Научная статья на тему 'Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона'

Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1998
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / СЕЛЬСКАЯ МЕСТНОСТЬ / СЕЛЬСКОЕ РАЗВИТИЕ / ОСОБЕННОСТИ И УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ / ИНФРАСТРУКТУРА / НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ / РЕСПУБЛИКА КОМИ / RURAL ECONOMY / RURAL AREA / RURAL DEVELOPMENT / FEATURES AND CONDITIONS FOR RURAL ECONOMY DEVELOPMENT / DEMOGRAPHIC INDICATORS / INFRASTRUCTURE / DEVELOPMENT DIRECTIONS / KOMI REPUBLIC

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванов Валентин Александрович

Жизнедеятельность села обеспечивается не только за счет функционирования аграрного сектора, но и на основе создания условий и разработки эффективных механизмов развития экономики сельской территории. Экономика сельской территории как система отраслей и видов экономической деятельности, функционирующая на природных ресурсах, является основой повышения уровня жизни населения сельской местности и ее устойчивого развития. В статье рассмотрено содержание понятий, составляющих систему экономики сельской территории и сельского развития. Показана многофункциональная роль села как самобытной социально-территориальной системы. Исследованы отрасли и виды деятельности, составляющие систему экономики сельской территории. Из всего многообразия действующих на уровень, темпы и эффективность сельских хозяйствующих субъектов выделены факторы и условия. Выявлены особенности и отличительные черты экономики сельской территории Республики Коми. Показаны проблемы северного села, заключающиеся в низком уровне доходов сельских жителей, неразвитости инфраструктуры, оттоке трудоспособного населения. Исследовано влияние демографической ситуации на развитие села и экономики сельской территории. Дан анализ состояния сельской инфраструктуры. Установлено, что в процессе рыночной трансформации ухудшилась социально-экономическая ситуация в сельской местности. Результаты и последствия рыночных преобразований для северного села оцениваются как отрицательные. Предложены направления развития экономики сельской территории, связанные с ее инновационной модернизацией и диверсификацией, усилением роли государства в управлении политикой сельского развития. Результаты исследования могут быть использованы при разработке долгосрочной программы комплексного развития села и экономики сельской территории Республики Коми.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Иванов Валентин Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features and Areas of Village and Rural Economy Development in the Northern Region

The activities of a village are ensured not only through functioning of the agricultural sector,but also through creating conditions and development of effective mechanisms to boost rural economy. Rural economy as a system of sectors and economic activities, using natural resources,is the basis for improving rural population’s standard of living and its sustainable development. The article deals with the content of concepts that make up the system of rural economy and rural development. It discloses the multifunctional role of a village as an original socio-territorial system. The author studies branches and activities, comprising the system of rural economy, anddistinguishes factors and conditions, influencing a level, pace and efficiency of rural economic entities. The work reveals specifics and distinctive features of rural economy in the Komi Republic. Itshows problems of a Northern village, such as low rural incomes, poor infrastructure, and working population outflow. The article discloses influence of the demographic situation on village and rural economy development. The paper analyses the state of rural infrastructure. It indicates that the socio-economic situation in rural areas deteriorated during the market transformation process. Results and consequences of the market reforms for a Northern village are estimated as negative. The author proposes directions to boost rural economy connected with its innovative modernization, diversification, and strengthening of the state’s role in managing rural development policy. The study results can be used to work out a long-term program of integrated village and rural economy development in the Komi Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона»

DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.3 УДК 338.43(470.13-22) | ББК 65.32(231)

© Иванов В.А.

ОСОБЕННОСТИ И НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ СЕЛА И ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ СЕВЕРНОГО РЕГИОНА

ИВАНОВ ВАЛЕНТИН АЛЕКСАНДРОВИЧ

Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук Россия, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26 E-mail: ivanova@iespn.komisc.ru

ORCID: 0000-0001-9184-6172; ResearcherID: J-8136-2018

Жизнедеятельность села обеспечивается не только за счет функционирования аграрного сектора, но и на основе создания условий и разработки эффективных механизмов развития экономики сельской территории. Экономика сельской территории как система отраслей и видов экономической деятельности, функционирующая на природных ресурсах, является основой повышения уровня жизни населения сельской местности и ее устойчивого развития. В статье рассмотрено содержание понятий, составляющих систему экономики сельской территории и сельского развития. Показана многофункциональная роль села как самобытной социально-территориальной системы. Исследованы отрасли и виды деятельности, составляющие систему экономики сельской территории. Из всего многообразия действующих на уровень, темпы и эффективность сельских хозяйствующих субъектов выделены факторы и условия. Выявлены особенности и отличительные черты экономики сельской территории Республики Коми. Показаны проблемы северного села, заключающиеся в низком уровне доходов сельских жителей, неразвитости инфраструктуры, оттоке трудоспособного населения. Исследовано влияние демографической ситуации на развитие села и экономики сельской территории. Дан анализ состояния сельской инфраструктуры. Установлено, что в процессе рыночной трансформации ухудшилась социально-экономическая ситуация в сельской местности. Результаты и последствия рыночных преобразований для северного села оцениваются как отрицательные. Предложены направления развития экономики сельской территории, связанные с ее инновационной модернизацией и диверсификацией, усилением роли государства в управлении политикой сельского развития.

Для цитироВания Иванов В.А. Особенности и направления развития села и экономики сельской территории северного региона // Проблемы развития территории. 2019. № 4 (102). С. 55-71. DOI: 10.15838/ptd.2019.4.102.3

For citation: Ivanov V.A. Features and areas of village and rural economy development in the Northern region. Problems of Territory's Development, 2019, no. 4 (102), pp. 55-71. DOI: 10.15838/ ptd.2019.4.102.3

Результаты исследования могут быть использованы при разработке долгосрочной программы комплексного развития села и экономики сельской территории Республики Коми.

Экономика сельской территории, сельская местность, сельское развитие, особенности и условия развития экономики сельской территории, демографические показатели, инфраструктура, направления развития, Республика Коми.

Введение

Сельское развитие и экономика сельской территории до последнего времени не являлись объектом комплексных междисциплинарных научных исследований. На протяжении длительного периода основное внимание как в стране, так и на территориях с неблагоприятными условиями аграрного производства уделялось вопросам функционирования агропродовольственных рынков, продовольственной безопасности, трансформации аграрного сектора в ходе рыночных реформ, развитию отдельных отраслей экономики сельской территории на инновационной основе, государственному регулированию АПК [1-7].

