1
Спорт [Sport]
УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-105-112
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В СИСТЕМЕ ТРЕНИРОВКИ
ФУТБОЛИСТОВ 13–14 ЛЕТ
Ю.И. Горлова, О.А. Алтунина, И.А. Барков
Предложен дифференцированный подход в системе подготовки футболистов
в возрасте 13–14 лет, предлагающий определение нагрузки на основе учета биологиче-
ской зрелости и уровня двигательной подготовленности. Подтверждена эффектив-
ность данного подхода в повышении показателей технико-тактических действий
юных футболистов.
Ключевые слова: футбол, биологическая зрелость, дифференцированный под-
ход, двигательная подготовленность, соревновательная деятельность.
THE DIFFERENTIATED APPROACH Горлова Юлия Ивановна, канд. пед. наук.
IN THE TRAINING SYSTEM доц., [email protected], Россия, Орел, Орловский государст-
FOR FOOTBALL PLAYERS AGED венный университет имени И.С. Тургенева,
13–14 YEARS Алтунина Оксана Егоровна, старший препо-
даватель, [email protected], Россия, Орел, Орловский
Gorlova J.I., candidate of pedagogical sci- государственный университет имени И.С. Тургенева,
ences, associate professor, [email protected], Барков Иван Андреевич, аспирант, Baraaba-
Russia, Orel, Orel State University named af- [email protected], Россия, Орел, Орловский государственный
ter I.S. Turgenev, университет имени И.С. Тургенева
Altunina O.E., senior lecturer, Piton9791@
mail.ru, Russia, Orel, Orel State University
named after I.S. Turgenev, Успешная соревновательная дея-
Barkov I.A., graduate student, Baraabaraa@ тельность футбольной команды зависит
mail.ru, Russia, Orel, Orel State University
named after I.S. Turgenev от индивидуальной подготовленности
каждого ее игрока. Специалисты реко-
A differentiated approach was proposed in the мендуют уделять занятиям с инди-
system of training of football players aged
13–14 years, proposing the definition of the видуальной направленностью подготовки
load on the basis of the accounting of 20–30 % общего времени тренировочных
biological maturity and the level of motor
preparedness and is proved its effectiveness, занятий [1]. Однако в программах подго-
which is confirmed by the positive dynamics товки для СДЮСШОР и ДЮСШ инди-
of development of technical and tactical action видуальные особенности психофизиче-
by footballers.
ского развития и адаптационные воз-
Key words: football, biological maturity, можности подростков учитываются не в
differentiated approach, motor preparedness,
competitive activity. должной мере, а планирование нагрузки
осуществляется на основе среднестати-
стических показателей [2]. В качестве основного аргумента в пользу такого
универсального подхода часто приводят объективные сложности индиви-
дуализации тренировочного процесса в спортивных играх, обусловленные
преобладанием командных и групповых упражнений в процессе подго-
товки.
Дифференцированный подход в системе подготовки футболистов
стал предметом научного интереса относительно недавно. Эффективность
его применения обоснована в работах Е.Е. Абрамова [3], Р.Х. Сабитова [4],
Е.Н. Усмановой [5] и других исследователей.
105
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Существуют различные подходы к определению основания для
планирования дифференцированной нагрузки в подготовке юных футбо-
листов. Значительное большинство исследований подтверждает целе-
сообразность учета индивидуальных различий в уровнях развития физи-
ческих качеств или способностей в тренировочном процессе. Так,
Н.В. Иванов предлагает учитывать уровень проявления у них координаци-
онных (1-я группа), скоростных (2-я группа) и скоростно-силовых (3-я
группа) способностей при планировании тренировок в подготовительном
периоде. При равном во всех трех группах объеме, отведенном на занятия
по развитию технико-тактических способностей, необходимо проведение
занятий по психологической подготовке, нагрузка, направленная на разви-
тие координационных, скоростных и скоростно-силовых способностей
должна быть дифференцированной. Соответственно упражнениям коорди-
национной, скоростной и скоростно-силовой направленности, при пре-
имущественном развитии соответствующих способностей у футболистов
конкретной группы, следует уделять меньше внимания, в то время как уп-
ражнениям на развитие отстающих способностей уделялось повышенное
внимание [2].
