DOI: 10.18137ZRNU.HET.23.06.R030
УДК 378
Борисенков В.П.,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Российская академия образования
Тореева Т.А., У Линь,
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Развитие системы подготовки педагогических кадров в Китае в эпоху цифровой трансформации образования
В рамках реализации проекта «Цифровая Россия» и ряда государственных программ в Российской Федерации реализуются планы по дальнейшей цифровизации разных сфер деятельности, направленные на создание более удобной и эффективной среды для человека и общества. Данный проект ориентирован на решение ряда актуальных вопросов, связанных с комплексной поддержкой развития информационных технологий (далее - ИТ), подготовки специалистов в данной сфере и препода-
вателей информатики, развитием отечественных цифровых сервисов, использованием цифровых финансовых активов и так далее [9].
В самом общем понимании циф-ровизация - это процесс внедрения и использования цифровых технологий в конкретной сфере жизни человека с целью улучшения различных ее аспектов, в том числе повышения эффективности профессиональной деятельности. Циф-ровизация ориентирована на более глубокое изучение и использование цифровых данных в интегри-
рованном комплексе информационных ресурсов и позволяет принимать решения по изменению образа жизни и трудовой деятельности. В образовательной сфере цифровизация направлена на использование цифровых технологий в целях оптимизации образовательного процесса, повышения доступности образования для разных категорий обучающихся и создания инновационных педагогических подходов [10].
Цифровая трансформация общества определяет новые вызовы для сферы образования, влияя на традиционные концепции преподавания, организацию и используемые методы обучения. Для урегулирования деятельности в системе образования в этих условиях в странах Европейского союза был принят нормативный акт «План действий в области цифрового образования на 2021-2027 годы». В России в это же время был опубликован паспорт стратегии «Цифровой трансформации образования», а в Китае был принят «План реализации стратегических действий по цифровизации образования». Таким образом, во многих странах мира формируется политика по цифровизации образования, что характеризует данное направление развития общества как одно из наиболее актуальных, постепенно превра-
© Борисенков В.П., Тореева Т.А., У Линь, 2023
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
БОРИСЕНКОВ ВЛАДИМИР ПАНТЕЛЕЙМОНОВИЧ Российская Федерация, Москва
доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, академик Российской академии образования. Сфера научных интересов: сравнительная педагогика, педагогика высшей школы, педагогическое образование, поликультурное образование, образовательные технологии, теория и практика реализации педагогических исследований, методология педагогики. Автор более 450 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
VLADIMIR P. BORISENKOV Moscow, Russian Federation
Doctor of Pedagogical Sciences, Full Professor, Head of the Department of History and Philosophy of Education, Lomonosov Moscow State University, Academician of the Russian Academy of Education. Research interests: comparative pedagogy, pedagogy of higher education, teacher education, multicultural education, educational technologies, theory and practice of pedagogical research, methodology of pedagogy. Author of more than 450 published scientific works. E-mail address: [email protected]
ТОРЕЕВА ТАТЬЯНА АЛЕКСАНДРОВНА Российская Федерация, Москва
кандидат философских наук, исполняющий обязанности декана факультета педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: ценности в образовании, аксиологический подход и его роль в формировании личности, профессиональная этика педагога, управление в высшей школе, цифровизация образования. Автор более 20 опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
TATIANA A. TOREEVA Moscow, Russian Federation
Ph.D. of Philosophical Sciences, Acting Dean of the Faculty of Pedagogical Education, Lomonosov Moscow State University. Research interests: values in education, axiological approach and its role in personality formation, professional ethics of a teacher, management in higher education, digitalization of education. Author of more than 20 published scientific works. E-mail address: [email protected]
У ЛИНЬ
Российская Федерация, Москва
аспирант факультета педагогического образования, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова. Сфера научных интересов: теория и методика профессионального образования, смешанные модели обучения, онлайн-обучение. Автор четырех опубликованных научных работ. Электронная почта: [email protected]
WULIN Moscow, Russian Federation
Postgraduate at the Faculty of Pedagogical Education, Lomonosov Moscow State University. Research interests: theory and methodology of vocational education, blended learning models, online education. Author of four published scientific works. E-mail address: wulin5250@ yandex.com
Аннотация. Обозначена роль кадрового потенциала в условиях стремительного развития информационных технологий, циф-ровизации образования, необходимости адаптации образовательной системы к новым вызовам. На основе анализа действующих нормативных документов рассмотрены вопросы повышения квалификации преподавателей в Китае. Представлены новые требования к цифровой грамотности педагогов, обоснованы стратегии подготовки высококвалифицированных преподавателей. Делается вывод о том, что повышение цифровой грамотности и педагогического мастерства преподавателей является одним из основных направлений развития системы образования в период ее трансформации и важным средством повышения качества образования в цифровую эпоху.
