РАЗДЕЛ 3. ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Н. Г. Вовченко, О. В. Андреева, А. С. Такмазян
ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СВЕТЕ ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
Аннотация
В статье обосновано изменение роли образования в общественной жизни на этапе перехода к цифровизации экономических и социальных процессов. Рассмотрено содержание финансового механизма образования и сделан вывод о необходимости его трансформации в соответствии с требованиями социально-экономического развития. Современные реалии требуют поиска новых форм, методов и других составных элементов финансового механизма, отражающих вхождение образовательной среды в новый этап, соответствующий требованиям цифровой экономики. Определены две основные группы мероприятий, реализация которых будет этому способствовать: мероприятия, ориентированные на личностное развитие обучающихся; мероприятии, связанные с развитием материально-технического уровня образовательных учреждений. Сделан вывод, что выполнение данных мероприятий будет возможно при значительных финансовых вложениях не только со стороны государства, но и других стейкхолдеров, что предопределяет развитие новых подходов, а также инструментов, включаемых в финансовый механизм системы образования. Сформулированы цели и задачи развития региональной образовательной системы, способной адекватно реагировать на стремительно меняющиеся экономические условия и социальные вызовы.
Ключевые слова
Образование, финансы, финансовый механизм, инновационная экономика, циф-ровизация, региональная образовательная система.
N. G. Vovchenko, O. V. Andreeva, A. S. Takmazyan
FINANCIAL MECHANISM OF EDUCATION SYSTEM IN CONTEXT OF DIGITALIZATION OF ECONOMIC AND SOCIAL PROCESSES
Annotation
Article grounds the changing role of education in social life at the stage of transition to the digitization of economic and social phenomena. Article presents the subject matter of financial mechanism of education and provides the conclusion on the need for its transformation in accordance with the requirements of social and economic development. Modern environment requires the search for new forms, methods and other components of the financial mechanism, reflecting the educational environment entering into a new stage that meets the requirements of digital economy. Authors identified two key groups of activities that will promote this transition: activities aimed at personal development of students; events related to development of material and technical level of educational institutions. Authors concluded that implementation of these measures will be possible with significant financial investments not only from the state, but also from other stakeholders. This predetermines the development
of new approaches, as well as tools included in the financial mechanism of the education system. Goals and tasks of developing a regional educational system that can adequately respond to rapidly changing economic conditions and social challenges are formulated.
Keywords
Education, finance, financial mechanism, innovational economy, digitalization, regional education environment.
Введение
Ведущая роль знаний, умений, навыков, возможностей развития профессиональных и личностных качеств определяет место современного образования в информационном обществе. Превращение знаний в основной капитал принципиально изменило значение сферы образования в структуре современной цивилизации. Непрерывный рост интеллектуального и кадрового потенциала нации становится одним из важнейших составляющих устойчивого и динамичного социально-экономического развития. В этом процессе в значительной степени успех зависит от условий и результатов дальнейшего функционирования региональных систем образования, где ключевым является их финансовое обеспечение, а в свою очередь социально-экономическое развитие региона
предопределяется результатами образовательной деятельности на территории.
Необходимость трансформации финансового механизма системы образования в новой реальности
В данной связи представляется необходимым исследование содержания финансового механизма в образовании как системы целевого регулирования процессов создания, распределения и использования финансовых ресурсов в сфере образования, а точнее — как совокупности форм, методов, условий формирования, распределения и использования финансовых ресурсов образовательными учреждениями и соответствующими органами управления.
На рисунке 1 представлена авторская модель финансового механизма в сфере образования.
Финансовый механизм учреждений образования
Финансовые рычаги, инструменты и стимулы
Виды и формы финансовых отношений по образованию и использованию доходов, фондов финансовых ресурсов (финансирование, субсидии)
Финансовые нормы, нормативы (нормы расходов и др.)
Финансовое планирование и прогнозирование
Виды и формы финансовых планов и прогнозов: план финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения, целевые программы, субсидии на выполнение государственно (муниципального) задания для учреждений образования
Управление финансами образования
Аппарат управления и его структура (Министерство просвещения РФ, Министерство науки и высшего образования РФ, Министерства образования субъектов РФ, отделы образования (на муниципальном уровне)
Официальные порталы, электронный бюджет (раздел «Образование»)
Функции и задачи подразделений и работников учреждений образования
Конституция РФ, Законы, положения, уставы, дорожные карты, национальный проект «Образование», приоритетный проект «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации», другие приоритетные проекты
Рисунок 1 — Структура финансового механизма системы образования [1]
При выстраивании финансового механизма в образовательной системе важно обеспечить научный подход и обоснование намеченных к проведению мероприятий, обязательно с учетом закономерностей экономического и социального развития общества, текущих и стратегических задач, направлений, определенных образовательной и финансовой политиками государства.
Трансформация финансового механизма системы образования в последних десятилетиях была связана с бюджетной реформой (реформой бюджетного процесса, бюджетной сети, межбюджетных отношений) [2, 3, 4].
