных за её реализацию.
Разработанная авторами с учетом описанных выше требований дорожная карта формирования качественной городской среды представлена в табл. 1. Здесь отражаются основные направления и мероприятия улучшения качества среды города, их сроки, результаты, а также ответственные ведомства.
Учитывая, что основной проблемой экономической сущности формирования городской среды является естественный дефицит ресурсов, мероприятия в дорожной карте сгруппированы следующим образом [14, 15]. Все мероприятия поделены на три группы, две первых из которых значительно в разы различаются потребностью в ресурсах. Это первоочередные мероприятия, одна часть из которых хоть и сопряжена со значительной ресурсоемкостью, но является неотъемлемой, например, снос аварийного жилья, другая часть мероприятий не требует больших ресурсов, но является высокоэффективной. Например, разработка, утверждение и реализация на практике Правил благоустройства и озеленения города.
Во вторую группу включены мероприятия длительного и ресурсоёмкого характера. Например, вынос за пределы города вредных производств.
Третью группу составляют меры поддержки. Например, проведение различных акций, направленных на повышение качества городской среды. Среди них «Самый благоустроенный двор», «Лучший фасад» и др.
Таблица 1 - Дорожная карта формирования качественной го
зодскои среды
Основные направления и мероприятия
Срок реализации
Ответственные ведомства
Ожидаемый результат
Первоочередные мероприятия
1.Неотложные меры, включающие
1.1. Снос аварийного жилья
1.2. Строительство детских садов, школ и медицинских учреждений
1.3. Ремонт зданий и _сооружений_
1.4. Ремонт проезжей части улиц, дорог и мостов_
1.5. Формирование доступной среды для маломобильных групп населения
2016-2017
Департамент градостроительства
Управление образования, Департамент социально-экономического
развития, Министерство здравоохранения
Департамент городского хозяйства
Ликвидация аварийного фонда с переселением его жителей
Ликвидация очередей в социальные учреждения, обеспечение
населения качественной медицинской помощью
Создание качественных общественных пространств. Решение
транспортной проблемы. Доступная среда города для всех.
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы 1
2. Низкобюджетные мероприятия, включающие:
2.1. Методическое обеспечение формирования качественной среды города: 2016-2017 Департамент социально-экономического развития Выделение качества городской среды как объекта управления. Установление взаимосвязи между уровнем качества городской среды и компетенцией органов местного самоуправления. Определение возможных схем оценки качества среды города
2.1.1. Определение понятия «качество городской среды» и перечня показателей её характеризующих
2.1.2. Определение уровней качества городской среды
2.1.3. Разработка методики определения текущего уровня качества среды
2.1.4 Подготовка рекомендаций по составу и функциям органов, осуществляющим развитие качества городской среды
2.1.5. Разработка механизма экономического обоснования УКГС
2.1.6. Подготовка рекомендаций по использованию инновационных технологий для развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктур города 2017 Департамент социально-экономического развития Инновационная стратегия развития
2.2. Принятие региональных и местных нормативов градостроительного проектирования 2016 Управление архитектуры, Департамент градостроительст ва, Юридическое управление Внесение изменений в законодательство. Учет новых нормативов при проектировании среды
2.3. Разработка правил благоустройства и озеленения города, включающих: 2016-2017 Департамент социально-экономического развития. Департамент градостроительст ва. Жилищно-коммунальные организации. Создание "Уютного города". Доступные и качественные общественные пространства. Удовлетворение основных потребностей общества. Более эффективное расходование бюджетных средств. Оперативное устранение коммунальных аварий
2.3.1. Меры по формированию доступной среды для маломобильных групп населения
2.3.2. Устройство ливневой канализации
2.3.3. Устройство безопасной сети пешеходных путей и велодорожек
2.3.4. Формирование зеленого каркаса города
2.3.5. Регламентации устройства инженерных сетей при пересечении с улицами, дорогами, в местах выполненного благоустройства
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы 1
2.3.6. Регламентация устранения
аварий на сетях - разрытия, восстановления и благоустройства
2.3.7. Устройство и содержание общественного пространства