Ключевые слова: цифровая трансформация системы образования в Китае, педагогические кадры, профессиональная подготовка.
Abstract. The role of human resources is outlined in the context of the rapid development of information technology, digitalization of education, and the need to adapt the educational system to new challenges. Based on an analysis of current regulatory documents, issues of advanced training for teachers in China are considered. New requirements for digital literacy of teachers are presented, and strategies for training highly qualified teachers are substantiated. It is concluded that increasing digital literacy and pedagogical skills of teachers is one of the main directions of development of the education system during the period of its transformation and an important means of improving the quality of education in the digital era.
Keywords: Digital transformation of the education system in China, teaching staff, professional training.
щающееся из отдельных аспектов применения цифровых технологий в новое комплексное направление реформирования национальных систем образования.
Происходящие изменения вызывают определенные трудности у преподавателей, поскольку в большинстве случаев они не имеют четкого представления о том, как работать с новыми технологиями, а у части специалистов просто нет желания изучить цифровые аспекты передачи знаний и тем самым повысить свою профессиональную квалификацию в этой области.
В Китайской Народной Республике (далее - КНР) цифровую трансформацию в сфере образования рассматривают как процесс использования современных информационных технологий с целью поддержки образовательных инноваций в способах обучения студентов и повышения квалификации преподавателей, оптимизации режима работы образовательных учреждений, повышения эффективности система управления кампусом и так далее [11]. Суть цифровизации образования заключается в совершенствовании образовательного процесса за счет использования цифровых инструментов и платформ для предоставления обучающимся более качественных, индивидуально адресных и персонализированных образовательных программ, а также накопления и передачи эффективного опыта обучения [2].
Власти Китая полагают, что широкое использование цифровых технологий повысит уровень образования за счет применения инновационных методов обучения и учебных материалов, презентация которых может быть интерактивной и наглядной. Внедрение цифровых технологий в образовательный процесс позволяет обучающимся избавиться от временных и пространственных ограничений в обучении и получить больше возможностей для приобретения но-
вых знаний и профессиональных навыков. Благодаря данным, полученным с помощью цифровых платформ, и современным методам анализа, преподаватели могут разрабатывать персонализированные программы обучения, создавать целевой образовательный контент и осуществлять обучение в соответствии с интересами, способностями и потребностями студентов. Использование цифровых технологий может способствовать значительному улучшению качества образования и повышению его доступности.
В связи с этим возникают новые задачи, связанные с трансформацией концепции образования в цифровую эпоху, коррекцией методов обучения и необходимостью повышения квалификации педагогов в области использования цифровых технологий.
Сюй Сяофэй рассмотрел элементы цифровой реформы китайского образования и выделил как важнейший из них качество и компетентность персонала [6]. Так, развитие цифровых компетенций педагогов сегодня является приоритетным аспектом реформирования образования в КНР. Предполагается, что реализация концепции цифровизации образования выдвигает новые требования к педагогам, которым им необходимо соответствовать. Вопросы развития профессиональных компетенций и адаптации к потребностям цифрового образования стали актуальным аспектом повышения квалификации современных педагогических кадров, что отражено и в ряде стратегических документов. Например, «Концепция развития КНР до 2035 года» четко определяет требования к построению качественной системы образования, в основе которой лежит создание современной модели подготовки преподавателей высокого уровня [5].
Следует отметить, что в данном случае власти Китая придерживаются позиции, которая была сфор-
мулирована и крупными международными организациями, например, в программном документе Центра инноваций в высшем образовании ЮНЕСКО, содержащем различные аспекты и цели развития ИТ-компетентности педагогов. Согласно содержанию данного документа, они должны успешно овладеть навыками онлайн- и смешанного преподавания, компетенциями администрирования и управления образованием с использованием ИТ, а также современными отраслевыми знаниями [3].
