Игорь Войтов Александр Самусенко
Михаил Артюхин
заместитель председателя Государственного Комитета по науке и технологиям, доктор технических наук, профессор
заведующий отделом международного научно-технического сотрудничества и высших научных кадров БелИСА, кандидат физико-математических наук
руководитель Центра мониторинга миграции и научно-педагогических кадров Института социологии НАН Беларуси, кандидат философских наук
Развитие системы подготовки научных кадров высшей квалификации
Повышение качества подготовки высококвалифицированных специалистов по приоритетным направлениям государственной научно-технической и инновационной политики, оптимизация отраслевой структуры являются важнейшим условием обеспечения инновационного развития белорусской экономики и науки. Следует отметить, что система подготовки научных работников высшей квалификации постоянно расширяется. За последние годы аспирантуры были открыты в научных организациях и вузах отраслевых министерств и иных органов государственного управления (МВД, Минэнерго, Белэнерго, МЧС, Комчернобыль, КГБ, Комитет по архивам и делопроизводству и др.). Сейчас их суммарная численность достигла 119.
Развитие сети учреждений послевузовского образования, и ряд других факторов обеспечили за последнее десятилетие значительный рост численности обучающихся в республиканской аспирантуре. За период 1994—2005 гг. количество аспирантов в республике вы-
росло в 1,9 раза (с 2708 аспирантов в 1994 г. до 5042 в 2005 г.), причем абсолютный максимум был достигнут в 2002-м. результаты деятельности аспирантуры в нашей стране за период 1994—2005 гг. представлены в таблице 1.
численность аспирантов по республиканским органам государственного управления на начало 2006 г. распределялась следующим образом: в системе Минобразования обучалось 2993 аспиранта, или 59,4 % от их общего количества; в Национальной академии наук Беларуси — 717 аспирантов (14,2 %); в системе Минздрава — 308 (6,1 %), в системе Минсельхозпрода—283 (5,6 %); Минкультуры—189 (3,7 %) (таблица 2).
на начало 2006 г. 25,3 % слушателей обучались в аспирантурах научных учреждений, 74,7 % — высших учебных заведений. Удельный вес численности аспирантов, проходивших подготовку с отрывом от производства, в республиканской аспирантуре на начало 2006 г.
Таблица 1. Основные показатели деятельности аспирантуры в Республике Беларусь в 1994—2005 гг.*
1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Число учреждений, имеющих аспирантуру
Численность аспирантов
Прием в аспирантуру
Выпуск из аспирантуры, всего
в том числе с защитой диссертации
2708 953
627 54
94
3082 1140
601 45
95
3546 1320
663 36
100
4075 1483
727 35
103
4402 1572
885 56
105
4799 1708
942 57
110
5203 1824
1010 71
114
5591 1903
1110 84
123
6053 1993
1152 91
121
5964 1796
1232 100
119
5419 1511
1333 75
119
5042 1508
1296 74
Годы
в % к численности окончивших аспирантуру
8,6 7,5 5,4 4,8 6,3 6,1 7,0 7,6 7,9 8,1 5,6 5,7
* Рассчитано по данным стат. сб. «Наука, инновации и технологии в Республике Беларусь 2004». — Мн.: ГУ «БелИСА», 2005. С. 44; «О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 году». — Мн.: Минстат., 2006. С. 5.
Таблица 2. Численность аспирантов и эффективность аспирантуры в республиканских органах государственного управления в 2005 г.*
Органы государственного управления Численность аспирантов Выпуск из аспирантуры Принято в аспирантуру
о CD О ей о о заочно о CD с в о т и ^ а СО с ZT в о о заочно
Минобразования 2993 1879 1114 784 45 5,7 582 295
HAH Беларуси 717 530 187 211 3 1,4 172 49
Минздрав 308 206 102 84 15 17,9 74 15
Минсельхозпрод 283 223 60 63 4 6,3 67 14
Минкультуры 189 126 63 41 - - 47 25
Белкоопсоюз 46 34 12 16 - - 5 3
Минспорта 45 38 7 12 - - 12 3
мвд 34 34 - 12 2 16,7 12 -
Минприроды 6 5 1 - - - 4 -
Минстройархитектуры 11 4 7 6 - - 2 5
Организации при Президенте РБ 153 38 115 20 1 5,0 11 35
Другие органы госуправления 257 96 161 47 4 8,5 29 47
Всего по республике 5042 3213 1829 6 9 2 74 5,7 1017 491
* Рассчитано по данным стат. сб. «О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2005 году». — Мн.: Минстат., 2006. С. 8—10.
составлял 63,7 %. Сегодня в Беларуси на 100 исследователей приходится 29 аспирантов по сравнению с 9 аспирантами в 1994 г. (увеличение в 3,2 раза). Однако республиканская аспирантура при наличии положительных показателей ее развития имеет и определенные негативные тенденции. Как показал опыт предыдущей пятилетки, решить задачу оптимизации системы воспроизводства кадрового потенциала белорусской науки простым увеличением планов приема в аспирантуру и докторантуру нельзя. Это многофакторный процесс, требующий корректировки всех его элементов и звеньев.
