Развитие системы связи территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах
ГРИЩЕНКО ЛЕОНИД ЛЕОНИДОВИЧ,
профессор кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях центра командно-штабных учений, доктор юридических наук, профессор Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8 E-mail: [email protected]
ГОЛОВИН РОМАН ГЕННАДЬЕВИЧ,
начальник тыла
Межмуниципальное управление МВД России «Балашихинское» Российская Федерация, 143900, Московская область, г.о. Балашиха, ул. Евстафьева, д. 21
Development of the Communication System of the Territorial Bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in Emergency Circumstances
GRISHCHENKO LEONID LEONIDOVICH,
Professor of the Department of Management of Internal Affairs Bodies in Special Conditions of the Center for Command and Staff Exercises, Doctor of Law, Professor Management Academy of the Ministry of the Interior of Russia
Russian Federation, 125171, Moscow, Zoi i Alexandra Kosmodemyanskikh St., 8 E-mail: [email protected]
GOLOVIN ROMAN GENNADIEVICH,
Head of the Rear The Inter-Municipal Department of the Ministry of Internal Affairs of Russia «Balashikha» Russian Federation, 143900, Moscow region, Balashikha, Evstafiev St., 21
УДК 351.74
Аннотация. В статье авторы рассматривают вопрос развития системы связи территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах. Авторы делают вывод о поступательном развитии средств и систем связи от сигнальных костров до спутникового Интернета. Особое место в статье отводится истории развития средств и систем связи в правоохранительных органах, которая осуществлялась параллельно
Annotation. In the article, the authors consider the development of the communication system of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia in emergency circumstances. Considering the history of the creation of communications, the conclusion is made about the progressive development of means and communication systems from signal fires to satellite Internet. A special place in the article is given to the history of the
с общим развитием. Акцент делается на современных тенденциях совершенствования технической оснащенности средствами связи территориальных органов МВД России отечественными продуктами, развития организационных и правовых основ системы связи, используемой при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах.
development of means and communication systems in law enforcement agencies, which was carried out in parallel with the general development. The emphasis is placed on the current trends in improving the technical equipment of the communication facilities of the territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia with domestic products, the development of organizational and legal foundations of the communication system used in performing tasks under emergency circumstances.
Ключевые слова и словосочетания: связь; территориальные органы МВД России; чрезвычайные обстоятельства; ситуационное управление; право.
Keywords and phrases: communication; territorial bodies of the Ministry of Internal Affairs of Russia; emergency circumstances; situational management; law.
Современный мир непрестанно меняется. И если до начала нового тысячелетия прогресс шел в основном за счет природы, то с наступлением XXI в. имеет место устойчивая тенденция на ускоренное технологическое мировое развитие. Современное общество все более становится техническим, и самое главное — техника ускоренно дематериализуется.
Вместе с этим наблюдается устойчивая тенденция роста угроз и опасностей, которые нередко приводят к возникновению чрезвычайных обстоятельств. Это вызывает необходимость постоянного совершенствования системы обеспечения безопасности человека, общества и самого государства.
В этой связи можно утверждать, что в настоящее время мы наблюдаем процесс возникновения на планете новой среды обитания — технического мира, который подвергается постоянным угрозам и опасностям. При этом, как показывает практика, минимизировать современные угрозы и опасности невозможно без применения специальных структур, к которым относятся и территориальные органы МВД России. Деятельность данных органов осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством, на основе опыта и возможностей каждой структурной единицы системы. Одной из главных составляющих в системе деятельности территориальных органов МВД России является постоянная, качественная и надежная связь. Именно связь обеспечивает устойчивое управление территориальными органами МВД России при выполнении ими оперативно-служебных задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Как известно, с незапамятных времен человек искал возможности усовершенствовать обмен информацией. И если на незначительные расстояния информация передавалась речью
либо с применением подручных материалов (сигнальные костры), то при значительном удалении заинтересованных в информации объектов каких-то оптимальных средств не существовало.
