УДК 781.7
БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М. АКМУЛЛЫ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ МЕГАТРЕНДОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ
© Р.М. Асадуллин,
доктор педагогических наук, ректор,
Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы, Ул. Октябрьской революции, 3а, 450000, Уфа, Российская Федерация эл. почта: rail [email protected]
Современным российским вузам для повышения качества профессиональной деятельности необходимо искать новые формы кооперации между собой. Международная академическая мобильность является одним из мегатрендов развития высшего профессионального образования в условиях глобализации. В статье рассматривается опыт интеграции БГПУ им. М. Акмуллы в сетевую структуру Университета Шанхайской организации сотрудничества, которая позволяет развивать академическую мобильность между ведущими евразийскими вузами.
Ключевые слова: международная академическая мобильность, педагогический процесс, сетевая коммуникация, образование, государство
© R.M. Asadullin
MIFTAKHETDIN AKMULLAH BASHKIR STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY (BSPU) UNDER DEVELOPMENT CONDITIONS IN MODERN HIGHER EDUCATION MEGATRENDS
Miftakhetdin Akmullah Bashkir State Pedagogical University, ulitsa Oktiabr'skoi revoliutsii, 3a, 450000, Ufa, Russian Federation e-mail: rail [email protected]
In order to improve the quality of professional activities, modern Russian universities should search for new forms of cooperation between each other. International academic mobility is one of the megatrends of higher professional education in the context of globalization. The article considers the experience of Miftakhetdin Akmullah BSPU integration into the network structure of the University Shanghai Cooperation Organization that allows further development of academic mobility between the leading Eurasian universities.
Key words: international academic mobility, educational process, network communication, education, state
Роль образования как стратегического ресурса общества в современных условиях объективно возрастает. Темпы социально-экономического развития стран мира в эпоху глобализации напрямую связаны с уровнем образования.
Ритм социального времени современности таков, что системе образования постоянно приходится отвечать на все новые вызовы, а это возможно только расширяя горизонты социальных связей и преодолевая границы между государствами. Иными словами, глобализация образования, развитие интеграцион-
20
ных процессов между образовательными системами государств — важнейшая тенденция современного общественного развития.
К концу XX в. сформировалась целая отрасль мирового хозяйства — международный рынок образовательных услуг с ежегодным объемом продаж в несколько десятков миллиардов долларов и объемом потребителей в несколько миллионов студентов. Появилась и успешно функционирует новая статья экспорта — получение высшего образования иностранными студентами.
Коммуникация, коммуницируемость,
способность быть интересным в самом широком плане становится жизненно необходимым элементом развития системы высшего профессионального образования. В современной социогуманитарной науке даже появился термин «исключенные» (Р. Ленуар), под которым понимаются те, кто в силу своей недееспособности не в состоянии воспользоваться благами экономического роста и социального прогресса [1, с.582]. Применительно к сфере высшего профессионального образования это означает следующее: вузы, недостаточно эффективно развивающие академическую мобильность, не включенные ни в какую сеть социальных связей, будущего не имеют.
Глобальные мегатренды формируют для российского образования новые вызовы, от решения которых будут зависеть перспективы инновационного развития общества и государства. Мониторинг эффективности вузов, проводимый Министерством образования и науки Российской Федерации, поставил перед большинством государственных вузов страны дилемму: показатели количества иностранных преподавателей и студентов отныне напрямую влияют на судьбу каждого вуза страны.
Процесс глобализации серьезно трансформирует высшее образование: конкуренция между передовыми вузами не усиливается, а переходит на качественно новый уровень, на котором понятие традиционного вуза переосмысливается. Высшее образование требует безотлагательной перестройки.
В этих условиях сценарий инерционного развития для многих российских вузов оказался неприемлем хотя бы потому, что требует избыточного ресурса, которым они не обладают. В этих условиях только согласованная стратегия действий высших учебных заведений, обеспечивающих подготовку специалистов для одного и того же сегмента экономики и производства региона, имеет будущее.