Так, А.Н. Бердникова предлагает использовать дифференцирован-
ный подход в технологии индивидуализации тренировочного процесса,
объем, структуру и интенсивность нагрузки корректировать с учетом
уровня функциональной подготовленности, развития скоростных способ-
ностей и скоростно-силовой выносливости. Автор обосновывает целесооб-
разность учета системного представления об уровне физической подготов-
ленности каждого спортсмена в целях его совершенствования развитых
способностей и качеств и «подтягивания» способностей, развитых в мень-
шей степени [6].
По мнению Е.Н. Усмановой, в тренировочном процессе необходимо
учитывать возрастные особенности психического развития в пубертатном
периоде, индивидуальные особенности потребностно-мотивационной
сферы подростков, а также акцентировать внимание на оптимизации пси-
хологической подготовки юных футболистов в целях превентивной работы
по преодолению кризиса перехода из юношеского спорта во «взрослый»
[5].
Таким образом, обзор специальной литературы свидетельствует о
дефиците исследований, посвященных оптимизации подготовки футболи-
стов на основе учета их биологической зрелости и уровня их двигательной
подготовленности.
В возрасте 13–14 лет у юношей наблюдается период ускорения пу-
бертатного роста, изменения субъективного ощущения телесности, резкие
колебания настроения и самооценки, амбивалентность отношений со
взрослыми и прочие характерные психофизиологические изменения, спе-
цифичные для данного возрастного периода [7]. При этом морфофункцио-
106
3
Спорт [Sport]
нальные характеристики подростков 13–14 лет могут существенным обра-
зом различаться. Игнорирование этих различий в процессе подготовки
юных футболистов приводит к несоответствию между интенсивностью,
объемом тренировок и индивидуальными темпами биологического созре-
вания, влияющими на адаптационные возможности организма спортсмена.
В этой связи применение дифференцированного подхода, основанного на
учете степени биологической зрелости юных футболистов и уровня разви-
тия двигательных способностей, на данный момент является одним из пер-
спективных направлений.
На базе ДЮСШ № 3 г. Орла была предпринята попытка организа-
ции тренировочного процесса футболистов на основе учета двигательной
подготовленности и особенностей физического развития в пубертатный
период.
С этой целью на начальном этапе исследования проведено тестиро-
вание футболистов в возрасте 13–14 лет в количестве 106 спортсменов со
стажем занятий данным видом спорта 6 лет. Тестирование проводилось
дважды – в начале и конце 2019/20 тренировочного года.
Для оценки двигательных способностей использовался комплекс
тестов, рекомендуемых для специализированных спортивных школ отде-
ления «футбол» [8], включающий оценку скоростных, скоростно-силовых
способностей и специальной (скоростной) выносливости. Стартовая ско-
рость оценивалась по времени пробегания первого 10-метрового отрезка на
дистанции 50 м с высокого старта (общее время выполнения упражнения
служило критерием развития дистанционной скорости). Для оценки скоро-
стной выносливости и координационных способностей применялось
упражнение «челночный бег 7×50 м» (при выполнении учитывалось время
выполнения и суммарное время обегания стоек). Скоростно-силовые спо-
собности оценивались с помощью прыжка в длину с места.
Определение уровня биологической зрелости осуществлялось с
использованием комплекса характеристик физического развития и призна-
ков, характерных для полового созревания. Для оценки физического разви-
тия использовались антропометрические данные: масса тела, рост, окруж-
ность грудной клетки и жизненная емкость легких. Биологический возраст
оценивался по вторичным половым признакам, а именно: наличию волос в
лобковой области и подмышечной впадине. Данная методика позволила
разделить подростков на 3 группы: опережающего, среднего и отстающего
уровня развития [9].
Оценка технико-тактической деятельности юных футболистов осу-
ществлялась по методике Ю.А. Морозова [10], в основе которой лежит
визуальное наблюдение и регистрация выполнения спортсменом опреде-
ленных технических приемов с последующим определением процента
брака в различных видах передач, ведении, обводке, перехвате, отборе, при
игре головой и ударах по воротам.
107
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Результаты, полученные на начальном этапе исследования, позво-
лили разделить всех участников исследования на 3 группы по уровню био-
логической зрелости. Так, 42,5 % юных спортсменов от общей численно-
сти принявших участие в исследовании характеризуются средним уровнем
биологической зрелости. Самой малочисленной в выборке оказалась
группа спортсменов с опережающим уровнем зрелости – 22,6 %. По каж-
дой из них на основе детального анализа двигательной подготовленности
определялись достоверные различия и особенности как основа для опти-
мизации тренировочного процесса (табл. 1).
