Научная статья на тему 'Развитие социально-трудовой активности школьников в образовательной среде межшкольного учебного комбината'

Развитие социально-трудовой активности школьников в образовательной среде межшкольного учебного комбината Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВАЯ АКТИВНОСТЬ / МЕЖШКОЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ КОМБИНАТ / SOCIO-LABOR ACTIVITY / INTERSCHOOL TRAINING COMPLEX

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Черняева О. В.

В статье дан теоретический анализ понятия «социально-трудовая активность». Названы противоречия при поиске новых теоретических подходов и практических решений проблемы развития социальной активности молодежи. Обобщен опыт межшкольных учебно-производственных комбинатов, оправданный, по мнению автора, на практике привлечением производства к прямому участию в подготовке школьников к труду, выбору профессии. Показаны возможности межшкольного учебного комбината, способствующие развитию социально-трудовой активности школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND LABOUR ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT INTERSCHOOL TRAINING COMPLEX

The article gives a theoretical analysis of a concept of “social-labor activity”. The contradiction that exists in the search for new theoretical approaches and practical ways in the development of social activity among youth is named. In the course of the research the experience of interschool training complexes and workshops is analyzed. The author thinks that the involvement of schoolchildren into a process of production and work in school workshops prepares them to choose a future profession. The paper also shows possibilities of an interschool training complex that contribute to the development of social-labor activity of schoolchildren.

Текст научной работы на тему «Развитие социально-трудовой активности школьников в образовательной среде межшкольного учебного комбината»

5. Novikova, E.V. O nekotorihkh kharakteristikakh obtheniya mezhdu suprugami / E.V. Novikova // Semjya i formirovanie lichnosti. - M., 1981.

6. Socialjnaya pedagogika: kurs lekciyj / pod obth. red. M.A. Galaguzovoyj. - M., 2000.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 374

Chernyaeva O.V. THE DEVELOPMENT OF SOCIAL AND LABOUR ACTIVITY OF STUDENTS IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT INTERSCHOOL TRAINING COMPLEX. The article gives a theoretical analysis of a concept of "social-labor activity". The contradiction that exists in the search for new theoretical approaches and practical ways in the development of social activity among youth is named. In the course of the research the experience of interschool training complexes and workshops is analyzed. The author thinks that the involvement of schoolchildren into a process of production and work in school workshops prepares them to choose a future profession. The paper also shows possibilities of an interschool training complex that contribute to the development of social-labor activity of schoolchildren.

Key words: socio-labor activity, interschool training complex.

О.В. Черняева, соискатель АОУ Тюменской области ДПО (ПК) специалистов «Тюменский областной

государственный институт развития регионального образования», педагог-психолог муниципального

бюджетного образовательного учреждения «Межшкольный учебный комбинат», г. Ханты-Мансийск, E-mail: [email protected]

РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВОЙ АКТИВНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

В статье дан теоретический анализ понятия «социально-трудовая активность». Названы противоречия при поиске новых теоретических подходов и практических решений проблемы развития социальной активности молодежи. Обобщен опыт межшкольных учебно-производственных комбинатов, оправданный, по мнению автора, на практике привлечением производства к прямому участию в подготовке школьников к труду, выбору профессии. Показаны возможности межшкольного учебного комбината, способствующие развитию социально-трудовой активности школьников.

Ключевые слова: социально-трудовая активность, межшкольный учебный комбинат.

Развитие общества, как и система образования любой страны, любого государства не стоит на месте. Она все время ищет новые пути, новые подходы при любом правительстве, при любой власти. В своем исследовании мы остановимся на таком образовательном учреждении как Межшкольный учебный комбинат: просмотрим его историю и отметим роль межшкольных учебных комбинатов в системе образования, как можно использовать возможности образовательной среды МУК для развития социально-трудовой активности обучающихся общеобразовательных школ.

Проблеме подготовки учащейся молодежи к жизнедеятельности, развитию у них важнейшего качества личности - социально-трудовой активности посвящены работы многих ученых. Их публикации содержали интересный материал о дидактических основах, путях и методах воспитания с целью развития социальной активности. Создание условий работы для развития потенциальных возможностей выпускников, формирование интересов и потребностей, активная проба сил в реальной жизнедеятельности становится важным направлением в работе образовательных учреждений. Оптимизация работы Межшкольных учебных комбинатов, усиление подготовки к будущей трудовой, социально активной жизнедеятельности выпускников школ в нелегких условиях жизни, особенно при переходе их в другую социальную среду - самостоятельную жизнь, приобретают исключительно важное значение для теории и практики социализации подрастающего поколения.

