УДК 338.24+338.43+338.48
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ РЕГИОНА (на примере Самарской области)
© Екатерина Александровна ВЕТРОВА
Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», e-mail: [email protected] © Сергей Александрович ПЫРКОВ Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», e-mail: [email protected] © Сергей Леонидович РАЗУМОВСКИЙ Российский государственный университет туризма и сервиса, г. Москва, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика и управление», e-mail: [email protected]
Подъем и процветание аграрного сектора экономики России, прежде всего, должно быть связано с решением приоритетных задач, главной целью которых является забота о здоровье, питании, образовании селян и обеспечении их комфортной средой проживания. Создание благоприятных условий для жизни населения сельских районов все больше зависит не от организации сферы материального производства, а от уровня развития в них социальной инфраструктуры. На примере муниципальных районов Самарской области рассмотрено современное состояние и тенденции развития социальной инфраструктуры. Рассмотрены основные проблемы, связанные с обеспечением развития сельской социальной инфраструктуры в регионе, решение которых являются необходимым условием повышения уровня и качества жизни сельского населения. Проанализированы основные факторы и особенности развития социальной инфраструктуры сельских районов. Перспективное развитие социальной инфраструктуры муниципальных районов Самарской области неразрывно связано с понятием «устойчивое развитие сельских территорий». Показаны основные пути эффективного развития социальной инфраструктуры муниципальных районов в регионе. Среди перспективных направлений развития сельской социальной инфраструктуры особый акцент делается на сельский туризм и комплексную компактную застройку, осуществляющуюся через механизмы государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: регион; местное самоуправление; муниципальный район; социальная инфраструктура; сельская социальная инфраструктура; сельский туризм.
Развитие социальной инфраструктуры во многом определяет повышение жизненного уровня населения, формирование нового человека, улучшение окружающей среды, а также способствует повышению уровня образования, культуры, физического здоровья и психологической устойчивости работника, особенно необходимых в условиях стремительных перемен, глобализации и универсализации политической, культурной, хозяйственной жизни, доминирования новых информационных технологий [1].
Актуальность развития объектов социальной инфраструктуры для муниципальных районов растет, т. к. она становится важнейшим фактором закрепления квалифицированных кадров и замедления процессов оттока населения из сельской местности. В то же
время серьезной проблемой на современном этапе остается неэффективное управление объектами сельской социальной инфраструктуры.
Большинство вопросов местного значения тесно связаны с социальной инфраструктурой муниципального района, повышением уровня жизнедеятельности населения, что подтверждает высокую значимость социальной инфраструктуры для социально-территориальной общности людей.
Социальная инфраструктура муниципального района - совокупность объектов и видов деятельности на его территории, которые обеспечивают благоприятные условия для жизнедеятельности местного населения.
Институты социальной инфраструктуры создают предпосылки для расширенного
воспроизводства рабочей силы, привлечения, а также закрепления квалифицированных специалистов.
На селе в состав социальной инфраструктуры входят учреждения здравоохранения, образования, спорта, культуры и досуга, объекты жилищно-коммунальной сферы, розничной торговли и общественного питания.
Часто обсуждение вопросов развития сельской местности ограничивается сельским хозяйством, что неверно, т. к. здесь размещаются предприятия различных отраслей, коммуникации, федеральные и местные дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач, социальная и производственная инфраструктуры. Развитие сельской местности позволяет наращивать объемы промышленной и сельскохозяйственной продукции, насыщать рынок товарами и услугами, интегрировать городскую и сельскую экономики, делать их наиболее эффективными.
Серьезную угрозу представляют демографические тенденции старения сельского населения. Во всех муниципальных районах Самарской области наблюдается регрессивный тип воспроизводства населения. Коэффициенты потенциального замещения в некоторых районах почти в два раза меньше пенсионной нагрузки. Это ведет к сокращению численности населения, сигнализирует о необходимости усиленного развития социальной инфраструктуры здравоохранения, потому что стареющее население сильнее нуждается в квалифицированной и быстрой медицинской помощи. Самая неблагоприятная обстановка в Богатовском и Шигонском районах - коэффициенты нагрузки 90,4 и 91,5 % соответственно, при этом пенсионная нагрузка составляет 57,7 и 61,3 %. Трудовой потенциал этих районов находится в тяжелом состоянии. Самые низкие показатели демографической нагрузки в Волжском районе - 57,6 %, здесь больше населения трудоспособного возраста, чем в других районах, но и эта цифра не является оптимальной для устойчивого воспроизводства.
