Научная статья на тему 'Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования'

Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1324
176
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗАДАЧИ ОТКРЫТОГО ТИПА / КРЕАТИВНАЯ ПЕДАГОГИКА / НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / НФТМ-ТРИЗ / ТЕОРИЯ РЕШЕНИЯ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИХ ЗАДАЧ / ФГОС / CREATIVE PEDAGOGY / NFTM-TRIZ / PRIMARY EDUCATION / PROBLEMS OF OPEN TYPE / THEORY OF INVENTIVE PROBLEM SOLVING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Утёмов Вячеслав Викторович, Зиновкина Милослава Михайловна

В статье описываются возможные пути использования педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся с применением интеллектуальных инструментов теории решения изобретательских задач в школах с целью продуктивной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В работе описаны ключевые особенности педагогической системы НФТМ-ТРИЗ и обоснована необходимость создания консультационных центров по данной методологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Утёмов Вячеслав Викторович, Зиновкина Милослава Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pedagogical system NFTM-TRIZ in the implementation of the FGOS initial general education

The paper describes possible ways of using pedagogical system of continuous formation of creative thinking and development of creative abilities of students using intelligent means of the theory of inventive problem solving at schools to implement productively Federal State Educational Standard primary general education. The paper describes key features of the pedagogical system NFTM-TRIZ and the necessity of creating consultation centers on this methodology.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

ART 15257

УДК 373.31

Зиновкина Милослава Михайловна,

доктор педагогических наук, профессор факультета повышения квалификации профессорско-преподавательского состава ФГБОУ ВПО «Московский государственный машиностроительный университет (МАМИ)», мастер ТРИЗ, г. Москва nftm@vandex.ru

Утёмов Вячеслав Викторович,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики ФГБОУ ВПО ««Вятский государственный гуманитарный университет», сертифицированный специалист по ТРИЗ, г. Киров utemov@dr.com

Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования

Аннотация. В статье описываются возможные пути использования педагогической системы непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучающихся с применением интеллектуальных инструментов теории решения изобретательских задач в школах с целью продуктивной реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. В работе описаны ключевые особенности педагогической системы НФТМ-ТРИЗ и обоснована необходимость создания консультационных центров по данной методологии.

Ключевые слова: креативная педагогика, НФТМ-ТРИЗ, теория решения изобретательских задач, задачи открытого типа, ФГОС, начальное общее образование. Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы» аккумулировала четыре основных системных приоритета политики в сфере образования [1]:

- обеспечение доступности дошкольного образования;

- повышение качества результатов образования на разных уровнях;

- развитие сферы непрерывного образования, включающей гибко организованные вариативные формы образования и социализации на протяжении всей жизни человека;

- укрепление единства образовательного пространства России.

Выделенные приоритеты являются результатом непрерывной модернизации образования на протяжении более двух десятилетий, но все они, кроме первого, говорят о необходимости изменений форм и содержания образования. Наиболее заметные шаги к таким изменениям - обновление образовательных результатов, заданных в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) общего образования [2-4]. Новые стандарты устанавливают требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу общего образования: личностным, метапредметным и предметным.

Бесспорно, проблема изменения системы образования связана с кардинальным изменением общества. Мы вошли в информационное общество, которое, являясь разновидностью постиндустриального, характеризуется глубиной и размахом технологических и социальных последствий компьютеризации и информатизации. К этому

1

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

добавились сложности, связанные с ускоряющимся научно-техническим прогрессом; с лавинообразным ростом информации и ее быстрым старением, причем во всех областях знания; с бурным развитием электроники; быстро обновляющимися научными открытиями; появлением новых материалов, технологий и т. д. [5] Возникла острая конкуренция на рынке труда, в том числе интеллектуального. Вместе с тем выросли и продолжают расти и требования к специалистам.

