мя учащегося на практику говорения (до 30-40 мин.). Успешность данной технологии работы определяется:
A) желанием вступить в контакт, реализовать возможность тренировать речевые высказывания по теме, а также быть частью группы и внести вклад в общее выступление по теме;
Б) многократность повторения обеспечивает формирование более устойчивого навыка. Снимает напряженность и стресс при ответе;
B) количество отведенного времени на занятии является большим стимулирующим фактором в желании говорить больше и лучше;
Библиографический список
Г) учет сфер профессиональных интересов и предпочтений студентов стимулирует их лучше готовиться к занятиям с использованием дополнительных материалов на английском языке;
Д) подобная работа расширяет студенческий творческий потенциал, уровень общей эрудиции, культуры и широкий кругозор.
Работа в сотрудничестве и дружественной обстановке усиливает мотивацию студентов неязыкового вуза к изучению английского языка. Желание посещать занятия с данными формами обучения демонстрируется повышением посещаемости и ответами учащихся при анкетировании.
1. «Иностранный язык» для неязыковых вузов и факультетов (программа). Министерство образования науки РФ. Москва, 2009. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ ppd/20110329000911.pdf
2. Пассов Е.И. Сорок лет спустя или сто одна методическая идея. Москва: Издательство ГЛОССА-ПРЕСС, 2006.
3. Колесникова И.Л., Долгина О.А. Англо-русский терминологический справочник по методике преподавания иностранных языков. Санкт Петербург: CUP, 2001.
4. Толковый словарь Ожегова онлайн. Available at: https://slovarozhegova.ru
5. Леонтьев А.А. Язык не должен быть чужим. Школа 2000. Концепции. Программы. Технологии. Москва, 1998.
6. Якимович И.Г. Возможности использования технологии обучения в сотрудничестве на практических занятиях в вузе. Вестник Брянского госуниверситета. 2015; № 2.
7. Щукин А.Н. Обучение иностранным языкам. Москва: Филоматис, 2004.
8. Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла. Школа 2000. Концепции. Программы. Технологии. Москва, 1998. References
1. «Inostrannyj yazyk» dlya neyazykovyh vuzov i fakul'tetov (programma). Ministerstvo obrazovaniya nauki RF. Moskva, 2009. Available at: https://fgosvo.ru/uploadfiles/ ppd/20110329000911.pdf
2. Passov E.I. Soroklet spustya ilisto odna metodicheskaya ideya. Moskva: Izdatel'stvo GLOSSA-PRESS, 2006.
3. Kolesnikova I.L., Dolgina O.A. Anglo-russkij terminologicheskijspravochnikpo metodike prepodavaniya inostrannyh yazykov. Sankt Peterburg: CUP, 2001.
4. Tolkovyjslovar'Ozhegova onlajn. Available at: https://slovarozhegova.ru
5. Leont'ev A.A. Yazyk ne dolzhen byt' chuzhim. Shkola 2000. Koncepcii. Programmy. Tehnologii. Moskva, 1998.
6. Yakimovich I.G. Vozmozhnosti ispol'zovaniya tehnologii obucheniya v sotrudnichestve na prakticheskih zanyatiyah v vuze. VestnikBryanskogo gosuniversiteta. 2015; № 2.
7. Schukin A.N. Obuchenie inostrannymyazykam. Moskva: Filomatis, 2004.
8. Leont'ev A.A. Pedagogika zdravogo smysla. Shkola 2000. Koncepcii. Programmy. Tehnologii. Moskva, 1998.
Статья поступила в редакцию 11.11.24
УДК 378
Gao Huimin, senior teacher, postgraduate, Institute of Foreign Languages, Northeast Forestry University (Harbin, China), E-mail: [email protected]
THE WAYS TO IMPROVE DIGITAL LITERACY FOR FOREIGN LANGUAGE TEACHERS IN A UNIVERSITY. Improvement of teachers' digital literacy and skills is pivotal for the digital transformation of education. In the paper, the connotation of teachers' digital literacy is discussed at first. Thereafter, the practical difficulties for foreign language teachers in digital teaching, including concept transformation, lack of digital skills, weak digital teaching application and innovation ability are analyzed, respectively. Based on that, the effective pathways for improving the digital literacy of foreign language teachers are proposed, including stimulation of the self-driven development of teachers' digital literacy, conducting special training and seminars, determination of teachers' digital literacy based on classroom teaching, and digital ethical concerns. In addition, teachers should pay attention to moderation and differentiation in using new technologies, without ignoring the essential attributes of foreign language learning. The improvement of digital literacy should promote college foreign language teachers to adapt to the educational needs of the era of artificial intelligence, cultivating more high-level foreign language talents with innovative spirit and practical ability.
