Научная статья на тему 'Управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров в системе начального профессионального образования Томской области'

Управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров в системе начального профессионального образования Томской области Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
250
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР / ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ РАБОЧИХ КАДРОВ / СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ / МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА / RESOURCE CENTRE / INNOVATIVE ECONOMICS / MARKETING STRATEGY / IMPROVEMENT OF QUALIFIED WORKERS TRAINING / MANAGEMENT STRUCTURE / FUNCTIONS OF MANAGEMENT / ORGANIZATIONAL MODEL OF A RESOURCE CENTRE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танцев Анатолий Александрович

Рассматривается вопрос об организационно-педагогическом обеспечении деятельности ресурсных центров в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики и практике работы центров в Томской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGING SUPPORT OF RESOURCE CENTERS FUNCTIONING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article treats the problem of organization and pedagogical support of resource centres functioning in the system of training of qualified workmen for innovative economics and describes the practical work of such centres in Tomsk region.

Текст научной работы на тему «Управленческое обеспечение деятельности ресурсных центров в системе начального профессионального образования Томской области»

УДК 377.35

А. А. Танцев

УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРОВ В СИСТЕМЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Рассматривается вопрос об организационно-педагогическом обеспечении деятельности ресурсных центров в системе подготовки квалифицированных рабочих кадров для инновационной экономики и практике работы центров в Томской области.

Ключевые слова: ресурсный центр, инновационная экономика, маркетинговая стратегия, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих кадров, структура управления, функции управления, модель организации ресурсного центра.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. заложена инновационная стратегия развития страны. Это диверсификация экономики и технологическое обновление промышленности, формирование эффективно функционирующего рынка труда, повышение качества человеческого потенциала как важнейшие составляющие инновационной экономики [1].

Повышение качества человеческого потенциала должно в целом определять развитие инновационной экономики России. Одним из условий такого повышения является подготовка квалифицированных рабочих кадров. В свою очередь механизмом эффективной подготовки специалистов становится создание системы ресурсных центров.

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. [2], Планом мероприятий Правительства РФ по опережающему развитию начального профессионального образования [3] и Распоряжением Правительства РФ «Программа социально-экономического развития России в 2003-2005 гг.» [4] создание системы ресурсных центров предполагалось для всего некоммерческого сектора российской экономики, в том числе и для профессионального образования.

Теория и практика формирования ресурсных центров в системе начального профессионального образования России обусловлены целым рядом причин:

- разрушением института базовых предприятий;

- отсутствием или недостаточным бюджетным финансированием в части обеспечения процесса профессионального образования;

- усилением конкуренции между учреждениями начального, среднего и высшего профобразования в вопросе борьбы за абитуриентов в условиях демографического спада;

- резким снижением престижа рабочих профессий в РФ;

- моральным и физическим износом оборудования и оснащения учебно-материальной базы профессиональной подготовки в учреждениях начального профессионального образования;

- снижением уровня профессиональной квалификации и острой нехваткой мастеров производственного обучения в учреждениях начального профессионального образования;

- проблемами с использованием инновационных производственных технологий в процессе профессионального обучения.

Именно эти причины способствовали созданию организационных структур, в которых могли концентрироваться материально-технические, методические, информационные, кадровые и финансовые ресурсы с целью их коллективного использования. Эти структуры получили название ресурсных центров и имеют в настоящее время обширную и разнообразную практику своей деятельности. Главная идея реструктуризации сети учреждений начального профессионального образования на основе создания ресурсных центров состоит в том, что профессиональное образование должно быть более функциональным, индивидуализированным и эффективным.

Основными задачами развития ресурсных центров являются:

- реализация программ начального профессионального образования для различных возрастных групп населения;

- развитие новых методик профессионального обучения граждан;

- использование новых производственных технологий в образовательном процессе;

- повышение профессиональных квалификаций мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин, их переподготовка в масштабах системы начального профессионального образования региона;

- совместная с работодателями деятельность по подготовке квалифицированных кадров в сферу экономики, координация деятельности партнеров по диагностике их потребностей в регионе;

- организация внешнего контроля со стороны заказчика кадров за качеством профессионального обучения.

Опыт создания ресурсных центров в учреждениях начального профессионального образования

показывает, что чаще всего используются четыре модели организационно-правовой формы функционирования и развития ресурсных центров:

- создание центра как структурного подразделения учреждения начального профессионального образования;

- деятельность ресурсного центра без организационно-правового оформления;

- создание центра в виде некоммерческого партнерства на базе образовательного учреждения или предприятия, заказчика кадров.

- создание центра в форме автономной организации, учрежденной на основе устава или учредительного договора.

