Научная статья на тему 'Развитие самооценки предприятий как организационно-экономической основы планирования резервов повышения качества продукции (услуг)'

Развитие самооценки предприятий как организационно-экономической основы планирования резервов повышения качества продукции (услуг) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
371
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕЗЕРВЫ / САМООЦЕНКА / МЕНЕДЖМЕНТ / ПРЕДПРИЯТИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин А. Ю.

В статье сформирована концептуальная основа механизма самооценки планирования резервов в системе менеджмента качества предприятия и обоснованы резервы повышения качества продукции/услуг как основное направление организационной деятельности, преследующее цель стабильное функционирование экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Сизикин А. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Развитие самооценки предприятий как организационно-экономической основы планирования резервов повышения качества продукции (услуг)»

12 (267) - 2012

Менеджмент качества

УДК 336.71

развитие самооценки предприятий

как организационно-экономической основы планирования резервов

повышения качества продукции (услуг)

А. Ю. СИЗИКИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества Е-mail: sizikin@bk. ru. Тамбовский государственный технический университет

В статье сформирована концептуальная основа механизма самооценки планирования резервов в системе менеджмента качества предприятия и обоснованы резервы повышения качества продукции/услуг как основное направление организационной деятельности, преследующее цель стабильного функционирования экономики.

Ключевые слова: качество, планирование, резервы, самооценка, менеджмент, предприятие.

Начало ХХ! в., объявленного веком качества, проходит в мире под знаком TQM (total quality management - глобальный менеджмент качества), принципиально нового подхода к управлению любой организации, нацеленной на качество менеджмента. Этот подход основан на участии всех ее членов (персонала во всех подразделениях и на всех уровнях организационной структуры) в повышении качества организации и направлен на достижение долгосрочного успеха через удовлетворение требований потребителей, запросов как сотрудников фирмы, так и общества [5].

Центральную роль в TQM играет самооценка качества функционирования предприятий и орга-

низаций, основанная на критериях национальных премий и наград за качество. Критерии премий за качество особое значение придают предупредительным мерам, непрерывному улучшению качества, позволяющему удовлетворить потребителя. Технология самооценки фирм и критерии разных премий качества схожи. Суть оценки состоит в том, что в основу любой премии качества заложены критерии, каждый из которых имеет свои удельный вес, очки или баллы. Критерии, получившие низкую оценку, покажут те направления деятельности, которые нуждаются в улучшении. При этом каждая организация может иметь собственные практические решения, собственную модель, разработанную на основе принципов TQM. Критерии премий по качеству помогают организации выделить приоритеты в своей деятельности и структурировать систему менеджмента в форме международной принятой модели [6].

В современных условиях хозяйствования разработка оптимальных методов планирования резервов качества стала особенно актуальной. В нашей стране совершенствование системы планирования долгие годы было направлено на повышение ее

гибкости и изменение распределительных функций различных уровней управления и планирования. Для повышения эффективности функционирования предприятий делались попытки усилить роль планирования на уровне предприятия путем усиления его роли в общей системе централизованного планирования [1].

Под планированием качества понимается установление обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества на заданный момент или в течение заданного интервала времени. Планирование резервов качества должно опираться на научно обоснованное прогнозирование потребностей внутреннего и внешнего рынка. При этом большую роль в правильном обосновании планов повышения качества приобретают использование данных самооценки о результатах эксплуатации продукции, обобщение и анализ информации о фактическом уровне ее качества [2].

Необходимость планирования резервов качества в современных условиях хозяйствования в России вполне очевидна. Почти все российские промышленные предприятия имеют функциональную структуру управления. В основу организации производства положен принцип разделения труда не только по видам деятельности, но и по операциям. В силу этого актуальным становится вопрос оценки промышленного предприятия как организационной структуры по выполнению всеми его сотрудниками своих обязанностей. Поэтому, чем сложнее организационная структура экономического субъекта, тем более совершенной и гибкой должна быть система планирования качества.