Впервые идея о передачи информации с использованием электрических зарядов была высказана профессором И. Винклером в 1744 г., а уже в 1753 г. Ч. Морисон описал возможности системы электросвязи. Он предлагал подвесить между двумя пунктами неизолированные проволочки по количеству букв в алфавите, которые при касании в пункте передачи будут указывать на ту или иную позицию [1]. Усовершенствовал первые опыты связи П. Л. Шиллинг. Он предложил использовать воздушную сеть, для чего подвесил неизолированный голый провод на столбах вдоль Петергофской дороги. Это был первый в мире проект воздушной линии связи [2].
Изобретением телефона человечество обязано А. Г. Беллу. Именно он в 1873 г. сконструировал и ввел в обращение «трубку Белла». Для передачи голосового сообщения по проводам ее следовало прикладывать попеременно то ко рту, то к уху либо пользоваться двумя трубками одновременно. А уже с 1888 г. началась активная фаза развития физики радиоволн, что дало начало появлению радиостанций. Последующее развитие средств связи шло одновременно с успехами научно-технического прогресса. В 1946 г. была испытана первая радиотелефонная сеть, а уже к концу 60-х гг. реализуется идея сотового принципа организации сетей мобильной связи. Первый сотовый телефон получил название Dina-TAC [10].
Появление и стремительное развитие Интернета в 90-х гг. привело к новому уровню пользования сотовой связью: был изобретен WAP-протокол беспроводного доступа. Позже на свет появилась технология GPRS (система пакетной
радиопередачи данных), которая использует технологии разделения каналов для передачи голосовых и информационных данных [5].
Такой краткий экскурс в историю развития связи сделан для того, чтобы понимать современное состояние движения технологий и их стремительное влияние на сегодняшнею систему коммуникаций. Система управления, включающая в себя органы, пункты и средства управления, в настоящее время пришла к рубежу, который позволяет с использованием современных потенциалов связи перейти к новому качеству. То есть объективный философский закон перехода количественных изменений в качественные в настоящее время показывает возможный новый уровень управления, в том числе и в территориальных органах МВД России при чрезвычайных обстоятельствах.
Следует признать, что в структуре МВД России развитие системы связи имело некоторые особенности. Особенности не в наличии и использовании средств связи, а в структурном ее применении. Анализируя историю Министерства внутренних дел Российской Федерации от ее образования в 1802 г. до наших дней, видим, что первые упоминания о создании структур связи можно найти в работе А. И. Миронова «Научно-техническая и криминально-техническая служба МВД России». Автор отмечает, что в Министерстве охраны общественного порядка РСФСР только в 1964 г. издается приказ об организации оперативно-технических аппаратов, которые были объединены с научно-техническими подразделениями в единые оперативно-технические отделы (ОТО). До этого времени службы связи в структуре МВД России как бы не существовало. Тем не менее техническая оснащенность органов внутренних дел необходимыми средствами связи осуществлялась по единому плану и велась в соответствии с техническим развитием, происходящим в стране [6].
Так, еще до 1917 г. полиция активно использовала в своей работе телефонную связь. Развитие проводных, а затем и средств радиосвязи в правоохранительных органах осуществлялось до Великой Отечественной войны и после ее окончания. В это время осуществлялось строительство автоматических телефонных станций (АТС), изначально в аппарате МВД СССР, а в последующем в органах внутренних дел столиц союзных республик, краевых и областных центрах [7].
Следует отметить, что практически до 1957 г. собственная радиосвязь в ОВД (милиции) практически отсутствовала. Развитие системы радиообмена в органах МВД стало возможным
по решению правительства, по которому в конце 50-х гг. на базе уже имеющихся войсковых радиостанций Р-105 (Р-109) начали разрабатываться и внедряться в правоохранительную практику ультракоротковолновые (УКВ) радиостанции первого поколения. В 1957—1958 гг. в милицию поступают абонентские радиостанции (АРС), с помощью которых обеспечивалась связь подвижных объектов с центральной радиостанцией. В дальнейшем электротехническая и приборостроительная промышленность начала выпуск для милиции ультракоротковолновых радиостанций типа «Марс» (стационарные, мобильные) и «Уран» (переносные). В это же время в органах внутренних дел началась работа по организации методических центров, где сотрудники подразделений изучали и осваивали радиостанции.
Во второй половине 60-х гг. на вооружении милиции стали поступать переносные радиостанции 27Р1 с кварцевой стабилизацией частоты, которые позволяли устанавливать связь с однотипными радиостанциями на расстоянии до 2 км. Все это позволило сократилось время прохождения информации и существенно повлияло на раскрываемость преступлений по горячим следам. Активное применение переносных радиостанций имело место при выполнении задач в случае возникновения чрезвычайных обстоятельств.
