1
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
УДК 796.332 10.24412/2305-8404-2021-5-96-105
РАЗВИТИЕ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
У ФУТБОЛИСТОВ 15–16 ЛЕТ
Е.Т. Дзоциева, П.А. Парфенов, Т.О. Межнина
Разработана и экспериментально проверена программа скоростно-силовой
подготовки футболистов в подготовительном периоде. Выявлены исходные показа-
тели развития скоростно-силовых способностей футболистов 15–16 лет и оценена их
динамика в процессе эксперимента.
Ключевые слова: футбол, футболисты 15–16 лет, скоростно-силовые способ-
ности, подготовительный период, программа.
DEVELOPMENT OF SPEED-POWER Дзоциева Екатерина Таймуразовна, асси-
ABILITIES IN FOOTBALL PLAYERS стент, [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский
15-16 YEARS OLD индустриальный университет,
Парфенова Татьяна Анатольевна, старший
Dzotcieva E.T., assistant, deta210@yandex. преподаватель, [email protected], Россия, Тюмень,
ru, Russia, Tyumen, Tyumen Industrial Тюменский индустриальный университет,
University, Межнина Татьяна Олеговна, преподаватель,
Parfenova T.A., older teacher, klevan1964@ [email protected], Россия, Тюмень, Тюменский индустри-
icloud.com, Russia, Tyumen, Tyumen Indus- альный университет
trial University,
Mezhnina T.O., teacher, [email protected],
Russia, Tyumen, Tyumen Industrial Univer- Достижение высоких спортивных
sity результатов в современном футболе не-
The program of speed-strength training of возможно без качественной подготовки
football players in the preparatory period has юного резерва. Успех команды определя-
been developed and experimentally tested. ется множеством факторов, основными
The initial indicators of the development of
speed-power abilities of 15–16 year old foot- из которых являются: технико-тактиче-
ball players were revealed and their dynamics ская, психологическая (большую роль
was traced during the experiment.
играет сплоченность команды) и физиче-
Key words: football, footballers aged 15–16, ская подготовка спортсмена [1–4].
speed-strength abilities, preparatory period, Одними из самых значимых и ве-
program. дущих средств в тренировке юных фут-
болистов являются упражнения скоростно-силовой направленности, кото-
рые применяются на всех этапах годичного цикла учебно-тренировочных
занятий. Несмотря на это, изучение научно-методической литературы и
обобщение опыта спортивной подготовки юных футболистов в возрасте
15–16 лет свидетельствует о нерешенных вопросах управления их скоро-
стно-силовой подготовкой (как общей, так и специальной). По мнению
многих опытных специалистов футбола (В.В. Понедельник, Н.П. Симонян
и др.), возраст 15–16 лет является наиболее оптимальным для развития
данных способностей [3].
Наибольшее количество работ посвящены развитию скоростно-
силовых способностей у взрослых футболистов, при этом результаты дан-
96
2
Спорт [Sport]
ных исследований и разработанные рекомендации носят общий характер,
не учитывают особенности и различия юношеского и взрослого организма
спортсменов. В связи с этим возникают следующие противоречия между:
– сложившимися представлениями о необходимости и эффективно-
сти учета сенситивных периодов развития скоростно-силовых способно-
стей и отсутствием методик развития данного качества с учетом особенно-
стей юных футболистов;
– необходимостью развития скоростно-силовых способностей
юных спортсменов и неэффективностью существующих практик.
К тому же у специалистов данной области существуют некоторые
разногласия, а именно: одни считают, что скоростно-силовая подготовка
юных футболистов должна включать только упражнения с мячом, другие
же, наоборот, считают, что часть работы должна обязательно проводиться
без мяча (Н.Х. Кагазежева, Э.А. Кубеков, Э.Л. Можаев) [6–9].
В связи с теоретической и практической значимостью проблемы
развития скоростно-силовых способностей юных футболистов, а также
значимостью разрешения выявленных противоречий можно утверждать об
актуальности данного исследования.
Цель исследования – выявить исходные показатели развития скоро-
стно-силовых способностей футболистов 15–16 лет, а также на основе ана-
лиза научно-методической литературы и определения наиболее эффектив-
ных средств скоростно-силовой направленности разработать и экспери-
ментально проверить программу скоростно-силовой подготовки для под-
готовительного периода.
