УДК 339.3
ББК 65.290.31+65.442(5Т)
ОЦЕНКА СОЦИАЛЬНО- ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ СФЕРЫ БЫТОВЫХ УСЛУГ В РТ (на примере Согдийской области РТ)
БАХОДИХИИИ САМАРАНОКИИ ИК^ТИСОДЙ-ИЦТИМОИИ КОРХОНАХОИ ХУРДУ МИЁНАИ СОХАИ ХИЗМАТРАСОНИИ МАИШЙ ДАР ЦТ (дар мисоли вилояти Сугд ЦТ)
ASSESSMENT OF SOCIAL-ECONOMIC EFFECTIVENESS OF SMALL AND MEDIUM ENTERPRISES IN THE SPHERE OF EVERYDAY LIFE SERVICES IN TAJIKISTAN REPUBLIC (on the example of Sughd Viloyat of TR)
Каримов Ином Исмоилович,
старший преподаватель кафедры экономики и предпринимательства Института экономики и торговли ТГУК (Таджикистан, Худжанд)
Каримов Ином Исмоилович,
муаллими калони кафедраи Ицтисодиёт ва соуибкории Донишкадаи щтисод ва савдои ДДТТ (Тоцикистон, Хуцанд)
Karimov Inom Ismoilovich,
senior lecturer of the department of economy and entrepreneurship of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan Republic, Khudjand) E-MAIL: inom- 70@mail. ru
Ключевые слова: бытовые услуги, стоимость услуг, инновационная активность,
конкуренция, факторы конкурентоспособности.
Проведен анализ экономической эффективности малых и средних предприятий сферы бытовых услуг в РТ, учитывающий потенциальную эффективность их экономической деятельности. Рассмотрена сущность сферы бытовых услуг. Определена основная задача малых и средних предприятий сферы бытовых услуг, а также структура сферы бытовых услуг. Указаны проблемы, которое сдерживают развитие деятельности малых и средних предприятий сферы бытовых услуг, а также направления политики по их развитию. Рассмотрены аспекты формирования и развития малых и средних предприятий сферы бытовых услуг и роль официально зарегистрированных предприятий в росте экономики страны. Определены важнейшие перспективные задачи в развитии малых и средних предприятий сферы бытовых услуг.
Калидвожа^о: хизматуои маиши, арзиши хизмат, фаъолнокии инноватсиони, рацобат, омилуои рацобатпазири
Дар мацола таулили самарабахшии ицтисодии корхонауои хурду миёнаи соуаи хизматрасонии маиши дар ЦТ, бо назардошти самарабахшии эутимолии фаъолияти ицтисодии ощо ба субут расидааст. Моуияти соуаи хизматрасонии маиши мавриди барраси царор гирифта, вазифауои асосии корхонауои хурду миёнаи соуаи хизмати
маиши %амчунин сохтори со%аи хизмат%ои маиши муайян карда шудааст. Монеа%ои ро%и инкишофи фаъолияти корхона%ои хурду миёнаи со%аи хизмати маиши, %амчунин самт%ои сиёсати рушди минбаъдаи ощо нишон дода шудаанд. Цанбауои ташаккул ва рушди корхона%ои хурду миёнаи со%аи хизмати маиши барраси шуда, нацши корхона%ои расман номнависгардида дар инкишофи ицтисоди мамлакат та%лил гардидааст. Вазифа%ои му%имтарини инкишофи корхона%ои хурду миёнаи со%аи хизмати маиши муайян шудаанд.
Key words:. Everyday life services, cost of services, innovational activeness, competition, factors
of competitiveness
In his article the author analyzes economic effectiveness of small and medium enterprises of the sphere of everyday life services in Tajikistan Republic, taking into account potential efficiency of their economic activities. The essence of the sphere of everyday life services is considered by the author. He determines the principal goal of small and medium enterprises and also the structure of the sphere of everyday life services. The problems hindering the activities of small and medium enterprises of the relevant sphere, as well as the directions of the policy targeted at their development are indicated. The author considers the aspects aimed at a formation and development of small and medium enterprises of the sphere of everyday life services and points the quantity of officially registered ones, their role in regard to the growth of country s economy. The author of the article discloses the role of small and medium enterprises in economy growth and determines the most important perspective goals aimed at the development of small and medium enterprises of the sphere of everyday life services.