Прежде всего отметим, что в развитии послевузовского образования сложились очевидные диспропорции, которые привели к дисбалансу спроса и предложения требуемых и подготавливаемых научных кадров высшей квалификации, функциональной невостребованности потенциала подготовленных специалистов не только в промышленной, но и в научной сферах.
Детально рассмотрим сложившиеся диспропорции в отраслевой структуре подготовки научных кадров высшей квалификации и основные тенденции их изменения за период 1994—2005 гг. (таблица 3). При среднем по всем областям наук увеличении численности аспирантов в 1,9 раза (с 2708 до 5042 человека) в области медицинских наук она выросла в 2,5 раза (с 106 до 268), сельскохозяйственных наук— 1,9 раза (с 125 до 237), технических — 1,4 раза (с 742 до 1023), естественных — 1,5 раза (с 554 до 723), общественных и гуманитарных наук — 2,4 раза (с 1181 до 2791 человека).
Во всех областях наук, кроме общественных и гуманитарных, численность аспирантов увеличилась в лучшем случае на несколько сотен человек. В сфере же общественных и гуманитарных наук этот показатель переходит уже в категорию тысяч. Так, согласно табл. 3, в области технических наук рост аспирантуры за период 1994—2005 гг. составил 384 человека; естественных — 169; сельскохозяйственных —112, а общественных и гуманитарных—1610 человек. Анализ свидетельствует, что наиболее востребованными сегодня являются специальности в сфере исторических, экономических, юридических, социологических и политических наук. Здесь рост численности аспирантов оказался особенно значительным, например по экономическим наукам за 1994—2005 гг. в 3,8 раза, юридическим — в 5,1 раза, политическим — в 4,2 раза. И напротив, количество аспирантов в области технических наук за последнее десятилетие увеличилось всего на 37,9 % а физико-математических и того меньше — только на 9,8 % В результате доля технических наук в общей численности аспирантов за период 1994—2005 гг. упала с 27,4 до 20,3 % , а общественных и гуманитарных, выросла с 43,6 до 55,4 %.
Следует отметить, что за 2000—2005 гг. несмотря на преобладание относительной доли аспирантов в области общественных и гуманитарных наук, их численность продолжала расти, особенно в экономической и юридической сферах. В то же время количество аспирантов в области естественных наук уменьшилось на 10,6 %, технических—на 9,1, сельскохозяйственных —на 4,4. Все это привело к тому, что в 2005 г. в общественных и гуманитарных науках число аспирантов оказалось большим, чем в естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных вместе взятых. Например, в области химических наук в настоящее время обучается всего 84 аспиранта, в то время как в сфере юридических наук—308, филологических—406, педагогических—448 человек. Тем самым мы можем констатировать, что при неоспоримом приоритете инновационного пути развития белорусской экономики подготовка кадров высшей квалификации в значительной степени ориентирована на общественную сферу. В обозримом будущем это может отрицательно сказаться на эффективности целого ряда отраслей реального сектора экономики. Поэтому сегодня очевидна необходимость смещения акцентов в сторону подготовки кандидатов и докторов наук в области естественных, технических, медицинских и сельскохозяйственных наук.
Сложившиеся диспропорции в республиканской аспирантуре непосредственно сказываются на отраслевой структуре защищаемых диссертаций. Если среди присужденных Высшей Аттестационной комиссии (ВАК) в 2004 г. степеней доктора наук гуманитарии не так заметно преобладали над техническими и естественными науками (гуманитарные — 27,6 %, технические — 24,1 %, физико-математические — 15,5 %), то среди присужденных степеней кандидата наук их преобладание весьма существенно. В количественном выражении это выглядит таким образом: в области гуманитарных наук—38,6 %, технических — 17,1, физико-математических — 8, биологических — 6, химических — 2 % (рис. 1).
Результативность деятельности республиканской аспирантуры (удельный вес численности аспирантов, окончивших подготовку с защитой диссертации) продолжает оставаться крайне низкой. В 2004 г. только 5,6 % выпускников окончили аспирантуру с защитой диссертации, в то время как в 2003 г. — 8,1 % Показатели эффективности аспирантуры в разрезе республиканских органов государственного управления и иных организаций представлены в таблице 2. Как видим из данных этой таблицы, в Минздраве этот показатель составил 11,4 %, Минобразования — 6,5, Минсельхозпроде—4,5, Национальной академии наук Беларуси — 3,1. Если рассмотреть динамику данного показателя за последнее десяти-
№4(38)_2006 НАУКА И ИННОВАЦИИ
65
летие, то по республиканской аспирантуре он колеблется в диапазоне 5,4—8,6 %, а по аспирантурам отраслевых министерств—от 40 до 2 %. Например, в учреждениях Минздрава это 9,8—39,5 %, Минобразования 5,1—9,3 % НАН Беларуси — 1,9—8,1 %
Анализ данных ВАК показывает, что значительное количество диссертаций защищается в течение года после завершения аспирантуры, в среднем на них ежегодно приходится около 13 % защит. Впрочем, для полноты картины следует отметить, что почти половина ежегодно утверждаемых ВАК диссертаций защищены соискателями, выполнявшими исследования самостоятельно, то есть вне аспирантуры. Об имеющихся проблемах подготовки научных работников высшей квалификации через аспирантуру говорит также и тот факт, что численность аспирантов, выбывающих до окончания срока обучения, составляет в среднем 12 %. Например, в 2004 г. досрочный отток из аспирантуры составил 744 человека, или 13,7 % от их общей численности.
