Научная статья на тему 'Педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности'

Педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1579
194
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОД ПРОЕКТОВ / FUTURE TEACHERS' TRAINING AND STUDENTS' INDIVIDUAL WORK / PEDAGOGICAL TERMS / THE PROJECT ACTIVITIES / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / PROJECT METHOD

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бусыгина А. Л., Сараева А. А.

В данной статье рассматриваются педагогические условия подготовки студентов будущих учителей к проектной деятельности, обосновывается значимость использования метода проектов в учебном процессе вуза в качестве формы самостоятельной работы студентов, анализируется роль информационно-коммуникационных технологий в деятельности обучающихся по подготовке и защите различных проектов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бусыгина А. Л., Сараева А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE TEACHERS' TRAINING FOR WORKING PROJECT

This article discusses the pedagogical conditions for the preparation of students future teachers for project activities, taking into consideration the importance of using the projects in the educational process of the university as a form of the students' self-study, consider the role of ICT in learning activities for preparation and protection various projects.

Текст научной работы на тему «Педагогические условия эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности»

УДК 378

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© 2011 А.Л.Бусыгина, А.А.Сараева

Поволжская государственная социально-гуманитарная академия

Статья поступила в редакцию 29.08.2011

В данной статье рассматриваются педагогические условия подготовки студентов - будущих учителей - к проектной деятельности, обосновывается значимость использования метода проектов в учебном процессе вуза в качестве формы самостоятельной работы студентов, анализируется роль информационно-коммуникационных технологий в деятельности обучающихся по подготовке и защите различных проектов.

Ключевые слова: педагогические условия, проектная деятельность, подготовка будущего учителя, самостоятельная работа студентов, информационно-коммуникационные технологии, метод проектов.

На современном этапе, в условиях модернизации, перед российской системой образования стоит задача поиска, разработки и внедрения в практику педагогических и информационных инноваций. Стремительный научно-технический прогресс, изменившиеся социальные условия выдвигают новые требования к учебному процессу в вузе: разработаны новые стандарты высшего профессионального образования, пересматривается содержание учебных планов и программ, перечень знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых студентам, ведется поиск новых организационных форм, методов обучения, которые позволят сместить акценты в сторону самостоятельного изучения учебного материала. Одной из таких форм обучения является проектная деятельность.

Проектная деятельность в образовательных учреждениях становится сегодня все более востребованной и актуальной, соответственно, на преподавателей ложится дополнительная нагрузка и ответственность, так как применение данной педагогической технологии требует от них новых знаний и умений. Учитель - руководитель проекта - должен обладать высоким уровнем общей культуры, творческими способностями, развитой фантазией, быть генератором идей, инициатором их реализации. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. В связи с этим подготовка студентов - будущих учителей - к проектной деятельности с учащимися является сегодня актуальной задачей системы высшего педагогического образования, а ее эффективность, на наш взгляд,

Бусыгина Алла Львовна, доктор педагогических наук, профессор, завкафедрой психологии. E-mail: samaradesmo@yandex. ru

Сараева Анна Александровна, аспирант кафедры психологии. E-mail: samaradesmo@yandex. ru

может быть обеспечена благодаря реализации ряда педагогических условий.

Современная дидактика трактует условия как совокупность факторов, компонентов учебного процесса, обеспечивающих успешность обучения. Педагогические условия - это факторы, обстоятельства, которые намеренно создаются в учебном процессе и способствуют наиболее плодотворной работе преподавателя и студентов, повышают эффективность учебно-познавательной деятельности1. Мы считаем, что подготовка будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении должна осуществляться с учетом следующих условий.

Первое условие: единство теоретической и практической составляющих подготовки будущих учителей к проектной деятельности. При отборе содержания подготовки будущего учителя к проектной деятельности должно учитываться, что данная подготовка происходит в единой образовательной среде, в процессе изучения всех дисциплин учебного плана, непрерывно, с первого по пятый курсы.

В рамках теоретической подготовки дисциплины общепрофессионального цикла (общая педагогика, педагогические технологии, теория обучения, основы педагогического мастерства, педагогическая психология и т.д.) знакомят студентов с современными образовательными технологиями в целом, с сущностью и особенностями проектной деятельности и методикой проектного обучения в частности. Кроме того, теоретическая составляющая включает в себя обучение дисциплинам гуманитарного и социально-экономического, естественнонаучного

1 Бреднева Н.А. Проектная деятельность студентов в

условиях междисциплинарной интеграции: Дис. ... канд. пед. наук. - М.: 2009. - C. 121.

