Библиографический список (References)
1. ГОСТ ISO 9001-2011. Системы менеджмента качества. Требования. Стандартинформ, 2012.
2. ГОСТ 1.1-2002 «Межгосударственная система стандартизации. Термины и определения». Стандартинформ, 2003.
3. Гугелев А.В. Межотраслевая направленность развития менеджмента качества в современных условиях // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2010. № 3(32).
1. GOST ISO 9001-2011. Quality management system. Requirements. Standartinform, 2012.
2. GOST 1.1-2002 «Interstate system for standardization. Definitions». Standartinform 2003.
3. Gugelev A.V. Intersectoral direction of quality management development in modern economy // Bulletin of the Saratov state socio-economic university. 2010. № 3 (32).
УДК 004.9
РАЗВИТИЕ СЕКТОРА ИНФОРМАЦИОННО-КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОСНОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-СЕТЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
DEVELOPMENT OF INFORMATION AND COMPUTER TECHNOLOGY SECTOR AS AN INFRASTRUCTURAL BASIS FOR INFORMATION AND NETWORK ECONOMY
© Чумаченко Наталья Эдуардовна
Natalia E. Chumatchenko
кандидат экономических наук, докторант кафедры общей экономической теории, доцент кафедры маркетинга и рекламного менеджмента, Саратовский социально-экономический институт (филиал) ФГБОУ ВПО«РЭУ им. Г.В. Плеханова»
Cand.Sc. (Economics), associate professor, doctoral student of the department of theory of economics, associate professor of the department of marketing and advertising management, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
e-mail: NatalieCHum@yandex.ru
В статье рассматривается сектор информационно-компьютерных технологий. Выявлены специфические черты сектора как инфраструктурного основания информационно-сетевой экономики, влияющие на динамику и характер его развития. Обосновывается важность бизнес-среды для создания благоприятных условий развития сектора информационно-компьютерных технологий и целесообразность государственного участия в развитии информационно-компьютерных технологий.
Ключевые слова: информационно-сетевая экономика, сектор информационно-компьютер-ны/х технологий, сетевые организации.
The paper discusses various aspects of information and computer technologies sector, identifies specific features of information and computer sectors as an infrastructure for information and network economy that influence the dynamics and development of the sector. The author stresses the importance of business environment for creating favorable conditions for the development of the ICT sector and the necessity of state involvement in the development of ICT sector.
Keywords: information and network economy, information and computer technology sector, network organization.
Качественные изменения в экономике последних нескольких десятилетий становятся объектом рассмотрения ученых-экономистов, постулирующих формирование информационной экономики. Ядром, несущим качественные изменения среды для всех субъектов и институционально оформляющим новые правила, является сектор информационно-компьютерных технологий (ИКТ).
Принципиальная возможность становления для национальной экономики информационно-сетевой экономики напрямую связывается с сектором ИКТ. Условием присвоения ей такого статуса является наличие собственно ИКТ-сектора, его интеграция в экономику и направленность на внутренние экономические отношения (исключающие кластерную направленность сектора вовне) [4, с. 99].
В научной литературе существует несколько определений, так или иначе детализирующих содержание сектора ИКТ.
Согласно Концепции развития рынка информационных технологий в Российской Федерации под отраслью информационных технологий (ИТ) понимается совокупность трех сегментов:
- предоставление услуг, связанных с использованием информационных технологий (включая услуги по выполнению бизнес-процессов предприятия);
- разработка программного обеспечения;
- производство и продажа ИТ-оборудования (персональных компьютеров, серверов, периферийных устройств и пр.).
Такой классификации придерживаются международные организации и аналитические агентства. Отрасль ИТ не включает телекоммуникации и телекоммуникационное оборудование, а также услуги по предоставлению информации [4].
Наиболее приемлемым представляется такое определение отрасли ИТ, как «сектор информационно-коммуникационных технологий» - совокупность организаций, занимающихся экономической деятельностью, связанной с производством, распространением и применением информационных и коммуникационных технологий [2, с. 273]. Такое же определение представлено на официальном сайте ОЭСР [7].
