Д^^ЕЯТЕЛЬНОСТНЫй ПОДХОД К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В ЛЮБИТЕЛЬСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ
УДК [351.858:379.8]:001.8 В. А. Павлова
Московский государственный университет культуры и искусств
Данная статья посвящена раскрытию сущности деятельностного подхода в развитии общественного самоуправления подростков в любительских объединениях учреждений культуры, а также осмыслению основных аспектов развития деятельностного подхода в данной области. Автор доказывает, что деятельностный подход к развитию общественного самоуправления подростков в любительских объединениях учреждений культуры детерминирован тремя факторами: постановкой и решением управленческих задач, творчеством и самодеятельностью.
Ключевые слова: деятельностный подход, подросток, любительские объединения, самоуправление, ведущая деятельность.
V. A. Pavlova
Moscow State University of Culture and Arts
ACTIVITY ORIENTATED POINT OF VIEW FOR THE PUBLIC SELF-MANAGING ADOLESCENT'S DEVELOPMENT OF THE AMATEUR UNIONS IN CULTURAL INSTITUTIONS
This article is devoted to the nature of activity orientated point of view for the public self-managing adolescent development of the amateur unions in cultural institutions, as well as understanding of the main aspects of such approach in this area. The author proves that the activity orientated point of view for the public self-managing adolescent development of the amateur unions is determined by three factors: the setting and achievement of the management objectives, creativity and amateur performances.
Keywords: activity orientated point of view, adolescent, amateur unions, self-management, leading activities.
В воспитательной работе с подростками широко используются различные подходы: системный, возрастной, индивидуальный, дифференцированный, личностный, деятельностный. Последний, имеющий цель становление и развитие субъектности подростка в общественных объединениях, позволяет отнести его к группе личностно ориентирован-
ных подходов, где личность выступает субъектом деятельности.
Деятельностный подход (теория деятельности) был разработан в 20—30-е годы XX века такими учёными, как Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, и развит в последующие годы в трудах Б. Г. Ананьева, Б. Ц. Бадмаева, В. В. Да-
147
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 6 (56) ноябрь-декабрь 2013 147-150
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
выдова, И. И. Ильясова, Е. А. Климова, Б. ф. Ломова, 3. А. Решетовой, Н. Ф. Талызиной, Л. М. Фридмана, В. Д. Шадрикова, Д. Б. Эль-конина и др. Сегодня теория деятельности — это законченная теория, признанная во всем мире, а понятие «деятельность» является общефилософской категорией и изучается как педагогикой, так и социологией, психологией, что подчёркивает его многоас-пектность.
Мы солидарны с позицией Э. А. Мальцевой о том, что «деятельностный подход ориентирует на оказание помощи ребёнку в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности. В детской общественной организации ребёнок изначально ставится в позицию субъекта деятельности и субъекта собственной жизни. Формирование субъектности ребёнка в детской общественной организации состоит в том, что он выполняет ту или иную деятельность, творчески преобразовывает её вследствие внутреннего побуждения, исходящего из осознанной необходимости данного действия, из убеждения в его истинности, ценности, значимости для него, для общества, для близких» [3, с. 27—28].
А.Д. Жарков на основе многолетней работы утверждает: «анализ деятельности клубных самодеятельных коллективов показывает, что ведущие из них добились больших успехов в развитии самосознания, соединяя в единый процесс трудовой, общественный, художественный, спортивный виды деятельности» [1, с. 287]. Для нас данное утверждение имеет принципиальное значение в работе с подростками.
Д. Б. Эльконин ввёл понятие «ведущей деятельности», то есть деятельности, которая соответствует наиболее значимому мотиву в тот или иной возрастной период или в той или иной личностно значимой ситуации. Ведущей деятельностью в подростковом возрасте становится общение со сверстниками.
Если до этого на первом месте была урочная деятельность и оценки, то теперь, как акцентирует Л. С. Выготский, одним из центральных факторов культурного развития подростков становится сотрудничество.
Подросток стремится занять определённое место среди сверстников, показать свою значимость, взрослость, ощутить себя членом общества, реализовать потребность в принятии решений, ощутить себя самостоятельным. Именно за общением подросток идёт в любительские объединения, которые предоставляют ему больше свободы, чем урочная деятельность.
А. Н. Леонтьев структурные единицы ведущей деятельности подростков раскрывает так:
• творческая деятельность, в виде посещения любительских объединений подростком, может направляться мотивом общения со сверстниками, мотивом самосовершенствования, мотивом удовлетворения потребности в занятии любимым хобби и др. Здесь речь всегда идёт о полимотивированной деятельности;
• цель творческой деятельности — овладение навыками, которые пригодятся в дальнейшей жизни, заполнение свободного внеурочного времени интересуемым занятием;
• операцией в рамках действия может быть изучение необходимой литературы, освоение необходимых умений и навыков [2].
