Научная статья на тему 'Самооценка менеджмента качества как концептуальный резерв повышения уровня конкурентоспособности предприятий и организаций реального сектора экономики'

Самооценка менеджмента качества как концептуальный резерв повышения уровня конкурентоспособности предприятий и организаций реального сектора экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
556
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / РЕЗЕРВ / САМООЦЕНКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизикин А. Ю.

В статье анализируется комплекс теоретико-методических положений по повышению уровня конкурентоспособности промышленного предприятия на базе формирования и развития самооценки системы менеджмента качества как концептуального резерва проектирования процессов в области обеспечения и улучшения качества продукции/услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Самооценка менеджмента качества как концептуальный резерв повышения уровня конкурентоспособности предприятий и организаций реального сектора экономики»

9(264) - 2012

Менеджмент качества

УДК 65.018

САМООЦЕНКА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА КАК КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ РЕЗЕРВ ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА ЭКОНОМИКИ

А. Ю. СИЗИКИН,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономического анализа и качества Е-mail: sizikin@bk. ru. Тамбовский государственный технический университет

В статье анализируется комплекс теоретико-методических положений по повышению уровня конкурентоспособности промышленного предприятия на базе формирования и развития самооценки системы менеджмента качества как концептуального резерва проектирования процессов в области обеспечения и улучшения качества продукции/услуг.

Ключевые слова: качество, конкурентоспособность, предприятие, резерв, самооценка.

Качество - необходимая предпосылка для существования в бизнесе и рассматривается как сильное конкурентное преимущество. Оно обеспечивает высокую лояльность потребителей, высокую долю рынка и высокие дивиденды для инвесторов, а также более низкие расходы и меньшую уязвимость в ценовой конкуренции. Предприятие, производящее товары и услуги высшего качества, имеет более высокую мотивацию собственного персонала, который удовлетворен имиджем организации, работает более производительно и не создает текучести кадров.

Ключевым объектом менеджмента качества в современной России является промышленное предприятие реального сектора экономики. В отличие от постиндустриальных стран на большинстве отечественных предприятий системы менеджмента качества не стали доминирующими в идеологических и, как следствие, в технологических форматах производственной, финансово-хозяйственной и управленческой деятельности, что и порождает проблему их конкурентоспособности, а зачастую и просто экономической устойчивости. Продолжает снижаться конкурентоспособность отечественных промышленных предприятий по критериям и параметрам качества продукции. Прежде всего эти негативные процессы отмечаются в сферах энерго-, материало- и трудоемкости большинства видов промышленной продукции, что существенно повышает издержки производства и цены, еще более снижает традиционно невысокие конкурентные позиции российских товаров на мировых рынках. В частности, сказанное относится к станкостроению, автомобилестроению, приборостроению, сельхозмашиностроению, электронике и т. д.

Обладая громадным потенциалом исходных видов экономических ресурсов, российская промышленность занимает весьма скромное место в мировом разделении труда. В настоящее время интенсивный тип экономического роста связан не только с улучшением факторов общественного производства, но и с глубокими качественными преобразованиями современных социально-экономических систем: стремительным развитием их технико-технологического базиса, формированием новейших видов организационно-экономических структур, изменением роли и места работника в системе общественного производства, формированием новой парадигмы экономического развития.

Активизация внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов в настоящее время нацелена на повышение инновационной активности бизнеса. В рамках этого общего процесса должна быть резко повышена эффективность исследований, проектно-конструкторских и организационных работ, ориентированных на развитие научно-методических подходов к созданию конкурентоспособных предприятий и производств, прежде всего на основе повышения качества продукции. Базой для создания практических механизмов решения этой системной и комплексной проблемы должен стать критический анализ современного состояния российского промышленного бизнеса, а также накопленный отечественный опыт, научно адаптированный и практически трансформированный на современную экономическую конъюнктуру.

Эволюция системной парадигмы самооценки менеджмента качества предприятий и организаций происходила на фоне развития структур управления качеством: перехода от линейно-функциональной структуры (выпуск одного или нескольких однотипных видов продукции) до программно-целевых структур (выпуск новых видов продукции с учетом инновационной деятельности) [2].

В рамках действия системной парадигмы качества (1938-2002 гг.) самооценка менеджмента качества предприятий и организаций имела разные трактовки.

Концепция TQM (Total Quality Management) -глобальный менеджмент качества (1950-1960 гг.) определяет самооценку (самоконтроль) как постоянное удовлетворение всех требований потребителей за счет совершенствования своей деятельности (входной контроль материалов, оценка качества производственного процесса, контроль готовой

продукции, анализ специальных процессов, использование информации о качестве продукции, контроль аппаратуры, обучение методам обеспечения качества, работа кружков качества, ответственность руководства) [4].