Подход, основанный на аграрном развитии села, регулировании продовольственных рынков и финансовой поддержке сельских товаропроизводителей, привел к нерациональному размещению производительных сил, низкому использованию высокого потенциала сельских территорий, неразвитости инженерной, социальной и рыночной инфраструктуры. Отраслевая политика оказалась малоэффективной, не способной решать многогранные проблемы сельских жителей и привела к глубокому кризису села. Сегодня сельская местность северных территорий характеризуется неразвитой инфраструктурой, низким уровнем и качеством жизни. Она отстала в технологическом, социально-экономическом и культурном плане от урбанизированной местности, отличается высокой внутрирегиональной дифференциацией по уровню социально-экономического развития. Северное село неспособно выполнять ряд важных народнохозяйственных функций (производственная, социально-демографическая, экологическая).

Существуют различные подходы к преодолению отставания сельских территорий от урбанизированных центров. Одним из

путей разрешения этого противоречия является замена отраслевого подхода новой политикой устойчивого сельского развития. Сейчас в развитых странах устойчивое развитие сельской местности является одной из главных целей региональной политики, которая тесно связана и согласуется с пространственным развитием. В Европе накоплен многолетний опыт подготовки национальных и региональных программ сельского развития [8-11]. В качестве мер поддержки сельских территорий предусмотрено развитие образования, транспортной и информационно-коммуникационной инфраструктуры и улучшение доступа к социальным услугам.

Наиболее полную и целостную картину моделей и концепций развития сельских территорий в Западной Европе, реализации этой политики с помощью инструментов государственной поддержки за период 19702013 гг. выполнил Ф. Мантино [12].

В России сделаны практические шаги по развитию сельских территорий: приняты Концепция устойчивого развития сельских территорий на период до 2020 года; Стратегия устойчивого развития сельских территорий на период до 2030 года; разрабатываются региональные программы устойчивого развития сельских территорий. Однако эти документы проблемы устойчивого развития сельских территорий решают не комплексно, в них объемы финансовых ресурсов не соответствуют заявленным целям и результатам, не разработаны механизмы обеспечения занятости и повышения доходов сельского населения, мало уделяется внимания участию сельских жителей в реализации мероприятий.

Экономика сельской территории представляет несбалансированную сферу с преобладанием сельского и лесного хозяйства. Невысокая доходность, значительная доля

убыточных организаций этих отраслей обрекают сельских жителей на низкие стандарты жизни.

Целью данной статьи является исследование специфики и проблем развития северного села и экономики сельской территории и подходов к их решению на примере Республики Коми.

Содержание понятий «экономика сельской территории», «село», «сельская местность», «сельское развитие»

В экономической литературе наиболее полное определение понятия «экономика сельской территории» дано С.В. Киселевым. По его мнению, «экономика села - это система отраслей и видов деятельности, включающая в себя кроме сельского и лесного хозяйства добывающие и перерабатывающие отрасли промышленности, сферу услуг, функционирующие в сельской местности, а также инфраструктуру» [13, с. 19].

Д.А. Сюсюра сельскую экономику рассматривает с четырех позиций: структурного подхода, процессного, системного, функционального подхода. Сельская экономика с позиции структурного подхода представляет собой совокупность субъектов разнообразных видов хозяйственной деятельности по использованию естественных и приобретенных ресурсов и возможностей сельской территории, с позиции процессного подхода -искусство целенаправленного и гармоничного (сбалансированного) использования естественных и приобретенных ресурсов и возможностей сельской территории для обеспечения жизнедеятельности населения (человека). С позиции системного подхода это

открытая экономическая система, включающая подсистемы ресурсов и возможностей сельской территории, а также подсистему управления их использованием, с позиции функционального подхода - экономические отношения в сельской местности по удовлетворению запросов, формируемых социально-экономической и природной средой [14, с. 29].

Схематично отрасли и виды деятельности экономики сельской территории представлены на рис. 1.

Отличительной особенностью экономики сельской территории является то, что ее отрасли (сельское и лесное хозяйство, охота, рыболовство и сбор дикоросов, добыча сырья) функционируют на использовании природных ресурсов. От количества и качества природных ресурсов, эффективности их использования зависят темпы и уровень развития экономики сельской территории.

С экономикой сельской территории тесно связаны такие понятия как «село», «деревня», «сельская местность», «сельское развитие», «устойчивое развитие сельских территорий».

В настоящее время понятие «село» и «деревня» рассматривают как синонимы. Село является сферой, в которой структура и формы концентрации производства, организация жизнедеятельности, условий жизни, расселения населения стали обеспечивать преимущественно реализацию прямых производственных взаимосвязей общества с природой, т. е. ведение земледелия, использование и восстановление потенциала живой природы [15].

Северная деревня имеет свою специфику: размещение поселений в окружении лесов, вдоль рек и озер; сферы приложения

Лесоводство и лесное хозяйство

Аграрный сектор

г

Местное самоуправление

т

У:

Охота, рыбоводство, рыболовство и сбор дикоросов

Сфера услуг

ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Добывающие отрасли

Социальная и культурно-бытовая инфраструктура

т

Инженерная инфраструктура

Домашнее хозяйство

Перерабатывающие отрасли промышленности

Рис. 1. Отрасли и виды деятельности экономики сельской территории

труда - сельское и лесное хозяйство, занятие охотой и рыболовством; малые размеры поселений, слабая развитость сети дорожно-транспортных связей с городами и сельскими поселениями, невысокий уровень социального культурно-бытового обслуживания; более низкая средняя продолжительность жизни, высокие степень безработицы и сезонность сельскохозяйственного и лесозаготовительного производства и связанная с этим неравномерность трудовой занятости; тяжелые условия труда.

Для сельского образа жизни характерны преимущественная занятость в отраслях сельского и лесного хозяйства с низкой доходностью и личном подсобном хозяйстве с преобладанием ручного труда, большая трудоемкость быта, незначительный объем потребления общественных услуг, бедность, малая продолжительность жизни и старение населения, неразвитость инфраструктуры и социальной сферы, меньшая трудовая мобильность, обезлюдение сельских поселений.

В.В. Пациорковский выделяет следующие черты сельской жизни: село, благодаря высокой рождаемости, является базисом демографического развития; село - надежный хранитель культурного наследия и традиционных знаний, выступающих новым ресурсом экономики; домохозяйство - основа сельской жизни, устойчивый источник предпринимательства как главного фактора рыночных отношений; многопоколенная сельская семья - адекватная модель правильных социальных отношений [16]. Соглашаясь с утверждением автора о роли сельской местности для демографического развития страны, отметим, что в настоящее время северное село, как будет показано далее, не выполняет важнейшей народнохозяйственной функции - социально-демографической.

Под сельской местностью принято понимать обитаемую территорию вне городов с совокупностью природных условий и ресурсов. Понятие «сельский» имеет территориальный аспект и не зависит от какого-либо вида деятельности.

Село, сельская местность выполняют многообразные народнохозяйственные функции. Т.И. Заславская выделяла пять функций села: демографическая, расселенческая, производственно-трудовая, экономическая и собственно социальная (в узком смысле) [16]. В настоящее время в научных исследованиях называют следующие функции села: производственную, социально-демографическую, культурную, природоохранную, рекреационную, пространственно-коммуникационную, социального контроля, политическую [17, с. 20; 18, с. 16-17].

Существуют различные подходы к классификации сельских территорий. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), используя экономико-географический подход, подразделяет сельские территории на внутригородские, пригородные и отдаленные (периферийные) [19].

В Республике Коми к сельским районам, расположенным недалеко от столицы республики, относятся Сыктывдинский, Корт-керосский и Сысольский. К удаленным (периферийным) районам со слабо развитой инженерной инфраструктурой можно отнести Койгородский, Усть-Куломский, Троиц-ко-Печорский, Удорский, Ижемский и Усть-Цилемский муниципальные образования.

В развитых странах для классификации сельской местности используется также демографический подход, основанный на характеристиках плотности населения и его численности [13, с. 12]. В Республике Коми доля сельского населения в общей численности населения по муниципалитетам представлена на рис. 2.

Понятие «сельское развитие» распространение получило недавно. В Западной Европе концепция сельского развития применяется с 1970-х гг. и постоянно эволюционирует. Франческо Мантино выделяет три концепции сельского развития. Первая концепция идентифицирует сельское развитие с модернизацией сельского хозяйства и агропродо-вольственного комплекса. Вторая - связывает сельское развитие исключительно с сокращением различий между наиболее отсталыми сельскими районами и остальными от-

МО Сыктывкар I 0,4 МО Воркута ■ 0,6 МО Ухта ■ 2,3 МО Инта 5,7

МОУсинск МР Сосногорск МР Печора МО Вуктыл МР Княжпогостский МР Усть-Вымский 33,3

МР Троицко-Печорский 45,5

МР Удорский 52,9

Районы сполностью сельским населением* 100

Рис. 2. Распределение муниципальных образований Республики Коми по доле сельского населения в 2016 году, %

* К районам со 100%-й численностью населения относятся Ижемский, Койгородский, Корткеросский, Прилузский, Сыктывдинский, Сысольский, Усть-Куломский, Усть-Цилемский. Составлено по: Демографический ежегодник Республики Коми. 2017: ст. сб. / Комистат. Сыктывкар, 2017. С. 14.

раслями экономики (концепция сближения). Третья концепция идентифицирует сельское развитие с развитием сельских районов в целом путем использования всех ресурсов, имеющихся в данном районе (человеческих, физических, природных, ландшафтных и пр.), и интеграции всех компонентов и отраслей на местном уровне [12, с. 15]. Эта концепция развития не исходит из отраслевых интересов, не рассматривает аграрный сектор в качестве единственного и основного в сельском развитии.

В социально-экономических исследованиях за последние десятилетия сформировалось новое научное направление - устойчивое развитие. Сейчас нет устоявшегося определения понятия «устойчивое развитие». В Федеральном законе «О развитии сельского хозяйства» (2006 год), «Концепции устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2020 года» (2010 год), «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года» (2015 год) устойчивое развитие сельских территорий связано с увеличением объемов производства аграрной продукции, повышением

эффективности сельского хозяйства, решением проблем занятости сельского населения и ростом уровня его жизни, рациональным использованием земель без учета устойчивости отраслей сельской экономики.

Под устойчивым развитием сельской местности следует понимать устойчивый рост эффективности всех отраслей сельской экономики на основе сбалансированного и рационального использования имеющихся ресурсов, повышение уровня и качества жизни населения, поддержание экономического равновесия в биосфере. Поскольку устойчивое развитие сельской местности включает экономическую, социальную и экологическую составляющие, то состояние устойчивости важно обеспечить каждой из них.

Факторы, условия и особенности развития экономики сельской территории

Уровень, темпы и эффективность развития экономики сельской территории зависят от множества факторов и условий. Основные внешние и внутренние факторы и условия, влияющие на развитие экономики сельской территории, приведены на рис. 3.

Внешние

• Природные условия

• Природные ресурсы

• Институциональная среда

• Конкурентная среда

• Развитость внутреннего спроса

• Государственная поддержка

• Условия межотраслевого обмена

• Масштабы и развитость рынков сбыта

• Инвестиционный климат

• Ценовая и налоговая политика

• Развитость инфраструктуры

• Внешнеэкономические условия

РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Внутренние

• Наличие трудовых ресурсов и капитала

• Использование потенциала

• Внутренняя инфраструктура

• Размещение, специализация и концентрация производства

• Качество, конкурентоспособность продукции

• Организация производства и управления

• Инвестиционно-инновационная активность

• Способность к диверсификации производства

• Наличие резерва мощностей, ресурсов, сырья

• Мотивация труда

Рис. 3. Факторы и условия развития экономики сельской территории Таблица 1. Доля сельского и лесного хозяйства в основных показателях Республики Коми, %

Показатель Год

2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Валовой региональный продукт сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства 2,9 2,1 2,0 1,8 1,5 1,8 1,9 -

В том числе сельского хозяйства 1,8 1,5 1,4 1,3 1,4 1,4 1,5 -

Инвестиции в основной капитал 0,6 0,8 0,3 0,3 0,3 0,4 0,4 0,4

Среднегодовая численность работников сельского хозяйства и предоставления услуг в этой области 2,1 1,6 1,4 1,3 1,2 1,2 1,2 1,2

Составлено по: Статистический ежегодник Республики Коми. 2017; Сельское хозяйство в Республике Коми за соответствующие годы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для экономики сельской территории Республики Коми характерны преимущественная занятость в отраслях сельского и лесного хозяйства; преобладание малых форм предпринимательства; низкая плотность и убыль населения; большое значение самозанятости сельских жителей; удаленность от рынков сбыта производимой продукции; неразвитость инфраструктуры; низкий уровень и качество жизни сельского населения.

Сейчас в экономике сельской территории республики преобладают отрасли сельского и лесного хозяйства. Их доля в валовом региональном продукте незначительна и продолжает сокращаться (табл. 1).

В развитых странах аграрный сектор не являются доминирующим в экономике сельской территории. Доля в валовом внутреннем продукте продолжает сокращаться. В США, например, за тридцатилетний период (с 1969 по 1999 год) доля занятых в сельском хозяйстве сократилась с 14 до 6%, а в сфере услуг выросла с 40 до 53%. Доля аграр-

ного сервиса, лесного хозяйства и рыболовства осталась неизменной (0,9) [20].