В Китае признают, что в современных условиях наличие эффективной модели подготовки педагогов является неотъемлемым требованием и главной гарантией построения качественной системы образования в стране. Педагоги нового поколения должны быть лидерами цифрового общества, а современные студенты должно быть носителями прогрессивных знаний и навыков. Только преподаватели с высоким уровнем цифровой грамотности могут обеспечивать передачу знаний с помощью цифровых технологий,определять спрос на персонализированные образовательные услуги, использовать анализ цифровых данных, осуществлять эффективный процесс принятия решений, основанный на образовательных и учебных потребностях обучающихся, а также эффективно применять инновационное методы обучения.
В конце 2022 года Министерство образования Китая провело исследование и разработало критерии цифровой грамотности педагогов, которые легли в основу отраслевого стандарта. В нем сформулировано определение цифровой грамотности педагога, под которой понимается компетентность и ответственность, умение использовать цифровые технологии для доступа к цифровой информации, ее обработки, использования, управления ею и оценки ресурсов, выявлять, анализировать и решать обра-
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
зовательные проблемы, а также оптимизировать и преобразовывать педагогическую деятельность [7].
В стандарте систематизирован набор компетенций цифровой грамотности педагогов, включающий следующие составляющие:
• осведомленность в области цифровых технологий;
• знания и навыки в области цифровых технологий;
• понимание возможностей применения цифровых технологий в учебном процессе;
• социальная ответственность в области цифровых технологий;
• профессиональное развитие.
В данном документе также представлены требования к осуществлению подготовки педагогических кадров в условиях цифрови-зации, порядок оценки цифровой грамотности преподавателей.
Согласно представленным в стандарте подходам, в ходе циф-ровизации сферы образования в Китае должны произойти значительные изменения.
Трансформация концепции преподавательской деятельности. Цифровое образование несет преподавателям не только удобства, но и некоторые проблемы, что связано с изменением традиционной концепции преподавания и необходимостью коррекции привычных методов обучения в рамках образовательной эволюции. Педагогам необходимо стремиться приспособиться к новой логике осуществления преподавания, понять значение цифровых технологий для сферы образовательной деятельности, взять на себя инициативу в применении цифровых ресурсов, принять активное участие в практической реализации педагогических инноваций, а также осознать, что рациональное использование цифровых ресурсов позволяет повысить качество преподавания.
При этом в процессе преподавания и повышения квалификации меняется роль педагога, который реализует себя в различных каче-
ствах - наставник, помощник, разработчик и руководитель - чтобы содействовать эффективному протеканию процесса обучения, ориентированного на обучающегося. Преподаватели должны интегрировать свои цифровые разработки инновационного характера в учебный процесс, обновить методы и стратегии обучения, чтобы в полной мере реализовать современную концепцию образования, идущую в ногу со временем, и тем самым способствовать успешной цифровой трансформации образования.
Трансформация преподавательской грамотности. Чаще всего в понимание профессиональной грамотности педагога включает следующие аспекты: нравственные качества, определенный уровень знаний, компетентность и психологическая устойчивость [8].
Применение цифровых технологий в сфере образования требует от современных педагогов уделять больше внимания формированию собственной цифровой грамотности в сфере преподавательской деятельности, осуществлять интеграцию профессионального развития с повышением информационной грамотности, учиться работать и развиваться с опорой на образовательные информационные технологии, менять методы обучения, переосмысливать стиль преподавания, постоянно оптимизировать и совершенствовать свою деятельность с целью повышения своих педагогических способностей, а также адаптации к дальнейшему развитию технологий в цифровую эпоху.
Трансформация преподавательской компетенции. Цифровые компетенции педагогов являются необходимым условием для обучения студентов в XXI веке. Исходя из этого необходимо, чтобы преподаватели и учителя обладали способностью интегрировать современные цифровые технологии в процесс обучения. В период циф-
ровизации образования они должны успешно применять офисные программы, платформы для он-лайн-обучения, средства визуализации и технологии формирования контента, используемые в социальных сетях и др.
Педагоги должны осуществлять собственное профессиональное обучение на базе применения смарт-терминалов, использования ресурсов открытых онлайн-курсов, своим примером формируя у обучающихся стремление учиться на протяжении всей жизни. Помимо владения техническими навыками в области информационных технологий, успешные преподаватели должны обладать способностью к рефлексии, диагностированию проблем в обучении, поиску их решения с помощью цифровых инструментов, направленности на постоянное совершенствование учебного процесса, поиска, разработки и использования инновационных методов обучения, развития у обучающихся навыков мышления более высокого уровня, способностей к проведению самостоятельных исследований, сотрудничеству.