Key words: foreign language teacher, digital literacy, execution pathway
Гао Хуэйминь, аспирант, ст. преп., Институт иностранных языков Северо-восточного университета лесного хозяйства, г. Харбин,
E-mail: [email protected]
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ В ВУЗАХ
Повышение цифровой грамотности преподавателей является ключевым фактором цифровой трансформации образования. В данной статье рассматривается сущность понятия «цифровая грамотность учителей», анализируется реальное положение преподавателей иностранных языков, связанное с трудностями в изменении концепции цифрового обучения, отсутствием цифровой компетентности, слабым применением и инновациями в цифровом обучении. Автором предложены пути повышения цифровой грамотности преподавателей иностранных языков, такие как стимулирование самостоятельного развития цифровой грамотности преподавателей, проведение специализированных подготовок, проверка уровня цифровой грамотности преподавателей на основе занятий, внимание к цифровой этике. Кроме того, преподаватели должны уделять внимание умеренности при использовании новых технологий, а также не игнорировать основные принципы изучения иностранных языков. Повышение цифровой грамотности позволит преподавателям иностранных языков в вузах лучше адаптироваться к образовательным потребностям в эпоху искусственного интеллекта, а также воспитать высококлассных учащихся в области иностранных языков, обладающих инновацию и практическими способностями.
Ключевые слова: преподаватели иностранных языков вуза, цифровая грамотность, пути действия
Работа выполнена при поддержке проекта «Реформа образования провинцииХэйлунцзян Китая»(SJGZ20200014)
Актуальность исследования связана с тем, что 30 ноября 2022 года Министерство просвещения КНР разработало и выпустило стандарт «Цифровая грамотность учителей», призванный повысить осознание, компетентность и ответственность учителей в использовании цифровых технологий для оптимизации, инноваций и преобразования образовательной и преподавательской деятельности. 13 февраля 2023 года стандарт был публично опубликован на Всемирной конференции по цифровому образованию, что привлекло широкое внимание. В январе 2024 года в Шанхае прошла Всемирная конференция по цифровому образованию, на которой в качестве важной темы обсуждался вопрос повышения цифровой грамотности и компетентности учителей. 9 марта 2024 года министр просвещения КНР на пресс-конференции Всекитайского собрания народных
представителей отметил, что необходимо внедрить технологию ИИ во все процессы преподавания и управления образованием и воспитать большое количество учителей, обладающих цифровой грамотностью. Проекты говорят о том, что в процессе повышения квалификации учителей больше внимания уделяется цифровой грамотности.
Цель исследования - выявить пути повышения цифровой грамотности преподавателей иностранных языков в вузах.
Для достижения данной цели нами были поставлены следующие задачи:
- изучение сущности понятия «цифровая грамотность учителей»;
- анализ состояния цифровой грамотности преподавателей иностранных языков в вузах.
Методы исследования включают теоретические (анализ научной литературы, сравнение, обобщение теоретического и практического опыта учёных в данном направлении) и практические (посещение отличных занятий, на которых цифровая компетентность преподавателей интегрирована с дисциплинами).
Научная новизна исследования заключается в уточнении подходов к повышению цифровой грамотности преподавателей иностранных языков в вузах.
Теоретическая значимость исследования состоит в обогащении содержания понятия «цифровая грамотность учителей».
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты позволяют преподавателям иностранных языков повысить уровень цифровой грамотности и найти эффективное применение в цифровом обучении.
Сильное образование должно в первую очередь укреплять учителей, которые являются важной основой для продвижения цифрового образования, поэтому эффективное ускорение развития учителей в цифровую эпоху стало ключевой задачей в современном секторе образования. Высокий уровень цифровой грамотности преподавателей иностранных языков не только помогает преподавателям адаптироваться к развитию цифровой эпохи и инновационным изменениям в образовании, но и играет ключевую роль в развитии цифровой грамотности учащихся и воспитании высококлассных талантов.
