Такмазян А. С.,
к.э.н., доцент кафедры финансов,
РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: aida.takmazyan@yandex.ru
Самойлова К.Н.,
к.э.н., доцент кафедры финансов,
РГЭУ (РИНХ)
г. Ростов-на-Дону, Россия
E-mail: karina.samoylova2015@mail.ru
РАЗВИТИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ
JEL classification: H52, I21, I22, I25
Аннотация
Цель. Целью работы является исследование трансформации территориальной системы образования в условиях применения цифровых технологий.
Структура/методология/подход. В процессе исследования применялся системный подход к анализу региональной системы образования, основанный на открытых данных администрации Ростовской области. Образовательные учреждения с целью соответствия требованиям цифровой экономики, рынка труда должны будут внести изменения в действующие образовательные программы, в технологию процесса обучения, сформировать цифровые траектории развития обучающихся.
Результаты. Дана оценка современного состояния методов обучения и воспитания, материально-технической базы образовательных учреждений, применения цифровых технологий в образовательных программах и траекториях, формирования целевой модели цифровой образовательной среды. Внедрение современных цифровых технологий, обучение работников образовательных организаций в целях повышения их цифровой компетентности, обеспечение открытости и доступности образовательных организаций позволят повысить цифровую грамотность и цифровую культуру общества, улучшить организацию
учебного процесса с позиции соответствия современным требованиям.
Практические последствия. Результаты проведенного исследования могут использоваться органами власти и управления субъектов Российской Федерации в процессе планирования и реализации проектных мероприятий, направленных на цифровиза-цию системы образования в регионах.
Оригинальность/значение. В обеспечении качества и доступности образовательного процесса все большую роль приобретают использование современных информационных технологий, развитие целевой модели цифровой образовательной среды. Повышение цифровой компетентности в обществе, обеспечение открытости и доступности образовательных организаций позволят обеспечить персонализацию и открытое содержание образовательного процесса, а самое главное - интеграцию педагогических и информационных технологий. Финансовые ресурсы, предусмотренные на реализацию запланированных мероприятий, должны включать как бюджетные средства, так и внебюджетные.
Ключевые слова: образование, цифровые технологии, цифровые компетенции, целевая модель цифровой образовательной среды, региональный проект.
A.S. Takmazyan, K.N. Samoylova
DEVELOPMENT OF THE REGIONAL EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF DIGITAL TRANSFORMATION
Annotation
The purpose of this work is to study the transformation of the territorial education system in the context of digital technologies.
The study used a systematic approach to the analysis of the regional education system, based on open data from the Administration of the Rostov region. In order to meet the requirements of the digital economy and the labor market, educational institutions will have to make changes to existing educational programs, to the technology of the learning process, and to form digital trajectories for the development of students.
The article assesses the current state of teaching and upbringing methods, the material and technical base of educational institutions, the use of digital technologies in educational programs and trajectories, and the formation of a target model of the digital educational environment. The introduction of modern digital technologies, training of employees of educational organizations in order to increase their digital competence, ensuring the openness and accessibility of educational organizations will increase digital literacy and digital culture of society; improve the organization of the educational process from the position of meeting modern requirements.
State authorities and administrations of constituent entities of the Russian Federation can use the results of the research in the process of planning and implementing project activities aimed at digitalizing the education system in the region.
In ensuring the quality and accessibility of the educational process, the use of modern information technologies and the development of a target model of the digital educational environment are becoming increasingly important. The introduction of digital competence in society, ensuring the openness and accessibility of educational organizations will ensure the personalization and open content of the educational process, and most importantly - the integration of pedagogical and information technologies. Financial resources providedfor the implementation of planned activities should include both budgetary and extra-budgetary funds.
Keywords: education, digital technologies, digital competencies, target model of the digital educational environment, regional project.
Введение
Повышение уровня информатизации и компьютеризации современного мира, возрастающий спрос на подготовленных специалистов для развития экономики цифрового типа, необходимость осуществления комплекса мер и мероприятий по обеспечению общего уровня цифровой грамотности и цифровой культуры населения предъявляют особые требования к системе образования [1, 2].
Пандемия коронавирусной инфекции также внесла коррективы в системные задачи развития образования. В сложившихся условиях система отечественного образования показала способность достаточно быстро меняться, использовать новые форматы работы, сохраняя при этом устойчивость.
