ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ ПЕДАГОГИКИ
GENERAL PROBLEMS OF PEDAGOGY
УДК 373.6:37.047
ББК 74.202.666.2-052.6
А 66 С.И. Андрющенко
Аспирант кафедры педагогики Армавирской государственной педагогической академии; м.т. 8-909-458-80-96
ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА
(Рецензирована)
Аннотация. В статье раскрывается содержание деятельности по организации личностнопрофессионального самоопределения старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбината.
Ключевые слова: самоопределение, жизненное самоопределение старшеклассников,
педагогическая поддержка, межшкольный учебный комбинат, образовательная среда, социальные партнёры.
S.I. Andryushchenko
Post-graduate student of Pedagogy Department of the Armavir State Pedagogical Academy; m. ph. 8-909-458-80-96
PERSONAL - PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF SENIOR PUPILS AT THE INTERSCHOOL EDUCATIONAL COMPLEX
Abstract. The paper discusses the activity related to the formation of personal-professional selfdetermination of senior pupils at the interschool educational complex.
Keywords: self-determination, vital self-determination of senior pupils, pedagogical support, interschool educational complex, the educational environment, social partners.
Современное российское общество приходит к пониманию того, что развитие его социально-экономических основ зависит от человеческого фактора, который во многом определяется уровнем личностного развития и профессиональной подготовленности его граждан. Требования рынка формируют новый социальный заказ образовательным учреждениям - готовить учащихся к успешной социализации в современных условиях. В национальной Доктрине развития образования, Концепции модернизации российского образования и ряде других документов как одно из приоритетных направлений, ориентированных на социализацию учащихся, рассматривается профессиональное самоопределение.
В педагогической, психологической и социологической науках сложилось многообразие подходов к рассмотрению проблемы самоопределения личности. Наибольшее число из них касается профессионального самоопределения, хотя различные аспекты жизненного самоопределения личности такие вызывали интерес ученых к нему на всех возрастных этапах становления человека, на разных этапах развития общества [1, 2].
Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической литературы выявил ряд авторов, занимающихся исследованием проблемы профессионального самоопределения. Среди отечественных учёных выделяются следующие авторы: Т.В. Кудрявцев и В.Ю. Шегурова, П.А. Шавир, В.Ф. Сафин, Е.А. Климов, И.С. Кон, Н. Чистякова, Н.С. Пряжников и Е.Ю. Пряжникова и др.; к зарубежным специалистам относятся: Ф. Парсонс, А. Маслоу, Фукуяма, Д. Сьюпер, М.Р. Дж. Холланд, Э. Ро и т.д.
В отечественной педагогической литературе в 70-е годы XX века появились отдельные работы, непосредственно посвященные проблеме самоопределения подростка, в которых оно рассматривается как процесс, происходящий на границе школьного и послешкольного периода перемен общественного положения человека, регулируемых педагогическими и социальными факторами, когда в процессе такого перехода сочетается профессиональная ориентация с социальной, а педагогическая с правовой [1, 3].
В результате межпредметного анализа понятия «самоопределение личности» появилась возможность дать собственную трактовку этому понятию, выделить его главные характеристики, рассмотреть самоопределение в двух аспектах бытия человека: ценностно-смысловом и пространственно-временном и определить личностное самоопределение как основное новообразование раннего юношеского возраста. Представление о современном состоянии проблемы личностного самоопределения было бы неполным без рассмотрения жизненного, личного и профессионального аспектов самоопределения.
Жизненное самоопределение старшеклассника можно определить как выбор им своей позиции в отношении к миру, окружающим людям, самому себе, к своей специфической сфере профессиональной деятельности, к стоящим в этой связи перед ним задачам, путям и средствам их реализации.
Личностное самоопределение старшеклассника определяет линию поведения человека как субъекта, проявление его субъектности в конкретных условиях жизни.
Профессиональное самоопределение предполагает формирование субъекта конкретного вида труда, предусматривает широкую ориентировку в мире профессий, не ограничивая в возможности развития в личности.
В рассмотрении профессионального самоопределения нами были выделены два подхода:
- профессиональное самоопределение - это естественный процесс, возникающий на определенном этапе онтогенеза и существующий как личностное новообразование старшего школьного возраста;
- профессиональное самоопределение как результат искусственно организуемого процесса (профориентационной работы).
Личностно-профессиональное самоопределение определяет субъектную позицию старшеклассников [4]. Нами установлено, что структурными компонентами субъектной позиции старшеклассника в профессиональном самоопределении являются: мотивационно-ценностный компонент, включающий в себя осознание труда и будущей профессии как важнейшей ценности жизни; отношенческий компонент, который характеризуется наличием у старшеклассника отношения к самому себе как к субъекту выбора профессионального пути; регулятивно-деятельностный, для которого характерно умение создавать школьником обоснованные личные профессиональные планы.