Финансовый механизм системы образования имеет высокую степень императивности распределительных процессов, что влияет на специфику видов и форм финансовых отношений, доступных методов и инструментов по формированию и использованию доходов, фондов в сфере образования. Так, источники финансирования образовательных учреждений зависят от статуса организации: федеральный, субъекта РФ, муниципальный [5, 6]. Новые типы организационно-правовых форм образовательных учреждений (казенных, бюджетных, автономных) определяют характер формирования их финансовых ресурсов.
Роль образования кардинально изменилась в последние десятилетия, что нашло теоретическое отражение в концепциях социально-экономического развития, среди которых необходимо особо отметить теорию человеческого капитала и концепцию постиндустриального общества (новый способ общественного развития — информационно-технологический) [7, 8]. Максимально глубоко все возрастающая роль знаний в общественном развитии отразилась именно в концепции информационного общества, развитии информационной цивилизации. В связи с этим становится необходимой трансформация финансового механизма в образовательной среде в соответствии с требованиями цифровизации экономических и социальных процессов.
Векторы развития образовательной среды в информационном обществе
Создание современной и безопасной цифровой образовательной среды как важнейшее направление модернизации системы российского образования актуализировано национальным проектом «Образование» [9], представляющим собой новый подход к решению приоритетных государственных задач. Национальный проект включает девять федеральных проектов, охватывающих самые разнообразные направления образовательной деятельности, которые должны быть продолжены на субфедеральном уровне. В связи с этим современные реалии требуют поиска новых форм, методов и других элементов финансового механизма, отражающих переход образовательной среды на новую ступень, соответствующую текущему этапу социально-экономического развития. Рассмотрим основные группы мероприятий, реализация которых будет способствовать такому переходу. Значительная часть мероприятий основана на успешном опыте апробации аналогичных инициатив, системная и широкомасштабная реализация которых может обеспечить взаимоусилива-ющий эффект.
Первая группа — это мероприятия, ориентированные на личностное развитие обучающихся, организация которых требует в том числе модернизации финансового механизма в части применения эффективных подходов к их финансовому обеспечению, создания действенных рычагов и стимулов (инвестиционные льготы, гранты и т. д.) (табл. 1).
Вторая группа мероприятий связана с развитием материально-технического уровня образовательных учреждений, которые будут возможны при значительных финансовых вложениях не только со стороны государства, но и других заинтересованных сторон, что требует новых подходов, инструментов, включаемых в финансовый механизм (табл. 2).
Таблица 1 — Мероприятия, ориентированные на личностное развитие
обучающихся*
Поддержка раннего развития
Развитие в дошкольном возрасте в значительной мере определяет достижения в школьном обучении, что имеет в дальнейшем ключевое значение для жизненного успеха Реализация мероприятий, направленных на развитие системы поддержки раннего развития, включает формирование службы патроната для детей, организацию консультационных услуг для семей специалистами по детскому развитию и оценки динамики развития детей с помощью основе персональных электронных карт
Равные возможности доступа к образовательным услугам
В сфере образовании присутствует достаточно ярко выраженная проблема неравенства образовательных возможностей Реализация мероприятий по развитию равных образовательных возможностей должна включать: персонифицированную поддержку образовательной инициативы детей из малообеспеченных семей; формирование комплексной системы профилактики и коррекции сложностей в процессе обучения; меры по улучшению результатов общеобразовательных учреждений по работе со сложном социальном контингентом, дополнительные ставки социальных педагогов, психологов, тьюторов
Поддержка талантливых детей и молодежи
Сфера образования играет важнейшую роль для ускорения экономического и социального роста, что в свою очередь требует выявления и развития талантливых детей и молодежи Реализация мероприятий по данному направлению должна предусматривать: обеспечение учащихся каждой школы возможностями освоения любой из дисциплин на углубленном уровне; создание межрегиональных центров по модели «Сириус»; привлечение к работе с учащимися на различных образовательных уровнях наставников из университетов, научных центров, креативной индустрии; выделение грантов, вовлекающих молодежь в инновационные практики; развитие системы профсамоопределения; предоставление льготных образовательных кредитов
Развитие системы непрерывного образования
В современных условиях у населения недостаточно стимулов для инвестиций в повышение квалификации, недостаточны стимулы и у работодателей вкладывать ресурсы в повышение квалификации персонала Мероприятия по развитию системы непрерывного образования должны включать следующие направления: переподготовку, повышение квалификации на условиях софи-нансирования или полного финансирования со стороны государства; создание и поддержка Единой национальной электронной платформы — навигатора образовательных программ и сервисов трудоустройства; стимулирование образовательного волонтерства, просветительских и культурных инициатив на территориальном уровне
Повышение грамотности, уровня воспитания и развитие универсальных навыков
Образовательные стандарты и технологии всех уровней не отвечают современным требованиям и недостаточны для формирования навыков и установок, необходимых для дальнейшего успеха Данное направление должно предусматривать: использование цифровых инструментов в работе педагогов и самостоятельной учебной деятельности учащихся; разработку и распространение цифровых инструментов оценки образовательных результатов; разработку и развитие образовательных практик, ориентированных на развитие универсальных умений и навыков информационно-логического, организационного характера; проведение мониторинга эффективности отечественных и мировых практик обучения; разработку цифровой платформы индивидуализации (LMS)
* