УДК 378.14:371.134
https://doi.org/10.24158/spp.2017.5.27
Жамков Александр Анатольевич
аспирант кафедры информатики и вычислительной техники Мордовского государственного педагогического института им. М.Е. Евсевьева
РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА -БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Zhamkov Aleksandr Anatolyevich
PhD Student, Computer Science and Computer Hardware Department, Mordovian State Pedagogical Institute
SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT OF THE PERSONALITY OF A STUDENT MAJORING IN EDUCATION SCIENCE IN HIGHER PROFESSIONAL EDUCATION
Аннотация:
В статье затронута проблема формирования социальной активности личности студента педагогического вуза в процессе образовательной деятельности в вузе. Социальная активность в качестве системного свойства самоорганизующейся системы может проявляться во взаимосвязи компетенций, которые обеспечивают возникновение внутренней энергии и самодетерминированность в ходе социального взаимодействия студента с образовательной средой. Определено, что динамика социальной активности студентов выражается в формировании у них позиции субъекта социальной активности в про-цессе учебно-профессиональной деятельности, которая сопровождается развитием у них компетенций, связанных с социальной активностью.
Summary:
The article deals with the formation of the social activity of student's personality at pedagogical university during education. Social activity as a self-organizing system property can be reflected in competence interrelation that provides the appearance of internal energy and self-determination in the process of social interaction between student and educational environment. The article determines that the dynamics of the students' social activity is identified by the formed position of the subject of social activity in the course of professional learning activity accompanied by the development of the competence related to social activity.
Ключевые слова:
социальная активность, социальная динамичность, социальная компетентность, субъект социальной активности, самодетерминированность, деятельностный подход, личностный подход, будущий педагог, учебно-профессиональная деятельность, самоопределение, самоорганизация, функции социальной активности.
Keywords:
social activity, social dynamism, social competence, subject of social activity, self-determination, activity approach, personal approach, student majoring in Education Science, professional learning activity, self-identification, self-organization, social activity functions.
Социальная активность личности может рассматриваться в следующих основных аспектах. Первый характеризует ее как свойство личности, обусловленное природными данными и усиленное такими качествами, которые складываются в процессе образования и практической деятельности. Данная точка зрения представляет социальную активность как важный результат социального развития, значимое социальное качество личности, показывающее ее отношение к социальному опыту, социальной среде, обеспечивающее возможность самостоятельно решать как свои проблемы социализации, так и проблемы других, оказывать им помощь.
Другой аспект происходит из трактовки понятия активности как определенной конкретной меры деятельности. Социальная активность понимается как мера, степень вовлеченности личности в систему общественных отношений, индикатор участия ее в различных видах социальной деятельности.
Проведем конкретизацию понятия «социальная активность» для студенчества, основываясь на следующих положениях:
- Активность характеризуется способностью развертывания, динамичностью. По мнению В.Л. Хайкина, человек, в отличие от всего живого, адаптируется в своих возможностях, постоянно развертывает социальное содержание активности [1].
- Согласно установленной Н.Ф. Третьяковым закономерности, личность реализует переблокировку социальной активности, изыскивает новые формы и сферы приложения собственных сил, отключая некоторые звенья активности для усиления тех участков, которые в большей мере нуждаются в социальной активности [2].
В рамках исследования важно определить проявления динамики социальной активности студентов, а также сферы деятельности, в которых она преимущественно выражается. Можно предположить, что развитие социальной активности личности реализуется в основном в ходе ведущей деятельности некоторого возрастного периода, связанной с появлением значимых социальных и психических новообразований личности, с учетом которой развиваются иные виды деятельности.
Общей для студентов является такая социальная ситуация, как получение профессионального образования в ходе обучения в вузе. Их ведущая деятельность - учебно-профессиональная - это специфический вид деятельности, ориентированный на обучаемого как на субъект для формирования и развития его личности как профессионала [3]. Это и вид познания, и вид изучения профессиональной практической деятельности, осуществляемых с учетом отражательно-преобразующей деятельности субъекта.
Следовательно, социальная активность студентов педагогического вуза вуза рассматривается как интегративное качество личности, представляющее собой целостную систему мировоззренческих и ценностных установок, мотивационных и когнитивных компетенций, в процессе становления которой используются информационно-коммуникативные технологии по формированию социальных знаний. Под интегративным качеством личности понимается то, что работа включает личностный подход при формировании социальной активности. Мировоззренческие установки есть основные характеристики гуманитарного и естественно-научного знания. Ценностные установки - установки, характеризующиеся теми приоритетами и целями, которые выставляет личность. Компетенции - это представления по поводу социальной активности, т. е. действий и поступков личности. Информационно-коммуникативные технологии - это инструменты, с помощью которых решаются задачи социальной активности.
Обращаясь к приказу «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог" (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», отметим, что в стандарте выделены требования к педагогу, которые связаны с его социальной активностью. Например, при указании трудовой функции, которая реализуется в ходе обучения, определяется владение методами и формами обучения, в том числе такими, которые выходят за пределы учебных занятий. При выполнении воспитательной деятельности формируются умение проектировать события и ситуации, которые развивают эмоционально-ценностную сферу ребенка (ценностные ориентации, культуру переживаний); умение сотрудничать с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач; умение развивать у учащихся самостоятельность, инициативу, познавательную активность, формировать гражданскую позицию, творческие способности, способность к жизни и труду в современном мире; владение методами организации экскурсий, походов, экспедиций и т. п.; знание закономерностей возрастного развития, кризисов и стадий социализации и развития личности и др. В ходе выполнения развивающей деятельности приобретаются знание законов развития и формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологических особенностей, навыки оказания адресной помощи учащимся и др.
