Научная статья на тему 'Развитие социальной активности будущего специалиста как инновационный процесс'

Развитие социальной активности будущего специалиста как инновационный процесс Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
277
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС / PROCESS OF FUTURE EXPERTS' SOCIAL ACTIVITY DEVELOPMENT / SOCIAL ACTIVITY OF FUTURE EXPERTS / INNOVATIVE ACTIVITY / INNOVATIVE PROCESS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Харланова Елена Михайловна

В статье анализируется процесс развития социальной активности будущих специалистов, его сущность, этапы, результаты и педагогические условия, обеспечивающие его оптимизацию. Социальная активность будущих специалистов рассматривается как фактор их подготовки к инновационной деятельности, а процесс развития социальной активности как инновационный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Future Experts' Social Activity Development as an Innovation Process

The article focuses on the process of future experts' social activity development its essence, stages, results and pedagogical environmental complex ensuring its optimization. Social activity of future experts is regarded as a factor of their training for innovative activity and the process of social activity development as an innovative one.

Текст научной работы на тему «Развитие социальной активности будущего специалиста как инновационный процесс»

УДК 378 ББК 74. 480

Харланова Елена Михайловна кандидат педагогических наук г. Челябинск Kharlanova Elena Mikhailovna

Candidate of Pedagogics Chelyabinsk

Развитие социальной активности будущего специалиста как инновационный процесс

Future Experts’ Social Activity Development as an Innovation Process

В статье анализируется процесс развития социальной активности будущих специалистов, его сущность, этапы, результаты и педагогические условия, обеспечивающие его оптимизацию. Социальная активность будущих специалистов рассматривается как фактор их подготовки к инновационной деятельности, а процесс развития социальной активности - как инновационный процесс.

The article focuses on the process of future experts’ social activity development

- its essence, stages, results and pedagogical environmental complex ensuring its optimization. Social activity of future experts is regarded as a factor of their training for innovative activity and the process of social activity development - as an innovative one.

Ключевые слова: социальная активность будущих специалистов, процесс развития социальной активности будущих специалистов, инновационная деятельность, инновационный процесс

Key words: social activity of future experts, process of future experts’ social activity development, innovative activity, innovative process.

Сегодня, когда страна переходит от краткосрочных планов реагирования

на кризисные явления к процессам стратегического планирования социальноэкономического развития, отчетливо звучит приоритет формирования мотивации к инновационному поведению [2, 33]. В связи с этим развитие социальной активности будущего специалиста становится важнейшей составляющей процесса подготовки студента как инноватора.

Современное информационное общество меняется настолько динамично, что образование, связанное с обращенностью к накопленному опыту, т.е. ориентированное на прошлое, не отвечает условиям современности, требующим инновационного обучения, ориентированного на будущее, это привело к переходу образования от традиционной знаниево ориентированной парадигмы к инновационной парадигме.

В педагогике этот процесс выразился в переходе от идеи формирования личности к идее о создании условий для ее самореализации, которые обеспечили бы раскрытие инновационного потенциала личности. Произошло изменение методологии исследования проблемы развития социальной активности будущих специалистов, выразившееся в переходе от монометодологии (системнодеятельностного подхода) к многообразию педагогических подходов к ее решению - гуманистическому, личностно-ориентированному, аксиологическому, программно-вариативному, синергетическому, компетентностному и др.

Если ранее социальная активность будущих специалистов связывалась прежде всего с усиленной деятельностью по реализации поставленных перед ними социально значимых задач по строго определенным нормам (А.И. Шендрик), то в настоящее время признается, что только сам человек, будучи автором своей жизни (субъектом деятельности), способен осознать свою сущность и реализовать заложенный инновационный потенциал во взаимодействии с социумом (К.А. Абульханова-Славская, А.А. Волочков, В.И. Андреев). В этой трактовке социальная активность студента является фактором подготовки будущего специалиста к инновационной деятельности, т. е. к деятельности по разработке и реализации нововведений - целенаправленных изменений, которые вносят в среду внедрения новые относительно стабильные элементы (новшества) [1, 50]. Именно от уровня и типа социальной активности личности зависит направленность, содержание, характер инновационной деятельности будущего специалиста.

