стр. 57 из 195
УДК 658.64 DOI: 10.12737/5364
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СУЩЕСТВУЮЩЕГО УРОВНЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ БЫТОВЫХ УСЛУГ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
Погребова Елена Сергеевна, кандидат экономических наук, доцент,
ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»,
Москва, Российская Федерация
Статья посвящена исследованию бытового обслуживания населения в субъектах Российской Федерации с разным уровнем социально-экономического развития и различной степенью урбанизации. Представлен детально проведённый анализ дифференциации количественной составляющей предприятий бытового обслуживания населения по видам услуг в данных регионах, численности занятых в бытовом обслуживании населения, уровня потребления услуг населением в городской и сельской местности и доступности услуг для населения. Результаты проведенного анализа позволили определить существующий уровень предложения бытовых услуг в городской и сельской местности в 8 пилотных субъектах Российской Федерации (город Москва, Московская область, Владимирская область, Тамбовская область, Тульская область, Тверская область, Мурманская область, Астраханская область). На основании результатов анализа были выявлены тенденции и проблемы развития бытового обслуживания населения в данных регионах.
Ключевые слова: бытовое обслуживание, население, уровень, предложение, городская местность, сельская местность, обеспеченность населения бытовыми услугами
Из определенных в качестве пилотных регионов шесть входят в Центральный федеральной округ (город Москва, Московская область, Владимирская область, Тамбовская область, Тульская область, Тверская область), Мурманская область в Северо -Западнай федеральный округ и Астраханская область в Южный федеральный округ.
Рассмотрим показатели деятельности пилотных регионов - субъектов Российской Федерации, входящих в ЦФО.
На рисунке 1 представлены данные о количестве предприятий бытового обслуживания населения в исследуемых регионах.
стр. 58 из 195
Рисунок 1 - Количество предприятий бытового обслуживания в период 2009-2011 гг.
На рисунке 2 и таблице 1 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги по ремонту и пошиву обуви.
стр. 59 из 195
Рисунок 2 - Динамика числа предприятий по ремонту и пошиву обуви
Таблица 1 - Количество предприятий по ремонту и пошиву обуви
Ремонт и пошив обуви 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Московская область 911 923 925
город Москва 756 840 841
Тульская область 252 243 250
Тверская область 201 205 207
Тамбовская область 158 165 168
Владимирская область 19 36 32
На рисунке 3 и таблице 2 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги по ремонту и пошиву одежды.
Рисунок 3 - Динамика числа предприятий по ремонту и пошиву одежды
стр. 60 из 195
Таблица 2 - Количество предприятий по ремонту и пошиву одежды
Ремонт и пошив одежды 2009 г. 2010 г. 2011 г.
город Москва 875 1024 1036
Московская область 930 972 990
Тульская область 174 175 177
Тверская область 136 146 148
Тамбовская область 124 144 150
Владимирская область 66 84 98
На рисунке 4 и таблице 3. представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры.
Рисунок 4 - Динамика числа предприятий по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры
Таблица 3 - Количество предприятий по ремонту бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры
Ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры 2009 г. 2010 г. 2011 г.
город Москва 557 550 556
Московская область 338 352 360
Тамбовская область 197 196 200
Тульская область 118 130 144
Тверская область 126 129 134
Владимирская область 68 74 82
На рисунке 5 и таблице 4 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги по ремонту и изготовлению мебели.
стр. 61 из 195
Рисунок 5 - Динамика числа предприятий по ремонту и изготовлению мебели
Таблица 4 - Количество предприятий по ремонту и изготовлению мебели
Ремонт и изготовлению мебели 2009 г. 2010 г. 2011 г.
город Москва 342 349 351
Московская область 222 284 305
Тамбовская область 71 79 85
Тульская область 39 35 38
Тверская область 32 35 38
Владимирская область 23 22 24
На рисунке 6 и таблице 5 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги химической чистки и крашения.
Рисунок 6 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги химической чистки и крашения
стр. 62 из 195
Таблица 5 - Количество предприятий, оказывающих услуги химической чистки и крашения
Услуги химической чистки и крашения 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Московская область 317 290 325
город Москва 118 129 131
Тверская область 17 20 22
Тульская область 11 16 22
Владимирская область 7 0 0
Тамбовская область 6 9 12
На рисунке 7 и таблице 6 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги прачечных.
Рисунок 7 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги прачечных Таблица 6 - Количество предприятий, оказывающих услуги прачечных
Услуги прачечных 2009 г. 2010 г. 2011 г.
город Москва 767 859 870
Московская область 157 114 122
Тверская область 20 19 22
Владимирская область 9 0 0
Тульская область 9 11 11
Тамбовская область 2 1 2
На рисунке 8 и таблице 7 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги по ремонту жилья и других построек.
