РУБРИКА ГЛАВНОГО РЕДАКТОРА
Р.М. Асадуллин
РАЗВИТИЕ СЕТЕВОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИКА»: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Ключевые слова: Шанхайская организация сотрудничества, кооперация, ведущие университеты, педагогическое образование.
Аннотация: Доклад ректора БГПУ имени М. Акмуллы, профессора Р.М. Асадуллина на «VII неделе образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества "Образование без границ"».
Уважаемый председатель Координационного совета!
Уважаемые представители стран-участниц!
Уважаемые участники заседания!
Для педагогического сообщества Башкортостана большая честь приветствовать столь высокое собрание именитых ученых, общественных и государственных деятелей, представляющих государства-члены Шанхайской организации сотрудничества. Мы искренне надеемся, что новое для УШОС направление «Педагогика» станет еще одним мощным инструментом обеспечения духовной безопасности всего евроазиатского пространства. Это важное решение, принятое год назад Координационным советом университетов ШОС, открывает перед педагогическими университетами широкие возможности для взаимодействия и развития, кооперации кадровых, финансовых, интеллектуальных ресурсов. Полагаем, что формат международного сотрудничества позволит нам успешно преодолеть границы и культурные барьеры на пути реализации широкомасштабных договоров между ведущими университетами и выйти на качественно новый уровень взаимодействия, создать единое образовательное пространство Шанхайской организации содружества.
В Башкирском государственном педагогическом университете имени М. Акмуллы работа под эгидой проекта международной организации, пользующейся в мире растущим авторитетом, стала своего рода профессиональным открытием высшей школы дружественных стран совершенно в ином ракурсе и позволила наметить горизонты взаимного содержательного развития.
Прошедший год был ознаменован консультациями с нашими коллегами по УШОС, в частности, Столичным педагогическим университетом Пекина, Казахским национальным университетом имени аль-Фараби, Евразийским национальным университетом имени Гумилева, Российским университетом дружбы народов, в результате чего был определен форсайт-прогноз направления «Педагогика», в рамках которого была сделана попытка определения основных магистерских программ, которые задавали бы траекторию нашего сетевого взаимодействия.
псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп
Форсайт-прогноз в контексте интернационализации позволяет обозначить ряд мероприятий по повышению международной репутации и международного рейтинга педагогических вузов-партнеров. Это, прежде всего:
1) подготовка квалифицированных кадров для национальных экономик стран УШОС, обеспечивающих формирование евразийского образовательного пространства, поддержка ведущих преподавателей, способных к деятельности в престижных вузах-партнерах;
2) реализация магистерских программ, обеспечивающих получение двойных дипломов; разработка нормативно-правого сопровождения сетевой аспирантуры; в том числе разработка программ на официальных языках ШОС для расширения целевой аудитории потенциальных покупателей образовательных услуг вузов;
3) осуществление сетевых комплексных исследовательских проектов; проведение научных форумов и выездных методологических школ-семинаров; издание совместных трудов;
4) создание общей цифровой платформы для онлайн-мероприятий разного уровня и масштаба; разработка интегрированного медиаконтента педагогического образования;
5) развитие сетевой академической мобильности вузов-партнеров; обмен студентами и преподавателями в рамках реализации программ двойных дипломов; создание молодежного консультативного совета как координирующего органа между руководителями и студентами вузов проекта.
Безусловно, для реализации форсайт-прогноза БГПУ имени М. Акмуллы необходимо проделать значительную работу по консолидации усилий образовательных организаций, входящих в УШОС, при том, что университет обладает достаточным образовательным и научным потенциалом для активного продвижения нового направления проекта. В настоящее время наш коллектив крупнейшего педагогического университета России насчитывает свыше 11 тысяч человек, в том числе 9000 студентов, аспирантов и докторантов, более 2000 преподавателей и сотрудников, в числе которых члены-корреспонденты РАН и РАО; 46 кафедр, пять институтов и семь факультетов университетский колледж реализуют 218 программ высшего профессионального образования; укрупненная группа «Образование и педагогика» представлена 70 программами, в том числе с правом выбора второго профиля; подготовка педагогических кадров ведется для всех уровней системы образования детей - дошкольного, начального, общего, специального (коррекци-онного); вуз обеспечивает специалистами начальное, среднее и высшее профессиональное образование, систему довузовской и послевузовской подготовки. Реализуется свыше 100 программ дополнительного образования. Кроме того, по 11 укрупненным группам специальностей реализуется 35 программ непедагогического профиля: совместно академическими институтами и предприятиями вуз ведет подготовку генетиков, биотехнологов, биоэкологов, нанотехнологов.