Бурное развитие средств связи в 60-е гг. повлияло на образование целостной системы связи в органах внутренних дел. Правовым основанием для ее создания послужил приказ МВД РСФСР от 10 апреля 1962 г. «О создании отделов, отделений, групп опертехники и связи (ООТиС) в МВД автономных республик, УВД (край-, облисполкомов)». При этом штатная численность подразделений связи была не более 10-12 человек. В состав этих структур, как правило, входили вольнонаемные техники связи для обслуживания АТС и электромеханики по обслуживанию радиосредств.
Существенное ускорение развития средств связи в органах внутренних дел отмечено в 70—80 гг. ХХ столетия. Именно в это время начинается процесс максимального использования в органах внутренних дел технических возможностей аппаратуры связи: качество звучания, дальность связи, продолжительность срока эксплуатации. На вооружение милиции стала поступать продукция завода «Красный Октябрь»: трехканальная симплексная беспоисковая и бесподстроечная радиостанция «Пальма» (56Р1-56Р4, 57Р1-57Р4). Кроме того, в это время милиция оснащается портативными радиостанциями «Тюльпан», «Чайка», «Днепр»,
«Ангара», «Виола». Именно переоснащение милиции новыми средствами связи позволило органам внутренних дел успешно решить стоящие перед структурой правопорядка задачи в процессе проведения 0лимпиады-80, а в последующем сыграла значительную роль при ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС [9].
На рубеже веков связь в системе МВД России стала занимать одно из ведущих мест при обеспечении постоянного и надежного управления органами внутренних дел. Схема ее организации была обусловлена структурой органов внутренних дел, характером выполняемых ими задач и необходимостью взаимодействия при проведении оперативно-розыскных и других мероприятий.
Новый этап в развитии системы связи в органах внутренних дел России относится ко времени активного внедрения в практику мобильных средств и перехода к новым технологиям. Наряду с продолжающейся модернизацией средств радиосвязи (принятие органами внутренних дел России в практику применения радиостанций «Транспорт-Н», «Сигнал» и т. д.) в управление все больше начинают проникать технологии спутниковой мобильной связи [3].
К настоящему времени Управления связи и автоматизации МВД России во всех регионах имеют в использовании большое количество разнообразной техники как отечественного, так и импортного производства. В частности, в территориальных органах внутренних дел развернуты более 1,5 тыс. АТС различных типов, около 8 тыс. станций (пультов) оперативной связи, более 5 тыс. абонентских телеграфных установок, более 3 тыс. факсимильных аппаратов [4].
При этом следует признать, что современная система связи, во-первых, имеет техническое запаздывание насыщения территориальных органов МВД России современными средствами связи. Во-вторых, не в полной мере обеспечивает скрытое управление при передаче данных по средствам связи. В-третьих, имеют место трудности при обеспечении коммуникации между различными, иерархически не подчиненными структурами.
Дополнительным фактором, требующим развития организационных основ системы связи в территориальных органах МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, стали международные события, которые связаны с проведением специальной военной операции. Экономические санкции, технические ограничения, введенные США и Западом в отношении России, оказывают определенное влияние на развитие средств связи не только
в целом в стране, но и в территориальных органах МВД России.
Следует отметить, что современные тенденции в деятельности органов правопорядка делают все больший акцент на защиту личности, общества и государства от различного рода опасностей и угроз. При этом определенный и закрепленный в Конституции Российской Федерации порядок иерархии приоритетов от человека к государству, как показывает анализ, являясь незыблемым при возникновении отдельных чрезвычайных обстоятельств, требует сегодня корректировки распределения основных усилий территориальных органов МВД России. В частности, при угрозе национальной безопасности государству, ее территориальной целостности и в других случаях, нетерпящих отлагательств, одним из приоритетных направлений в деятельности территориальных органов МВД России становится защита конституционного строя России от преступных посягательств, исходящих как извне, так и вследствие действий внутренней оппозиции. Исходя из данного приоритета, должна организовываться и строиться современная и перспективная система связи территориальных органов МВД России.
