ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
ART 15167
УДК 37.026.9
Зиновкина Милослава Михайловна,
доктор педагогических наук, профессор, мастер ТРИЗ, г. Москва nftm@vandex.ru
Мирошник Елена Владимировна,
доктор психологии, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник
ФМБЦ им. Бурназяна, г. Москва
mireff@va.ru
Утёмов Вячеслав Викторович,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Вятский
государственный гуманитарный университет», г. Киров
utemov@dr.com
Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ
Аннотация. В статье описываются феномен системологического мышления и методика его развития в рамках психолого-педагогической технологии многоуровневой непрерывной системы креативного образования НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновки-ной. В методике выделяются эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации и их блоковая структура.
Ключевые слова: компьютерная интеллектуальная поддержка, креативная педагогика, НФТМ-ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, задачи открытого типа. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Традиционный процесс обучения в общеобразовательном учреждении, построенный на объяснительно-иллюстративных методах, ориентирован на оперирование конкретными объектами реальной действительности или их готовыми моделями. Мыслительная деятельность учащихся в процессе такого обучения направлена на решение существенно упрощенных, искусственных учебных задач, а потому не получает стимула к развитию мышления, необходимого для успешного взаимодействия с реальными системно организованными объектами и явлениями [1]. Существенное изменение способов мышления школьников возможно при организации обучения на основе современных мыследеятельностных концепций (Ю. В. Громыко), где основной акцент ставится не на усвоении конкретных знаний, а на создании таких условий, при которых будет наиболее эффективно формироваться мышление учащихся. Одним из важнейших условий формирования системного мышления в обучении, по-видимому, является использование «ориентировки по системному типу» (З. А. Решетова) при изучении сложного материала некоторых учебных дисциплин. Несмотря на то что элементы системологического подхода присутствуют в содержании большинства школьных дисциплин, формирование основ системного мышления учащихся осуществляется стихийно. В то же время педагог может и должен целенаправленно создавать педагогические условия для формирования основ системологического мышления.
Системология - научное направление, оформившееся в первой половине XX в. Б. Ш. Флейшман более 30 лет назад определил системологию как теорию сложных систем; фундаментальную инженерную науку, устанавливающую общие законы потенциальной эффективности сложных материальных систем как технической, так и
1
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
биологической природы [2]. Системологическая теория совершенствуется, разрабатываются новые инструменты формализации. Наиболее формализованные разделы общей теории систем выделились в отдельные производные и формализованные направления (кибернетика, теория управления и др.), получив широкое практическое применение. Более поздние версии системологии оперируют собственными понятиями, разработанными и ассоциированными с системологической аксиоматикой. Благодаря этому появляется возможность подвергнуть методологической систематизации и анализу сложно формализуемые, разнокачественные объекты, в частности, широкий спектр социологических тенденций и факторов, имеющих преимущественно междисциплинарный характер [3].
С опорой на результаты обобщения концепций обучения, результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач М. М. Зиновкиной была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования - непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ). Эта целостная психолого-педагогическая система имеет целями непрерывное формирование системного многоэкранного творческого мышления и развития творческих способностей учащихся и студентов, а в итоге - развитие творческой личности.
Остановимся на основных концептуальных положениях НФТМ-ТРИЗ [4].
1. Становление креативной личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам, постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, содержанию деятельности и социально-экономическим условиям, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека - от рождения до конца жизни.
2. Креативное образование является многоуровневой системой и включает подсистемы дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального обучения молодежи, послевузовского и дополнительного образования специалистов, а также саморазвития пожилых граждан (университет 3-го возраста).
3. Становление креативной личности базируется на формировании и развитии опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала, характеризующегося владением профессиональной квалификацией и методологией профессионального творчества, развитием творческого мышления и креативных личностных качеств.
4. Тесная взаимосвязь между становлением креативной личности и обеспечивающим его креативным образованием реализуется посредством их зависимости от уровней сформированного профессионально-творческого потенциала обучаемого как уровней его готовности к выполнению профессиональной творческой деятельности.
5. Интеграция указанных проблем осуществляется соответствующей отраслью педагогики - креативной педагогикой, предметом которой являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования, т. е. в процессе общего образования, освоения профессий и специальностей, профессиональной самоактуализации.
Уже более 10 лет реализуется теория и практика современного многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ - система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач. Под руководством М. М. Зиновкиной создана научно-педа-
2
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
гогическая школа, развивающая основные научные направления современного креативного образования. Характеристики системы НФТМ-ТРИЗ по классификации Г. К. Се-левко приведены в табл. 1.
