ЮнУСОВА П.С.
РАЙБНТЕ1 СОДМЛЫО&1ДФРЛСТРГКТГРЫ Ш НОТЫШЯЮ! ГС ДО БИ ЮТИВШИ РЛбОТШХОБ сш
ЮНУСОВА П.С.
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ КАК НЕОТЪЕМЛЕМОЕ УСЛОВИЕ МОТИВАЦИИ РАБОТНИКОВ СЕЛА
Аннотация. Отсутствие мотивации у работников села является одной из главных причин недостаточного притока молодых специалистов, что приводит к дефициту квалифицированных кадров, способных внедрять инновационные технологии и работать на современной технике. Основным фактором мотивации работников села является развитие социальной инфраструктуры, что актуализирует тему настоящего исследования. Целью настоящей работы является исследование основных причин отсутствия мотивации у работников села, последствий низкой мотивации, роли социальной инфраструктуры, анализ состояния объектов социальной инфраструктуры в Республике Дагестан. С помощью эконометрических методов проанализировано состояние объектов социальной инфраструктуры в республике. Выявлены проблемы низкой мотивации работников села. Выявлено, что сегодня в Республике Дагестан недооценка роли социальной сферы как фактора мотивации работников села не способствует обеспечению структурных сдвигов, необходимых для перехода к инновационному развитию. Вместе с тем есть определенные положительные сдвиги в развитии сельских территорий: улучшение жилищных условий сельского населения (3,1 тыс. сельских семей), уровня газификации (до 52,5%), обеспеченности сельского населения питьевой водой (до 51,8%), обеспеченности объектами социальной инфраструктуры. Развитие сельских территорий привело к снижению смертности (5,5%), повышению рождаемости (18,8%), росту ожидаемой продолжительности жизни населения при рождении (75,63 лет). Сделан вывод о том, что развитие сельских территорий, повышение уровня обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры способствует поддержанию здорового образа жизни, росту продолжительности жизни населения, повышению престижности сельской местности для молодых специалистов, создает необходимые условия для обеспечения сельскохозяйственных предприятий региона квалифицированными трудовыми ресурсами.
Ключевые слова: социальная инфраструктура, мотивация работников села, развитие сельских территорий, объекты социальной инфраструктуры, трудовая занятость сельского населения, престижность сельской местности для молодых специалистов.
YUNUSOVA P.S.
DEVELOPMENT OF SOCIAL INFRASTRUCTURE AS A GIVEN CONDITION FOR MOTIVATION OF AGRICULTURAL WORKERS
Abstra ct. Subj ect. The absence of motivation of rural workforce is one of the main reasons of insufficient supply of young spec i al ists to work in the rural area which leads to a deficit of qualified staff able to implement innovative technolog ies and work using modern equipment. The main factor of motivation of rural workforce is devel opment of soc ial infrastructu re which makes the theme of the present study rel evant. Goals. The goal of the present paper is a study of the main reasons of the absence of motivation of rural workforce, co nsequences of low motivation, role of soc ial infrastructu re i n workforce motivation, analysis of the state of soci al infrastructu re sites in the Repu blic of Dagesta n. Methodol ogy. The state of sites of soc ial i nfrastructu re in the Repu blic has been analyzed using econo m et" ric methods. Problems of low motivation of rural workforce have been d iscussed. Resu lts. It has bee n found that today there is an underesti mation of the role of the soc ial sphere in the Repu blic of Dagestan as a factor of motiva" tion of rural workforce. This underesti mation does not contribute to providing structural sh ifts necessary to tra nsition towards the inn ovative deve lopment. At the same time, there are certai n pos itive sh i fts in the deve lopment of rural territories, improvement of residenti al conditions of the rural population (3.1 thousand rural families), standard of gas supply (up to 52.5%), sta ndard of provision of population with drinking water (up to 51.8%), standard of provi" sion with soc ial infrastructure sites. I he devel opment of rural territories led to the reduction of death rate (5.5%), i m prove ment in the birth rate (18.8*^b) , g rowth of the expected l ifespa n of popu lation at birth (75.63 years). Con~ clusions. A conclusion is made on the fact that deve lopment of rural territories, i m provem ent in the leve l of deve lop" ment of rural commun ities with soc ial infrastructure sites pro m otes maintaining a healthy li festy le, growth in life expectancy of the population, im prove ment in the prestige of the rural area for young spec i al ists, creates the necessary conditions to provide agricultural enterprises of the region with qualified labor reso u rces.