В качестве инструмента инновационного развития цифровизация предъявляет особые требования к территориальной составляющей системы образования. Это обусловлено тем, что именно на уровне общего образования реализуются индивидуальные подходы к обучению, направленные на раскрытие способностей каждого ребенка с целью адаптации и усвоения современных цифровых технологий.
Методы и материалы. На территории Ростовской области, которая относится к одним из крупнейших регионов страны, сложился достаточно высокий уровень потенциала - производственного и инфраструктурного, демографического и социального, культурного и образовательного, что придает социально-экономической системе области достаточную устойчивость и стабильность, с одной стороны, а также возможность оперативно реагировать на изменения внешних и внутренних факторов - с другой.
Образовательная среда Ростовской области ориентирована на усиление цифровой составляющей образования, рост качества образовательных услуг, расширение содержания и форм образования, включая онлайн-технологии.
Территориальная система образования области включает дошкольное, общее, дополнительное и среднее профессиональное образование.
В настоящее время в системе образования Ростовской области функционируют 1143 (из них 10 муниципальных вечерних образовательных организаций) государственные и муниципальные общеобразовательные организации, 97 организаций среднего профессионального образования, функционально подчиненных министерству общего и профессионального образования Ростовской области [3].
Отличительной особенностью развития региональной системы образования на
современном этапе является укрепление материально-технической базы образовательных учреждений, формирование архитектурной доступности цифровых технологий, а также онлайн-платформ.
За последние годы в области наблюдается рост количества учреждений, являющихся экспериментальными, пилотными площадками федерального уровня по апробации актуальных методов современного образования, включая цифровые и онлайн-технологии. Учащиеся области принимают участие в олимпиаде для школьников в рамках развития Национальной технологической инициативы (НТИ), в движении «Урок НТИ для школьников», запущенном ассоциацией «Кружковое движение» в прошлом учебном году [4].
В активном освоении цифровых технологий принимают участие учреждения дополнительного образования, что обусловлено развитием новых форм работы с детьми, увеличением числа учреждений дополнительного образования, активно реализующих социально значимые цифровые проекты.
В системе дополнительного образования функционируют 189 учреждений, в составе которых 14,5 тыс. объединений, где занимается около 240 тыс. детей, свыше 20 тыс. кружков и секций, действующих на базе школ, посещают 260 тыс. учащихся. На сегодня охват детей в возрасте от 5 до 18 лет, пользующихся услугами дополнительного образования, достигает 75%, в том числе программами технической и естественнонаучной направленности - 12%. Интенсивно развиваются дистанционные формы обучения. Так, на базе областного центра дополнительного образования детей действует региональный организационно-методический центр дистанционного образования одаренных детей с целью обеспечения доступности качественного профильного образования. На базе областного центра технического творчества учащихся создан информационно-методический образовательный портал «Инновационные проекты, исследовательская деятельность и техническое моделирование», на котором проводятся открытые уроки, консультации, публикуются аналитические материалы и
методические рекомендации в помощь педагогам дополнительного образования [4].
Рост востребованности в организациях дополнительного образования образовательной робототехники, информатики и других технических направлений обусловлен развитием научно-технического прогресса, цифровизацией экономических процессов, увеличением потребности в высококвалифицированных инженерных кадрах.
Результаты
На получение качественного образования с использованием современных информационных технологий в общеобразовательных и профессиональных образовательных организациях в Ростовской области направлена целевая модель цифровой образовательной среды (ЦОС) [5].
Под цифровой образовательной средой понимается открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.
Целями реализации целевой модели цифровой образовательной среды является обеспечение равного доступа к информационным системам и ресурсам, созданным в рамках госпрограммы РФ «Развитие образования» (включая открытую информационно-образовательную среду «Российская электронная школа»), и информационным системам и ресурсам платформы ЦОС участников отношений в сфере образования с целью повышения качества знаний, совершенствования умений, навыков, компетенций и квалификации, обмена опытом и практиками и т.п. [6]
Внедрение федеральной информационно-сервисной платформы ЦОС планируется в рамках реализации эксперимента, утвержденного Правительством России [7]. Проведение эксперимента осуществляется в целях обеспечения качества и связанности данных, содержащихся в государственных информационных системах в сфере образования.
