1
Спорт [Sport]
УДК 796.332 DOI: 10.24412/2305-8404-2021-4-137-143
ТРЕНИРОВОЧНЫЕ НАГРУЗКИ ЮНЫХ
ФУТБОЛИСТОВ 13–14 ЛЕТ В УСЛОВИЯХ ЛЕТНЕГО
ТРЕНИРОВОЧНОГО СБОРА
А.В. Орлов
Проведен анализ структуры нагрузок стандартного летнего тренировочного
сбора. Предложено в дополнение к тренировочной программе юных футболистов
ежедневное выполнение комплекса функционально-силовой подготовки. Дано экс-
периментальное обоснование эффективности тренировочных нагрузок футболистов
13–14 лет.
Ключевые слова: физические качества, летний тренировочный сбор, функцио-
нально-силовая подготовка, тренировочная программа, юные футболисты 13–14 лет.
TRAINING LOADS OF YOUNG PLAYERS Орлов Алексей Викторович, канд. пед.
AGED 13-14 IN THE CONDITIONS наук, доц., [email protected], Россия, Москва, Рос-
OF THE SUMMER TRAINING CAMP сийский государственный университет физической
культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК)
Orlov A.V., candidate of pedagogical scien-
ces, associate professor, [email protected],
Rossia, Moskva, Russia Moscow, Russian Подготовка спортивного резерва в
State University of Physical Education, Sport, футболе, в первую очередь, должна пре-
Youth and Tourism
дусматривать повышение физической и
The analysis of the structure of loads of a технико-тактической подготовленности
standard summer training camp is carried out. футболистов. Высоких результатов в
In addition to the training program of young
football players, it is proposed to daily per- данном контексте можно добиться в про-
form a complex of functional and strength цессе проведения летних тренировочных
training. An experimental substantiation of the
effectiveness of the training loads of 13–14 сборов [1, 2].
years old football players is given. Исследования специалистов [3, 4]
показывают, что в процессе пла-
Key words: physical qualities, summer
training camp, functional and strength train- нирования летних тренировочных сборов
ing, training program, young football players особое внимание в подготовке фут-
13–14 years old. болистов необходимо обращать на воз-
раст 13–14 лет, так как этот период является наиболее благоприятным для
освоения технических приемов в условиях постоянного дефицита времени
и пространства в противоборстве с соперником. Одновременно закладыва-
ется фундамент функциональной и скоростно-силовой подготовленности,
поскольку именно в возрастном диапазоне 13–14 лет интенсивно проходят
процессы формирования опорно-двигательного аппарата и сердечно-сосу-
дистой системы подростков, сопровождающиеся значительными морфо-
функциональными изменениями всего организма [5].
По сравнению с повседневными тренировочными занятиями, кото-
рые проводятся в течение годичного тренировочного цикла, условия
летнего тренировочного сбора позволяют с высокой эффективностью
спланировать циклы интенсивных нагрузок, решающих одновременно
137
2
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
задачи как технико-тактической, так и физической подготовки юных
футболистов [6, 7].
Вопросам эффективного формирования двигательных качеств
юных футболистов посвящено значительное количество работ [8–10], но
организационно-методические особенности летнего учебно-тренировоч-
ного сбора оказались вне поля зрения футбольных специалистов.
Цель исследования – анализ и обоснование тренировочных нагру-
зок юных футболистов 13–14 лет в условиях летнего тренировочного
сбора.
Организация исследования. В исследовании приняли участие
36 юных футболистов футбольной школы «Крылья Советов» Москомс-
порта, регулярно выступающие в соревнованиях первенства г. Москвы по
футболу среди спортивных школ Премьер-группы (контрольная группа,
n=18) и Высшей группы (экспериментальная группа n=18).
Тренировочный сбор проводился перед началом второго круга пер-
венства г. Москвы по футболу среди спортивных школ Высшей группы в
первой половине августа 2019 г. Основная цель сбора – повышение уровня
развития основных физических качеств в сочетании с расширением инди-
видуальных технико-тактических способностей и освоением новых ко-
мандных тактических построений.
Основными задачами летнего тренировочного сбора являлись сле-
дующие:
– повышение уровня функциональных возможностей юных футбо-
листов, а также показателей их специальной работоспособности;
– повышение уровня развития скоростных и скоростно-силовых
качеств футболистов;
– рост технико-тактического мастерства футболистов в условиях,
приближенных к игровым;
– разучивание новых тактических вариантов командных действий в
атаке;
– определение основного состава команды;
– формирование психологической устойчивости у футболистов в
условиях соревнований.