циклов и дисциплинам предметной подготовки (в зависимости от специальности).

Практическая подготовка включает в себя психолого-педагогический практикум, подготовку проектов и их защиту на семинарских и практических занятиях, а также - проектную деятельность со школьниками в рамках педагогической практики в образовательных учреждениях в течение учебного года и летней педагогической практики в детских оздоровительных лагерях. Психолого-педагогический практикум предполагает конструирование различных форм психолого-педагогической деятельности, моделирование образовательных и педагогических ситуаций, изучение психолого-педагогических методик прогнозирования и проектирования, выполнение проектных заданий в различных моделях педагогической деятельности. В процессе педагогической практики в школе и летней практики теоретические знания увязывают с практической деятельностью, создаются предпосылки для приобретения профессиональных умений и навыков.

Второе условие: использование метода проектов в качестве формы самостоятельной работы студентов при изучении различных дисциплин учебного плана. В настоящее время, в условиях постоянного роста требований к уровню компетентности специалистов, профессиональная подготовка будущих учителей должна быть ориентирована, в первую очередь, не на овладение студентами системой готового знания, а на формирование у них образованности и личностных качеств, определяющих уже не столько сугубо профессиональные характеристики человека, сколько его образ жизни, уровень культуры, интеллектуальное развитие.

Образованным человеком сегодня можно назвать того, кто не только уже обладает неким багажом знаний, умений и навыков, но и способен учиться, переучиваться, то есть самообразовываться в соответствии с новыми потребностями современной действительности. Поэтому подготовка образованных, квалифицированных специалистов, конкурентоспособных на рынке труда, компетентных, ответственных, владеющих своей профессией и ориентирующихся в смежных областях деятельности, способных к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности невозможна без правильно организованной самостоятельной работы студентов, включающей в себя системную учебно-исследовательскую дея-тельность2.

2 Цыганов К.Г. Инвариантная «СРС-компетенция» как условие формирования профессиональной компетентности студентов педагогического университета: Дисс. ... канд. пед. наук. - Самара: 2004. - С. 54 - 56.

Практика показывает, что многие студенты -будущие учителя - к старшим курсам все еще не сформировали у себя навыки самостоятельной деятельности, они не умеют искать информацию ни в библиотеке, ни в Интернете, не умеют работать со специальной литературой, анализировать информацию и выделять в ней главное. Студенты с трудом интегрируют и используют знания смежных наук и т.д. Между тем, навыки самостоятельной работы, культура умственной деятельности являются необходимыми будущим учителям не только «для себя», но и для школьников, с которыми они в дальнейшем будут работать. Поэтому о навыках самостоятельной работы студентов, технологиях самообразования можно говорить как о важнейших элементах профессиональной компетентности учителя. Очевидно, что в последние годы заметно возрос интерес к проблеме организации самостоятельной работы студентов, увеличилось количество часов учебного времени, отводимого на нее, и, соответственно, возросла ее роль в учебном процессе. В действующем Федеральном Законе РФ «Об образовании» подчеркивается, что «высшее профессиональное образование имеет целью удовлетворение потребности личности в углублении и расширении образования. Большое место в реализации данной цели отводится самостоятельной работе студентов»3.

В настоящее время в отечественной педагогике все большую актуальность приобретает компетентностно-ориентированный подход, основополагающим тезисом которого является следующее: компетенции могут быть сформированы только лишь в процессе деятельности (познавательной). С этой точки зрения обучение -это организация познавательной деятельности студентов, а сущность любой формы обучения состоит в том, что она является средством организации познавательной деятельности.

К самостоятельным формам обучения относятся: конспектирование и работа с книгой и документами; поиск информации по заданной теме в сети Интернет; написание рефератов; подготовка электронных презентаций; подготовка к конференциям, семинарам, «круглым столам»; участие в проведении различных научных исследований; выполнение курсовых и дипломных работ; подготовка и защита проекта. Все эти формы требуют особых условий развития и сопряжены с необходимостью смещения акцента в организации учебного процесса с заучивания информации на ее активный поиск, на развитие инициативы, творчества и

3 Федеральный Закон «Об образовании» // Ведомости съезда народных депутатов Российской Федерации. - 1992. - №30. - Ст. 1797.