Сфера бытовых услуг является одной из приоритетных и перспективных отраслей экономики. В какой - то мере все заведения, организации и предприятия оказывают услуги разных видов. Практика большинства развитых государств мира показывает, что в связи с насыщением рынка товарами растет и спрос на услуги.
На наш взгляд, под сферой бытовых услуг понимается деятельность людей, направленная или ориентированная на удовлетворение запросов потребителей путем предоставления услуг высокого качества, оказываемых предприятиями или отдельными людьми, и др.
Основной задачей малых и средних предприятий сферы бытовых услуг является решение социальных задач активного населения. В связи с функционированием малых и средних предприятий сферы бытовых услуг образуются условия для создания рабочих мест и увеличения их числа.
В настоящее время, в период экономического роста в республике, на наш взгляд, существует множество проблем, которые сдерживают развитие деятельности малых и средних предприятий сферы бытовых услуг и к которым относятся следующие:
1. Слабое внедрение рыночных экономических реформ.
2. Низкая конкурентоспособность производимых товаров.
3. Наличие в стране коррупции и теневой экономики.
4. Недостаточная деятельность руководства предприятий при реализации товаров.
5. Низкий уровень разработки перспектив и стратегии развития.
6. Устаревшие технологии и изношенные основные фонды на предприятиях.
7. Влияние инфляционных процессов на развитие предприятий.
8. Недостаточное использование инфраструктуры рынка.
9. Слабая инновационная активность.
10. Отсутствие инвестиций с целью развития предприятий и др.
Политика развития малых предприятий сферы бытовых услуг должна быть направлена не только на увеличение объемов производства в натуральном выражении, но и, в первую очередь, на совершенствование качества дизайна, вида товарной продукции и, таким образом, на завоевание рынка сбыта в стране и за ее пределами.
Главная задача состоит в том, чтобы обеспечить значительный подъем материального и культурного уровня жизни народа на основе высоких темпов развития государственного производства, повышения его эффективности, научно - технического прогресса и ускорения роста производительности труда.
Малые и средние предприятия сферы бытовых услуг (МСП СБУ) благодаря своему потенциалу могут в будущем сыграть решающую роль в росте национальной экономики, в снижении безработицы, стимулировать предпринимательскую деятельность, повысить устойчивость и конкурентоспособность национальной экономики.
Сфера бытовых услуг, то есть бытовое обслуживание - деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по выполнению работ и оказанию платных услуг с целью удовлетворения бытовых или других личных потребностей потребителей согласно шкале услуг по договору бытового порядка или по договору платного бытового обслуживания [2, с. 16].
Предприятия бытового обслуживания - сервисные организации, деятельность которых направлена на удовлетворение спроса населения на бытовые услуги (мастерские, ателье, приемные пункты, химчистки, бани, прачечные, парикмахерские, фотоателье и др.)
Однако существует более 600 наименований видов бытовых услуг. На наш взгляд, основные виды бытовых услуг, которые пользуются спросом у населения, представлены в таблице 1. «Основные виды бытовых услуг».
