_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 330.322.012
Багметов Владимир Викторович
к.э.н., соискатель-докторант КУбГТУ г. Краснодар, РФ vladimirbagmetov@ mail.ru
ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ДОРОЖНОЙ КАРТЫ «УЛУЧШЕНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО
КЛИМАТА В СФЕРЕ СТРОИТЕЛЬСТВА»
Аннотация
В статье дана оценка выполнения дорожной карты «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», рассмотрены позитивные результаты, а также причины отставания ее реализации.
Ключевые слова
Жилищно-строительный комплекс, карта, строительство, жилье, рейтинг, индикаторы, прогноз
Жилищное строительство является весьма сложным комплексом с точки зрения нормативного и организационного регулирования.
Для легального строительство жилья, завершения и последующего оформления прав на построенный объект требуется осуществить немало организационно-правовых действий и собрать объемный комплект документов. В противном случае такой объект недвижимости будет являться самовольной постройкой и судом по заявлению заинтересованного лица или органа власти может быть принято решение о его сносе.
Основным нормативно-правовым документом, в котором определен на федеральном уровне порядок осуществления строительства, в том числе и жилищного, является градостроительный кодекс РФ (ГСК РФ). однако различные регионы и крупные города имеют особенности и нюансы в сфере жилищного строительства.
В 2012 году Агентство стратегических инициатив подготовило Дорожную карту «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства», которая была утверждена распоряжением Правительства РФ от 16 августа 2012 г. № 1487-р. Этот документ направлен, прежде всего, на упрощение и усовершенствование административных процедур на всех стадиях осуществления строительства, в частности: сокращение количества процедур, сокращение времени прохождения этих процедур, развитие рынка аренды жилья и снижение расходов для прохождения всех административных процедур строительства, в том числе жилищного [1].
200,00 180,00 160,00 140,00 120,00 100,00 80,00 60,00 40,00 20,00 0,00
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018
Рисунок 1 - Прогнозный рейтинг России по индикатору «Процедуры получения разрешения на строительство» [1].
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
Для оценки итогов реализации Дорожной карты использован рейтинг инвестиционной привлекательности («Doing Business»), разработанный Всемирным банком (World Bank) на ежегодной основе. Целью является вхождение Российской Федерации в топ-20 данного рейтинга (по комплексу из 10 показателей). На рисунке 1 показано, что этот целевой результат должен быть достигнут в 2018 году.
Из 10 показателей три показателя приведены в таблице 1.
Таблица 1
Индикаторы реализации «Дорожной карты»
Показатели 2012 г. 2013 г. 2015 г. 2018 г.
1. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, штук 51 15 15 11
2. Затраты времени на прохождение всех стадий процедур получения разрешения на строительство, дней 423 130 130 56
3. Затраты для получения разрешения на строительство (% от доходов на душу населения) 184 104 104 101
"составлено автором по данным www.asi.ru/news/ Дорожная_карта_Строительство
Как видно из таблицы 1 к 2018 году количество процедур для получения разрешения на строительство должно быть сокращено в 4,6 раза, то есть с 51 до 11 процедур, а затраты времени должны снизится с 423 дней до 56 дней, то есть более, чем в 7,5 раз.
В 2013 году было принято распоряжение Правительства РФ №1336-р (от 29 июля 2013 года), в котором изменилось название указанной «дорожной карты» и приведены фактические индикаторы за 2013 год, которые позволяют оценить выполнение запланированных значений за 2012 год.
«Дорожную карту» назвали «Совершенствование правового регулирования градостроительной деятельности и улучшение предпринимательской деятельности в сфере строительства, а распоряжение Правительства №1487-р 2012 г. утратило силу.
На наш взгляд, это логично, так как по содержанию «Дорожная карта» предполагала именно законодательные изменения, то есть институциональные, без которых не может быть сформирована благоприятная предпринимательская среда в строительстве.
Планировалось внести изменения в более чем 20 правовых документов, в том числе в земельный, градостроительный, налоговый, бюджетный, административный Кодекс, акты ЦБ РФ, нормативно-правовые акты РФ об экспертизе, о проектировании, о безопасности страховой деятельности. Планировалась разработка новых федеральных законов, в частности ФЗ «О фонде содействия развитию арендного жилья».
Таблица 2
Оценка выполнения «дорожной карты»
Индикаторы 2012 г. факт 2013 г. факт Изменения План
2014 г. 2015 г. 2018г.
1. Количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство, штук 51 42 -9 32 15 11
2. Затраты времени на прохождение всех стадий процедур получения разрешения на строительство, дней 423 344 -79 200 130 56
3. Затраты для получения разрешения на строительство (% от доходов на душу населения) 184 129 -55 120 104 101
Составлено автором по данным Распоряжения Правительства РФ №1336 от 29 июля 2013 г.
В этом же документе подведены первые итоги выполнения мер о принятых в 2012 году, которые представлены в таблице 2.
Как видно из таблицы целевые индикаторы не изменились, однако видно, что запланированный их уровень не выполнен и более плавно перенесён на 2014 и 2015 годы.
При этом все-таки, количество процедур для получения разрешения на строительство сократилось на
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №11/2015 ISSN 2410-700Х_
9 процедур, а затраты времени на их прохождение сократились на 79 дней, и затраты средств снизились с 184 % до 129 % от доходов на душу населения, что является, на наш взгляд, весьма позитивной динамикой. Однако, в целом не выполнена, причём существенно, позиция в рейтинге Duing Business по показателю «Получение разрешения на строительство», что показано на рисунке 2.