Следует также отметить и проблему качества подготовки научных работников высшей квалификации. она, в частности, выражается в таком показателе, как доля отклоненных ВАК диссертаций. В 2004 г. она равнялась 11,4 % для докторских (15 диссертаций) и 2,9 %—для кандидатских (22 диссертации). с учетом того, что еще по 3 докторским и 9 кандидатским диссертациям отрицательные решения приняты советами по защите диссертаций, в целом процент отклоненных в 2004 г. докторских и кандидатских диссертаций составил соответственно 13,4 и 4 %. Это в 3 раза превышает аналогичные показатели 2003 г. по докторским диссертациям и в 2,4 раза — по кандидатским. отметим, что среди докторских диссертаций по гуманитарным наукам процент отклоненных ВАК работ составил 25,6 %. Причем по юридическим и историческим наукам этот показатель составил 50 %, по философским и социологическим — 33,3 %, по педагогическим — 30 %. Негативные тенденции в развитии системы послевузовского образования указывают на необходимость реформирования сложившейся в республике системы планирования подготовки аспирантов и докторантов. В основу новых подходов формирования государственной кадровой политики в научно-технической сфере должны быть положены принципы целевой подготовки кадров, которые были сформулированы в Концепции государственной кадровой политики Республики Беларусь (утверждена Указом Президента Республики Беларусь от 18.07.2001 г. № 399), Указе Президента Республики Беларусь от 5.07.2002 г. № 362 «О дополнительных мерах государственной поддержки науки» и Государственной программе «Научные кадры» (утверждена постановлением совета Министров Республики Беларусь от 22.02.2002 г. № 240).
Таблица 3. Динамика численности аспирантов по областям наук за период 1994—2005 гг.*
Области наук 1994 г. 2000 г. 2005 г.
Численность аспирантов (чел.) Уд. вес (%) Численность аспирантов (чел.) Уд. вес (%) Численность аспирантов (человек) Уд. вес (%)
2708 100,0 5203 100,0 5042 100,0
554 20,5 809 15,6 723 14,3
742 27,4 1126 21,6 1023 20,3
125 4,6 248 4,8 237 4,7
106 3,9 240 4,6 268 5,3
1181 43,6 2780 53,4 2791 55,4
* Рассчитано по данным стат. сб. «Наука Республики Беларусь 1996». — Мн. 1997. С. 34; «Наука и инновации в Республике Беларусь 2003»; Подг. Тамаше-вич В.Н. и др. — ГУ «БелИСА». — Минск, 2004. С. 41; «О работе аспирантуры и докторантуры Республики Беларусь в 2004 г.» — Министерство статистики и анализа Республики Беларусь. Мн., 2006. С. 13—14.
В соответствии с декретом Президента Республики Беларусь от 29 октября 2004 г. № 11 «О внесении дополнений и изменения в Декрет Президента Республики Беларусь от 5 марта 2002 года № 7» на Государственный комитет по науке и технологиям возложены функции по планированию подготовки научных работников высшей квалификации в целом по стране и по отраслям науки, распределению средств республиканского бюджета, выделяемых на их подготовку, контролю за рациональным их расходованием и реализацией результатов научных исследований. Перед ГКНТ и другими органами государственного управления ставится задача переориентации системы послевузовского образования на целевую подготовку научных работников высшей квалификации на основе государственного заказа. Первые шаги в этом направлении уже сделаны. ГКНТ совместно с НАН Беларуси, Минобразованием, ВАК и Минфином разработал Положение о порядке планирования, финансирования и контроля подготовки научных работников высшей квалификации, которое утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.04.2005 г. № 432.
Переход к целевой подготовке научных кадров высшей квалификации позволит существенно повысить эффективность использования кадрового потенциала науки на основе его последовательного обновления за счет привлечения и закрепления талантливых молодых ученых и специалистов, а также сконцентрировать основную часть высококвалифицированных научных специалистов на приоритетных направлениях фундаментальных и прикладных исследований. Решение этой задачи требует скоординированных действий различных государственных органов управления и научно-образовательных структур.
Степени доктора наук
Степени кандидата наук
Рис. 1. Распределение присужденных ВАК в 2004 г. степеней доктора и кандидата наук по областям наук
Всего
Естественные Технические Сельскохозяйственные Медицинские
Общественные и гуманитарные