Таблица1. Основные виды бытовых услуг
Наименование основных видов бытовых услуг
1. Парикмахерские и косметические услуги 31. Разработка проектно-сметной документации на строительство
2. Санитарно-гигиеническая обработка помещений 32. Укладка тротуарной плитки на садовых участках
3. Чистка и дезинфекция кухонного оборудования 33. Услуги по установке кодовых замков и домофонов
4. Отделка верха обуви, изготовленной из специфических кож 34. Установка и ремонт сантехнического оборудования
5. Подшив подошв меховой обуви 35. Печать в павильоне черно-белых и цветных фотоснимков
6. Восстановление формы верха обуви из натуральных кож 36. Компьютерная обработка фотографий и фотоизображений
7. Реставрация верха меховой обуви 37. Получение объемных изображений с использованием лазера
8. Ремонт покрывал, штор 38. Восстановление, пересъемка и ретуширование фото
9. Пошив мужских, женских и детских головных уборов 39. Услуги по вспашке огородов, пилению дров
10 Пошив головных уборов из натурального меха 40. Услуги по ремонту и изготовлению очковой оптики
11. Изготовление жалюзи из тканей 41. Услуги саун
12. Ремонт часов 42. Гигиенический маникюр, наращивание ногтей
13. Починка магнитофонов-приставок, музыкальных центров 43. Услуги по нанесению татуажа и по уходу за телом
14. Ремонт сельхозинвентаря, мини-тракторов, газонокосилок 44. Услуги соляриев
15. Ремонт электрокалькуляторов и компьютерной техники 45. Прокат бытовой радиоэлектронной аппаратуры и принадлежностей
16. Починка вентиляторов, тепловентиляторов, калориферов 46. Прокат водных велосипедов, водных лыж, лодок, катеров, яхт
17. Реставрация фильтров для очистки воды 47. Сооружение склепов и мемориальных комплексов
18. Ремонт ксерокопировальных аппаратов 48. Услуги по бальзамированию трупа
19. Заправка картриджей для принтеров 49. Услуги по санитарной и косметической обработке трупа
20. Ремонт, заточка, шлифовка и правка ножей, ножниц, бритв 50. Предпохоронное сохранение тел умерших
21. Услуги по очистке воды 51. Перевозка тела или останков умершего на кладбище
22. Ремонт и замена дверей, окон, остекление балконов 52. Услуги ландшафтного дизайна
23. Работы по установке металлических дверей 53. Услуги по организации фейерверков
24. Ремонт и установка газовых и электроплит 54. Чистка сливных и канализационных решеток, труб и желобов
25. Услуги по чистке печей и дымоходов 55. Очистка крутых кровель от снега и льда
26. Монтаж и ремонт водозаборного оборудования 56. Уход за изделиями из стекла, металла, дерева, кожи
27. Установка и ремонт систем водоочистки 57. Чистка жалюзи
28. Прокладка и ремонт местных газопроводов 58. Уход за лепными и скульптурными украшениями
29. Работы по устройству частных плавательных бассейнов 59. Изготовление фотографий для документов вне павильона
30. Работы по устройству тепловых покрытий полов 60. Услуги копировально-множительные
Основной характеристикой сферы бытовых услуг считается качество. Следует отметить, что бытовые услуги должны удовлетворять желания потребителей. Существуют различные виды качества услуг:
1) физические: надежность;
2) эстетические: красота, изящество, стиль, класс;
3) символические: статус, престиж, класс;
4) дополнительные: гарантия.
В структуру сферы бытовых услуг входят:
1. Стоимость услуг по ремонту и строительству кооперативных гаражей и стоянок для транспортных средств, принадлежащих гражданам, благоустройству садовых участков и ремонту мест общего пользования кооперативных жилых домов за счет средств членов кооперативов независимо от форм оплаты.
2. Стоимость услуг по ремонту обуви, одежды, трикотажных изделий, мебели, радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, ремонту и изготовлению металлоизделий, услуг прачечных, химической чистки и крашения и транспортных услуг, выполненных по заказам лечебно-профилактических и оздоровительных учреждений, социально-бытовых организаций.
3. Стоимость ритуальных услуг, выполненных по заказам предприятий, услуг прачечных, химической чистки и крашения, выполненных по заказам предприятий гостиничного хозяйства, туризма, железных дорог, аэропортов, пароходств и воинских подразделений, услуг бань и душевых, оказанных контингенту воинских подразделений.
4. Стоимость материалов, узлов, деталей, запасных частей (по розничным ценам), используемых при оказании бытовых услуг.
5. Стоимость услуг по ремонту радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, индивидуальных транспортных средств в период гарантийного срока их эксплуатации.
6. Стоимость ремонта и техобслуживания автомототехники, принадлежащей инвалидам, по их заказам за счет средств социального обеспечения.
В структуру сферы бытовых услуг не входят:
1. Стоимость материалов, изделий, запасных частей и деталей, представленных заказчиками.
2. Стоимость материалов, изделий, запасных частей и деталей, приобретенных предприятием в точке розничной торговли.
3. Стоимость сжиженного газа при заправке и доставке населению газовых баллонов, учитываемая в составе коммунальных услуг (газоснабжение).
4. Стоимость работ и услуг, выполненных, но не оплаченных заказчиком.
5. Стоимость гарантийного ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, осуществляемого непосредственно предприятием-изготовителем указанной техники или его подразделениями.
6. Стоимость предпродажного ремонта радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов, транспортных средств.