Распоряжением Правительства Ростовской области от 3 июля 2019 г. №№ 378 «О внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образо-
вательных организациях в Ростовской области» утвержден комплекс мер («дорожная карта») по развитию целевой модели цифровой образовательной среды в регионе.
Данный комплекс мер предполагает реализацию следующих мероприятий:
- формирование перечня образовательных учреждений, в которых будет внедрена целевая модель цифровой образовательной среды;
- определение оборудования, необходимого для внедрения целевой модели ЦОС;
- заключение финансового соглашения в подсистеме управления нацпроектами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет»;
- повышение квалификации сотрудников и педагогов общеобразовательных
организаций и профессиональных образовательных организаций в Ростовской области по внедрению целевой модели цифровой образовательной среды;
- проведение мониторинга соответствия, приобретенного оборудования требованиям целевой модели ЦОС.
На создание условий для внедрения к 2024 г. современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей формирование условий для саморазвития и самообразования у учащихся образовательных организаций, направлена реализация регионального проекта «Цифровая образовательная среда (Ростовская область)» (паспорт проекта утвержден в январе 2020 года) в рамках национального проекта «Образование».
Таблица 1 - Цели и источники финансирования регионального проекта «Цифровая образовательная среда (Ростовская область)», млн руб. [8]
Наименование цели и источники фи- 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г. 2023 г. 2024 г. Всего
нансирования
Внедрена целевая модель цифровой об- 0,00 228,18 507,28 0,00 0,00 0,00 735,46
разовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях Ростовской области
Федеральный бюджет, в т.ч. межбюд- 0,00 223,61 497,13 0,00 0,00 0,00 720,74
жетные трансферты бюджету, из них:
консолидированные бюджеты субъек- 0,00 4,57 10,15 0,00 0,00 0,00 14,72
тов РФ, в т.ч.
бюджет субъекта РФ 0,00 0,77 1,9 0,00 0,00 0,00 2,76
из него: межбюджетные трансферты 0,00 3,80 8,16 0,00 0,00 0,00 11,96
бюджета субъекта РФ бюджетам муни-
ципальных образований
Созданы центры цифрового образования детей «1Т-клуб» 0,00 13,26 0,00 18,51 0,00 0,00 31,77
Федеральный бюджет, в т.ч. межбюд- 0,00 13,00 0,00 18,14 0,00 0,00 31,14
жетные трансферты бюджету, из них
консолидированные бюджеты субъек- 0,00 0,26 0,00 0,37 0,00 0,00 0,63
тов РФ, в т.ч.
бюджет субъекта РФ 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00 0,00
из него: межбюджетные трансферты 0,00 0,26 0,00 0,37 0,00 0,00 0,63
бюджета субъекта РФ бюджетам муни-
ципальных образований
Итого по региональному проекту 0,00 241,44 507,28 18,51 0,00 0,00 767,23
Федеральный бюджет, в т.ч. межбюд- 0,00 236,61 497,13 18,14 0,00 0,00 751,88
жетные трансферты бюджету, из них:
консолидированные бюджеты субъек- 0,00 4,83 10,15 0,37 0,00 0,00 15,35
тов РФ, в т.ч.
бюджет субъекта РФ 0,00 0,77 1,99 0,00 0,00 0,00 2,76
из него: межбюджетные трансферты 0,00 4,06 8,16 0,37 0,00 0,00 12,59
бюджета субъекта РФ бюджетам муни-
ципальных образований
Ограниченные бюджетные средства, направляемые на развитие цифровой образовательной среды, потребуют от образовательных организаций активного привлечения внебюджетных источников финансирования, которые в первую очередь используются на их техническое переоснащение, что находит отражение в ряде работ авторов [9, 10, 11]. Прежде всего для создания единой информационной системы необходимо 100-процентное подключение школ к высокоскоростному интернету и их техническое переоснащение, создание на базе школ современных информационно-библиотечных центров, внедрение электронных форм
учебников, использование ресурсов регионального портала дистанционного и электронного обучения.
Кроме внедрения целевой модели цифровой образовательной среды в рамках регионального проекта предусмотрено создание центров цифрового образования «1Т-клуб», что позволит обеспечить реализацию компетенций в области цифровиза-ции (современные информационные технологии, облачные пространства, большие данные, программирование) среди обучающихся, а также стать эффективным инструментом профориентации и формировании траектории личностного развития.