Одна из устойчивых закономерностей развития ИКТ-сектора состоит в том, что его удельный вес в структуре национальной экономики неизменно растет. К примеру, наиболее востребованная инновация в рамках ИКТ-сектора - это широкополосная связь, при своем распространении в развивающихся странах до уровня развитых она способна создать рост
на 10-14 млн новых рабочих мест в таких областях, как производство электронного оборудования и приборов, а в аутсорсинге - рост мирового ВНП на 300-420 млрд долл. [3; 7].
Экономический рост, связанный с созданием инфраструктурного основания в виде ИКТ, формирует насущную потребность в финансировании его создания. В США, как и во многих других странах, государство и рынок равным образом инвестировали в инфраструктуру ИКТ-сектора. Более того, нарастающие показатели инвестиций привели к тому, что показатели доходности продемонстрировали снижение по сравнению с аналогичным показателем в другие сектора [6].
Так, увеличение на 10% инвестиций в широкополосную связь повышает среднегодовые темпы прироста ВНП, по некоторым оценкам, на 0,6-0,7 процентных пункта. Более того, потребности развития информационно-коммуникационного сектора в ЕС говорят о возрастающих затратах на дальнейшее поддержание и развитие инфраструктуры; потребности, как указывается, поглотят не только прибыль, но и привлеченные средства [6].
Интересным примером является Южная Корея. Там развитие ИК-сектора признано национальным приоритетом, что отразилось на размерах сумм, выделяемых государством на развитие информационной инфраструктуры (700 млн долл. за два года). Устанавливались рекордно низкие ставки по кредитам на приобретение компьютеров. Также дальновидным явилось решение правительства Сингапура о всемерном стимулировании спроса на услуги ИКТ (программы электронного правительства, электронного образования и электронного здравоохранения) [5, с. 99-104].
Существенное отличие ИТ-сектора от остальных состоит в том, что его собственный эффект меньше того, который данный сектор создает в других отраслях. ИКТ продемонстрировали повышение производительности не столько в самих отраслях, связанных с производством элементов ИКТ, сколько от применения технологий в других отраслях. В частности, синергетический эффект проявляется при создании фактически новой инфраструктурной основы и усилении инновационного компонента деятельности компаний. Деятельность оптимизируется за счет ускорения бизнес-процессов, повышения их гибкости. В частности, появление интернета привело к возникновению феномена обращения к фри-лансерам, что позволяет исключить необходимость территориального присутствия всех сотрудников фирмы и представляет собой обеспечение внутрифирменного взаимодействия,
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
опосредованного информационными коммуникациями.
По последним данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), вклад инвестиций в ИКТ в экономический рост в 2000-2009 гг. в США был около 30%, а такие страны, как Дания, Новая Зеландия, Австралия и Великобритания, лидировали по величине этого показателя (50-62%) [9].
Резервы для повышения отдачи на современном этапе развития ИКТ-сектора связывают с потенциалом широкополосного доступа в сеть. Полномасштабные улучшения для работы в сети предоставляются современным пользователям благодаря использованию широкополосных сетей, которые возможно подключить и использовать везде, где наличествует соответствующая инфраструктура, сопряженная с высокой пропускной способностью, что удешевляет как финансовые, так и временные затраты. Широкополосные сети предоставляют возможность обмена данными в режиме реального времени. Перспективы развития электронной торговли напрямую связывают с возможностями широкополой сети [6].