Сущность понятия «цифровая грамотность учителей»
Цифровая грамотность учителей - это осознание, компетентность и ответственность учителей за надлежащее использование цифровых технологий для получения, обработки, использования, управления и оценки цифровой информации и ресурсов, выявления, анализа и решения образовательных и педагогических проблем, а также оптимизации, инновации и преобразования образовательной и педагогической деятельности [1].
1. Цифровое осознание
Цифровое осознание - это базовое осознание, которым должны обладать учителя для осуществления образовательной и преподавательской деятельности в цифровую эпоху:
- цифровое представление требует от учителей понимания влияния и проблем, связанных с быстрым развитием цифровых технологий на образование и преподавание;
- цифровое желание требует от учителей проявлять инициативу в проведении теоретических исследований и практических инноваций в области цифрового образования и преподавания;
- цифровая воля требует от учителей умения преодолевать трудности и проблемы, с которыми они сталкиваются при использовании ресурсов цифровых технологий и инноваций в методах обучения, и продолжать осуществлять практику цифрового образования и преподавания.
2. Знания и навыки в области цифровых технологий
Знания и навыки в области цифровых технологий - это прочный фундамент для глубокой интеграции цифровых технологий с образованием и преподаванием:
- знания в области цифровых технологий требуют от учителей понимания концепций и основных принципов некоторых распространенных цифровых технологий;
- навыки работы с цифровыми технологиями требуют от учителей умения выбирать соответствующее цифровое учебное оборудование, программное обеспечение или платформы в соответствии с потребностями образования и преподавания, а также уметь решать общие базовые технические проблемы.
3. Применение цифровых технологий
Цифровое применение воплощает в себе всестороннюю компетентность учителей осуществлять все виды цифрового преподавания и обучения, что является основным содержанием цифровой грамотности учителей:
- цифровое учебное проектирование, во-первых, требует от учителей умения разрабатывать цифровые учебные мероприятия на основе целей обучения; во-вторых, эффективного доступа, управления и производства цифровых образовательных ресурсов; в-третьих, умения создавать учебную среду, которая объединяет виртуальное учебное пространство и физическое;
- цифровое учебное внедрение требует от учителей умения использовать ресурсы цифровых технологий для упорядоченного проведения учебных занятий, повышения активности и интерактивной мотивации учащихся; умения использовать ресурсы цифровых технологий для регулирования и оптимизации учебного процесса в целом, а также для совершенствования учебного процесса на основе обратной связи с учащимися;
- цифровая оценка, во-первых, учителя должны уметь разумно выбирать и использовать цифровые инструменты для сбора данных об успеваемости учащихся; во-вторых, на основе сбора учителя должны уметь проводить анализ данных; наконец, уметь наглядно представлять и объяснять результаты анализа с помощью цифровых инструментов;
- цифровое совместное воспитание требует, чтобы учителя уделяли внимание развитию цифровой грамотности учащихся в педагогическом процессе, направляли учащихся на цифровое изучение и развивали у них цифровую социальную ответственность, чтобы учителя использовали ресурсы цифровых технологий для нравственного воспитания и расширяли пути воспитания людей.
4. Цифровая социальная ответственность
Цифровая социальная ответственность - это основное требование к моральным качествам учителей в цифровом обществе и необходимое условие для устойчивого развития цифрового образования:
- этические нормы закона требуют, чтобы учителя регулировали свое поведение в сети, разумно использовали цифровые продукты и услуги; в то же время учителя могут соблюдать порядок сетевого общения, поддерживать позитивную и здоровую сетевую среду, использовать сеть для распространения позитивной энергии и решительно противостоять ложной информации, нежелательной информации и вредным высказываниям;
- защита цифровой безопасности требует, чтобы учителя знали о цифровой безопасности, могли управлять и защищать личную и чужую информацию, чтобы избежать утечки данных, с другой стороны, могли защитить свои рабочие данные.
