Вестник Омского университета. Серия «Экономика». 2015. № 3. С. 29-37. УДК 338.49
ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА,
ИЛИ ОКНО ВОЗМОЖНОСТЕЙ ДЛЯ НОВОЙ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ
THE PREREQUISITES FOR THE EMERGENCE OF THE INFORMATION SOCIETY OR THE WINDOW OF OPPORTUNITY FOR NEW INDUSTRIALIZATION
Г.Ф. Ромашкина, А.О. Вылегжанина
G.F. Romashkina, A.O. Vylegzhanina
Тюменский государственный университет Tyumen State University
Статья поступила в редакцию 10 июля 2015 г.
Работа посвящена анализу предпосылок для формирования информационного общества на примере Тюменского региона и поиску оптимальных организационных решений активизации развития цифровой экономики региона в соответствии со стратегическими целями устойчивого развития. Представлен анализ специфики развития информационного общества на мировом, национальном и региональном уровнях. Национальная проблема необходимости реиндустриализации, увеличения высокотехнологичного и цифрового сектора экономики в Тюменской моноотраслевой экономике усугубляется необходимостью преодоления сильной ресурсной зависимости. Показано, что на фоне торможения темпов модернизации, развитие экономического сектора информационно-коммуникационных технологий предоставляет окно возможностей. Эти возможности не реализуются вследствие ряда институциональных ограничений, препятствующих развитию частного сектора. Потребление в сфере ИКТ растет чрезвычайно высокими темпами на фоне торможения темпов развития экономической сферы. Рынок ИКТ все более приобретает черты государственно-монополистического рынка. Последнее обусловлено тем, что потребности социальной сферы заслоняют собой потребности рынка производителей, а единственным регулятором и наиболее сильным заказчиком выступает государство. В то же время успешный опыт Тюменского региона инвестирования бюджетных средств в социальные и инфраструктурные информационно-коммуникационные проекты указывает на наличие эффективных механизмов реинвестирования «нефтегазовой ренты» в ИКТ-инновации, которые можно транслировать и на частный сектор. Перспективными мерами реиндустриализации Тюменского региона за счет развития цифрового сектора являются развитие венчурного инвестирования, государственно-частного партнерства в сфере ИКТ при обеспечении прозрачности механизма оценки потенциала проектов и мониторинга их результатов. С точки зрения целей устойчивого развития региона оптимальными являются организационные меры, стимулирующие развитие высокотехнологичного сектора цифровой экономики в регионе и повышающие роль интеллектуальных информационных технологий в решении актуальных социально-экономических проблем региона и обеспечении его долгосрочной жизнеспособности.
The work is devoted to the analysis of preconditions for the formation of the information society on the example of the Tyumen region and the search for optimal organizational solutions to enhance the development of the digital economy in the region in accordance with the strategic goals of sustainable development. The article presents the analysis of information society development in global, national and regional level. The national problem of the necessity of reindustrialization, increase high-tech and digital sector in Tyumen single-industry economy is compounded by the need to overcome a strong resource dependence. It is shown that on the background of deceleration of the pace of modernization, the development of the economic sector of information and communication technologies provides a window of opportunity. These features are not implemented due to institutional constraints impeding private sector development. Consumption in the field of information and communication technologies (ICT) is growing extremely rapidly on the backdrop of a deceleration in the pace of economic development. The ICT market is becoming more and more state-monopolistic market. It is caused by the fact that the needs of the social sphere overshadow the needs of the market producers. At the same time, the successful experience of the Tyumen region investment of budgetary funds in social and infrastructure information and communications technology projects indicates the existence of effective mechanisms for reinvesting the "oil renf' in ICT innovations that can be transmitted to the private sector. Promising measures of reindustrialization of the Tyumen region are the development of venture investment, public-private partnership in the ICT sector, while ensuring the transparency of the mechanism for evaluation of potential projects and monitoring their results. According to the authors, the optimal organizational measures are the following: to stimulate the development of high-tech sector of the digital economy in the region and to enhance the role of intelligent information technologies in solving urgent socioeconomic problems of the region and ensuring its long term viability.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, инновации, модернизация, экономика и социальная сфера региона, информационное общество, цифровая экономика.
