Научная статья на тему 'Особенности разработки системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате'

Особенности разработки системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА / СТЕПЕНЬ ДОСТИЖЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ / QUALITY OF EDUCATION / SYSTEM OF ASSESSMENT OF EDUCATION QUALITY / QUALITY MANAGEMENT SYSTEM / DEGREE OF ACHIEVEMENT OF EDUCATIONAL OUTCOMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мишуринская Н. А.

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на развитие системы качества образования. Показана возможность использования системы менеджмента качества ИСО 9001:2008 при построении системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN AN INTERSCHOOL TRAINING COMPLEX

The article describes and analyzes legal acts of the Russian Federation, aimed at the development of the quality of education. The possibility of using the quality management system ISO 9001:2008 in the construction of education quality assessment system in interschool training center is considerd.

Текст научной работы на тему «Особенности разработки системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате»

ISSN 1991-5497. MИР НAУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРAЗОBAНИЯ. № 4 (47) 2G14

ей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (по: ФГОС ООО [5]).

Развитие личности обучающихся в соответствии с новыми стандартами основывается на усвоении ими универсальных учебных действий.

К коммуникативным универсальным учебным действиям, формируемым в основной школе, относятся:

• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, а именно, определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

Библиографический список

• постановка вопросов, т.е. инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

• разрешение конфликтов: выявление конфликтов, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

• управление поведением партнера - контроль, оценка, коррекция его действий;

• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка [6, с. 31].

1. Бориснёв, С.В. Социология коммуникации: учеб. пособ. для вузов. - М., 2003.

2. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 1986.

3. Петровская, Л.А. Теоретические и методические проблемы социально-психологического тренинга. - М., 1982.

4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г № 373 [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru

5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г № 1897 [Э/р]. - Р/д: http://standart.edu.ru

6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособ. для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. - М., 2010.

Bibliography

1. Borisnyov, S.V. Sociologiya kommunikacii: ucheb. posob. dlya vuzov. - M., 2003.

2. Lisina, M.I. Problemih ontogeneza obtheniya. - M., 1986.

3. Petrovskaya, L.A. Teoreticheskie i metodicheskie problemih socialjno-psikhologicheskogo treninga. - M., 1982.

4. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart nachaljnogo obthego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 6 oktyabrya 2009 g. № 373 [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru

5. Federaljnihyj gosudarstvennihyj obrazovateljnihyj standart osnovnogo obthego obrazovaniya. Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossiyjskoyj Federacii ot 17 dekabrya 2010 g. № 1897 [Eh/r]. - R/d: http://standart.edu.ru

6. Kak proektirovatj universaljnihe uchebnihe deyjstviya v nachaljnoyj shkole. Ot deyjstviya k mihsli: posob. dlya uchitelya / A.G. Asmolov, G.V. Burmenskaya, I.A. Volodarskaya i dr.; pod red. A.G. Asmolova. - M., 2010.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

УДК 37.07

Mishurinskaya N.A. FEATURES OF THE DEVELOPMENT OF A SYSTEM OF EDUCATION QUALITY ASSESSMENT IN AN INTERSCHOOL TRAINING COMPLEX. The article describes and analyzes legal acts of the Russian Federation, aimed at the development of the quality of education. The possibility of using the quality management system ISO 9001:2008 in the construction of education quality assessment system in interschool training center is considerd.

Key words: quality of education, system of assessment of education quality, quality management system, degree of achievement of educational outcomes.

Н.А. Мишуринская, соискатель АОУ Тюменской области ДПО (ПК) специалистов

«Тюменский областной гос. институт развития регионального образования»,

г. Ханты-Мансийск, Е-mail: [email protected]

ОСОБЕННОСТИ РАЗРАБОТКИ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В МЕЖШКОЛЬНОМ УЧЕБНОМ КОМБИНАТЕ

В статье рассмотрены и проанализированы нормативно-правовые акты Российской Федерации, направленные на развитие системы качества образования. Показана возможность использования системы менеджмента качества ИСО 9001:2008 при построении системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате.

Ключевые слова: качество образования, система оценки качества образования, система менеджмента качества, степень достижения образовательных результатов.

В современной системе образования большое внимание уделяется качеству, обеспечивающему конкурентоспособность образовательной организации на рынке образовательных услуг, удовлетворяющих требованиям международных стандартов.

В последние годы проблеме качества образования во всем мире уделяется все большее внимание. В России на протяжении последних двух десятилетий накоплен опыт внедрения и развертывания систем менеджмента качества образования в отдельных образовательных организациях с использованием требований стандартов качества ISO 9o0l :2008, утвержденных

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 18 декабря 2008 г № 471-ст [1; 2].

В настоящее время на федеральном уровне закреплены требования к наличию и функционированию в образовательных организациях системы оценки качества образования. Пунктом 13 статьи 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» зафиксирована обязанность образовательной организации обеспечить «функционирование внутренней системы оценки качества образования», а статьей 95 настоящего закона определены требования к проведению независимой оцен-

ISSN 1991-5497. МИР НАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 4 (47) 2014

ке качества образования «в отношении организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и реализуемых ими образовательных программ» [3].

С целью создания современной системы оценки качества образования на основе принципов открытости, объективности, прозрачности, общественно-профессионального участия разработана отдельная подпрограмма «Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования» в Государственной программе «Развитие образования на 2013-2020 годы» [4].