Социальная активность как самодетерминированность взаимодействия личности с социумом, направленного на его преобразование в социально значимом направлении, обеспечивает становление субъектности личности в инновационной деятельности, таким образом, социальная активность обусловливает инновационную деятельность личности и в ней проявляется.

Анализ состояния проблемы позволяет выделить ряд противоречий: между широко декларируемым приоритетом развития социальной активности будущих специалистов и недостаточной разработанностью научно-методических

основ данного процесса и как следствие слабой реализацией этого направления в жизни; между потенциально огромными созидательными возможностями будущих специалистов для развертывания своей жизненной траектории, осуществлении инновационной деятельности и участия в решении актуальных проблем социума и недостаточной степенью социальной активности проявляемой студентами.

На основании данных противоречий определена проблема исследования, которая заключается в обосновании путей развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

В рамках данной статьи рассмотрим особенность детерминации, сущность, механизмы, этапы, уровни, педагогические условия процесса развития социальной активности будущего специалиста в образовательном процессе вуза.

Новизна предлагаемого подхода проявляется в рассмотрении процесса развития социальной активности будущего специалиста в стохастической (вероятностей) парадигме как процесса самоуправляемого, открытого, в котором ведущую роль выполняет сам субъект, взаимодействуя с другими субъектами образовательного процесса.

Рассматривая развитие социальной активности будущего специалиста как процесс и результат количественных и качественных изменений в проявлении студентом сил к осознанному взаимодействию с социальной средой по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития и собственной системой отношений, связанных с непрекращающимися изменениями, переходами от низшего уровня к высшему, мы определили среду реализации данного процесса как взаимосвязь трех сфер: внутренней среды личности, образовательной среды и социальной среды. Во взаимодействии этих сфер проявляется диалектика детерминирующего влияния внешних и внутренних факторов на социальную активность личности.

К факторам внешней детерминации процесса развития социальной активности относятся: природные факторы (влияние биологических, физикохимических процессов), общесоциальные факторы (процессы общественного

развития, социально-психологическая атмосфера в обществе, уровень культуры, производства, науки, общественное мнение, нравственные нормы и др.), факторы конкретной социальной среды (тип поселения, конкретные образовательные учреждения, семейное окружение, друзья, группы членства, общественные организации и др.). К факторам внутреннего плана относятся: система отношений личности к себе и социуму, потребности, интересы, способности и возможности конкретной личности, предшествующий опыт, социальнонравственная культура личности, особенности характера и темперамента и др.

Опираясь на основной принцип детерминизма сформулированный С.Л. Рубинштейном, - «внешние факторы действуют только через внутренние условия» [4, 229] и понимание сущности процесса социальной активности, отметим особенность его детерминации, которая проявляется в возникновении и усилении роли самодетерминации, опосредованной и реализующейся во взаимодействиях с социумом, связанной с расширением самосознания, построением личностью уникального пути самореализации, проявления своих сущностных сил в социально-ценном, социально значимом направлении. Этот путь открывает для себя человек только сам, его нельзя «создать» для личности из вне, так как в его основе пробуждение самости, внутренней энергии личности, но для осуществления этого необходимо взаимодействие человека с социальной средой, являющееся основой становления личности.

Тогда педагогический механизм развития социальной активности будущего специалиста представляется как переход от педагогической причины (воздействия) через взаимодействие с будущим специалистом, его самодетермини-руемую и саморегулируемую деятельность к педагогическому следствию, изменению в сознании и поведении, происходящему в результате взаимодействия. При этом данный процесс выстраивается на основе понимания психологического механизма тех психических процессов, которые обеспечивают преобразование того, что воспринимается субъектом, в его внутреннее содержание. К таким процессам относятся отражение окружающего мира, осознание и формирование собственной системы отношений, осуществление на основе этого

взаимодействия. При этом данные процессы взаимосвязаны и взаимозависимы и влияют друг на друга.

