ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15167
УДК 37.026.9
Зиновкина Милослава Михайловна,
доктор педагогических наук, профессор, мастер ТРИЗ, г. Москва [email protected]
Мирошник Елена Владимировна,
доктор психологии, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
ФМБЦ им. Бурназяна, г. Москва
Утёмов Вячеслав Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский
государственный гуманитарный университет», г. Киров
Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ
Аннотация. В статье описываются феномен системологического мышления и методика его развития в рамках психолого-педагогической технологии многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновки-ной. В методике выделяются эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации и их блоковая структура.
Ключевые слова: компьютерная интеллектуальная поддержка, креативная педагогика, НФТМ-ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, задачи открытого типа. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Традиционный процесс обучения в общеобразовательном учреждении, построенный на объяснительно-иллюстративных методах, ориентирован на оперирование конкретными объектами реальной действительности или их готовыми моделями. Мыслительная деятельность учащихся в процессе такого обучения направлена на решение существенно упрощенных, искусственных учебных задач, а потому не получает стимула к развитию мышления, необходимого для успешного взаимодействия с реальными системно организованными объектами и явлениями [1]. Существенное изменение способов мышления школьников возможно при организации обучения на основе современных мыследеятельностных концепций (Ю. В. Громыко), где основной акцент ставится не на усвоении конкретных знаний, а на создании таких условий, при которых будет наиболее эффективно формироваться мышление учащихся. Одним из важнейших условий формирования системного мышления в обучении, по-видимому, является использование «ориентировки по системному типу» (З. А. Решетова) при изучении сложного материала некоторых учебных дисциплин. Несмотря на то что элементы системологического подхода присутствуют в содержании большинства школьных дисциплин, формирование основ системного мышления учащихся осуществляется стихийно. В то же время педагог может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системологического мышления.
Системология - научное направление, оформившееся в первой половине XX в. Б. Ш. Флейшман более 30 лет назад определил системологию как теорию сложных систем; фундаментальную инженерную науку, устанавливающую общие законы потенциальной эффективности сложных материальных систем как технической, так и
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
биологической природы [2]. Системологическая теория совершенствуется, разрабатываются новые инструменты формализации. Наиболее формализованные разделы общей теории систем выделились в отдельные производные и формализованные направления (кибернетика, теория управления и др.), получив широкое практическое применение. Более поздние версии системологии оперируют собственными понятиями, разработанными и ассоциированными с системологической аксиоматикой. Благодаря этому появляется возможность подвергнуть методологической систематизации и анализу сложно формализуемые, разнокачественные объекты, в частности, широкий спектр социологических тенденций и факторов, имеющих преимущественно междисциплинарный характер [3].
С опорой на результаты обобщения концепций обучения, результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования - непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ). Эта целостная психолого-педагогическая система имеет целями непрерывное формирование системного многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов, а в итоге - развитие творческой личности.
Остановимся на основных концептуальных положениях НФТМ-ТРИЗ [4].
1. Становление креативной личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам, постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, содержанию деятельности и социально-экономическим условиям, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека - от рождения до конца жизни.
2. Креативное образование является многоуровневой системой и включает подсистемы дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального обучения молодежи, послевузовского и дополнительного образования специалистов, а также саморазвития пожилых граждан (университет 3-го возраста).
3. Становление креативной личности базируется на формировании и развитии опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала, характеризующегося владением профессиональной квалификацией и методологией профессионального творчества, развитием творческого мышления и креативных личностных качеств.
4. Тесная взаимосвязь между становлением креативной личности и обеспечивающим его креативным образованием реализуется посредством их зависимости от уровней сформированного профессионально-творческого потенциала обучаемого как уровней его готовности к выполнению профессиональной творческой деятельности.
5. Интеграция указанных проблем осуществляется соответствующей отраслью педагогики - креативной педагогикой, предметом которой являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования, т. е. в процессе общего образования, освоения профессий и специальностей, профессиональной самоактуализации.