В этих сложнейших условиях, конечно, изменилась система взглядов людей на образование, т. е. парадигма образования. Так, если ранее образование давалось человеку на всю жизнь, то сегодня такая форма образования уже не оправдывает себя. В современных условиях оно может быть только непрерывным - в течение всей жизни.

Все это обосновывает неспособность традиционной системы образования готовить специалиста уровня, необходимого для ускорения научно-технического прогресса. За более чем три столетия изменилось многое, неизменным оставалось лишь ядро системы образования, созданное великим педагогом Я. А. Коменским. Эта система, ставшая впоследствии традиционной, хотя динамично адаптировалась под потребности, но создавалась для принципиально другого общества. Сегодня успешным не может стать выпускник школы, колледжа, вуза, если он не отвечает очень высоким требованиям конкурентоспособности, одним из критериев которой являются творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к генерированию принципиально новых идей, - его креативность [6].

Поэтому закономерно выделение в новых ФГОС общего образования важнейшего требования к выпускнику современной школы - метапредметного мышления. Метапредметные результаты для отечественной системы образования относительно новое явление, они включают в себя освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности [7]. Согласно понятию, предложенному психологом Э. П. Торренсом, «креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения» [6].

Таким образом, чтобы быть успешным, необходимо еще в школе начинать готовить себя к творческому стилю жизни, для которого характерно непрерывное развитие и саморазвитие креативности своего мышления. Такой стиль представляется единственным способом существования общества и повышения его жизнестойкости. И это не удивительно. Если взглянуть на проблему шире, то заметим, что весь мир находится в движении. «Микроб, и тот меняет свою популяцию, если изменилась среда его обитания. На наших глазах исчезают тысячи животных и растений, занесенных в Красную книгу. И это объясняется только тем, что они не смогли приспособиться, адаптироваться к изменившимся условиям» [8].

Развитие творческого мышления и творческих способностей обучающихся существенно сложнее, чем передача знаний от учителя ученику, как это было в традиционной системе. С опорой на результаты научного отбора, обобщения авторских концепций обучения, результаты собственных фундаментальных исследований, исследований ученых-педагогов и психологов, разработчиков теории решения изобретательских задач

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

М. М. Зиновкиной была синтезирована концепция, разработаны и реализованы в учебном процессе на всех образовательных уровнях педагогические основы многоуровневой системы непрерывного креативного образования - непрерывного формирования творческого мышления (НФТМ). Эта целостная открытая психолого-педагогическая система имеет целями непрерывное формирование системного многоэкранного творческого мышления и развитие творческих способностей учащихся и студентов, а в итоге - развитие творческой личности. Уже около 20 лет реализуется современная многоуровневая концепция непрерывного креативного образования - НФТМ-ТРИЗ - система непрерывного формирования творческого мышления и развития творческих способностей обучаемых (дошкольников, учащихся, студентов и специалистов) с активным использованием теории решения изобретательских задач и других методологий творчества. Под руководством М. М. Зиновкиной создана научно-педагогическая школа, развивающая основные научные направления современного креативного образования.

Остановимся на основных концептуальных положениях НФТМ-ТРИЗ [9-12].

1. Становление креативной личности, адекватной выполняемой творческой деятельности и получаемым творческим результатам, постоянно меняющемуся внешнему и внутреннему миру, содержанию деятельности и социально-экономическим условиям, требует непрерывности, преемственности и охвата всего периода онтогенеза человека - от рождения до конца жизни.

2. Креативное образование является многоуровневой системой и включает подсистемы дошкольного и школьного образования, начального, среднего и высшего профессионального образования молодежи, послевузовского и дополнительного образования специалистов, а также саморазвития пожилых граждан (университет 3-го возраста), образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

3. Становление креативной личности базируется на формировании и развитии опыта профессионально-творческой деятельности человека на основе формирования и развития его профессионально-творческого потенциала, характеризующегося владением профессиональной квалификацией и методологией профессионального творчества, развитием творческого мышления и креативных личностных качеств.

