Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ВУЗОВ К ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКТОВ'

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ВУЗОВ К ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОНЛАЙН-СЕРВИСЫ / ЦИФРОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИКТ-КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ / DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES / DIGITAL EDUCATIONAL ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ONLINE SERVICES / DIGITAL LITERACY / ICT COMPETENCE OF THE TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митрофанова Елена Александровна, Митрофанова Александра Евгеньевна

На современном этапе развития информационных технологий важнейшим аспектом эффективности высшего образования в России является готовность системы высшего образования в целом и преподавателей высших учебных учреждений в частности к работе с цифровыми технологиями. Результаты проведенного мониторинга, представленные в данной статье, позволяют оценить такие показатели, как уровень цифровой грамотности преподавателей, наличие у них необходимых ИКТ-компетенций, а также уровень развития цифровой образовательной среды российских вузов, в том числе - степень оснащенности вузов цифровым оборудованием, использование образовательных программных продуктов и образовательных онлайн-сервисов, степень развития электронного образования. Данное исследование позволяет сделать ряд значимых выводов, необходимых для развития системы высшего образования в России и разработки необходимого методического инструментария для проведения комплексной оценки готовности вузов к внедрению цифровых образовательных технологий и продуктов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митрофанова Елена Александровна, Митрофанова Александра Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF UNIVERSITIES’ READINESS FOR THE INTRODUCTION OF DIGITAL EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AND PRODUCTS

At the present stage of the information technologies development, the most important aspect of the eff ectiveness of higher education in Russia is the readiness of the higher education system in general and teachers of higher educational institutions in particular to work with digital technologies. The results of the monitoring presented in this article allow to evaluate important indicators such as the level of digital literacy of teachers, the presence of the necessary ICT competencies of teachers, and the level of development of the digital educational environment of Russian universities, including the degree of universities’ digital equipment, the use of educational software products and educational online services, the degree of development of eeducation. This study allows us to draw a number of signifi cant conclusions necessary for the development of the higher education system in Russia and the development of the necessary methodological tools for conducting a comprehensive assessment of the universities’ readiness to introduce digital educational technologies and products.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ВУЗОВ К ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКТОВ»

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ВУЗОВ К ВНЕДРЕНИЮ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКТОВ1

analysis of universities' readiness for the introduction of digital educational technologies and products

УДК 303.06 DOI 10.12737/2305-7807-2020-48-53

МИТРОФАНОВА A.E.

Канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры управления персоналом,

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

MITROFANOVA А.Е. Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: [email protected]

ПОЛУЧЕНО 30 .12 .2019 ОДОБРЕНО 31.12 .2019 ОПУБЛИКОВАНО 28.02 .2020

МИТРОФАНОВА Е.А.

Д-р экон. наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом,

ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

MITROFANOVA E.A.

Doctor of Economic Sciences, Professor,

Department of Personnel Management,

State University of Management,

Moscow

e-mail: elmitr@mail ru

Аннотация

На современном этапе развития информационных технологий важнейшим аспектом эффективности высшего образования в России является готовность системы высшего образования в целом и преподавателей высших учебных учреждений в частности к работе с цифровыми технологиями. Результаты проведенного мониторинга, представленные в данной статье, позволяют оценить такие показатели, как уровень цифровой грамотности преподавателей, наличие у них необходимых ИКТ-компетенций, а также уровень развития цифровой образовательной среды российских вузов, в том числе — степень оснащенности вузов цифровым оборудованием, использование образовательных программных продуктов и образовательных онлайн-сервисов, степень развития электронного образования. Данное исследование позволяет сделать ряд значимых выводов, необходимых для развития системы высшего образования в России и разработки необходимого методического инструментария для проведения комплексной оценки готовности вузов к внедрению цифровых образовательных технологий и продуктов.

Ключевые слова: цифровые образовательные технологии, цифровая образовательная среда, образовательные онлайн-сервисы, цифровая грамотность, ИКТ-компетенции преподавателя.

