Научная статья
УДК 342.4
ао1: 10.35750/2071-8284-2022-4-182-186
Леонид Леонидович Грищенко
доктор юридических наук, профессор https://orcid.org/0000-0002-1389-1928, [email protected]
Андрей Петрович Андруник
доктор педагогических наук, доцент https://orcid.org/0000-0001-9073-518X, [email protected]
наталья Владимировна Сердюк
доктор педагогических наук, профессор https://orcid.org/0000-0001-5538-3406, [email protected]
Академия управления МВД России Российская Федерация, 125171, Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, д. 8
Методология обучения принятию решения в особых условиях
Аннотация: Для того чтобы грамотно принять решение в сложной оперативной обстановке, обучающимся необходимо владеть методологическими основами разработки и принятия решений.
В статье рассмотрены вопросы, раскрывающие методику обучения слушателей Академии управления МВД России принятию управленческих решений в особых условиях.
Управленческие решения в указанных обстоятельствах должны быть обоснованными, своевременными и компетентными. С научной точки зрения теория принятия решений содержит в себе систему основных идей и закономерностей с определением технологии и методов принятия решений.
Основным положением по организации оперативно-служебной деятельности является алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России, разработанный кафедрами Академии и принятый в качестве базового в процессе подготовки слушателей. Структурно алгоритм представляет последовательность действий руководителя территориального органа МВД России от получения информации до принятия решения и его реализации.
Авторы обращают внимание на последовательность отработки теоретических вопросов, привитие умений и навыков в процессе проведения групповых упражнений, штабных тренировок и командно-штабных учений (КШУ). Такая последовательность занятий является важной и в то же время достаточно эффективной при формировании у обучающихся профессиональных навыков по выполнению ими обязанностей в процессе оперативно-служебной деятельности в особых условиях.
Ключевые слова: групповое упражнение, командно-штабное учение, знания, умения, навыки
Для цитирования: Грищенко Л. Л., Андруник А. П., Сердюк Н. В. Методология обучения принятию решения в особых условиях // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2022. - № 4 (96). - С. 182-186; ёо1: 10.35750/2071-8284-2022-4-182-186.
Leonid L. Grishchenko
Dr. Sci. (Jurid.), Professor https://orcid.org/0000-0002-1389-1928, [email protected]
Andrey P. Andrunik
Dr. Sci. (Ped.), Docent https://orcid.org/0000-0001-9073-518X, [email protected]
Natalya V. Serdyuk
Dr. Sci. (Ped.), Professor https://orcid.org/0000-0001-5538-3406, [email protected]
Academy of Management of the MIA of Russia 8, Zoyi i Alexandra Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russian Federation
© Грищенко Л. Л., Андруник А. П., Сердюк Н. В., 2022
182
Teaching methodology that influence decision making
under special conditions
Abstract: In order to make decisions in a difficult operational environment, students need to master the methodological foundations of developing and making decisions.
The article deals with issues revealing teaching techniques to make managerial decisions under special conditions by trainees of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
Management decisions under these circumstances must be reasonable, timely and competent. The decision-making theory contains a system of basic ideas and patterns with the definition of technology and decision-making methods.
The main provision of the organization of operational and official activities is the algorithm for work of the head of the territorial body of the Ministry of Internal Affairs of Russia developed by the departments of the Academy and adopted as the base of the training process. The algorithm represents an action sequencing performed by the head of the territorial body from obtaining information to decision making and implementing it.
The authors draw attention to the sequence of theoretical issue practice, skills and abilities being transferred during group exercises, staff training and command-and-staff training exercises. Such a training sequence is important and effective to develop students' professional skills to perform duties in the process of operational activities under special conditions.
Keywords: group exercise, command-and-staff training, knowledge, skills
For citation: Grishchenko L. L., Andrunik A. P., Serdyuk N. V. Teaching methodology that influence decision making under special conditions // Vestnik of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. - 2022. - № 4 (96). - P. 182-186; doi: 10.35750/2071-8284-2022-4-182-186.