4. Тесная взаимосвязь между становлением креативной личности и обеспечивающим его креативным образованием реализуется посредством их зависимости от уровней сформированного профессионально-творческого потенциала обучаемого как уровней его готовности к выполнению профессиональной творческой деятельности.

5. Интеграция указанных проблем осуществляется соответствующей отраслью педагогики - креативной педагогикой, предметом которой являются психолого-педагогические особенности, закономерности и механизмы формирования креативной личности в системе непрерывного образования, т. е. в процессе общего образования, освоения профессий и специальностей, профессиональной самоактуализации.

Система НФТМ-ТРИЗ отвечает современным требованиям жизни и ФГОС, предусматривает новые креативные педагогические технологии овладения учащимися основными интеллектуальными инструментами ТРИЗ и другими методами для эффективного решения проблем. Но прежде всего она предусматривает непрерывность и преемственность развития творческого мышления и творческих способностей учащихся на изобретательском уровне. Она включает в себя новые креативные педагогические технологии и системы специальных комплексов «О-Креатив» и средств универсальных развивающих объектов УРО, обеспечивающих ускоренное развитие «догадки» и ускоренное преодоление познавательно-психологических барьеров. А это, согласно ФГОС НОО, познавательные УУД (общеучебные, логические и действия постановки и решения проблем).

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

В НФТМ-ТРИЗ разработаны новые дидактические принципы в дополнение к классическим, изменен принцип образования: учащийся из объекта обучения становится субъектом активного развития, а знания превращаются в средство достижения поставленной им созидательной цели. Реализуется этот принцип переходом от репродуктивной схемы познавательной деятельности обучающихся (традиционная система) к продуктивной схеме поисковой познавательной учебной деятельности и принятием ее в качестве доминантной в системе НФТМ-ТРИЗ. Изучение «ядра» фундаментальных знаний, самостоятельный поиск необходимой дополнительной учебной информации в Интернете и других средствах, а затем самоконтроль осознанности знаний и умений - все это происходит в мобильной интерактивной среде «ON-LINE». Кроме того, эта система предусматривает формирование системного стиля мышления учащихся, обеспечивающего бесконфликтную адаптацию к стрессу и бесконфликтное общение. Согласно ФГОС НОО, это коммуникативные УУД (планирование, постановка вопросов, разрешение конфликтов, управление поведением партнёра) за счет осознания и синтеза семи стилей мышления: саногенного, аналитического, прагматического, идеалистического, реалистического, синтетического и творческого [13].

В системе НФТМ-ТРИЗ М. М. Зиновкиной предложена структура креативного урока. На рисунке показана структура сдвоенного креативного урока.

Структура креативного урока в инновационной педагогической системе НФТМш

Блок 1 (мотивация) представляет собой специально отобранную систему оригинальных объектов-сюрпризов, способных вызвать удивление учащегося. Этот блок обеспечивает мотивацию учащегося к занятиям и развивает его любознательность.

Блоки 2 и 6 (содержательная часть) содержат программный материал учебного курса и обеспечивают формирование системного мышления и развитие творческих способностей.

Блок 3 (психологическая разгрузка) представляет собой систему психологической разгрузки. Психологическая разгрузка реализуется через упражнения по гармонизации развития полушарий головного мозга, через аутотренинг, через систему спортивно-эмоциональных игр, театрализацию и др.

Блок 4 (головоломка) представляет собой систему усложняющихся головоломок, воплощенных в реальные объекты, в конструкции которых реализована оригинальная, остроумная идея.

Блок 5 (интеллектуальная разминка) представляет систему усложняющихся заданий, направленных на развитие мотивации, дивергентного и логического мышления и творческих способностей учащихся.

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

Блок 7 (компьютерная интеллектуальная поддержка) обеспечивает мотивацию и развитие мышления, предусматривает систему усложняющихся компьютерных игр-головоломок, адаптированных к возрасту учащихся, обеспечивает переход из внешнего плана действий во внутренний план.