5. Профессиональное развитие
Под профессиональным развитием понимается компетенция учителей использовать цифровые технологии и ресурсы для непрерывного личностного развития и общего роста группы:
- цифровая подготовка требуют от учителей умения использовать ресурсы цифровых технологий для непрерывного обучения в соответствии с их личными потребностями, овладения предметными, методическими, технологическими и педагогическими знаниями; умения анализировать, осмысливать и совершенствовать собственную учебную практику; умения активно участвовать в веб-обучении, показательных занятиях, обмене опытом;
- цифровые педагогические исследования и инновации требуют от учителей умения активно проводить исследования для решения ключевых вопросов цифрового обучения.
Пять аспектов цифровой грамотности учителей представляют собой органичное целое, взаимосвязанное и взаимодополняющее. Цифровое осознание учителей - это основа для повышения цифровой грамотности, определяющая степень восприятия и отношение учителей к цифровому образованию, а также необходимое условие для того, чтобы учителя могли осуществлять образование и преподавание в цифровую эпоху. Знания и навыки в области цифровых технологий напрямую влияют на то, как учителя интегрируют информационные технологии с учебными курсами и поддерживают реформу образования. Применение цифровых технологий подразумевает, что учителя используют цифровые технологии для оптимизации, инновации и преобразования педагогической деятельности, и является основным элементом реализации цифрового образования, а также наглядным представлением их цифровой грамотности. Цифровая социальная ответственность подчеркивает обязанности, которые учителя должны взять на себя в цифровую эпоху, такие как защита частной жизни учащихся и поддержание безопасности сети, что является фундаментальной гарантией для учителей в проведении цифрового образования, которое является справедливым и инклюзивным, открытым и совместным. Профессиональное развитие способствует тому, чтобы учителя лучше адаптировались к потребностям высококачественного развития образования в цифровую эпоху посредством непрерывного обучения и практики.
Состояния цифровой грамотности преподавателей иностранных языков вуза
В настоящее время китайское образование в области иностранных языков находится в критическом периоде коннотативного и качественного развития, а цифровая грамотность преподавателей иностранных языков должна справиться с проблемами отставания в концепции, недостаточной компетентности и отсутствия методов.
1. Отставание в концепции
Некоторые преподаватели иностранных языков в вузах не обладают достаточными знаниями и осознанием о цифровой грамотности, что приводит к значительным ограничениям в применении цифровых технологий в образовательной и преподавательской практике. Некоторые преподаватели придерживаются традиционных концепций и не имеют правильного понимания о преимуществе и эффекте цифрового обучения, что приводит к более эксклюзивному применению цифровых средств. Некоторые преподаватели переоценивают соотношение «затраты - выпуск», считая, что продвижение цифровой трансформации образования требует от преподавателей много времени и сил на обучение и практику, но при этом трудно добиться более заметных результатов в краткосрочной перспективе, что накладывает дополнительную нагрузку на работу преподавателей. Особенно когда речь идёт о преподавателей иностранных языков, на которых возложена большая ответственность по преподаванию и исследовательской работе. Это увеличивает нагрузку по подготовке учебных ресурсов и проектированию учебных деятельностей перед занятиями. Хотя некоторые преподаватели объективно видят ценность повышения своей цифровой грамотности, но не готовы проявить инициативу и попытаться изменить собственные методы обучения и участвовать в подготовке цифровой грамотности, что приводит к непринятию инноваций цифрового обучения. Концепция - это предвестник реформы, и отставание в концепции о готовности цифровой грамотности сильно влияет на эффективность повышения цифровой грамотности преподавателей иностранных языков.
2. Недостаток компетентности
Первая проблема заключается в срочной необходимости улучшения способности применять информационные технологии. Судя по нынешней ситуации
с обучением иностранных языков, многие преподаватели не могут гибко и умело использовать цифровые инструменты для поддержки своей педагогической деятельности, не продемонстрирован расширяющий эффект технологий на способ и метод преподавания, а средства обучения не интегрированы должным образом с лингвистическим интеллектом. Хотя большинство преподавателей иностранных языков в вузах овладели базовыми умениями работы с компьютером, еще есть возможности для совершенствования навыков применения информационных технологий на более высоком уровне, например, анализ данных с помощью новых технологий. Некоторые преподаватели ограничены своими навыками применения цифровых технологий и с трудом адаптируются к технологической среде цифрового обучения, что приводит к большему сопротивлению изучению цифрового обучения. Во-вторых, существуют также недостатки в разработке цифровых учебных программ. В цифровой среде нужны такие курсовые проекты, которые бы в большей степени соответствовали цифровым возможностям. Однако в настоящее время компетентности большинства преподавателей иностранных языков к разработке цифровых курсов относительно слабы: с одной стороны, механизм развития цифровой грамотности преподавателей иностранных языков еще не отлажен, и преподаватели в основном получают соответствующую подготовку через спорадические онлайн-подготовки, лекции экспертов, а трансформация теоретических знаний в навыки преподавания неэффективна; с другой стороны, недостаточность качественных учебных ресурсов, особенно специализированных языковых курсов, в определенной степени влияет на мотивацию преподавателей к совершенствованию своих цифровых навыков. Преподавателям иностранных языков необходимо срочно повышать свою цифровую грамотность, чтобы способствовать цифровой трансформации образования и глубокой интеграции цифровых средств с обучением иностранным языкам.