Для Башкортостана как субъекта Российской Федерации это означает потребность в создании инновационного многопрофиль-
ного вуза нового поколения, «закрывающего» все проблемы развития целого самостоятельного сегмента — социальной сферы республики: от подготовки специалистов с востребованными компетенциями до осуществления социального инжиниринга в формате, скажем, социально-технологического парка. Кластерный анализ системы высшего образования в республике показал, что таким вузом-партнером БГПУ имени М. Акмуллы может стать Уфимский государственный университет экономики и сервиса.
Как представляется, создание нового университета позволит обеспечить высокий, в соответствии с современными мегатренда-ми развития образования, индекс технологической готовности к процессу агрегации организационно-управленческих, интеллектуальных, финансовых и других ресурсов, разрозненных по различным министерствам и ведомствам.
В то же время важнейшим индикатором соответствия деятельности вузов России ме-гатрендам современного образования является международная деятельность. Именно в свете основных показателей международной деятельности отчетливо выявляется несовершенство многих вузов России.
Так, педагогические вузы, имея зачастую мощный кадровый потенциал, далеко не всегда оказываются способными развивать экономически целесообразную международную деятельность. Особенности национальных образовательных систем различных государств далеко не всегда позволяют успешно транслировать опыт других систем. Для международной академической мобильности нужен более диверсифицированный контент.
Как следует из результатов мониторинга 2012 г., большинство вузов оказалось не готово к такому повороту событий, что свидетельствует о недостаточной степени интегриро-ванности российского высшего образования в мировые образовательные сети. Так, в рейтинге ведущих вузов организации The Times Higher Education за 2012—2013 гг. лучший
Р.М. Асадуллин ///////////////////ШШ
российский вуз (Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова) находится лишь в третьей сотне [2].
Другой важнейший показатель конкурентоспособности российского образования на международной арене — это представленность трудов российских ученых в базах данных Web of Science и Scopus. По состоянию на июль 2013 г. доля публикаций российских авторов в «Web of Science» составляет приблизительно 1,68 %, тогда как доля населения страны — 2,44 % населения всей планеты. Иными словами, научный потенциал страны не реализуется даже на уровне средних показателей мира.
Исходя из этого, государство вполне обоснованно делает вывод о недостаточной интегрированности российских вузов в мировое образовательное пространство и ставит вопрос об увеличении доли отечественных публикаций в мировых базах данных [3], а также о мерах повышения привлекательности вузов для иностранных студентов.
Естественно, все это инициирует стремление российских университетов найти вузы-партнеры в ближнем и дальнем зарубежье, заключать договоры о сотрудничестве и другие подобные мероприятия. Башкирский государственный педагогический университет сегодня успешно апробирует мегатрендовые форматы делового международного сотрудничества — с мая 2013 г. входит в состав сетевого Университета Шанхайской организации сотрудничества (УШОС), в ноябре 2013 г. открыта кафедра ЮНЕСКО, на базе вуза в январе 2014 г. создан Центр французского языка и культуры «Альянс Франсе» и др. БГПУ имени М. Акмуллы активно развивает партнерские отношения с зарубежными вузами, среди которых университеты США, Турции, Казахстана.
В рамках сотрудничества осуществляется обмен преподавателями и студентами, ведутся совместные научные исследования в области филологии, психологии, методики преподавания в вузе. Ведется работа по орга-
низации обучения по программам двойных дипломов. В июле 2013 г. в интересах взаимовыгодного международного сотрудничества в сфере высшего образования между БГПУ имени М. Акмуллы и Актюбинским университетом имени С. Баишева подписано соглашение о совместной программе «Двухдипломное образование» по направлению подготовки «Педагогическое образование» (Республика Башкортостан) и по специальности «Русский язык и литература» (Республика Казахстан). Активное сотрудничество также предполагается в рамках работы открытой в университете кафедры ТЮРКСОЙ, что особенно важно для факультета башкирской филологии БГПУ имени М. Акмуллы. Социокультурное сотрудничество в формате ТЮРКСКОЙ позволяет развивать социокультурные исследования и другие формы сотрудничества в формате т.н. тюркского мира.