Блок 8 (резюме) обеспечивает обратную связь с учащимися на уроке и предусматривает качественную и эмоциональную оценку учащимся самого урока.

Особое внимание в такой структуре урока обращено на целенаправленное развитие концентрации внимания, активизации творческой деятельности учащихся, формирование потребности личности в постоянном саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации. Это, согласно ФГОС НОО, регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, волевая саморегуляция).

Важно, что система НФТМ-ТРИЗ обеспечивает многоуровневость, непрерывность и преемственность формирования творческого, дивергентного парадоксального, системного мышления и развития творческих способностей личности с раннего возраста до послевузовского, постепенно поднимая его по ступенькам лестницы развития к вершине пирамиды Маслоу - самореализации. Система НФТМ-ТРИЗ ориентирована на демократизацию учебного процесса, толерантность и на получение обучающимися исключительно положительных эмоций, что обеспечивает ей оздоравли-вающий эффект воздействия. Это, согласно ФГОС НОО, личностные УУД (самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание).

Система НФТМ-ТРИЗ включает все образовательные уровни - от общего до высшего и дополнительного профессионально образования. Среди них школа занимает один из первых уровней, где закладываются основы качеств творческой личности. Развитие личности начинается в дошкольной образовательной организации, и на всех последующих уровнях соблюдается преемственность в методах, приемах и интеллектуальных инструментах, которые адаптированы к возрастным психологическим особенностям учащихся. Согласно концепции НФТМ-ТРИЗ, в школе при развитии креативного мышления необходимо ставить следующие задачи:

- начальное общее образование - развитие управляемого творческого воображения и фантазии, других творческих способностей, пропедевтика ТРИЗ;

- основное общее образование - развитие системности мышления (введение в ТРИЗ), и продолжается развитие управляемого творческого воображения и фантазии, преодоление психологической инерции мышления;

- среднее общее образование - развитие диалектического мышления с использованием интеллектуальных инструментов ТРИЗ и некоторых методов случайного поиска решений, и продолжается развитие РТВ и Ф, творческих способностей, системности мышления.

Последовательное решение перечисленных образовательных задач дает выпускнику возможность эффективно решать проблемы в любой области знаний за счет универсальности инструментов ТРИЗ и других методик.

Для решения задач обновления содержания образования в начальной школе необходимо переработать заложенные программой учебные предметы и предусмотреть внедрение в начальной школе интегративных предметов для реализации системы НФТМ-ТРИЗ.

Например, в первом классе каждый из учебных предметов: русский язык, родная речь, математика, природоведение и другие - должен в своем содержании использовать известные детям факты из нового учебного предмета «Творчество-1» интеллектуальные инструменты РТВ и Ф и др.

5

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

Опыт реализации системы НФТМ-ТРИЗ в различных звеньях образовательной цепи, в том числе в начальной школе, позволил выявить основные причины, которые снижают эффективность внедрений системы формирования творческого мышления. Прежде всего, это консерватизм педагогического состава, который проявляется в следующем:

- в стереотипах, сформировавшихся у учителей при многолетней работе с детьми в репродуктивном режиме, заключающихся в признании необходимости доминирующей роли в учебном процессе репродуктивной познавательной деятельности вместо проблемно-поисковой и исследовательской;

- стереотипах преподавания, т. е. в стремлении преподавателя придать знаниям завершенную форму, тогда как в действительности они находятся в процессе непрерывных изменений;

- стереотипах, требующих включать в содержание учебных дисциплин лишь проверенные временем знания; отсюда содержание обучения всегда обращено в прошлое, а не в настоящее и будущее, и, следовательно, в таких условиях сложно обеспечивать раскованность мысли обучающихся;

- низком уровне мотивации учащихся и преподавателей к «модернизации образования» по существу, а не по форме;

- существовании разрыва во времени между появлением новых педагогических идей и креативных педагогических технологий и их внедрением в массовую практику образования из-за необходимости их освоения преподавательским составом и дидактической адаптацией их в доступные для обучающихся формы.