Развитие у старшеклассников потребности в личностно-профессиональном самоопределении в условиях общеобразовательной школы вызывает значительные трудности в связи с отсутствием необходимых условий. Это и стало основанием для использования возможностей образовательной среды межшкольных учебных комбинатов (МУК) и ресурсных центров, где учащиеся основной школы проходят подготовку к выбору направления дальнейшего профессионального образования [5]. Образовательная среда выступает как системное образование, в котором взаимосвязана деятельность по профориентации педагогического коллектива школы, профессиональных учебных
заведений, межшкольного учебного комбината, производственных структур и родителей при ведущей роли школы. Особенности образовательной среды межшкольных учебных комбинатов предоставляют учащимся возможность проявить собственную активность, деятельно-практическое, этическое отношение к окружающему миру и самому себе. Образовательная среда обеспечивает учащемуся самостоятельный выбор жизненного пути и профессии, что дает ему возможность реализовать собственные ценности и тем самым придать профессиональному выбору жизненный смысл. Основой подобной образовательной среды являются субъект-субъектные отношения педагогов, учащихся и совокупного субъекта - школьного класса. Она обеспечивает учащимся возможность познания своих способностей, склонностей, характера, индивидуально-типологических особенностей с тем, чтобы самопознание позволяло делать профессиональный выбор адекватно своим возможностям.
Образовательная среда МУК имеет структуру, включающую в себя социальнопедагогический, социально-психологический и личностно-ориентированный компоненты. Социально-педагогический компонент образовательной среды содержит систему профориентационных мероприятий, которая осуществляется МУК в своем регионе совместно с другими субъектами профориентационной работы [там же]. Социальнопсихологический компонент представляет собой систему субъект-субъектных отношений между учителями и учащимися. Личностно ориентированный компонент реализуется в процессе занятий в курсе «Выбор профессии».
Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе Армавирского межшкольного учебного комбината в 2005-2011гг. и состояла из трех этапов. В ней участвовало 457 подростков и 29 педагогов МУК.
На первом этапе было выполнено исследование поискового характера, направленное на изучение состояния проблемы жизненного самоопределения старшеклассников и степени ее актуальности. Анализ научной литературы в комплексе с данными пилотажного исследования, проведенного в этот период, позволил установить связь проблемы самоопределения подростков с вопросами развития личности.
На втором этапе разрабатывалась концептуальная модель. Построение модели жизненного самоопределения старшеклассников опиралось на данные констатирующего исследования, проведенного на этом этапе, целью которого стало установление социальных, педагогических и психологических факторов, влияющих на социализацию личности подростков. Сбор материала осуществлялся с помощью методов беседы, анкетирования, наблюдения, диагностического интервьюирования в стандартизированной и свободной форме.
На третьем этапе был произведен анализ и интерпретация данных экспериментального исследования.
С целью решения исследовательских задач в базовом экспериментальном учреждении дополнительного образования - Армавирском межшкольном учебном комбинате - была разработана система личностного и профессионального самоопределения школьников, в основе которой положены принципы:
- гуманизации, обеспечивающей всестороннее развитие и саморазвитие личности учащегося;
- гуманитаризации образования, обеспечивающей применение современных информационных технологий и технических средств (компьютеризация процесса обучения: создание единой сети компьютерных рабочих мест и базы данных по управлению процессом образования);
- социализации, обеспечивающей адаптационное взаимодействие личности учащегося и среды для приобретения им социального, профессионального и общекультурного опыта;
- преемственности, обеспечивающей единство среднего, допрофессионального и профессионального образования в соответствии с общекультурными и личностными
запросами учащихся;
- вариативности, обеспечивающей сочетание в образовательных программах базового компонента профильных и элективных курсов с учётом запроса учащихся, их родителей и рынка труда.
В разработанной модели развития личностного и профессионального самоопределения учащихся предусмотрено тесное взаимодействие учебного комбината с социальными партнерами: образовательными учреждениями, предприятиями, центром занятости населения, молодежной биржей труда, структурными подразделениями администрации г. Армавира. Для согласованной работы всех субъектов данного процесса в межшкольном учебном комбинате была создана специальная структура - совет педагогической поддержки самоопределению школьников, координацию деятельности которого осуществляет заместитель директора МУК по учебно-воспитательной работе.
Значимым направлением деятельности учебного комбината является профориентационная работа, способствующая формированию навыков у учащихся выбирать сферу профессиональной деятельности исходя из своих возможностей и потребностей с учетом запросов рынка труда. Различные формы работы способствуют решению этой задачи:
- проведение «Дня открытых дверей» для учащихся 9-х классов и их родителей;
- участие учебного комбината в презентациях деятельности образовательных учреждений, организуемых специалистами центра занятости и управлением образования;
- работа администрации и педагогов учебного комбината с учащимися и родителями через опрос, тестирование, анкетирование и консультации;
- сотрудничество с местными средствами информации.
Таким образом, основными направлениями деятельности комбината являются профориентационная работа, предпрофильная, профильная и профессиональная начальная подготовка. Учащиеся средней (полной) школы осваивают общетрудовые, политехнические и специальные технологические знания, умения и навыки в выбранном направлении технологического профиля.