Всего было проанализировано 25 учебно-тренировочных занятий.
Параметры анализа были следующими:
– средства (упражнения), применяемые в тренировке, и степень их
специфичности с точки зрения подготовки футболистов;
– структура и содержание раздела физической подготовки;
– общая характеристика спортивной нагрузки (большая, средняя,
малая);
– объем и специализированность тренировочных нагрузок в каждом
занятии.
138
3
Спорт [Sport]
Результаты исследований. Динамика распределения нагрузок по их
направленности в микроциклах тренировочного сбора наглядно представ-
лена в табл. 1. Величина полученной в тренировочном занятии нагрузки
определялась по суммарному количеству частоты сердечных сокращений
футболиста в одном занятии.
Таблица 1
Структура нагрузок летнего тренировочного сбора
НЦ Распределение тренировочных занятий по величине нагрузки
Кол-во УТЗ Длительность УТЗ Доля УТЗ
с различной нагрузкой, с различной нагрузкой, с различной нагрузкой,
раз мин %
М С Б М С Б М С Б
I 3 4 6 190 428 545 23 31 46
II 2 8 2 143 695 205 16 68 16
Всего 5 12 8 333 1223 635 20 48 32
% 20 56 24 15 51 34 20 48 32
Примечание: НЦ – недельный цикл, УТЗ – учебно-тренировочное занятие, М – малая
нагрузка, С – средняя нагрузка, Б – большая нагрузка.
Из табл. 1 видим, что доля занятий с малой нагрузкой в первом
недельном цикле составляет 23 %, со средней – 31 % и с большой – 46 %
от общего количества учебно-тренировочных занятий. Во втором недель-
ном цикле распределение нагрузок по их величине совершенно иное,
наблюдаем увеличение относительного объема средних нагрузок более
чем 2 раза. В целом доля занятий со средней нагрузкой составила 48 %, а с
большой – оказалась чуть меньше трети всего объема нагрузок и составила
32 %.
Обе группы юных футболистов выполняли одинаковую трениро-
вочную программу, основные параметры которой были подробно проана-
лизированы выше. Однако футболисты экспериментальной группы в
дополнение к тренировочной программе еще ежедневно выполняли ком-
плекс функционально-силовой подготовки в виде разминки перед первым
тренировочным занятием в тренажерном зале. Комплекс включал девять
силовых упражнений на основные группы мышц юных футболистов на
разных тренажерах:
– тяга руками за спину в положении сидя;
– сведение ног сидя;
– разведение ног сидя;
– разгибание туловища на тренажере «римский стул»;
– жим ногами в положении лежа;
– жим стопами в положении сидя;
– сведение – разведение рук в положении сидя («бабочка»);
– сгибание голени в положении лежа;
– разгибание голени в положении сидя.
139
4
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
Внешнее отягощение составляло 10 кг, а для упражнения «сгибание
голени в положении лежа» – 5 кг. В каждом упражнении нужно было
выполнить по 20 повторений в течение 30 с. После этого футболисты
переходили к другому тренажеру. Таким образом, пауза между упражне-
ниями составляла также 30 с. В одной серии предлагалось выполнить 9 уп-
ражнений. Пауза отдыха между сериями составляла 5 мин и заполнялась
работой по статической растяжке мышечных групп, задействованных в
упражнениях. После второй серии упражнений также была 5-минутная
пауза, заполнявшаяся работой на статическую и динамическую растяжку
мышц. После выполнения этого комплекса футболисты эксперименталь-
ной группы переходили к выполнению заданий первого тренировочного
занятия. Футболисты контрольной группы выполняли традиционную раз-
минку.
Анализируя результаты исследования, прежде всего следует отме-
тить исходную однородность обеих групп по уровню всех исследуемых
качеств. Среднегрупповые результаты тестирования в начале тренировоч-
ных сборов были примерно одинаковы у футболистов обеих групп, а
имеющиеся различия статистически недостоверны (табл. 2).