Abstract

At the present stage of the information technologies development, the most important aspect of the effectiveness of higher education in Russia is the readiness of the higher education system in general and teachers of higher educational institutions in particular to work with digital technologies. The results of the monitoring presented in this article allow to evaluate important indicators such as the level of digital literacy of teachers, the presence of the necessary ICT competencies of teachers, and the level of development of the digital educational environment of Russian universities, including the degree of universities' digital equipment, the use of educational software products and educational online services, the degree of development of e-education. This study allows us to draw a number of significant conclusions necessary for the development of the higher education system in Russia and the development of the necessary methodological tools for conducting a comprehensive assessment of the universities' readiness to introduce digital educational technologies and products.

Keywords: digital educational technologies, digital educational environment, educational online services, digital literacy, ICT competence of the teacher.

Внедрение цифровых образовательных технологий и продуктов в вузах во многом зависит от уровня развития в них цифровой образовательной среды и степени готовности преподавателей к работе с цифровыми технологиями.

Анализ данных показателей по системе высшего образования РФ в целом на основе статистических данных и проводимых мониторингов позволяет сделать следующие выводы.

уровень развития цифровой

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ВУЗОВ

Степень оснащенности вузов цифровым

оборудованием

Оснащенность российских вузов персональными компьютерами немного уступает европейским университетам.

Согласно статистическим данным, на один компьютер в высшем образовании приходится 4 студента (табл. 1).

Таблица 1

Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся в образовательных организациях высшего образования: 2017 (на конец года) [1]

Персональные компьютеры, используемые в учебных целях

Всего В составе локальных вычислительных сетей С доступом к интернету

23,4 21,0 21,1

Как видно из табл. 1, значительная часть персональных компьютеров входят в локальные вычислительные сети и имеют доступ к Интернету.

Среди ПК все больше мобильных устройств (ноутбуков и планшетов) (рис. 1), распространены мультимедийные

1 Публикация была подготовлена по проекту «Разработка концептуальной модели университета как агента глобальной цифровизации общества» в рамках договора пожертвования от 01 марта 2019 г. № 1154.

проекторы, интерактивные доски и другое периферийное оборудование (принтеры, сканеры, многофункциональные устройства).

Таблица 2

Использование программных средств в вузах (в процентах от общего числа вузов; на конец года) [3]

Рис. 1. Доля ноутбуков и планшетных компьютеров в общем числе ПК вузов (%), 2017 [2]

Важным вопросом является оценка качества доступа вуза к Интернету. По мнению экспертов ВШЭ, минимально приемлемая скорость доступа, необходимая для использования электронных учебников, цифровых учебных пособий и сервисов, должна быть не менее 2 Мбит/с (за рубежом в качестве минимальной принята скорость 100 Мбит/с) [2].

По данным мониторинга системы образования, 97,7% российских вузов имеют доступ к сети Интернет со скоростью 2 Мбит/с и выше.

Затраты на цифровые технологии в расчете на один вуз составляют 6,2 млн руб. Большая часть финансовых средств (62,3%) расходуется на технические элементы ИТ-инфраструктуры вуза, включая приобретение компьютеров, серверов, телекоммуникационного оборудования, оплаты услуг связи (рис. 2).

Рис. 2. Структура затрат вузов на ИКТ [3]

Использование программных средств в вузах

Для эффективного использования цифровых технологий в образовательном процессе в вузах необходимо использовать разнообразные программные средства: электронные библиотечные системы, электронные версии учебников и учебных пособий, обучающие компьютерные программы, цифровые справочники, энциклопедии и словари и т.п. [4].

Анализ использования программных средств в вузах представлен в табл. 2.

Использование электронного обучения

Цифровизация высшего образования требует эффективного использования электронного обучения и онлайн-образования [5]. Сейчас на российском рынке образования доля онлайн-услуг крайне мала в сравнении с образователь-

Программные средства 2016 г. 2017 г.