Академия управления МВД России (далее - Академия) является образовательной организацией высшего образования в системе МВД Российской Федерации. Одно из направлений подготовки слушателей в Академии - реализация программы магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление» (шифр 38.04.04). В статье (без рассмотрения всего объёма занятий по учебной дисциплине) даётся авторское видение методики получения слушателями знаний, умений и навыков при принятии управленческих решений по организации оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России в особых условиях.
Основным положением по организации оперативно-служебной деятельности является алгоритм работы руководителя территориального органа МВД России, разработанный кафедрами Академии и принятый в качестве базового в процессе подготовки слушателей. Структурно алгоритм представляет последовательность действий руководителя территориального органа МВД России от получения информации до принятия решения и его реализации, а содержательно включает организационные мероприятия на каждом этапе управленческого цикла. Алгоритм разработан на основе научного анализа и практики организации деятельности органов управления различного предназначения и уровней, прошёл апробацию в практических органах МВД России в процессе выполнения задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств.
Одним из основных и непременных условий успешного освоения обучающимися алгоритма управления в особых условиях является применение в обучении методологии непрерыв-
ного изучения от теории к практике, включающей: лекционное и семинарское изучение теории организации деятельности территориальных органов МВД России в особых условиях; закрепление знаний в процессе самостоятельной подготовки и приобретение умений при проведении групповых упражнений; выработка навыков на штабных тренировках и командно-штабных учениях (далее - КШУ) [10, с. 155-158].
Но если методика лекционных, семинарских занятий, самостоятельная работа с материалом по изучаемой тематике мало отличаются от классических форм и методов, то применяемые теоретико-практические занятия имеют свою специфику.
Одним из основных методов закрепления знаний и приобретения умений для слушателей является групповое упражнение. Его цель - привитие обучающимся умения действовать в роли определённого должностного лица и усвоение теоретических положений на фоне учебной обстановки, а также для формирования у будущих управленцев профессиональных и морально-психологических качеств руководителя при организации выполнения задач в особых условиях. В учебной практике групповое упражнение применяется после того, как обучающиеся приобрели прочные теоретические знания по конкретной теме или виду оперативно-служебной деятельности территориального органа МВД России в особых условиях.
В процессе подготовки к групповому упражнению обучающиеся, объединённые в учебную группу, самостоятельно изучают рекомендованную литературу, затем созданную по замыслу руководителя обстановку и готовятся к действиям в роли одного из должностных лиц органа управления территориального органа МВД России.
Хотя данные занятия проводятся с группой, особое внимание при их подготовке и проведении обращается на индивидуальное обучение каждого слушателя в назначенной должности.
Сущность проведения группового упражнения заключается в том, что все обучающиеся в одной должности (распределённой роли) последовательно решают поставленные учебные вопросы. Обязанности других должностных лиц, связанных с изучением отдельных вопросов, выполняет сам руководитель занятия. По решению преподавателя обязанности других должностных лиц могут быть возложены на помощника руководителя из числа обучающихся, назначенных из состава группы на соответствующие должности. В этом случае групповое упражнение включает в себя элементы командно-штабного учения.
Создаваемая для проведения групповых упражнений обстановка максимально приближена к реальным условиям оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России в особых условиях. Занятия могут проводиться в аудитории, на учебном полигоне с использованием мультимедийных средств, на учебном объекте или в ситуационном центре Академии управления МВД России [5, с. 238-241].
Несомненным достоинством групповых упражнений является то, что они достаточно просты по организации, не требуют существенных затрат ресурсов, общедоступны и применимы практически в любых условиях, дают обучающимся возможность применять приобретённые теоретические знания для решения конкретных практических вопросов, вырабатывают и совершенствуют умения в отдельных учебных вопросах, что весьма важно при переходе к более сложным видам занятий (штабным тренировкам, командно-штабным учениям и т. д.).
Групповые упражнения развивают у обучающихся инициативу и активность, а также позволяют руководителю контролировать правильное применение ими теоретических знаний при решении практических задач по оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России в особых условиях.
Продолжительность групповых упражнений, как правило, определяется темой, объёмом учебного материала, необходимого для её раскрытия, и в зависимости от состава обучающихся они могут длиться 2-4 учебных часа.