7. Стоимость услуг, уже учтенных одним из предприятий (при посредничестве).
8. Стоимость комиссионных сборов при доставке пассажирских билетов на дом.
9. Стоимость цветов, семян и рассады, проданных через специализированные магазины садоводческих и цветоводческих хозяйств (кроме проданных через специализированные магазины похоронных принадлежностей), учитываемая в составе розничного товарооборота.
Можно констатировать, что в нынешнее время состояние экономики в сфере услуг в Республике Таджикистане и в Согдийской области, включая сферу бытовых услуг, во многом представляется противоречивым. Например, в период рыночной экономики, в условиях конкуренции, не все частные и государственные предприятия предпринимательского сектора организуются эффективно [2, с. 12].
Эти действия в конечном итоге приводят к нестабильности в формировании таких предприятий и в численности их работников. Всё это в дальнейшем приводит к незначительной доле произведенных ими работ, услуг и продукции в ВВП, в особенности малых и средних предприятий сферы бытовых услуг (см. табл. 2).
Сравнительный анализ динамики структуры сектора услуг в целом и сферы бытовых услуг в РТ и Согдийской области (млн. сомони) показывает, что объем оказанных услуг населению с 2009 по 2015 года вырос почти в 2,5 раза, а с 2014 по 2015 год - в 1,1 раза [5, с. 132].
Таблица 2. Сравнительный анализ динамики структуры сектора услуг и сферы бытовых
услуг в РТ и в Согдийской области (млн сомони)
Показатели 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 В % 2015 г. к 2009 г. В % 2015 г. к 2014 г.
РТ (сфера услуг) 4011 4635,3 5374,5 6773,2 8661,6 9558,5 10099,9 2,5 раза 1,1 раза
% роста 15,56% 15,95% 26,02% 27,88% 10,35% 5,66%
РТ (бытовые услуги) 1403,9 1796,8 2105,2 2587,2 3310,6 3608,3 3707,3 2,6 раза 1,0 раза
% роста 127,9% 117,2% 122,9% 127,9% 108,9% 102,7%
Согд. обл. (сфера услуг) 835,1 1153,7 1381,3 2035,2 2497,8 2734,1 2875,4 3,4 раза 1,1 раза
% роста 38,15% 19,73% 47,34% 22,73% 9,46% 5,17%
Согд обл. (бытовые услуги) 425,4 708 935,3 1174,7 1413,2 1585,5 1587,5 3,7 раза 1,0 раза
% роста 66,43% 32,10% 25,60% 20,30% 12,19% 0,13%
Источник: Расчёты автора на основе данных сборника «Таджикистан в цифрах - 2015». -
Душанбе: Госкомстат, 2016. - 189 с.
Данные, приведенные в таблице 2, свидетельствуют о том, что наибольший прирост сферы услуг в Республике Таджикистане в 2013 г. составил 27,88%. Также в этом году наблюдается наибольший прирост числа предприятий сферы бытовых услуг. Периодом высокого прироста в сфере услуг в целом и бытовых услуг в Согдийской области были 2010 и 2012 годы, когда он составлял 38,15% и 47,34%. В 2010 году констатируется самый высокий прирост объема бытовых услуг - 66,43% [5, с. 130].
Приведенные расчёты также свидетельствует о том, что в отрасли наблюдается снижение темпов роста. В 2015 году выявлен самый низкий уровень прироста в сфере услуг по РТ, а также по Согдийской области, который составил 5,17%, а бытовых услуг -0,13% (см. рисунок 1).
Рисунок 1. Сравнительный анализ сферы услуг и сферы бытовых
услуг по РТи Согдийской области за 2009-2015 гг.
Сравнительный анализ сферы услуг и сферы бытовых услуг по РХ и Согдийской области за 2009 2015гг.
1:2 оск>
2 ООО J2010 ЛОН J2MJ2 Л013 Л014 ^OlS
■ FT (сфера ус^пт) ■ FT бытовые уылт«)
( 'oiVI- о5-т. (сфера услут) ■ Согд. шол, (вьггоБые уылтн)
Источник: Расчёты автора на основе данных сборника «Таджикистан в цифрах - 2015». -Душанбе: Госкомстат, 2016. - 189 с.
Наименьшие темпы роста в сфере услуг в основном связаны с увеличением налоговых ставок и установленными условиями кредитования и снижением доходов населения.