Key word s, social infrastructure, motivation of rural workers, development of rural territories, social infrastructure sites, employment of the rural population, prestige of rural areas for young spec i al ists.
Сегодня очевидно, что экономика рядового российского региона, не обладающего ресурсами глобального значения, не завоюет ведущих позиций в стране и мире, если она не придаст
Р1[Ю1А1С'1Ы1 ПРОЬШНЫ ПСЮ ЬС'АЗО Е.А1ЕЯ ЭIО НО ИИ I. № 1, 2016
социальной сфере первостепенное значение в своем развитии [1, с. 45].
Недооценка роли социальной сферы как фактора мотивации работников села не способствует обеспечению структурных сдвигов, необходимых для перехода к инновационному развитию. Вместе с тем именно люди с их образованием, квалификацией и опытом определяют границы и возможности технологической, экономической и социальной модернизации общества. Более образованные и квалифицированные люди способны быстрее переучиваться, осваивать принципиально новые технологии, что ведет к снижению безработицы, увеличению слоя состоятельных граждан, а это, в свою очередь, гарантирует обществу стабильность и предсказуемость, снижает уровень преступности.
За последние несколько лет был принят ряд государственных федеральных и республиканских программ, направленных на подъем села, сельского хозяйства: республиканская программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 2012 годы», республиканская программа «Социальное развитие села до 2013 года», государственная программа Республики Дагестан «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» и др.
В приоритетных национальных проектах «Здоровье», «Образование», в Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 года в качестве важнейшего приоритета определен кадровый потенциал в сфере науки, образования, технологий и инноваций. Всё это свидетельствует об актуальности и значимости темы данного исследования.
Отдельные аспекты развития социальной сферы и ее роли в развитии экономики региона исследовались в работах таких ученых Республики Дагестан, как М.А. Багомедов, К.К. Курба-нов, А.З. Мусаева, П.С. Юнусова и др.
Как отмечает П. С. Юнусова, мотивация является неотъемлемым условием развития экономики [10, с. 138]. Об этом свидетельствует опыт Японии, где мотивация всех сотрудников, как частных, так и государственных форм хозяйствования, к профессиональному росту привела к «японскому чуду». При этом размер премии зависит не только от стажа, но и от тех новаций, которые сотрудник предлагает внедрить в сферу производства, управления, маркетинга.
На необходимость мотивации указывает также и К. К. Курбанов. По его мнению, решение социально-экономических проблем, повышение эффективности использования трудового потенциала АПК, а также разработка и использование действенного мотивационного механизма эффективного труда сегодня особенно важны [4, с. 136].
Мотивация работников в АПК Республики Дагестан пока очень слабая. Вместе с тем именно от заинтересованности работников чаще всего зависит возможность максимального использования имеющихся резервов, эффективность внедрения инноваций на предприятии. Отсутствие мотивации работников приводит к дефициту квалифицированных кадров, способных внедрять инновационные технологии и работать на современной технике. Это одна из главных причин недостаточного притока молодых специалистов в село.
Большое значение в мотивации работников имеет развитие сельских территорий — создание на селе условий жизни, максимально приближенных к городским. Развитию сельских территорий республики должна способствовать государственная программа Республики Дагестан «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», принятая постановлением правительства Республики Дагестан от 9 октября 2013 года № 474 [6] (далее — Программа).
Основными целями Программы являются:
- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности;
- стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности;
- содействие созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе;
- активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов;
- формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни.
К основным задачам Программы относятся:
- удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье;
шшш.грре.ги
33
ЮнУСОВА П.С.
РАЙБНТЕ1 СОДМЛЫО&1ДФРЛСТРГКТГРЫ Ш НОТЫШЯЮ! ГС ДО БИ ЮТИВШИ РЛбОТШХОБ С1ДЛ.
- повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры;
- поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий.