Промышленное предприятие представляет собой совокупность управленческих органов и объектов управления, мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание высокого уровня качества продукции и услуг. В современных условиях для большинства промышленных предприятий характерна реактивная форма планирования при управлении качеством, т. е. принятие управленческих решений как реакция на текущие проблемы, или так называемое латание дыр. Между тем основными направлениями совершенствования планирования деятельности предприятий в области качества в экономике являются: - повышение гибкости производства для быстрой смены объектов производства с учетом требований рынка;

- создание и внедрение интегрированных систем производственного планирования;

- повышение качества выпускаемой продукции;

- обеспечение высокой надежности и устойчивости производственных процессов;

- широкое применение новых наукоемких технологий;

- информатизация;

- автоматизация;

- техническое и технологическое перевооружение, направленное на снижение материалоемкости, трудоемкости выпускаемой продукции [2]. Наилучших результатов в создании и выпуске

конкурентоспособной продукции добиваются предприятия, обладающие исчерпывающими сведениями о состоянии и возможностях производственных процессов, а также своевременно вырабатывающие управляющие воздействия по их совершенствованию.

Развитие самооценки предприятий как организационно-экономической основы планирования резервов повышения качества продукции (услуг) включает в себя систему ключевых определений:

- резерв - индикатор состояния функционирования (жизненного цикла) продукции;

- резерв качества - информация отображения характеристик индикатора состояния функционирования продукции, удовлетворяющих требования рыночной конъюнктуры;

- статический резерв - индикатор резервирования (запаса) состояния функционирования продукции;

- статический резерв качества - информация сертифицированного отображения собственных характеристик продукции, удостоверяющих требования рыночной конъюнктуры;

- динамический резерв - индикатор развития состояния функционирования продукции;

- индикатор качества - количественный измеритель качества продукции;

- статическое качество - качество, присущее продукции;

- динамическое качество - качество, приобретенное продукцией в процессе выполнения операции улучшения качества;

- динамический резерв качества - информация отображения характеристик динамического качества продукции, удостоверяющих требования рыночной конъюнктуры;

- потребительский резерв - индикатор отображения динамического качества продукции

посредством равноправных отношений промышленного предприятия и потребителя, принимающих во внимание миссию, видение и кредо другого;

- миссия - предназначение промышленного предприятия и потребителя;

- видение - целеполагание промышленного предприятия и потребителя;

- кредо - корпоративная культура промышленного предприятия и потребителя;

- потребительские резервы улучшения качества - информация отображения характеристик динамического качества продукции на базе формирования потребительских резервов обеспечения состояния функционирования концепции 6М по модели делового совершенства бизнеса промышленного предприятия;

- самооценка - совокупность операций, осуществляемых в зависимости от видения предприятия и включающих набор номенклатуры показателей качества, определение численных значений этих показателей по сравнению с базовыми (стандартными, конкурентными, эталонными и т. п.). Для проведения процедуры самооценки используется единая мера (шкала), в которой соизмеряются различные сочетания показателей;

- планирование - функция управления, включающая следующий комплекс работ: анализ ситуаций и факторов внешней среды; прогнозирование, оценка и оптимизация альтернативных вариантов достижения целей, сформулированных на стадии стратегического маркетинга; разработка плана; реализация плана; организация выполнения плана;

- планирование качества - деятельность, которая устанавливает цели и требования к качеству продукции (услуг) и применению элементов системы качества;

- планирование резервов качества - деятельность, которая охватывает: планирование качества продукции (идентификация, классификация и оценка характеристик качества, а также установление целей, требований к качеству и штрафных санкций); планирование управленческой и функциональной деятельности (подготовка системы качества, в том числе организация и составление календарного графика); подготовку программы качества и выработку положений по улучшению качества.

Часто понятие резервов качества сводится к снижению потерь в использовании ресурсов, однако правильнее под резервами понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений.

В общем виде резервы повышения качества продукции - это неиспользованные возможности промышленного предприятия. Предлагаемая классификация резервов качества продукции промышленного предприятия представлена на рис. 1.