На формирование и развитие МСП СБУ в Республике Таджикистан решающее влияние оказали благоприятные природно-климатические условия для выращивания сельскохозяйственной продукции. Однако проблемы регионов РТ характеризуются технологическим отставанием производства, высоким износом основных фондов, отсутствием действенных маркетинговых технологий и корпоративных технологий управления, нехваткой квалифицированных кадров.
В отраслевой структуре ВВП РТ сфера бытовых услуг занимает приблизительно 60%. Существует система базовых стратегий роста, включающая виды стратегий, которые отражают различные подходы к росту предпринимательских структур (рост продаж, прибыли, доли рынка и т. д.). Рост связан с изменением одного или нескольких элементов: продукта, отрасли, рынка, технологий (см. табл. 3).
Таблица 3. Число ателье, цехов, мастерских бытового обслуживания
населения в Согдийской области
Сфера услуг 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2015 к 2014 2015 к 2009
Ремонт и индивидуальный пошив обуви 25 18 16 9 11 9 9 100 36
Ремонт и индивидуальный пошив одежды, индивидуальный пошив и вязка трикотажных изделий 40 45 39 62 44 28 19 67,8 47,5
Ремонт бытовых машин и приборов, ремонт и изготовление металлоизделий 95 92 66 21 18 30 14 46,7 14,7
Ремонт и техническое обслуживание транспортных средств, принадлежащих гражданам 79 73 68
Ремонт и изготовление мебели 4 4 3 1 1 1 1 100 25
Химическая чистка и крашение 1 1 5 1 1 1 1 100 100
Услуги прачечных 3 3 2 - 3 6 3 50 100
Ремонт и строительство жилищ (квартир) 12 13 20 23 20 22 21 95,4 175
Услуги фотографии 24 20 17 15 21 18 7 38,9 29,2
Услуги бань и душевых 13 13 8 7 14 14 15 107, 1 115,4
Услуги парикмахерских 67 60 58 40 34 47 23 48,9 34,3
Услуги пунктов проката 13 9 4 1 2 4 - - 0
Всего 488 475 452 372 307 281 189 67,2 38,7
Источник: Основные показатели сектора торговли и услуг Республики Таджикистан. - Душанбе:
Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016.
В таблице 4, согласно результатам исследования, в процентах приведены основные причины, сдерживающие пользование бытовыми услугами и снижающие частоту пользования услугами населением Согдийской области. В каждой графе перечислены виды услуг, выявлены проблемы и причины, ограничивающие или не позволяющие пользоваться данным видом услуг.
Вначале приведены бытовые услуги, набравшие высокий объем голосов, и далее они размещены в порядке убывания.
Таблица 4. Причины, сдерживающие потребление бытовых услуг населением Согдийской _области (по результатам исследования, в %)
Виды бытовых услуг Цена не соответствует качеству Цена слишком высокая Не устраивает режим работы предприятия Не устраивает качество обслуживания Не устраивает выполнение услуг В территориальном масштабе предприятия отсутствуют Предприятие далеко расположено в территориальном масштабе
Услуги парикмахерских 35 75 20 30 10 5 15
Ремонт обуви 35 65 30 20 15 25 5
Услуги фотоателье 30 55 40 30 50 25 10
Ремонт и строительство жилья 65 95 35 35 40 60 15
Обслуживание и ремонт автотранспорта 20 30 45 40 35 40 35
Ремонт бытовых машин и приборов 70 80 25 35 40 50 20
Ремонт и техобслуживание бытовой радиоэлектронной аппаратуры 30 45 35 25 25 35 15
Транспортно-экспедиторские услуги 45 75 10 35 50 45 40
Изготовление мебели 50 55 15 50 35 10 25
Ремонт мебели 20 35 30 10 15 45 70
Услуги предприятий по прокату 15 45 10 15 35 65 35
Ритуальные и обрядовые услуги 35 55 45 20 65 80 75
Ремонт и изготовление металлоизделий 15 25 35 35 25 60 45
Химчистка и крашение одежды 30 35 25 25 40 75 50
Услуги бань и душевых 25 55 25 30 60 85 35
Ремонт трикотажных изделий 50 65 30 15 20 20 15
Ремонт швейных, меховых и кожаных изделий 60 85 30 70 30 70 40
Услуги прачечных 40 70 10 25 40 40 60
Пошив швейных, меховых и кожаных изделий 60 90 15 60 20 20 15
Пошив и вязка трикотажных изделий 35 45 50 35 30 40
Пошив обуви 10 70 35 40 40 75 55
Источник: Информация, основанная на данных исследования.