Почти в каждом муниципальном районе области функционирует только одно многопрофильное больничное учреждение (чаще всего это центральная районная больница). Достаточно развитая сеть фельдшерско-акушерских пунктов в сельских районах, развитие которых входило в Федеральную целе-
вую программу «Социальное развитие села до 2013 г.». Число ФАПов на 1000 человек населения увеличилось лишь в четырех муниципальных районах области (из 27) за счет сокращения среднегодовой численности населения (Большечерниговском, Богатовском, Елховском и Челно-Вершинском муниципальных районах). Однако в муниципальном районе Кошкинский их число сократилось почти в два раза - до 27, по причине их закрытия в малонаселенных пунктах [2].
За последние пять лет почти на треть увеличилась мощность амбулаторно-поли-клинических учреждений за счет введения новых площадей и открытия кабинетов в Алексеевском, Елховском, Кинель-Черкас-ском, Клявлинском районах. Вместе с тем мощность АПУ сократилась в Большечерниговском, Ставропольском, Хворостянском, Шенталинском, Шигонском по причине сокращения числа ФАПов.
Несмотря на то, что в 2014 г. показатель обеспеченности врачами в Самарской области повысился до 40,4, ни в одном муниципальном районе этот показатель не выполняется, что говорит о дефиците врачей на селе.
По Федеральной целевой программе «Земский доктор» проводилась работа по привлечению кадров в сельские учреждения здравоохранения (с 2011 по 2013 г. было привлечено 209 врачей) [2]. Таких результатов недостаточно, чтобы решить проблему дефицита врачей на селе, поэтому данную работу необходимо продолжать. Врачи, прибывшие на работу после окончания вуза в сельский населенный пункт Самарской области или переехавшие для трудоустройства, получили единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн руб. Половина этой суммы софинансируется из федерального бюджета. По условиям заключенного договора лица, получившие выплату, обязаны отработать в учреждении в течение 5 лет.
Привлечь кадры на село также поможет целевой набор. Заключать «целевые соглашения» возможно не только с абитуриентами, но и с выпускниками и контрактниками, которые хотят перейти на бюджет. Кроме того, поможет реализация программ по приобретению жилья и проекты по развитию сельской инфраструктуры.
В 2014 г. единовременную компенсационную выплату в размере 1 млн руб. получи-
ли 16 молодых врачей, прибывших на работу в села Самарской области.
На 4-х врачей пополнились штаты Большечерниговской и Красноярской центральных районных больниц, по два врача устроились на работу в Волжскую и Ставропольскую ЦРБ, по одному молодому доктору прибыло в больницы Жигулевского, Красноармейского, Сергиевского и Сызранского районов.
Это - результат комплекса мер, направленных на обеспечение системы здравоохранения Самарской области высококвалифицированными медицинскими кадрами, а также мероприятия по повышению заработной платы медицинских работников, разработанные Правительством РФ и Самарской области.
В 2013 г. в Самарской области было принято решение о переходе муниципального здравоохранения на областной уровень. В 2014 г. ожидался перевод здравоохранения региона (как и повсюду в стране) на однока-нальное финансирование. Одноканальное финансирование означает, что все средства на здравоохранение идут через фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). За бюджетом оставлена только покупка дорогостоящего оборудования и капремонт. Очевидно, это приведет к серьезному сокращению финансирования здравоохранения в целом.
Как ожидаемая реформа скажется в Самарской области, пациенты и врачи увидят только в 2015 г. С 2015 г. в больницах и поликлиниках пациентов будут информировать о потраченных на их лечение средствах фонда ОМС. В Самарской области пока не начался массовый перевод финансирования клиник только на средства ТФОМС. В качестве эксперимента такая практика введена с октября 2014 г. в стационарах медучреждений: Кошкинской, Красноармейской, Сергиевской и Красноярской центральных районных больницах.