Таблица 1
Характеристики многоуровневой системы непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ (по классификации Г. К. Селевко)
Параметр классификации Содержание
По уровню применения Общепедагогическая
По философской основе Антропоцентрическая
По основному фактору развития Психогенная
По ориентации на личностные структуры Операционно-мыслительные умения
По организационным формам Классно-урочная, групповая, творческие группы, индивидуальная, лабораторно-компьютерный практикум
По концепции усвоения Развивающая (творческий уровень)
По характеру содержания Общеобразовательная, гуманистическая, профессиональная
По подходу к обучаемым Педагогика сотворчества
По преобладающему методу Развивающая (творческое многоэкранное системное мышление и творческие способности)
По категории обучаемых Дошкольные учреждения, школы, гимназии, лицеи, учреждения начального и среднего профессионального образования, вузы, академии, учреждения дополнительного и послевузовского повышения квалификации
Методологические, методические и технологические основы системы НФТМ-ТРИЗ (М. М. Зиновкина) составляют:
- ТРИЗ - теория решения изобретательских задач Г. С. Альтшуллера;
- РТВиФ - методология развития творческого воображения и фантазии как подсистема ТРИЗ;
- ТРТЛ - теория развития творческой личности как подсистема ТРИЗ;
- ПАСАО - проблемно-алгоритмическая система активного обучения М. М. Зи-новкиной;
- СЗОТ - система задач открытого типа для развития креативности В. В. Утёмова [5];
- ИСО - интегрированная система обучения по научно-педагогической концепции Н. Г. Хохлова;
- многомерные эвристические диалоги в креативном инженерном образовании Р. Т. Гареева;
- КИП - система компьютерной интеллектуальной поддержки мышления Р. Т. Гареева, М. М. Зиновкиной;
- конкурентология - технологии творческого саморазвития конкурентоспособности В. И. Андреева;
- модель формирования конкурентоспособности С. П. Андреева;
- ППС - психолого-педагогическое сопровождение развития профессионально-творческого потенциала.
Особенность педагогической системы многоуровневого непрерывного креативного образования НФТМ-ТРИЗ состоит в том, что учащийся из объекта обучения становится субъектом творчества, а учебный материал (знания) из предмета усвоения становится средством достижения некоторой созидательной цели.
3
о
Huem
научно-методический электронный >курнал
ISSN 2304-12QX
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
Одним из направлений работы в НФТМ-ТРИЗ является целенаправленное развитие системологического мышления.
За последние два десятилетия кардинально изменилось наше общество: из индустриального оно стало информационным. Ускоряющийся научно-технический прогресс с его лавинообразным ростом потока информации и ее быстрым старением, с бурным развитием электроники, новыми научными открытиями во всех областях знания, ускоренным развитием новых информационных технологий и их быстрой сменой привели к тому, что возникла острая конкуренция на рынке как продукции, так и интеллектуального труда, нестабильность психических состояний и здоровья личности. И как следствие последнего, у психологов стала ощущаться явная недостаточность в использовании методических наработок для эффективного решения новых проблем.
В этих сложных условиях изменилась и парадигма - система взглядов на психологию. Пришло понимание, что психология должна стать инструментальной креативной психологией, что она должна дать в руки психологам современные интеллектуальные инструменты и креативные психологические технологии развития адаптивных способностей личности, методов преодоления стереотипного мышления, выхода на нестандартные оригинальные решения проблем, что приведет к физическому, психическому развитию личности, т. е. реализации здоровьесберегающей стороны обучения.
В НФТМ-ТРИЗ системологическое мышление - это мышление, основанное на системном мышлении и мышлении, оперирующим массивом системологических понятий. Системологические понятия делят на три группы:
- понятия, описывающие строение систем: элемент, целостность, связь;
- понятия, описывающие функционирование систем: функция, устойчивость, равновесие, обратная связь, управление, гомеостаз, самоорганизация;
- понятия, описывающие процессы развития систем: генезис, становление, эволюция.
Системологическое мышление - это особый стиль мышления, который расширяет сознание человека и дает ему большие преимущества, а также является здоровьесберегающим условием.
Методика развития системологического мышления в НФТМ-ТРИЗ базируется на идеях теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) и интеграции психологии и педагогики - креативной психологии М. М. Зиновкиной и Е. В. Мирошник. Целью креативной психологии является бесконфликтная адаптация в общении и саморазвитии личности.
Формирование системологического мышления может проходить в управляющей среде мобильной связи (патент № 2337408 от 27.10.08, Р. Т. Гареев, М. М. Зиновкина, Е. В. Мирошник «Способ дистанционного обучения») или через систему развития креативности учащихся на основе системы задач открытого типа (патент № 88803 от 16.05.2014, В. В. Утёмов «Развитие креативности учащихся»).
В методике развития системологического мышления предлагаем выделить эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации (см. табл. 2). Коммуникативные средства адаптации соответствуют аналитическому, прагматическому, идеалистическому, реалистическому, синтетическому стилям. Другие средства адаптации включат саногенный и творческий стили, что и способствует эффективному развитию. Развитое системологическое мышление проявляется в бесконфликтной адаптации личности к проблемной ситуации. Это обеспечивает саморазвитие и самореализацию личности, а также качество ее жизни. Этот способ обучения адаптации к проблемной ситуации (к стрессу) является универсальным.