200 180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
78
2012 г.
2013 г.
1
0
2015 г.
план
факт
Рисунок 2 - Выполнение плана по позиции в рейтинге Doing Business
Эти данные, на наш взгляд, позволяют сделать вывод о том, что цели, сформулированные ранее были более узкими, чем те, которые сформулированы в новой «дорожной карте», так как действительно, принципиального реформирования организационного и нормативно-правового характера требует вся система градостроительной подготовки земельных участков и более широкое совершенствование регуляторной среды. В результате целями новой дорожной карты приняты:
- упрощение градостроительной подготовки земельных участков;
- совершенствование регуляторной среды;
- сокращение количества, совокупного времени и расходов на прохождения процедуры, связанных с реализацией инвестиционно- строительных проектов.
Кроме того, изменились и контрольные показатели рейтинга. К рассмотренным нами трем показателям добавились показатели эффективности деятельности руководителей федеральных органов исполнительной власти (межрегиона России и Минстроя России) по созданию благоприятных условий ведения предпринимательской деятельности.
Следует обратить внимание ещё на одно отличие двух документов, которое на наш взгляд, является существенным для развития ЖСК региона. Из «дорожной карты» убрали раздел V «Развитие рынка арендного жилья». Ранее предполагалось ввести на законодательном уровне понятия «многоквартирный жилой дом для сдачи в аренду», также установить для таких домов специальный режим, в частности реинвестировать права только на многоквартирный дом и установить запрет на раздел дома и отчуждение жилых помещений в таких домах. Кроме того планировалось введение для таких домов и специального налогового режима (единый налог - «патент») и господдержка перед отдельными категориями граждан путём дотирования арендной ставки из бюджета. Всё это должно было стимулировать увеличение объемов жилищного строительства и обеспечить доступность жилья широким слоям населения. Основной причиной данного изменения «дорожной карты» является, на наш взгляд, состояние экономики в этот период и прогнозы по важнейшим макроэкономическим показателям на период 2014-2016 годов, которые не позволят обеспечить налоговые послабления и бюджетные дотации. Как известно в 2014 году в «дорожную карту» вновь были внесены изменения распоряжением Правительства РФ от 13 марта 2014г. №354-р, которые носят как редакционный характер, так и изменение исполнения ее по срокам. Практически весь перечень мероприятий не был выполнен в 2013 году, а их выполнение было перенесено на 2014 год. Важнейшей, а возможно, основной причиной невыполнения «дорожной карты», является несогласованность её реализации между федеральными и региональными органами власти. Так, например, если в «дорожную карту» федеральные органы внесли уже дважды изменения, то в региональных организационно-правовых
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№11/2015
ISSN 2410-700Х
документах эти изменения не отражены. В настоящее время в МО г. Краснодар действуют два административных регламента «Выдача разрешений на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства» (от 6 июля 2012 г. № 5636 в ред. от 04.04.2013 № 2382) и «Выдача разрешения на ввод в эксплуатацию построенных, реконструированных объектов капитального строительства (от 10.07.2012 № 5716 в ред. от 04.042013 № 2386). В эти документы не вносились изменения и не учитывались положения «дорожной карты» 2014 года. Не вдаваясь в детальный анализ вышеназванных документов следует отметить следующее. Для получения разрешения на строительство необходимо представить в соответствии с регламентом 11 документов, а для ввода в эксплуатацию многоквартирного дома - 7 документов. Однако, детальный анализ этих документов позволяет автору заключить, что во многом они дублируются, что требует внесения изменений в организационно-правовой механизм развития ЖСК региона. Список использованной литературы:
1. www.asi.ru/news/Дорожная_карта_Строительство
2. Осадчук Л.М., Баяндурян Г.Л., Полиди А.А., Кесян Г.В., Осадчук М.С., Кесян З.А., Романец И.И. Механизмы и инструменты устойчивого развития региональных экономических систем (кластеров и хозяйственных комплексов) Краснодар, 2011.
3. Кредитный договор: экономическая и правовая природа. Бычкова Н.П., Авагян Г.Л., Баяндурян Г.Л. Москва, 2011.
4. Экономические интересы и качество корпоративного управления: теория и методология, (монография) Гукасян З.О. / . Краснодар, 2013.
© В.В. Багметов, 2015
УДК 330.354
Бакас уулу Бахтыяр, к.э.н.
Осмонова Бермет Бакасовна
Кыргызская Республика bakhtyiar.baaksuulu@gmail. com
«КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ»
Аннотация
В работе рассмотрено применение экономико- математических методов исследования воздействия институциональных факторов на экономический рост в Кыргызской Республике. В качестве базовых факторов приняты различные международные рейтинги, присвоенные стране.
Ключевые слова
Институциональные факторы, влияние на экономический рост, корреляционно- регрессионный анализ.
Современные исследования институциональных факторов влияющих на экономический рост, как правило в целях расчетов, применяют экономико-математические модели. При этом возникает целый ряд методологических проблем, одной из которых является проблема количественной оценки институтов. В научном сообществе не сформировалось единого мнения, какое из множество имеющихся в наличии показателей наиболее точно и адекватно отражают качество институтов.
Для анализа в настоящей работе были отобраны международные индексы, присвоенные Кыргызской Республике (табл. 1):
1. Индекс «Легкость ведения бизнеса» (Doing Business), рассчитываемый Всемирным Банком. Индекс формируется из 11 индикаторов, отражающих параметры их влияния на деятельность предприятий.