Электронные библиотечные системы 95,8 93,9

Электронные версии учебных пособий по отдельным предметам или темам 93,3 91,5

Электронные справочно-правовые системы 92,6 90,8

Электронные версии справочников, энциклопедий, словарей и т.п. 91,7 90,6

Обучающие компьютерные программы по отдельным предметам или темам, пакеты программ по специальностям 89,3 87,4

Программы компьютерного тестирования 87,7 86,3

Специальные программные средства для решения организационных, управленческих и экономических задач (без учета систем автоматизированного документооборота) 86,5 83,9

Средства контент-фильтрации доступа к интернету 81,8 78,5

Системы электронного документооборота 78,8 76,3

Специальные программные средства для научных исследований 57,0 55,6

Виртуальные тренажеры 50,5 48,9

ными рынками развитых стран. При реализации образовательных программ высшего образования (бакалавриат, спе-циалитет, магистратура) электронное обучение и дистанционные образовательные технологии используются лишь в каждом третьем вузе (рис. 3).

Рис. 3. Доля вузов, использующих электронное обучение и дистанционные образовательные технологии (%), 2017 г. [2]

Анализ показал, что в государственных вузах больше распространена практика смешанного обучения, когда электронное обучение и дистанционные образовательные технологии и ДОТ используются в качестве информационной поддержки обучения студентов, обучающихся непосредственно в стенах вузов.

Как видно из рис. 4, большая часть слушателей образовательных программ, реализуемых исключительно с применением электронного обучения, обучаются в государственных вузах. Онлайн-сегмент рынка высшего образования в основном представлен частными вузами.

Использование образовательных онлайн-сервисов

Очередной этап цифровизации вузов — появление и развитие образовательных онлайн-сервисов и, прежде всего, общедоступных открытых онлайн-курсов Massive Open Online Courses (MOOCs), отличия которых от традиционных дистанционных учебных курсов заключаются в следующем [6].

1. Общедоступность курсов (massive) — неограниченность числа записывающихся на курс слушателей.

2. Открытость курсов (open) — возможность использования материалов курса всеми желающими.

Рис. 4. Доля студентов государственных и частных вузов, обучающихся с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий (%), 2017 г. [2]

3. Обучение через Интернет (online) — использование дистанционных образовательных технологий.

4. Изучение курса является отдельным законченным учебным мероприятием (course).

Анализ статистики показал, что количество доступных курсов МООС неуклонно растет, однако масштабы их использования в вузах пока достаточно скромны (рис. 5 и 6).

Среди зарубежных платформ онлайн-обучения, реализующих МООС, можно отметить edX, Coursera, Udacity и др.

Среди образовательных онлайн-платформ, которые предлагают МООС в России, наиболее известными являются: образовательная платформа «Открытое образование», на которой собраны МООС ведущих российских вузов; Универ-сариум, на которой к 2019 г. на представлены 175 курсов по 19 предметным областям; сайт компании Stepik, на которой размещены более 400 курсов [7].

В целом, оценка готовности образовательной среды вузов к внедрению цифровых образовательных технологий и продуктов показывает, что лишь ряд отдельных вузов преодолели этапы автоматизации, информатизации и го-

товы к цифровизации. Большая часть вузов находится на начальной стадии информатизации, которая подразумевает формирование ИТ-инфраструктуры вуза, автоматизацию образовательного процесса. Текущий уровень развития ИТ-инфраструктуры свидетельствует о недостаточной циф-ровизации образовательной среды вузов [8].

АНАЛИЗ ГОТОВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И ПРОДУКТОВ

Для анализа готовности преподавателей российских вузов к использованию цифровых технологий и продуктов были использованы результаты исследования НАФИ, в рамках которого оценивались уровень их цифровой грамотности и ИКТ-компетентности [9].

В рамках данного исследования были в онлайн формате опрошены 634 преподавателя российских вузов различных федеральных округов России, общая характеристика которых представлена на рис. 7.

Рис. 5. Количество МООС, шт.

Рис. 7. Характеристика опрошенных в ходе исследования преподавателей

1. Оценка цифровой грамотности показала достаточно высокий результат — индекс цифровой грамотности преподавателей составляет 88% (рис. 8).

Таблица 3

Оценка индекса цифровой грамотности по составляющим

Составляющие цифровой грамотности Знания Навыки Установки Индексы

Информационная грамотность 97 98 76 94

Компьютерная грамотность 83 99 100 92

Коммуникативная грамотность 87 89 94 90

Медиаграмотность 86 95 91 90

Отношение к технологическим инновациям 72 84 78 78

Медиаграмотность 90 Рис. 8. Индекс цифровой грамотности преподавателей вузов, %

Для оценки каждой из 5 составляющих индекса цифровой грамотности выявлялись знания, навыки и установки преподавателей в той или иной сфере работы с цифровыми технологиями и информацией (табл. 3).