Таблица 1
Двигательная подготовленность футболистов 13–14 лет
с различным уровнем биологической зрелости
Уровень биологической зрелости
опережающий средний отстающий р
Тесты (n=24) (n=45) (n=37)
1 2 3 1-2 1-3 2-3
Бег на 10 м, с 1,65±0,06 1,82±0,10 2,08±0,05 <0,01 <0,01 >0,05
Бег на 50 м, с 6,58±0,16 7,14±0,30 7,53±0,05 <0,1 <0,01 <0,01
Прыжок в длину с места, см 193,4±4,9 184,1±3,6 166,3±2,9 >0,05 <0,01 <0,05
Челночный бег 7×50 м, с 69,7±3,1 71,3±2,9 73, 9±3,9 <0,01 <0.01 <0,05
Юные футболисты, вошедшие в состав группы с опережающим
уровнем биологической зрелости, по сравнению со сверстниками со сред-
ним уровнем развития имели более высокие результаты в скоростных
упражнениях и упражнении на скоростную выносливость и координацию:
пробегание первого 10-метрового отрезка на дистанции 50 м с высокого
старта (р<0,01), бег на 50 м (р<0,1), челночный бег 7×50 м (р<0,01). Срав-
нение двигательных способностей футболистов группы с опережающим
уровнем развития с футболистами группы с отстающим уровнем развития
показало наличие статистически достоверных различий в результатах по
всем трем тестовым упражнениям (р<0,01). Таким образом, футболисты с
опережающим уровнем биологической зрелости практически по всем
результатам испытаний превосходят своих сверстников. Уровень корреля-
ции показателей двигательной подготовленности с уровнем биологической
зрелости составил 0,71–0,82, что свидетельствует о достаточно тесной
связи между исследуемыми показателями.
Полученные на начальном этапе эксперимента данные позволили
внести коррекцию в тренировочный план, систематизировав упражнения
по степени их влияния на организм занимающихся и дифференцировав
нагрузку для юных футболистов в зависимости от уровня их биологиче-
ской зрелости и двигательной подготовленности. Так, для игроков со сред-
ней степенью биологической зрелости, объем и интенсивность нагрузок
108
5
Спорт [Sport]
остались без изменения. В группе игроков с отстающим уровнем биологи-
ческой зрелости был увеличен объем анаэробной нагрузки на 15–16 %. Для
игроков, отнесенных к группе с опережающим уровнем биологической
зрелости, объем нагрузки аэробного характера был увеличен на 55 %.
В ходе исследования выявлено, что фактором, лимитирующим уровень
физической подготовки футболистов, является степень развития взрывной
силы.
Использование дифференцированного подхода в подготовке юных
футболистов с учетом уровня их биологической зрелости предполагает
преимущественно индивидуальные и индивидуально-групповые формы
организации учебно-тренировочных занятий. Учебно-тренировочная дея-
тельность в формируемых по данному основанию группах, направлен-
ность, интенсивность и структура нагрузок обусловливают учет не только
индивидуальной динамики развития спортсменов, но и особенности их
двигательной подготовленности.
В группах, сформированных из числа футболистов со средним и
опережающим уровнями биологической зрелости, средства и методы тре-
нировочной деятельности были оптимизированы следующим образом:
смешанные аэробно-анаэробные нагрузки составляли 39–48 % от общего
объема, аэробные нагрузки – 22–32 %, тренировочные нагрузки в ана-
эробно-алактатной и анаэробно-гликолитической зонах интенсивности –
28–38 и 2–7 % соответственно. Для данных групп спортсменов упор был
сделан на применение переменного (32–42 %) и повторного (20–40 %)
методов тренировки. Интервальные тренировки составляли 13–20 %, рав-
номерные – 9–18 %. Объем специализированных упражнений варьиро-
вался от 15 до 70 %.