По определению ВНИИ стандартизации Госстандарта (1979 г.), самооценка - это номенклатура показателей модели изделия, отражающая различные уровни качества (мировой, народнохозяйственный, экономический, оптимальный) [6].

Консультант по менеджменту, организационным структурам и качеству, член Международной академии качества, Американского общества по качеству (ASQ) и экс-президент Европейской организации по качеству (EOQ) Т. Конти в 1997 г. дал следующее определение: самооценка - выявление процессов и явлений, требующих изменений для повышения эффективности и конкурентоспособности организации. В основе данной модели самооценки заложен взгляд на организацию как на систему, состоящую из факторов, управляющих системой, процессами и связями между ними, внешних входов и выходов. Ресурсы выдаются процессам, процессы ими распоряжаются, определяя результаты [3].

По ГОСТ Р ИСО 9004:2001 г. самооценка - это всестороннее оценивание, итогом которого является мнение или суждение о результативности и эффективности организации и уровне зрелости системы менеджмента качества [1].

Усиление позиций информационной парадигмы качества, когда признано, что качество есть информация о свойствах объекта [10], позволяет расслаивать самооценку как встроенную конструкцию модели организации любого типа хозяйственных систем и в отличие от других элементов модели отражает достижение системной прогрессивной динамики количественных и качественных критериев качества.

Данному динамическому процессу способствует формирование новых подходов к развитию самооценки менеджмента качества.

Например, Д. В. Маслов и Э. А. Белокоровин (2004 г.) определяют самооценку как набор оценочных критериев, имеющих внутренние взаимосвязи и объединенных графической схемой (как правило, базирующийся на национальных премиях за качество) [5].

Авторы работы [8] Ю. Р. Еналеева, Т. А. Сали-мова (2006 г.) дают следующее определение: самооценка - сопоставительный анализ по сравнению

с лучшими организациями, с какой-либо моделью или эталоном; метод диагностики состояния организации и определения перспектив ее дальнейшего развития.

По мнению О. С. Щукина (2007 г.), самооценка -самодиагностирование организации с охватом всей деятельности и вовлечением всех сотрудников для описания состояния качества организации и выяснения, насколько организация соответствует своему предназначению (миссии и целям) [11].

Технический регламент РФ (Росстандарт) (с 2008 г.) определяет самооценку как подтверждение (удостоверение) соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров [9].

По ИСО 9004:2009 (с 2009 г.) самооценка - процедура оценки, посредством которой производитель подтверждает соответствие своей продукции, производственного процесса и условий производства регламенту, т. е. установление баланса требований между безопасностью объектов технического регулирования и необходимостью. Такой баланс устанавливается в сфере, выходящей за пределы обязательных требований, в качестве нормативного документа используется стандарт. Стандарт применяется для нормирования широкого спектра потребительских свойств товара, определяющих его качество и конкурентоспособность [7].

По мнению автора, самооценка - совокупность операций, осуществляемых в зависимости от видения предприятия и включающих набор номенклатуры показателей качества, определение численных значений этих показателей по сравнению с базовыми (стандартными, конкурентными, эталонными и т. п.). Для проведения процедуры

Организация производства

Концентрация ресурсов

Промышленное предприятие

Накопление опыта

<—►

Получение прибыли и несение риска

Рис. 1. Структурная схема функционального менеджмента качества промышленного предприятия

самооценки используется единая мера или шкала, в которой соизмеряются различные сочетания показателей.

Предприятия и организации реального сектора экономики являются доминирующим субъектом современных конкурентных отношений. Структурная схема функционального (процессного) менеджмента качества промышленного предприятия в общем виде представлена на рис. 1.

Если качество продукции в каждый момент времени - это определенная совокупность ее свойств, то конкурентоспособность продукции все время подвергается изменению под действием внешних факторов (доверие потребителей, спрос и предложение, условия производства и реализации). Отсюда следует, что для снижения коммерческого риска промышленному предприятию необходимо проводить как маркетинговые исследования конкурентоспособности своего товара на рынке, так и бенчмаркинг - изучение положительного опыта других предприятий, которые добились успеха в аналогичных условиях (рис. 2).

Современный менеджмент направлен на создание таких систем управления, которые должны быть ориентированы прежде всего на качество, а также должны быть результативными и эффективными.