Для дальнейшего развития и совершенствования рынка бытовых услуг необходимы следующие условия: свобода ведения предпринимательской деятельности, свободное ценообразование, конкуренция, удовлетворение личных интересов потребителей, правовые и экономические гарантии. Результаты таблицы показаны на следующем рисунке:
Рисунок 2. Причины, сдерживающие потребление бытовых услуг населением Согдийской
_области (по результатам исследования, в %)
100 90 80 70 60 50 40
т
ít
I
f L:i
■■1Т1Т1ШI И1ГТ ГПИ lililí Г11
iп11 ni mu i rrr 11ni i
n 111 i
r I I 111 II I' 1II
11 I I I I I I I II I I I I I и
Цена не соответствует качеству
: Цена слишком высокая
Не устраивает режим работы предприятия
l ile устраивает качество обслуживания
Не устраивает выполнения услуг
В территориальном масштабе предприятие отсутствует
В территориальном масштабе предприятие далеко расположено
Источник: Информация, основанная на данных исследования.
Функционирование и совершенствование рынка бытовых услуг зависит от таких факторов, как:
- уровень развития технологий;
- уровень профессиональной подготовки работников;
- спрос на бытовые услуги;
- природно-сырьевой потенциал;
- уровень дотаций и налогового режима;
- фактор времени и т.д.
Удвоилось количество официально зарегистрированных МСП СБУ: с 1700 в 2009 г. до 3 400 в 2012 г. На этих предприятиях было занято в среднем от 17 000 до 20 000 работников. В 2009 г. занятость в этом секторе выросла до 20 900 работников, после чего несколько снизилась [6, с. 46]. В 2008 г. оборот предприятий, зарегистрированных как МСП СБУ, вырос до 200 000 долларов США в расчете на каждое предприятие, однако в 2009 г. этот показатель резко сократился - до 125 000 долларов США. С 2010 г. оборот постепенно растет (см. рисунок 3).
Рисунок 3. Динамика изменения показателей МСП СБУ за 2009-2015 гг.
Двва м в к а ш-si ене вша по кз Штвд ей n-j а ль: тс г ср ejEEY предприятий сферы бытовал у слух, — 013- гг.
i МСП ■СБ>"> TbiL ЕЛО
■■ Э.ЗЕЛГГС ГТЕ> в. МСП СБ>-,тыг_ ■чел.п.в.ек
Об Gp-GT НЗ- р-Э ьЧгТЛ S3 СЛЗСН МСП CEV, ТЪИ. ДП.ХЛ. ГТ1Т 4
1МЛ
19&
т
1*1 í
3,4 ■
2¿tt 200 1=0 IK
sa о
2 ML Mr
2 til
J-012
1Ш
2 tli-
Источник: Статистический ежегодник Республики Таджикистан за 2015 год. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016.
Анализ данных официальных источников свидетельствует о стагнации количества и экономических показателей МСП СБУ, за исключением сельскохозяйственного сектора. Количество дехканских хозяйств растет благодаря проводимой сельскохозяйственной реформе.
О роли МСП СБУ в росте экономики свидетельствует то, что с 2000 г. в экономике Таджикистана наблюдался значительный рост. С 2000 по 2015 г. темпы роста валового внутреннего продукта (ВВП) в номинальном выражении составляли в среднем 8,3 %, с отклонением показателя роста до 3,6 % в 2010 г. по причине продовольственного и финансового кризиса. Столь быстрый рост национальной экономики привел к 3,5 -кратному увеличению номинального ВВП на душу населения за период с 2003 по 2010 гг., в то время как ВВП за рассматриваемый период в реальном выражении вырос в 2,5 раза (см. рисунок 4).
Все эти показатели подтверждают, что к настоящему времени и на протяжении многих десятилетий сфера бытовых услуг занимала устойчивые позиции в мировом хозяйстве. Во многих государствах мира увеличивается доля МСП СБУ в структуре ВВП.