При планировании резервов различают два понятия: резервные запасы (например, сырья, материалов), наличие которых необходимо для непрерывного планомерного развития хозяйства, и резервы как еще не использованные возможности роста производства, улучшения его количественных показателей.

Современный российский опыт в области самооценки менеджмента качества показывает, что повышение роли планирования резервов повышения качества продукции промышленного предприятия в рыночных условиях хозяйствования изменило требования к содержанию самого плана качества. Существующая практика планирования резервов самооценки повышения качества продукции российских промышленных предприятий представлена, по мнению автора, тремя основными моделями [1, 6].

Во-первых, планирование резервов повышения качества продукции по советской модели:

- оценка наличия материальных и финансовых ресурсов;

- оценка состояния производственных фондов на начало нового периода;

- оценка состояния производства, возможностей его расширения и перевооружения;

- оценка реализации выпускаемой продукции исходя из конъюнктуры рынка, конкурентоспособности товаров для прогнозирования денежных поступлений по всем видам деятельности;

- укрупненные нормативы;

- определенные пропорции в распределении доходов по важнейшим направлениям. Во-вторых, планирование резервов повышения

качества продукции на основе здравого смысла. Эта модель наблюдается в компаниях, начавших свою деятельность в период экономических реформ в России. Оперативное управление на таких про-

Рис. 1. Принципиальная схема классификации резервов качества продукции

мышленных предприятиях находится на невысоком уровне вследствие того, что бизнес на начальных стадиях функционирования был довольно простым, и система планирования в таких фирмах к настоящему времени еще не сформировалась в более или менее законченном виде. Поэтому выявить основные элементы этой системы в данное время представляется довольно затруднительным.

В-третьих, планирование резервов повышения качества продукции иностранных промышленных предприятий, работающих на российском рынке. Основой данной модели финансового управления является построение системы бюджетов.

Вербально механизм планирования резервов повышения качества продукции промышленного предприятия можно представить в виде следующей последовательности действий: проведение декомпозиции процесса ^ определение показателей качества процесса и составляющих его подпроцессов ^ сбор и предварительная обработка данных, полученных в ходе измерения показателей качества процесса ^ установление корреляции между показателями качества, выявление ключевых показателей качества и управление процессами системы менеджмента качества через изменение их значений.

Механизм самооценки планирования резервов повышения качества продукции промышленного

предприятия может быть сформулирован в виде политики деятельности или долгосрочной цели и включать:

- улучшение экономического положения предприятия;

- расширение или завоевание новых рынков сбыта;

- достижение технического уровня продукции, превышающего уровень ведущих фирм;

- ориентацию на удовлетворение требований потребителей определенных отраслей или определенных регионов;

- освоение изделий, функциональные возможности которых реализуются на новых принципах;

- улучшение важнейших показателей качества продукции;

- снижение уровня дефектности изготавливаемой продукции;

- увеличение сроков гарантии на продукцию;

- развитие сервиса [6].

Процессы самооценки по планированию резервов, связанных с качеством продукции промышленного предприятия, можно разделить на следующие пять основных классов [1]:

- бизнес-процессы выпуска продукции или услуг (межфункциональные процессы, заканчивающиеся выпуском продукции или услуги для конкретного потребителя);

- процессы жизненного цикла продукции или услуг (являются подпроцессами бизнес-процессов);

- вспомогательные (обеспечивающие) процессы (изготовление инструментов и технической оснастки, планирование и учет, управление персоналом и другие процессы, обеспечивающие функционирование бизнес-процессов);

- технические процессы (функции) - удовлетворяемая потребность, физические операции (изучение, изменение направления, соединение и другие функции) продукции или услуги;

- процессы системы управления качеством (группа процессов, определенных международными стандартами ИСО 9000 системы менеджмента качества, ответственность руководства, менеджмент ресурсов, производство продукции и измерение, анализ, улучшение). Структура формирования механизма самооценки для планирования резервов повышения качества продукции в системе менеджмента промышленного предприятия представлена на рис. 2 [4].

