К САММИТУ ШОС:
вести педагогических университетов
К.К. Шалгынбаева, К.Р. Калкеева, Ж.Е. Абдыкалыкова (Казахстан) ИЗ ОПЫТА ПАРТНЕРСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ УШОС
Ключевые слова: Университет Шанхайской организации сотрудничества, академическая мобильность, партнерское взаимодействие.
Аннотация: В статье приводятся практические результаты создания механизмов важных образовательных связей в рамках университета Шанхайской организации сотрудничества; рассматриваются основные векторы деятельности Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева в рамках направления «Педагогика».
Образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии «Казахстан - 2050». Общей целью образовательных реформ в Казахстане является адаптация системы образования к новой социально-экономической среде: Президентом Казахстана была поставлена задача о вхождении республики в число тридцати конкурентоспособных стран мира, и совершенствование системы образования играет важную роль в достижении этой цели. В Республике Казахстан прогрессивное развитие и модернизация образования стали возможными благодаря тому, что руководство страны осознает необходимость развития человеческого капитала и всесторонней поддержки при инициировании и проведении реформ в сфере образования. Продукт образования -качественно новый рабочий корпус с высоким уровнем квалификации, способный к сложному и высокопроизводительному труду, поэтому профессиональное образование и обучение представляют собой ключевые факторы роста человеческого капитала и его конкурентоспособности. Отметим, что Казахстан занимает выигрышные позиции в различных международных рейтингах благодаря высокому уровню грамотности населения и активному участию молодежи в различных образовательных программах.
На Бухарестской конференции министров образования стран - участниц Болонского процесса в 2010 году состоялось официальное присоединение Республики Казахстан, и, таким образом, Казахстан стал первым Центрально-Азиатским государством - членом Болонской декларации и полноправным участником европейского образовательного пространства. Присоединившись к Болонскому процессу, страны-участники, как правило, принимают на себя обязательства по выполнению его основных параметров: как известно, Болонский процесс имеет параметры, носящие обязательный, рекомендательный и факультативный характер.
Еще одной важной задачей государственной политики в области образования являются создание и развитие международного образовательного пространства: один из таких примеров международного университетского комплекса - Университет Шанхайской организации сотрудничества (УШОС). В рамках Университета ШОС от Казахстана по данному направлению участвуют три вуза: Евразийский национальный университет имени Льва Николаевича Гумилева, Казахский национальный университет имени аль-Фараби и Казахский экономический университет имени Турара Рыскулова. Первые два -классические многопрофильные университеты, готовящие кадры по самым разным направлениям науки; КазЭУ - экономический вуз, в рамках которого специалистов-регионоведов не готовят.
Казахстан с самого создания Шанхайской организации сотрудничества был и одним из самых ее активных участников, и инициатором многих идей, проектов и программ в рамках ШОС и в области образования. Главная цель, ради которой вузы Казахстана активно
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 201 s äogsSas
включаются в интеграционные процессы на территории ШОС - участие в едином образовательном пространстве и обеспечение соответствия казахстанского высшего образования мировым стандартам. Создание Шанхайской организации сотрудничества для Евразийского национального унивесритета имени Л.Н. Гумилева предоставило возможность эффективного взаимодействия и установления интеграционных образовательных систем, разработки социокультурных проектов, способствующих становлению общих направлений деятельности.
В Казахстане более пяти лет ведется целенаправленная работа по созданию сетевого Университета ШОС. Разработанная концепция Университета ШОС поставила задачу создания модели, которая должна быть положена в основу новой реальной структуры, функционирующей в интеграционном пространстве, созданном усилиями стран-участниц организации. Данная структура призвана способствовать сохранению цивилизационных и духовных нитей; взаимодействию культур; освоению разностороннего опыта этносоциумов; развитию духовно-нравственного единства народов евразийского пространства и межкультурного, межконфессионального сотрудничества; повышению толерантности на евразийском пространстве.
В соответствии с избранной моделью Университет ШОС, где представлена сеть высших учебных заведений пяти стран-участниц организации, с согласованной программой обучения вошел ЕНУ имени Л.Н. Гумилева. Евразийским национальным университетом подписаны двусторонние и многосторонние Соглашения о реализации магистерских программ; согласованы совместные образовательные программы подготовки магистров, рабочие учебные планы образовательных программ (для университета ШОС), типовые аннотированные магистерские программы, спецификация магистерских программ, перечень приоритетных курсов по направлениям; разработаны новые учебные планы; согласуются темы и назначаются руководители научных направлений.
Рассмотрим практические результаты работы механизмов единых образовательных связей в рамках шОс по следующим направлениям.
- Содержание обязательных параметров европейского высшего образования как первостепенное условие для создания мирового образовательного пространства: трехуровневая система высшего образования; академические кредиты ECTS; академическая мобильность студентов, магистрантов, преподавателей и административного персонала вузов; европейское приложение к диплому; контроль за качеством высшего образования; создание единого европейского исследовательского пространства.
- Модульное обучение, модульная структура образовательных программ, наряду с компетентностным подходом и кредитной системой обучения - ECTS, - важные принципы Болонской декларации (к которой Казахстан, как известно, присоединился в 2010 году).