Как подчеркивается в Программе, одной из основных задач является повышение уровня обустройства сельских населенных пунктов объектами социальной инфраструктуры, которая включает:
- медицинское обслуживание сельского населения (развитие системы многоуровневого здравоохранения, при которой базовый уровень обеспечивается непосредственно в сельских населенных пунктах, а специализированное медицинское обслуживание осуществляется в районных населенных пунктах);
- торговлю и бытовое обслуживание на селе (создание центров торгово-бытового обслуживания, таких, как сельскохозяйственные (кооперативные) рынки, магазины шаговой доступности, сервисные центры, универсальные торговые предприятия и др.);
- сферу услуг;
- транспортную инфраструктуру;
- стабильную трудовую занятость сельского населения;
- туристическую и сервисную инфраструктуры (развитие объектов инфраструктуры культуры и отдыха, создание гостиничных и туристических центров, рекреационных зон);
- спортивную инфраструктуру;
- совершенствование жилищного фонда;
- совершенствование системы патриотического воспитания на селе и др.
Основными задачами организационно-экономического развития медицинского обслуживания сельского населения являются снижение заболеваемости и смертности и укрепление демографического потенциала, для чего необходимо:
- организация профилактики заболеваний посредством диспансеризации сельского населения, оздоровления в лечебно-профилактических учреждениях, развития санитарно-эпидемиологических служб, охраны здоровья матери и ребенка, пропаганды здорового образа жизни;
- осуществление контроля соблюдения государственных стандартов качества медицинской и лекарственной помощи в учреждениях здравоохранения;
- формирование на селе медико-социальной службы;
- организация платных медицинских услуг на селе по видам и объемам медицинской помощи, которые не предусмотрены государственными минимальными социальными стандартами в области здравоохранения.
В связи с этим ключевыми мероприятиями национального проекта «Здоровье» являются: развитие первичной медико-санитарной помощи, профессиональная подготовка и переподготовка специалистов, усиление профилактической направленности в медицинской помощи, охрана здоровья матери и ребенка, повышение объема высокотехнологичных видов медицинской помощи и т. д.
С началом реализации в 2013 году государственной программы развития здравоохранения в России до 2020 года общая смертность населения России снизилась почти на 4% (составила 13,1%), младенческая смертность — на 3,5%. Существенно повысилась рождаемость — 13,3%. Прирост населения в 2013 году составил 25 тыс. чел. [8].
Однако младенческая смертность в России остается пока еще высокой. По данным ВОЗ, младенческая смертность в нашей стране в 4 раза выше, чем в европейских странах, материнская смертность — в 6 раз. От болезни сердца и сосудов в России умирают в 7 раз чаще, чем в Европе [8]. Такое положение во многом объясняется недостаточным финансированием сферы здравоохранения. В 2013 году она составила 3,3% ВВП, в 2014-м — 3,5% ВВП. Ожидается, что в 2015 и 2016 годах расходы на здравоохранение составят всего 3,4% и 3,3% соответственно. По рекомендации Всемирной организации здравоохранения расходы на медицину должны составлять не менее 5% ВВП.
Министр здравоохранения России Вероника Скворцова отмечала, что к 2018 году финансирование здравоохранения в стране должно превысить 5% ВВП. Для справки в передовых стра-
РШСИАЖЫЫ! ПРОЬШНЫ ПСЮ ЬС'АЗО Е.А1ЕЯ 5ЮЮПЕН, № 1, 2016
нах мира доля этих расходов составляет даже 8-10% ВВП [7].
С 1 января 2006 года на территории Республики Дагестан началась реализация приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения (далее — проект «Здоровье»). В рамках реализации проекта «Здоровье» в республике значительно укреплена материально-техническая база амбулаторно-поликлинических учреждений, диагностической службы и станций скорой медицинской помощи.
Общая смертность населения в Республике Дагестан в 2013 году снизилась по сравнению с 2005 годом (5,8%) на 0,3% и составила 5,5%. Рождаемость повысилась на 3,5% и составила 18,8%. Прирост населения в 2013 году составил 13,3% (в 2005 году — 9,5%). Ожидаемая продолжительность жизни населения при рождении выросла до 75,63 лет (в 2005 году — 73,13 лет) [8, с. 283].
Реализация республиканских программ «Социальное развитие села до 2013 года», «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы» (утв. законом Республики Дагестан от 17 декабря 2012 года № 94) способствовала повышению занятости и доходов сельского населения, решению вопросов улучшения их жилищных условий и социальной инфраструктуры.
В ходе реализации программы «Социальное развитие села до 2013 года» с 2003-го по 2012 год проложено около 160 км водопровода, построены 2 участковые больницы, поликлиника, 28 фельдшерско-акушерских пунктов, школа-интернат, школа. Улучшены жилищные условия 3,1 тыс. сельских семей, в том числе 960 молодых семей и молодых специалистов. Значительно улучшилось инженерное обустройство жилищного фонда — уровень газификации увеличился с 34,5% до 52,5%, уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой — с 36,8% до 51,8% [6].