Для управления процессом планирования резервов качества продукции промышленного предпри-

ятия, как правило, требуется проводить самооценку (измерение и мониторинг) показателей качества продукции, на основании которых принимается решение о необходимости принятия соответствующих мер. Планирование резервов качества промышленного предприятия невозможно и без определения показателей качества составляющих его подпроцессов. Основная задача определения показателей качества -установление параметров процесса, которые следует подвергать мониторингу и измерениям. Важно отметить, что набор показателей качества может периодически актуализироваться и изменяться.

Механизм планирования резервов повышения качества продукции промышленного предприятия и составляющих его подпроцессов можно разбить на следующие элементы:

- резервы, относящиеся к выходам процесса (в том числе функциональные характеристики продукции);

- резервы, относящиеся к управляемым параметрам (режимам функционирования процесса);

- резервы, относящиеся к затратам на процесс (использованные ресурсы).

ПЛАНИРОВАНИЕ РЕЗЕРВОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА

Б изнес - процессы предприятия

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РУКОВОДСТВА

М ЕНЕДЖ МЕНТ РЕСУРСОВ

■ > ■ > 3 n 3 ? • > • > • > ■ >

ЖИЗНЕННЫ И ЦИКЛ ПРОДУКЦИИ

ИЗМЕРЕНИЕ,

АНАЛИЗ, УЛУЧШ ЕНИЕ

Процессы жизненного цикла продукции / услуги

Рис. 2. Структура механизма самооценки планирования резервов повышения качества продукции (услуг): 1 - анализ требований к качеству; 2 - разработка процессов системы менеджмента качества; 3 - материально-техническое обеспечение системы менеджмента качества; 4 - процесс производства; 5 - корректирующие и предупреждающие действия; 6 - аудит качества; 7 - улучшение системы менеджмента качества промышленного предприятия

Также необходимо отметить разделение резервов качества на непрерывные (количественные), единицы измерения которых принадлежат к бесконечно делимому континууму или шкале, и дискретные (качественные), единицы измерения которых принадлежат к определенным группам или категориям.

Международные стандарты качества ИСО серии 9000 выделяют следующие виды заинтересованных сторон планирования резервов качества: потребители и конечные пользователи, работники организации, владельцы/инвесторы, поставщики и партнеры, государство (общество) [1].

На основании требований потребителя планируются резервы качества выходов процесса, которые можно условно разбить на три группы [4]:

- функциональные характеристики результатов процесса (например, производимой продукции);

- время производства этой продукции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- время доставки продукции (в случае, если потребителем является внутренний процесс или процесс, переданный на аутсорсинг) и затраты на производство продукции.

После определения требований потребителя промышленному предприятию необходимо сформулировать резервы повышения качества подпроцессов, начиная с процессов, выходы которых образуют выходы процесса, и далее по направлению к входам

процесса. Повышение качества подпроцессов можно разбить на три группы:

- функциональные характеристики производимой в ходе подпроцесса системы менеджмента качества;

- функциональные характеристики ресурсов, поступающих на вход подпроцесса;

- управляющие воздействия. Заинтересованные стороны и основные требования, связанные с формированием и развитием самооценки при планировании резервов повышения качества продукции промышленного предприятия, представлены в табл. 1.

Основным фактором, определяющим степень координации самооценки в механизме планирования резервов повышения качества продукции (услуг) является решение о выборе метода осуществления координации. При разработке и развитии механизма планирования резервов качества промышленного предприятия целесообразно применение цикла Деминга PDCA как к отдельным процессам, так и к системе управления качеством промышленного предприятия в целом (рис. 3, а). Однако для достижения оптимальной степени планирования резервов самооценки качества используется эффект от совместного действия циклов Деминга PDCA и SDCA: Р - plan (планирование), S - standard (стандартизация), D - do (выполнение), C - control (контроль), A - action (действие) (рис. 3, б) [1].