Для юных футболистов, вошедших в группу спортсменов с
отстающим уровнем биологической зрелости и пониженной двигательной
подготовленностью, интенсивность тренировочных нагрузок была сни-
жена. Доля аэробной нагрузки увеличена до 35–45 %, смешанной – до 35–
40 %. Интенсивные нагрузки в анаэробно-алактатной зоне составляли 15–
20 %, в гликолитической – 2–5 %. Для данной группы был увеличен объем
равномерных тренировок (до 18–25 %) при одновременном изменении
интервальных тренировок (15–18 %). Объем специализированных воздей-
ствий варьировался от 55 до 75 %.
По окончании эксперимента тестирование уровня двигательной
подготовленности юных футболистов была проведено повторно (табл. 2).
Оценка изменений, зафиксированных по итогам реализации диффе-
ренцированного подхода в учебно-тренировочном процессе, свидетельст-
вовала о положительном влиянии разработанной методики подготовки раз-
вития двигательной подготовленности футболистов 13–14 лет. По всем
исследуемым показателям двигательной подготовленности игроков были
выявлены статистически значимые различия на начальном и завершающем
этапах эксперимента с достоверностью p<0,05.
109
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Таблица 2
Двигательная подготовленность футболистов 13–14 лет ДЮСШ № 3
г. Орла в динамике эксперимента
Этапы исследования
Характеристики р
Начало Конец
Стартовая скорость, с 1,94±0,06 1,86±0,01 <0,05
Дистанционная скорость, с 7,31±0,32 6,84±0,17 <0,05
Взрывная сила, кг 40,2±5,0 43,9±4,0 <0,05
Скоростная выносливость, с 73,5±2,2 67,3±1,2 <0,05
Координация, с 11,2±0,3 9,54±0,2 <0,05
Достижение соразмерности развития основных двигательных ка-
честв юных спортсменов способствует, в свою очередь, повышению их
технико-тактического мастерства в условиях соревнований (табл. 3).
Таблица 3
Оценка технико-тактических действий футболистов 13–14 лет
ДЮСШ № 3 г. Орла в соревновательной деятельности в динамике
эксперимента
I круг соревнований II круг соревнований
ТТД % соотн. % соотн.
кол-во % брака кол-во % брака
ТТД ТТД
Короткие передачи 143±9 27±4 30 178±5 20±3 33
Средние передачи 30±8 57±12 5 34±6 46±8 5
Длинные передачи 24±5 61±12 6 26±2 52±10 6
Ведение 73±10 19±6 12 77±6 12±4 15
Обводка 65±7 42±8 12 65±10 31±5 13
Отбор 36±3 51±6 9 36±5 52±10 7
Перехват 73±11 24±3 12 81±5 17±3 11
Игра головой 41±7 37±5 10 37±5 29±7 8
Удары по воротам 18±7 72±8 4 20±3 59±6 2
Сумма ТТД 503±31 43±2 100 554±23 35±2 100
Примечание: ТТД – технико-тактические действия.
На основании анализа показателей технико-тактических действий
можно сделать ряд важных выводов: рост уровня двигательной подготов-
ленности в динамике эксперимента характеризовался повышением общего
числа технико-тактических действий при уменьшении процента брака в их
выполнении; общее количество ТТД за игру возросло с 503±31 до 554±23,
а процент брака снизился с 43±2 до 35±2, повышение уровня двигательной
подготовленности юных футболистов сопровождалось ростом числа пере-
дач (игроки при участии в соревнованиях чаще стали использовать комби-
нации в игре, повысилась точность выполнения передач на различные рас-
стояния).
110
7
Спорт [Sport]
Таким образом, оптимизация учебно-тренировочного процесса с
учетом особенностей биологической зрелости и двигательной подготов-
ленности юных футболистов в возрасте 13–14 лет как при выполнении
специализированных командных упражнений, так и при индивидуальных
неспецифических нагрузках способствовали росту функциональной под-
готовленности игроков. Положительная динамика выполнения технико-
тактических действий свидетельствует о положительном влиянии на реа-
лизацию функционального потенциала игроков в условиях соревнователь-
ной деятельности.
Список литературы
1. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика. М.:
Советский спорт, 2007. 285 с.
2. Иванов Н.В. Дифференцированный подход к развитию двига-
тельных способностей футболистов учебно-тренировочных групп // Уче-
ные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2015. № 1 (119). С. 86–90.
3. Абрамов Е.Е. Дифференцированный подход к построению тре-
нировочных нагрузок футболистов учебно-тренировочных групп: дис. …
канд. пед. наук. Малаховка, 2006. 134 с.