В экономике сельской территории региона преобладают малые формы предпринимательства. Сейчас в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве и рыбоводстве доля малых и микропредприятий составляет 93%. Число индивидуальных предпринимателей превышает количество малых предприятий на 29%. В 2016 году в сельском хозяйстве производством продукции занимались 88 малых предприятий (80% от общей численности сельхозорганизаций), 315 крестьянских (фермерских) хозяйств, 92,7 тыс. личных подсобных хозяйств, 76,4 тыс. семей садоводов и 28,6 тыс. семей огородников. Наибольшее число фермерских хозяйств приходилось на Ижемский, Усть-Вымский и Усть-Куломский (по 11% от их общего количества), Княжпогостский и Корткеросский (по 8%), Прилузский (7%) районы.

В ходе рыночных преобразований, выразившихся в резком сокращении аграр-

ного производства в сельхозорганизациях, выросла роль и значение сельских домохо-зяйств как источника продуктов питания, их доходов и самозанятости. За 1990-2016 гг. доля хозяйств населения в общем объеме производства продукции сельского хозяйства республики увеличилась с 20 до 30%, картофеля - с 58 до 92, овощей - с 10 до 79, молока - с 15 до 19, мяса крупного рогатого скота - с 9 до 47%. Фермерские хозяйства увеличили производство молока с 1,1% в 1995 году до 14,1% в 2016 году, а валовой продукции - с 0,9 до 5%.

Для хозяйствующих субъектов сельской экономики характерна низкая конкурентоспособность производимой продукции и малая доходность. В среднем за 2014-2016 гг. доля убыточных организаций в сельском и лесном хозяйстве составила 39%, в заготовке древесины - 52%, уровень рентабельности реализованной продукции - соответственно 7,1 и 2,9%, активов - 7,8 и 2,3%.

Сельские территории Республики Коми охватывают значительную часть региона, обладают высоким потенциалом. Земельный фонд республики на начало 2017 года составлял 41,7 млн га. В структуре земель 74,9% занимали лесные площади, земли особо охраняемых территорий - 6,3%, земли сельскохозяйственного назначения - 4,5%. Общий запас насаждений лесного фонда составляет 2,8 млрд куб. м. В составе сельхозугодий преобладают естественные сенокосы и пастбища. На гектар пахотных земель в республике приходится 3 га кормовых угодий, что позволяет успешно развивать молочное и мясное скотоводство. Особую народнохозяйственную ценность имеют крупные массивы пойменных лугов, потенциальная возможность сбора кормов с которых превышает 150 тыс. т корм. ед.

В Коми имеются хорошие условия для производства органической продукции. К факторам, позитивно влияющим на развитие органического сельского хозяйства, относятся существенный резерв пригодных для производства органической продукции сельхозугодий; благоприятная экологическая обстановка в сельской местности; холодный

климат республики обусловливает меньший набор вредителей и болезней растений в открытом грунте, чем в более южных регионах России; достаточно развитый потенциал аграрной науки для проведения исследований в области биологизации земледелия; наличие технологий производства органической продукции, высокий спрос населения на органические продукты [21].

Республика располагает значительными рыбными ресурсами и потенциальными возможностями для увеличения сбора и переработки дикоросов (грибов, ягод, березового сока, лекарственных трав). Рыболовство является традиционной формой и перспективным направлением использования крупного фонда рыбохозяйственных водных объектов. Протяженность рек длиной более 10 км составляет 84 тыс. км, общее количество водотоков - более 3500 единиц, количество имеющих рыбохозяйственное значение озер - около 2000 единиц общей площадью около 46,8 тыс. га. Основные реки -Печора, Вычегда, Мезень - и большая часть притоков этих рек до настоящего времени сохранили высший статус (категорию) рыбо-хозяйственного значения и имеют в составе ихтиофауны ценные виды лососевых рыб. В 2016 году объем выловленной в естественных водоемах рыбы составил 380 т. Хорошие перспективы для выращивания товарной рыбы имеются в рыбоводных хозяйствах ООО «Нювчим», ООО «Аквакомплекс», ООО Племхоз «Изваильский-97», ООО «Южное». По данным Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка Республики Коми, объем выращенной рыбы в этих хозяйствах в 2020 году превысит 300 т.

В лесах Республики Коми произрастает 15 видов ягодных растений. В тундровой зоне встречается 35 видов съедобных грибов, в лесотундре - 50, а в подзоне средней тайги -90 видов. В благоприятные годы ежегодно заготавливается 10 тыс. т грибов и 8 тыс. т ягод (клюква, брусника, черника, морошка, голубика, рябина). Промысловые запасы республики оцениваются в 211,6 тыс. т ягод и 74 тыс. т грибов. В ягодном запасе выделяются клюква (43%) и черника (33%), в гриб-

ном - волнушка и подосиновик (вместе 48%). Здесь сосредоточено 55% ягодных промысловых ресурсов европейской части страны, а по отдельным видам преобладают клюква (84%) и морошка (67%). Стоимость ягодных ресурсов оценивается в 458 млн долларов, а грибных - в 171 млн долларов [22].

В результате убыли сельского населения происходит обезлюдивание сельских территорий. Средняя плотность его за 1990-2017 гг. уменьшилась с 3,0 до 2,0 чел. на 1 кв. км, а сельского населения - с 1,3 до 0,8 чел. В 2017 году минимальная плотность населения (0,3 чел. на кв. км) наблюдалась в Троицко-Печор-ском и Усть-Цилемском районах; наибольшая плотность в районах с полностью сельским населением была в Сысольском (2,1) и Сыктывдинском (3,2 чел. на 1 кв. км) районах.

По данным переписи населения 2010 года, почти две трети (63,5%) всех сельских населенных пунктов составляют малые сельские населенные пункты - менее 200 жителей. Из 684 сельских населенных пунктов в 248 (36,5%) проживало 50 и менее чел. На долю средних сельских населенных пунктов (от 201 до 1060 чел.) приходится 31,4%, на долю больших пунктов с людностью свыше 1000 человек, наиболее перспективных для дальнейшего развития и имеющих большие возможности для расширения круга обслуживающих учреждений, приходится 5,4%. В 2016 году без населения оставались 36 населенных пунктов, в 1979 году их было 8. Происходит переселение сельских жителей из мелких в крупные населенные пункты, райцентры и в города, имеющие более развитую инженерную и социальную инфраструктуру. Очень важно не допустить обе-злюдивания огромных сельских северных территорий, которые выполняют не только производственную, но и другие важные народнохозяйственные функции.