Проводить групповые упражнения целесообразно по тем темам, по которым необходимо привить обучающимся практические умения и навыки руководства силами и средствами территориальных органов МВД России. Так, например, при подготовке слушателей по дисциплинам кафедры управления органами внутренних дел в особых условиях ЦКШУ целесообразно использовать данную форму занятий при оценке обстановки, принятии управленческих решений на применение сил и средств территориальных органов МВД России при чрезвычайных обстоятельствах, организации взаимодействия, ресурсного обеспечения, организации управления.
Достаточно эффективными являются групповые упражнения при изучении слушателями вопросов управления территориальными органами МВД России при введении режимов чрезвычайного или военного положения, при организации действий подчинённых сил и средств по борьбе с диверсионно-террористическими силами, при угрозе и с началом войны.
Отработка практических задач осуществляется последовательно при назначении слушателей на соответствующие должности (например: заместитель начальника управления - начальник полиции; заместитель начальника управления - начальник следственного управ -ления; заместитель начальника полиции по охране общественного порядка; начальник службы тыла и т. д.).
По завершении раздельной отработки практических вопросов организации оперативно-служебной деятельности по учебной обстановке следует переходить к иным формам практических занятий - штабным тренировкам, командно-штабным учениям [7, с. 166].
Штабные тренировки могут проводиться по специальным темам, когда возникает необходимость в обучении слушателей принятию управленческих решений либо с привлечением части управленческого аппарата территориального органа МВД России (например, организация ресурсного обеспечения сил и средств территориального органа МВД России при проведении специальной операции), либо на применение отдельного (нескольких отдельных) элемента группировки территориального органа МВД России, создаваемого для выполнения задач в особых условиях (например, управления группой блокирования в специальной операции по поиску и задержанию вооружённых преступников).
При подготовке и в процессе штабной тренировки обучающиеся распределяются по заранее определённым ролям (должностям) органа управления. При этом либо один из слушателей, либо сам преподаватель выступает в роли руководителя территориального органа МВД России (руководителя оперативного штаба).
Для активизации творческого подхода к подготовке данных для принятия управленческого решения в составе учебного коллектива на идентичные роли могут назначаться 2-3 слушателя, а при необходимости они объединяются в микрогруппы управления оперативного штаба (например: группа руководства; группа общего планирования и подготовки управленческих документов; группа информации и контроля; группа направлений; группа взаимодействующих органов).
Готовя данные для принятия управленческого решения, группа обсуждает содержание предполагаемого варианта, формулирует свои предложения, которые докладываются в качестве варианта руководителю территориального органа МВД России при проведении служебного совещания.
Ключевой формой практических занятий в Академии являются командно-штабные учения. Именно на КШУ обеспечивается дифференцированный подход к обучению слушателей
выполнению управленческих задач по различному должностному предназначению.
Для проведения КШУ, как правило, используется уже готовая и апробированная на групповых упражнениях и штабных тренировках общая обстановка. Содержание частной обстановки готовится к каждому КШУ индивидуально, исходя из тем учебного плана и практики применения территориальных органов МВД России в период, не превышающий года.
Основными целями КШУ могут являться:
- совершенствование навыков обучающихся в выполнении функциональных обязанностей должностных лиц органов управления при организации выполнения задач в особых условиях;
- отработка вопросов слаженности действий в работе органов управления МВД России при решении задач в особых условиях;
- проверка знаний и умений слушателей по организации деятельности сил и средств территориальных органов МВД России при осложнении обстановки на подведомственной территории.
На КШУ в учебной группе создаётся пункт управления территориального органа МВД России (оперативный штаб). Один обучающийся назначается на должность его руководителя, а другие действуют в роли офицеров управления. При отработке нового учебного вопроса на указанные должности могут назначаться другие слушатели. Основное внимание на занятии уделяется обучению слушателей в роли руководителя территориального органа МВД России и его заместителей. КШУ может проводиться с применением средств связи и автоматизации и без них, а также с использованием ситуационного центра Академии управления МВД России.
При этом применение средств связи и автоматизации даёт возможность качественно и оперативно отрабатывать вопросы: сбора и обобщения данных обстановки; оценки ситуации и прогнозирования возможного её развития; подготовки предложений для принятия решения; постановки задач с помощью средств связи и соблюдения требований скрытого управления.