личной ответственности студентов за результаты своей работы. В наибольшей степени такая возможность реализуется именно в рамках проектной деятельности. Все перечисленные выше виды самостоятельной работы косвенно являются элементами подготовки студента к проектной деятельности, и их роль в этой подготовке очень велика.

Третье условие: Применение личностно-ориентированного подхода при отборе содержания, форм и методов подготовки студентов к проектной деятельности. В последнее десятилетие в свете идеи гуманизации образования активно утверждается личностно-ориентиро-ванный подход к отбору содержания образования, педагогических методов и средств. При этом абсолютной ценностью являются не отчужденные от личности знания, а сам человек. «Такой подход обеспечивает свободу выбора содержания образования с целью удовлетворения образовательных, духовных, культурных и жизненных потребностей личности, гуманное отношение к личности, обеспечение возможности самореализации в культурно-образовательном пространстве», - пишет В.А.Сластенин4.

Мы согласны с Н.Ю.Пахомовой, которая определяет метод учебного проекта как одну из личностно-ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики5. Данный метод нацелен на раскрытие личности обучаемого, его индивидуальных творческих способностей.

Личностно-ориентированный подход к организации и осуществлению проектной деятельности состоит в признании уникальной сущности каждого студента и его индивидуальности. Роль преподавателя в этом случае заключается не в передаче знаний, умений и навыков, а в организации соответствующей образовательной среды, обучаясь в которой, студент опирается на личностный потенциал и соответствующую технологию обучения.

Отношения, как между студентом и преподавателем, так и между студентами должны носить субъект - субъектный характер, развиваться на основе равноправного сотрудничества. Со стороны преподавателя это проявляется в уважительном отношении к студенту, к его

4 Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: 2002. - С. 45.

5 Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образова-

тельном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. 3-е изд. - М.: 2008. - С. 30.

личности, в учете его индивидуальных психологических особенностей, темперамента, создании возможностей для раскрытия творческого потенциала студента. Проектная работа студента должна быть ориентирована на студента как субъекта учебно-исследовательской деятельности, на его интересы и потребности в области изучения общепрофессиональных дисциплин, информационных технологий, дисциплин предметной подготовки. Студент является организатором, инициатором, творцом, он берет на себя ответственность за качество и результат проекта. Метод проектов можно определить как совместную деятельность студента и преподавателя, направленную на индивидуальную самореализацию студента и развитие его личностных качеств в ходе выполнения проекта.

Четвертое условие: Организация деятельности субъектов педагогического процесса на основе позитивного межличностного взаимодействия. Ничто так не влияет на активную работу студентов, как благоприятный психологический климат: доброжелательные деловые отношения, творческий настрой, т.е. такие условия, которые повышали бы трудоспособность, удовлетворенность работой, обстановкой, которые устраняли бы ненужные отрицательные и порождали бы положительные эмоции6.

Для создания успешного проекта в группе должны быть созданы позитивные взаимоотношения между студентами, основанные на взаимопонимании, взаимоуважении и взаимопомощи. Позитивное взаимодействие и взаимная ответственность служат основой субъект - субъектных отношений участников проекта. Обязательным условием успешной проектной деятельности является взаимосвязь личной инициативы студентов, ответственности, активного сотрудничества, действующая на основе позитивного межличностного взаимодействия.

Без положительной атмосферы на занятии невозможно полноценное общение. Нельзя заставить студентов общаться, если в группе неблагоприятный психологический климат, сложные отношения студентов друг с другом или с преподавателем. Установление благоприятных взаимоотношений между преподавателем и студентами, основанных на доверии и взаимопонимании является стимулом для успешной проектной деятельности. Преподавателю следует снять психологические барьеры, которые могут сдерживать общение (неуверенность студентов, недостаточный уровень компетентности, подготовленности). Педагог должен быть не строгим судьей, ставящим оценки, а другом, с которым хочется поделиться своими проблемами, кото-

6 Низамов Р.А. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. - Казань: 1975. - С. 54.