В сфере образования за последние 5 лет число дневных общеобразовательных учреждений на 1000 человек сельского населения значительно сократилось в большинстве сельских районов Самарской области (в Бор-ском (на 62,5 %), Клявлинском (на 44,3 %), Пестравском (на 41,8 %), а также Елховском (на 33,2 %), Сергиевском (32,2 %) и Хворо-стянском (на 38,1 %) и др.). В основном это связано с объединением школ в районах, за-
крытием школ, которые посещает небольшое количество учащихся. Этот процесс на сегодняшний день носит название «оптимизации» управления. Одним из условий обучения школьников в современных условиях является организация школьного подвоза из малочисленных населенных пунктов.
В возрасте обучающихся находятся дети, рождение которых пришлось на т. н. «демографическую яму», в некоторых селах школы посещает очень мало детей, что приводит к закрытию школ, а также учреждений среднего специального образования.
В сфере дошкольного образования на сегодняшний день задача обеспечения детей услугами в полном объеме решена. Несмотря на то, что в целом общая численность воспитанников в дошкольных образовательных учреждениях растет, очередность в детские сады еще остается. Доля детей в очереди для определения в дошкольные учреждения в общем числе детей дошкольного возраста значительно выросла в Богатовском, Бор-ском, Исаклинском, Клявлинком и Ставропольском районе - в три и более раза, т. к. число мест дошкольных образовательных учреждений в этих районах снизилось, а рождаемость возрастала.
В муниципальных районах Самарской области развитие социальной инфраструктуры неоднородно и испытывает влияние различных факторов. К ним относятся: природно-климатические условия для производства сельскохозяйственных культур; Самарско-Тольяттинская агломерация, которая концентрирует в себе большое количество населения; неравномерность в доходах населения; расходы местного бюджета, который далеко не всегда может справиться с этой задачей и др.
По результатам рейтинговой оценки объектов социальной инфраструктуры была проведена группировка муниципальных районов Самарской области (табл. 1).
Практически все самые плотнонаселен-ные муниципальные районы оказались принадлежащими последней группе, т. к. в расчете на население этих районов объектов социальной инфраструктуры оказывается недостаточно. А в некоторых слабо населенных периферийных районах обеспеченность социальной инфраструктурой выше, однако она нуждается в своевременном обновлении, требует создания лучших условий для при-
влечения специалистов, приостановления оттока молодежи в крупные города.
Наиболее обеспеченные социальной инфраструктурой в регионе являются Богатов-ский, Исаклинский, Большечерниговский муниципальные районы. Муниципальный район Елховский с самой высокой долей населения (около 30 % в общей численности населения), проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного автобусного и железнодорожного сообщения с административным центром района. В целом жители большинства населенных пунктов имеют доступ к регулярному транспортному или железнодорожному сообщению с районным центром.
В муниципальных районах области наблюдаются позитивные тенденции в развитии социальной инфраструктуры: увеличение темпов строительства жилья, расширение сети спортивных сооружений, розничной торговли, бытового обслуживания, дальнейшая газификация населенных пунктов.
Однако проведенное исследование основных показателей развития социальной инфраструктуры дает основание предполагать, что многие тенденции (в особенности, в здравоохранении, образовании, культурно-досуговой сфере) не носят устойчивого ха-
рактера, и позитивные сдвиги в одних отраслях могут сопровождаться негативными изменениями в других. Например, объединение малопосещаемых учреждений здравоохранения и образования далеко не всегда удобно для местного населения.
Сегодня перед социальной инфраструктурой стоит задача вписаться в происходящие изменения в обществе, играя в инновационном развитии региона самостоятельную, новаторскую и творческую роль [3].
Социальная инфраструктура муниципальных районов, как составляющая системы агропромышленного производства региона, не имеет в настоящее время единой концепции развития.
Развитие социальной инфраструктуры муниципальных районов Самарской области по 2013 г. происходило преимущественно в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.». Преемницей этой программы стала государственная программа Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.». В данной программе сформулированы три важнейшие цели [2; 4], на выполнение которых предполагается выделение 4 млрд руб. (рис. 1).
Таблица 1
Группировка муниципальных районов Самарской области по уровню показателей обеспеченности социальной инфраструктурой по итогам 2013 г.