Реализация программы «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» создаст условия для дальнейшего развития сельских территорий. Программой предусмотрено ввести 2,1 тыс. ученических мест, 113 единиц фельдшерско-акушерских пунктов и офисов врачей общей практики, 720 мест учреждений культурно-досугового типа, построить 35 тыс. кв. м спортивных сооружений, 1,0 тыс. км распределительных газовых сетей, 789,2 км локальных водопроводов, реализовать проекты комплексной застройки в 11 населенных пунктах республики. Строительство локальных водопроводов позволит увеличить уровень обеспеченности сельского населения питьевой водой до 56% [5].
Развитие социальной инфраструктуры на селе позволяет сформировать условия, при которых становится экономически выгодным сельское предпринимательство, в том числе торговля и бытовое обслуживание, что, в свою очередь, обеспечивает доступность бытовых услуг, повышает уровень обслуживания и качество предоставляемых услуг для населения, проживающего в сельской местности.
Во многих районах республики созданы информационно-консультационные службы для обеспечения сельского населения информационными ресурсами, в том числе оказания юридической и нотариальной помощи. Совершенствуется работа учреждений культурно-досугового типа не только за счет увеличения мест в них, но и оснащения современным оборудованием.
Развитие транспортной инфраструктуры внутри населенных пунктов, пешеходных и автомобильных дорог позволяет сельскому населению иметь доступ к объектам торговли, быта и учреждений здравоохранения.
Развивается спортивная инфраструктура на селе. В районных центрах и крупных населенных пунктах строятся крупные спортивные сооружения — физкультурно-оздоровительные комплексы, в сельских населенных пунктах с относительно небольшой численностью населения — спортивные площадки. Всё это способствует формированию культуры отдыха сельских жителей, поддержанию здорового образа жизни, росту продолжительности жизни населения.
Вместе с тем на селе остается ряд нерешенных проблем. Самая острая проблема — отсутствие стабильной трудовой занятости сельского населения. Сегодня в Республике Дагестан 56,4% из общего числа безработных приходится на сельских жителей. На лиц, проживающих в сельской местности, приходится 78,4% безработных, зарегистрированных в органах службы занятости [3, с. 59-60].
Высокая безработица на селе сопровождается обострением проблемы обеспечения работ-
ЮНУСОВА П.С.
РАЙБПН! СОДМЛЫОЙОФРЛСЧРЛЛУРЫ Ш НОТЫШЯЮ! УСЛОБИ ЮТИВШИ РЛБОТНЮСОБ СШ
никами аграрного сектора экономики. Среднегодовая численность работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, за 1990-2011 годы сократилась до 263,3 тыс. чел. [3, с. 53-54].
Также наблюдается сокращение численности специалистов, в том числе с высшим образованием. Так, удельный вес специалистов с высшим образованием в сельскохозяйственных предприятиях республики составляет всего 35% (против 85,2% в 1990 году) [5, с. 51]. Ухудшается качественный состав руководителей и главных специалистов хозяйств. На должностях руководящих работников и специалистов растет число лиц, не имеющих соответствующего профессионального образования.
Ежегодно аграрными образовательными учреждениями республики выпускается около тысячи специалистов, в том числе Дагестанским государственным аграрным университетом более 500 специалистов. Однако из-за сохраняющихся различий в уровне развития социальной инфраструктуры в городе и на селе, особенно в горной местности, а также из-за низкого уровня оплаты труда многие выпускники предпочитают остаться в городах.
Решению проблемы закрепления специалистов на селе должна способствовать реализация ряда социальных проектов по вовлечению указанных лиц в трудовой процесс, в том числе развитие туристического бизнеса.
Возведение на сельских территориях объектов туристической и сервисной инфраструктуры также повысит привлекательность сельских территорий для инвестирования и создания дополнительных рабочих мест.
Дальнейшее развитие социальной инфраструктуры на селе существенно повысит мотивацию работников села, поднимет престижность сельской местности для молодых специалистов, уменьшит миграцию сельского населения в город, создаст необходимые условия для обеспечения сельскохозяйственных предприятий региона квалифицированными трудовыми ресурсами.