Уже более 10 лет реализуется теория и практика современного многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ - система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач. Под руководством М. М. Зиновкиной создана научно-педа-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
гогическая школа, развивающая основные научные направления современного креативного образования. Характеристики системы НФТМ-ТРИЗ по классификации Г. К. Се-левко приведены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (по классификации Г. К. Селевко)
Параметр классификации Содержание
По уровню применения Общепедагогическая
По философской основе Антропоцентрическая
По основному фактору развития Психогенная
По ориентации на личностные структуры Операционно-мыслительные умения
По организационным формам Классно-урочная, групповая, творческие группы, индивидуальная, лабораторно-компьютерный практикум
По концепции усвоения Развивающая (творческий уровень)
По характеру содержания Общеобразовательная, гуманистическая, профессиональная
По подходу к обучаемым Педагогика сотворчества
По преобладающему методу Развивающая (творческое многоэкранное системное мышление и творческие способности)
По категории обучаемых Дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, учреждения начального и среднего профессионального образования, вузы, академии, учреждения дополнительного и послевузовского повышения квалификации
Методологические, методические и технологические основы системы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина) составляют:
- ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера;
- РТВиФ - методология развития творческого воображения и фантазии как подсистема ТРИЗ;
- ТРТЛ - теория развития творческой личности как подсистема ТРИЗ;
- ПАСАО - проблемно-алгоритмическая система активного обучения М. М. Зи-новкиной;
- СЗОТ - система задач открытого типа для развития креативности В. В. Утёмова [5];
- ИСО - интегрированная система обучения по научно-педагогической концепции Н. Г. Хохлова;
- многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании Р. Т. Гареева;
- КИП - система компьютерной интеллектуальной поддержки мышления Р. Т. Гареева, М. М. Зиновкиной;
- конкурентология - технологии творческого саморазвития конкурентоспособности В. И. Андреева;
- модель формирования конкурентоспособности С. П. Андреева;
- ППС - психолого-педагогическое сопровождение развития профессионально-творческого потенциала.
Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
Одним из направлений работы в НФТМ-ТРИЗ является целенаправленное развитие системологического мышления.
За последние два десятилетия кардинально изменилось наше общество: из индустриального оно стало информационным. Ускоряющийся научно-технический прогресс с его лавинообразным ростом потока информации и ее быстрым старением, с бурным развитием электроники, новыми научными открытиями во всех областях знания, ускоренным развитием новых информационных технологий и их быстрой сменой привели к тому, что возникла острая конкуренция на рынке как продукции, так и интеллектуального труда, нестабильность психических состояний и здоровья личности. И как следствие последнего, у психологов стала ощущаться явная недостаточность в использовании методических наработок для эффективного решения новых проблем.
В этих сложных условиях изменилась и парадигма - система взглядов на психологию. Пришло понимание, что психология должна стать инструментальной креативной психологией, что она должна дать в руки психологам современные интеллектуальные инструменты и креативные психологические технологии развития адаптивных способностей личности, методов преодоления стереотипного мышления, выхода на нестандартные оригинальные решения проблем, что приведет к физическому, психическому развитию личности, т. е. реализации здоровьесберегающей стороны обучения.
В НФТМ-ТРИЗ системологическое мышление - это мышление, основанное на системном мышлении и мышлении, оперирующим массивом системологических понятий. Системологические понятия делят на три группы:
- понятия, описывающие строение систем: элемент, целостность, связь;
- понятия, описывающие функционирование систем: функция, устойчивость, равновесие, обратная связь, управление, гомеостаз, самоорганизация;
- понятия, описывающие процессы развития систем: генезис, становление, эволюция.
Системологическое мышление - это особый стиль мышления, который расширяет сознание человека и дает ему большие преимущества, а также является здоровьесберегающим условием.
Методика развития системологического мышления в НФТМ-ТРИЗ базируется на идеях теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и интеграции психологии и педагогики - креативной психологии М. М. Зиновкиной и Е. В. Мирошник. Целью креативной психологии является бесконфликтная адаптация в общении и саморазвитии личности.
Формирование системологического мышления может проходить в управляющей среде мобильной связи (патент № 2337408 от 27.10.08, Р. Т. Гареев, М. М. Зиновкина, Е. В. Мирошник «Способ дистанционного обучения») или через систему развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа (патент № 88803 от 16.05.2014, В. В. Утёмов «Развитие креативности учащихся»).