В ходе рыночной трансформации углубилась дифференциация в доходах между работниками сельского и лесного хозяйства и других отраслей. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций этих отраслей в 2016 году составила 60% к уровню в среднем по

республике. В сельском хозяйстве зарплата почти в два раза ниже среднереспубликанского уровня (56%), в 3,2 раза ниже, чем в отраслях по добыче полезных ископаемых. В большинстве сельских районов она значительно ниже прожиточного минимума. Отметим, что в середине 1980-х гг. заработная плата в сельском хозяйстве Коми достигала 84% среднего уровня по экономике.

Демографическая ситуация

На развитие сельской экономики значительное влияние оказывает демографическая ситуация в сельской местности, которая является сложной и по отдельным показателям резко ухудшается. За период рыночных реформ в показателях рождаемости, смертности и естественного прироста сельского населения произошли значительные изменения. За 1990-2016 гг. показатель рождаемости снизился в шести муниципальных районах, а рост этого показателя наблюдался в пяти. Смертность на селе за эти годы была значительно выше, чем в городе. Этот показатель в Койгородском (221%), Троицко-Печорском (212%), Усть-Куломском (204%), Усть-Вымском (187%) районах превышал средний по сельскому населению (176%) республики.

Численность сельского населения постоянно сокращается. За 1990-2017 гг. она уменьшилась на 38,4% при снижении численности городского населения на 29,9%. Сокращение численности населения характерно для всех районов. Особенно резкое снижение численности сельского населения произошло в Троицко-Печорском и Княжпо-гостском районах (табл. 2).

На селе идет процесс постарения населения. Доля населения моложе трудоспособного возраста уменьшилась с 28,9% в 1989 году до 21,6% в 2017 году, в трудоспособном возрасте соответственно с 57,2 до 53%, а доля лиц старше трудоспособного возраста увеличилась с 13,9 до 17,3%. Наиболее существенное постарение населения наблюдалось в Троицко-Печорском, Койгородском, Усть-Вымском, Княжпогостском и Сысоль-ском районах.

Таблица 2. Динамика численности сельского населения (на начало года) Республики Коми за 1990-2017 гг., тыс. чел.

Показатель Год

1990 2000 2005 2010 2015 2016 2017

Сельское население 303,5 259,6 244,5 227,9 192,9 189,7 187,1

Доля сельского населения в общей численности населения, % 24,3 24,5 24,5 24,0 22,3 22,1 22,0

Районы

Ижемский 23,4 21,9 21,0 19,3 17,6 17,6 17,4

Княжпогостский 39,4 30,8 28,2 25,1 20,6 19,9 19,5

Койгородский 12,1 10,5 9,7 9,0 7,8 7,6 7,5

Корткеросский 26,9 23,9 23,2 22,3 19,0 18.8 18,6

Прилузский 28,3 25,5 23,9 21,9 18,7 18,2 17,8

Сыктывдинский 27,5 24,9 23,6 24,7 23,9 24,1 24,2

Сысольский 19,3 10,0 16,6 15,5 13,3 13,2 13,0

Троицко-Печорский 26,1 18,7 16,8 15,2 12,0 11,7 11,5

Удорский 24,4 24,7 24,4 22,8 18,5 18,1 17,9

Усть-Вымский 42,7 35,1 33,0 30,7 27,0 26,5 26,2

Усть-Куломский 39,7 32,9 31,5 29,9 25,2 24,8 24,5

Усть-Цилемский 16,6 15,8 15,1 13,6 11,9 11,7 11,6

Составлено по: Демографический ежегодник Республики Коми за соответствующие годы.

Устойчивое сокращение сельского населения, его старение создают угрозу трудового дефицита в отраслях экономики сельской территории и препятствуют динамичному развитию сельских территорий.

Состояние объектов

сельской инфраструктуры

Сельская инфраструктура, представляя собой совокупность видов деятельности и объектов, обеспечивает необходимые условия для функционирования и развития хозяйствующих субъектов сельской экономики, домашних хозяйств и для социально-культурной сферы. В настоящее время исследователи рассматривают инфраструктуру достаточно широко. Ее можно подразделить на производственную, социальную, инженерную, рыночную, инновационную, информационно-консультационную и институциональную (рис. 4).

Сельская инженерная инфраструктура включает различные объекты, обеспечивающие сельские предприятия и население транспортными коммуникациями, систе-

мами электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, сетями телефонной, телевизионной, радиотрансляционной, почтовой и других видов связи.

В сельской местности Республики Коми большая часть автомобильных дорог приходится на грунтовые, состояние которых остается неудовлетворительным. Низкая обеспеченность сельских дорог с твердым покрытием не позволяет сельскому населению своевременно получать услуги образования, здравоохранения, культуры, бытового обслуживания. По данным Т.Е. Дмитриевой, транспортная доступность Сыктывдинского, Корткеросского, Сысольского, Койгородского и Прилузского районов находится в пределах часа и отличается хорошей устойчивостью. Удорский, Троицко-Печорский, Ижемский и Усть-Цилемский районы имеют двух-и трехчасовую доступность. Многие малолюдные деревни Удорского, Усть-Куломского, Троицко-Печорского и Сысольского районов характеризуются недоступностью или малоустойчивой автодорожной доступностью [23, с. 45-48].

Производственная

IV

Социальная

г

V:

Инженерная

Институциональная

ИНФРАСТРУКТУРА СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Рыночная

Информационно-консультационная |-

х:

Инновационная

Рис. 4. Виды инфраструктуры сельской территории

Таблица 3. Обеспеченность аграрных структур Республики Коми объектами инженерной инфраструктуры на 1 июля 2006 и 2016 гг., % от общего числа субъектов

Объект инфраструктуры Сельхозорганизации Фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели Личные подсобные хозяйства

2006 год 2016 год 2006 год 2016 год 2006 год 2016 год

Связь по автомобильным дорогам с твердым покрытием с райцентром или с сетью магистральных сообщений 85,6 77,2 86,4 60,5 86,2 65,6

Внутрихозяйственные дороги с твердым покрытием 51,8 36,8 - - - -

Подключение к сетям электроснабжения 97,7 89,5 80,1 68,6 92,3 72,2

Подключение к сетям теплоснабжения 35,4 29,8 4,4 2,5 - 6,7

Подключение к сетям водоснабжения 50,7 33,3 22,3 10,4 - 13,8

Подключение к сетям газоснабжения 9,1 8,8 1,9 2,0 6,0 2,4

Автономные источники электроснабжения 14,1 10,5 4,4 7,1 - -

Автономные источники теплоснабжения 31,1 36,8 16,5 17,2 6,7 7,5

Автономные источники водоснабжения 55,2 66,7 50,0 49,1 41,6 37,1

Телефонная связь 87,7 84,2 45,4 45,8 40,8 25,9

Выход в интернет 16,7 73,7 - 17,7 - 17,7

Основой совершенствования технологий в организациях экономики сельской территории, улучшения жизни сельского населения является электроэнергетика. Применение электрической энергии отличается высокой экономической и социальной эффективностью. Электроэнергия относится к наиболее чистым в гигиеническом и экологическом отношении энергоносителям. Большинство сельских населенных пунктов республики получает электроэнергию по распределительным сетям региональной энергетической системы (централизованно). В 67 удаленных населенных пунктах, в которых проживает 10,7 тыс. чел., реализуется схема децентрализованного электроснабжения от автономных дизельных электростанций.

