Научная статья на тему 'Развитие региональных отраслевых ресурсных центров в среднем профессиональном образовании: опыт Московской области'

Развитие региональных отраслевых ресурсных центров в среднем профессиональном образовании: опыт Московской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник РМАТ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОТРАСЛЕВОЙ РЕСУРС НЫЙ ЦЕНТР / ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА / ЧАСТНО-ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПАРТНЕР СТВО / РЫНОК ТРУДА / VOCATIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / REGIONAL BRANCH RESOURCE CENTER / MID-LEVEL SPECIALIST TRAINING / PRIVATE-PUBLIC PARTNERSHIP / LABOR MARKET

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пряничникова О. Н., Махотин Д. А.

Проводится анализ создания и деятельности региональных отраслевых ресурсных цен тров в стране и непосредственно в Московской области. Авторы раскрывают целевую и содержательную основу деятельности таких ресурсных центров, предлагают меха низмы совершенствования среднего профессионального образования на основе деятель ности ресурсных центров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Пряничникова О. Н., Махотин Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of regional branches of resource centers in vocational education: the experience of Moscow region

The article gives an analysis of creation and exploitation of resource centers in state and directly in Moscow region. The authors expand target and consistence foundation of activity in resource centers, suggest the improvement mechanisms of vocational education based on exploitation of labor centers

Текст научной работы на тему «Развитие региональных отраслевых ресурсных центров в среднем профессиональном образовании: опыт Московской области»

временных английском, французском и немецком языках обусловлены структурно-композиционными и сти-

листическими особенностями тех или иных письменных и устно-речевых дискурсно-текстовых высказываний.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зайцева ОЛ. Функциональная характеристика наречий в предложении и в тексте // Очерки по лингвистике текста. Пятигорск, 2001. С. 124-187.

2. Лебедева М.Б. Семантическая и синтаксическая структура когерентного текста // Романо-германская филология. Пятигорск, 2001. Вып. 2. С. 104-116.

3. Arapoff N. The semantic role of sentence connectors in extra-sentence logical relationships

// Tesol Quarterly. New York: Academic Press, 1998. Vol. 2. P. 234-278.

4. Benveniste A. Le tractat sur le discours fran-ais. Paris: Science, 1986. P. 154-180.

5. Deutsch für das Touristen Studium. Freiburg, 1998.

6. Ressources du tourisme. Paris: Edition de J. Vallet, 2014. № 5-6. P. 75-90.

7. Tourist Book. London: J&M, 2014. № 5-7. P. 64-86.

УДК 377.5

О.Н. ПРЯНИЧНИКОВА, Д.А. МАХОТИН

развитие региональных отраслевых ресурсных центров в среднем профессиональном образовании: опыт московской области

Проводится анализ создания и деятельности региональных отраслевых ресурсных центров в стране и непосредственно в Московской области. Авторы раскрывают целевую и содержательную основу деятельности таких ресурсных центров, предлагают механизмы совершенствования среднего профессионального образования на основе деятельности ресурсных центров.

Ключевые слова: среднее профессиональное образование, региональный отраслевой ресурсный центр, подготовка специалистов среднего звена, частно-государственное партнерство, рынок труда.

The article gives an analysis of creation and exploitation of resource centers in state and directly in Moscow region. The authors expand target and consistencefoundation of activity in resource centers, suggest the improvement mechanisms of vocational education based on exploitation of labor centers.

Key words: vocational professional education, regional branch resource center, mid-level specialist training, private-public partnership, labor market.

© Пряничникова О.Н., Махотин Д.А., 2015

Изменения в российской экономике и социальной сфере привели к кардинальным и конкретным преобразованиям в системе профессионального образования. В связи с этим уже сегодня жизнеспособность профессиональных образовательных организаций в условиях рынка труда определяется, с одной стороны, качеством и уровнем профессиональной подготовки выпускников, а с другой - востребованностью на рынке труда профессий и специальностей, по которым ведется подготовка.

В то же время на рынке труда начинает складываться ситуация, когда, с одной стороны, молодые рабочие борются за право получить интересующую их работу, с другой - работодатели конкурируют друг с другом за обладание рабочей силой для решения поставленных перед предприятием задач [5].

Подготовка квалифицированного специалиста соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности - основная цель профессионального образования сегодня.

Слабая интеграция образовательной, научной и производственной деятельности, по мнению многих специалистов, в перспективе может привести к значительному сокращению кадрового потенциала. Отсутствие полноценных связей профессионального образования с научно-исследовательской и производственной деятельностью приводит к тому, что содержание обра-

зования и образовательные технологии становятся все менее адекватными современным требованиям и задачам обеспечения конкурентоспособности российского образования на мировом рынке образовательных услуг. Для обеспечения качества профессионального образования, его доступности для всех граждан необходима институциональная перестройка системы образования на основе эффективного взаимодействия рынка образовательных услуг с рынком труда, созданию сети интегрированных образовательных организаций, которые будут способствовать становлению профессионального самосознания выпускников, их профессиональной мобильности и адаптации к постоянно меняющимся условиям на рынке труда.