Большое значение для эффективного функционирования системы менеджмента качества промышленного предприятия имеют ее входные элементы, такие как качество человеческого ресурса, предметов труда и средств труда. При этом очень важно обеспечить пропорциональность и оптимальное соотношение между этими и другими элементами системы, потому что непропорциональное повышение качества одного процесса системы менеджмента качества при неизменном качестве других может вызвать кратковременное повышение качества продукции/ услуги, которое вскоре замедляется и может совсем прекратиться, несмотря на повышение качества одного из элементов.

Таким образом, способность промышленного предприятия достигать своих стратегических целей, обеспечивая конкурентоспособность предоставляемых продукции или услуг, определяется эффективностью действующей на нем самооценки системы менеджмента качества (рис. 3).

Сбытовая деятельность

Качество продукции /услуги

Технические п араметры

Экономические пар аметры

Нормативные параметры

Функциональная

конкуренция: Жесткие

любую потребность парамет ры:

можно Ценовая международные и

удовл етворить конкуренция: национальные

разными способами. повышение или стандарты,

понижение цены для нормативные и

Видовая завоевания рынка за кон од ательные

конкуренция: сбыта продукции. акты.

разл ичие товаров по

какому-нибудь Мягкие параметры: Неценовая

параметру. дизайн, цвет, конкуренция:

упаковка упор делается на

Предметная отличительные

конкуренция: особенности

идентичные товары продукции

удовл етворяют

одинаковую

потребность

Рис. 2. Классификация параметров обеспечения качества и конкурентоспособности продукции/услуг промышленного предприятия

Для успешного функционирования промышленное предприятие должно определять и осуществлять менеджмент многочисленных взаимосвязанных видов деятельности. Деятельность, использующая ресурсы и управляемая для преобразования входов в выходы, может рассматриваться как процесс. В связи с этим одной из центральных проблем обеспечения жизнедеятельности российских предприятий является повышение уровня качества инвестиционных

проектов. В настоящее время одним из наиболее эффективных путей решения этой проблемы является использование стандартов качества.

Применение в организации системы процессов наряду с их идентификацией и взаимодействием, а также менеджмент процессов могут быть названы информационно-технологическим подходом. Преимущество этого подхода состоит в непрерывности управления, которое он обеспечивает на стыке отдельных процессов в рамках единой информационной системы.

Схема стратегий самооценки по повышению запаса устойчивости конкурентоспособности промышленного предприятия для различных типов стратегии процессов повышения качества продукции/ услуг приведена на рис. 4.

Часто понятие резервов повышения качества сводится к снижению потерь в использовании ресурсов, однако правильнее под резервами понимать неиспользованные возможности снижения текущих и авансируемых затрат материальных, трудовых и финансовых ресурсов при данном уровне развития производительных сил и производственных отношений. В общем виде резервы повышения качества продукции - это неиспользованные возможности промышленного предприятия (рис. 5).

Организация

работ по формированию самооценки

43и

ь

Проектирование процессов самооценки

3

Документирование процессов самооценки

ь

Внедрение процессов самооценки

Подготовка к сертификации СМК

ЗАДАЧА:

создание организационных предпосылок для совершенствования качества продукции

ЗАДАЧА:

создание организационной структуры совершенствования процессов СМК

ЗАДАЧА:

создание организационно-нормативной базы совершенствования СМК

ЗАДАЧА:

обеспечение функционирования СМК

согласно установленным требованиям

ЗАДАЧА:

обеспечение готовности к проведению сертификации СМК

Рис. 3. Алгоритм самооценки системы менеджмента качества (СМК) промышленного предприятия

Повышение устойчивости процессов управления качеством

Неудачник /\ Патиент

Коммутант

Виолент V/ Эксплерент

Слабо

Средне

Сильно

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис. 4. Схема стратегий самооценки процессов управления качеством промышленного предприятия: слабо, средне, сильно - характеристики турбулентности процессов системы менеджмента качества; виолент - виолентная (силовая, командная) стратегия повышения качества; эксплерент - инновационная стратегия повышения качества; коммутант - приспособительная стратегия повышения процессов качества; патиент - нишевая стратегия повышения

качества

Факторы повышения конкурентоспособности на основе качества

Рис. 5. Система интенсивных факторов повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

Резервы повышения качества продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характеристики - это соответствие изделия современным стандартам, а также направлению моды, дизайну, цвету и т. д. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, рассматриваемая применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления, называется показателем качества продукции.