В системе НПО Томской области пока используется только первая модель организационно-правового оформления ресурсных центров, которая прежде всего ориентирована на удовлетворение потребностей самого образовательного учреждения, имеющего ресурсный центр как свое структурное подразделение. В связи с этим происходит сужение функций существующих ресурсных центров по отношению к региональным системам начального профессионального образования.

Согласованное развитие деятельности центров в осуществлении их главной функции коллективного использования ресурсов требует определенной координации со стороны руководства региональной системы НПО.

Вторая модель имеет недостатки первой модели, когда образовательные ресурсы, необходимые для коллективного использования, ограничены возможностями индивидуальной организации -исполнителя. К тому же отсутствие организационно-правового оформления не позволяет привлекать целевые финансовые средства для такого типа ресурсного центра.

Третья модель - создание центра в виде некоммерческого партнерства позволяет организовать коллективную работу и реализовать задачу интеграции ресурсов без дополнительных согласований, не затрагивая индивидуальные интересы партнеров. В то же время данная модель ресурсных центров требует для их учредителей и руководителей значительно больших затрат в организационноправовом и финансовом плане.

Четвертая модель ресурсных центров на этапе организации требует серьезных финансовых вложений и достаточно сложна с точки зрения организационно-правового оформления.

Функции ресурсных центров

1. Образовательная. Реализация образовательных программ разного уровня, подготовка, переподготовка, повышение квалификации различных целевых групп потребителей; разработка модульных учебных программ, учебно-методического и программного

обеспечения, внедрение новых педагогических и информационных технологий профессионального образования, интернет-образование должны обеспечить эффективность деятельности центров.

Указанные программы так же, как и освоение определенных блоков, модулей этих программ должны быть направлены на изучение современных производственных технологий, прежде всего для обучающихся учреждений НПО и работников предприятий-партнеров.

2. Информационная, аналитическая, маркетинговая, организационная поддержка учреждений НПО региона; осуществление прогнозно-аналитической деятельности по изучению конъюнктуры рынка труда и образовательных услуг; определение рейтинга профессий и специальностей.

3. Профессионально-педагогическая поддержка кадров системы начального профессионального образования региона (учебно-методическое и программное обеспечение, повышение квалификации, переподготовка и т. д.).

4. Апробация новых финансовых механизмов повышения качества начального профессионального образования.

В общем плане ресурсный центр представлен, с одной стороны, в качестве учебного полигона для освоения потребителями современных производственных технологий, с другой - учебно-методической, аналитической, информационной базой, исследовательским маркетинговым центром начального профессионального образования.

В качестве ресурсов в таком центре мы можем рассматривать:

1. Собственность, имущество.

2. Учебное оборудование, учебные материалы, помещения:

- мастерские, лаборатории, учебные кабинеты;

- производственное оборудование;

- учебно-лабораторное оборудование;

- различные модели, тренажеры;

- информационные источники на различных носителях.

2. Кадровый ресурс (уровень квалификации):

- мастера и преподаватели;

- специалисты в сфере профориентации;

- специалисты в области маркетинга и управления;

- специалисты по оценке профессиональных квалификаций и т. д.

3. Учебно-методический ресурс:

- учебно-планирующая и учебно-программная документация;

- методические пособия, рекомендации, оценочные материалы и т. д.

4. Информационный ресурс (инновации и технологии):

- информация о новых производственных технологиях;

- рынках труда и образовательных услуг по соответствующему спектру профессий;

- новых информационных и педагогических технологиях;

- нормативной базе развития образования в РФ и регионе и т. д.

5. Система маркетинга, связей с внешней средой:

- предприятиями-партнерами;

- учреждениями начального, среднего, высшего профессионального образования, общеобразовательными школами;

- органами власти и управления;

- общественными организациями.

6. Финансирование и инвестиции.

7. Уровень корпоративной организационной культуры и менеджмента.

Структура и специфика управления ресурсным центром

Для первой модели организационно-правовой формы ресурсного центра, т. е. функционирование этого центра в качестве подразделения учреждения начального профессионального образования, возможно использование как линейных функциональных, так и матричных (смешанных) структур управления.

В качестве линейно-функциональной структуры управления можно предложить следующую схему (рис. 1).

Более сложной выглядит матричная (смешанная) структура управления, в которой представле-

Рис. 1

ны элементы и линейно-функциональной, и дивизиональной структуры, а также проектных групп, ориентированных на реализацию определенных проектных задач (рис. 2).

В системе начального профессионального образования Томской области действует 9 ресурсных центров на базе следующих учебных заведений:

- профессионального технико-коммерческого лицея № 1 и экономико-промышленного колледжа по подготовке рабочих кадров в сфере металлообработки;

- профессионального училища № 27 по подготовке кадров для строительства и ЖКХ;

- Агротехнического профессионального лицея № 7 - для сельского хозяйства;

- профессионального училища № 14 - для общественного питания и пищевой промышленности;

- профессионального училища № 29 - для нефтегазовой отрасли;

- профессиональных училищ № 41 и № 38 -для лесозаготовительной и лесоперерабатывающей отраслей.