2.4. Корректировка функционального зонирования территории города в целях реализации мероприятий по формированию качества _городской среды_
2.5. Корректировка градостроительного зонирования _территории города_
2016
2.6. Корректировка проектов планировки и межевания
2.7. Корректировка градостроительных планов
Управление архитектуры, Департамент градостроительст ва, Юридическое
управление, Заинтересованны е застройщики (девелоперы)
Внесение изменений в законодательство. Учет в документах градостроительного планирования мероприятий повышения качества среды
2.8. Корректировка проектно-сметной документации
2.9. Разработка программы комплексного и устойчивого развития среды города
2017
Департамент социально-экономического развития
Концепция создания качественной среды города
2.10. Выполнение научно-
проектных работ, по _направлениям:_
2.10.1 Реновация промышленных площадок
2.10.2 Ликвидация ветхого и _аварийного жилья_
2.10.3 Вывод за городскую черту _вредных производств_
2.10.4 Вынос из городской черты _садов и огородов_
2.10.5 Реализация ансамблевого
подхода при развитии застроенных территории (РЗТ)
2016
2.10.6 Освобождение набережных от производственной и коммунальной застройки и формирование архитектуры фасада
Департамент социально-экономического развития, Профильные НИИ города, Проектные организации
Комплексные программы развития
проблемных территорий города
речного
города
2.10.7 Строительство мостов и _дорожных развязок_
2.10.8 Строительство скоростных _магистралей_
2.10.9 Строительство транспортно-пересадочных узлов
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы 1
2.10.10 Устройство общегородской ливневой канализации с необходимыми очистными сооружениями
2.10.11 Комплексная реконструкция исторического _центра_
2.10.12 Развитие городских _«неудобиц»_
Долгосрочные высокобюджетные мероприятия
3. Реализация программы комплексного и устойчивого развития среды города, в том числе:
3.1 Реновация промышленных площадок
3.2 Ликвидация ветхого и аварийного жилья
3.3 Вывод за городскую черту вредных производств
3.4 Вынос из городской черты _садов и огородов_
3.5 Реализация ансамблевого
подхода при развитии застроенных территории (РЗТ) 3.6 Освобождение набережных от производственной и коммунальной застройки и формирование архитектуры фасада
речного
города
3.7 Строительство мостов и дорожных развязок
3.8 Строительство скоростных _магистралей_
3.9 Строительство транспортно-_пересадочных узлов_
3.10 Устройство общегородской ливневой канализации с необходимыми очистными _сооружениями_
3.11 Комплексная реконструкция _исторического центра_
3.12 Развитие городских
2017-2030
Департамент социально-экономического развития, Управление архитектуры, Департамент градостроительст ва,
Заинтересованны е застройщики (девелоперы)
Улучшение архитектурного облика города. Развитие улично-дорожной сети и
ликвидация автомобильных пробок. Улучшение экологии города.
Создание высокотехнологичной и экологичной инфраструктуры основной занятости населения.
Меры поддержки
4. Грантовая поддержка инициативы по созданию качественной городской среды, в рамках конкурсов:
http://vestnik-nauki.ru/
Продолжение таблицы 1
4.1. «Самый благоустроенный _район города»_
4.2. «Лучший двор»
4.3. «Лучший фасад»
4.4. «Лучшая витрина»
4.5. «Лучшая строительная площадка»
4.6. «Жители - за чистоту и _благоустройство»_
2017-2019
4.7. «Город без окраин»
Департамент социально-экономического развития, Юридическое управление
Развитие среды во всех районах города.
Формирование удобного дворового пространства.
Придание существующей застройке индивидуального образа. Приведение к единым архитектурным стандартам точек по оказанию услуг населению, расположенных на первых этажах жилых домов. Уменьшение негативного влияния на среду от строительных площадок. Установление диалога между всеми участниками формирования городской среды. Распространение практики активной гражданской позиции
Таким образом, реализация мероприятий, предусмотренных дорожной картой позволит решить проблему неудовлетворительного качества среды городов России в разумные сроки и с четкими центрами ответственности. Это в дальнейшем послужит стимулом для притока качественного человеческого капитала, открытия современных производств и увеличения вливаний частных инвестиций, что является на сегодняшний день приоритетным направлением политики Российской Федерации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Сарченко В.И. Свойства программ развития городской недвижимости // Экономика и предпринимательство, 2015. № 6-3 (59-3). С. 826-829.