Интервалы обобщающей оценки Название группы Районы, входящие в группу Характеристика группы
1,282-1,535 Более обеспеченные социальной инфраструктурой Богатовский, Исаклинский, Боль-шечерниговский Средне- и слабонаселенные районы, имеющие самостоятельную социальную инфраструктуру. Нет каждодневной потребности в социальной инфраструктуре крупных городов, но необходимо своевременное обновление фондов и закрепление кадров на селе
1,029-1,281 Средне обеспеченные социальной инфраструктурой Алексеевский, Сызранский, Челно-Вершинский, Шенталинский, Красноармейский, Кинель-Черкасский, Кошкинский, Шигонский, Пестрав-ский, Камышлинский, Нефтегор-ский, Большеглушицкий Слабо- и средненаселенные районы с развитой социальной инфраструктурой, которая нуждается в обновлении, развитии и дополнении
0,777-1,028 Слабо обеспеченные социальной инфраструктурой Елховский, Борский, Клявлинский, Красноярский, Приволжский, Бе-зенчукский, Сергиевский, Кинель-ский, Хворостянский, Ставропольский, Похвистневский, Волжский Сильно- и средненаселенные районы либо входящие в агломерацию, с социальной инфраструктурой, зависящей от крупных городских округов, либо периферийные районы, социальная инфраструктура которых нуждается в модернизации и развитии
Стимулирование инвестиционной активности для создания инфраструктурных объектов на селе
Рис. 1. Цели государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.»
За период 2014-2020 гг. в программе запланирована площадь введенного (приобретенного) жилья для граждан, проживающих в сельской местности, в размере 146,43 тыс. м2, в т. ч. для обеспечения жильем молодых семей и молодых специалистов 61,05 тыс. м2. В 2014-2016 гг. планируется построить 16 фельдшерско-акушерских пунктов в 11 муниципальных районах [4].
Для успешного развития социальной инфраструктуры в муниципальных районах Самарской области и социально-экономического развития села в целом следует провести работу по следующим направлениям.
Преодолеть ведомственную разобщенность. Сегодня ни одно министерство Самарской области не занимается развитием сельской социальной инфраструктуры в комплексе. Поэтому нужно на государственном уровне выработать единый подход к развитию сельской социальной инфраструктуры.
В программы стратегии долгосрочного и среднесрочного развития отраслей экономики и социальной сферы, разработанные как федеральными, так и региональными органами власти, необходимо внести разделы, касающиеся сельской местности [5, с. 34-35].
Пропорциональному развитию социальной инфраструктуры в районах, более интенсивному, но в то же время рациональному вовлечению ресурсов может способствовать процесс обоснованного укрупнения муниципальных образований. В результате процесса укрупнения конкурентный потенциал будет наращиваться, увеличиваться эффективное использование конкурентных преимуществ,
что позволит повысить конкурентоспособность села. Однако положительный результат можно достичь только при условии правильной реализации политики пространственного развития региона [6-8].
Возможно, более четко выделить в системе населенных пунктов Самарской области опорные поселения, выполняющие функции центров обслуживания группы населенных мест. Очевидно, что органы власти в силу ограниченных финансовых ресурсов не будут и не смогут поддерживать развитие социально-экономического потенциала во всех сельских населенных пунктах. Имеет смысл провести зонирование сельской местности, определив те территории, в которых меры по повышению социального потенциала дадут существенный положительный эффект в развитии социальной инфраструктуры. При этом необходимо учесть и то, что реализация данных проектов не должна снизить доступность социальных услуг для жителей остальных пунктов.
Главам сельских поселений, районным и областным органам управления области следует содействовать формированию новых институтов гражданского общества на селе -таких организаций, которые могут грамотно выстроить систему взаимоотношений между домохозяйствами, органами власти и бизнесом, обеспечив защиту экономических и социальных интересов различных групп населения. Общественно активное население при поддержке представителей органов власти, бизнеса могут сделать многое в социальной инфраструктуре муниципальных районов.
Требуется реализовать комплекс мероприятий, направленных на повышение доходности местных сельскохозяйственных организаций. Только в этом случае они смогут провести модернизацию производства, улучшить условия труда, повысить уровень заработной платы, а также устойчивость и привлекательность сельского хозяйства для молодежи.
Следует и далее проводить меры, связанные с диверсификацией экономики муниципальных районов Самарской области, т. е. широко предоставлять налоговые преференции, льготные кредиты предприятиям на селе, занимающимся торгово-бытовым обслуживанием, сельским туризмом, ремесленными промыслами, переработкой сельхозпродукции.