В связи с большой пространственной протяженностью сельских территорий, высоки-

ми удельными затратами на строительство газотранспортных сетей преобладающая часть (84%) сельского населения Республики Коми проживает в негазифицированных населенных пунктах. Из 684 сельских населенных пунктов только 34 подключены к системе снабжения сетевым газом [24, с. 137]. Сжиженный газ в сельские населенные пункты поступает в основном в баллонах.

О низкой обеспеченности сельхозпроизводителей объектами инженерной инфраструктуры свидетельствуют результаты Всероссийских сельскохозяйственных переписей 2006 и 2016 гг. (табл. 3).

В 2016 году сельхозорганизации имели 36,8% дорог с твердым покрытием, лишь 8,8% были подключены к сетям газоснабжения. Причем за десятилетие наблюдалось снижение обеспеченности аграрных струк-

тур по большинству объектов инженерной инфраструктуры.

Большинство жителей сельских населенных пунктов лишены элементарных коммунальных удобств. Благоустройство жилищного фонда на селе существенно отстает от города (рис. 5).

В сельской местности республики особенно остро стоят вопросы развития образования, здравоохранения и культуры. В результате политики оптимизации социальной инфраструктуры прекратилось строительство больниц, значительно уменьшился ввод школ, дошкольных учреждений, объектов учреждений культуры клубного типа (табл. 4). В результате в 2016 году по сравнению с 1990 годом количество дошкольных

учреждений сократилось в 2,3 раза, общеобразовательных школ - в 1,9 раза, учреждений культурно-досугового типа - в 1,4 раза.

Особую актуальность в сельском развитии приобретает формирование системы аграрного консультирования. В настоящее время информационно-консультационный отдел функционирует на региональном уровне в составе Министерства сельского хозяйства и потребительского рынка [25]. Отсутствие сельскохозяйственного консультирования в сельских районах сдерживает доступ малых форм аграрных структур и сельских жителей, особенно отдаленных мест, к информации и консультационным услугам. Создание межмуниципальных центров консультирования позволит увеличить охват малых форм сель-

Отоплением

Газом

Водопроводом Канализацией Ваннами (душем) Горячим водоснабжением Напольными плитами

24

24

17

11

23

37

57

В городской В сельской местности

96

93

92

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

87

86

9

5

Рис. 5. Доля жилищной площади, оборудованной отдельными видами благоустройства, в Республике Коми на конец 2016 года, %

Таблица 4. Строительство объектов социально-культурной сферы в сельской местности Республики Коми

Построено Год

1990 1995 2000 2005 2010 2015 2016

Жилых домов, тыс. кв. м общей площади 143,1 104,2 86,3 34,9 35,2 34,2 45,5

Из общего числа жилых домов введено индивидуальными застройщиками 33,1 67,0 72,2 32,4 28,8 19,5 27,4

Общеобразовательных школ, ученических мест 1052 691 542 - 444 623 -

Дошкольных учреждений, мест 709 405 - - 27 395 265

Клубов и домов культуры, мест 250 - - - - 70 80

Составлено по: Статистический ежегодник Республики Коми за соответствующие годы.

хозпроизводителей и сельского населения информационно-консультационным обслуживанием, распространением для них инноваций.

Приоритеты развития села

и экономики сельской территории

Преодоление негативных тенденций в развитии северного села связано с инновационной модернизацией и диверсификацией сельской экономики, усилением роли государства в управлении политикой сельского развития и разработкой эффективных механизмов ее реализации.

Ключевым приоритетом устойчивого развития села и сельской экономики является использование инноваций в сельских хозяйствующих субъектах. Инновационная активность связана с формированием региональной инновационной системы, основными элементами которой являются государственные органы власти, научно-образовательный сектор, организации и хозяйства, сельское население и инновационная инфраструктура. Формирование и развитие основных элементов инновационной системы сельской экономики должны происходить при активном участии и финансовой поддержке государственных органов власти и местного самоуправления. Потребуется также усиление междисциплинарных научных исследований по устойчивому развитию сельских территорий и сельской экономики (рис. 6).

Для проведения междисциплинарных исследований по устойчивому развитию села и экономики сельской территории, как

показывает опыт развитых стран, целесообразно создание головного научного (образовательного) учреждения, тесно взаимодействующего с НИИ и вузами республики, экспертным сообществом, информационно-консультационной службой, региональными и муниципальными органами управления.

Одним из приоритетных направлений сельского развития и совершенствования экономической деятельности сельских жителей является диверсификация и структурная перестройка сельской экономики. Сокращение роли аграрной сферы в сельской экономике ставит проблему развития несельскохозяйственных видов деятельности. В период либеральных рыночных реформ в результате спада производства аграрной продукции количество занятых в сельском хозяйстве республики сократилось с 29,5 тыс. чел. в 1990 году до 4,1 тыс. в 2016 году. В Коми развитие несельскохозяйственных видов деятельности может происходить по следующим направлениям: организация местной промышленности; интеграция сельского и лесного хозяйства; комплексная переработка сырья оленей (выделка шкур, глубокая переработка эндокринно-ферментного, пантового сырья и крови оленей); заготовка и переработка дикорастущих грибов и ягод, лекарственных растений и другого природного сырья; развитие промыслов и ремесел; сельский туризм; торговое, бытовое, социально-культурное обслуживание сельского населения; уход за ландшафтом; охрана окружающей среды.