2. Сарченко В.И., Крушлинский В.И.Генплан и качество среды города: монография. Красноярск: Изд-во Сиб. федер. ун-та, 2014. 124 с.
3. Сарченко В.И. Пространственно-территориальное развитие недвижимости // Вестник МГСУ, 2015. № 1. С. 103-111.
4. Сарченко В.И. Моделирования развития современных городов в условиях целевой мобильности и неопределенности // Вестник ИрГТУ, 2015. № 6 (101). С. 266-272.
Вестник науки и образования Северо-Запада России
http://vestnik-nauki.ru/ -------
2016, Т. 2, №3
5. Баев И.А., Глазкова Ю.С. Дорожные карты - инструмент инновационного планирования на предприятии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Экономика и менеджмент, 2010. № 39 (215). С. 32-36.
6. Глушко Е.К. Дорожные карты// Копирайт. Вестник российской академии интеллектуальной собственности, 2013. № 4. С. 45-55.
7. Яськова Н.Ю. Современные форматы стратегии развития городской недвижимости // Научное обозрение, 2014. № 7-1. С. 392-396.
8. Яськова Н.Ю. Стратегия пространственно-территориального девелопмента // Недвижимость: экономика, управление, 2014. № 1-2. С. 52-61.
9. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики// Вопросы экономики, 2016. № 10. С. 5-30.
10. Агентство стратегических инициатив: методология разработки дорожных карт [Электронный ресурс]. URL:
http://asi.ru/upload docs/news/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0% BB%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1% D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B6%D0 %BD%D0%BE%D0%B9%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D1%8B.pdf(дата обращения 03.10.2016).
11. Форум «Городское развитие и совершенствование качества городской среды»: стенограмма выступления ДА. Медведева [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/news/24508/ (дата обращения 03.10.2016).
12. Об утверждении методики оценки качества городской среды проживания: Приказ Министерства регионального развития РФ от 9 сентября 2013 г. № 371 // Правовая база «Консультант плюс».
13. Российский союз инженеров: Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам деятельности городов за 2012 год [Электронный ресурс]. URL: http://www.российский-союз-инженеров. рф/%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%B 3-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D1%85 -%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2/(дата обращения 03.10.2016).
14. Сарченко В.И. Новый подход к реализации генеральных планов городов // Экономика строительства, 2012. № 3 (15). С. 3-10.
15. Сарченко В.И. Методология обеспечения целевой мобильности развития и эффективной реструктуризации городской недвижимости в условиях неопределенности: дисс. д-ра. экон. наук: 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (строительство); МГСУ. Москва, 2016. 264 с.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Сарченко Владимир Иванович ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Россия, доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры «Проектирование зданий и экспертизы недвижимости» ИСИ СФУ, действительный член Российской инженерной академии, председатель Красноярского регионального отделения РИА, Советник РААСН, руководитель группы строительных компаний «Красстрой», Заслуженный строитель Российской Федерации,
E-mail: [email protected].
http://vestnik-nauki.ru/
2016, Т 2, №3
Sarchenko Vladimir Ivanovich
FSAEI HE «Siberian Federal University», Krasnoyarsk, Russia, Doctor of Economicsciences, docent, professor at the department of «Designing of buildings and real estate examination» SEC of SibFU, full member of Russian Engineering Academy, chairman of the Krasnoyarsk regional department REA, Advisor RAACS, , leader of the group of construction companies "Krasstroy", Honored Builder of the Russian Federation, E-mail: [email protected].
Хиревич Сергей Анатольевич ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск, Россия, аспирант кафедры «Экономика и управление в строительном комплексе» ИУБПЭ СФУ, E-mail: [email protected].
Khirevich Sergey Anatolevich FSAEI HE «Siberian Federal University», Krasnoyarsk, Russia, postgraduate student of chair «Economics and managementin the construction industry» SBME of SibFU, E-mail: [email protected].
Корреспондентский почтовый адрес и телефон для контактов с авторами статьи: 660019, Красноярск, ул. Тургенева, д. 31 «А», Сарченко В.И., Хиревич С. А.
8(391) 269-51-09