Для решения проблем развития социальной инфраструктуры села, повышения качества жизни и экономической активности сельского населения органам власти региона необходимо предпринимать практические действия.
Эффект таких действий заключается в формировании у местных жителей активной позиции, укреплении здорового образа жизни и ценностей семьи, разработке проектов, объединяющих бизнес, власть и граждан. Данный опыт показывает, что процесс развития нужно начинать с самих сельских жителей, которые должны осознать необходимость изменений.
Качество жизни сельского населения и уровень развития социальной инфраструктуры муниципальных районов тесно взаимосвязаны, т. к. в показатели оценки качества жизни непременно включаются практически все составляющие социальной инфраструктуры.
Обеспечение качества жизни сельского населения Самарской области и других регионов России имеет известные специфические особенности, обусловливающие необходимость разработки отдельной программы, связанной с развитием социальной инфраструктуры села в целом. К этим особенностям относятся: историческое отставание социального развития села от городского социального развития; неразвитость альтернативных источников доходов, формирование открытой и скрытой безработицы; недостаточный уровень заработной платы в сельском
хозяйстве для нормальной жизнедеятельности сельского населения; низкое качество жизни на селе; непривлекательность аграрного труда для квалифицированной рабочей силы.
Поэтому социальную инфраструктуру села необходимо развивать с целью привлечения инвестиционного капитала и квалифицированного труда, для повышения благосостояния и качества среды проживания сельского населения области.
На территории области начали реализо-вывать проекты комплексной компактной застройки и благоустройства сельских территорий. При этом будет создаваться вся социальная инфраструктура, включающая в себя образовательные и медицинские учреждения, учреждения культуры и спортивные сооружения.
В настоящее время осуществляется проект «Малоэтажная застройка п. Сургут муниципального района Сергиевский Самарской области». Реализация проектов комплексной застройки в муниципальных районах Самарской области с инженерным обеспечением позволит увеличить темпы строительства жилья на селе и создать инфраструктуру социальных объектов, что в свою очередь улучшит качество жизни сельских жителей и привлечет высококвалифицированных специалистов в организации аг-рарно-промышленного комплекса и социальную сферу. Все эти факторы, несомненно, повысят инвестиционную активность в социально-экономическом развитии сельских территорий Самарской области.
Однако при комплексной застройке строительство нового жилья идет гораздо быстрее, чем развитие социальной инфраструктуры.
Один из выходов в решении данной проблемы комплексной застройки - активное использование механизмов государственно-частного партнерства.
Самарская область отличается высоким рекреационным потенциалом. Сельский или аграрный туризм давно пользуется большой популярностью в Европе. Такой вид туризма подразумевает отдых в сельской местности, проживание в деревенских условиях и даже участие в сельскохозяйственных работах. В России сельский туризм молод и еще не получил широкой популярности, как на Западе.
Однако на территории Самарской области такой вид туристической деятельности развивается - имеются все предпосылки: уникальная природа, богатая история, многонациональный край. В Самарском регионе проживает более 130 народностей. Каждый народ имеет свою культуру и традиции.
Сегодня объекты агротуризма созданы и активно развиваются практически во всех муниципальных районах Самарской области. Развитие данного вида туризма дает возможность горожанам получить здоровый отдых по доступным ценам, а сельским жителям -новые рабочие места, возможность эффективно использовать жилой фонд и землю.
В сложившихся условиях именно туризм становится реальной возможностью для функционирования малых форм хозяйствования, т. к. он имеет потенциал для привлечения предпринимательских ресурсов и не требует больших капиталовложений. Учитывая неоспоримый туристический потенциал и неразвитость туризма в сельской местности области в настоящее время, вложение капитала именно в эту сферу является чрезвычайно актуальным.
Организация и ведение сельского туризма как одного из видов несельскохозяйственного бизнеса на селе, несомненно, имеет определенные преимущества для населения, предпринимателей, а также для органов государственного и местного управления [3, с. 68-70].