Контрольные испытания включали:
1) бросок набивного мяча массой 1 кг из положения сед ноги врозь,
двумя руками прогибом назад;
2) прыжок в длину с места толчком двумя ногами;
3) прыжок вверх с места толчком двумя ногами (высота подскока
по Абалакову);
4) бег на 30 м с ведением мяча.
С помощью методов математической статистики была произведена
обработка материалов исследования с помощью программы Microsoft
Excel.
Эффективность разработанной программы оценивалась по темпу
прироста (W%), в соответствии с методикой оценки скоростно-силовых
показателей спортсменов по С. Броуди.
Исследование проводилось в течение 2019–2020 гг. на базе факуль-
тета физической культуры Тюменского государственного университета,
автономной некоммерческой организации «Футбол–хоккей», футбольного
клуба «Тюмень» (стадион «Геолог»). С 1 по 10 марта 2020 г. было прове-
дено тестирование скоростно-силовых способностей и проведен анализ ре-
зультатов контрольных испытаний футболистов – юношей 15–16 лет, вхо-
97
3
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
дящих в состав ФК «Тюмень». В исследовании приняло участие 10 спорт-
сменов, имеющих I разряд и разряд КМС. На основе анализа и обобщения
полученных данных была составлена программа скоростно-силовой подго-
товки футболистов в подготовительном периоде и разработаны практиче-
ские рекомендации по ее применению.
Результаты тестирования скоростно-силовых способностей фут-
болистов 15–16 лет, входящих в состав ФК «Тюмень», представлены в
табл. 1.
Таблица 1
Результаты тестирования скоростно-силовых способностей
футболистов 15–16 лет
Тесты
№ Прыжок вверх
Бросок набивного Прыжок в длину Бег на 30 м
п/п с места (по
мяча 1 кг, м с места, см с ведением мяча, с
Абалакову), см
1 13,25 237 37 4,91
2 14,60 240 43 4,75
3 13,45 235 42 5,10
4 12,75 220 35 5,17
5 16,25 257 47 4,85
6 14,15 232 43 5,15
7 13,85 234 36 5,15
8 12,00 228 35 5,28
9 15,35 248 43 4,85
10 14,75 245 39 4,78
Среднее 14,04 237,6 40 5,0
Данные из табл. 1 по первым трем контрольным испытаниям можно
сравнить с нормативами общей и специальной физической подготовки
футболистов для зачисления и перевода в группы на этапе высшего
спортивного мастерства, так как футболисты, проходившие тестирование,
претендуют на попадание в данную группу (сейчас футболисты относятся
к группе совершенствования спортивного мастерства).
В качестве основных педагогических принципов разработки про-
граммы скоростно-силовой подготовки футболистов рассматривались:
принцип систематичности и непрерывности тренировочного про-
цесса (предполагает обеспечение положительного эффекта тренировочных
занятий, исключение неоправданных перерывов между ними и сведение к
минимуму регресса тренированности);
принцип цикличности тренировочного процесса (предполагает
повторение упражнений для закрепления техники выполнения, а также
способствует при необходимости повышению объема и интенсивности и
98
4
Спорт [Sport]
реализации контроля за динамикой результатов в конкретных упражне-
ниях);
принцип единства общей и специальной подготовки (предпола-
гает включение в программу упражнений с мячом, моделирующих техни-
ческие приемы на соревнованиях, и упражнений без мяча, развивающих
общую физическую подготовку).
Опираясь на полученные результаты тестирования скоростно-сило-
вых способностей футболистов, опроса тренеров, а также педагогические
принципы, разработали программу скоростно-силовой подготовки футбо-
листов 15–16 лет, адаптированную под условия карантина. В табл. 2 пред-
ставлены комплексы, которые следовало выполнять 3 раза в неделю в те-
чение марта и июня.
Таблица 2
Программа скоростно-силовой подготовки футболистов 15–16 лет
(март – июнь 2020 г.)
Содержание тренировочного занятия Дополнительные задания в течение дня
Комплексы упражнений для выполнения в домашних условиях (март – май 2020 г.)
Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Подъем ног к перекладине – 3 подхода
стика + прыжки на скакалке – 4 подхода по 12–15 раз, отдых между подходами –
по 80–100 раз). 30–60 с.
Основная часть (отдых между подходами 2. Подтягивание узким хватом – 3–4 под-
– 40–50 с, между упражнениями – хода на 80 % от макс., отдых 60–70 с.