Таблица 2 - Операционные расходы на функционирование центров цифрового образования детей «1Т-клуб» в Ростовской области, тыс. руб. [12]
Статьи «1Т-клуб» на базе «1Т-клуб» на базе «1Т-клуб» на базе «1Т-клуб» на базе
расходов МБУДО г. Ростова-на-Дону «Дворец муниципального МБОУ «Лицей МБУДО «Центр развития творче- МАОУ «Межшкольный учебный комби-
творчества детей и № 24» ства детей нат» Октябрьского
молодежи» г. Волгодонска и юношества» г. Новошахтинска района Ростовской области
Заработная плата 6183,17 5777,60 7872,59 6783,25
Прочие социальные 125,00 125,00 125,00 125,00
выплаты
Начисления на вы- 1867,32 1744,80 2377,52 2048,54
платы по оплате труда
Транспортные услуги 335,00 690,00 335,00 335,00
(проезд детей на со-
ревнования)
Транспортные услуги 115,00 230,00 115,00 115,00
(проезд педагогов, со-
провождающих детей)
Транспортные рас- 300,00 500,00 300,00 300,00
ходы сотрудников
(проезд педагогов на обучение)
Прочие работы, услуги 200,00 250,00 250,00 250,00
(проживание педагогов на обучении)
Прочие работы, услуги (проживание детей на соревнованиях) 250,00 200,00 200,00 200,00
Прочие работы, услуги 265,00 265,00 265,00 265,00
(проживание педаго-
гов, сопровождающих детей)
Увеличение стоимости 1400,00 1400,00 1400,00 1400,00
материальных запасов
Иные расходы (аренда, 1260,00 950,30 800,00 477,50
коммунальные платежи)
Итого 12 300,49 12 132,70 14 040,11 12 299,2
Что касается мероприятий в организациях, реализующих программы среднего профессионального образования, 1Т-технологии осваиваются в 30 организациях среднего профессионального образования Ростовской области, из них 5 - специализированных. В 2018/2019 учебном году по данным программам обучались 5,7 тыс. студентов.
В 2018 году область присоединилась к федеральному проекту «Яндекс.Лицей» (образовательный проект по обучению школьников программированию); на базе Ростов-ского-на-Дону колледжа связи и информатики, Южного университета (ИУБиП), Ростовского государственного экономического университета (РИНХ) организованы бесплатные курсы, где школьники старших классов обучаются программированию.
В декабре 2018 года в Ростовской области состоялась церемония открытия детского технопарка «Кванториум», организовано обучение школьников информационным технологиям в рамках работы кванту-мов: «1Т-квантум», «Роботоквантум» и «Хайтек-цех». В регионе реализуется проект 1Т-школа «ГЭНДАЛЬФ» по углубленному изучению математики, физики, информатики, а также курсов по «1С», разработанных министерством информационных технологий и связи Ростовской области совместно с Южным федеральным университетом, компанией «1С» и «ГЭНДАЛЬФ». В прошлом году 1Т-школу «ГЭНДАЛЬФ» закончили старшеклассники четырех школ Ростова-на-Дону: МБОУ «Школа № 60», МБОУ «Школа № 70», МАОУ «Школа № 115», МАОУ «Лицей № 11».
Заключение
Реализация мер и мероприятий регионального проекта «Цифровая образовательная среда (Ростовская область)», направленных на активное внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы и траектории, обучение педагогических работников образовательных организаций для повышения их цифровой компетентности, обеспечение открытости и доступности образовательных организаций, позволит обеспечить персонализацию и открытое содержание об-
разования, интеграцию педагогических и информационных технологий, а в конечном итоге новое качество образовательного процесса. Финансовое обеспечении запланированных мероприятий должно осуществляться как за счет бюджетных средств, так и внебюджетных источников.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Machekhina Olga N. Digitalization of éducation as a trend of its modernization and reforming // Espacios. - Том. 38 (N° 40) Año 2017
2. Malakhova E.V., Garnov A.P., Kornilova I.M. Digital Economy, Information Society and Social Challenges in the Near Future // European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, 576-586, 2018
3. Статистический сборник «Образование Ростовской области» // Государственное автономное учреждение Ростовской области «Региональный информационно-аналитический центр развития образования» г. Ростов-на-Дону. 2019 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: gauro-riacra.ru>...images... Статистический Сборник.