Key words: information-communication technologies, innovation, modernization, economic and social sphere of region, information society, digital economy.
© Г.Ф. Ромашкина, А.О. Вылегжанина, 2015
30
Г. Ф. Ромашкина, А. О. Вылегжанина
Методологические предпосылки исследования.
Несмотря на разницу в терминологических установках, согласимся с тем, что информационные, постиндустриальные и постмодернистские концепции описывают целостную реальность - общество, ориентированное на знание и информацию как основной производственный ресурс. Представляется принципиально важным разделение «постиндустриального» характера развития современного общества от «информационально-го», сформулированного М. Кастельсом на основе анализа эмпирических данных и изучения соответствия между спецификой техноэкономической парадигмы и социальной структуры [1]. Постиндустриальный этап является более высокой стадией развития индустриального и определяется таким способом развития, где основным источником производительности становится количественный рост факторов производства (труда, капитала и природных ресурсов) вместе с использованием новых источников энергии [2]. «Ин-формациональную» же стадию развития характеризуют принципиально новые черты, в том числе качественная способность оптимизировать сочетание и использование факторов производства на основе знания и информации. Наступивший этап в развитии России характеризуется, с одной стороны, актуализацией проблемы реиндустриализации и, с другой стороны, необходимостью выстраивания стратегии перехода к новому индуст-
риальному укладу, преодоления сырьевой зависимости.
Региональная специфика.
В данной статье мы будем рассматривать Тюменский регион в общероссийском контексте. Такая логика анализа представляется необходимой в силу того, что наиболее болезненные в целом для России экономические проблемы самым ярким образом проявляются на территории Тюменской области. За последние 10 лет регион показал впечатляющие темпы роста уровня жизни населения, роста индексов социального самочувствия, но темпы развития инновационной деятельности в Тюменской области низки, и население слабо участвует в инновационной деятельности, продолжает оставаться низким уровень эффективности инфраструктуры поддержки инновационной деятельности [3, с. 230-234].
Анализ темпов модернизации Тюменской области по методике китайского профессора Чуаньци Хэ демонстрирует, что только три из 12 показателей к 2012 г. достигли уровня развитых стран, и регион остается на уровне 69,6 при среднероссийском уровне 67 % [4]. Основными ограничениями выступают экономический (в том числе: доля добавленной стоимости сферы услуг в валовом региональном продукте, доля занятых в сфере услуг) и знаниевый (в том числе: доля затрат на исследования и разработки в валовом региональном продукте; число жителей, подающих заявки на патенты на 1 млн чел.) субиндексы, см. рис. 1 [4].
%
Рис. 1. Динамика субиндексов интегрированной модернизации Тюменской области (диаграмма построена с помощью информационной системы «Модернизация» (ИСЭРТ РАН, г, Вологда), обработка данных произведена авторами)
Для примера рассмотрим рис. 2, демонстрирующий динамику составляющих индекса интегрированной модернизации Тюменской области, не достигших уровня 95 % за период 2000-2012 гг. (7 показателей из 12-ти), в скобках указан номер субиндекса, в который включен указанный показатель по ме-
тодике профессора Чуаньци Хэ [5], этот же номер указан в скобках на рис. 1 для соответствующих субиндексов.
Заметим, что Тюменская область (включая северные автономные округа - Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий) - это один из немногих в России экономически само-
Предпосылки для формирования информационного общества...
31
достаточных регионов, которые служат донорами для развития всей экономики России. Нефтегазовая зависимость в этом регионе -данность, с которой необходимо считаться. Однако и в этом регионе экономический субиндекс невысок, и в первую очередь за счет
неразвитости сферы услуг. При этом потенциал этого вида экономической деятельности как в России, так и Тюменской области необычайно высок, не случайно в рассмотренный период наиболее высокими темпами росло число персональных компьютеров (рис. 2).