Современная психолого-педагогическая наука в университете представлена крупнейшими учеными, возглавляющими 12 научных школ, диссертационным советом по защите кандидатских и докторских диссертаций по педагогике, «Педагогическим журналом Башкортостана», входящим в Перечень изданий ВАК РФ, сетью экспериментальных площадок и филиалов кафедр. БГПУ имени М. Акмуллы
г убр иип главного рсппктогп
координирует развитие региональной педагогической науки через деятельность Научного совета по педагогике и психологии при Академии наук Башкортостана и Экспертного совета Комитета по образованию и науке регионального парламента. Общий объем финансирования НИР по педагогике и психологии за последние три года составил свыше 100 млн. руб.
Безусловно, работа по обеспечению соответствующего мировым стандартам качества образования выводит университет на новые уровни сотрудничества с научными и образовательными организациями: в настоящее время активно развивается сетевое взаимодействие с ведущими педвузами России. Интеграция потенциалов, активное включение в обменные процессы позволяют нам решать большой пласт проблем с минимальными временными, финансовыми и кадровыми затратами. При этом важно подчеркнуть, что в совместной работе с партнерами для педагогического университета Башкортостана главным было и остается выполнение своей миссии системообразующего звена в развитии направления «Педагогика».
Отметим, что для наших вузов идеи «образования без границ», «образования на протяжении всей жизни» давно перестали быть данью инноватике (или теоретическим слепком новомодных международных инициаций). Это реальная практика, которая потребовала изменения ценностных установок развития вузов, модернизации содержательных и технологических составляющих педагогического образования в рамках международного сотрудничества. Мы отчетливо понимаем, что не можем слепо перенимать образовательные тренды европейских стран и механически следовать всем пунктам Болонского соглашения. Сейчас важнее искать общие инструменты адаптации и согласованные пути развития образовательной политики в евразийском пространстве. Важно выяснить, как изменяются потребности в педагогических кадрах, какова наша стратегия их подготовки на ближайшие десятилетия; как сформировать педагога нового типа, обеспечивающего подготовку квалифицированного специалиста, способного реализовать идеи экономического и социокультурного развития Евразии.
С учетом того, что национальные системы образования имеют свою специфику и, следовательно, у представителей вузов, развивающих направление «Педагогика», более сложная задача, чем у представителей других направлений, нам необходимо выработать определенные механизмы согласованного взаимодействия. Так, работая с коллегами по УШОС (по своему направлению), мы пришли к убеждению, что наиболее рациональной формой согласования подходов к организации педагогического образования станет постоянно действующий методологический семинар, на руководство которым дал согласие директор Института инновационной деятельности в образовании РАО, академик РАО В.С. Лазарев. Предполагается, что координационный орган будет курировать решение тактических форсайт-задач, реализацию первоочередных мероприятий, обсуждение актуальных вопросов нормативно-правового, методического характера.
Особого внимания вузов требует задача информационного позиционирования направления. К тому же, географическое положение вузов-партнеров обусловливает поиск эффективных форм удаленного взаимодействия. В частности, нами инициированы следующие сетевые проекты: по проблемам медиаобразования -
псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп
совместно с учеными Евразийского национального университета имени Гумилева, по медиавоспитанию - совместно с учеными Технологического вуза Республики Таджикистан; заявлены такие актуальные темы, как «Интерактивные воспитательные технологии в контексте УШОС», «Формирование воспитательной медиасреды в техническом вузе», «Проектирование персонифицированной информационно-образовательной среды в системе профессионального образования». И это только начало.
Реальной видится задача объединения информресурсов на регулярной основе: необходимо согласование усилий по разработке единого информационного ресурса - портала, позволяющего обмениваться электронными пособиями, инновационными формами дистанционного обучения и компьютерного контроля. Университет готов взять на себя функцию /Т-сопровождения направления в рамках развития имеющихся информационных ресурсов. Очевидно также, что результаты подобного международного академического взаимодействия должны получить соответствующее научное освещение, и особо радует согласие научно-теоретического журнала «Педагогика» Российской Академии образования сотрудничать в рамках Университета ШОС и выступить в качестве информационного партнера.
В заключение важно отметить, что «Педагогика» - не просто одно из направлений Университета ШОС: это главный инструмент воспитания носителей и трансляторов «шанхайского духа» - духа взаимного доверия и взаимовыгоды, взаимных консультаций, взаимоуважения к многообразию культур, стремления к совместному развитию.
Уважаемые участники заседания, мы благодарны Координационному совету за возможность выступить на этой высокой встрече и приглашаем Вас в Башкирский государственный педагогический университет для продолжения работы. Полагаем, что предложенная нами программа мероприятий Недели образования позволит внести необходимые коррективы в содержание нашей масштабной работы, наполнив ее конструктивными решениями. Надеемся, что это послужит хорошим доказательством особого - товарищеского - взаимодействия внутри Университета ШОС.