- Модульный принцип построения образовательных программ наряду с кредитной системой обучения играет важную роль в обеспечении международной академической мобильности и двудипломного образования в рамках интеграционных процессов, происходящих в мире.
К настоящему времени накоплен определенный опыт сотрудничества в рамках ШОС. В частности, на кафедре социальной педагогики и самопознания создана рабочая группа для согласования с Башкирским государственным педагогическим университетом имени Мифтахетдина Акмуллы учебных программ (и их содержания) по направлению «Педагогика» магистерской подготовки.
От ЕНУ имени Л.Н. Гумилева в рабочую группу вошли доктора педагогических наук, профессора К.К. Шалгынбаева, К.Р. Калкеева, П.Б. Сейтказы; кандидаты педагогических наук, доценты Р.Х. Аймагамбетова, М.П. Асылбекова, С.С. Байсарина и доктор PhD Ж.Е. Абдыкалыкова. БГПУ имени М. Акмуллы представляли доктор филологических наук,
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5В), 2015 аежааз
заведующая кафедрой иностранных языков Т.А. Буркова; директор института педагогики, кандидат педагогических наук, профессор З.И. Исламова; кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования Л.Р. Саитова; доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой социальной педагогики Г.И. Гайсина; кандидат педагогических наук, доцент Е.В. Трофимова.
Рабочие группы проводят свои заседания на встречах и в онлайновом режиме, в том числе в рамках проведения ежегодных конференций «Образования без границ»: так, 20-23 мая 2014 года в Уфе состоялась VII Неделя образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ». По программе данного мероприятия был организован круглый стол «Модернизация системы высшего образования по подготовке педагогических кадров в Евразийском пространстве», на котором участники обсудили и согласовали перечень приоритетных направлений сетевых научных исследований вузов-партнеров УШОС в области педагогических наук. К ним, в первую очередь, относятся следующие темы.
- Развитие интеграционных процессов в образовательном пространстве Университета ШОС.
- Исторический генезис просветительства в Евразийском пространстве.
- Социализация студенчества в вузах-партнерах УШОС.
- Теория и практика интернационализации в условиях образовательного пространства УШОС.
- Социально-воспитательный подход к организации академической мобильности студентов УШОС.
- Теория и практика медиаобразования в УШОС.
В настоящее время кафедры университетов проводят большую работу по обучению магистрантов (направление «Педагогика»), подтвердившую принципиальную возможность сотрудничества вузов разных стран в деле совместной подготовки высококвалифицированных кадров. Направление студентов на обучение осуществлялось на основании двусторонних договоров о сотрудничестве и финансировалось национальными ведомствами, отвечающими за развитие образования.
Международное сотрудничество в рамках программ УШОС способствует интеграции лучших методических, кадровых, лабораторных и иных ресурсов; позволяет обмениваться опытом и знаниями с целью обеспечения высокого качества реализации совместных образовательных программ и построения индивидуальных образовательных траекторий в соответствии с интегрированным учебным планом; предоставляет возможность приобретения уникальных компетенций благодаря получению дополнительных знаний, умений и навыков, благодаря рациональному использованию финансовых средств.
Рабочая группа определила модульную программу обучения и содержание; сроки пребывания и количество, которые соответствуют продолжительности обучения и общему количеству часов, необходимых для получения документа об образовании в том или ином вузе. При этом рекомендованный срок обучения - не менее одного семестра; набор студентов осуществляется на основе взаимосогласованных квот на прием студентов в университеты по линии Университета ШОС. Так, в 2013/2014 учебном году два студента третьего курса (специальность 5В012300 - «Социальная педагогика и самопознание») -М. Айсанова и А. Шакиртова - по программе академической мобильности обучались в БГПУ имени М. Акмуллы; в то же время студенты третьего курса (специальность «Социальная педагогика») вуза-партнера - А. Мишина, Р. Адиева и Т. Самойлова - обучались в ЕНУ имени Л.Н.Гумилева.
В 2014/2015 учебном году в рамках УШОС осуществлен прием на основе грантового финансирования в магистратуру по специальности 6М010300 - «Педагогика и психология». Обучение проводится по интегрированной образовательной программе, разработанной
педагогический журнал спшкортостпнп м з(5в), 2015 аежааз
рабочей группой двух вузов-партнеров. Такие квоты предуматриваются и в новом, 2015/2016 учебном году, то есть ежегодно, и только для студентов, обучение которых финансируется из бюджета Университета ШОС.
Открытие направления «Педагогика» способствует успешному формированию социально-образовательных условий реализации Концепции УШОС: в рамках вышеназванных направлений видится дальнейшее развитие мировых педагогических идей в евразийском контексте и модернизация подготовки профессиональных кадров для многоуровневой модели педагогического образования (бакалавриат, магистратура). Последовательное наращивание эффективного взаимодействия опирается на постоянный обмен опытом в области модернизации систем образования и скоординированные усилия по всему спектру проблем в данной важнейшей сфере.
1. Концепция международного евразийского гуманистического форума, 2015.
2. Аналитический доклад : университет ШОС как инструмент интеграции образовательных систем государств-членов ШОС.
3. Материалы VII Недели образования государств-членов Шанхайской организации сотрудничества «Образование без границ». «Образования без границ». 20-23 мая 2014 год, Уфа.