—а—Число персонал, компьютеров на 1Ш домохозяйств (3)
.....Доля занятых в сфере услуг в общей
занятости, % (1)
—Ж* Экологическая эффективность: ВВП на
душу / расходы анергии на душу (цена в ам.долл.|,%(2)
—I—Доля добавленной стоимости в сфере услуг по отношению к ВВП, в % (1)
: Число жителей, подавших патентные
заявки, на 1 млн. Человек (3)
— Доля затратна НИОКР в ВРП (ВВП), % (3)
Ожидаемая продолжительность жизни, лет (2)
Рис. 2. Динамика составляющих индекса интегрированной модернизации 2000-2012 гг. в Тюменской области (диаграмма построена с помощью информационной системы «Модернизация» (ИСЭРТ РАН, г, Вологда), обработка данных произведена авторами)
Предмет исследования.
Рассмотрим, как развивается сфера информационно-коммуникативных услуг, которая выступает драйвером (или ограничением) развития общества нового типа.
Представляется важным отметить принципиально различные темпы развития информационной инфраструктуры потребления и производства как в целом по России, так и в ее регионах (в том числе и в Тюменской области). По статистическим данным, ИКТ-ин-фраструктура за последние 10 лет в России стабильно растет на 11-12 % в год, в Тюменском регионе темпы роста еще выше - на 1516 % (доля абонентов цифровой телефонной связи, доступа к Интернету) [6]. Однако, согласно тем же источникам, российский сектор производителя в сфере ИКТ растет чрезвычайно медленно, а по некоторым индикаторам - стагнирует. Так, уже 10 лет (за исходный в данном анализе мы взяли 2005 г.) остается неизменной доля среднесписочной численности работников в сфере ИКТ от общей численности работников организаций (2,7 %), число организаций на конец года в сфере ИКТ выросло со 107 тыс. до 152 тыс., а валовая добавленная стоимость выросла с 0,4 до 0,7 % от ВВП. Сектор создания ин-
формационного контента не только не вырос, а снизился с 258 тыс. до 224 тыс. человек занятых, что стабильно составляет 0,5 % от общей численности работников организаций. При этом удельный вес организаций, использующих персональные компьютеры, вырос за 10 лет с 91,1 до 94 %, а имеющих веб-сайты - с 14 до 41,3 % [6].
То есть в российской экономике быстрый рост потребления в сфере ИКТ происходит на фоне стагнации сектора производителей в сфере ИКТ.
Региональная ситуация в сфере ИКТ.
В принятой в 2005 г. Стратегии развития Тюменской области до 2020 г. справедливо утверждалось, что активный сценарий развития региона предусматривает формирование новых высокотехнологичных сегментов хозяйственной деятельности, охватывающих информационное и финансовое обслуживание, исследования и разработки, проектирование, логистику, подготовку высококвалифицированных кадров, высокоразвитые социальные услуги. На практике данные установки не всегда подкрепляются реальными действиями. Например, среди перспективных производств, поддерживаемых региональным правительством, нет ни одного, ко-
32
Г. Ф. Ромашкина, А. О. Вылегжанина
торое можно было бы отнести к высоким технологиям [7].
Тем не менее сфера ИКТ в регионе развивается достаточно интенсивно, в основном государственные проекты инфраструктурного и образовательного характера. Тюменская область традиционно занимает лидирующие позиции в стране по уровню развития электронного правительства, по данным Экспертного центра электронного государства и рейтинга Центра прикладной экономики [8]. В сфере информатизации социального сектора региона также лидируют государственные вложения: развитие общедоступных интернет-услуг (региональной сети бесплатного интернета «TyumenFree» - больше 130 точек по Тюменской области), информатизация школ и других образовательных учреждений (развитие системы WEB-образования), информатизация здравоохранения (развитие РС ЕГИСЗ), обучение компьютерной грамотности малообеспеченных слоев населения, пожилых, безработных.