Таблица 1

Элементы самооценки планирования резервов повышения качества продукции (услуг) предприятия

Субъект планирования резервов качества Способ самооценки планирования резервов качества Требования к планированию резервов качества Предполагаемые требования потребителей к качеству продукции (услуг)

Потребители и конечные пользователи Внутренний и внешний Требования к условиям хранения и использованию продукции Качество продукции и сопутствующих услуг (функциональные требования к продукции; время от принятия заказа до доставки продукции; цена продукции)

Поставщики и партнеры Внутренний и внешний Качество сырья или продукции, переданной на аутсорсинг, и сопутствующих услуг - функциональные требования, время доставки, себестоимость (для внутренних поставщиков), цена (для внешних поставщиков и подрядчиков) Качество полуфабрикатов и/или материалов, переданных подрядчику, а также сопутствующих услуг (функциональные требования, время доставки)

Государство и общество Внешний Технический регламент, метрология, стандартизация и сертификация Выполнение законодательных требований и/или добровольно взятых на себя обязательств, в том числе в области требований к продукции и процессам, экологии, охраны труда

Рис. 3. Методология формирования и развития самооценки планирования резервов повышения качества продукции промышленного предприятия: а - соотношение функций планирования в системе менеджмента качества промышленного предприятия; б - системное взаимодействие циклов Деминга PDCA и SDCA (1 - зона синергизма за счет непрерывного улучшения качества продукции)

Планирование Проектирование Прогнозирование

Анализ и | A | улучшение

Цикл PDCA

контроль и мониторинг

Выполнение

Организация Мотивация Координация

б

а

Основными альтернативами, позволяющими учесть все возникающие в рамках иерархии планирования резервов повышения качества продукции взаимозависимости, являются методы планирования: снизу вверх (bottom-up), сверху вниз (top-down) и метод обратных потоков.

В рамках планирования резервов качества сверху вниз исходным пунктом является стратегическое планирование, результаты которого одновременно являются предпосылками для оперативного планирования. Соответствующим образом ранжированные планы служат для реализации принятых на высших уровнях иерархии целей и альтернатив.

В случае планирования снизу вверх исходным является уровень оперативного планирования. На базе его данных последовательно формируются более долгосрочные планы. Этот процесс обеспечивает больший потенциал реализации планов высших инстанций, чем предыдущий. Однако при этом недостаточно учитываются перспективы дальнейшего развития и существует опасность концентрации краткосрочных альтернатив.

В связи с тем, что эти методы, базирующиеся на однонаправленной координации (когда данные предыдущих этапов планирования определяют рамки последующих), не позволят обеспечить оптимальную с точки зрения достижения целей предприятия координацию, особое значение имеет иерархичная, построенная по циркулярному принципу координация процесса планирования. Циркулярный метод согласования, также называемый методом обратных

потоков, интегрирует в себе преимущества обратных и прямых методов планирования.

Результатом этого процесса является интегрированный и согласованный план качества предприятия, который отражает в агрегированной форме цели, мероприятия, ресурсы и сроки, а также ответственных за выполнение. При необходимости корректировки процесс иерархической координации может включать частичный или полный повтор отдельных циклов. Кроме того, такой кооперационный процесс, требующий активного участия всех вовлеченных сторон, позитивно влияет на мотивацию сотрудников при разработке и реализации планов, поддерживает и облегчает согласование различных планов и повышает стабильность планирования.

Повышение эффективности согласования планирования резервов повышения качества продукции посредством их оптимальной адаптации с учетом изменений во внутренней и внешней среде предприятия реализует метод скользящего планирования, позволяющий с опережением учитывать потенциально необходимые в будущем изменения, являясь существенной предпосылкой для достижения перспективных целей предприятия.

При планировании резервов самооценки повышения качества продукции промышленного предприятия, в том числе составляющих их процессов, необходимо учитывать институциональные требования, устанавливающие значения показателей качества как к входам и выходам процесса и

составляющих его подпроцессов, так и к их управляющим воздействиям. Кроме того, промышленное предприятие может добровольно полностью или выборочно выполнять рекомендации различных заинтересованных сторон.