Наиболее полно условия работы слушателей при проведении КШУ могут быть приближены к реальной оперативно-служебной деятельности при их проведении на учебном полигоне, с использованием мультимедийных средств, на учебном объекте или с использованием потенциала ситуационного центра Академии управления МВД России.
Перспективным, по нашему мнению, будет являться именно ситуационный центр Академии управления МВД России, который создается:
для проведения мониторинга качества и эффективности оперативно-служебной деятельности территориальных органов МВД России; выработки ведомственных показателей оценок оперативной обстановки; создания современной системы управления, основанной на развитии организационных механизмов своевременного и качественного принятия решений; сокращения избыточного оборота документов; развития современных методологических основ при принятии управленческих решений; создания аппарата информационно-аналитической поддержки управленческих решений; информационной поддержки и обеспечения деятельности группировки сил и средств, задействованной в системе обеспечения правопорядка в общественных местах; межведомственного и внутрисистемного взаимодействия при охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; определения мер опережающего (упреждающего) реагирования на развитие складывающейся ситуации; поддержки информационными ресурсами и техническими средствами обучающихся при проведении группового упражнения, а также при реализации научно-исследовательских и информационно-аналитических целей, поставленных на занятии; разработки и внедрения современных методов оперативного анализа и реализации мер, направленных на повышение объективности контроля знаний обучающихся1.
Вынося занятия на местность или учебный объект, преподаватель добивается большего эффекта, приближая обучающихся непосредственно к реальной обстановке. Такие занятия способствуют повышению выучки обучающихся. На местности отрабатываются также вопросы ориентирования, руководства силами и средствами в ходе специальных операций, при чрезвычайных обстоятельствах и в других случаях.
Практические занятия позволяют не только вырабатывать у обучающихся необходимые умения и навыки, повышать их теоретический кругозор, но и формировать у них высокие морально-психологические и профессиональные управленческие качества: дисциплинированность, исполнительность, инициативность, творчество, самостоятельность, находчивость, эмоционально-волевую устойчивость и т. д. Это обеспечивается целеустремлённой организацией занятий, умелым созданием обстановки и применением соответствующих методических приёмов при их проведении.
Княжев В. Б., Майдыков А. Ф., Холостов К. М. и др. Ситуационное управление в деятельности органов внутренних дел : курс лекций. - Москва, 2020. - С. 80.
Список литературы
1. Бавсун И. Г., Ильин С. А. Организация дополнительного профессионального образования резерва руководящего состава территориальных органов МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2018. - № 3 (74). - С. 48-52.
2. Войлошников О. Д. Использование возможностей учебно-практического полигона «Ситуационный центр» для проведения практических занятий по тактико-специальной подготовке и подготовке сотрудников МВД России к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Академическая мысль. - 2018. - № 4 (5). - С. 104-109.
3. Жарова В. В. К некоторым вопросам совершенствования организации подготовки органов оперативного управления в системе МВД России // Труды Академии управления МВД России. - 2017. -№ 2 (42). - С. 143-146.
4. Жуковская И. В. Самоактуализация личности руководителей территориальных органов МВД России на районном уровне в ходе развивающего консультирования // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2019. - № 3 (78). - С. 269-276.
5. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л., Горох Д. И. Правовое обеспечение деятельности ситуационных центров органов государственной власти // Право и государство: теория и практика. - 2022. - № 3 (207). -С. 238-241.
6. Княжев В. Б., Грищенко Л. Л. К вопросу о создании ситуационного центра Академии управления МВД России в целях дальнейшего совершенствования уровня подготовки (обучения) руководящего состава органов внутренних дел // Труды Академии управления МВД России. - 2017. - № 1 (41). - С. 54-58.
7. Купавцев Т. С. Концепция педагогической поддержки саморазвития личности сотрудника органа внутренних дел Российской Федерации в непрерывном образовании : монография. - Москва: Академия управления МВД России, 2022. - 168 с.
8. Меньших В. В., Середа Е. Н. Концептуальная модель и технология обучения коллективным действиям по принятию решений при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Труды Академии управления МВД России. - 2016. - № 2 (38). - С. 51-56.
9. Самороковский А. Ф. Описательная модель обучения сотрудников ОВД решению задач при возникновении чрезвычайных обстоятельств // Вестник Воронежского института МВД России. - 2016. -№ 4. - С. 148-155.