В Тюменской области планируется в основном развивать и масштабировать уже «запущенные» проекты по направлениям, обозначенным в государственной программе «Основные направления развития информатизации (Электронная Тюменская область)» на 2014-2016 гг. [9]. Программа повышения компьютерной грамотности населения в 2015 г. расширяет спектр курсов и изменяет фокус на обучение в он-лайн, осуществляется дальнейшее развитие электронного правительства, масштабирование проекта универсальных электронных карт (УЭК), дальнейшая информатизация сферы здравоохранения (электронный документооборот, мобильные приложения, интернет-сервисы), запланировано расширение сфер использования информационно-навигационной системы ГЛОНАСС (здравоохранение, школы, в перспективе -ЖКХ), начинает активно внедряться СМЭВ (система межведомственного взаимодействия) [10].
Коммерческий сектор информационнокоммуникативных услуг в Тюменской области весьма специфичен, что обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, моноотраслевым характером экономики региона. Основной отраслью специализации является топливная промышленность, на долю которой приходится 60 % объёма промышленного производства области [11]. Во-вторых, высокой концентрацией капитала: в регионе сконцентрированы интересы значительного
числа нефтегазодобывающих крупных и средних предприятий. В-третьих, рост и укрупнение строительного бизнеса. Высокий по российским рамкам уровень бюджетной обеспеченности региона и относительно высокий платежеспособный спрос позволили в последние 20 лет активно развивать гражданское и промышленное строительство. Все это привело к формированию явного перекоса в сторону крупного промышленного (в основном добывающего и строительного) сектора экономики. Крупные предприятия являются клиентами в основном московских консалтинговых ИТ-компаний - представительств западных вендоров программного и аппаратного обеспечения. Региональные поставщики ИТ-услуг работают, в основном, со средним, малым бизнесом и физическими лицами. Региональный «экспорт» ИТ-услуг практически отсутствует.
Динамика роста коммуникаций организаций Тюменской области с поставщиками и потребителями посредством Интернета позволяет предположить, что на региональном рынке ИКТ происходит замещение программного обеспечения (ПО) на базе локальной вычислительной сети web-браузерным ПО, растет популярность мобильных приложений, актуален переход на облачные сервисы (рис. 3). Эти тенденции вполне соответствуют мировым трендам и свидетельствуют о включенности регионального рынка ИКТ в глобальный рынок, но с весьма существенным отставанием как в развитии, так и в распространении новых технологий. На региональном рынке мало собственных, новых технологий, а используемые технологии следует отнести к заимствованным, причем далеко не самым современным. Отметим, что основная роль Интернета для связи с потребителями - информационная, растет доля организаций, осуществляющих заказы и расчеты с потребителями, но организации слабо используют активные методы работы в Сети, практически не развивается распространение электронной продукции и послепродажное обслуживание.
Важной особенностью ИТ-рынка Тюменской области является большая востребованность предприятиями региона ИТ-услуг (в частности, их аутсорсинга). Причинами могут быть нехватка квалифицированных кадров для принятия решений по выбору ПО, внедрению и развитию информационных систем предприятия, системной интеграции, а также экономическая нецелесообразность содержания штатных ИТ-сотрудников или по-
Предпосылки для формирования информационного общества...
33
вышения их квалификации для решения все- том, насколько каждый вид затрат «закрыто спектра ИТ-задач предприятия. На сего- вается» региональными поставщиками. дняшний день не имеется точных данных о
Рис. 3. Доля организаций, использовавших Интернет для связи с потребителями в % от общего числа обследованных организаций. (Источник: [11]. Обработка информации произведена авторами)
Национальные тенденции в сфере ИКТ.