Как видно по данным табл. 3, самый высокий показатель по составляющей «информационная грамотность» — 94%, а самый низкий — по составляющей «отношение к технологическим инновациям» — 78%

2. Оценка ИКТ-компетенций преподавателей вузов осуществлялась на основе Европейской рамки цифровых компетенций (European Digital Competence Framework 2.0) для педагогов (DigCompEdu) [10], в которой выделены 22 компетенции педагогов, сгруппированные в шесть блоков (рис. 9).

В зависимости от уровня развитости ИКТ-компетенций преподаватели относятся к одному из 6 уровней опыта: Новичок, Исследователь, Интегратор, Эксперт, Лидер и Новатор. Распределение по группам происходит на основе баллов, набранных в результате прохождения анкетирования

Блок 1: Профессиональные обязанности Блок 2: Цифровые ресурсы 2 .1. Отбор цифровых ресурсов 2 .2. Создание и модификация (адаптация) цифровых ресурсов Блок 5: Расширение прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе Блок 6: Развитие цифровой компетенции учащихся

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.1. Общение с коллегами и учащимися 2 .3. Управление цифровыми ресурсами, защита их и обмен ими Блок 3: Преподавание и учеба 5.1. Обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам (ПК, планшетам и т.д .) 6.1. Информационная грамотность

1.2 . Профессиональное сотрудничество 3.1. Преподавание 6. 2 . Общение и совместная работа в цифровой среде

3.2 . Руководство учебным процессом 5.2 . Дифференциация и персо-нализация

1.3. Рефлексивная практика (самоанализ) 3.3. Совместное (коллективное) обучение 3.4. Саморегулируемое обучение 6. 3. Создание цифрового контента

1.4. Непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий Блок 4: Оценка учащихся 4 .1. Стратегия оценки 4.2 . Анализ документов 5.3. Вовлечение учащихся в активную деятельность 6.4. Ответственное использование цифровых технологий

4.3. Обратная связь и планирование 6. 5. Решение проблем с помощью цифровых технологий

Рис. 9. Структура ИКТ-компетенций преподавателя

Рис. 10. Распределение преподавателей вузов по уровням опыта использования цифровых технологий в образовательном процессе, в % опрошенных

(по каждому блоку в анкете предложено 5 вариантов ответов, которые оцениваются от 0 баллов за 1-й вариант ответа до 4 баллов — 5-й вариант ответа, максимальная сумма баллов за все вопросы анкеты — 88).

Выявленный средний уровень ИКТ-компетенций преподавателей равен 45 баллам.

Распределение преподавателей вузов по уровням опыта использования цифровых технологий в образовательном процессе показано на рис. 10.

Как видно из рисунка, большая часть преподавателей вузов (75%) обладают достаточно высоким уровнем ИКТ-ком-петенции.

Результаты оценки ИКТ-компетентности по блокам следующие.

Максимальное количество баллов по блоку 1: Профессиональные обязанности набрали 32% опрошенных преподавателей в том числе в разрезе отдельных компетенций:

- Общение с коллегами и учащимися — 27%,

- Профессиональное сотрудничество — 30%,

- Рефлексивная практика (самоанализ) — 31%,

- Непрерывное повышение квалификации с использованием цифровых технологий — 41%.

Максимальное количество баллов по блоку 2: Цифровые ресурсы набрали 36% опрошенных преподавателей в том числе в разрезе отдельных компетенций:

- Отбор цифровых ресурсов — 44%,

- Создание и модификация (адаптация) цифровых ресурсов — 42%,

- Управление цифровыми ресурсами, защита их и обмен ими — 23%.

Максимальное количество баллов по блоку 3: Преподавание и учеба набрали 30% опрошенных преподавателей в том числе в разрезе отдельных компетенций:

- Преподавание — 31%,

- Руководство учебным процессом — 23%,

- Совместное (коллективное) обучение — 33%,

- Саморегулируемое обучение — 32%.