Указанные выше нововведения обязывают все образовательные организации, в том числе и межшкольные учебные комбинаты, отнесенные к организациям дополнительного образования, разработать и внедрить внутреннюю систему оценки качества, которая бы соответствовала культуре оценки качества образования регионального и муниципального уровней в области педагогических измерений, анализа и использования результатов оценочных процедур.

Прежде чем приступать к разработке такой системы необходимо понимать, что понимается под качеством образования и оценкой качества образования. Качество образования в дополнительном образовании детей понимается как комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы.

Из данного определения можно выделить следующие ключевые позиции, которые необходимо учитывать при разработке внутренней системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате как учреждении дополнительного образования:

- соответствие (или несоответствие) запросам заказчика-ребёнка, заказчика-взрослого, заказчика-организации;

- уровень достижения результатов каждой образовательной программы, реализуемой в межшкольном учебном комбинате (дополнительной общеобразовательной программы, в том числе программ внеурочной деятельности, курсов по выбору предпрофильной подготовки и профильного обучения [5]; программ профессионального обучения);

- степень удовлетворённости потребителей образовательных услуг.

Учитывая вышеперечисленные нормативно-правовые акты, специфику деятельности межшкольного учебного комбината как

Библиографический список

образовательного учреждения. обеспечивающего оказание адресной помощи обучающимся для осознанного личностного и профессионального самоопределения и формирование готовности к овладению ими общетехнологическими компетенциями, можно выделить приоритетные положения для разработки внутренней системы оценки качества образования в межшкольном учебном комбинате:

- ориентация на потребителя образовательных услуг и образовательных результатов;

- равенство в доступе к дополнительному образованию обучающихся с разными способностями, особенностями и социальными возможностями;

- личное участие руководства образовательной организации в разработке программы развития и совершенствования системы управления качеством образования;

- постоянное совершенствование образовательных результатов и образовательных услуг, необходимых потребителю, а также обновление банка образовательных программ с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы;

- вовлечение всех сотрудников образовательной организации в достижение целей (образовательных результатов);

- развитие системы корпоративного обучения в образовательной организации для достижения образовательных результатов, соответствующих национальным образовательным приоритетам;

- удовлетворенность всех участников образовательных отношений (обучающихся, родителей (законных представителей), педагогических работников и их представителей, образовательной организации) деятельностью образовательной организации;

- наличие процессного подхода (определение всех процессов, необходимых для достижения цели организации, обеспечение их ресурсами и создание условий для их эффективного функционирования);

- наличие системы критериального оценивания и самооценивания (оценивание достижений обучающихся, позволяющее им постоянно совершенствовать свои образовательные достижения, повышая свою мотивацию к обучению и самооценку);

- наличие внутренней экспертизы деятельности организации (самообследование) с целью выявления проблем и определения способов их решения;

- наличие и функционирование мониторинга удовлетворенности потребителей образовательных услуг, и коррекция целевых установок [6; 7; 8].

1. Системы менеджмента качества. Требования. ISO 9001:2008. - М., 2009.

2. Руководящие указания по применению ГОСТ Р ИСО 9001-2001 в сфере образования. - М., 2007.

3. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

4. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы».

5. Кривых, С.В. Управление и организация профильного обучения в школе (методические рекомендации для руководителей ОУ) // Реализация федерального эксперимента по совершенствованию структуры и содержания образования в Санкт-Петербурге / науч. ред. В.Г. Воронцова. - СПб., 2007.

6. Иванов, Д.А. Внутришкольная система управления качеством образования (принципы, цели, инструментарий). - М., 2011.

7. Никитина, Т. Образование должно быть качественным, а его оценка - независимой // Справочник руководителя образовательного учреждения. - 2014. - № 1.

8. Методические рекомендации по проведению независимой системы оценки качества работы образовательных организаций // Юридический журнал директора школы. - 2014. - № 1.

Bibliography

1. Sistemih menedzhmenta kachestva. Trebovaniya. ISO 9001:2008. - M., 2009.

2. Rukovodyathie ukazaniya po primeneniyu GOST R ISO 9001-2001 v sfere obrazovaniya. - M., 2007.

3. Federaljnihyj zakon ot 29 dekabrya 2012 g. № 273-FZ «Ob obrazovanii v Rossiyjskoyj Federacii».

4. Postanovlenie Praviteljstva Rossiyjskoyj Federacii ot 15 aprelya 2014 g. № 295 «Ob utverzhdenii gosudarstvennoyj programmih Rossiyjskoyj Federacii «Razvitie obrazovaniya» na 2013-2020 godih».

5. Krivihkh, S.V. Upravlenie i organizaciya profiljnogo obucheniya v shkole (metodicheskie rekomendacii dlya rukovoditeleyj OU) // Realizaciya federaljnogo ehksperimenta po sovershenstvovaniyu strukturih i soderzhaniya obrazovaniya v Sankt-Peterburge / nauch. red. V.G. Voroncova. - SPb., 2007.

6. Ivanov, D.A. Vnutrishkoljnaya sistema upravleniya kachestvom obrazovaniya (principih, celi, instrumentariyj). - M., 2011.

7. Nikitina, T. Obrazovanie dolzhno bihtj kachestvennihm, a ego ocenka - nezavisimoyj // Spravochnik rukovoditelya obrazovateljnogo uchrezhdeniya. - 2014. - № 1.

8. Metodicheskie rekomendacii po provedeniyu nezavisimoyj sistemih ocenki kachestva rabotih obrazovateljnihkh organizaciyj // Yuridicheskiyj zhurnal direktora shkolih. - 2014. - № 1.

Статья поступила в редакцию 24.06.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.