Улучшение, как атрибут, имманентно присущий ИКТ-сектору, отражено в работе Джеффри Мура «Внутри торнадо». Эффект торнадо, а именно присоединение большинства потребителей к новшеству, автором раскладывается на две стадии: собственно присоединение и получение эффекта благодаря распространению контента и программного обеспечения практически бесплатно. Автор указывает, что развитие интернета пережило три торнадо. Интернет-торнадо 1996-1997 гг., в центре которого был браузер (нетскейп навигейтор и Майкрософт). Основа - возможность просмотра интернет-сайтов. Второе интернет-торнадо состоялось в 1997 г., тогда мир столкнулся с бурным развитием интернет-сайтов. Основа -возможность использовать в своих интересах пользователей, посещающих сайты. Третье торнадо - развитие интранета, благодаря которому электронная почта из фирменного программного обеспечения превращается в стандартный интернет-протокол. И, далее, сама почта превращается в самостоятельную рыночную силу, которая множит объемы трафика и создает новый рынок - службу каталогов. Рост последней привел к тому, что прежняя телефонная инфраструктура не справлялась с обилием сигналов, это породило необходимость в качественном изменении инфраструктурной основы. Дальнейшие торнадо (вторая серия) происходили не благодаря приложению инвестиций в инфраструктуру, а благодаря инвестициям в приложения [2].
Характерная черта ИКТ-сектора как инфраструктурной основы состоит в том, что эта инфраструктура не только получает расширение в количественном смысле, но и самообновляется. Дальнейший слой инфраструкту-ной основы покрывает существующий слой, беря на себя функции предыдущего, а также добавляет новые функциональные характеристики инфраструктуре. К примеру, упомянутые метаморфозы с почтой говорят об этом. Интересна динамика этого процесса, стимулы обновления которой различаются в разных странах.
Последнее получило название цифрового неравенства. По-видимому, это случай одновременного существования в разных странах разного качества инфраструктуры ИКТ. Думается, что наличие того или иного качественного состояния инфраструктуры ИКТ объясняется исходными стартовыми условиями при включении в формирование последней. Представляются значимыми также целенаправленные усилия субъектов в этом направлении (фирм и государства), среда и текущие условия реализации.
Одним из первых критериев неравномерности является количество компьютеров. К примеру, количество узлов интернета в расчете на 10 тыс. человек населения в странах с высоким доходом и средним и низким доходом соответственно в 2008 г. составило 1820,02 и 604,8. Количество компьютеров в 2008 г. для тех же групп стран составило 220,6 и 170,6, а количество телевизоров - 316 и 258. Налицо отставание по элементам, образующим современную информационную инфраструктуру, причем нарастание усиливается. Другим примером очевидного цифрового неравенства является факт того, что 80% объема информационного и программного продукта на английском языке, а только 25% населения земли знает английский [5, с. 99-101].
Основания для неравенства есть, в свою очередь, есть основание для формирования перекоса в конкуренции на секторах рынков ИКТ. Значимым отличием конкурентных отношений в рамках сектора ИКТ является феномен наличия в структуре ИКТ фирм-гигантов - лидеров, присутствующих на разных рынках ИК-индустрии.
Microsoft - производство операционных систем и офисных программ.
Google - поисковые системы информации, услуги предоставления электронной почты, создание операционной системы Android для мобильных устройств, монополия в области услуг электронной почты, поисковых сервисов
информации в интернете. Кроме того, активно развивается операционная система.
Apple - создание программного обеспечения, в частности, для мобильных систем, создатель оборудования (смартфоны и планшетные компьютеры).
Facebook - в США - услуги социальных сетей [8].
Информационно-компьютерные технологии изменяют параметры конкуренции для участников остальных рынков; формируют новую практику взаимодействия для субъектов как фирм, так и индивидуумов. С одной стороны, каждый из акторов получает возможность для выхода на рынок более широкий, нежели прежний, как правило, с территориальными границами. «Рынок рынков», формируемый в таком случае, диктует жесткие конкурентные правила и способствует вымыванию неконкурентоспособных участников [7]. Кроме того, открываются новые возможности по шпионажу, использованию и краже информации с привлечением информационно-коммуникационной инфраструктуры.
Воздействие ИКТ на развитие остальных секторов экономики не исчерпывается качественными характеристиками, более того, оценка количественной составляющей этого влияния носит разнонаправленный характер.