Не отрицая эффективности такой формы международного академического взаимодействия, следует заметить, что более результативными представляются мультисубъ-ектные, сетевые структуры, объединяющие значительно большее количество вузов. Такой структурой на евразийском пространстве вполне может выступить Университет Шанхайской организации сотрудничества.
УШОС является не централизованной, а сетевой структурой. Формирование парадигмы сети связано с возрастающим интересом, направленным на отношенческие качества, которые кардинально отличаются от субстанциональных качеств, непосредственно связанных с сущностью субъекта[1, с.262], будь то организация или человек. Как отмечают Л. Болтански и Э. Кьяпелло, понятие сети оказалось в тесной связи с поиском методов тотализации знания, способных с наименьшими искажениями представить своеобразие установленных отношений и индивидов, которых они объединяют.
Безусловно, сетевые формы развития академической мобильности действовали и до появления УШОС, но все сводилось к
тому, что какой-то университет или группа университетов выступали «донором знаний», предоставляла программы, преподавателей, он-лайн лекции, а другие университеты были «потребителями знаний». Так, в частности, происходит взаимодействие среди ряда вузов Британского содружества. Аналогичным образом осуществляется поддержка ряда вузов в рамках сети EduNet в формате Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества. В УШОС речь идет о создании сети равноценных и равноправных университетов, осуществляющих обмен студентами, преподавателями, знаниями и опытом организации образовательного процесса [4].
В УШОС реализуются принципы обучения в магистратуре с использованием технологий дополнительного образования по программе «Minors», согласно которой в дополнение к основной специальности предполагается изучение дополнительных дисциплин в другом вузе в течение одного-двух семестров с получением сертификата. Также УШОС прорабатывают программу «blended-learning» (смешанное обучение), сочетающую традиционные аудиторные формы обучения и проведение лекционных занятий с методами e-learning при самостоятельной работе студентов, организации промежуточного и итогового контроля. В перспективе планируется введение программы двухдипломного образования («double degree»), предполагающей получение дипломов по двум специальностям.
Изначально обучение в УШОС планировалось вести по пяти направлениям подготовки (энергетика, регионоведение, экология, информационные технологии, нанотех-нологии), но затем в связи с потребностью в подготовке специалистов решено было добавить еще одно направление — педагогическое.
Утверждение последнего направления дало возможность Башкирскому государственному педагогическому университету имени М. Акмуллы, оценив свой потенциал, подать заявку и войти весной 2013 г. в состав УШОС. Преимущества такого шага для на-
шего университета несомненны. Налаженное сотрудничество позволяет приглашать в вуз иностранных студентов, аспирантов, докторантов и научно-педагогических работников. Кроме того, взаимодействие вузов позволяет кооперировать отдельные научные школы в одной точке мира, и таким образом студентам предоставляется возможность обучаться под руководством представителей различных научных школ.
Будучи в составе УШОС, БГПУ имени М. Акмуллы получает определенные гарантии оплаты мобильности студентов, то есть со временем финансовая составляющая стажировки в вузах мира решается в рамках налаженного сотрудничества. После стажировки в других вузах студенты БГПУ имени М. Акмуллы будут получать сертификаты российского образца, так и стран, в которых проводилось дополнительное обучение.
В настоящее время в рамках договора о сотрудничества наш университет и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева также организуют совместную научно-образовательную деятельность по направлению «Педагогика» в контексте УШОС.
Пока еще рано подводить итоги членства университета в УШОС, но уже сейчас можно смело утверждать: вступление БГПУ имени М. Акмуллы в эту организацию для нашего университета вызов, требующий от всех структурных подразделений вуза выхода на качественно новый уровень профессиональной компетентности.