Одним из путей решения данной проблемы стало создание ресурсных центров, призванных решать следующие задачи:

• проведение маркетинговых исследований рынка труда и образовательных услуг данного региона (создание маркетинговой службы, связь с центрами занятости, развитие социального партнерства и т.д.);

• повышение профессиональной квалификационной подготовки, переподготовки, получение дополнительного профессионального образования, организация стажировки, дистанционного обучения профессии;

• проведение итоговой аттестации по профессии с присвоением квалификационного разряда независимой от образовательного учреждения комиссией;

• разработка модульных программ профессиональной подготовки, их учебно-методического обеспечения, развитие новых педагогических технологий профессионального обучения.

Ресурсный центр в данном случае можно представить как созданную на базе образовательной организации или сети образовательных организаций (последнее считается более эффективным) структуру, интегрирующую различные ресурсы (образовательные, организационные, материально-технические, финансовые и проч.) образовательных, научных, производственных и иных организаций на основе кластерного подхода. Чаще всего такие структуры в профессиональном образовании создают по отраслевому принципу, выделяя приоритетные для региона или экономики страны отраслевые сегменты (продукты, технологии, производственные комплексы).

Практика создания ресурсных центров профессионального образования в различных регионах России показала недостаточную проработанность моделей ресурсных центров. В основном они создавались как структурные подразделения учреждений начального профессионального образования либо сами учреждения наделялись статусом ресурсного центра чаще всего без изменения организационно-управленческой структуры и организационно-правовой формы организации.

Во-первых, данный подход предполагает не объединение ресурсов нескольких организаций, а их накопление в одной образовательной организации. Во-вторых, такой ресурсный центр удовлетворяет потребности только той образовательной организации, на базе которой он создан, а значит, это сужает его функции по отношению к другим образовательным учреждениям и не решает вопросов развития системы непрерывного профессионального образования. В-третьих, такому регио-

нальному центру трудно позиционировать себя на региональном рынке образовательных услуг и рынке труда.

Таким образом, данная организационно-правовая форма ресурсного центра, на наш взгляд, не оправдала себя и не позволила обеспечить эффективную и экономически устойчивую деятельность ресурсных центров в системе профессионального образования в целом.

Поэтому потребовалась новая структура, которая смогла бы реализовать возникающие инновационные функции, обеспечивающие приоритеты развития предприятий и профессиональных образовательных организаций отрасли, и которая бы позиционировала себя ведущей региональной организацией соответствующего направления деятельности.

Под региональным отраслевым ресурсным центром мы понимаем организацию, которая является координатором взаимодействия заинтересованных профессиональных образовательных организаций разного уровня (СПО -среднего профессионального образования) и предприятий конкретной отрасли экономики, осуществляющую информационное, маркетинговое, методическое и организационное сопровождение инновационных образовательных программ в соответствии с современными требованиями экономики региона и потребностями населения.

Деятельность региональных отраслевых ресурсных центров определена концептуальными документами Министерства образования Российской Федерации по созданию системы ресурсных центров [6].

В соответствии с этим региональные отраслевые ресурсные центры должны решать следующие задачи:

• разработка и реализация концепции отраслевого частно-государственного партнерства между профессиональными образовательными организациями различных уровней и отраслевыми экономическими структурами;

• формирование рынка образовательных услуг через маркетинг потребностей отрасли;

• формирование осознанного выбора профессии (специальности) с учетом перспективных тенденций развития рынка труда отрасли;

• создание кадрового потенциала образовательных учреждений и сервисной отрасли региона, отвечающих запросам современного рынка труда;

• организация научно-методической и консультационной поддержки образовательных организаций отрасли;

• содействие эффективному использованию и модернизации материальной базы образовательных учреждений силами социальных партнеров для осуществления качественной подготовки специалистов отрасли;

• развитие спектра основных и дополнительных образовательных услуг в рамках профессиональной направленности;

• создание и реализация эффективных механизмов управления качеством профессионального образования отрасли;

• развитие механизма многоканального финансирования деятельности ресурсного центра;

• пропаганда достижений предприятий и образовательных учреждений отрасли.

В Московской области (Приказ Министра образования Московской области от 21.11.2012 № 4747) создано 14 ресурсных центров профессионально-

го образования по приоритетным отраслям экономики:

• машиностроение - представлено тремя ресурсными центрами (Ресурсный центр общего машиностроения, г. Балашиха; Ресурсный центр космического машиностроения, г. Химки; Ресурсный центр аэрокосмического машиностроения, г. Реутов);

• транспорт - два ресурсных центра (Ресурсный центр по подготовке квалифицированных специалистов в учреждениях профессионального образования по диагностике, техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта, г. Бронницы; Ресурсный центр инновационных технологий в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и транспорте, п. Долгое Ледово);

• строительство - Ресурсный центр по строительству, г. Сергиев Посад;

• сельское хозяйство - два ресурсных центра (Ресурсный центр инновационных технологий в сельском хозяйстве, дорожном строительстве и транспорте, г. Долгое Ледово; Ресурсный центр агропромышленного комплекса по производству и переработке сельхозпродукции, г. Дубна);

• авиаприборостроение - Ресурсный центр электроники и автоматики, г. Раменское;

• наноиндустрия - Ресурсный центр наноиндустрии и информационных технологий, г. Красногорск;

• жилищно-коммунальное хозяйство -Ресурсный центр жилищно-коммунального хозяйства, г. Королев;

• энергетика - Ресурсный центр «Энергоэффективность и развитие энергетики», г. Павловский Посад;

• машиностроение и природопользование - Ресурсный центр кадрового сопровождения наукоемких техноло-

гий в промышленном производстве и природопользовании, г. Дубна;

• авиационная промышленность -Ресурсный центр вертолетостроения и авиационно-отраслевого машиностроения, г. Люберцы; Ресурсный центр авиационного транспорта и логистики, г. Домодедово.