При обосновании рациональных путей развития экономики сельской территории

Природные условия, ресурсный потенциал

Социальное развитие

Финансовое обеспечение

Охрана природы, экология

Аграрный сектор

X Г

Структура и занятость населения, демографические процессы

Водное хозяйство

Культура, традиции

Лесной сектор

Планирование, концепции, стратегии, программы развития

тих:

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ СЕЛЬСКОЙ ТЕРРИТОРИИ

Диверсификация экономики

Инфраструктура

Сфера обслуживания

Институциональные преобразования

Рис. 6. Междисциплинарные научные исследования по устойчивому развитию села и экономики сельской территории

заслуживает внимания интересный опыт соединения сельского и лесного хозяйства в скандинавских странах. Там за крестьянами законодательно закреплено пользование лесами, от реализации древесины они получают значительные доходы, которые используются для модернизации сельского хозяйства. Интеграция сельского хозяйства, лесоводства и лесного хозяйства особенно важна для северной тайги России с целью получения дополнительных доходов и повышения уровня занятости крестьян.

Требуется диверсификация и самого сельскохозяйственного производства. Расширение видов деятельности отрасли связано с переработкой сельхозпродукции в аграрных предприятиях и фермерских хозяйствах, созданием альтернативных видов сельхозпро-изводства. К числу альтернативных видов деятельности следует отнести производство органических видов продукции. Органическое сельское хозяйство позволит ввести в оборот значительные площади неиспользуемых сельхозугодий, увеличить занятость сельских жителей, обеспечить внутренний продовольственный рынок экологически чистыми продуктами питания, повысить доходность аграрной сферы.

Развитие экономики сельской территории и, прежде всего, сельского хозяйства, сельской инфраструктуры и социальной сферы села связано с усилением роли государства в лице федеральных и региональных органов. Необходимость повышения роли государства как организатора, координатора и главного участника технико-технологического совершенствования отраслей экономики сельской территории и решения социально-экономических проблем села обусловлена тем, что в условиях Севера и Арктики в силу низкой доходности сельского и лесного хозяйства, больших сроков окупаемости вложенных средств частные инвесторы не заинтересованы вкладывать капитал в их развитие.

Социальные процессы на селе в настоящее время регулируются Стратегией устойчивого развития сельских территорий до 2030 года и федеральной целевой програм-

мой с аналогичным названием до 2020 года. Однако объемы ресурсного обеспечения не соответствуют заявленной цели - созданию комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности. Из общего объема бюджетных средств (1954 млн руб.), направленных в период 2003-2017 гг. на развитие инфраструктуры сельских территорий Республики Коми, лишь 0,06% было выделено на строительство сельских дорог и 0,7% - строительство фельдшерско-акушерских пунктов. Большая часть бюджетной поддержки шла на улучшение жилищных условий (37,5%), строительство общеобразовательных учреждений (25%), газификацию села (15,1%) и на водоснабжение (10,3%).

Устойчивое развитие села и экономики сельской территории связано с совершенствованием всего комплекса экономических отношений. К ним следует отнести следующие:

- увеличение объема финансовых ресурсов для периферийных сельских территорий;

- поддержка инвестиционной деятельности путем увеличения прямых государственных инвестиций и расширения доступа к льготному кредитованию;

- ликвидация диспаритета цен на реализуемую продукцию и приобретаемые средства промышленного изготовления и поставляемые тарифы;

- снижение налоговой нагрузки на сельские субъекты хозяйствования;

- стимулирование внутреннего спроса на продукцию сельских товаропроизводителей посредством совершенствования контрактной системы, обеспечивающей приоритет при закупках в региональные и муниципальные фонды местной продукции.

Основным механизмом регулирования социально-экономических процессов на селе должна быть разработанная на федеральном, региональном и муниципальных уровнях комплексная программа развития сельских территорий. К сожалению, Программа устойчивого социально-экономического развития сельских территорий не попала в число приоритетных национальных проектов страны до 2024 года.

Заключение

Изучение особенностей и проблем развития села и экономики сельской территории Республики Коми позволяет сделать следующие выводы и рекомендации.

1. Представлены теоретические аспекты содержания экономики сельской территории и ее роли в устойчивом развитии сельских территорий. В авторском видении экономика сельской территории определена как система социально-экономических отношений, отраслей и видов деятельности. Установлено, что экономика сельской территории является объектом междисциплинарных научных исследований. Рассмотрение ее с позиций различных наук может способствовать решению многих проблем комплексного сельского развития. Выявлена взаимосвязь экономики сельской территории с такими категориями, как село, сельские территории, сельское развитие.

2. Из всего многообразия действующих на уровень, темпы и эффективность экономики сельской территории выделены внешние и внутренние факторы и условия. Определена решающая роль в развитии сельских хозяйствующих субъектов внешних факторов (природные ресурсы, институциональная среда, государственная поддержка, развитие инфраструктуры, ценовая и налоговая политика и др.).

3. Отличительными особенностями экономики сельской территории северного региона являются функционирование ее отраслей на использовании природных ресурсов; преимущественная занятость в сельском и лесном хозяйстве; преобладание малых форм предпринимательства; низкая конкурентоспособность производимой продукции; малая плотность и убыль населения; большое значение самозанятости сельских жителей в домашнем хозяйстве; неразвитость объектов сельской инфраструктуры.

4. Выявлены возможности и проблемы сельской местности. В Коми имеются хорошие условия для производства органической (экологической) продукции, развития рыболовства и рыбоводства, увеличения сбора и переработки недревесных продуктов леса.

Установлено, что в период рыночных реформ на селе ухудшились демографическая ситуация, социальная и инженерная инфраструктура, углубилась дифференциация между доходами работников отраслей экономики сельской территории и среднереспубликанским уровнем. В аграрной сфере, особенно в сельской периферии, произошло разрушение материально-технической базы, резкое сокращение обрабатываемых сельхозземель, поголовья животных, численности работников, ухудшение их профессионального уровня и качества жизни, падение производства всех видов сельскохозяйственной продукции.

5. Устойчивое развитие села и экономики сельской территории связано с инновационной модернизацией и диверсификацией отраслей экономики сельской территории, государственной поддержкой малого и среднего предпринимательства, развитием инфраструктуры, обеспечением доступа сельских жителей к природным, материальным, финансовым и информационным ресурсам, с комплексным развитием сельских территорий на основе национальных, региональных и муниципальных программ. Определено, что основным механизмом регулирования социально-экономических процессов на селе является государственная политика сельского развития. В формировании эффективной государственной политики устойчивого сельского развития ведущую роль должны играть государственные и муниципальные органы региона в содружестве с наукой при широком вовлечении в этот процесс сельских жителей.

6. Полученные научные результаты о специфике, условиях, проблемах и приоритетных направлениях развития села могут быть использованы при разработке региональной и муниципальных стратегий комплексной программы устойчивого развития сельской местности и отраслей экономики сельской территории Республики Коми, дифференцированной по сельским районам, учитывающей уровень, динамику социально-экономического развития, потенциал территории и степень и эффективность его использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Продовольственный рынок регионов России: новый вектор развития / под общ. ред. Ю.Г. Лав-риковой, В.П. Негановой. Екатеринбург: УрО РАН, 2018. 776 с.