Качество продукции и услуг закладывается в конструкторской и технологической документации, поэтому необходимо учитывать следующие методические рекомендации самооценки планирования резервов менеджмента качества промышленного предприятия [1, 6]:

- планировать, осваивать и совершенствовать производство продукции, пользующейся спросом, т. е. производить то, что кто-то купит, а если улучшать этот товар, то число его покупателей будет расти, улучшатся экономические показатели предприятия и можно будет найти средства для реализации следующих этапов решения проблем качества;

- формировать дилерскую, торговую сеть продаж, а также распространения товара и информации о нем;

- минимизировать издержки производства. Для этого необходимо все пересчитать, переосмыслить материально-техническую базу предприятия, отказаться от всего лишнего, провести реструктуризацию. Не сделав этого, начинать планирование качества не стоит, так как невозможно правильно считать затраты на качество и, следовательно, управлять экономикой качества;

- отладить контроль за финансами. Главный фактор, способствующий этому, - отсутствие у больших промышленных предприятий их реальных собственников. На таких предприятиях собственностью практически распоряжаются высшие менеджеры, поэтому многое зависит от их порядочности и честности.

На большинстве же российских промышленных предприятий предложенные рекомендации нужно внедрять практически с нуля. И только после того, как на предприятии как-то справились с этой задачей, оно может приступать к созданию и сертификации системы менеджмента качества, а не наоборот.

Формирование и развитие самооценки планирования резервов повышения качества продукции было осуществлено на примере ООО «ТД «Уралвторчер-мет», которое является одним из лидеров в России по заготовке и поставкам лома черных металлов. На этом предприятии внедрена интегрированная система менеджмента качества и экологического

менеджмента. Целью ООО «ТД «Уралвторчермет» в области качества и экологии является обеспечение поставок продукции, качество которой полностью удовлетворяет требованиям и ожиданиям потребителей, ведение бизнеса в соответствии с требованиями нормативных и правовых актов в области охраны окружающей среды и экологии [3].

Самооценка выявила основные проблемы в области планирования резервов и повышения качества ломозаготовительного предприятия [6]:

- высокая конкуренция на рынке ломозаготовки и прогнозируемый дефицит металлолома в 2012 г. вследствие значительно опережающего темпа роста потребления над ломозаготовкой;

- низкая рентабельность ломозаготовительного бизнеса, работающего в соответствии с действующим законодательством и лицензионными требованиями;

- большинство поставщиков металлолома не аффилированы с металлургами (более 70 %) и используют незаконные налоговые схемы, что создает неравные условия конкуренции для ломозаготовительной сети;

- высокие налоговые риски для ломозаготови-тельных предприятий при возмещении НДС;

- разброс металлофонда по стране требует развитой сети предприятий. При этом ценообразование на лом переносится в регионы. Качество лома также формируется уже в регионах, что требует высокого уровня организации управления и контроля;

- развитие ломозаготовительной сети потребует оснащения существующих и новых ломозагото-вительных предприятий дополнительным современным ломоперерабатывающим оборудованием, что проблематично при существующем на рынке ограниченном предложении, большом сроке изготовления и поставки (не менее года). Пока недостаточно заготовительных площадок, транспорта и погрузочного оборудования при наличии базового ломоперерабатывающего оборудования;

- значительное количество хищений и злоупотреблений в процессе финансово-хозяйственной деятельности региональных ломозаготовитель-ных предприятий;

- воровство отгруженного металлолома в пути следования до станции назначения, что приводит к значительным экономическим потерям для ломозаготовительных предприятий;

нирования резервов повышения качества продукции ООО «ТД «Уралвторчермет» (рис. 4).

В результате самооценки было установлено, что планирование резервов в системе менеджмента качества ООО «ТД «Уралвторчермет» должно включать следующие подпроцессы: установление периодичности анализа (не реже одного раза в год); входные данные для анализа; анализ данных; рассмотрение результатов анализа и принятие решений (определяются пригодность политики в области качества и мероприятия по повышению результативности системы менеджмента качества); контроль выполнения решений (раз в квартал).