Если в дореформенный период при оценке экономического потенциала отрасли или предприятия в качестве важнейшего его элемента рассматривался материально-технический базис производства, то в новой экономической парадигме на первый план выдвигается конкурентоспособность предприятия как результирующий итог деятельности его менеджмента. Следовательно, ключевой для российских предприятий становится проблема адаптации системы управления к новым условиям деятельности. Тем самым качество менеджмента в современных условиях становится базовым, связующим элементом всех аспектов конкурентоспособности предприятия (рис. 6).

Важным вопросом самооценки при идентификации резервов качества являются вопросы снижения цены при одновременном сохранении или даже повышении качества продукции и услуг. Оптимизацию конкурентоспособности продукта, выпускаемого предприятием, предлагается осуществлять на основе решения следующей задачи: ТУ

K =-^ max,

Ц

где K - уровень конкурентоспособности продукции;

Рис. 6. Конкурентоспособность промышленного предприятия в системе резервов повышения качества продукции

ТУ- технический уровень продукции (показатели назначения, надежности, эргономические, экологические, патентно-правовые и др.); Ц - цена продукции.

Функциональная связь качества продукции, потребительной стоимости и полезного эффекта представляет собой следующую функцию:

ПС = f (КП, ПЭ), где ПС - потребительная стоимость; КП - качество продукции; ПЭ - полезный эффект.

Одной из главных задач улучшения системы менеджмента качества промышленного предприятия является повышение ее оперативности, т. е. своевременное обнаружение допустимых дефектов (отклонений) в процессе работы и их предотвращение.

Если воспользоваться терминами и обозначениями, принятыми в общей теории управления, то эту задачу можно формализовать следующим образом, относительно системы менеджмента качества промышленного предприятия:

ЛК = К. - К,

ф з'

где ЛК - изменение значения показателя качества; Кф - текущее значение одного из параметров, характеризующих фактическое состояние объекта управления;

Кз - значение этого параметра, заданное системой менеджмента качества. Разность является основанием для выработки управляющего решения при получении обратной информации о состоянии системы менеджмента качества.

При соблюдении неравенства управленческое решение должно быть направлено на поддержание существующего (фактического) состояния объекта управления. В противном случае это решение должно предусматривать такое управляющее воздействие на объект управления, которое восстановит условие, выраженное предыдущей формулой |ЛК| < 2,

где 2 - предельно допустимое отклонение значения параметра Кф от заданного. Таким образом, резервы системы менеджмента качества промышленного предприятия должны выполнять следующие функции:

- получение достоверной и точной информации о значениях параметров Кф;

- определение величины и знака ЛК;

- передачу соответствующего донесения субъекту управления для выработки оптимального управленческого решения;

- команду, предусматривающую реализацию намеченного управляющего воздействия.

На состояние системы менеджмента качества оказывают влияние не только целенаправленные управляющие воздействия, но и помехи, факторы непредвиденного характера, вызывающие недопустимые отклонения значения Кф от Кз (неритмичная работа служб, перебои в снабжении материалами, продуктами, разладка технологического оборудования, нарушение трудовой дисциплины и т. д.). Данные помехи и факторы обусловливают возникновение дефектов и снижение качества продукции и системы менеджмента качества промышленного предприятия в целом.

Основными направлениями совершенствования технологической деятельности промышленного предприятия в области качества продукции являются:

- повышение гибкости производства для быстрой смены объектов производства с учетом требований рынка;

- создание и внедрение интегрированных систем производственного планирования;

- повышение качества выпускаемой продукции;

- обеспечение высокой надежности и устойчивости производственных процессов;

- широкое применение новых наукоемких технологий;

- информатизация;

- автоматизация;

- техническое и технологическое перевооружение, направленное на снижение материалоемкости, трудоемкости выпускаемой продукции. Оптимальные стоимостные параметры резервов

самооценки можно выразить с помощью критерия соответствия технологии качеству продукции: С = З + г К,

т.р сод '

где Ст р - затраты на самооценку, тыс. руб. в год; Зсод - затраты на обслуживание системы менеджмента качества, тыс. руб. в год;

г - коэффициент дисконтирования; К - первоначальная стоимость капитальных вложений в систему менеджмента качества. Следовательно, ежегодную прибыль П получаемую предприятием от реализации продукции более высокого качества, можно определить по следующей формуле:

П = АВР - С ,

к к т.р'

где АВРк - выручка от реализации продукции улучшенного качества.

Она определяется по следующей формуле:

АВРк = 6к (Цк - ЦбХ

где <2К - количество продукции высшего качества, реализованной за год, ед.; Цк - цена продукции улучшенного качества; Цб - цена базовой (ранее выпускаемой) продукции.