стр. 63 из 195
Рисунок 8 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги по ремонту жилья
и других построек
Таблица 7 - Количество предприятий, оказывающих услуги по ремонту жилья и других построек
Ремонт жилья и других построек 2009 г. 2010 г 2011 г
город Москва 597 536 536
Московская область 470 455 480
Тамбовская область 210 259 300
Тульская область 112 138 144
Тверская область 83 94 95
Владимирская область 90 103 101
На рисунке 9 и таблице 8 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств.
Рисунок 9 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги по ремонту и техническому
обслуживанию автотранспортных средств
стр. 64 из 195
Таблица 8 - Количество предприятий, оказывающих услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств
Услуги по ремонту и техническому обслуживанию автотранспортных средств 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Московская область 1410 1366 1412
город Москва 657 716 725
Тамбовская область 306 343 350
Тульская область 293 319 315
Тверская область 284 296 297
Владимирская область 101 120 129
На рисунке 10 и таблице 9 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги фотографии.
Рисунок 10 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги фотографии Таблица 9 - Количество предприятий, оказывающих услуги фотографии
Услуги фотографии 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Московская область 597 582 590
город Москва 241 253 300
Тверская область 129 135 136
Тульская область 114 115 117
Тамбовская область 103 116 120
Владимирская область 19 24 25
На рисунке 11 и таблице 10 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги бань и душевых.
стр. 65 из 195
Рисунок 11 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги бань и душевых
Таблица 10 - Количество предприятий, оказывающих услуги бань и душевых
Услуги бань и душевых 2009 г 2010 г 2011 г
город Москва 3844 4461 4582
Московская область 433 446 452
Тверская область 134 132 134
Владимирская область 84 82 80
Тамбовская область 88 92 95
Тульская область 72 79 82
На рисунке 12 и таблице 11 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги парикмахерских.
Рисунок 12 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги парикмахерских
стр. 66 из 195
Таблица 11 - Количество предприятий, оказывающих услуги парикмахерских
Услуги парикмахерских 2009 г 2010 г 2011 г
город Москва 2726 3010 3300
Московская область 1901 1955 2019
Тверская область 608 644 647
Тульская область 531 571 590
Тамбовская область 455 504 510
Владимирская область 98 69 115
На рисунке 13 и таблице 12 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих услуги проката.
Рисунок 13 - Динамика числа предприятий, оказывающих услуги проката
Таблица 12 - Количество предприятий, оказывающих услуги проката
Услуги проката 2009 г 2010 г 2011 г
город Москва 133 141 141
Московская область 92 74 65
Тверская область 34 34 34
Владимирская область 37 37 36
Тамбовская область 25 18 20
Тульская область 6 2 7
На рисунке 14 и таблице 13 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих ритуальные услуги.
стр. 67 из 195
Рисунок 14 - Динамика числа предприятий, оказывающих ритуальные услуги
Таблица 13 - Количество предприятий, оказывающих ритуальные услуги
Ритуальные услуги 2009 г 2010 г 2011 г
город Москва 2111 800 860
Московская область 400 398 430
Тульская область 141 143 159
Тамбовская область 91 100 105
Тверская область 91 115 120
Владимирская область 74 74 69
На рисунке 15 и таблице 14 представлена информация о количестве предприятий БОН, оказывающих прочие виды бытовых услуг.
Рисунок 15 - Динамика числа предприятий, оказывающих прочие виды бытовых услуг
стр. 68 из 195
Таблица 14 - Количество предприятий, оказывающих прочие виды бытовых услуг
Прочие виды бытовых услуг 2009 г 2010 г 2011 г
город Москва 11096 10727 11002
Московская область 550 700 810
Владимирская область 112 115 126
Тамбовская область 66 75 80
Тверская область 252 260 276
Тульская область 322 410 427
На рисунке 16 и таблице 15 представлена информация о количестве предприятий бытового обслуживания населения Астраханской области.
Рисунок 16 - Динамика числа предприятий БОН Астраханской области по видам услуг Таблица 15 - Количество предприятий БОН Астраханской области по видам услуг
Астраханская область 2009 г 2010 г 2011 г
Ремонт и пошив обуви 171 164 178
Ремонт и пошив одежды 207 218 237
Ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт металлоизделий 234 250 271
Ремонт и изготовление мебели 36 35 39
Химическая чистка и крашение 12 13 14
Услуги прачечных 40 10 11
Ремонт и строительство жилья 131 129 140
Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств 335 357 388
Фотоуслуги 167 159 173
стр. 69 из 195
Услуги бань и душей 41 43 47
Услуги парикмахерских 792 752 816
Прокат 86 89 97
Ритуальные услуги 73 67 73
Прочие виды бытовых услуг 142 148 159
На рисунке 17 и таблице 16 представлена информация о количестве предприятий бытового обслуживания населения Мурманской области.