Для современных любительских общественных объединений подростков характерны вариативность и динамизм, которые способствуют развитию интересов подростка, с целью дальнейшего полного раскрытия его талантов, умственных и физических способностей. Поэтому перед организаторами любительских объединений стоят задачи постоянного обновления и пополнения знаний из различных областей науки.
В условиях деятельности подростковых любительских объединений значительно эффективней реализуются:
• потребность подростков в позитивном общении в различных группах (постоянных и временных);
• стремление к достижению положительных результатов в совместной деятельности;
• потребность в адекватной действительности оценке личного участия в деятельно-
сти и в поиске оптимальных путей реализации своих возможностей;
• инициативность, активность, креативность в подходе к деятельности.
При всей сложности системы любительских объединений, их главной составляющей является ценностно-смысловое содержание, комплекс фундаментальных базовых ценностей, которые наименее изменчивы и составляют системообразующие качества, являются объединяющим началом в организации деятельности этих объединений.
Развитие самоуправления подростков в любительских объединениях — это процесс управляемый и контролируемый, где субъект, имея сознательные намерения, действует не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами.
Движущей силой подросткового самоуправления является педагогическое руководство, имеющее целью разработку наиболее целесообразных форм и структуры подросткового самоуправления и вовлечение подростков в организаторскую деятельность. Однако здесь важно, чтобы «цели деятельности не были придуманы со стороны, не внесены извне в ученический коллектив. Они должны вытекать из актуальных потребностей ... коллектива» [4, с. 26].
Развитие самоуправления происходит тогда, когда участники любительского объединения попадают в ситуацию выбора и принятия правильного решения управленческой проблемы. При этом необходимо отметить, что разрешение управленческих проблем может осуществляться как отдельными участниками любительского объединения, так и в процессе коллективной деятельности.
Управленческие проблемные ситуации М. И. Рожков классифицирует следующим образом:
• по содержанию, то есть направленные на осуществление целей деятельности, на развитие подросткового коллектива, на решение конкретных организаторских задач. В культурно-досуговой сфере, в качестве од-
ного из примера, содержание досуга, подготовка и проведение физкультурно-массовых, культурно-массовых и других досуговых мероприятий;
• по степени социальной значимости — степень влияния. Например, только на коллектив любительского объединения, на учреждение культуры, при котором существует данное любительское объединение и пр.;
• по уровню сложности проблемные ситуации подразделяются на две группы. К первой группе относятся проблемы, которые не требуют существенной перестройки жизнедеятельности любительского объединения. Ко второй группе относятся более сложные проблемы, решение которых требует пересмотра организации работы подросткового самоуправления. Такие ситуации носят, как правило, характер конфликта, разрешение которого способствует росту активности членов подросткового любительского объединения;
• по участию членов ученических коллективов в их решении [4, с. 26].
Социокультурное творчество, реализуемое в рамках деятельностного подхода к развитию самоуправления в любительских объединениях, есть результат взаимодействия личности подростка и культуры, где личность является субъектом, а культура — объектом. Потребности субъекта как источники его активности постоянно обновляются и развиваются по мере их удовлетворения в любительских объединениях учреждений культуры.
Самоуправление в подростковом любительском объединении представляет собой динамическую систему, где общая цель деятельности является системообразующим фактором. Источником развития самоуправления выступает противоречие между целями, процедурой их достижения и отношением к этому участников любительского объединения. Формой разрешения этого противоречия является включение членов любительского объединения в реальные проблемные управленческие ситуации, интенсивную организаторскую деятельность,
ISSN 1997-0803 ♦ Вестник МГУКИ ♦ 2013 ♦ 6 (56) ноябрь-декабрь ^
анализ деятельности.
Сущность деятельностного подхода к развитию общественного самоуправления подростков в любительских объединениях учреждений культуры детерминирована тремя факторами: постановкой и решением управленческих задач, творчеством и самодеятельностью.
Развитие деятельностного подхода в общественных самоуправляемых подростковых любительских объединениях строится:
• на включении личности в определённый вид деятельности, которая, в свою очередь, будет отвечать потребностям, интересам и способностям личности подростка;
• на партнёрском сотрудничестве как со
сверстниками, так и со взрослыми, в данном случае — с педагогами любительского объединения;
• на принципах равноправия, открытости, гласности, самодеятельности, добровольности и гуманности;
• на учёте индивидуально-личностных, психологических и физиологических особенностей подросткового коллектива;
• на развитии самостоятельности подростков в принятии и реализации решений;
• на том, что подросток выступает субъектом деятельности, которая, в свою очередь, наряду с действием других факторов определяет всестороннее развитие личности подростка.
Примечания
1. Жарков А. Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. Москва, 2007.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. Москва, 1972.
3. Мальцева Э. А. Детская общественная организация как пространство социального воспитания подростков : дис. ... доктора педагогических наук. Москва, 2007.
4. Рожков М. И. Развитие самоуправления в детских коллективах : методическое пособие. Москва, 2004.