Максимальное количество баллов по блоку 4: Оценка

учащихся набрали 37% опрошенных преподавателей в том числе в разрезе отдельных компетенций:

- Стратегия оценки — 32%,

- Анализ документов — 30%,

- Обратная связь и планирование — 48%.

Максимальное количество баллов по блоку 5: Расширение

прав, возможностей и самостоятельности учащихся в учебном процессе набрали 38% опрошенных преподавателей в том числе в разрезе отдельных компетенций:

- Обеспечение всех учащихся доступом к цифровым устройствам (ПК, планшетам и т.д.) — 37%,

- Дифференциация и персонализация — 35%,

- Вовлечение учащихся в активную деятельность — 43%.

Максимальное количество баллов по блоку 6: Развитие

цифровой грамотности учащихся набрали 41% опрошен-

ных преподавателей в том числе в разрезе отдельных компетенций:

- Информационная грамотность — 39%.

- Общение и совместная работа в цифровой среде — 54%.

- Создание цифрового контента — 51%.

- Ответственное использование цифровых технологий — 27%.

- Решение проблем с помощью цифровых технологий — 35%.

Таким образом, результаты исследования свидетельствуют о невысоком уровне ИКТ-компетентности преподавателей вузов по всем ее составляющим и, следовательно, недостаточном уровне готовности к внедрению и активному использованию цифровых технологий и продуктов в образовательном процессе.

Подводя итог проведенного анализа готовности российских вузов к внедрению цифровых технологий и продуктов, можно сделать следующие выводы.

- Современная образовательная среда российских вузов и преподаватели вузов с точки зрения цифровой грамотности и компетентности недостаточно готовы к активному внедрению цифровых технологий и продуктов.

- В настоящее время отсутствует необходимый методический инструментарий, позволяющий всесторонне «изнутри» оценить готовность каждого российского вуза к внедрению цифровых технологий и продуктов, что обусловливает необходимость разработки комплексной методики оценки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Образование в цифрах: 2019: краткий статистический сборник / Н.В. Бондаренко, Л.М. Гохберг, Н.В. Ковалева и др.; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — Москва: НИУ ВШЭ, 2019. — 96 с.

2. Трудности и перспективы цифровой трансформации образования / А.Ю. Уваров, Э. Гейбл, И.В. Дворецкая и др.; под ред. А.Ю. Уварова, И.Д. Фрумина; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики», Ин-т образования. — Москва: Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 343 с.

3. Индикаторы цифровой экономики: 2019: статистический сборник / Г.И. Абдрахманова, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — Москва: НИУ ВШЭ, 2019. — 248 с.

4. Силаков Л.Ф. Управление трансформацией бизнес-процессов современного университета в России // Вопросы инновационной экономики. — 2017. — № 4. — С. 361—372. DOI: 10.18334/vinec.7.4.38693

5. Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T.-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education — Digital Transformation in Progress. Gartner. — URL: https:// www.gartner.com/doc/ 3895765?ref=mrktg-srch.

6. Education process classification framework (v.7.2.1). Houston: APQC. — URL: https://www. apqc.org/pcf.

7. Институт ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. — URL: https://iite.unesco.org/ru/news/ 639291-ru

8. Днепровская Н.П. Оценка готовности российского высшего образования к цифровой экономике. — URL: https:// statecon.rea.ru/jour/article/view/1291.

9. Аймалетдинов Т.А., Баймуратова Л.Р., Зайцева О.А., Има-ева Г.Р., Спиридонова Л.В. Цифровая грамотность российских педагогов. Готовность к использованию цифровых технологий в учебном процессе. — Москва: Издательство НАФИ, 2019. — 88 с.

10. The Digital Competence Framework. 2018. — URL: https:// ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework.

REFERENCES

1. Obrazovanie v cifrah: 2019: kratkii statisticheskii sbornik [Education in numbers: 2019: a brief statistical digest]. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» [National Research University Higher School of Economics]. Moscow: NIU VShE Publ., 2019. 96 p.

2. Trudnosti i perspektivy cifrovoî transformacii obrazovaniya [Difficulties and prospects of the digital transformation of education]. Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» [National Research University Higher School of Economics]. Moscow: Vysshya shkola ekonomiki Publ., 2019. 343 p.