2014 г. также привнес некоторые изменения в тенденциях развития российского ИКТ-рынка, которые могут оказать стратегическое влияние на принятие решений в выборе технологий, инструментальных, программных и аппаратных средств при реализации тех или иных региональных программ информатизации:
- курс на импортозамещение, поиск новых вендоров в Азии и Южной Америке;
- активизация инвестиций в развитие внутреннего рынка и собственных ИКТ-раз-работок (проекты «Бета» компании «Диасофт» - разработка отечественной программной платформы для создания и развертывания приложений, планшеты на базе российской операционной системы «РоМОС» (по данным ЦНИИ ЭИСУ), микропроцессоры и
ОС Эльбрус компании МЦСТ Эльбрус, ОС «Роса» (ООО НТЦ ИТ РОСА), геоинформационная система «Горизонт» (НИИ автоматической аппаратуры им. Семенихина «Ростех»), облачные решения на основе программного комплекса OpenStack (компания «Ланит»), ГЛОНАСС (ОАО «Глонасс»), программные решения компании Naumen, сотрудничество компаний «Рэлекс», «Прогноз», целью которого является создание отечественной BI-платформы, которая будет работать с отечественной СУБД и др.);
- запуск и развитие национальной системы платежных карт;
- выпуск процессоров российской разработки (первые процессоры «Эльбрус-2СМ» были выпущены зеленоградским заводом «Микрон» в декабре 2014 г.);
34
Г. Ф. Ромашкина, А. О. Вылегжанина
- создание ГИС ЖКХ. Федеральный закон № 209 «О государственной информационной системе ЖКХ» планирует поэтапное внедрение ГИС во всех регионах России и его завершение к 1 января 2017 г.;
- планируемая ликвидация проблемы цифрового неравенства к 2020 г. Контракт, заключенный Федеральным агентством связи и «Ростелекомом» подразумевает повышение уровня проникновения услуг широкополосного доступа в Интернет с существующих 55 до 97 % к 2018 г. Для этого планируется провести магистральные интернет-каналы со скоростью доступа не менее 10 Мбит/с во все населенные пункты с числом жителей от 250 до 500 человек;
- создание благоприятных условий ведения бизнеса для малых и средних российских ИТ-компаний. С 1 января 2014 г. в России действует разработанный «Минкомсвя-зью» закон о снижении порога численности сотрудников ИТ-компаний, претендующих на получение льгот по страховым взносам;
- развитие геолокационной системы «ЭРА-ГЛОНАСС», инфраструктуры этой системы, а также предоставление на ее основе услуг коммерческим и госзаказчикам посредством деятельности специально создаваемой госкорпорации ОАО «ГЛОНАСС»;
- увеличение числа пользователей и активности использования электронных госуслуг за счет упрощения механизма их предоставления, расширения пунктов верификации, изменение интерфейса нового портала госуслуг;
- в рамках утвержденной Правительством РФ в июле 2013 г. «дорожной карты» развития ИТ-отрасли до 2018 г. планируется поддержка по нескольким направлениям, таким как создание центров прорывных исследований, развитие инфраструктуры и снижение налоговой нагрузки. В результате объемы IT-производства, по прогнозам, должны вырасти за указанный период с 250 млрд рублей (по итогам прошлого года) до 450 млрд, а экспорт - с $4,4 млрд до $9 млрд (по оценке на март 2014 г.) [12].
- сокращение венчурного финансирования ИКТ-проектов. За 2014 г. объем нового финансирования на венчурном рынке РФ с участием ИКТ-проектов по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. снизился на 16,8 % и составил $122,5 млн. Риск венчурных проектов вырос, а финансирование стало дорогим. Западные инвесторы не заинтересованы вкладывать в российские ИТ-про-
екты, так как прибыль декларируется в России и зачастую еще и платится на нее двойной налог.
Предпосылки для развития информационного общества в мире.