Таблица 2
Результаты тестирования физических качеств футболистов
экспериментальной и контрольной групп в начале и в конце летних
тренировочных сборов
Среднегрупповое значение
Прирост, %
Тесты Начало Конец
Экспериментальная группа
1. Бег на 10 м с/м, с 2,53±0,13 2,31±0,08 9
2. Бег на 30 м с/м, с 4,83±0,15 4,57±0,13 5
4. Прыжки в длину с/м, м 1,65±0,13 2,08±0,10 26
5. Бег на 400 м, с 82,40±3,14 74,21±2,81 10
6.Тест Купера, м 2000±300 2360±260 18
Контрольная группа
1. Бег на 10 м с/м, с 2,51±0,12 2,43±0,09 3
2. Бег на 30 м с/м, с 4,80±0,14 4,61±0,12 4
4. Прыжки в длину с/м, м 1,70±0,14 1,85±0,11 9
5. Бег на 400 м, с 83,00±3,16 78,02±2,78 6
6.Тест Купера, м 1950±320 2150±160 10
Сравнение результатов тестирования в начале и в конце трениро-
вочного сбора показало, что в течение двухнедельного тренировочного
сбора сдвиги в лучшую сторону произошли в показателях всех тестов в
обеих группах (экспериментальной и контрольной). Наибольший прирост
результатов видим в прыжках в длину с места (в экспериментальной
140
5
Спорт [Sport]
группе – 26 %, в контрольной – 9 %), характеризующих развитие «взрыв-
ной» силы мышц ног, и в тесте Купера (экспериментальная группа – 18 %,
контрольная – 10 %), характеризующем уровень общей выносливости. В
блоке скоростных тестов в экспериментальной группе прирост результатов
в тесте «бег на 10 м с места» составил 9 % (в 3 раза больше, чем в кон-
трольной группе). При этом прирост результатов в беге на 30 м с места в
экспериментальной группе выше всего на 1 % в сравнении с результатами
футболистов контрольной группы. Почти вдвое ниже прирост результатов
футболистов контрольной группы в тестах на выносливость. Особенно
значительна разница в результатах теста «прыжок в длину с места» – 26 %
у футболистов экспериментальной группы против 9 % у футболистов кон-
трольной (различия значений статистически достоверны). Учитывая оди-
наковый исходный уровень развития физических качеств у футболистов
обеих групп и полную идентичность основной тренировочной программы
сборов, подобную разницу в сдвигах можно объяснить главным образом
положительным воздействием программы функционально-силовой раз-
минки, выполнявшейся футболистами экспериментальной группы.
Как видно, разница между значениями исходного и итогового тес-
тирования в экспериментальной группе является статистически достовер-
ной по всем тестам. Следовательно, можно утверждать, что предложенная
программа функционально-силовой разминки способствует эффективному
приросту основных двигательных качеств юных футболистов.
Кроме того, анализ результатов тестирования физических качеств
юных футболистов экспериментальной и контрольной групп позволяет
говорить не только о том, что задачи повышения уровня развития основ-
ных физических качеств были в ходе данного сбора успешно решены, но и
об экспериментальном подтверждении эффективности программы функ-
ционально-силовой подготовки, которую можно рекомендовать для
использования в своей работе тренерам, работающим с юными футболи-
стами возрастной группы 13–14 лет.
Выводы.
1. В возрасте 13–14 лет закладывается фундамент функциональной
и скоростно-силовой подготовленности юных футболистов. Условия лет-
него периода предоставляют редкую для современного детского тренера
возможность спланировать цикл интенсивных нагрузок, решающих одно-
временно задачи как технико-тактической, так и физической подготовки
юных футболистов.
2. Планируя тренировочный процесс в летнем тренировочном
сборе, необходимо добиваться, чтобы перерывы между занятиями обеспе-
чивали на последующих тренировках рост физической, технической и так-
тической подготовленности, создание предпосылок, способствующих ста-
новлению спортивной формы. Планирование тренировочных нагрузок
141
6
Известия ТулГУ. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 4
[Bulletin of TulSU. Physical culture. Sport. 2021. Issue 4]
следует осуществлять с учетом, в первую очередь, трех основных показа-
телей – специализированности, направленности и величины.
3. Применение в ходе летнего тренировочного сбора юных футбо-
листов 13–14 лет комплекса функционально-силовой подготовки с исполь-
зованием силовых тренажеров способствует интенсивному приросту пока-
зателей «взрывной силы», быстроты, а также основным видам выносливо-
сти. Применяя такой комплекс в тренировочном процессе, следует точно
дозировать основные параметры нагрузки: внешнее отягощение (не более
10 кг), количество повторений в одном упражнении и продолжительность
пауз отдыха, а также количество серий упражнений.