Подводя итоги, нужно отметить, что сфера бытовых услуг - обобщающая отрасль, которая предоставляет разнообразные виды услуг, оказываемых заведениями,
организациями, фирмами, предприятиями, физическими лицами для удовлетворения потребностей других предприятий, организаций и физических лиц. Исторически оказание услуг было слабо развито или вовсе отсутствовало. Обмен продуктами в основном осуществлялся в виде готовых результатов ремесленного труда.
Рисунок 4. Рост ВВП РТ в номинальном и реальном выражении, за 2003 - 2015 гг.
Рост ВВП РТ в номинальном п реальном выражении, за 2003 2015 гг.
Источник: Всемирный банк, http://data.worldbank.org/country/tajikistan - 2016 год.
Обобщая сказанное, можно сделать следующие выводы:
1. Дальнейшее развитие экономики Согдийской области тесно связано с уровнем освоения природных богатств и основными направлениями развития производительных сил республики и Среднеазиатского экономического района.
2. Специализация важнейших отраслей сферы бытовых услуг Согдийской области в настоящем и в будущем отвечает специфике и характеру её хозяйства, природным и трудовым ресурсам.
3. В целях рационального размещения МСП СБУ следует составить схему развития и размещения её отраслей. При этом должен преобладать не только отраслевой подход, как на современном этапе, но и территориальный.
4. Темпы развития сферы бытовых услуг Согдийской области в перспективе во многом будут зависеть от того, в какой степени, как быстро и эффективно удастся вовлечь в народнохозяйственный оборот природные ресурсы региона.
Успех предприятий сферы бытовых услуг, к примеру: торговых центров, кинотеатров, химчисток, аптек, ресторанов, кафе, точек по изготовлению мебели, услуг прачечных, фотоателье, бань и других связан с их удачным размещением.
Важнейшей перспективной задачей в размещении и развитии МСП СБУ Согдийской области является формирование средних и малых городов путем рационального осуществления в них строительства новых предприятий. Это будет способствовать рациональному размещению производства и лучшему использованию трудовых и экономических ресурсов региона.
Список использованной литературы:
1. Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан (АСРТ) / Национальные счета Республики Таджикистан. - Душанбе: АСРТ, 2016. На русском/таджикском языке. - 145 с.
2. Актуальные вопросы экономики и управления в бытовом обслуживании. Сущность и рынок бытовых услуг: учеб. пособие / под ред. В.Ф. Уколова, Ю.А. Белевцева. Вып. 1. - М. : Центр., 2010 г. - 233 с.
3. Алиев В.Т., Атабаев М.А., Алимурадова М.К. и др. Региональные проблемы переходной экономики. / Под ред. В.Г Алиева. - М. : ЗАО «Издательство экономики», 2012. - 646 с.
4. Основные показатели сектора торговли и услуг Республики Таджикистан. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016. - 274 с.
5. Статистический ежегодник Республики Таджикистан за 2015. - Душанбе: Агентство по статистике при Президенте Республики Таджикистан, 2016.- 347 с.
6. Статистический ежегодник Согдийской области. - Худжанд, 2016. - 420 с.
Reference Literature:
1. Agency on Statistics under Tajikistan Republic President (ASTR) / National Accounts of Tajikistan Republic. - Dushanbe: ASTR, 2016. In Russian and Tajik languages. - 145 pp.
2. Actual Issues Concerned with Economy and Management with Everyday Life Services. Essence and Market of Everyday Life Services: manual / under the editorship of V.F. Ukolov, Yu.A. Belevtsev. Issue 1. - M.: Center, 2010. - 233 pp.
3. Aliyev V.T., Atabayev M.A., Alimuradova M.K. et alia. Regional Problems of Transitive Economy. / Under the editorship of V. G. Aliyev. - M.: Closed JSC «Publishing-House on Economics», 2012. - 646pp.
4. Basic Indices of Sector of Trade and Services of Tajikistan Republic. - Dushanbe: Agency on Statistics under Tajikistan Republic President, 2016. - 274 pp.
5. Statistical Annual of Tajikistan Republic for 2015. - Dushanbe: Agency on Statistics under Tajikistan Republic President, 2016. - 347pp.
6. Statistical Annual of Sughd Viloyat. - Khujand, 2016. - 420 pp.