Следовательно, социальная активность личности развивается через систему связей человека с окружающей социальной средой в процессе познания, деятельности, общения и характеризуется изменением самосознания личности, становлением ее субъектности.

В процессе развития социальной активности будущих специалистов В.П. Кутеева выделяет три основных этапа: усвоение знаний; формирование убеждений, планирование действий [3, 40-42].

Однако данные этапы характеризуют скорее логику освоения самой учебно-профессиональной деятельности, нежели развития социальной активности как возрастания самодетерминированности, самоорганизующих начал будущего специалиста в его деятельности, переход от управляемого в самоуправляемое личностное и профессиональное становление.

В связи с этим процесс развития социальной активности представляем как полицикличный процесс, в ходе которого будущий специалист формирует субъектность в проектировании собственных идей и становится субъектом жизнедеятельности. Каждый цикл включает реализацию одного проекта - инициативы, разработанной будущим специалистом. При этом проект-инициатива является таковым в том случае, если в его основе лежит осознаваемая и интересная для самого субъекта задача, связанная с какой-либо социально значимой проблемой, будущий специалист сам находит способы ее решения, планирует и реализует выбранный способ во взаимодействии.

Цикл состоит из трех этапов:

- целеполагания: представляет обсуждение и осмысление личностью ценностей учебно-профессиональной деятельности, определение личных целей по ее освоению, планов, связанных с осознанием собственных способностей и потенциала. Определение целей зависит от понимания формируемого в социальной среде социального заказа, отношения к требованиям, предъявляемым в вузе, потребностью будущего специалиста в развитии способности к

преобразованию себя и социума, а также в саморазвитии сущностных сил в социально приемлемых направлениях;

- содержания: предусматривает освоение будущим специалистом социального опыта и внесение в него нового в процессе реализации поставленных целей в рамках учебно-профессиональной деятельности в соответствии с определенными педагогическими условиями, обеспечивающими расширение субъектного опыта будущего специалиста. При этом студент получает опыт реализации собственной социальной активности посредством разработки инициатив и их осуществления в рамках учебно-профессиональной деятельности;

- рефлексии: предполагает анализ результатов деятельности по изменению социальной среды вследствие реализованных инициатив, повышения своего уровня организационной культуры, расширения профессиональной компетентности, изменения уровня социальной активности и на этой основе переход к постановке новых целей.

Содержание и количество циклов зависит от образовательной программы, уровня подготовки студента, изменений в уровне развития социальной активности студента. Реализация активности всегда осуществляется в деятельности, при этом процесс обучения в вузе связан с последовательным освоением ряда базовых форм деятельности - учебной, квазипрофессиональной, учебнопрофессиональной, а для определенной группы студентов (например, заочной формы обучения) - и профессиональной деятельности. В рамках освоения одной базовой формы студент может реализовать ряд проектов-инициатив, двигаясь от мини-проектов, разработка и реализация которых может осуществляться за одно учебное занятие, к большим проектам, требующим длительной подготовки и реализации. Проект в рамках образовательного процесса - это всегда встреча личности и общества: с одной стороны, желания и интересы личности и ее потребность самореализоваться в обществе, с другой - общество с его проблемами, задачами и обращенностью к инновационному потенциалу личности для их решения. Социальная активность как результат взаимодействия внешних (социальных) и внутренних (психологических) факторов - это ответ в форме

некоторого проекта, который создает и реализует личность, становясь, таким образом, субъектом, развиваясь как личность. Переход от проектов в одной базовой форме к другой приближает личность к профессиональной деятельности, развивая социальную активность благодаря расширению социальных связей, усложнению задач и проблем, осмыслению и конкретизации собственного пути в профессии, освоению компетенций, которые являются основой для формирования профессиональных компетенций. Все это ведет к повышению уровня развития социальной активности личности.

Каждый из уровней развития социальной активности (низкий - адаптационно-репродуктивный; средний - поисково-эвристический; высокий - творче-ско-преобразующий) взаимодействует как с предыдущим, так и с последующим, являясь либо его условием, либо результатом.