3. Отсутствие методов
Методов цифрового обучения также недостаточно. Хотя некоторые преподаватели иностранных языков вуза уже начали использовать цифровые технологии для преподавания, но большинство из них по-прежнему используют только информационный метод, который ограничивается слайд-шоу. Более инновационные и интерактивные методы, такие как виртуальные ситуации и онлайн-со-трудничество, все еще не получили широкого распространения. В ходе обучения иностранным языкам большинство цифрового учебного оборудования не используется в полной мере. Аудитория с проектором по-прежнему является обычной картиной преподавания иностранных языков, а новое оборудование и инструменты не используются. Более того, цифровое учебное оборудование применяется просто ради использования, а преподаватели игнорируют динамическую настройку и согласование методов и средств обучения с учебным оборудованием, в результате чего процесс обучения становится механическим, при котором не придается нужного значения учебе.
Таким образом, интерес представляют указанные выше ключевые факторы, которые могут определять уровень цифровой компетентности. Именно эти факторы должны учитываться при повышении квалификации преподавателей в области цифровых технологий [2].
Пути действия
Именно цифровая грамотность является необходимым условием профессионального совершенствования в области внедрения цифровых технологий в образовательный процесс. Чтобы облегчить реальное затруднительное положение, в котором нередко оказываются преподаватели иностранных языков вуза при повышении своей цифровой грамотности, рассмотрим основные пути действий.
1. Стимулирование самостоятельного развития цифровой грамотности преподавателей
Продвижение цифровой грамотности среди преподавателей иностранных языков требует пробуждения их профессионального самосознания. Преподаватели должны понимать, что развитие цифровой компетентности - это пожизненный, динамичный и гибкий процесс, и преподаватели должны сами управлять своим развитием в цифровой среде. Отношение к поиску новых знаний и навыков имеет первостепенное значение для обучения, и педагоги обязаны осознать возможность и необходимость своей работы с цифровыми технологиями. Цифровые технологии внедряются в образовательную сферу для развития и прогресса учащихся, в связи с чем преподаватели должны быть открыты для использования технологий, рационально и всесторонне оценивать их условия и ограничения для расширения возможностей образования и воспитания.
Надо разрушить дилемму «поклонения технологиям» и «страха перед технологиями». Восприятие людей влияет на их поведение, преподаватели не только избегают слепоты «поклонения технологиям», но и преодолевают оковы «страха перед технологиями», а также устанавливают правильную концепцию использования технологий в качестве инструмента для воспитания учащихся. Прежде всего, преподаватели должны отказаться от концепции «поклонения технологиям». Студенты - личности с жизненным самосознанием, и заботиться о них может только носитель жизни, а не холодная машина. Концепции преподавателей будут незаметно влиять на студентов, то, как они относятся к технологиям, как их используют, будет отражаться на студентах соответствующим образом. Во-вторых, преподаватели должны избавиться от концепции технофобии, цифровые технологии могут способствовать их освобождению, чтобы они были свобод-
ны от повторяющейся механической работы, избавились от тяжелого бремени и могли выполнять учебную работу более эффективно.
Преподаватели должны нести ответственность и миссию цифровой трансформации образования, осознать, что цифровая грамотность связана не только с их собственным профессиональным развитием, но и с развитием вуза и всего педагогического коллектива.