рый всегда поддержит в случае неудачи и подбодрит в случае успеха. Для создания такой атмосферы общения преподаватель должен находиться не «над» студентом, а «рядом» с ним, чтобы вовремя протянуть руку помощи, быть его партнером, коллегой. Этому может помочь применение следующих приемов: 1) контроль за групповой деятельностью со стороны преподавателя, предотвращение конфликтов, ссор, нетерпимости в группе; 2) правильное распределение ролей и обязанностей в группе, предоставление возможности каждому студенту реализовать себя; 3) регулирование порядка, дисциплины преподавателем на занятиях и в ходе презентации студентами своих проектов; 4) недопущение жесткой, некорректной критики в адрес личности студента и его проекта со стороны других студентов; 5) стремление найти положительные моменты в любом проекте; 6) осуществление моральной поддержки студентам в процессе создания проекта в виде поощрений, положительного настроя; 7) проявление педагогического такта со стороны преподавателя, терпимости к студентам; 8) стремление найти индивидуальный подход к каждому студенту.

Одним из важных факторов, влияющих на успешность проектной деятельности студентов, является создание «ситуации успеха», когда студент испытывает чувство радости, эмоционального подъема от процесса познания. Такая ситуация - результат деятельности преподавателя, его умения общаться и способности передать это умение студентам. Задача преподавателя - создать «ситуацию успеха» на занятии. Студентам важно внушить уверенность в своих силах, настроить их на успешную работу, преодолеть неуверенность, страх. Переживание успеха дает ощущение благополучия, внутренней свободы, повышает мотивацию к дальнейшей деятельности. В результате у студентов развивается уверенность в том, что они способны создать успешный проект. Это приводит к повышению самооценки, к желанию вновь достигнуть хороших результатов.

Приобретая положительные эмоции от проектной деятельности, студент психологически связывает ее с успехом, удовлетворением. Студент приобретает уверенность в своих силах, становится активным субъектом учебной деятельности, осознает себя как креативную личность, способную к дальнейшему позитивному развитию, к достижению успеха в профессиональной деятельности, к самореализации.

Пятое условие: Активное применение в учебном процессе вуза информационно-коммуникационных технологий. Информационно-коммуникационные технологии - это совокупность методов, производственных процессов и

программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей7. В настоящее время практически нет отрасли, где не используется компьютер. Владение информационными технологиями считается одним из необходимых условий конкурентоспособности специалиста. Современные ИКТ предоставляют дополнительные возможности для формирования и развития информационной компетенции студента, они принадлежат к числу эффективных средств обучения, так как способствуют активизации мышления студентов, позволяют работать наиболее продуктивно и усиливают взаимосвязь студента и преподавателя. Как отмечают Е.И.Виштынецкий и А.О.Кривошеев, использование ИКТ в сфере образования должно ставить своей целью реализацию следующих задач: 1) поддержка и развитие системности мышления обучаемого; 2) поддержка всех видов познавательной деятельности обучающегося в приобретении знаний, развитии и закреплении навыков и умений; 3) реализация принципа индивидуализации учебного процесса при сохранении его целостности8.

По мнению Г.К.Селевко, условия обучения, создаваемые ИКТ, должны способствовать развитию мышления обучающегося, ориентировать его на поиск очевидных и неочевидных системных связей и закономерностей. Компьютер является мощным средством оказания помощи в понимании многих явлений и закономерностей, однако, нужно помнить, что он неизбежно порабощает ум, располагающий в результате лишь набором заученных фактов и навыков. Простое сообщение знаний, овладение языком программирования, само умение программировать являются лишь первым шагом на пути реализации его возможностей. Действительно эффективным можно считать лишь обучение, при котором студентам прививаются навыки мышления, причем мышления нового типа, определенным образом отличающегося от мышления, сформировавшегося на основе оперирования печатной информацией, пользования средствами массовой коммуникации9.

Современный персональный компьютер, снабженный дополнительными устройствами, позволяет сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым сопровождением, кино- и

7 Виштынецкий, Е.И., Кривошеее, А.О. Вопросы информационных технологий в сфере образования и обучения // Информационные технологии. - 1998. № 2. - С. 32.

8 Там же. - С. 35.

9 Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. - М.: 1998. - С. 256.

видеоизображением, что получило название мультимедиа («многовариантная среда»). В подготовке будущего учителя к проектной деятельности ИКТ имеют самые широкие возможности. В процессе работы над проектом используются различные виды информационных ресурсов сети Интернет: электронные публикации, блоги, социальные сервисы, интерактивные ресурсы Веб 2.0 и др. В ходе групповой работы составляется общий перечень ресурсов, которые могут оказаться полезными при выполнении проекта. Данный список может включать текстовые материалы, графические иллюстрации (карты, схемы, фотографии), звуковые файлы, анимационные рамки, видеофрагменты, мультимедийную энциклопедию и т.д. Важным и, как правило, заключительным этапом работы над проектом является создание его электронной презентации. Основная задача создания презентации студентом - формирование умения в наглядной и сжатой форме представлять результаты своей работы. Этот этап проектной деятельности максимально способствует формированию информационных компетенций и навыков работы с компьютером, так как при подготовке презентаций, как правило, используются различные мультимедийные средства и методы работы с ИКТ.