1–1,5 мин): 3. Подтягивание широким хватом, руки
1) разножка – 4 подхода по 30 с; шире плеч – по 3–4 подхода на 80 % от
2) запрыгивания (на тумбу, лавочку, макс., отдых между подходами – 60–70 с.
стул) – 4 подхода по 17–20 раз;
3). запрыгивания на возвышенность (на
тумбу, лавочку, стул) толчком одной
ноги, приземление на две – 4 подхода по
15 раз;
4). ускорение на 95–100 % от макс. по ле-
стнице (лестничная клетка в подъезде,
15–20 ступенек) – 5 подходов с макси-
мальной скоростью, отдых 50–60 с
Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Подтягивание обратным хватом (снизу,
стика + прыжки на скакалке – 4 подхода руки на ширине плеч) медленно с фикса-
по 80–100 раз). цией в верхней точке – 3–4 подхода на
Основная часть (отдых между упражне- 80 % от макс.
ниями – 30 с, между кругами – 2–2,5 мин, 2. Подтягивание средним хватом, мед-
4–5 круга): ленно с фиксацией (в верхней точке – до
1) бег в упоре; касания подбородок перекладины, в
2) «скалолаз»; нижней – руки полностью выпрямлены) –
3) перемещения в упоре лежа с отжима- 2–4 подхода на 80 % от макс., отдых –
нием; 60–70 с
4) прыжки в бок в упоре лежа;
5) «слайды» вперед-назад в планке
99
5
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Продолжение табл. 2
Содержание тренировочного занятия Дополнительные задания в течение дня
Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Боковая планка с касанием ноги рукой.
стика + 4 подхода – бег с высоким под- 2. Подъем туловища из положения лежа.
ниманием бедра 30 с + ускорение 10 с). 3. Подъем прямых ног в висе на перекла-
Основная часть (выполнение упражнений дине (или из и.п. лежа).
с максимальной частотой 15 с, отдых ме- 4. Планка на одной ноге и одной руке.
жду подходами – 40–50 с, между упраж- Выполнять каждое упражнение по 60 с,
нениями – 1–1,5 мин): отдых – 20 с, 3–4 серии
1) на полу – забегания за линию и об-
ратно;
2) запрыгивания и спрыгивания (высота
20–30 см).
Технические приемы:
1) отработка резкого ухода с места с ос-
тановкой мяча внешней ногой (два пред-
мета на расстоянии двух-трех шагов);
2) удар о стенку «щекой», сначала пра-
вой ногой, затем левой;
3) удар о стенку «щекой» чередуя ноги
Разминка: 7–10 мин (суставная гимна- 1. Подтягивание узким хватом – 3–4 под-
стика + прыжки на скакалке – 4 подхода хода на 80 % от макс., отдых – 60–70 с.
по 80–100 раз). 2. Подтягивание широким хватом – 3–
Основная часть (отдых между упражне- 4 подхода на 80 % от макс., отдых между
ниями – 30 с, между кругами – 2–2,5 мин, подходами – 60–70 с
4–5 круга):
1) переход из планки в упор лежа;
2) выпрыгивания из полного приседа;
3) отжимания с хлопком;
4) присед на одной ноге – «стульчик»;
5) боковая планка с касанием колена лок-
тем
Комплексы упражнений для выполнения на открытом воздухе
– парк, площадка (май – июнь 2020 г.)
Каждое упражнение выполнять по 4 подхода с отдыхом 60 с, между упражнениями
отдых – 1,5–2 мин:
– выпрыгивания из полного приседа – «лягушка» – 8 раз с последующим ускорением
25–30 м;
– многоскоки (прыжки с ноги на ногу) – 25–30 м;
– упражнение «блоха» (выпрыгивания вверх-вперед на одной ноге из положения
упор сидя на одной ноге с подтягиванием колена к груди) – 15–20 м;
– ускорения – 25–30 м.
Дополнительно:
– подъем ног к перекладине – 3 подхода по 12–15 раз, отдых между подходами
30–60 с;
– подтягивания широким хватом – 3–4 подхода на 80 % от макс., отдых между под-
ходами – 60–70 с
100
6
Спорт [Sport]
Окончание табл. 2
Содержание тренировочного занятия Дополнительные задания в течение дня
Во время разминки обязательно выполнять 5–6 упражнений для формирования на-
выка контроля мяча – по 4 подхода 10–15 м с отдыхом 50–60 с, между упражнениями
отдых – 1,5–2 мин:
– ведение мяча одной ногой в одно касание;
– ведение мяча одной ногой в два касания;
– ведение мяча с «наступанием» на него;
– бег с ускорением с мячом и последующим ударом по воротам.