Согласно интегральному индексу цифровой экономики и общества, на сегодня страны-лидеры в развитии информационного общества - это Дания, Швеция, Нидерланды и Финляндия. Индекс учитывает 5 основных параметров: использование и качество широкополосных каналов связи (необходимое условие конкурентоспособности), человеческий капитал (цифровая грамотность потребителей и работников), использование Интернета, интеграция цифровых технологий (каналов продаж, поставок, производства и др.), развитые цифровые социальные услуги (электронное правительство, медицина и пр.) [13]. Россия сегодня не входит в перечень стран, чей потенциал развития информационного общества оценивается по данной методике. Тем не менее, с нашей точки зрения, данная методика представляет большой интерес для мониторинга уровня развития цифровой экономики и оценки результатов масштабных национальных программ в области развития ИКТ.
В мае 2015 г. Европейским Союзом разработана стратегия развития целостного цифрового рынка до 2020 г. [14]. Данная стратегия направлена на повышение функциональной совместимости приборов, приложений, сетей, цифровых технологий, хранилищ данных, выработке единых стандартов, политики и инструментов борьбы с киберпреступностью. В рамках программы предусмотрен масштабный проект финансирования исследований и цифровых инноваций Horizon 2020, в итоге ЕС собирается еще более нарастить конкурентный потенциал государственночастного партнерства в сфере ИКТ.
Для США по-прежнему характерна концентрация конкуренции среди небольшого количества основных ИКТ-компаний (мировых гигантов ИТ-индустрии, таких как Google, Amazon, Facebook, IBM, Microsoft) [15]. Транснациональные компании активно инвестируют в инновационные стартапы, «поглощают» привлекательные инфраструктурные, инновационные и производственные компании. В Российские стартапы таким компаниям выгодно вкладывать на ранних стадиях, адаптируя проекты «под себя». В итоге неразвитая система государственного и частного венчурного инвестирования в
Предпосылки для формирования информационного общества...
35
ИТ-проекты и отсутствие таких же успешных крупных частных или государственночастных ИT-компаний ориентируют направленность разработок ИТ-инноваторов и их усилия по поиску инвестора преимущественно на зарубежный рынок.
Кроме того, что конкуренция в области цифровой экономики станет намного напряженнее, динамика развития цифрового общества в мире также будет диктовать новые условия эффективности бизнеса в любых других областях. По прогнозам Gartner, к концу 2015 г. 5 % глобальных организаций будут проектировать «сверхманёвренные» процессы, дающие конкурентное преимущество, а к 2017 г. 70 % успешных цифровых бизнесмоделей будут базироваться на нарочито изменчивых процессах, призванных подстраиваться под потребности заказчиков [16].
Развитие информационного общества в соответствии с концепцией устойчивого социально-экономического развития предполагает развитие концепции так называемых «умных городов», в основе которых -комплексная интеллектуальная ИТ-система мониторинга, диагностики, оптимального распределения ресурсов, процессов, услуг, поддержание оптимального экобаланса города [17].
Выводы.
Можно резюмировать, что лидирующие позиции Тюменской области во внедрении государственных и региональных программ по информатизации обеспечили ей ряд преимуществ в создании благоприятной инвестиционной инфраструктуры. Хотя, в конечном итоге, максимизация «экономических бонусов» территории от развития ИКТ (в частности, от экономии затрат на информационные и коммуникационные процессы, благоприятной инфраструктуры, способствующей развитию предпринимательства и инноваций, развитию научных, инновационных, экономических и пр. межрегиональных связей, использованию результатов обработки данных) значительно зависит от готовности к использованию потенциала «цифровой трансформации». Особенность информатизации социального сектора состоит в необходимости пространственной интеграции: «информационный беспорядок», «отставание» отдельных территорий, отраслей рынка имеют значительное влияние на темпы развития всех хозяйствующих субъектов.