ИКТ отличается разнонаправленным воздействием на остальные сектора национальной экономики. Растущий сектор ИКТ способствует созданию рабочих мест, росту спроса на создание программного обеспечения, обслуживания компонентов ИКТ в рамках остальных отраслей и т.п.
Конкретная величина роста количества занятых в отрасли - это производная от технологии, структуры рынка, специфики рынка. Тенденция наращивания количества занятых равным образом сопряжена с тенденцией сокращения рабочих мест за счет оптимизации процессов и нарастающей интеллектуализации процессов внутри и между субъектами рынка. Возрастание числа занятых происходит за счет предъявления спроса в смежных с сектором ИКТ - кабельные телевидение, сотовая связь. Кроме того, стоит учитывать рост занятых, обусловленный ростом ИКТ как инфраструктурной основы - создание оптоволоконных коммуникаций.
Жесткое давление, создаваемое новыми условиями сетевой экономики, создает основу для преодоления традиционных границ конкурентных взаимодействий, что ведет к вымыванию неконкурентоспособных участников рынка и, таким образом, способствует снижению занятости [6].
Итоговое развитие ИКТ в различных странах существенно варьируется. Согласно исследованиям, воздействия ИКТ на экономику показывают, что эффект различается в различных странах. Для получения положительного эффекта воздействия требуется накопление некоего порога, а именно индекса развития ИК технологий не менее 5. Ключевым в формировании такого значения индекса является бизнес-среда для фирм, а фундаментальным основанием таковой является образование, НИОКР и доступ к венчурному капиталу [9].
Растущие потребности в инвестициях, расширяющееся присутствие в структуре экономических видов деятельности говорят о востребованности преимуществ, связанных с созданием инфраструктуры в виде ИКТ. ИКТ-сектор как инфраструктурная основа демонстрирует несколько существенных отличий:
- неравномерное распространение и состояние в целом по странам;
- разнонаправленное воздействие на структуру занятых в экономике;
- возрастающие затраты на развитие ИК-сектора и постоянное совершенствование;
- «поглощение» функций существующих элементов сектора ИКТ и создание новых функций;
- изменение условий конкуренции для участников рынков;
- наличие фирм-лидеров в нескольких сопряженных рынках сектора ИКТ;
- требование наличия критической массы изменений для положительного влияния на остальные секторы экономики;
- чувствительность к среде, в которой формируются инфраструктурные основания ИК-сектора.
Таким образом, ИКТ, будучи достаточно прогрессивным и активно растущим сектором в ряде стран, демонстрирует высокую чувствительность к среде, на которую воздействует впоследствии. Видимо, грань между эффективностью и неэффективностью состоит в готовности среды принимать и использовать структурные образования, предлагаемые ИКТ-сектором. Собственно, использование ИК-технологий не обещает моментальный эффект роста производительности, это не связано с моментальным эффектом и на микроуровне не позволяет расценивать ИКТ как панацею [9]. Суть этого эффекта в возможности укоренения предлагаемых структур там, где существует возможность получения эффекта высокого качества, обусловленного высокой отдачей и производительным применением преимуществ ИКТ.
Научно-практический журнал. ISSN 1995-5731
Возвращаясь к идее, высказанной в начале, о том, что ИКТ выступает условием реализации информационно-сетевой экономики, укажем на необходимость полноценного применения ИКТ как инструмента, позволяющего раскрыть потенциал знания и информации. ИКТ-сектор, таким образом, выступает подчиненным по отношению к императивам информационной экономики. Действительно, по оценкам экономистов, вклад ИКТ в развитие остальных секторов экономики составил 51% в период 1973-1995 гг.; 74% в период 19952000 гг.; 39% в период 2000-2006 гг. [4]. Вклад ИКТ в экономический рост состоит еще
и в нематериальном капитале, брендах марок, которые представляют основную производительную силу этого сектора. Необходимо активное участие государства в деле формирования инфраструктуры, создание рамочных условий, не допускающих критическое ухудшение на соответствующих рынках. Чувствительность к созданным условиям бизнес-среды может способствовать тому, что весомую нагрузку по финансированию и организации ИК-сектора может принять на себя частный бизнес.