Дополнительно выполнять комплекс упражнений преимущественно на развитие
мышц брюшного пресса, рук и спины (статодинамика) – каждое упражнение по 60 с,
отдых – 20 с, 3–4 серии:
1) боковая планка с касанием ноги рукой;
2) «слайды» вперед-назад в планке;
3) подъем прямых ног в висе на перекладине (или из и.п. лежа);
4) обратная планка с поочередным подниманием одной ноги
Каждое упражнение выполнять по 6 подходов с отдыхом 50–60 с, между упражне-
ниями отдых – 1,5–2 мин:
– прыжки через скакалку – 4 подхода по 15 с (максимальное количество раз);
– стартовые рывки из разных положений;
– челночный бег 3×10 м.
Дополнительно:
– подъем ног к перекладине – 3 подхода по 12–15 раз, отдых между подходами –
30–60 с;
– подтягивание обратным хватом – по 3-4 подхода на 80 % от макс., отдых между
подходами – 60–70 с
Каждое упражнение выполнять по 4 подхода по 25–30 м с отдыхом 60 с, между уп-
ражнениями отдых – 1,5–2 мин:
– прыжки в длину с места;
– тройной прыжок;
– упражнение «блоха» (выпрыгивания вверх-вперед на одной ноге из положения
упор сидя на одной ноге с подтягиванием колена к груди) – 15–20 м;
– ускорения по 25–30 м.
Дополнительно:
– подтягивание средним хватом с задержкой в верхней точке на 3 с – 3–4 подхода на
80 % от макс., отдых – 60–70 с
В программу скоростно-силовой подготовки футболистов 15–16 лет
были включены дополнительные задания для выполнения в течение дня,
что поспособствовало развитию трудолюбия, ответственности и дисцип-
линированности у спортсменов.
Кроме того, в программу скоростно-силовой подготовки спортсме-
нов были включены следующие упражнения:
– только силового характера (упражнения с отягощением собствен-
ной массы тела, выполняемые в статическом, динамическом и статодина-
мическом режимах с преимущественным использованием интервального и
кругового методов);
101
7
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
– только скоростного характера (ускорения, в том числе из разных
положений);
– скоростно-силовой направленности (элементы специально-бего-
вых упражнений, различные прыжковые упражнения, упражнения, выпол-
няемые максимальное количество раз за короткий промежуток времени);
– специально-подготовительные с мячом, для отработки техники
контроля и ведения мяча, развития не только скоростных и скоростно-
силовых способностей, но и координационных.
Для оценки динамики показателей скоростно-силовой подготовки
спортсменов после применения программы было проведено повторное
тестирование, результаты которого представлены в табл. 3 и 4.
Таблица 3
Результаты повторного тестирования скоростно-силовых
способностей футболистов 15–16 лет
Тесты
№ Прыжок вверх
п/п Бросок набивного Прыжок в длину Бег на 30 м
с места (по
мяча 1 кг, м с места, см с ведением мяча, с
Абалакову), см
1 14,35 254 41 4,83
2 15,84 247 45 4,70
3 14,52 240 43 5,01
4 13,95 229 38 5,05
5 16,89 262 50 4,85
6 15,76 245 48 5,03
7 14,59 246 39 4,89
8 13,65 241 38 5,07
9 16,74 251 43 4,27
10 15,39 252 45 4,63
Среднее 15,2 246,7 43 4,8
Таблица 4
Динамика показателей скоростно-силовых способностей
до и после применения программы скоростно-силовой подготовки
футболистов 15–16 лет
Первое Повторное
Прирост,
Тесты тестирование тестирование
(среднее) (среднее) %
Бросок набивного мяча 1 кг, м 14,04 15,2 8
Прыжок в длину с места, см 237,6 246,7 3,7
Прыжок вверх с места (по Абалакову), см 40 43 7,2
Бег на 30 м с ведением мяча, с 5,0 4,8 4
102
8
Спорт [Sport]
Сравнительный анализ прироста показателей скоростно-силовой
подготовки футболистов 15–16 лет, входящих в состав ФК «Тюмень»,
показывал (см. табл. 4), что во всех тестах наблюдается прирост результа-
тов:
– «бросок набивного мяча 1 кг» – в среднем по группе в первом тес-
тировании составлял 14,04 м, во втором – 15,2 м (прирост – 8 %);
– «прыжок в длину с места» – средний результат по группе в пер-
вом тестировании составлял 237,6 см, во втором – 246,7 см (прирост –
3,7 %);
– «прыжок вверх с места» – средний результат по группе в первом
тестировании составлял 40 см, во втором – 43 см (прирост – 7,2 %);
– «бег на 30 м с ведением мяча» – средний результат по группе в
первом тестировании составлял 5,0 с, во втором – 4,8 с (прирост – 4,0 %).