Таким образом, самооценка позволила идентифицировать показатели пла-

Рис. 4. Структура развития самооценки планирования резервов повышения качества

продукции (услуг)

- отсутствие возможности для создания как минимум двухмесячного зимнего запаса металлолома вследствие низкой пропускной способности железнодорожной станции и отсутствие площадей для складирования;

- высокий риск недостач на вторметах при создании зимнего запаса;

- отсутствие опыта в ломозаготовительном бизнесе управляющей команды ломозаготовитель-ного дивизиона.

На основе анализа предметной области была построена функциональная модель самооценки пла-

нирования резервов повышения качества продукции и системы менеджмента качества (табл. 2) посредством предложенных шагов: согласование концепции реструктуризации металлоломного направления; доработка финансового плана и методики оценки/ управления оборотным капиталом; согласование целевой структуры управления и владения активами; оценка результатов реализации программы на ежемесячной основе [3].

Таким образом, самооценка, как организационно-экономический базис планирования резервов повышения качества продукции, работ, услуг и менеджмента предприятия в целом - широко ис-

Таблица 2

Результаты самооценки планирования резервов системы менеджмента качества

ООО «ТД «Уралвторчермет»

Фактический Ожидаемый

Показатель результат за 2011 г. результат в 2012 г. Отклонение

Производственные показатели

Заготовка вторичных металлов, тыс. т 1 679 2 578 899

Переработка, тыс. т 1 523 2 103 579

Отгрузка транзитного лома, тыс. т 348 665 317

Отгрузка продукции ломозаготовительного предприятия, тыс. т 1 756 2 366 610

Остатки ломов на складах на конец периода, тыс. т 63 221 158

Финансово-экономические показатели

Выручка от реализации, тыс. руб. 13 339 618 29 241 337 15 901 719

Себестоимость реализации, тыс. руб. 13 573 507 27 689 642 14 116 134

Чистая прибыль, тыс. руб. -1 740 854 219 067 1 959 921

EBITDA, тыс. руб. -183 838 2 313 048 2 496 886

Рентабельность продаж (ROS), % -2 5 7

Средняя цена реализации 1 т продукции (без НДС), руб. 6 340 9 647 3 307

Себестоимость 1 т произведенной продукции вторичных металлов, руб. 6 854 9 803 2 949

Персонал и заработная плата

Среднесписочная численность всего персонала, чел. 6 514 6 892 378

Средняя заработная плата всего персонала, руб. 13 087 17 524 4 437

Производительность труда на одного работника по заготовке, т/чел. 21 31 10

Производительность труда на одного работника по отгрузке, т/чел. 27 37 10

Производительность труда на одного работника по переработке, т/чел. 19 25 6

пользуемый в управлении качеством инструмент, позволяющий аккумулировать информацию, требуемую для реализации разнообразных управленческих функций. Возникновение и использование этих резервов обусловлено назревшими потребностями менеджмента, а дальнейшее развитие во многом определяется новыми тенденциями в теории и практике менеджмента, прежде всего концепцией TQM и современными стандартами качества ИСО серии 9000.

Список литературы

1. Адлер Ю. П., Щепетова С. Е. Система экономики качества. М.: Стандарты и качество, 2005.

2. Гугелев А. В. Теория и методология формирования системы менеджмента качества наукоемко-

го производства на принципах паритета интересов. Саратов: СГСЭУ, 2004.

3. ООО «ТД «Уралвторчермет». URL: http:// www. uralvtorchermet. ru/contacts/sverdl/.

4. Пономарев С. В. Квалиметрия и управление качеством. Инструменты управления качеством: учеб. пособие / С. В. Пономарев, С. В. Мищенко, Б. И. Герасимов, А. В. Трофимов. Тамбов: ТГТУ, 2005.

5. Салимова Т. А., ЕналееваЮ. Р. Самооценка деятельности организации: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006.

6. Щукин О. С. Самооценка деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода: монография. Воронеж: ВГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.