Список литературы
1. Селуянов В.Н., Сарсания К.С., Заборова В.А. Футбол: проблемы
физической и технической подготовки. Долгопрудный: Издат. дом «ИН-
ТЕЛЛЕКТиК», 2012. 160 с.
2. Годик М.А. Физическая подготовка футболистов. М.: Терра-
Спорт, Олимпия-Пресс, 2006. 272 с.
3. Монаков Г.В. Подготовка футболистов. Теория и практика:
2-е изд. М.: Советсткий спорт, 2007. 285 с.
4. Голомазов С., Шинкаренко И. Футбол: тренировка специальной
работоспособности или новое в физической подготовке футболистов. М.:
Спорт, 1994. 87 с.
5. Кузнецов А.А. Футбол. Настольная книга детского тренера. М.:
Профиздат, 2011. 404 с.
6. Губа В.П., Лексаков А.В. Теория и методика футбола: учебник.
М.: Спорт, 2018. 624 с.
7. Годик М.А., Сучилин А.А., Шамардин А.И. Футбол. Программа и
методические рекомендации для учебно-тренировочной работы в спортив-
ных школах. М.: ТВТ «Дивизион», 2006. 111 с.
8. Золотарев А.П., Лексаков А.В., Российский С.А. Футбол: методо-
логические основы многолетней подготовки спортивного резерва: науч.-
метод. пособие. М.: Физическая культура, 1997. 160 с.
9. Лапшин О.Б. Теория и методика подготовки юных футболистов:
метод. пособие. М.: Человек, 2010. 174 с.
10. Егоров В.Н., Миронов Д.Л., Лапшинов Н.И. Развитие скоростно-
силовых качеств у юных футболистов на этапе спортивной специализации
// Современные проблемы физической культуры и спорта: сб. материалов
ХXIV Всерос. науч.-практ. конф. / под ред. Е.А. Ветошкиной. Хабаровск:
Изд-во ДГАФК, 2020. С. 62–66.
142
7
Спорт [Sport]
References
1. Seluyanov V.N., Sarsaniya K.S., Zaborova V.A. Futbol: problemy fizicheskoj i
tekhnicheskoj podgotovki [Football: problems of physical and technical training]. Dolgo-
prudny: Publisher. house "INTELLEKTIK", 2012. 160 p.
2. Godik M. A. Fizicheskaya podgotovka futbolistov [Physical training of football
players]. M.: Terra-Sport, Olympia-Press, 2006. 272 p.
3. Monakov G.V. Podgotovka futbolistov. Teoriya i praktika [Training of football
players. Theory and Practice]: 2nd ed. M.: Soviet sport, 2007. 285 p.
4. Golomazov S., Shinkarenko I. Futbol: trenirovka special'noj rabotosposobnosti ili
novoe v fizicheskoj podgotovke futbolistov [Football: training of special working capacity or
new in the physical training of football players]. M.: Sport, 1994. 87 p.
5. Kuznecov A.A. Futbol. Nastol'naya kniga detskogo trenera [Handbook of a child-
ren's trainer]. M.: Profizdat, 2011. 404 p.
6. Guba V.P., Leksakov A.V. Teoriya i metodika futbola [Theory and methodology
of football]: textbook. M.: Sport, 2018. 624 p.
7. Godik M.A., Suchilin A.A., Shamardin A.I. Futbol. Programma i metodicheskie
rekomendacii dlya uchebno-trenirovochnoj raboty v sportivnyh shkolah [Football. Program
and guidelines for educational and training work in sports schools]. M.: TVT "Division",
2006. 111 p.
8. Zolotarev A.P., Leksakov A.V., Rossijskij S.A. Futbol: metodologicheskie osnovy
mnogoletnej podgotovki sportivnogo rezerva [Football: methodological foundations of long-
term training of the sports reserve]: scientific method. allowance. M.: Physical culture, 1997.
160 p.
9. Lapshin O.B. Teoriya i metodika podgotovki yunyh futbolistov [Theory and me-
thodology of training young football players]: method. allowance. M.: Chelovek, 2010. 174 p.
10. Egorov V.N., Mironov D.L., Lapshinov N.I. Razvitie skorostno-silovyh kachestv
u yunyh futbolistov na etape sportivnoj specializacii [The development of speed-strength
qualities in young football players at the stage of sports specialization] // Modern problems of
physical culture and sports: collection of articles. materials XXIV Vseros. scientific-practical
conf. / ed. E.A. Vetoshkina. Khabarovsk: DGAFK Publishing House, 2020. P. 62–66.
143