10. Сердюк Н. В. Педагогическая герменевтика в управленческом образовании руководителей органов внутренних дел: ценности и смыслы. - Психологические проблемы смысла жизни и акме: электронный сборник материалов XXV Международного симпозиума / отв. ред.: Г. А. Вайзер, Т. А. Попова, Н. В. Кисельникова. - Москва: ФГБНУ «Психологический институт РАО», 2021 -345 с.
References
1. Bavsun I. G., Il'in S. A. Organizatsiya dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya rezerva rukovodyashchego sostava territorial'nykh organov MVD Rossii // Psikhopedagogika v pravo okhranitel'nykh organakh. - 2018. - № 3 (74). - S. 48-52.
2. Voyloshnikov O. D. Ispol'zovaniye vozmozhnostey uchebno-prakticheskogo poligona «Situatsionnyy tsentr» dlya provedeniya prakticheskikh zanyatiy po taktiko-spetsial'noy podgotovke i podgotovke sotrudnikov MVD Rossii k deystviyam pri vozniknovenii chrezvychaynykh obstoyatel'stv // Akademicheskaya mysl'. - 2018. - № 4 (5). - S. 104-109.
3. Zharova V. V. K nekotorym voprosam sovershenstvovaniya organizatsii podgotovki organov operativnogo upravleniya v sisteme MVD Rossii // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2017. - № 2 (42). - S. 143-146.
4. Zhukovskaya I. V. Samoaktualizatsiya lichnosti rukovoditeley territorial'nykh organov MVD Rossii na rayonnom urovne v khode razvivayushchego konsul'tirovaniya // Psikhopedagogika v pravo okhranitel'nykh organakh. - 2019. - № 3 (78). - S. 269-276.
5. Knyazhev V. B., Grishchenko L. L., Gorokh D. I. Pravovoye obespecheniye deyatel'nosti situatsionnykh tsentrov organov gosudarstvennoy vlasti // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. - 2022. - № 3 (207). - S. 238-241.
6. Knyazhev V. B., Grishchenko L. L. K voprosu o sozdanii situatsionnogo tsentra Akademii upravleniya MVD Rossii v tselyakh dal'neyshego sovershenstvovaniya urovnya podgotovki (obucheniya) rukovodyashchego sostava organov vnutrennikh del // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2017. - № 1 (41). - S. 54-58.
7. Kupavtsev T. S. Kontseptsiya pedagogicheskoy podderzhki samorazvitiya lichnosti sotrudnika organa vnutrennikh del Rossiyskoy Federatsii v nepreryvnom obrazovanii : monografiya. - Moskva: Akademiya upravleniya MVD Rossii, 2022. - 168 s.
8. Men'shikh V. V., Sereda Ye. N. Kontseptual'naya model' i tekhnologiya obucheniya kollektivnym deystviyam po prinyatiyu resheniy pri vozniknovenii chrezvychaynykh obstoyatel'stv // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. - 2016. - № 2 (38). - S. 51-56.
9. Samorokovskiy A. F. Opisatel'naya model' obucheniya sotrudnikov OVD resheniyu zadach pri vozniknovenii chrezvychaynykh obstoyatel'stv // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. - 2016. - № 4. -S. 148-155.
10. Serdyuk N. V. Pedagogicheskaya germenevtika v upravlencheskom obrazovanii rukovoditeley organov vnutrennikh del: tsennosti i smysly. - Psikhologicheskiye problemy smysla zhizni i akme: elektronnyy sbornik materialov XXV Mezhdunarodnogo simpoziuma / otv. red.: G. A. Vayzer, T. A. Popova, N. V. Kisel'nikova. -Moskva: FGBNU «Psikhologicheskiy institut RAO», 2021 -345 s.
Статья поступила в редакцию 05.11.2022; одобрена после рецензирования 02.12.2022; принята к публикации 09.12.2022.
The article was submitted November 5, 2022; approved after reviewing December 2, 2022; accepted for publication December 9, 2022.
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
The authors declare no conflicts of interests.
Авторами внесён равный вклад в написание статьи.
The authors have made an equal contribution to the writing of the article.
186