2. Проведение специализированных подготовок
Готовность цифровой грамотности преподавателей должна сочетать в себе онлайн и офлайн, физические и виртуальные ситуации, преподавание и практику, технологии и этику, чтобы помочь преподавателям обновить свои представления о цифровом образовании, реализовать интеграцию и инновации информационных технологий с обучением на практике и в исследованиях, а также внести вклад в продвижение цифровой трансформации образования. Вузы должны опираться на цифровую среду для создания цифрового учебного сообщества, которое преодолевает ограничения времени и пространства, и проводить регулярные мероприятия по общению, обмену и сотрудничеству между преподавателями, чтобы постепенно сформировать интерактивную и симбиотическую обучающую экологию. Преподавание рассматривается как командная деятельность, и преподаватели больше не ограничиваются сотрудничеством с преподавателями в своем вузе, а осуществляют межрегиональные обмены и совместную работу и даже формируют непрерывное и совместное онлайн-сообщество профессионального обучения с педагогами по всему миру; содействуют обменам и семинарам по цифровым технологиям и квалификациями преподавателей, сочетают развитие цифровой грамотности преподавателей с их профессиональной компетентностью в своих дисциплинах и способностью преподавать. Это позволит оптимизировать пути профессионального роста преподавателей, тем самым обеспечив поддержку персонализированного, разнообразного и высококачественного цифрового обучения в цифровом контексте, а также способствуя сбалансированному развитию образования.
В то же время повышение цифровой грамотности преподавателей должно быть ориентировано на «людей». С одной стороны, преподаватели должны стоять на высоте воспитания людей, чтобы концепция цифрового образования стала движущей силой для продвижения инноваций в учебной программе, реформы занятий и трансформации режима воспитания на практике образования и обучения, чтобы достичь одновременного развития с цифровыми технологиями, которые служили бы воспитанию людей. В процессе изучения интеграции цифровых технологий с образованием и обучением, нужно следовать основным законам образования и обучения в соответствии с потребностями учащихся в физическом и психическом развитии, чтобы избегать неправильного использования технологий.
Кроме того, развитие цифровой грамотности должно стимулировать инициативу преподавателей по осмыслению применения технологий и проводить углубленное осмысление применения технологий в течение всего процесса обучения, чтобы учителям стало ясно, как эффективно использовать технологии в преподавании и обучении, как обновленные и новые технологии могут расширить возможности преподавания, как изучить способы интеграции и инновации технологий и преподавания, чтобы повысить степень самонаблюдения и восприятия преподавателей и регулярно повышать уровень цифровой грамотности.
3. Проверка уровня цифровой грамотности преподавателей на основе занятий
Занятия всегда проверяют уровень обучения преподавателей. Их настоящий уровень преподавания неизбежно проявляется на занятиях. Перед беспрецедентными вызовами преподавателям иностранных языков необходимо превратиться из традиционных преподавателей, опирающихся на знания, во всесторонне развитых преподавателей-новаторов, сочетающих в себе предметную грамотность, цифровую грамотность и грамотность в области образовательных технологий. Во-первых, преподаватели должны обладать хорошими навыками поиска и обработки информации, уметь быстро и точно собирать научно-исследовательские достижения и учебные ресурсы, связанные с иностранными языками. С одной стороны, преподаватели должны создавать учебные и прикладные ситуации, разрабатывать персонализированные цифровые учебные мероприятия, отбирать, организовывать и интегрировать соответствующие цифровые ресурсы, принимая во внимание собственные концепции преподавания и индивидуальные потребности учащихся. По возможности преподаватели могут создавать собственные цифровые ресурсы и включать их в хранилища данных для совместного использования. С другой стороны, преподаватели должны в полной мере использовать педагогический интеллект и уметь применять образовательное программное обеспечение и онлайновые учебные платформы для разработки и проведения виртуальных занятий иностранных языков, а также для расширения сферы и форм культурного опыта учащихся с целью улучшения их общения и взаимодействия. Использование цифровых технологий в профессиональных курсах иностранных языков позволяет преобразовать учебное содержание в коммуникативные сценарии, которые можно потрогать, пройти и интегрировать, обеспечить более разнообразные виды обучения, повысить ситуативность и реальность интерактивного опыта, углубить понимание знаний, улучшить способность переноса и применения знаний, содействовать конструированию знаний и повышению активности учащихся к учебной деятельности. Например, в преподавание внедряются технологии виртуальной реальности для создания
яркой и реалистичной иммерсивной учебной среды, чтобы студенты могли улучшить свою память и углубить лингвистическое и культурное понимание стран и регионов изучаемых языков.