Информационная справка к докладу
VII НЕДЕЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВ-ЧЛЕНОВ ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА
«ОБРАЗОВАНИЕ БЕЗ ГРАНИЦ»
1. Вузы-партнеры в странах ШОС:
- Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева;
- Казахский национальный университет им. аль-Фараби;
- Кокшетауский университет им. Абая Мырзхметова;
- Павлодарский государственный университет им. С. Торайгырова;
русриип главного рсппктогп
- Павлодарский государственный педагогический институт;
- Казахско-русский Международный университет;
- Актюбинский региональный государственный университет им. К. Жубанова;
- Актюбинский университет им. С. Баишева;
- Таразский государственный университет им. М.Х. Дулати;
- Западно-Казахстанский государственный университет им. М. Утемисова;
- Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева;
- Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева;
- Кыргызско-Российский Славянский Университет им. первого Президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина, г. Бишкек;
- Технологический университет Таджикистана;
- Столичный педагогический университет (КНР).
2. Задачи стратегического форсайта:
- согласование «дорожной карты» проектирования и реализации сетевого взаимодействия вузов-партнеров;
- согласование основных образовательных программ и пакета сопроводительных документов;
- продвижение инновационных форм управления образовательным процессом вузов-партнеров;
- разработка и реализация модели открытого университета на базе УШОС;
- информационное сопровождение и продвижение направления в научном сообществе;
- определение постоянно действующего методического органа направления;
- подготовка научно-педагогических кадров в сетевой аспирантуре;
- определение совместных научно-исследовательских проектов по педагогическим наукам;
- внедрение системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров в рамках сетевого взаимодействия вузов-партнеров;
- создание молодежного консультативного совета вузов-партнеров - связующего органа между руководством и студенчеством.
3. Мероприятия по повышению международной репутации и международного рейтинга педагогических вузов:
- подготовка и поддержка ведущих преподавателей, способных осуществлять свою деятельность в престижных вузах-партнерах за рубежом;
- реализация магистерских программ, целевой группой которых могут быть иностранцы;
- привлечение специалистов из-за рубежа;
- создание программ на рабочих языках ШОС, которые способны значительно расширить целевую аудиторию потенциальных покупателей образовательных услуг вуза;
- проведение международных многоуровневых исследовательских проектов, в том числе научно-сетевых;
- публикации статей в зарубежных реферируемых журналах;
псапгогмчшскмй ЖЫПНПЛ ЕПШКОПТОСТПНП М 3(5Я). 207-4 ццоаепп
- обмен студентами, преподавателями и исследователями в рамках реализации программ двойных дипломов, академической мобильности вузов-партнеров УШОС;
- проведение трансграничных исследований, выездных школ, семинаров, круглых столов и конференций.
4. БГПУ имени М. Акмуллы - крупнейший российский центр разработки и реализации инновационных образовательных программ:
- коллектив университета - 12 тысяч человек, в т.ч.: 9000 студентов, аспирантов и докторантов, 2000 преподавателей и сотрудников, 113 докторов наук;
- 5 институтов и 7 факультетов, университетский колледж, 46 кафедр;
- 12 укрупненных групп специальностей и направлений, в т.ч. совместно с УНЦ РАН ведется подготовка генетиков, нанотехнологов, биотехнологов, биоэкологов;
- 218 программ высшего профессионального образования, в т.ч. реализуется 70 ООП по УГС(Н) «Наука и образование», 16 программ среднего профессионального образования, свыше100 программ дополнительного образования;
- свыше 100 НИР, НИОКР, реализуемых ежегодно;
- общий объем финансирования НИР в области педагогики и психологии за последние 3 года - 110 млн руб.;
- 2 НИИ, 34 научных школ и лабораторий, в т. ч. 12 - по психолого-педагогическим наукам;
- 2 диссертационных совета по педагогическим, филологическим наукам;
- МИП «ИОН», Центр трансфера образовательных технологий, бизнес-инкубатор, Фаблаб;
- Башкирский государственный научно-образовательный центр при УрО РАО;
- Научный совет по педагогике и психологии АН Республики Башкортостан;
- Экспертный совет по образованию при Комитете Государственного Собрания-Курултая РБ по образованию, культуре, спорту и молодежной политике;
- 10 федеральных учебников для школ РФ (физика, химия, биология, русский язык и др.);
- Инновационные проекты: «Информационно-образовательный портал Республики Башкортостан», «Одаренные дети», «Инклюзивное образование», «Уфа-ведение», «Развитие мусульманского образования», «Программа развития студенческого самоуправления», «Родные люди», «Университет в горах», система дистанционного образования «БРО» и др.