Литература
1. Багомедов М. А., Мусаева А. З. Инновационные аспекты социальной сферы регионов / М. А. Багомедов, А. З. Мусаева //Вопросы структуризации экономики. — 2013. — № 1. — С. 45-47.
2. Дагестан — 2005 год // Статистический ежегодник. 2005. Часть II. — Махачкала, 2006. — С. 51.
3. Дагестан в цифрах // Статистический сборник. 2013 год. — Махачкала, 2013. — С. 53-54.
4. Курбанов К. К. Основные направления социальной политики развития сельских территорий / К. К. Курбанов //Вопросы структуризации экономики. — 2009. — № 2. — С. 136-138.
5. О государственной программе Республики Дагестан «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года» [Электронный ресурс]. Сайт Консорциум «Кодекс». — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/410805318, свободный. Заглавие с экрана.
6. Постановление Правительства Республики Дагестан от 09.10.2013 № 474 «О государственной программе Республики Дагестан "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года"» [Электронный ресурс]. Сайт Gigabaza.ru. Режим доступа: http://gigabaza.ru/ doc/61318.html, свободный. Заглавие с экрана.
7. Расходы на здравоохранение в России снизятся до 3,3% ВВП. [Электронный ресурс]. Сайт «Взгляд. Деловая газета». — 2 июля 2003 года. — Режим доступа: http://vz.ru/news/2013/7/2/639683.html, свободный. Заглавие с экрана.
8. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации // Российский статистический сборник. — М., 2014.
9. Средняя продолжительность жизни россиян составила 71,6 года. [Электронный ресурс]. Сайт «Газета.ru». — 1 декабря 2004 года. — Режим доступа: http://www.gazeta.ru/social/news/2014/12/01/ n_6701277.shtml, свободный. Заглавие с экрана.
10. Юнусова П. С. Теоретические основы формирования и развития человеческого капитала / П.С. Юнусова // Материалы круглого стола « Человеческий капитал как фактор социально-экономического развития региона» (19 февраля 2015 года, Махачкала). — ИСЭИ ДНЦ РАН. — Махачкала, 2015. — С. 137-146.
References:
1. Bagomedov M.A., Musaeva A.Z. Innovative aspects of the social sphere of regions / M.A. Bagomedov, A.Z. Musaeva //questions of economy structuring. 2013. No. 1. P. 45-47.
2. Dagestan 2005 // Statistical Yearbook. 2005. Part II. Makhachkala, 2006.
3. Dagestan in numbers // the statistical compilation. 2013. Makhachkala, 2013.
4. Kurbanov K.K. Main directions of social policy development of rural territories / K.K. Kurbanov // questions of economy structuring. 2009. No. 2. P. 136-138.
5. On the State program of the Republic of Dagestan "sustainable development of rural territories to 20142017 years and for the period up to the year 2020" [electronic resource]. (Site code Consortium, access mode:
Pi HoiAnt. itil npofcnmti nclo fct'A.lo E.Aisg Siosoau:!. № 1, 2016
http://docs.cntd.ru/document/410805318, free. The title screen.
6. Government Regulation 09.10.2013 No. 474 of the TAXIWAY on the State program of the Republic of Dagestan "sustainable development of rural territories to 2014-2017 years and for the period up to the year 2020" [Electronic resource]. Site Gigabaza.ru. Mode of access: http://gigabaza.ru/doc/61318.html, free. The title screen.
7. Expenditure on health in Russia decline to 3.3% of GDP [Electronic resource]. Website "Look". Delovaya Gazeta. 2013. 2 July. Mode of access: http://vz.ru/news/2013/7/2/639683.html, free. The title screen.
8. Regions of Russia. The main characteristics of the constituent entities of the Russian Federation // Russian statistical compendium. 2014. M., 2014.
9. The average life expectancy of Russians amounted to 71.6 years [Electronic resource]. Website Gazeta.ru. December 1, 2014. Mode of access: http://www.gazeta.ru/social/news/2014/12/01/n_6701277.shtml, free. The title screen.
10. Yunusova p.s. Theoretical bases of formation and development of human capital /P.s. Yunusova / materials of the round table: "human capital as a factor of socio-economic development of the region" (February 19, 2015. Makhachkala, 2015). The institute of social and economic studies of Dagestan scientific center RAS [Russian Academy of Science]. Makhachkala, 2015. P. 137-146.