Причина консерватизма учителей и работников образования заключается в том, что они сами были воспитаны (детским садом, школой, вузом) в репродуктивном учебном процессе и другого себе не представляют, потому действуют в соответствии со сложившимся стереотипом транслятора знаний, который сложно преодолеть.

Для устранения этой причины в НФТМ-ТРИЗ авторами реализуются дополнительные профессиональные программы. Например, в АНО ДПО «МЦИТО» [14] слушатели после окончания курсов повышения квалификации должны выполнять итоговую работу по своему учебному предмету - представить креативный урок по структуре НФТМ-ТРИЗ с обновленным содержанием учебного предмета. За последнее время педагогам России удалось разработать и апробировать более 200 таких уроков. Итоговые работы слушателей можно изучить на портале [15].

Для реализации НФТМ-ТРИЗ в начальной школе рекомендуется, следуя опыту школьных инновационных образовательных площадок, создавать консультационные центры помощи учителям для ускорения разработки интегративных учебных предметов по структуре урока НФТМ-ТриЗ.

Таким образом, НФТМ-ТРИЗ может стать одним из инструментов достижения к 2020 г. цели государственной программы «Развитие образования» - обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Ссылки на источники

1. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации “Развитие образования” на 2013-2020 годы».

2. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования».

3. Приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

4. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».

6

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

5. Тоффлер Э. Третья волна. - М.: АСТ, 2004. - 781 с.

6. Утёмов В. В. Методика развития креативности учащихся основной школы // Концепт. - 2012. - № 1 (январь). - URL: http://e-koncept.ru/2012/1202.htm.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Горев П. М., Утёмов В. В. Оценивание метапредметных результатов освоения программ общего образования на основе коэффициента интеллектуальности // Концепт. - 2014. - № 4 (апрель). -URL: http://e-koncept.ru/2014Z14079.htm.

8. Иванов Г. И. Формулы творчества, или Как научиться изобретать. - М.: Просвещение, 1994. - 106 с.

9. Зиновкина М. М. Многоуровневое непрерывное креативное образование и школа: пособие для учителей. - М.: Приоритет-МВ, 2006. - 48 с.

10. Зиновкина М. М. Поиграем весело и забавно: пособие для репетитора-воспитателя дошкольника. Комплект из 14 книг. - Г анновер: ICS «Resurs», 2010. - 115 с.

11. Зиновкина М. М., Горев П. М., Утёмов В. В. Увлекательные игры с Совёнком: учебно-методическое пособие по развитию творческого мышления детей дошкольного возраста. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2015. - 120 с., ил.

12. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: прикладной курс научного творчества. - Киров: Изд-во МЦИТО, 2013. - 212 с.

13. Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Мирошник Е. В. Развитие системологического мышления в психолого-педагогической технологии НФТМ-ТРИЗ // Концепт. - 2015. - № 5 (май). - URL: http://e-koncept.ru/2015/15167.htm.

14. Портал Межрегионального центра инновационных технологий в образовании. - URL: https://mcito.ru.

15. Интернет-портал «Открытый урок: обучение, воспитание, развитие, социализация». - URL: https://open-lesson.net/fgos.

Miloslava Zinovkina,

Doctor of Pedagogic Sciences, Professor, TRIZ master, Moscow

nftm@yandex.ru

Vyacheslav Utemov,

Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the chair Pedagogy, Vyatka State University of

Humanities, Kirov

utemov@dr.com

Pedagogical system NFTM-TRIZ during implementation of the Federal State Educational Standard of primary general education

Abstract. The paper describes possible ways of using pedagogical system of continuous formation of creative thinking and development of creative abilities of students using intelligent means of the theory of inventive problem solving at schools to implement productively Federal State Educational Standard primary general education. The paper describes key features of the pedagogical system NFTM-TRIZ and the necessity of creating consultation centers on this methodology.