В сентябре 2008 г. на базе ОГОУ НПО «Техникоэкономический профессиональный лицей № 11» г. Томска был открыт ресурсный центр для профессиональной подготовки, переподготовки и повы-

шения квалификации рабочих для инновационных предприятий экономики Томской области, в том числе резидентов особой экономической зоны технико-внедренческого типа, а также по профессиям радиотехнического и информационно-технологического профилей для высокотехнологичных производств региона.

Шесть из 9 созданных ресурсных центров системы НПО Томской области уже стали победителями федерального приоритетного национального проекта «Образование» и получили серьезные (от 40 до 60 млн рублей на каждое учреждение) финансовые средства на укрепление учебно-материальной базы, повышение квалификации работников, внедрение инновационных образовательных программ и новых производственных технологий (табл. 1).

Создание ресурсных центров позволило значительно увеличить объемы краткосрочной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров. В 2009 г. ресурсными центрами было подготовлено немало специалистов (табл. 2).

Таким образом, одним из направлений реструктуризации системы начального профессионального образования является программа создания и развития ресурсных центров с целью получения ново-

Рис. 2

Таблица 1

Финансирование приоритетного национального проекта «Образование» НПО, СПО (млнруб.)

Год ОУ Финансирование Федеральный бюджет Областной бюджет Средства работодателей Собственные средства

% % % %

2007 ПУ-27 40.0 20.0 50 15.0 37.5 5.0 12.5

2008 АПЛ-7 40.36 20.18 50 11.425 28.3 7.755 19.2 1.0 2.5

2008 ПТКЛ-1 58.916 29.458 50 12.230 20.88 15.250 25.6 1.978 3.4

2009 ПУ-29 40.0 20.0 50 10.0 25 7.0 17.5 3.0 7.5

2010 ПУ-14 40.0 30.675 76.7 6.383 16 2.542 6.4 0.4 1

2009 ТЭПК 40.712 20.356 50 14 34.39 4.358 10.7 2.0 4.9

Всего 259.992 140.666 104.9 69.04 59.39 41.908 27.8 8.38 7.8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

ОУ РЦ По направлению службы занятости За счет средств работодателей За счет средств учащихся Всего

ПТКЛ № 1 9 10 45 64

АПЛ № 7 57 0 77 134

ТЭПЛ № 11 0 0 346 346

ПУ-14 0 0 44 44

ПУ-27 358 314 168 840

ПУ-29 91 67 253 411

ПУ-38 119 0 264 383

ПУ-41 127 1 15 143

ТЭПК 100 56 196 352

Итого: 852 448 1408 2717

го качества образования. Наращивание инновационного потенциала системы начального профессионального образования, ее функциональных возможностей позволяет сделать вывод в пользу создания ресурсных центров. В условиях перехода на инновационную экономику возникает проблема воспроизводства квалифицированных рабочих кадров и их эффективного использования. Достижение качества профессионального образования возможно на основе концентрации ресурсного обеспечения и активной позиции работодателей в вопросе подготовки квалифицированных специалистов.

Маркетинговая стратегия развития образовательных учреждений (ОУ), изучение рынков труда и образовательных услуг, предложение и реализация инновационных образовательных продуктов, на которые существует реальный спрос заказчиков, система социального партнерства с работодателями должны лежать в основе развития ОУ начального профессионального образования. Образовательные учреждения в современных социальноэкономических условиях вынуждены вести себя как полноправные субъекты (участники) рыночных отношений, в том числе и для реализации своих основных целей.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. Утверждена Распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 г. № 1662-р.

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

3. План мероприятий Правительства РФ по опережающему развитию начального профессионального образования от 3 ноября 2003 г.

4. Распоряжение Правительства РФ «Программа социально-экономического развития России в 2003-2005 гг.» № 1163 р от 15 августа 2003 г.

Танцев А. А., кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник, засл. учитель РФ.

Институт развития образовательных систем РАО.

Пр. Комсомольский, 75, Томск, Россия, б34029.

E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 18.10.2011.

A. A. Tantsev

MANAGING SUPPORT OF RESOURCE CENTERS’ FUNCTIONING IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION

The article treats the problem of organization and pedagogical support of resource centres’ functioning in the system of training of qualified workmen for innovative economics and describes the practical work of such centres in Tomsk region.

Key words: resource centre, innovative economics, marketing strategy, improvement of qualified workers training, management structure, functions of management, organizational model of a resource centre.

Institute of Educational Systems Development RAE.

Pr. Komsomolsky, 75, Tomsk, Russia, 634029.

E-mail: [email protected]

— 19б —

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.