В научной литературе существует неоднозначность в определении понятия «социальная активность». Одни авторы рассматривают социальную активность как сложное общественное явление (Е.А. Ануфриев, Е.В. Бондаревская, А.Г. Здравомыс-лов); вторые называют её в ряду черт личности (С.А. Архангельский, А.Д. Коджаспиров, В.А. Петровский, В.Г. Мордкович, А.В. Зосимовский, И.А. Филиппова); третьи определяют её как состояние деятельности (Л.Г. Ковалев, В.Х. Беленький, Т.П. Богданова, Л.И. Илиади, Т.В. Ищенко, Е.С. Комарова, П.Е. Кряжев, А.В. Шендрик).

Отмечая актуальность поиска новых теоретических подходов и практических решений к проблеме развития социальной

активности молодежи, Куричкис Н.А. [1, с. 111-115] выявила ряд противоречий между:

• возросшей необходимостью социальной активности в современном обществе, в социализации выпускников школ и неумением ими изучить свои индивидуальные возможности и способности, соотнести их с избираемой профессией, что помогает спланировать жизненный и профессиональный путь;

• необходимостью абстрактно-положительного образа социально активной личности, гражданина и отсутствием реального наполнения этого образа, что приводит к растерянности молодежи при вступлении в самостоятельную жизнь;

• слабой подготовленностью выпускников школ к жизни в социуме, неготовностью интеграции в обществе, социально активной жизни в обществе и малой эффективностью существующих педагогических систем развития социальной активности, подготовки к будущей жизнедеятельности и интеграции в обществе подрастающего поколения.

Кривых С.В. с учениками рассматривает социальную активность как интегрированное качество личности, характеризующее меру интенсивности, напряженности, темпа осуществления деятельности, стремление к самосовершенствованию и умение действовать на пользу общества. Ученый подчеркивает, что «социальная активность личности отражает потребность в саморазвитии, самоизменении, направлена на самоопределение человека в мире и принятие мира в себе, то есть активное строительство себя как элемента социума, культуры. Важнейшими компонентами социальной активности мы считаем познавательную, аксиологическую, трудовую, общественно-гражданскую, коммуникативную, нравственную, художественно-творческую и другие виды деятельности» (Кривых С.В. [2, с. 128]).

Социально-трудовая активность не может быть сведена к одному из моментов сознания или деятельности личности. Это исходное социальное качество, которое выражает целостное, устойчивое активное отношение к труду, обществу, проблемам его развития и определяет качественные особенности и сознания, и деятельности, и состояний личности. На основе анализа позиций различных авторов, мы выделяем ряд общих существенных признаков социально-трудовой активности личности. К ним относятся представления о социально-трудовой активности как:

• форме деятельности, свидетельствующем о сущностном единстве понятий активности и деятельности;

• деятельности, к которой у человека возникло собственное внутреннее отношение, в которой отразился индивидуальный опыт человека;

• личностно значимой деятельности: форме самовыражения, самоутверждения человека с одной стороны и о человеке, как о продукте активного и инициативного взаимодействия с окружающей социальной средой - с другой;

• деятельности направленной на преобразование окружающего мира;

• качестве личности, личностном образовании, проявляющимся во внутренней готовности к целенаправленному взаимодействию со средой, к самодеятельности.

Социально-трудовая активность может выражаться в различных формах как групповой, массовой, так и индивидуальной деятельности, и поведения. Поэтому в различных источниках выделяется разнообразный набор форм социально-трудовой активности. Среди наиболее значимых выделяют: профессионально-трудовую, общественно-политическую, управленческую, морально-нравственную, досуговую. Каждая из данных форм может характеризоваться как творческая (продуктивная), и нетворческая (репродуктивная).

Большими возможностями формирования социально-трудовой активности учащейся молодежи имеют Межшкольные учебные комбинаты. В 1958 году был принят закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием систем народного образования СССР». В 1977 году - Постановлением Совета Министров «О дальнейшем совершении обучения, воспитания учащихся образовательных школ и подготовки их к труду. Советское правительство придавало большое государственное значение подготовке учащихся к будущей трудовой деятельности, было принято специальное постановление «Об организации учебно-производственных комбинатов трудового обучения и профессиональной ориентации». Основными задачами межшкольных учебно-производственных комбинатов являлось ознакомление учащихся с трудовыми процессами и содержанием труда рабочих на предприятиях, осуществление профессиональной ориентации, обучение первоначальным навыкам труда по избранной профессии.