В методике развития системологического мышления предлагаем выделить эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации (см. табл. 2). Коммуникативные средства адаптации соответствуют аналитическому, прагматическому, идеалистическому, реалистическому, синтетическому стилям. Другие средства адаптации включат саногенный и творческий стили, что и способствует эффективному развитию. Развитое системологическое мышление проявляется в бесконфликтной адаптации личности к проблемной ситуации. Это обеспечивает саморазвитие и самореализацию личности, а также качество ее жизни. Этот способ обучения адаптации к проблемной ситуации (к стрессу) является универсальным.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
Таблица 2
Средства адаптации в системологическом мышлении
Системологическое мышление
Эмоциональные средства адаптации Коммуникативные средства адаптации Креативные средства адаптации
- Саногенный стиль - Аналитический стиль - Реалистический стиль - Прагматический стиль - Синтетический стиль - Идеалистический стиль - Творческий стиль
Формирование системного стиля реализуется посредством инновационной креативной психологической технологии освоения системного стиля мышления, что является результатом осознания и синтеза семи стилей мышления: саногенного, аналитического, реалистического, прагматического, синтетического, идеалистического и творческого.
В методике развития системологического мышления в НФТМ-ТРИЗ выделяют блоковую структуру.
Блок 1. Саморазвитие эмоциональной компетентности. Саногенный стиль мышления. Обучение предусматривает осознание личностью механизма управления эмоциями за счет освоения саногенного стиля мышления и саногенной рефлексии.
Блок 2. Саморазвитие компетенций в коммуникациях через коммуникационные средства адаптации. В результате приобретается навык по определению познавательного (когнитивного) стиля мышления, своего и партнера.
Блок 3. Саморазвитие творческой компетентности через креативные средства адаптации. В блоке осваиваются инструменты преодоления инерции мышления, методы РТВиФ, ТРИЗ для целенаправленного поиска решений: методами разрешения противоречий, ИКР, шкалой «Креатив» и другими, а также методами случайного поиска решений МШ, МФО.
В результате целенаправленного развития системологического мышления прослеживается успешная адаптация личности к проблемной (стрессовой) ситуации, бесконфликтному общению, саморазвитию и результативности. Общими результатами внедрения методики развития системологического мышления можно назвать сформированные эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации.
Таким образом, предварительные результаты исследования показывают, что методика развития системологического мышления в НФТМ-ТРИЗ способствует бесконфликтной адаптации личности к решению проблемных (стрессовых) ситуаций.
Ссылки на источники
1. Сычев И. А., Сычев О. А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий: монография. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. - 161 с.
2. Флейшман Б. С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982. - 199 с.
3. Парахонский А. П. Системологический подход к решению междисциплионарных задач // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 8. - С. 79-80. - URL:
www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=4383.
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2013. - 212 с.
5. Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: решая задачи открытого типа: монография. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 186 с.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
Miloslava Zinovkina,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, TRIZ master, Moscow
Elena Miroschnik,
Doctor of Psychological Sciences, Candidate of Pedagogic Sciences, Moscow
Vyacheslav Utemov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair Pedagogy, Vyatka State University of
Humanities, Kirov
Development of systemological thinking in psychological and pedagogical technologies NFTM-TRIZ Abstract. The paper describes the phenomenon of systemological thinking and methods of its development in psycho-pedagogical technology of multi-tiered system of continuous creative education NFTM-TRIZ by M. Zinovkina. The methodology allocates emotional, communicative and creative means of adaptation and block structure.
Key words: computer intellectual support, creative pedagogics, NFTM-TRIZ, theory of inventive problem solving, open-type problem.
References
1. Sychev, I. A. & Sychev, O. A. (2011) Formirovanie sistemnogo myshlenija v obuchenii sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: monografija, FGBOU VPO “AGAO”, Bijsk, 161 p. (in Russian).
2. Flejshman, B. S. (1982) Osnovy sistemologii, Radio i svjaz', Moscow, 199 p. (in Russian).
3. Parahonskij, A. P. (2006) “Sistemologicheskij podhod k resheniju mezhdisciplionarnyh zadach”, Uspehi sovremennogo estestvoznanija, № 8, pp. 79-80. Available at: www.rae.ru/use/?section=con-tent&op=show_article&article_id=4383 (in Russian).
4. Utjomov, V. V., Zinovkina, M. M. & Gorev, P. M. (2013) Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauch-nogo tvorchestva: uchebnoe posobie, Izd-vo MCITO, Kirov, 212 p. (in Russian).
5. Utjomov, V. V. (2012) Razvitie kreativnosti uchashhihsja osnovnoj shkoly: reshaja zadachi otkrytogo tipa: monografija, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, 186 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 20.05.15 Получена положительная рецензия 23.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 23.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
6