Остается критически низким уровень активности социума Тюменского региона
в сфере ИКТ, а бизнес-сообщество так и не вышло на уровень реализации конкурентных преимуществ развитого электронного рынка. С одной стороны, этому препятствует моноотраслевая структура экономики региона (с превалирующей долей ТЭК и высоким уровнем концентрации капитала в крупных компаниях данной отрасли), с другой - отсутствие достаточного кадрового потенциала, необходимой активной информационной среды в сфере высоких технологий (в том числе ИКТ) и эффективного механизма венчурного инвестирования в прорывные ИКТ-проекты.
Развитие глобального сетевого информационного общества является общемировым процессом, в том числе для России и ее регионов. Тем не менее скорость и механизмы развития каждой страны и региона в постиндустриальной и «информациональной» фазе развития специфичны в зависимости от выбора социально-экономических ориентиров, концепции и технологий воздействия на информационно-коммуникационные процессы, солидарных целей и ценностей сообществ и ресурсного потенциала региона. В сетевой экономике интересы общества в целом достижимы лишь при интеграции общественных, государственных и частных интересов и инициатив. Ориентиры развития ИКТ-сферы в России выбраны, но развитие происходит с чрезмерным перекосом в «государственную» экономику. Интересы частных компаний подразумевают включение в сферу ИКТ свободных игроков, но в отсутствии условий для частной инициативы, при зарегулированности государственной сферы эти интересы пока остаются больше декларированными, и деятельность экономических агентов ИКТ-рынка в России, и в Тюменской области в частности, не достигает необходимых масштабов.
В настоящее время государственные инициативы в развитии ИКТ осуществляются достаточно успешно, в частности, в Тюменском регионе, в основном в рамках масштабных целевых программ и проектов. Частный же сектор испытывает недостаток в «длинном» и «девшевом» кредитовании проектов или венчурном финансировании, качественном кадровом потенциале и необходимой инфраструктурной и информационной поддержке.
В условиях интенсификации мировой конкуренции в сфере цифровой экономики, в том числе за счет объединений усилий и инвестиционного капитала нескольких компа-
36
Г. Ф. Ромашкина, А. О. Вылегжанина
ний, ужесточаются условия для входа на ИКТ-рынок. Однако инструменты развития государственно-частного партнерства и венчурного финансирования при обеспечении прозрачности механизма оценки потенциала проектов и мониторинга их результатов способны принести плодотворные результаты не только и не столько в коммерческом плане, но и напрямую - в социально-экономическом (разработка и внедрение технологии «умных городов», экологического мониторинга территорий, медицинского мониторинга населения). Эффективное инвестирование «нефтяной ренты» региона в высокотехнологичную цифровую отрасль соответствует целям устойчивого развития региона на долгосрочную перспективу.
Информационно-технологическое развитие общества является логичным эволюционным процессом и важным непосредственным фактором развития человеческого общества, тем не менее роль сознательного целенаправленного социального действия в определении направления информационных потоков и развития технологий для воздействия на информацию является определяющей. На сегодняшний день все сферы жизни общества (политический уклад, технологии, культура, информационно-коммуникационная сфера, экология и пр.) и общественное сознание в целом, особенно в условиях развивающейся «сетевой экономики», глобального информационного пространства являются взаимовоздействующими и взаимовлияющими в мировом масштабе. Поэтому стратегически приоритетной для каждого региона является направленность информационнотехнической деятельности на постижение действительности и на ее преобразование в соответствии с конструктивными потребностями человечества, гуманистическими и экологическими принципами.
Соответственно, дальнейшее изучение динамики развития предпосылок информационного общества представляет интерес прежде всего с точки зрения поиска оптимальных технологий для воздействия на развитие ИКТ в направлении, адекватном стратегическим целям развития региона - обеспечения долгосрочной жизнеспособности региона. Дальнейшие исследования могут быть направлены на поиск оптимальных организационных мер, активизирующих развитие высокотехнологичного сектора цифровой экономики в регионе (государственного, частного и государственно-частного), повы-
шающих роль интеллектуальных информационных систем в решении актуальных социально-экономических проблем региона и обеспечении его устойчивого развития.
1. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. - М. : Гос. ун-т ВШЭ, 2000. - 606 с.
2. Huber J. Die Regenbogengesellschaft; Okologieand Sozialpolitik. - Frankfurt am Main : Fischer, 1985.
3. Социокультурная динамика - портрет Тюменской области : коллективная монография / науч. ред. Г. Ф. Ромашкина, В. А. Давыденко. - Тюмень : Изд-во Тюменского гос. ун-та, 2015. - 358 с.
4. Хэ Чуаньци. Цивилизация и модернизация: глобальные основы модернизации Китая // Обзорный доклад о модернизации в мире и Китае (2001-2010). Ч. 1 / под ред. Хэ Чуаньци. - М. : Весь мир, 2011.
5. He Chuanqi. Modernization Science. The Principles and Methods of National Advancement. Springer, 2012.
6. Индикаторы информационного общества : стат. сб. / Г. И. Абдрахманова, Л. М. Гохберг, М. А. Кевеш и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2015. - 312 с.
7. Перечень инвестиционных проектов // Фонд «Инвестиционное агентство Тюменской области». - URL : http://www.iato.ru/loans/ investment_projects/tracking/support (дата обращения 12.07.2015).
8. Майорова А. Правительственная комиссия по использованию IT оценит готовность ведомств и регионов к использованию СМЭВ // Экспертный центр электронного государства. 24 марта 2014 г. - URL : http://www. d-russia.ru/pravitelstvennaya-komissiya-po-is-polzovaniyu-it-ocenit-gotovnost-vedomstv-i-re-gionov-k-ispolzovaniyu-smev.html (дата обращения: 12.11.2014).
9. Паспорт государственной программы Тюменской области «Основные направления развития информатизации (Электронная Тюменская область)» на 2014-2016 гг. Тюмень. - URL : http://www.admtyumen.ru/ogv_ ru/finance/programs/program .htm ?id=1133@eg TargetGrant (дата обращения: 25.11.2014).
10. Общество. Информатизация. Статистические данные о рынке ИКТ. - URL : http://www.admtyumen.ru (дата обращения: 25.11.2014).
11. Статистический ежегодник 2015. Ч. 1 (2): Тюменская область. - Тюмень : Территориальный орган Федеральной службы
Предпосылки для формирования информационного общества...
37
гос. статистики по Тюменской области, 2015. - 294 c.
12. Распоряжение правительства Российской Федерации от 20 июля 2013 г. № 1268-р об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие отрасли информационных технологий». 2013. - URL : http:// www.govemment.ru/media/files/41d47b5d6fc5 471bcd6c.pdf (дата обращения: 25.11.2014).
13. The Digital Economy and Society Index (DESI) // Digital Agenda for Europe. - URL : https://www.ec.europa.eu/digital-agenda/en/desi (дата обращения: 25.11.2014).
14. Digital Agenda in the Europe 2020 strategy // Digital Agenda for Europe. - URL : https://www.ec.europa.eu/digital-agenda/en/di-gital-agenda-europe-2020-strategy (дата обращения: 25.11.2014).
15. Delivering Digital Infrastructure Advancing the Internet Economy // World Economic Forum. April 2014. - URL : http://www.3.wefo-rum.org/docs/WEF_TC_DeliveringDigitalInfra-structure_InternetEconomy_Report_2014.pdf (дата обращения: 25.11.2014).
16. Top 10 Strategic Predictions for 2015 and Beyond: Digital Business Is Driving “Big Change” 4 October 2014. Gartner. - URL : http://www.gartnerinfo.com/exp/top_10_strateg ic_predictions_269904.pdf (дата обращения: 25.11.2014).
17. Expanding Participation and Boosting Growth: The Infrastructure Needs of the Digital Economy // World Economic Forum. March 2015. - URL : http://www3.weforum.org/docs/ WEFU SA_DigitalInfrastructure_Report2015 .pdf (дата обращения: 25.11.2014).