Трансформация педагогических исследований. На сегодняшний день уровень исследований в области интеграции цифровых технологий в образовательный процесс позволяет осуществлять переход от стандартизированных моделей обучения к инновационному лидерству. Педагоги должны уметь разрабатывать и применять подходящие для конкретной учебной ситуации экспериментальные методы обучения в соответствии с особенностями и спецификой рабочей программы, а также постоянно совершенствовать их в соответствии с имеющимися условиями. Они должны анализировать различные аспекты учебного процесса и разрабатывать инновационные модели образовательной деятельности с помощью проведения исследований, а также помогать своим коллегам-педагогам в развитии путем обмена опытом.
В цифровую эпоху педагоги перешли от роли единственного транслятора знаний к выполнению и других функций - фасилитато-ра и организатора, от единоборства к командной работе, от ведущих преподавателей - к формированию команды преподавателей, включающей ассистентов преподавателей, отраслевых экспертов, цифровых помощников в виде искусственного интеллекта. Сегодня преподавание больше не ограничивается физической аудиторией, а сочетается в полной мере с онлайн-обра-зованием. Передача знаний больше не является односторонним процессом, а представляет собой разнонаправленное взаимодействие, в котором педагог должен поддерживать обучающихся в использовании цифровых технологий для проведения самостоятельной и совместной исследовательской деятельности. Совершенствование педагогического потенциала преподавателей, позволяющего использовать цифровые инструменты, технологии и платформенные средства для учебно-практической деятельности и совершенствования моделей обучения, является сегодня одним из приоритетов профессионального развития педагогов.
Для достижения рассмотренных аспектов трансформации системы образования Китая считается необходимым всестороннее совершенствование информационных технологий для обучения, развитие когнитивных и прикладных способностей педагогов, связанных с цифровым обучением. На сегодняшний день в КНР положено начало осмыслению развития национальной системы подготовки педагогов и предлагается использование ряда стратегий развития их цифровой компетентности.
Стратегия развития цифровой компетентности педагогов на государственном уровне определяет необходимость разработки законодательной базы, гарантирующей возможность повышения
квалификации педагогов в сфере цифровизации, определение стандартов цифровой педагогической компетентности преподавателей и принятие соответствующих норм. На государственном уровне должна быть разработана программа по реформированию образования, проведены соответствующие конкурсы, создана национальная база цифровых ресурсов для развития профессиональных качеств современных педагогов, созданы цифровые платформы для обмена педагогическим опытом. Также необходимо разработать национальную систему сертификации и оценки цифровой компетентности педагогов, предусмотреть определенные стимулы и систему поощрения для положительно проявивших себя специалистов.
Стратегия развития на уровне общественных организаций. Общественные организации (ассоциации, объединения, специализированные учебные центры и др.) должны поддерживать повышение уровня цифровой педагогической компетентности педагогов посредством реализации обучающих программ, конкурсов профессионального мастерства и педагогических инноваций, научных конференций по вопросам цифрового обучения. Это позволит значительно расширить границы общения и обмена опытом между педагогами из разных регионов и различных учебных заведений, углубить представления преподавателей о развитии цифровых компетенций, помочь им накопить и передать позитивный опыт, а также стимулировать специалистов образовательной сферы к активному внедрению педагогических инноваций.
Стратегия развития на уровне учебных заведений. Учебные заведения должны предоставить организационные гарантии для повышения цифрового педагогического мастерства. Создание центров повышения квалификации или учеб-
но-методических центров в образовательных организациях позволяет преподавателям общаться, учиться друг у друга и совершенствовать свои педагогические способности. Программы повышения квалификации могут реализовываться в формате онлайн обучения, смешанного обучения, виртуальной учебно-методической практики в сочетании с другими формами. Это будет способствовать интеграции ресурсов университетов, школ, образовательных центров, формированию открытого безграничного интерактивного сетевого сообщество для повышения квалификации педагогов, созданию системы удаленных консультаций и педагогических семинаров [4].