Адаптационно-репродуктивный уровень развития социальной активности будущего специалиста характеризуется преобладанием направленности на достижение прагматичных целей. Система знаний и готовность к их использованию в различных ситуациях учебно-профессиональной деятельности поверхностна. Будущий специалист включается в разработку и реализацию проектов в рамках учебно-профессиональной деятельности, только в связи с требованиями учебного плана. Сама деятельность, строящаяся по заранее отработанной схеме, ставшей алгоритмом, однообразна. Не ощущает удовлетворенности от учебнопрофессиональной деятельности, часто имеет неадекватную самооценку. На этом уровне проявляется ситуативная активность (т.е. соответствующая требованиям ситуации, достаточная для решения тех задач, которые возникают в данной ситуации, но не более того).

Поисково-эвристический уровень развития социальной активности будущих специалистов отличается большей целенаправленностью, устойчивым ценностным отношением к учебно-профессиональной деятельности, осознанностью ее путей и способов деятельности, стремлением преодолеть «узость» академической программы, выйти за ее пределы, расширить свой кругозор, осуществить пробу своих сил. В деятельности студента появляются элементы

поиска новых решений в стандартных ситуациях. Будущий специалист часто включается в различные ее виды, проявляет инициативу, однако это происходит нерегулярно. Он овладевает основными методами познания и анализа собственной деятельности, способен получать удовлетворение от деятельности, обладает самооценкой, близкой к адекватной. На этом уровне будущий специалист осуществляет поисковую активность, направленную на поиск пути преодоления возникающих трудностей, на изменение ситуации в условиях, когда отсутствует определенный прогноз исхода всей ситуации.

Творческо-преобразующий уровень развития социальной активности будущих специалистов: характерны умения ставить цели и сверхцели, целостность системы социальных знаний и готовность к их использованию. Учебнопрофессиональная деятельность осознается студентом как личностно и профессионально значимая, имеет ярко выраженный преобразующий характер. Будущий специалист ощущает себя автором собственной жизни, имеет жизненную стратегию, которую стремиться реализовать, потому инициативен, стремится разрабатывать новшества. Является субъектом и организатором разного рода деятельности. Получает удовлетворение от собственной деятельности, имеет адекватную самооценку. На этом уровне студент проявляет надситуатив-ную активность (способность подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели избыточные с точки зрения исходной задачи) и сверхнормативную активность (стремление превысить официально предъявляемые обществом требования к индивиду).

Изменение уровня социальной активности обусловливает изменение субъектности будущего специалиста в инновационной деятельности, т.е. происходит изменение в детерминации данной деятельности в направлении от влияния внешних по отношению к личности факторов к самодетерминированности, от воспроизведения в деятельности существующих алгоритмов к творческой деятельности, от проектирования отдельных новшеств и их внедрения на разном уровне взаимодействия к нововведениям и реализации инновационных процессов.

Оптимизировать процесс развития социальной активности будущих специалистов помогает реализация педагогических условий. Под педагогическими условиями развития социальной активности будущего специалиста мы понимаем взаимосвязанную совокупность мер в образовательном процессе вуза, обеспечивающих достижение студентом более высокого уровня развития социальной активности. При этом эффективность развития социальной активности будущих специалистов обеспечивает комплекс педагогических условий, а не отдельные условия.

Анализ диссертационных исследований, раскрывающих изучаемый нами аспект, показал, что исследователи выделяют следующие группы педагогических условий: социально-педагогические (Д.М. Вечедов, Л.П. Конвисарева), организационно-педагогические (М.В. Колесникова, В.П. Ростовский), психо-лого-педагогические (Т.Г. Емельянова, О.Ю. Нисман, З.М. Тепсаева). Без внимания исследователей осталась важная, на наш взгляд, группа дидактических условий развития социальной активности. Каждая из данных групп педагогических условий характеризует различный уровень взаимодействия в самом педагогическом процессе: межсистемный (социальная система - образовательная система вуза), внутрисистемный (взаимодействие компонентов и субъектов образовательной системы вуза), процессный (взаимодействие субъектов процесса обучения) и личностный (взаимодействие внешних и внутренних условий и факторов развития личности в образовательной среде).