Между тем, в УШОС немало проблем. Далеко не полностью решены вопросы юридического, материального и организационно-административного обеспечения. Среди основных проблем: отсутствие нормативной базы для взаимного признания совместных дипломов всеми государствами-членами ШОС, частичное несовпадение образовательных стандартов государств-членов ШОС, нехватка интернет-линий высокой пропускной способности, затрудняющих полноценное использование современных электронных средств
Р.М. Асадуллин /ШШИШШШШШШШШМ
обучения, недостаток мультимедийных и телекоммуникационных технологий, сложность согласования форм и механизмов совместного финансирования в соответствии с нормами принятия решений в ШОС и др.
Совокупный потенциал стран-участниц ШОС включает в себя огромный человеческий, территориальный, ресурсно-сырьевой, транспортно-транзитный и научно-образовательный потенциал. Территория стран-участниц (30,2 млн км2) ШОС является емким рынком товаров, услуг и рабочей силы.
С точки зрения реалий современной геополитики вряд ли возможно отрицать, что страны-участницы Шанхайской организации сотрудничества ориентированы на членство в организации для решения различных задач. Для Китая более важно экономическое сотрудничество, для России — интеграционные процессы, а для стран Центральной Азии — инвестиции. Однако в том-то и заключается преимущество УШОС: входящие в него университеты готовят специалистов по важнейшим направлениям взаимодействия стран-членов Шанхайской организации сотрудничества. Тем самым формируется категория специалистов, чье мышление оперирует не устаревающими категориями национальных государств, а категориями глобализационных процессов. В мире, где практически не осталось изолированных государств, этот фактор можно рассматривать как ключевой. Лозунг «мысли глобально, действуй локально» отчетливо демонстрирует перспективность подготовки таких специалистов как для стран-участниц ШОС, так и для национальных экономик государств Евразии.
Республика Башкортостан, в которой базируется наш университет, является географическим, историческим и культурным центром Евразии. Немаловажно, что в Башкортостане достаточно гармонично сочетаются тюркское и славянское начала, Ислам и Православие. Неслучайно столица Башкортостана, Уфа выбрана в качестве места проведения саммита стран-участниц ШОС в 2015 г., а
несколько ранее, в мае 2014 г., запланирован международный форум V Неделя образования государств-членов ШОС.
Общность истории, языка и культуры населения Башкортостана и стран Центральной Азии делают особенно плодотворным сотрудничество БГПУ имени М. Акмуллы с вузами Центральной Азии, входящими в УШОС. Так, например, БГПУ имени М. Ак-муллы и Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева как партнеры по УШОС организуют совместную научно-образовательную деятельность по направлению «педагогика».
В советское время существовала эффективно работающая система, на основе которой студенты из союзных республик получали квоты в ведущих вузах. После распада СССР эта система перестала функционировать, а спрос на российское образование в государствах постсоветского пространства остался. Особенно отчетливо это видно на примере государств Центральной Азии. В связи с этим вполне уместно говорить о евразийской общности тюркоязычных и славянских народов. УШОС дает прекрасную возможность развивать эту социокультурную общность, концептуальное выражение которой дает концепция евразийства, которая стремительно набирает популярность как в России, так и в Казахстане и Кыргызстане. Таким образом, УШОС по форме и содержанию отвечает как духу современного, глобализирующегося общества, так и сущности интеграционных процессов, основывающихся на тысячелетней истории Евразии. Все это свидетельствует о том, что генеральная линия УШОС, заключающаяся в роли локомотива евразийской интеграции в сфере образования, выбрана верно.
Остается надеется, что такая активная международная деятельность позволит объединяющимся потенциалам двух мощнейших вузов Башкортостана создать коммуницируе-мую, транспарентную, конкурентоспособную, инновационную образовательную среду, организованную в полном соответствии с основ-