4. Сабитов Р.Х. Дифференцированный подход к построению годич-
ного цикла подготовки футболистов учебно-тренировочных групп различ-
ного индивидуального развития: автореф. дис. … канд. пед. наук. Мала-
ховка, 2011. 23 с.
5. Усманова Е.Н. Психолого-педагогическое обеспечение спортив-
ной подготовки футболистов 14–16 лет на основе индивидуально-диффе-
ренцированного подхода: автореф. дис. … канд. пед. наук. Набережные
Челны, 2014. 22 с.
6. Бердникова А.Н. Индивидуализация физической подготовки
футболистов 13–14 лет // Человек. Спорт. Медицина. 2018. Т. 18. № 4.
С. 73–79.
7. Ляксо Е.Е., Ноздрачев А.Д., Соколова Л.В. Возрастная физиоло-
гия и психофизиология. М.: Юрайт, 2020. 397 с.
8. Губа В.П., Лексаков А.В. Организация учебно-тренировочного
процесса футболистов различного возраста и подготовленности. М.:
Советский спорт, 2012. 176 с.
9. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Матвеева Н.А. Оценка физиче-
ского развития детей и подростков. Н. Новгород: Вектор ТиС, 2006. 257 с.
10. Подготовка футболистов / под общ. ред. В.И. Козловского. М.:
ФиС, 1977. 173 с.
References
1. Monakov G.V. Podgotovka futbolistov. Teoriya i praktika [Training of football
players. Theory and practice]. M.: Soviet sport, 2007. 285 p.
111
8
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
2. Ivanov N.V. Differencirovannyj podhod k razvitiyu dvigatel'nyh sposobnostej fut-
bolistov uchebno-trenirovochnyh grupp [Differentiated approach to the development of motor
abilities of football players in training groups] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Les-
gafta [Scientific notes of the P.F. Lesgaft]. 2015. No. 1 (119). P. 86–90.
3. Abramov E.E. Differencirovannyj podhod k postroeniyu trenirovochnyh nagruzok
futbolistov uchebno-trenirovochnyh grupp [Abramov E.E. Differentiated approach to the con-
struction of training loads for football players in training groups]: dis. ... cand. ped. sciences.
Malakhovka, 2006. 134 p.
4. Sabitov R.H. Differencirovannyj podhod k postroeniyu godichnogo cikla
podgotovki futbolistov uchebno-trenirovochnyh grupp razlichnogo individual'nogo razvitiya
[Differentiated approach to the construction of the annual cycle of training football players of
educational training groups of various individual development: abstract of thesis]: author. ...
cand. ped. sciences. Malakhovka, 2011. 23 p.
5. Usmanova E.N. Psihologo-pedagogicheskoe obespechenie sportivnoj podgotovki
futbolistov 14–16 let na osnove individual'no-differencirovannogo podhoda [Psychological
and pedagogical support of sports training of 14–16 year old football players on the basis of
an individually differentiated approach]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Naberezhnye
Chelny, 2014. 22 p.
6. Berdnikova A.N. Individualizaciya fizicheskoj podgotovki futbolistov 13–14 let
[ndividualization of physical training of 13–14 year old football players] // Chelovek. Sport.
Medicina [Human. Sport. Medicine]. 2018. V. 18. No. 4. P. 73–79.
7. Lyakso E.E., Nozdrachev A.D., Sokolova L.V. Vozrastnaya fiziologiya i psihofi-
ziologiya [Age physiology and psychophysiology]. M.: Yurayt, 2020. 397 p.
8. Guba V.P., Leksakov A.V. Organizaciya uchebno-trenirovochnogo processa fut-
bolistov razlichnogo vozrasta i podgotovlennosti [Organization of the educational and training
process of football players of different ages and fitness]. M.: Soviet sport, 2012. 176 p.
9. Bogomolova E.S., Kuzmichev Yu.G., Matveeva N.A. Ocenka fizicheskogo razvi-
tiya detej i podrostkov [Assessment of the physical development of children and adolescents].
Nizhniy Novgorod: Vector TiS, 2006. 257 p.
10. Podgotovka futbolistov [Training of football players] / under total. ed. Koz-
lovsky. M.: FiS, 1977.173 p.
112