Реализация представленных требований предполагает вхождение в структуру социальной активности педагога следующих умений:
- выступать перед аудиторией,
- формулировать и доносить до собеседников свою социальную позицию,
- способствовать становлению социальной позиции учеников,
- обоснованно отстаивать собственную точку зрения,
- взаимодействовать при решении общих задач в коллективе.
Социальная активность студента определяется как сложное состояние, а также интеграционное свойство обучающегося в вузе осуществлять детерминированное, осознанное, преимущественно самостоятельное взаимодействие с социальной средой по преобразованию среды и себя для пользы самого субъекта и общества посредством учебно-профессиональной деятельности, придерживаясь социальных и нравственных норм.
Социальная активность учителя понимается как деловитость, инициативность, настрой на планомерную и целенаправленную реализацию профессиональных обязанностей, творческое отношение к разным проявлениям жизни общества. Творческие ресурсы оказываются социальными только при выражении в общественно значимой и активной деятельности. Социальная активность учителя предполагает развитие и обогащение личностных ресурсов, отличается особенностями, которые обусловлены спецификой педагогической деятельности.
Динамика социальной активности студентов выражается в формировании у них в процессе учебной деятельности стремления к дальнейшим саморазвитию и самореализации с учетом согласованных социальных и личных приоритетов, в реализации социальных проб позиции субъекта социальной активности в учебно-профессиональной деятельности, так как субъектом является тот,
кто может авторизовать свою деятельность, реализовать ее построение и проектирование как целого, определить собственное видение ее образца и образа. Формирование позиции субъекта активности в учебно-профессиональной деятельности выражается в переходе к авторству в ее внешней реализации и внутреннем конструировании при взаимодействии с образовательной средой, что содержательно сопровождается самостоятельной реализацией и освоением функций, связанных с проявлением социальной активности.
Приняв в качестве основы модель действий специалиста, которая разработана А.А. Вербицким и включает анализ ситуации, постановку задачи (в качестве результата собственной личностно значимой активности), решение задачи (или его организацию с помощью других специалистов), доказательство правильности решения [4], выделим функции социальной активности студента:
- понимание, осмысление и принятие проблемы (функция ориентации);
- формулирование основных целей, постановка задач, выбор средств и способов ее решения (функция целеполагания и планирования);
- выполнение определенных действий по реализации плана (функция организации);
- оценивание полученных результатов (функция оценки).
Готовность студента к реализации в образовательном процессе данных функций в результате взаимодействия с образовательной средой обеспечивает становление его субъектности.
По мнению Н.И. Бычковой, социальная компетентность выступает в виде готовности к реализации главных социальных функций в меняющихся условиях деятельности человека как гражданина и специалиста [5]. Согласно данной позиции социальная активность студента в виде компетентности представляется как совокупность сформированных у студента компетенций, которые обеспечивают его готовность к взаимодействию с социальной средой. Опираясь на представленную исследователями В.В. Краевским, Н.С. Малюткиной, А.В. Хуторским структуру компетенции как единства трех составляющих - когнитивной (владение знаниями), операциональной (сформированность способов деятельности) и аксиологической (освоение ценностей), рассматриваем компетенции, составляющие социальную активность будущего специалиста, как совокупность компонентов - знаний, умений (в том числе опыта) и отношений во взаимосвязи, обеспечивающих владение способностью и готовность студента к выполнению функций социальной активности. При этом каждая из компетенций социальной активности является интеграцией основных характеристик социальной активности: самодетерминированности, включенности в деятельность и социального взаимодействия [6].
Е.М. Харланова в компетентностной модели социальной активности студента рассматривает четыре основные компетенции: способность определять с учетом социальных ценностей и норм свои приоритеты в учебно-профессиональной деятельности; способность к постановке целей учебно-профессиональной деятельности, направленных на обеспечение социально и субъектно значимых приоритетов; готовность к осуществлению самоуправления при достижении социально приемлемыми способами цели учебно-профессиональной деятельности в сотрудничестве и взаимодействии с различными субъектами; способность к осуществлению рефлексии результатов, связанных с проявлением социальной активности, рассматривая соответствие ее ценностям и цели социума и личности [7].
Таким образом, социальная активность в качестве системного свойства самоорганизующейся системы может проявляться во взаимосвязи компетенций, которые обеспечивают возникновение внутренней энергии и самодетерминированность в ходе социального взаимодействия студента с образовательной средой. Для социальной активности сущностными характеристиками выступают включенность во взаимодействие и самодетерминированность. Динамика социальной активности студентов, в том числе обучающихся в педагогических вузах, выражается в формировании у них позиции субъекта социальной активности в процессе учебно-профессиональной деятельности, которая содержательно сопровождается развитием у них компетенций, связанных с социальной активностью.
Ссылки:
1. Хайкин В.Л. Активность (характеристики и развитие). Воронеж ; М., 2000. 448 с. (Библиотека психолога).
2. Третьяков Н.Ф. Социальная активность личности : дис. ... канд. социол. наук. Томск, 1972. 320 с.
3. Там же.
4. Вербицкий А.А. Новая образовательная парадигма и контекстное обучение. М., 1999. 75 с.
5. Цит. по: Харланова Е.М. Социальная активность студентов: сущность понятия // Теория и практика общественного развития. 2011. № 4. С. 183-186.
6. Там же.
7. Там же.