Итак, мы выделили пять педагогических условий эффективной подготовки будущих учителей к проектной деятельности со школьниками. С учетом этих условий нами была спроектирована и эмпирически проверена педагогическая модель, включающая цель и задачи данной подготовки, ее теоретическую и практическую составляющие, критерии оценки и полученный результат. Затем мы определили критерии готовности студентов к организации и осуществлению проектной деятельности: когнитивный, операционно-деятельностный и личностный.

Когнитивный критерий имеет личностный и социальный контекст (знание для себя и для других). Владея системой знаний о процессе проектирования, педагогу целесообразно использовать их в целях образовательного процесса, на всех уровнях взаимодействия. Когнитивный критерий включает знания о проектной технологии; понимание важности проектной деятельности в жизни человека; владение содержанием, последовательностью проектирования.

Операционно-деятельностный критерий позволяет очертить круг умений и навыков, необходимых для полноценной реализации проектной деятельности. Проектные умения - это умения, связанные с осуществлением поиска проблемной области проектирования образовательного процесса, профессионального и личностного роста, обучения студентов творческой

проектной деятельности, применения традиционных и нетрадиционных методов обучения. Это овладение студентами навыками проектирования.

Личностный критерий включает в себя личностные качества будущего учителя. К ним относятся проектное видение мира, под которым понимают систему прогностических взглядов на природу, общество, человека и мышление. В ее основе лежит целостный взгляд на мир и представление о том, что в основе общественного развития находится способ деятельности людей. Чтобы обучать творческой проектной деятельности, у будущего учителя должна быть сформирована ориентация на творчество в деятельности (креативность), стремление к созданию новых материальных и духовных ценностей. Это предполагает наличие у него творческих способностей и, прежде всего, фантазии и воображения, позволяющих найти новую точку зрения на уже известные факты и явления.

Опытно-экспериментальная работа по апробированию педагогической модели подготовки будущих учителей к проектной деятельности в образовательном учреждении дала следующие результаты. Комплексная оценка качества знаний будущего специалиста в экспериментальных и контрольных группах (когнитивный критерий) показала, что уровень знаний в сфере проектной деятельности в 1,25 раза выше в экспериментальных группах (85%), чем в контрольных (65%). Конечная успеваемость в экспериментальных группах (4,2 балла) увеличилась на 0,2 балла по сравнению с контрольными группами (4,0 балла).

В тех группах, где осуществлялась целенаправленная подготовка к проектной деятельности с учетом предложенных педагогических условий, испытуемые показали более высокий уровень развития умений и навыков в области профессиональной и информационно-технологической деятельности (операционно-деятель-ностный критерий), а также - личностных качеств, профессиональной мотивации и культуры, уровня общительности, креативных способностей (личностный критерий), чем в группах, где применялись традиционные методы обучения. Это доказывает то, что разработанная нами модель подготовки будущих учителей к проектной деятельности позволяет на практике целенаправленно повышать личностный и профессиональный потенциал студентов, способствует формированию интегративных знаний и умений, обеспечивает высокую готовность обучаемых к осуществлению успешной профессиональной деятельности и их конкурентоспособность на рынке труда.

PEDAGOGICAL CONDITIONS FOR EFFECTIVE TEACHERS' TRAINING

FOR WORKING PROJECT

© 2011 A.L.Busigina, A.A.Saraeva"

Samara State Academy of Social Sciences and Humanities

This article discusses the pedagogical conditions for the preparation of students - future teachers - for project activities, taking into consideration the importance of using the projects in the educational process of the university as a form of the students' self-study, consider the role of ICT in learning activities for preparation and protection various projects.

Keywords: pedagogical terms, the project activities, future teachers' training and students' individual work, information and communication technology, project method.

Alla Lvovna Busygina, doctor of pedagogical sciences, professor, head of the department of psychology. E-mail: samaradesmo@yandex. ru Anna Aleksandrovna Saraeva, post-graduate student Department of Psychology. E-mail: samaradesmo@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.