Средствами решения поставленных задач выступают педагогические технологии, реализующие содержание курсов «Построение жизненного пути», «Профессиональная карьера» и «Технология профессионального успеха», направленные на развитие субъектности личности, жизненного самоопределения, выбора профессии.
На занятиях в учебном комбинате учащиеся приобретают начальные профессиональные умения в выбранной сфере технологической деятельности, овладевают навыками коммуникативной культуры, исследовательской и проектной деятельности, что позволяет выйти им на креативный уровень работы при создании своих первых продуктов труда в рамках учебного проекта: сшитого своими руками платья, выточенного на токарном станке болта, приготовленного кулинарного блюда или разработанного «бизнес-плана». Это позволяет преподавателям проводить профессиональные пробы и оказывать помощь учащимся в выборе профессии, так как профессия, которую выбирает человек, затрагивает важные стороны его жизни.
Подготовка учащихся осуществляется в два этапа: предпрофильная подготовка учащихся и профильное обучение. В рамках предпрофильной подготовки осуществляется информационная работа, профильная ориентация, изучение элективных ориентационных курсов по выбору. Эта работа помогает девятикласснику более обоснованно выбрать нужный профиль.
При профильном обучении реализовывалась общетехнологическая подготовка, направленная на формирование основ технологической культуры, и специальная технологическая подготовка - практико-ориентированная подготовка с начальным профессиональным образованием, которое осуществляется учащимися по выбору:
- в сфере промышленного производства - токарное, слесарное, швейное дело;
- в сфере информационных технологий - операторские работы на ЭВМ;
- в сфере управления - бухгалтерское дело, машинопись и делопроизводство;
- в сфере коммерции - продажа продовольственных и непродовольственных товаров;
- в сфере сервиса - вождение автомобиля, парикмахерское дело, поварское дело.
Каждый из перечисленных профилей был обеспечен программно-методическими
материалами и материально - технической базой. По окончании обучения выпускникам 11х классов при успешной сдаче квалификационных экзаменов выдаются свидетельства с присвоением соответствующих специальностей и квалификаций.
В результате проведённой экспериментальной работы у старшеклассников произошли значительные изменения в личностных характеристиках: стала более
адекватная самооценка уровня личностного развития (склонностей, способностей, наличия жизненно- и профессионально важных качеств и др.), более осознанной стала экономическая целесообразность выбора профессии (востребованность профессии на рынке труда в настоящее время и в перспективе, уровень заработной платы, возможность трудоустройства и т.д.). Перспективы исследования проблемы профессионального самоопределения учащихся как субъектов данного процесса мы связываем с дальнейшим совершенствованием образовательной среды, осуществлением дифференцированного подхода в формировании субъектной позиции у различных категорий учащихся и разработкой соответствующих методик диагностики уровня профессионального самоопределения и субъектности старшеклассников.
Примечания:
1. Газман О.С. Самоопределение // Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. М., 1995. С. 82.
2. Журавлев В.И. Вопросы жизненного самоопределения выпускников средней школы. Ростов н/Д, 1972. 206 с.
3. Захаров Н.Н., Симоненко В.Д. Профессиональная ориентация школьников. М.: Просвещение, 1989. 192 с.
4. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. Москва; Воронеж, 1996. 256 с.
5. Чистяков Н.Н., Буянова Т.А., Касаткина Н.Э. Профессиональная ориентация в УПК. М.: Педагогика, 1985. 112 с.
6. Зарецкая И.Н., Чернер C.JI. Педагогическая поддержка жизненного и профессионального самоопределения школьников // Лучшие страницы педагогической прессы. 2001. № 1. С. 72-77.
7. Тоскина А.А. Этнокультурные аспекты формирования ценностных ориентаций // Вестник Адыгейского государственного университета. Сер. Педагогика и психология. Майкоп, 2009. Вып. 3. С. 131-136.
References:
1. Gazman O.S. Self-determination // New education values: thesaurus for teachers and school psychologists. М., 1995. P. 82.
2. Zhuravlyov V.I. Questions of secondary school leavers’ life self-determination. Rostov-on-Don, 1972. 206 pp.
3. Zakharov N.N., Simonenko V.D. Vocational guidance of schoolchildren. M.: Prosveshchenie, 1989. 192 pp.
4. Pryazhnikov N.S. Professional and personality self-determination. Moscow; Voronezh, 1996. 256 pp.
5. Chistyakov N.N., Buyanova T.A., Kasatkina N.E. Vocational guidance in UPK. M.: Pedagogy, 1985. 112 pp.
6. Zaretskaya I.N., Cherner S.L. Educational support of schoolchildren’s life and personality self-determination // The best pages of pedagogical press. 2001. № 1. P. 72-77.
7. Toskina A.A. Ethno-cultural aspects of forming value orientations // Bulletin of the
Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». Maikop, 2009. Issue 3. P. 131-136.