Key words: creative pedagogy, NFTM-TRIZ, theory of inventive problem solving, open-type task, Federal State Educational Standard, primary general education.

References

1. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 aprelja 2014 g. № 295 “Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii ‘Razvitie obrazovanija’ na 2013-2020 gody” (in Russian).

2. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 06.10.2009 № 373 “Ob utverzhdenii i vvedenii v dejstvie federal'nogo gosu-darstvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija” (in Russian).

3. Prikaz Minobrnauki RF ot 17.12.2010 № 1897 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta osnovnogo obshhego obrazovanija” (in Russian).

4. Prikaz Minobrnauki Rossii ot 17.05.2012 № 413 “Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego (polnogo) obshhego obrazovanija” (in Russian).

5. Toffler, Je. (2004) Tret'ja volna, AST, Moscow, 781 p. (in Russian).

6. Utjomov, V. V. (2012) “Metodika razvitija kreativnosti uchashhihsja osnovnoj shkoly”, Koncept, № 1 (jan-var'). Available at: http://e-koncept.ru/2012/1202.htm (in Russian).

7. Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2014) “Ocenivanie metapredmetnyh rezul'tatov osvoenija programm obshhego obrazovanija na osnove kojefficienta intellektual'nosti”, Koncept, № 4 (aprel'). Available at: http://e-koncept.ru/2014/14079.htm (in Russian).

8. Ivanov, G. I. (1994) Formuly tvorchestva, ili Kak nauchit'sja izobretat', Prosveshhenie, Moscow, 106 p. (in Russian).

7

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Зиновкина М. М., Утёмов В. В. Педагогическая система НФТМ-ТРИЗ при реализации ФГОС начального общего образования // Концепт. - 2015. - № 08 (август). - ART 15257. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15257.htm. -ISSN 2304-120X.

9. Zinovkina, M. M. (2006) Mnogourovnevoe nepreryvnoe kreativnoe obrazovanie i shkola: posobie dlja uchitelej, Prioritet-MV, Moscow, 48 p. (in Russian).

10. Zinovkina, M. M. (2010) Poigraem veselo i zabavno: posobie dlja repetitora-vospitatelja doshkol'nika. Komplekt iz 14 knig, ICS “Resurs”, Gannover, 115 p. (in Russian).

11. Zinovkina, M. M., Gorev, P. M. & Utjomov, V. V. (2015) Uvlekatel'nye igry s Sovjonkom: uchebno-metodicheskoe posobie po razvitiju tvorcheskogo myshlenija detej doshkol'nogo vozrasta, Izd-vo MCITO, Kirov, 120 p., il. (in Russian).

12. Utjomov, V. V., Zinovkina, M. M. & Gorev, P. M. (2013) Pedagogika kreativnosti: prikladnoj kurs nauch-nogo tvorchestva, Izd-vo MCITO, Kirov, 212 p. (in Russian).

13. Utjomov, V. V., Zinovkina, M. M. & Miroshnik, E. V. (2015) “Razvitie sistemologicheskogo myshlenija v psihologo-pedagogicheskoj tehnologii NFTM-TRIZ”, Koncept, № 5 (maj). Available at: http://e-kon-cept.ru/2015/15167.htm (in Russian).

14. Portal Mezhregional'nogo centra innovacionnyh tehnologij v obrazovanii. Available at: https://mcito.ru (in Russian).

15. Internet-portal “Otkrytyj urok: obuchenie, vospitanie, razvitie, socializacija”. Available at: https://open-les-son.net/fgos (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 10.08.15 Получена положительная рецензия 12.08.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 12.08.15 Опубликована 29.08.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Зиновкина М. М, Утёмов В. В., 2015

www.e-koncept.ru

8

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.