По организационно-правовому статусу ресурсные центры являются структурными подразделениями профессиональной образовательной организации.

В ходе проведенного анализа было выявлено, что ресурсные центры работают на основании Положения о ресурсном центре, практически все они имеют штатное расписание и отдельного руководителя. Каждый ресурсный центр решает свои задачи:

• обучение по инновационным направлениям развития экономики;

• координация деятельности между учреждениями профессионального образования различных уровней и отраслевыми экономическими структурами региона;

• повышение социально-экономической эффективности подготовки специалистов в учреждениях профессионального образования для конкретной отрасли экономики региона;

• ресурсное обеспечение качественно нового уровня профессионального образования за счет максимального учета требований работодателей;

• повышение качества подготовки рабочих кадров и специалистов;

• оказание методической помощи педагогам системы профессионального образования;

• удовлетворение кадровых потребностей работодателей, образовательных и профессиональных запросов граждан;

• развитие социального партнерства между сферами экономики и образования;

• организация сетевого взаимодействия учреждений профессионального образования и их равного доступа к научно-методическим, материально-техническим, информационным, кадровым ресурсам.

Основные направления деятельности региональных отраслевых ресурсных центров связаны с повышением квалификации сотрудников профессиональных образовательных организаций; с профессиональной переподготовкой обучающихся; с осуществлением методической, экспертной, консультационной деятельности; с развитием конкурсного движения по профессиям и специальностям, не включенным в перечень всероссийских олимпиад и чемпионатов WorldSkills.

Потребителями услуг ресурсных центров являются студенты профессиональных образовательных организаций и педагогические работники профессиональных образовательных организаций. Кроме того, выявлено, что 42,8% ресурсных центров работают по запросам профессиональных образовательных организаций; 35,7% - с центрами занятости; 28,5% - по запросам работодателей.

На наш взгляд, в современных социально-экономических условиях профессиональные образовательные организации среднего профессионального образования смогут выполнить свою главную задачу - подготовку высококвалифицированных кадров по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, - только в тесном контакте с работодателями - непосредственными потребителями образовательных услуг.

Необходимо активно развивать механизмы частно-государственного партнерства по следующим направлениям:

• проведение совместных маркетинговых исследований рынка труда для обеспечения соответствия структуры и объемов подготовки рабочих кадров потребностям региональной экономики;

• создание нормативно-правовых условий для активного участия работодателей в решении проблем профессионального образования: разработка профессиональных стандартов, экспертиза образовательных программ, участие в процедурах лицензирования, аттестации и аккредитации профессиональных образовательных организаций, контрактная подготовка кадров, проведение процедуры сертификации квалификаций;

• совершенствование содержания и организации образовательного процесса в организациях среднего профессионального образования, контроль качества образования через привлечение работодателей к формированию стратегии развития профессиональных об-

разовательных организаций, рецензирование учебно-программной документации, привлечение к работе в государственных аттестационных комиссиях и независимой оценке профессиональных квалификаций;

• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров отрасли по модульным и сокращенным программам;

• организация содействия трудоустройству выпускников;

• повышение квалификации инженерно-педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

Создание системы региональных отраслевых ресурсных центров позволит решить стратегическую задачу модернизации среднего профессионального образования в Московской области благодаря оптимизации ресурсов профессиональных образовательных организаций, активизации механизмов частно-государственного партнерства, реализации инновационных программ и проектов.

ЛИТЕРАТУРА И ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

1. Ветров В.В. Как организовать ресурсный центр. М.: Издат. центр НОУ ИСОМ, 2005.

2. Ветров В.В. Функциональная модель управления ресурсным центром профессионального образования // Профессиональное образование. 2004. № 4. С. 6-7.

3. Модель отраслевого образовательного ресурсного центра и механизма его участия в развитии системы профессионального образования на основе социального партнерства. Челябинск, 2005. URL: http://yandex.ru/clck/ jsredir?from=yandex.ru

4. Рябов В.В., Фролов Ю.В., Махотин ДА. Сертификация педагогических работников как инструмент независимой оценки их квалификаций и компетенций //Народное образование. 2012. № 8. С. 163-171.

5. Сергеева Т.А., Мироненко Ю.Д., Максимова Е.В. Ресурсный центр: идея и возможное воплощение // Профессиональное образование. 2004. № 2.

6. Система РЦ. Концептуальные положения / ФЦП РЕОИС. М.: Министерство образования РФ, 28 октября 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.