Следовательно, для систематизации педагогических условий в рамках процесса развития социальной активности будущего специалиста целесообразно включить в комплекс педагогические условия из разных групп, что обеспечивает целостность их воздействия на сам педагогический процесс.

На основе выявления социального заказа общества к качеству подготовки специалистов, учета диалектики детерминирующего влияния объективных и субъективных, внешних и внутренних факторов на социальную активность личности и ее развитие, понимания процесса развития социальной активности

мы определили комплекс педагогических условий развития социальной активности будущего специалиста, включив в него следующие условия:

- целенаправленная педагогическая деятельность по актуализации личностного смысла учебно-профессиональной деятельности будущего специалиста (психолого-педагогическое условие);

- формирование диалогического стиля в процессе совместного построения и реализации проектов в рамках изучаемой дисциплины (дидактическое педагогическое условие);

- поддержка различных форм студенческого самоуправления и их инициатив (организационно-педагогическое условие);

- открытость образовательного пространства вуза для взаимодействия с социальной средой, субъектами которого выступают будущие специалисты (социально-педагогическое условие).

Комплекс педагогических условий развития социальной активности будущих специалистов отражает межсистемный характер среды, в рамках которой осуществляется этот процесс, и обеспечивает целостность представленного комплекса посредством определения педагогических условий, связанных с разным уровнем педагогического взаимодействия и в целом направленных на педагогическую поддержку будущего специалиста в осознании им потребностей и построении целей и планов профессионального становления через помощь в освоении способов взаимодействия в рамках субъектной позиции к поддержке реализации инициатив в образовательном пространстве вуза, и далее - во взаимодействии с социальной средой.

Таким образом, развитие социальной активности будущего специалиста связано с удовлетворением потребности студентов в самовыражении себя как личности и как будущего специалиста, в процессе сознательного привнесения нового, развертывания своей социальной сущности. Результатом данного процесса является осознанная социально значимая деятельность будущего специалиста, направленная на преобразование себя и социума посредством разработки и внедрения новшеств, т.е. готовность студента к инновационной деятельности.

В инновационной деятельности проявляется и реализуется социальная активность будущего специалиста. Сам процесс развития социальной активности будущего специалиста, раскрытый в данной статье, является инновационным, поскольку будучи самодетерминированным, он направлен на создание, реализацию и распространение идей.

Библиографический список

1. Иваненков, С.П. Молодежь и государство: инновационные подходы: на материалах Оренбургской области [Текст] / С.П. Иваненков, А.Ж. Кусжанова. - Оренбург, 2005. -365 с.

2. Волков, А.Е. Российское образование - 2020: модель образования для инновационной экономики: материал для обсуждения [Текст] / А.Е. Волков, Я.И. Кузьминов, И.М. Реморенко, Б.Л. Рудник, И.Д. Фрумин, Л.И. Якобсон // Образовательная политика. -2008. - № 8 . - С. 32-64.

3. Кутеева, В.П. Развитие активности личности будущего специалиста [Текст] / В.П. Кутеева. - Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 1996. - 87 с.

4. Рубиншейн, С. Л. Бытие и сознание [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - М.: АН СССР, 1957. -

328 с.

Bibliography

1. Ivanenkov, S.P. Youth and State: Innovative Approach: based on the Materials of Orenburg Region [Text] / S.P. Ivanenkov, A.J. Kuszhanova. - Orenburg, 2005. - 365 p.

2. Kuteeva, V.P. Activity Development of a Perspective Specialist’s Personality [Text] / V.P. Kuteeva. - Saransk: Publishing House of Mordova University, 1996. - 87 p.

3. Rubinshtein, S.L. Existence and Consciousness [Text] / S.L. Rubinshtein. - M.: AS USSR, 1957. - 328 p.

4. Volkov, A.E. Russian Education - 2020: The Model of Education for Innovative Economics: Stuff for Discussion [Text] / A.E. Volkov, Ya.I. Kuzminov, I.M. Remorenko, B.L. Rudnik, I.D.Frumin, L.I.Jacobson // Educational Policy. - 2008. - №8. - P. 32-64.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.