На организационном уровне предусматривается конкретизация положений о повышении цифровой педагогической компетентности преподавателей, провозглашенных на национальном или региональном уровнях. Это происходит с учетом имеющихся в данных учебных заведениях условий. Необходимо разработать ряд стандартов для оценки цифровых навыков преподавателей университетов, выдавать сертификаты соответствия данным стандартам. Это позволит стимулировать преподавателей к совершенствованию своих навыков преподавания с использованием цифровых инструментов. Высшие учебные заведения также должны ускорить создание систем педагогического образования для подготовки будущих педагогов к использованию цифровых технологий обучения. Это даст им возможность в дальнейшем лучше освоить применение различных цифровых инструментов в процессе преподавания.
Стратегия самостоятельного развития педагога на индивидуальном уровне. В цифровую эпоху педагогам легче самостоятельно повышать свою профессиональную квалификацию за счет прохождения различных программ обучения
РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В КИТАЕ В ЭПОХУ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
и переподготовки на основе имеющихся открытых для широкого доступа образовательных ресурсов, обмена опытом и анализа педагогической практики в профессиональных онлайн-сообществах, а также персонализированного развития педагогических способностей на основе применения адаптивных систем обучения.
В качестве индивидуального обучения на основе использования открытых образовательных ресурсов следует понимать самостоятельную формулировку педагогом целей повышения квалификации, планирование учебных задач, выбор образовательных ресурсов, а также самоконтроль и рефлексию процесса обучения. Преподаватели могут создавать учебные онлайн сообщества, в рамках которых можно делиться друг с другом профессиональным опытом, обсуждать его. С помощью цифровых технологий преподаватели могут развивать чувство сопричастности, совершенствовать методы преподавания, опираться на свою педагогическую практику и совместно решать практические проблемы обучения.
Педагоги должны использовать различные возможности для повышения своей цифровой грамотности и компетентности, чтобы соответствовать веяниям времени и потребностям развития современной системы образования. Владение в полном объеме цифровыми инструментами организации образовательной деятельности служит тем ключевым преимуществом, которое позволяет повышать эффективность деятельности педагога, передавать знания обучающимся в эпоху цифровой трансформации [1].
Анализ рассмотренных подходов показывает, что постоянное совершенствование компетенций педагогов КНР в сфере цифровых технологий является основой успешности проведения цифровой трансформации в системе образования, ее необходимым условием. Важно обеспечить повышение осведомленности преподавателей в обсуждаемой сфере, рост уровня их цифровой грамотности, развитие способностей к проведению исследований в области внедрения цифровых технологий в учебный процесс. Трансформация си-
стемы образования Китая является долгосрочным и сложным системным проектом, охватывающим не только самих участников образовательного процесса, но и все общество в целом.
В Китае понимают, что для становления новой системы цифрового обучения и передачи знаний в цифровой среде необходимы совместные усилия государственных органов, общественных организаций, учебных заведений, самих преподавателей, а также обучающихся. Участники процесса адаптации цифровых технологий в образовательной сфере должны быть готовы к их возможно достаточно непростой и долгой интеграции в учебный процесс. Им необходимо постоянно обогащать свои знания и совершенствовать профессиональные навыки, непосредственно связанные с применением цифровых инструментов в обучении, органично и новаторски применять их, стремясь внести свой вклад в повышение качества и эффективности процесса обучения, развитие национальной системы образования в эпоху циф-ровизации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Венцель В.А., Макаренко Ю.В., Зеленская О.Ю. Цифровые компетенции педагога высшей школы: новая реальность // Проблемы современного педагогического образования. 2022. № 77-1. С. 106-108.
2. Гордеева Е.В., Мурадян Ш.Г., Жажоян А.С. Цифровизация в образовании // Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. № 4-1. С. 112-115.
3. Ли Минхуэй, Ли Мин, Цзэн Биньрань Цифровая трансформация высшего образования в развивающихся странах в постэпидемическую эпоху: смысл, проблемы и пути // Вестник Пекинского технологического института (издание по общественным наукам). 2022. № 22 (1). С. 35-46.
4. Лю Сяофэн Исследование пути развития цифровой грамотности региональных учителей - размышления на основе концепции цифровой грамотности учителей // Подготовка учителей для начальной и средней школы. 2023. № 7. С. 22-26.
5. Основные положения четырнадцатого пятилетнего плана национального экономического и социального развития Китайской Народной Республики и перспективы на 2035 год. URL: https://www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/ content_5592681.htm.