4. Официальный сайт Министерства общего и профессионального образования Ростовской области [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rostobr.ru/
5. Распоряжение Правительства Ростовской области №378 от 03.07.2019 г. «О внедрении целевой модели цифровой образовательной среды в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Ростовской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/
6. Приказ Министерства просвещения РФ №649 от 2.12.2019 г. «Об утверждении Целевой модели цифровой образовательной среды» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/
7. Проект Постановления Правительства РФ «О проведении в 2020-2022 годах эксперимента по апробации федеральной информационно-сервисной платформы цифровой образовательной среды» (по состоянию на 11.11.2019) (подготовлен Министерством просвещения России, ID проекта 01/01/11 -19/00096955 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi
8. Паспорт регионального проекта «Цифровая образовательная среда (Ростовская область)» от 30.08.2019 № 2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/upload/uf/a20/02_RP _TSifrovaya-obrazovatelnaya-sreda.pdf
9. Takmazyan A.S., Rukina S.N., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Public-private partnership in the Russian educational system // European Research Studies Journal. Volume XXI, Special Issue 1, 2018
10. Рукина С.Н., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., Герасимова К.А. Развитие государственно-частного партнерства в условиях реализации национального проекта «Образование» // Учет и статистика. -2019. - № 2.
11. Рукина С.Н., Такмазян А.С., Самойлова К.Н., Герасимова К.А. Привлечение частных инвестиций в образование: налоговый аспект // Финансовые исследования. - 2019. - № 4.
12. Распоряжение Правительства Ростовской области от 03.07.2019 № 376 «О создании и функционировании центров цифрового образования детей «IT-клуб» в Ростовской области» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.donland.ru/ documents
BIBLIOGRAPHIC LIST
1. Machekhina Olga N. Digitalization of education as a trend of its modernization and reforming // Espacios. - Том. 38 (N° 40) Año 2017.
2. Malakhova E.V., Garnov A.P., Kornilova I.M. Digital Economy, Information Society and Social Challenges in the Near Future // European Research Studies Journal, Volume XXI, Special Issue 2, 576-586, 2018.
3. Statistical collection "Education of the Rostov region" // State Autonomous institution of the Rostov region "Regional information and analytical center for education development" Rostov-on-don. 2019 / Electronic resource [Access mode] // gauro-riacro.ru"...im-ages... statistical compendium
4. Official website of the Ministry of General and vocational education of the Rostov region / Electronic resource [Access mode] // http://www.rostobr.ru/
5. Decree of the government of the Rostov region № 378 from 3.07.2019 "On the implementation of the target model of the digital educational environment in General education organizations and professional educational organizations in the Rostov region" / Electronic resource [Access mode]. https://www.gar-ant.ru/
6. Order of the Ministry of education of the Russian Federation № 649 from 2.12.2019 "On approval of the Target model of the digital educational environment" / Electronic resource [Access mode]. https://www.garant.ru/
7. Draft Resolution of the Government of the Russian Federation "On conducting an experiment in 2020 - 2022 to test the Federal information and service platform for the digital educational environment" (as of 11.11.2019) (prepared by the Ministry of education of Russia, project ID 01/01/11-19/00096955 / Electronic resource [Access mode]. http://www.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi
8. Passport of the regional project "Digital educational environment (Rostov region)" from 30.08.2019 № 2 / Electronic resource [Access mode]. https://www.donland.ru/up-load/uf/a20/02_RP_TSifrovaya-obrazovatelnaya-sreda.pdf
9. Takmazyan A.S., Rukina S.N., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Public-private partnership in the Russian educational system // European Research Studies Journal. Volume XXI, Special Issue 1, 2018.
10. Rukina S.N., Takmazyan A.S., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Development of public-private partnership in the conditions of implementation of the national project "Education" // Accounting and statistics. -2019. - №2.
11. Rukina S.N., Takmazyan A.S., Samoylova K.N., Gerasimova K.A. Attracting private investment in education: tax aspect // Financial research. - 2019. - №4.
12. Decree of the government of the Rostov region from 03.07.2019 №376 "On the creation and functioning of centers for digital education of children "IT-club" in the Rostov region" / Electronic resource [Access mode] https://www.donland.ru/documents