Преимущества сельского туризма для местного населения:
- дополнительный заработок в доступной деятельности (прием туристов, продажа им продукции собственного хозяйства, сопровождение на рыбалку, за грибами, конный прокат, транспортные услуги и др.);
- творческая деятельность;
- коммуникация с представителями различных регионов России и других стран;
- стимул для приведения своего приусадебного участка в порядок;
- повод для повышения образовательного, культурного уровня и интереса к сохранению природы;
- осознание повышения своего качества жизни.
Преимущества сельского туризма для самих предпринимателей:
- увеличение доходов от сферы обслуживания за счет появления платежеспособных клиентов и развития социальной инфраструктуры (магазинов, автозаправочных станций, связи, дорог и пр.);
- возможность создания различных производств, возникающих с возрастающим спросом клиентов, и, в первую очередь, на экологически чистую продукцию сельского хозяйства;
- перспективы установления деловых связей и привлечения инвестиций.
Преимущества для органов власти и управления:
- повышение уровня занятости населения и увеличение темпа роста доходов семей;
- снижение социальной напряженности, постепенное улучшение качества жизни селян;
- развитие социальной инфраструктуры села;
- всплеск предпринимательской активности, обусловливающей создание рабочих мест в смежных с туризмом областях (культура, транспорт, торговля и др.);
- использование, в большинстве своем, ресурсов населения, а не бюджетных средств;
- появление дополнительных поступлений в бюджет косвенных налогов от социальной сферы (торговля, связь, транспорт, медицина, культура) и прямых налогов от деятельности объектов сельского туризма;
- высокий уровень благоустройства территории.
В Самарской области разработана и действует Концепция развития сельского туризма. Развитие сельского туризма в Самарской области может стать важным направлением воссоздания и охраны сельских ландшафтов, сохранения памятников историко-культурного наследия [9].
На сегодняшний день самыми заметными объектами сельского туризма в муниципальных районах Самарской области являются: конный клуб Контур в Красноярском районе, село Водино; страусиная ферма в Ставропольском районе, село Пискалы; гостевой дом Сельский Уют в Похвистневском районе, село Алькино; историко-краевед-ческий музей в Большечерниговском районе, село Августовка; туристический комплекс в Сергиевском районе, село Карабаевка; национальный парк «Самарская лука» в преде-
лах Волжского, Ставропольского и Сызран-ского районов; Бузулукский бор в Борском районе, туристический проект в деревне Со-ковнинка и др.
Таким образом, перспективы развития социальной инфраструктуры в муниципальных районах Самарской области до 2020 г. и далее неразрывно связаны с понятием «устойчивое развитие сельских территорий». Развитие социальной инфраструктуры муниципальных районов Самарской области и повышение эффективности аграрного сектора области в целом - это основа роста благосостояния всего населения. Органы власти всех уровней должны ответственно проводить взвешенную, комплексную политику развития сельских районов.
1. Петриков А.В. Современная аграрная политика и ее влияние на социальную структуру деревни // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2009. № 7. C. 14-18.
2. Об утверждении государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: постановление Правительства Самарской области от 13.11.2013 г. № 616. URL: http:// www.admbg.org/attachments/article/2068/ (дата обращения: 3.03.2015).
3. Стукова И.В. Социальная сфера села: проблемы устойчивого развития // Казанский экономический вестник. 2012. № 2.
4. О внесении изменений в Постановление Правительства Самарской области «Об утверждении государственной программы Самарской области «Устойчивое развитие сельских территорий Самарской области на 2014-2017 годы и на период до 2020 года»: Постановление Правительства Самарской области от 06.02.2015 г. № 44. URL: http://www.sam-region.ru/ (дата обращения: 3.03.2015).
5. Пыркова О.М. Роль социальной инфраструктуры в инновационном развитии региона // Роль высших учебных заведений в инновационном развитии экономики регионов: материалы Международной научно-практической конференции. Ч. 1 / отв. ред. А.П. Жабин, Е.В. Зарова. Самара, 2006.
6. Ветрова Е.А. Управление инновационным развитием региона // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 11 (127). С. 36-40.
7. Ветрова Е. А. Основные особенности поддержки малого предпринимательства на му-
ниципальном уровне в России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2013. Вып. 12 (128). С. 49-52.
8. Ветрова Е.А. Основные особенности социально-экономического взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 12 (92). С. 358-363.
9. Об утверждении концепции развития сельского туризма в Самарской области: постановление Правительства Самарской области от 27.10.2010 г. № 541. URL: http://www. samregion.ru/ (дата обращения: 3.03.2015).