2. Иванов В.А. Аграрный сектор Севера России: трансформационные процессы, перспективы и механизмы устойчивого развития. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2012. 168 с.

3. Большаков H.M., Жиделева В.В., Иванов В.А. Инновационное развитие лесного и аграрного секторов экономики. СПб.: СПбГЛТУ, 2012. 368 с.

4. Концепция и экономический механизм инновационного развития сельского предпринимательства северного региона / Т.Ю. Микушева [и др.]. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2013. 230 с.

5. Особенности и механизмы модернизации аграрного сектора периферийных сельских районов северного региона / В.А. Иванов [и др.]. Сыктывкар: ГОУ КРАГСиУ, 2014. 204 с.

6. Поздеев П.И., Иванов В.А. Экономические проблемы развития АПК Республики Коми. Сыктывкар: СЛИ, 2000. 317 с.

7. Формирование системы государственного регулирования АПК северного региона / В.А. Иванов [и др.]. Сыктывкар: Коми НЦ УрО РАН, 2006. 322 с.

8. Europe 2020. A strategy for smart, sustainable and inclusive growth. European commission. Brussels, 2010. URL: http://eurlex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri;=COM:2010:2020:FIN:EN:PDF

9. Rural development opportunities for supporting employment and associated social inclusion Employment and Social Inclusion. EU Rural Review. The Magazine from the European Network for Rural Development, 2010, no. 6, pp. 6-13.

10. Rural White Paper Action Plan. URL: http://www.dardni.gov.uk/rural-white-paper-action-plan.pdf

11. Rural White Paper Action Plan and Progress Report. URL: http://www.dardni.gov.uk/rural-white-paper-action-plan-annual-progress-report-2013.pdf

12. Мантино Ф. Сельское развитие в Европе. Политика, институты и действующие лица на местах с 1970-х годов до наших дней / пер. с итал. И. Храмовой. Совместное издание Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН и Business Media of the Sole 24 Ore, 2010. 272 c.

13. Сельская экономика: учебник / под ред. С.В. Киселева. М.: ИНФРА-М, 2008. 572 с.

14. Сюсюра Д.А. Управление многофункциональной сельской экономикой: от целеполагания до оценки результатов: монография. М.: Университетская книга; Оренбург: Издательский центр ОГАУ, 2012. 256 с.

15. Никифоров Л.В. О содержании и приоритетных направлениях процесса становления социально-равных условий труда и жизни в городе и селе // Город и село: проблемы создания социально-равных условий труда и жизни. М., 1984. С. 1-29.

16. Заславская Т.И. Теория и методология исследования // Социально-экономическое развитие сибирского села. Новосибирск: Наука, 1987. С. 13-55.

17. Чепурных Н.В., Новоселов А.Л, Мерзлов А.В. Региональное развитие: сельская местность. М.: Наука, 2006. 384 с.

18. Устойчивое развитие сельских территорий: региональный аспект / под общ. ред. А.В. Петрико-ва. М.: ЭРД, 2009. 272 с.

19. Rural Policy 3.0. OECD Regional Outlook 2016. Productive Regions for Inclusive Societies. URL: http:// www.oecd-ilibrary.org/urban-ruran-and-regional-development/oecd-regional-outlook-2016/rural-policy- 3-0_9789264260245-7-en

20. ERS (Economic Research Service), USDA.

21. Kolegov M.G., Ivanov V.A. Factors and Conditions for Organic Crop Production in the Komi Republic. Syktyvkar, 2004. 118 p.

22. Дмитриева Т.Е., Максимов А.А., Хохлов Н.А. Недревесное лесопользование в Республике Коми: потенциал и проблемы формирования // География и природные ресурсы. 2009. № 4. С. 139-144.

23. Модернизация инфраструктуры развития сельских территорий / Т.Е. Дмитриева [и др.]. Сыктывкар, 2016. 241 с.

24. Чайка Л.В. Энергетическая инфраструктура сельских поселений Республики Коми // Актуальные проблемы, направления и механизмы развития производительных сил Севера - 2014: мат-лы Четвертого Всерос. науч. семинара, 24-26 сентября 2014 г.: в 2 ч. Ч. II. Сыктывкар, 2014. С. 136-144.

25. Иванова Е.В. Сельскохозяйственное консультирование в системе инновационного развития аграрного сектора северного региона // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2017. Т. 10. № 2. С. 284-300.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Иванов Валентин Александрович - доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник. Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми научного центра Уральского отделения Российской академии наук. Россия, 167982, г. Сыктывкар, ул. Коммунистическая, д. 26. E-mail: ivanova@iespn.komisc.ru. Тел.: +7(8212) 24-52-45.

Ivanov V.A.

FEATURES AND AREAS OF VILLAGE AND RURAL ECONOMY DEVELOPMENT IN THE NORTHERN REGION

The activities of a village are ensured not only through functioning of the agricultural sector, but also through creating conditions and development of effective mechanisms to boost rural economy. Rural economy as a system of sectors and economic activities, using natural resources, is the basis for improving rural population's standard of living and its sustainable development. The article deals with the content of concepts that make up the system of rural economy and rural development. It discloses the multifunctional role of a village as an original socio-territorial system. The author studies branches and activities, comprising the system of rural economy, and distinguishes factors and conditions, influencing a level, pace and efficiency of rural economic entities. The work reveals specifics and distinctive features of rural economy in the Komi Republic. It shows problems of a Northern village, such as low rural incomes, poor infrastructure, and working population outflow. The article discloses influence of the demographic situation on village and rural economy development. The paper analyses the state of rural infrastructure. It indicates that the socio-economic situation in rural areas deteriorated during the market transformation process. Results and consequences of the market reforms for a Northern village are estimated as negative. The author proposes directions to boost rural economy connected with its innovative modernization, diversification, and strengthening of the state's role in managing rural development policy. The study results can be used to work out a long-term program of integrated village and rural economy development in the Komi Republic.

Rural economy, rural area, rural development, features and conditions for rural economy development, demographic indicators, infrastructure, development directions, Komi Republic.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Ivanov Valentin Aleksandrovich - Doctor of Economics, Professor, Chief Research Associate. Federal State Budgetary Institution of Science Institute of Social, Economic and Energy Problems of the North of the Komi Science Centre, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences. 26, Kommunisticheskaya Street, Syktyvkar, 167982, Russian Federation. E-mail: ivanova@iespn.komisc.ru. Phone: +7(8212) 24-52-45.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.