/—ч с» с» с» с»
граждан. С другой стороны, возникает новый мощный рычаг воздействия на все уровни человеческой деятельности. Безусловно, создание такой информационной сети связано с огромными затратами, которые непосильны для отдельных стран.
Названные глобальные проблемы с экономических позиций играют важную основообразующую роль наряду с международным разделением труда, связывая мировое хозяйство в целостную систему.
УДК 338.467
А.И. Волкова Руководитель — к.э.н., доцент Кривошеева Т.М.
Студентка 4 курса ГОУВПО «МГУС»
РАЗВИТИЕ СФЕРЫ БЫТОВОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ
Бытовое обслуживание населения является одной из наиболее специфичных и социально значимых отраслей сферы платных услуг для региона. Сама структура (наличие шестнадцати основных отраслевых групп услуг и колоссального количества их видов и подвидов), а также высокая степень подверженности влиянию различных факторов как объективного, так и субъективного порядка диктуют различия в формировании потребностей и спроса населения.
Наиболее благополучной с точки зрения широты ассортимента, территориальной доступности и объемов оказываемых услуг является ситуация в г. Москве и Московской области. Москва занимает первое место из числа других регионов - субъёктов РФ по объемам бытовых на душу населения по данным на 2003 г. (2481,3 руб. на человека в год), второе место принадлежит Московской области (1626,7 руб.). Доля бытовых услуг в региональном ВВП в 2003 году составила около 3%. Такая ситуация отчасти объясняется более высоким уровнем доходов населения в данных субъектах РФ.
Объем реализации бытовых услуг по городу Москва за период 2000 - 2005 гг. увеличился с 19,058 до 28,485 млрд. руб. В 2005 году наибольший удельный вес в структуре бытовых услуг по объему реализации занимали следующие отраслевые группы: ритуальные услуги - 27,4%, услуги парикмахерских - 14,1%, ремонт и пошив швейных изделий - 8,17%, услуги фотографии - 7,01%. Наименьший удельный вес приходился на услуги бань и душевых - 3,1%, услуги ломбардов - 0,8% и клининговые услуги - 0,8%, услуги проката - 0,76%.
В связи с этим на сегодняшний день можно выделить следующие категории бытовых услуг:
Благополучно развивающиеся услуги - парикмахерские услуги, фотоуслуги, ритуальные услуги.
Услуги, обладающие определенным потенциалом развития - услуги прачечных, химической чистки и крашения одежды, бань и душевых, услуги по ремонту и техническому обслуживанию бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, ремонт обуви, пошив и ремонт швейных изделий.
Услуги, находящиеся в состоянии спада: бытовой прокат, пошив и ремонт трикотажных изделий.
Наибольший удельный вес по количеству предприятий приходится: на парикмахерские и салоны красоты - 30,5% от общего количества предприятий бытового обслуживания города, на пошив и ремонт швейных изделий - 9%, на ремонт и пошив обуви - 8,8%, на услуги фотографии - 7,6%, на ремонт радиоэлектронной аппаратуры и бытовой техники - 6,8%. Наименьший удельный вес (менее 5%) приходится на предприятия следующих отраслевых групп услуг: изготовление и ремонт мебели, изготовление и ремонт ювелирных изделий, прокат, бани, видеопрокат, ремонт часов, металлоремонт и изготовление металлоизделий.
На сегодняшний день 40% предприятий бытового обслуживания населения города имеют в составе имущественного комплекса оборудование, отвечающее современным требованиям более чем на 90% (это предприятия химической чистки и крашения, предприятия парикмахерские, фото предприятиях). На 30-ти процентах предприятий отрасли оборудование отвечает современным требованиям менее чем на
50%. Наибольшую долю технически и морально устаревшего оборудования имеют предприятия следующих отраслевых групп услуг: услуги прачечных; изготовления и ремонта металлоизделий; пошива и ремонта обуви, пошива и ремонта швейных изделий, ремонта часов.
Подготовку специалистов с высшим образованием для предприятий бытового обслуживания населения осуществляет Московский государственный университет сервиса, в состав которого входят 11 специализированных факультетов. Количество
выпускников для отрасли составляет ежегодно около 2000 человек. Подготовку
специалистов среднего звена и рабочие кадры для предприятий бытового обслуживания населения осуществляют 43 профессиональных училища, лицея и колледжа, выпускающих ежегодно около 3000 специалистов и рабочих профессий.
Проблемы отраслевого развития:
- вопросы ценовой доступности услуг для всех категорий населения,
- неравномерное размещение сети объектов бытового обслуживания в
регионе,
- недостаточная инвестиционная привлекательность отрасли,
- недостаточно сформированная предпринимательская среда,
- отсутствие единой системы подготовки и переподготовки кадров для сферы бытового обслуживания и т.д.
Проведенные исследования позволили выявить ряд наиболее насущных проблем, снижающих результативность деятельности предприятий бытового обслуживания населения Московской агломерации и тормозящих эффективное развитие отрасли с точки зрения предпринимателей..
1. высокий уровень налогов и значительные коммунальные расходы,
высокая стоимость арендной платы;
2. нехватка помещений для организации бизнеса;
3. отсутствие стартового капитала, нехватка собственных средств,
высокая стоимость коммерческого кредита;
4. недостаточная сформированность предпринимательской среды,
административные барьеры.
В соответствии с целями, задачами и приоритетами перспективного развития бытового обслуживания в Москве и Московской области выделены следующие основные направления:
- совершенствование правового регулирования, координации и контроля;