Во-первых, система связи, обеспечивая централизацию управления государственными органами при определенных вызовах и угрозах, должна быть подчинена и согласована для решения главной задачи национальной безопасности. В этой связи создаваемая на государственном уровне система управления должна в полном объеме включить в себя связь территориальных органов МВД России. Это возможно, когда еще в повседневных условиях средства связи и автоматизации территориальных органов МВД России будут адаптированы для выполнения задач. Следует отметить, что в настоящее время мы не можем утверждать о проведенной в полном объеме в данном направлении организационной и технической работе.
Во-вторых, значительные трудности имеют место в процессе адаптации средств связи различных структур, их оптимизации к единым протоколам использования. Достаточно проанализировать современные мобильные системы связи, например в территориальных органах МВД России и подразделениях Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. Проведенное исследование дает основание усомниться в полной и качественной идентичности проводных, радиорелейных, мобильных средств связи в данных силовых структурах. Именно подразделе-
ния Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации являются для территориальных органов МВД России наиболее близкими при выполнении совместных задач при чрезвычайных обстоятельствах. В этой связи сегодня одной из приоритетных задач становится адаптация систем связи в процессе взаимодействия и активизация работы по согласованию управления различных силовых структур.
В-третьих, территориальные органы МВД России испытывают трудности в процессе развития одного из перспективных направлений в управлении с использованием современных средств связи, а именно ситуационного управления. Созданный на основании приказа МВД России от 16 ноября 2018 г. № 775 «Об утверждении Положения о Ситуационном центре Министерства внутренних дел Российской Федерации и Регламента работы Ситуационного центра Министерства внутренних дел Российской Федерации» ситуационный центр в центральном аппарате МВД России остается до настоящего времени единственным в полной мере функционирующим. Развернутая работа по реализации Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. № 648 «О формировании системы распределительных ситуационных центров, работающих по единому регламенту
взаимодействия» в связи с событиями 2019 г. — пандемией СОУГО-19 и с началом специальной военной операции в 2022 г. существенно замедлилась в территориальных органах МВД России. В настоящее время органы управления МВД России испытывают потребность в реанимации работ по развитию ситуационных центров на местах и объединению их средствами связи в единую информационно-управляющую структуру.
События 2022 г. выявили еще одну проблему, которая заключается не только в санкци-онных запретах на поставку в Россию различных технических средств, к которым относятся и средства связи, но и трудности в отечественном производстве высокотехнологических средств обеспечения связи. Ситуация в еще большей степени стала непростой после подписания договоров 30 сентября 2022 г. о принятии в состав Российской Федерации Донецкой и Луганской республик, Херсонской и Запорожской областей [8]. Все это вызывает необходимость, во-первых, централизованным порядком обеспечить все силовые структуры отечественными средствами связи, а во-вторых, незамедлительно создать единую организационную и правовую основу по их использованию при выполнении задач при чрезвычайных обстоятельствах.
Список литературы:
1. История коммуникаций: от древности до наших дней. URL: http://www.travel-in-time.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).
2. История развития средств связи. URL: http://www.studwood.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).
3. Камышников А. П., Махинин В. И. Основы управления в правоохранительных органах: учебник. 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. Б. С. Тетерин. Москва, 2008.
4. Киреев М. П. Управление органами внутренних дел в особых условиях: курс лекций / М. П. Киреев, Г. И. Демин, М. А. Громов, А. К. Микеев. Москва, 2004. Ч. 1.
5. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л., Егоров К. А. О перспективных направлениях совершенствования ситуационного управления в ор-
ганах внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. 2021. № 2 (58).
6. Княжев В. Б., Майдыков А. Ф. Ситуационное управление в деятельности органов внутренних дел: курс лекций. Москва, 2020.
7. Организация управления органами внутренних дел: учебник / под ред. А. М. Кононова, И. Ю. Захватова. Москва, 2012.
8. Путин объявил о начале военной операции по защите Донбасса. URL: https://lenta.ru/ news/ 2022/02/24/operation (дата обращения: 01.10.2022).
9. Радиостанции в отделах внутренних дел МВД СССР // Наука и техника. 1989. № 7.
10. Эволюция телефона: от изобретения до наших дней. URL: http://www.tass.ru/ (дата обращения: 01.10.2022).