Рентабельность вложений в самооценку качества продукции и системы менеджмента качества предприятия в целом Ят р можно определить по следующей формуле:

Я = П/ С 100 %; Я > Я .

т.р к т.р ' т.р — пр

Предлагаемая система показателей самооценки соответствует требованию универсальности и простоты в использовании, обеспечивает получение объективной информации, адекватной исследуемому объекту. В случае необходимости она может быть расширена и дополнена в соответствии с целями и задачами оценочной процедуры.

Самооценка конкурентоспособности промышленного предприятия позволяет разрабатывать оперативный план мероприятий, направленный на повышение качества продукции. Оценка конкурентоспособности по стратегическим показателям позволяет ставить конкретные задачи по укреплению конкурентного потенциала промышленного предприятия на дальнейшую перспективу (см. таблицу).

Рекомендации по обеспечению самооценки качества продукции/услуг как резерва повышения конкурентоспособности промышленного предприятия

Критерий самооценки Показатель самооценки Направление повышения уровня конкурентоспособности

Законодательный Уровень налогообложения. Государственные гарантии. Инвестиционный налоговый кредит Юридическое закрепление налоговых льгот по налогу на прибыль для предприятий и организаций, осуществляющих реальные инвестиции, в том числе принимающих участие в проектах

Инфраструктурный Доступность банковских услуг, страхования инвестиционных рисков, страхования строительно-монтажных рисков, лизинга консалтинговых услуг Разработка системы долгосрочного кредитования и страхования инвестиционных рисков. Следует предусмотреть механизм компенсации инвестиционной составляющей процентных ставок по кредитам, направленным на реализацию реальных проектов

Окончание таблицы

Критерий самооценки Показатель самооценки Направление повышения уровня конкурентоспособности

Земельный Прозрачность тендеров. Порядок оформления прав на земельные участки. Доступность и достаточность офисных площадей Формирование единой информационной системы по имеющимся объектам недвижимости. Следует максимально упростить и сделать прозрачной систему землеотведения под реализацию реальных проектов в сфере промышленности и инфраструктуры

Инженерный Транспорт. Дороги. Электроэнергия. Водоснабжение и канализация. Связь. Доступность сооружения новых инфраструктурных объектов Упрощение процедур согласования проектирования, сооружения и получения разрешения на эксплуатацию новых инфраструктурных объектов

Кадровый Достаточность административных и экономических кадров, инженерных кадров, квалифицированной рабочей силы Внедрение комплексной программы подготовки кадров для реализации реальных проектов на всех уровнях образовательной системы РФ

Информационный Доступность и достоверность актуальной информации Создание информационной службы, обеспечивающей достоверной, актуальной и адекватной информацией всех пользователей, заинтересованных в реализации инвестиционных проектов

Административный Скорость получения разрешений и согласований. Уровень коррупции Уменьшение влияния коррупции на инвестиционную деятельность. Следует максимально увеличить контроль за соблюдением сроков и порядка получения разрешительной документации

Таким образом, развитие моделей самооценки менеджмента качества предприятий и организаций в настоящее время представляет собой согласованную рабочую структуру, действующую в фирме и включающую эффективные управленческие и технические методы, обеспечивающие наиболее результативные и практичные способы взаимодействия людей, машин, а также информации, для удовлетворения постоянно изменяющихся требований потребителей к качеству продукции и услуг при постоянном относительном снижении цены качества, т. е. затрат на него.

Список литературы

1. ГОСТ Р ИСО 9004-2001. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. М.: Издательство стандартов, 2001.

2. Джуран Д. М. Качество и прибыль // Качество, торговля, экономика. М.: Издательство стандартов, 1970.

3. Конти Т. Самооценка в организациях / пер. с англ. М.: Стандарты и качество, 2000.

4. Лапидус В. А. Всеобщее качество (TQM) в российских компаниях. М.: Новости, 2000.

5. Маслов Д. В., Белокоровин Э.А. Сравнительный анализ мировых премий по качеству // Стандарты и качество. 2005. № 5.

6. Окрепилов В. В. Управление качеством: учебник для вузов. М.: Экономика, 1998.

7. ООО «РОСТЕХСЕРТ» - http://www. rostehcert. ru.

8. Салимова Т. А., ЕналееваЮ. Р. Самооценка деятельности организации: учеб. пособие. М.: Академический проект, 2006.

9. Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) - http:// www. gost . ru .

10. Шадрин А. Д. Качество и информация // Стандарты и качество. 1996. № 4.

11. Щукин О. С. Самооценка деятельности организации по центрированной модели: концептуально-методологические основы адаптивного подхода: монография. Воронеж: ВГУ, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.