1. Petrikov A.V. Sovremennaya agrarnaya poli-tika i ee vliyanie na sotsial'nuyu strukturu derevni // Ekonomika sel'skokhozyaystvennykh i pererabatyvayushchikh predpriyatiy. 2009. № 7. C. 14-18.
2. Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Samarskoy oblasti "Ustoychivoe razvitie sel'skikh territoriy Samarskoy oblasti na 20142017 gody i na period do 2020 goda": postanovlenie Pravitel'stva Samarskoy oblasti ot 13.11.2013 g. № 616. URL: http://www.admbg. org/attachments/article/2068/ (data obrashcheniya: 3.03.2015).
3. Stukova I.V. Sotsial'naya sfera sela: problemy ustoychivogo razvitiya // Kazanskiy ekonomicheskiy vestnik. 2012. № 2.
4. O vnesenii izmeneniy v Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoy oblasti "Ob utverzhdenii gosudarstvennoy programmy Samarskoy oblasti "Ustoychivoe razvitie sel'skikh territoriy Samarskoy oblasti na 2014-2017 gody i na period do 2020 goda": Postanovlenie Pravitel'stva Samarskoy oblasti ot 06.02.2015 g. № 44. URL: http://www.sam-region.ru/ (data obrashcheniya: 3.03.2015).
5. Pyrkova O.M. Rol' sotsial'noy infrastruktury v innovatsionnom razvitii regiona // Rol' vysshikh uchebnykh zavedeniy v innovatsionnom razvitii ekonomiki regionov: materialy Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Ch. 1 / otv. red. A.P. Zhabin, E.V. Zarova. Samara, 2006.
6. Vetrova E.A. Upravlenie innovatsionnym razvitiem regiona // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 11 (127). S. 36-40.
7. Vetrova E.A. Osnovnye osobennosti podderzhki malogo predprinimatel'stva na munitsipal'nom urovne v Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2013. Vyp. 12 (128). S. 49-52.
8. Vetrova E.A. Osnovnye osobennosti sotsial'no-ekonomicheskogo vzaimodeystviya vlasti i biznesa po razvitiyu chelovecheskogo kapitala v sovremennoy Rossii // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. Tambov, 2010. Vyp. 12 (92). S. 358-363.
9. Ob utverzhdenii kontseptsii razvitiya sel'skogo turizma v Samarskoy oblasti: postanovlenie Pravitel'stva Samarskoy oblasti ot 27.10.2010 g. № 541. URL: http://www. samregion.ru/ (data obrashcheniya: 3.03.2015).
Поступила в редакцию 31.03.2015 г.
UDC 338.24+338.43+338.48
THE DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE IN THE MUNICIPAL DISTRICTS OF THE REGION (AT THE EXAMPLE OF SAMARA REGION)
Ekaterina Aleksandrovna VETROVA, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economics and Management" Department, e-mail: [email protected] Sergey Aleksandrovich PYRKOV, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of "Economics and Management" Department, e-mail: [email protected]
Sergey Leonidovich RAZUMOVSKY, Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation, Candidate of Pedagogics, Associate Professor of "Economics and Management" Department, e-mail: [email protected]
The rise and prosperity of the agricultural sector of the Russian economy, first of all, must be associated with the priorities, the main purpose of which is to care about health, nutrition, education of the villagers and providing them with a comfortable living environment. The creation of favorable conditions for life of people in rural areas increasingly depends not on the organization of the sphere of material production, and the level of development of social infrastructure. For example, the municipal districts of the Samara region were considered the modern state and tendencies of development of social infrastructure. The main problems associated with the development of rural social infrastructure in the region, the solution of which is a necessary condition for improving the level and quality of life of the rural population. The main factors and features of development of social infrastructure of rural areas are analyzed. Future development of the social infrastructure of municipal districts of the Samara region is inextricably linked with the concept of "sustainable development of rural territories". Main ways of effective development of social infrastructure of municipal districts in the region were shown. Among perspective directions of development of rural social infrastructure special emphasis on rural tourism and integrated compact development, which is achieved through the mechanisms of public-private partnership.
Key words: region; local government; municipal district; social infrastructure; rural social infrastructure; rural tourism.