Межшкольные учебные комбинаты стали выполнять роль центров профессиональной ориентации среди учащихся и их родителей. Профили трудового обучения определялись с уче-

Библиографический список

том местных потребностей в рабочих кадрах имеющейся производственной базы. Межшкольные учебные комбинаты создавались по решению исполнительной власти, отделом народного образования и несколькими предприятиями. Комбинат обслуживал несколько образовательных школ. Отделы народного образования выделяли помещения, а предприятия в соответствии со своими профилями создавали учебно-материальную базу-цеха, участки, лаборатории, выделяли мастеров производственного обучения, хорошо знающих производство.

Опыт, накопленный в 70-80-х годах показал, что создание межшкольных учебно-производственных комбинатов было эффективным, оправдывающим себя на практике способом привлечения производства к прямому участию в подготовке школьников к труду, выбору профессии, что способствует формированию социально-трудовой активности учащейся молодежи.

В декабре 1999 года под № 1437 Правительством Российской Федерации было утверждено «Положение о Межшкольном учебном комбинате» это типовое Положение определяет статус комбината как самостоятельного образовательного учреждения для улучшения условий формирования социально-трудовой активности школьников.

Условия деятельности учебного комбината позволяют смоделировать образовательную среду, основанную на реальной пробе сил учащихся, использовать современные методики и технологии обучения и профессионального воспитания, обеспечить их социально-трудовую активность. Создание подобных условий в каждой образовательной школе не возможно из-за финансовых и организационных трудностей. К тому же по статусу учебно-материальная база межшкольных учебных комбинатов предназначена в основном для коллективного использования учениками нескольких школ, позволяет в некоторой мере уравнять их возможности, полнее учесть познавательные интересы учащихся, увязать их техническую подготовку с ведущим профилем обучения образовательного учреждения (естественнонаучный, гуманитарный, художественный, технический и др.)

Межшкольные учебные комбинаты решают важную социальную проблему - формирование социально-трудовой активности школьников, учащиеся могут попробовать свои силы в разных сферах труда, осуществить профессиональные пробы, получить первую профессию через профессиональную подготовку, которая является одним из направлений работы Межшкольных учебных комбинатов.

1. Куричкис, Н.А. Воспитательная система развития социальной активности учащихся-сирот профессионального лицея // Мир науки, культуры, образования. - 2011. - № 3.

2. Кривых, С.В. Социально-профессиональная адаптация выпускников сиротских учреждений начального профессионального образования: коллективная монография / С.В. Кривых, И.В. Куричкис, Н.А. Куричкис, С.В. Лактионова. - СПб., 2011.

Bibliography

1. Kurichkis, N.A. Vospitateljnaya sistema razvitiya socialjnoyj aktivnosti uchathikhsya-sirot professionaljnogo liceya // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2011. - № 3.

2. Krivihkh, S.V. Socialjno-professionaljnaya adaptaciya vihpusknikov sirotskikh uchrezhdeniyj nachaljnogo professionaljnogo obrazovaniya: kollektivnaya monografiya / S.V. Krivihkh, I.V. Kurichkis, N.A. Kurichkis, S.V. Laktionova. - SPb., 2011.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 63.5.28

Shumilova N.A. MEANS OF ADAPTATION OF THE RUSSIAN-SPEAKING SCHOOLCHILDREN TO FOREIGN LANGUAGE SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT. In the article the problem of adaptation of the younger students to a foreign language socio-cultural environment with the preservation of their ethnic identity is studied. A school camp is considered as one of the effective means of development and improvement of a child's personality in a foreign language environment on the basis of their own ethnic factors.

Key words: adaptation, foreign-language environment, ethnicity.

Н.А. Шумилова, ст. педагог Эхтеской гуманитарной гимназии, г. Таллин, Эстония, аспирантка РГПУ им. А.И. Герцена, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]

СРЕДСТВА АДАПТАЦИИ РУССКОЯЗЫЧНЫХ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ К ИНОЯЗЫЧНОЙ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СРЕДЕ

Автор обосновывает позицию современной школы, формирующей определённое социокультурное пространство, помогающее социально адаптироваться и формировать ценностные ориентации. В статье раскрывается

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.