Гуманитарные предметы по специальности иностранных языков должны использоваться в качестве краеугольного камня для укрепления системы гуманитарных знаний студентов и в то же время пересекать соответствующие теоретические знания с цифровыми технологиями, уделяя особое внимание систематическому характеру структуры знаний, а также открытости цифрового обучения и исследований [3, с. 15], чтобы студенты могли полностью понять литературу, лингвистику, историю и культуру, страноведение и регионоведение в цифровой среде, а также овладеть методами объединения своих дисциплин с компьютерными знаниями, расширить свой научный кругозор и стимулировать учебную инициативу и творческий потенциал.
Преподаватели также должны обладать способностью оценивать цифровое образование. При поддержке цифровых технологий система анализа и оценки образования станет более интеллектуальной, быстрой и всеобъемлющей. Во-первых, на основе цифровых технологий расширяется содержание оценки, применение интеллектуальной системы тестирования, контрольных работ и экзаменов для анализа готовности учащихся к знаниям, способности к учебе, стиля обучения; оценить навыки мышления более высокого порядка, такие как творчество, сотрудничество и критическое мышление; во-вторых, на основе интеллектуальных технологий достигаются персонализированная, комплексная и процессуальная оценка, чтобы направлять учащихся на эффективное и индивидуальное обучение. Наконец, на основе системы сбора и анализа больших данных можно получить точные результаты оценки, извлечь общие и индивидуальные характеристики, сделать количественный и качественный контроль и оценку системы учебных планов и качества преподавания более систематическими, научными и точными, а также качественные показатели оценки будут постоянно оптимизироваться и совершенствоваться. Динамический мониторинг и сопутствующая оценка качества преподавания на основе мультимодальных данных способствуют своевременной корректировке стратегий преподавания, совершенствованию методов преподавания, осуществлению индивидуального воспитания и образования, а также постоянному повышению качества преподавания и эффективности воспитания.
4. Внимание к цифровой этике
Чтобы обеспечить здоровую цифровую экосистему и безопасность цифровых технологий, преподаватели иностранных языков также несут ответственность за обеспечение информационной безопасности. Что касается университетских секретов и личной жизни учащихся, преподаватели должны следить за тем, чтобы они не разглашались и не становились достоянием общественности. В исследовательской деятельности преподавателям необходимо повышать свое осознание о цифровой ответственности, в процессе сбора данных и отбора материалов необходимо соблюдать права интеллектуальной собственности
Библиографический список
и обеспечивать безопасность информационных материалов. Преподаватели также должны быть проводниками для студентов и укреплять их социальную ответственность. Студенты переживают критический период в формировании своего мировоззрения, взглядов на жизнь и ценностей и им не хватает знаний о негативном влиянии сети и мерах предосторожности. Преподаватели должны усилить ценностную ориентацию студентов, особенно соблюдать баланс между использованием технологий и гуманистической заботой, чтобы технологии действительно служили развитию студентов.
Кроме того, преподаватели должны уделять внимание умеренности при использовании новых технологий, а также не игнорировать основные принципы изучения иностранных языков [4, с. 727]. Изучение иностранного языка -это спиральный процесс непрерывной тренировки и применения. Учащиеся должны сначала понять смысл входного материала, затем обратить внимание на его форму, преобразовать входной материал в усвоенное содержание и далее осмыслить его как часть собственной языковой системы, в конечном итоге сформировав выходной материал. Преподаватели используют эвристические методы обучения, чтобы полностью мобилизовать когнитивную глубину учащихся, поощряют групповое взаимодействие, способствуют взаимному обучению, помещают повторяющиеся упражнения в контекстуальное обучение благодаря всестороннему участию глаз, ушей, рук и мозга, создают подходящую основу, позволяющую учащимся овладеть языком в надлежащей и постепенной манере. Не все технологии подходят для всех ситуаций обучения и групп учащихся. В основе цифровой дидактики находятся традиционные принципы обучения, но благодаря современным технологиям они дополняются [5, с. 104]. Преподавателям необходимо выбирать подходящие технологические инструменты в соответствии со своими учебными потребностями и особенностями учащихся, а также разумно контролировать частоту и степень использования. Чрезмерное использование технологий может увеличить учебную нагрузку на студентов и повлиять на формирование их понимания и навыков мышления.