Рисунок 17 - Динамика числа предприятий БОН Мурманской области по видам услуг
Таблица 16 - Количество предприятий БОН Мурманской области по видам услуг
Мурманская область 2009 г 2010 г 2011 г
Ремонт и пошив обуви 171 164 178
Ремонт и пошив одежды 207 218 237
Ремонт бытовой техники и радиоэлектронной аппаратуры, изготовление и ремонт металлоизделий 234 250 271
Ремонт и изготовление мебели 36 35 39
Химическая чистка и крашение 12 13 14
Услуги прачечных 40 10 11
Ремонт и строительство жилья 131 129 140
Ремонт и техническое обслуживание автотранспортных средств 335 357 388
Фотоуслуги 167 159 173
Услуги бань и душей 41 43 47
Услуги парикмахерских 792 752 816
Прокат 86 89 97
Ритуальные услуги 73 67 73
Прочие виды бытовых услуг 142 148 159
стр. 70 из 195
Рассмотрим численность занятых на предприятиях бытового обслуживания населения в пилотных регионах. На рисунке 18 и таблице 17 представлена численность занятых на предприятиях отрасли.
90000
SOOOO
70000
60000
50000
40000
30000
20000
10000
о
■ 2009 г.
■ 2010г.
Рисунок 18 - Динамика численности занятых на предприятиях БОН за период 2009-2011 гг.
Таблица 17 - Количество занятых на предприятиях БОН за период 2009-2011 гг.
Динамика численности занятых на предприятиях БОН за период 2009-2011 гг. 2009 г. 2010 г. 2011 г.
город Москва 78599 75874 81219
Московская область 42672 50099 50850
Тверская область 11319 11863 9837
Тульская область 8438 8927 9214
Тамбовская область 7701 8752 8757
Владимирская область 5500 5600 5650
Мурманская область 3880 4940 5140
Астраханская область 4015 4604 5103
Для обеспечения наиболее наглядного сравнения об уровне предложения бытовых услуг в данных пилотных регионах рассмотрим количество занятых в отрасли в разрезе установленных пилотных регионов относительно численности жителей регионов (количество рабочих мест/1000 жителей.
В таблице 18 Представлена информация о численности жителей в пилотных субъектах РФ.
стр. 71 из 195
Таблица 18 - Численность постоянного населения в разрезе пилотных регионов Российской Федерации (тыс. человек) в 2010 году
Субъект РФ Численность постоянного населения, тыс. чел. Численность занятых в отрасли, чел. Расчетный показатель обеспеченности населения бытовыми услугами в расчете на 1000 жителей.
город Москва 10357,8 75874 7,33
Московская область 6627,0 50099 7,56
Тверская область 1472,6 11863 8,06
Тульская область 1675,7 8927 5,33
Тамбовская область 1179,6 8752 7,42
Владимирская область 1524,9 5600 3,67
Мурманская область 893,3 4940 5,53
Астраханская область 1007,2 4604 4,57
Таким образом, наибольший показатель обеспеченности населения рабочими местами на предприятиях бытового обслуживания в 2010 году был зафиксирован в Тульской области, коэффициент обеспеченности составил 8,06 рабочих мест на 1000 жителей области, в Московской области и городе Москве 7,56 и 7,33 рабочих места на 1000 жителей соответственно. Наименьший уровень обеспеченности зафиксирован в Мурманской области на 1000 жителей приходится 3,67 рабочих места на предприятиях отрасли.
Рассмотрим показатели объема бытовых услуг на душу населения (таблица 19, рисунок 19, 20, 21).
Таблица 19 - Показатели объема бытовых услуг на душу населения
Объем бытовых услуг на душу населения 2009 г. 2010 г. 2011 г.
Владимирская область 1778 1897 3321
Московская область 4670 5409 5560
Тамбовская область 2450 3857 4309
Тверская область 1238 1372 1640
Тульская область 1453 1758 2217
город Москва 4552 4897 5251
Мурманская область 4911 5547 4909
Астраханская область 1146 1322 1500
стр. 72 из 195
Рисунок 19 - Объем бытовых услуг на душу населения в 2009 г.
Рисунок 20 - Объем бытовых услуг на душу населения в 2010 г.
Рисунок 21 - Объем бытовых услуг на душу населения в 2011 г.
Наибольшие показатели по объему бытовых услуг на душу населения зафиксированы в Мурманской, Московской областях и городе Москве. Причем в 2011
стр. 73 из 195
году первое место среди исследуемых регионов по объему потребления бытовых услуг на душу населения принадлежит Московской области. Серьезной проблемой является дифференциация показателей потребления бытовых услуг населением. Так, показатели по Московской области, выше показателей по Тверской и Астраханской областям более чем в 3 раза.