4
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
Таблица 2
Средства адаптации в системологическом мышлении
Системологическое мышление
Эмоциональные средства адаптации Коммуникативные средства адаптации Креативные средства адаптации
- Саногенный стиль - Аналитический стиль - Реалистический стиль - Прагматический стиль - Синтетический стиль - Идеалистический стиль - Творческий стиль
Формирование системного стиля реализуется посредством инновационной креативной психологической технологии освоения системного стиля мышления, что является результатом осознания и синтеза семи стилей мышления: саногенного, аналитического, реалистического, прагматического, синтетического, идеалистического и творческого.
В методике развития системологического мышления в НФТМ-ТРИЗ выделяют блоковую структуру.
Блок 1. Саморазвитие эмоциональной компетентности. Саногенный стиль мышления. Обучение предусматривает осознание личностью механизма управления эмоциями за счет освоения саногенного стиля мышления и саногенной рефлексии.
Блок 2. Саморазвитие компетенций в коммуникациях через коммуникационные средства адаптации. В результате приобретается навык по определению познавательного (когнитивного) стиля мышления, своего и партнера.
Блок 3. Саморазвитие творческой компетентности через креативные средства адаптации. В блоке осваиваются инструменты преодоления инерции мышления, методы РТВиФ, ТРИЗ для целенаправленного поиска решений: методами разрешения противоречий, ИКР, шкалой «Креатив» и другими, а также методами случайного поиска решений МШ, МФО.
В результате целенаправленного развития системологического мышления прослеживается успешная адаптация личности к проблемной (стрессовой) ситуации, бесконфликтному общению, саморазвитию и результативности. Общими результатами внедрения методики развития системологического мышления можно назвать сформированные эмоциональные, коммуникативные, креативные средства адаптации.
Таким образом, предварительные результаты исследования показывают, что методика развития системологического мышления в НФТМ-ТРИЗ способствует бесконфликтной адаптации личности к решению проблемных (стрессовых) ситуаций.
Ссылки на источники
1. Сычев И. А., Сычев О. А. Формирование системного мышления в обучении средствами информационно-коммуникационных технологий: монография. - Бийск: ФГБОУ ВПО «АГАО», 2011. - 161 с.
2. Флейшман Б. С. Основы системологии. - М.: Радио и связь, 1982. - 199 с.
3. Парахонский А. П. Системологический подход к решению междисциплионарных задач // Успехи современного естествознания. - 2006. - № 8. - С. 79-80. - URL:
www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=4383.
4. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2013. - 212 с.
5. Утёмов В. В. Развитие креативности учащихся основной школы: решая задачи открытого типа: монография. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2012. - 186 с.
5
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ//Концепт. - 2015. - № 05 (май). - ART 15167. - 0,3 п. л. - URL: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm. - ISSN 2304-120X.
Miloslava Zinovkina,
Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, TRIZ master, Moscow
nftm@yandex.ru
Elena Miroschnik,
Doctor of Psychological Sciences, Candidate of Pedagogic Sciences, Moscow
mireff@ya.ru
Vyacheslav Utemov,
Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair Pedagogy, Vyatka State University of
Humanities, Kirov
utemov@dr.com
Development of systemological thinking in psychological and pedagogical technologies NFTM-TRIZ Abstract. The paper describes the phenomenon of systemological thinking and methods of its development in psycho-pedagogical technology of multi-tiered system of continuous creative education NFTM-TRIZ by M. Zinovkina. The methodology allocates emotional, communicative and creative means of adaptation and block structure.
Key words: computer intellectual support, creative pedagogics, NFTM-TRIZ, theory of inventive problem solving, open-type problem.
References
1. Sychev, I. A. & Sychev, O. A. (2011) Formirovanie sistemnogo myshlenija v obuchenii sredstvami informacionno-kommunikacionnyh tehnologij: monografija, FGBOU VPO “AGAO”, Bijsk, 161 p. (in Russian).
2. Flejshman, B. S. (1982) Osnovy sistemologii, Radio i svjaz', Moscow, 199 p. (in Russian).
3. Parahonskij, A. P. (2006) “Sistemologicheskij podhod k resheniju mezhdisciplionarnyh zadach”, Uspehi sovremennogo estestvoznanija, № 8, pp. 79-80. Available at: www.rae.ru/use/?section=con-tent&op=show_article&article_id=4383 (in Russian).
4. Utjomov, V. V., Zinovkina, M. M. & Gorev, P. M. (2013) Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauch-nogo tvorchestva: uchebnoe posobie, Izd-vo MCITO, Kirov, 212 p. (in Russian).
5. Utjomov, V. V. (2012) Razvitie kreativnosti uchashhihsja osnovnoj shkoly: reshaja zadachi otkrytogo tipa: monografija, LAP LAMBERT Academic Publishing, Saarbrucken, 186 p. (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию 20.05.15 Получена положительная рецензия 23.05.15
Received Received a positive review
Принята к публикации 23.05.15 Опубликована 31.05.15
Accepted for publication Published
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зиновкина М. М., Мирошник Е. В., Утёмов В. В., 2015
ISSN 2304-120Х
www.e-koncept.ru
6