Учителя - это «мягкая сила» развития цифрового образования, а цифровая грамотность - важный способ содействия профессиональному росту преподавателей иностранных языков в вузах. Если преподаватели иностранных языков будут равнодушны к ИИ и придерживаться старых методов, это, скорее всего, приведет к профессиональной изоляции преподавателей. Новой эпохе нужны умные учителя и учителя-новаторы, идущие в ногу со временем. Преподаватели должны с энтузиазмом воспринять новую технологию ИИ, активно применять ее на практике, понимать ее преимущества и недостатки, глубоко размышлять о ней, внедрять новую технологию в систему обучения иностранным языкам и добиваться высококачественных результатов в области обучения иностранным языкам с помощью ИИ, чтобы вывести развитие образования в области иностранных языков на новый уровень реформ, способствовать цифровой трансформации образования и высококачественному развитию образования.
1. Проект Министерства просвещения «Цифровая грамотность учителей» Available at: https:// www. gov. cn/zhengce/zhengceku/2023-02/21/con- tent_5742422. Htm
2. Ковчур С.А. Формирование цифровых компетенций преподавателей в условиях реализации программы повышения квалификации. Available at: https://clck.ru/3AWPV5
3. Нин Ц. Размышления и исследования в области иностранных языков при помощи цифровых гуманитарных наук. Сообщество иностранных языков. 2023; № 1: 12-17.
4. Вэнь Ц. Произведет ли обучение иностранным языкам в эпоху искусственного интеллекта разрушительную революцию? Современный иностранный язык. 2024; № 5 (47): 722-731.
5. Бурина Е.В. Принципы обучения иностранному языку в процессе применения технологий искусственного интеллекта. Мир науки, культуры, образования. 2024; № 5 (108): 104-106.
References
1. Proekt Ministerstva prosvescheniya «Cifrovaya gramotnost' uchitelej» Available at: https:// www. gov. cn/zhengce/zhengceku/2023-02/21/con- tent_5742422. Htm
2. Kovchur S.A. Formirovanie cifrovyh kompetencijprepodavatelej v usloviyah realizaciiprogrammy povysheniya kvalifikacii. Available at: https://clck.ru/3AWPV5
3. Nin C. Razmyshleniya i issledovaniya v oblasti inostrannyh yazykov pri pomoschi cifrovyh gumanitarnyh nauk. Soobschestvo inostrannyh yazykov. 2023; № 1: 12-17.
4. V'en' C. Proizvedet li obuchenie inostrannym yazykam v 'epohu iskusstvennogo intellekta razrushitel'nuyu revolyuciyu? Sovremennyj inostrannyjyazyk. 2024; № 5 (47): 722-731.
5. Burina E.V. Principy obucheniya inostrannomu yazyku v processe primeneniya tehnologij iskusstvennogo intellekta. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2024; № 5 (108): 104-106.
Статья поступила в редакцию 14.11.24
УДК 378
Guz N.A., Cand. of Sciences (Economics), senior lecturer, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
Vlasenko V.D., student, Financial University under the Government of Russian Federation (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]
STATE SUPPORT OF EDUCATION, SCIENCE, CULTURE AND SOCIAL SPHERE. The realization of tasks to develop human capital is largely determined by the sufficiency of state support. State expenditures of "social orientation" contribute to the solution of national goals. The article analyzes the parameters of financial support of national projects of social orientation: "Education", "Demography", "Health Care", "Culture", "Science and Universities". The analysis of federal budget expenditures for social purposes is carried out both by functional sections and by program classification. The information base of the work is made up of normative-legal acts, information and analytical materials of the Ministry of Finance of Russia. The objective of the article is to determine the degree of influence of budgetary instruments on the preservation and development of human potential in Russia. The obtained results can be used not only by federal, but also by the authorities of the subjects of the Russian Federation, international organizations, groups of researchers specializing in the choice of instruments for regulating social processes, in particular, education, science, culture.
Key words: National Project "Education", National Project "Demography", National Project "Health Care", National Project "Culture", National Project "Science and Universities"