Полученные данные подтверждают эффективность авторской про-
граммы в условиях карантина. Разработанные тренировочные комплексы
могут быть использованы в процессе физической подготовки футболистов
различной квалификации с учетом возрастных и индивидуальных особен-
ностей, в практике тренеров и специалистов для моделирования трениро-
вочной деятельности в условиях подготовительного периода, направлен-
ного на повышение результативности выступления в соревновательном
сезоне.
Заключение. На основе анализа результатов тестирования спорт-
сменов было установлено, что, несмотря на то, что все упражнения были
направлены на повышение уровня развития скоростно-силовых способно-
стей, футболисты справились с испытаниями неодинаково. Так, если в
прыжках вверх по Абалакову спортсмены показали хороший результат, то
с прыжками в длину с места футболисты не справились (если сравнивать
их результаты с нормативами общей физической подготовки для зачисле-
ния и перевода в группы на этапе высшего спортивного мастерства). Дан-
ный факт говорит о большом разнообразии двигательных действий скоро-
стно-силовой направленности в футболе. Поэтому для оптимизации трени-
ровочного процесса футболистов требуется разработать комплекс с более
обширным списком упражнений для контроля за данными способностями,
а также для оценки динамики результатов.
Разработанная программа скоростно-силовой подготовки футболи-
стов в подготовительном периоде, базирующаяся на ряде педагогических
принципов, была адаптирована под условия карантина и включала упраж-
нения общефизической и специально-физической направленности, а также
дополнительные задания для выполнения спортсменами в течение дня на
протяжении длительного времени как в домашних условиях, так и на от-
крытом воздухе.
103
9
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 5
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 5]
Список литературы
1. Акамов В.В., Низамеев Д.Ф. Динамика скоростно-силовой подго-
товленности юных футболистов различных соматотипов // Евсевьевские
чтения. Подготовка специалистов в области физической культуры и спорта
в педагогическом вузе: сб. науч. тр. по материалам Междунар. науч.-практ.
конф. с элемент. науч. школы для молодых ученых. Саранск: Изд-во
МГПИ им. М.Е. Евсевьева, 2016. С. 121–126.
2. Бердникова А.Н., Мохов А.А., Захарова А.В. Исследование ско-
ростно-силовых способностей футболистов высокой квалификации // Уче-
ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. № 12 (154). 2017. С. 27–
33.
3. Иссурин В.Б. Подготовка спортсменов XXI века. Научные ос-
новы и построение тренировки: монография. М.: Спорт, 2016. 464 с.
4. Кагазежева Н.Х., Коломийцева Н.С., Петрова Т.Г. Методика по-
строения учебно-тренировочного процесса футболистов в подготовитель-
ном этапе подготовки // Молодежь – Науке – IX: развитие сферы туризма,
гостеприимства и спорта в контексте повышения уровня и качества жизни
населения: материалы Всерос. науч.-практ. конф. студ., аспирант. и моло-
дых ученых / отв. ред. С.В. Гриненко. Сочи: Изд-во СГУ, 2018. С. 156–159.
5. Козлов Я.Е., Толстых Д.С., Толстых С.К. Структура тренировоч-
ных нагрузок квалифицированных футболистов в годичном цикле // Игро-
вые виды спорта: актуальные вопросы теории и практики: сб. науч. статей
1-й Междунар. науч.-практ. конференции, посв. памяти ректора ВГИФК
В.И. Сысоева. Воронеж: Научная книга, 2018. С. 110–119 с.
6. Платонов В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском
спорте: общая теория и ее практические приложения: учебник: в. 2 т. М.:
Советский спорт, 2015. 1432 с.