6. Сюй Сяофэй, Чжан Цэ Элементы и пути цифровой реформы в высшем образовании Китая // Китайские исследования в области высшего образования. 2022. № 7. С. 41-45.
7. Уведомление Министерства образования о выпуске отраслевого стандарта цифровой грамотности педагогов -Правительственный портал Министерства образования КНР. URL: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/202302/ t20230214_1044634.html.
8. Хуан Ючу Профессиональная грамотность учителей: понятие, составляющие и пути повышения // Образовательная наука. 2019. № 35 (3). С. 27-34.
9. Цифровая Россия. URL: https://digital.er.ru/
10. Цифровизация - Энциклопедия MBA Think Tank. URL: https://wiki.mbalib.com/wiki/%E6%95%B0%E5%AD%97%E5%8C%96
11. Ян Цзункай Углубление цифровой трансформации образования. URL: https://theory.dahe.cn/2022/09-09/1093817.html.
REFERENCES
1. Wenzel V.A., Makarenko Y.V., Zelenskaya O.Y Cifrovye kompetencii pedagoga vysshej shkoly: novaya real'nost' [Digital competences of a higher school teacher: a new reality]. Problems of modern pedagogical education. 2022. No. 77-1. P. 106-108. (in Russian).
2. Gordeeva E.V., Muradyan Sh.G., Zhazhoyan A.S. Cifrovizaciya v obrazovanii [Digitalization in education]. Economics and Business: Theory and Practice. 2021. No. 4-1. P. 112-115. (in Russian).
3. Li Minghui, Li Ming, Zeng Binran Digital transformation of higher education in developing countries in the post-epidemic era: meaning, challenges and pathways [Cifrovaya transformaciya vysshego obrazovaniya v razvivayushchihsya stra-nah v postepidemicheskuyu epohu: smysl, problemy i puti]. Bulletin of Beijing Institute of Technology (Social Science Edition). 2022. No. 22 (1). P. 35-46. (in Russian).
4. Liu Xiaofeng Research on the development path of regional teachers' digital literacy - reflections based on the concept of teachers' digital literacy [Issledovanie puti razvitiya cifrovoj gramotnosti regional'nyh uchitelej - razmyshleniya na osnove koncepcii cifrovoj gramotnosti uchitelej]. Teacher training of primary and secondary schools. 2023. No. 7. P. 22-26. (in Russian).
5. Osnovnye polozheniya chetyrnadcatogo pyatiletnego plana nacional'nogo ekonomicheskogo i social'nogo razvitiya Kitajskoj Narodnoj Respubliki i perspektivy na 2035 god [Basic Provisions of the Fourteenth Five-Year Plan for the National Economic and Social Development of the People's Republic of China and the Outlook for 2035]. Available at: https:// www.gov.cn/xinwen/2021-03/13/content_5592681.htm/ (in Russian).
6. Xu Xiaofei, Zhang Ze Elementy i puti cifrovoj reformy v vysshem obrazovanii Kitaya [Elements and ways of digital reform in China's higher education]. Chinese higher education research. 2022. No. 7. P. 41-45. (in Russian).
7. Uvedomlenie Ministerstva obrazovaniya o vypuske otraslevogo standarta cifrovoj gramotnosti pedagogov - Pravi-tel'stvennyj portal Ministerstva obrazovaniya KNR [Ministry of Education Notice on the Release of the Industry Standard for Educators' Digital Literacy - Government Portal of the Ministry of Education of the People's Republic of China]. Available at: http://www.moe.gov.cn/srcsite/A16/s3342/202302/t20230214_1044634.html. (in Russian).
8. Huang Yuchu Professional'naya gramotnost' uchitelej: ponyatie, sostavlyayushchie i puti povysheniya [Professional literacy of teachers: concept, components and ways to improve]. Educational Science. 2019. No. 35 (3). P. 27-34. (in Russian).
9. Cifrovaya Rossiya [Digital Russia]. Available at: https://digital.er.ru/ (in Russian).
10. Cifrovizaciya - Enciklopediya MBA Think Tank [Digitalization - MBA Encyclopedia Think Tank]. Available at: https://wiki. mbalib.com/wiki/%E6%95%B0%E5%AD%97%E5%8C%96. (in Russian).
11. Yang Zongkai Uglublenie cifrovoj transformacii obrazovaniya [Deepening the digital transformation of education]. Available at: https://theory.dahe.cn/2022/09-09/1093817.html. (in Russian).