Материалы поступили в редакцию 28.04.2014 г.
Библиографический список (References)
1. Джеффри А. Мур Внутри торнадо. Стратегии развития, успеха и выживания на гиперрастущих рынках: BestBusinessBooks, 2010.
2. Индикаторы информационного общества: 2012: стат. сб. М.: НИУ «ВШЭ», 2012.
3. Кондратьев В. Сектор информационных технологий правит миром. URL: http: //www. perspektivy.info/rus/gos/sektor_informacionnyh_ tehnologij_pravit_mirom_ 2011-12-13.htm (дата обращения: 20.04.2014).
4. Концепция развития рынка информационных технологий в Российской Федерации - Минком-связь РФ. URL: http://old.minsvyaz.ru/ministry/ documents/816/7689/7690.shtml (дата обращения: 01.04.2014).
5. Михнева С.Г. Критерии и координаты информационной экономики // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2012. № 2 (22).
6. Никитенкова М.А. Влияние развития информационно-коммуникационных технологий на формирование инфраструктуры инновационной экономики // Россия и Америка в XXI веке. 2010. №1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=189 (дата обращения: 18.02.2014).
7. Руководство ОЭСР по измерению информационного общества 2011. URL: http: //www. oecdbookshop.org/oecd/display.asp?sf1=identifiers& st1=9789264113541 (дата обращения: 10.02.2014).
8. Шариков П.А. Тенденции развития интернета в современном мире // Россия и Америка в XXI веке. 2013. № 2. URL: http://www.rusus. ru/?act=read&id=380 (дата обращения: 18.02.2014).
9. Широкополосная связь и телекоммуникации. Основные показатели ИКТ. Reaping the benefits of ICT Europe's productivity challenge. The Economist Intelligence Unit. 2004. URL: http://www.oecd.org/ internet/broadband/oecdkeyictindicators.htm (дата обращения: 01.05.2014).
1. Moore G. Inside the Tornado. Strategies for Developing, Leveraging, and Surviving Hypergrowth Markets: BestBusinessBooks, 2010.
2. Indicators of the information society: 2012. M.: NIU «HSE», 2012.
3. Kondratiev V. Information technology sector rules the world. URL: http://www.perspektivy.info/ rus/gos/sektor_informacionnyh_tehnologij_pravit_ mirom_2011-12-13.htm (date of access: 20.04.2014).
4. The concept of information technology market development in the Russian Federation - Ministry of Communications of the Russian Federation. URL: http://old.minsvyaz.ru/ministry/documents/ 816/7689/7690.shtml (date of access: 01.04.2014).
5. Mihneva S.G. Criteria and coordinates of information economy // Bulletin of higher educational institutions. Volga region. Social Sciences. 2012. № 2 (22).
6. Nikitenkova M.A. Impact of ICT development on emerging infrastructure of the innovation economy // Russia and America in the XXI century. 2010. № 1. URL: http://www.rusus.ru/?act=read&id=189 (date of acces: 18.02.2014).
7. OECD Guide to Measuring the Information Society 2011. URL: http://www.oecdbookshop.org/ oecd/display.asp?sf1=identifiers&st1=9789264113541 (date of access: 10.02.2014).
8. Sharikov P.A. Current trends in the development of the Internet // Russia and America in the XXI century. 2013. № 2. URL: http://www.rusus. ru/?act=read&id=380 (date of access: 18.02.2014).
9. Broadband connection and telecommunications. Core ICT indicators. Reaping the benefits of ICT Europe's productivity challenge. The Economist Intelligence Unit. 2004. URL: http://www.oecd.org/ internet/broadband/oecdkeyictindicators.htm (date of access: 01.05.2014).