7. Спринчак В.Д., Михайлов А.Ю. Методика технико-тактической
подготовки футболистов 16–17 лет // Наука-2020. 2019. № 9 (34). С. 40–44.
8. Шашков К.А. Интегративная программа физической и техниче-
ской подготовки команды в мини-футбол // Известия Тульского государст-
венного университета. Гуманитарные науки. 2014. Вып. 2. С. 153–160.
9. Шеметов Д.А., Костюнина Л.И. Обоснование методических под-
ходов к развитию скоростно-силовых качеств у футболистов 15–17 лет //
Проблемы физиологии, физической культуры и спорта: сб. материалов
Междунар. науч.-практ. конф. Ульяновск: Изд-во УГПУ, 2015. С. 357–362.
References
1. Akamov V.V., Nizameev D.F. Dinamika skorostno-silovoj podgotovlennosti
yunyh futbolistov razlichnyh somatotipov [Dynamics of speed-power readiness of young
football players of various somatotypes] // Evsevievskie readings. Training of specialists in
104
10
Спорт [Sport]
the field of physical culture and sports in a pedagogical university: collection of articles.
scientific. tr. based on materials from Mezhdunar. scientific-practical conf. with element.
scientific. schools for young scientists. Saransk: Publishing house of Moscow State
Pedagogical Institute im. M.E. Evsevieva, 2016. P. 121–126.
2. Berdnikova A.N., Mohov A.A., Zaharova A.V. Issledovanie skorostno-silovyh
sposobnostej futbolistov vysokoj kvalifikacii [Research of high-speed-strength abilities of
highly qualified football players] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta
[Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. No. 12 (154). 2017. P. 27–33.
3. Issurin V.B. Podgotovka sportsmenov XXI veka. Nauchnye osnovy i postroenie
trenirovki [Training of athletes of the XXI century. Scientific foundations and construction of
training]: monograph. M.: Sport, 2016. 464 p.
4. Kagazezheva N.H., Kolomijceva N.S., Petrova T.G. Metodika postroeniya
uchebno-trenirovochnogo processa futbolistov v podgotovitel'nom etape podgotovki
[Methods of constructing the educational and training process of football players in the
preparatory stage of preparation] // Youth – Science – IX: development of tourism, hospitality
and sports in the context of increasing the level and quality of life of the population: materials
of the All-Russian. scientific-practical conf. student, postgraduate student. and young
scientists / otv. ed. S.V. Grinenko. Sochi: SSU Publishing House, 2018. P. 156–159.
5. Kozlov Ya.E., Tolstyh D.S., Tolstyh S.K. Struktura trenirovochnyh nagruzok kva-
lificirovannyh futbolistov v godichnom cikle [The structure of training loads of qualified
football players in the annual cycle] // Game kinds of sports: topical issues of theory and
practice: collection of articles. scientific. articles of the 1st Intern. scientific-practical
conferences dedicated. in memory of the rector of VGIFK V.I. Sysoeva. Voronezh: Scientific
book, 2018. P. 110–119.
6. Platonov V.N. Sistema podgotovki sportsmenov v olimpijskom sporte: obshchaya
teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The system of training athletes in Olympic sports:
general theory and its practical applications]: textbook: 2 t. M.: Soviet sport, 2015. 1432 p.
7. Sprinchak V.D., Mihajlov A.Yu. Metodika tekhniko-takticheskoj podgotovki fut-
bolistov 16–17 let [Technique of technical and tactical training of football players aged 16–
17] // Nauka-2020 [Science-2020]. 2019. No. 9 (34). P. 40–44.
8. Shashkov K.A. Integrativnaya programma fizicheskoj i tekhnicheskoj podgotovki
komandy v mini-futbol [An integrative program of physical and technical training of a team
in mini-football] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Gumanitarnye nauki
[Bulletin of the Tula State University. Humanitarian sciences]. 2014. Issue 2. P. 153–160.
9. Shemetov D.A., Kostyunina L.I. Obosnovanie metodicheskih podhodov k razvi-
tiyu skorostno-silovyh kachestv u futbolistov 15–17 let [Substantiation of methodological
approaches to the development of speed-strength qualities among 15–17-year-old football
players] // collection of articles. materials Intern. scientific-practical conf. Ulyanovsk: UGPU
Publishing House, 2015. P. 357–362.
105