3. Indikatory cifrovoî ekonomiki: 2019: statisticheskii sbornik [Indicators of the digital economy: 2019: statistical compila-

tion] . Nacional'nyj issledovatel'skij universitet «Vysshaya shkola ekonomiki» [National Research University Higher School of Economics]. Moscow: NIU VShE Publ., 2019. 248 p.

4. Silakov L.F. Upravlenie transformaciei biznes-processov sov-remennogo universiteta v Rossii [Transformation management of business processes of a modern university in Russia]. Voprosy innovacionnof ekonomiki [Issues of innovative economy]. 2017, I. 4, pp. 361-372.

5. Yanckello R., Lowendahl J.-M., Thayer T-L., Morgan G. Predicts 2019: Higher Education — Digital Transformation in Progress. Gartner. — Available at: https: // www.gartner.com/ doc/3895765?ref=mrktg-srch.

6. Education process classification framework (v.7.2.1). Houston: APQC. Available at: https://www. apqc.org/pcf.

7. Institut YuNESKOpo informacionnym tekhnologiyam v obra-zovanii [UNESCO Institute for Information Technologies in Education]. Available at: https://iite.unesco.org/ru/news/ 639291-ru

8. Dneprovskaya N.P. Ocenka gotovnosti rossijskogo vysshego obrazovaniya k cifrovoj ekonomike [Assessment of the readiness of Russian higher education for the digital economy]. Available at: https://statecon.rea.ru/jour/article/view/1291.

9. Ajmaletdinov T.A., Bajmuratova L.R., Zajceva O.A., Ima-eva G.R., Spiridonova L.V Cifrovaya gramotnost' rossijskih peda-gogov. Gotovnost' k ispol'zovaniyu cifrovyh tekhnologii v ucheb-nom processe [Digital literacy of Russian educators. Willingness to use digital technology in the educational process]. Moscow: NAFI Publ., 2019. 88 p.

10. The Digital Competence Framework. 2018. Available at: https://ec.europa.eu/jrc/en/digcomp/digital-competence-framework.

Руденко А.М.

УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Учеб. пособие. — Ростов-на-Дону: Феникс, 2020. — 319 с.

В пособии доступно и в увлекательной форме раскрываются основы и технология управления персоналом, особенности отбора, планирования, адаптации, привлечения и обучения, аттестации и оценки персонала, а также анализируются вопросы управления карьерой. Большое внимание уделено вопросам нормирования, организации, оплаты труда и управления мотивацией персонала. Подробно освещены аспекты кадровой политики, управления конфликтами и формирования стабильного персонала, показана роль организационной, этической и психологической культуры руководителя и многое другое. Часть материала представлена в виде удобных таблиц и схем, сопровождающихся комментариями. В конце каждой главы приведены тесты для самоконтроля.

Данное пособие предназначено студентам укрупненной группы специальностей 38.00.00 «Экономика и управление» при изучении дисциплины "Управление персоналом". Издание также будет полезно руководителям различных уровней управления персоналом, менеджерам, консультантам, психологам.

Кречмар Т., Гамбургер А.

КОУЧИНГ И супервизия. психодинамическое консультирование

РУКОВОДИТЕЛЕЙ

М.: Класс, 2020. — 290 с.

Психодинамический подход приобретает все большее значение в консультировании руководителей организаций. В книге дается обзор истории психодинамической работы в организациях и объясняются важные базовые психоаналитические концепции и их значение для консультирования руководителей и других сотрудников организаций.

Книга написана двумя авторами, представляющими различные профессиональные направления — психологию и экономику. Оба они считают, что психодинамический коучинг и супервизия — это те методы, которые исключительно полезны для выстраивания качественных взаимоотношений в организации, потому что знания в области личных и профессиональных конфликтов, сложностей групповой динамики, понимание психических процессов и эмоций важны для всех людей.

Книга адресована руководителям, менеджерам по работе с персоналом, специалистам по личностному развитию, консультантам по вопросам организаций, коучам и психотерапевтам.

Томзс Кречмар Андреас Гамбургер

Коучинг и супервизия

Психодинамическое

консультирование

руководителей

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.