Рассмотрим показатели обеспеченности населения рабочими местами в городской и сельской местности (таблица 20).
Таблица 20 - Показатели обеспеченности населения рабочими местами в городской и сельской местности
Субъект РФ Численность постоянного населения, тыс. чел. Численность занятых в отрасли в городской местности, чел. Численност ь занятых в отрасли в сельской местности, чел. Расчетный показатель обеспеченности населения бытовыми услугами в расчете на 1000 жителей.
гор. местность сельская местность
город село
Московская область 5255,5 1371,5 44063 6036 8,38 4,40
Тверская область 1076,9 395,7 10755 1108 9,99 2,80
Тульская область 1366,7 309 7457 1070 5,46 3,46
Тамбовская область 675,3 504,3 6717 2035 9,95 4,04
Владимирская область 834,6 309,5 4667 933 5,59 3,01
Мурманская область 824 69,3 4795 145 5,82 2,09
Астраханская область 683,9 323,3 4229 375 6,18 1,16
Анализируя полученные данные можно сделать следующий вывод. В Московской, Тульской и Тамбовской областях уровень обеспеченности рабочими местами на предприятиях бытового обслуживания населения в сельской местности более чем в 2 раза ниже по сравнению с городской. Наиболее плохая ситуация наблюдается в Астраханской области, данный регион относится к группе сельскохозяйственных регионов страны, и более половины населения проживает именно в сельской местности. Однако уровень обеспеченности рабочими местами на предприятиях отрасли составляет 1,16 рабочих мест на 1000 жителей. Этот показатель свидетельствует о крайне низком уровне обеспеченности сельского населения Астраханской области бытовыми услугами.
Главными целями в области развития бытового обслуживания на селе должно стать утверждение нормативов минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами на уровне Российской Федерации и приближение к рациональным нормативам потребления
стр. 74 из 195
бытовых услуг. Для этого потребуется создание производственно-технических и экономических условий, обеспечивающих ускоренное развитие бытовых услуг в сельской местности субъектов Российской Федерации.
Литература
1. Разработка методики расчета и порядка установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения бытовыми услугами и подготовка методических рекомендаций по разработке региональных программ развития сферы бытовых услуг: отчет по НИР. - М.: ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», 2012.
2. Официальный сайт Росстата. [Электронный ресурс]: URL: http://www.gks.ru (дата обращения: 20.06.2014).
ASSESSMENT OF THE CURRENT LEVEL OF SUPPLY IN THE SPHERE OF PUBLIC
SERVICES IN URBAN AND RURAL AREAS (CASE STUDY: SELECTED CONSTITUENT ENTITIES OF THE RUSSIAN
FEDERATION)
Pogrebova Elena Sergeevna, Candidate of Economics, Associate Professor,
Russian State University of Tourism and Service, Moscow, Russian Federation
The article is devoted to research into the public service industry in constituent entities of the Russian Federation which demonstrate different levels of social and economic development as well as different levels of urbanization. The author presents the results of a detailed analysis of the quantitative differentiation of public service providers in terms of the types of services provided in the territories under consideration, the employment in the public service sector, the rate ofpublic service consumption in urban and rural areas, and public service availability and accessibility for the consumers. Based on the results of the analysis, the author assesses the current level of public service supply in urban and rural areas in eight sample constituent entities of the Russian Federation (Moscow, Moscow Region, Vladimir Oblast, Tambov Oblast, Tula Oblast, Tver Oblast, Murmansk Oblast, Astrakhan Oblast), and identifies the trends of and challenges to public service sector development in the given regions.
Key words: public service, public amenities, population, level, rate, supply, urban areas, rural areas, supply of public services to the population
References
1. Razrabotka metodiki rascheta i poriadka ustanovleniia sub’’ektami Rossiiskoi Federatsii normativov minimal’noi obespechennosti naseleniia bytovymi uslugami i podgotovla metodicheskikh rekomendatsii po razrabotke regional’nykh origramm razvitiia sfery bytovykh
стр. 75 из 195
uslug: otchet po NIR [Development of the design and the assessment procedure of the norms of minimal supply of public services to the population for the use of the constituent entities of the Russian Federation; and development of methodological recommendations on regional programmes for public service sector development: scientific research report]. Moscow: FGBOU VPO Rossiiskii gosudarstvennyi universitet turizma i servisa Publ., 2012.
2. Ofitsial’nyi sait Rosstata [Federal State Statistics Service of the Russian federation, official website]. URL: http://www.gks.ru (Accessed on June 20, 2014).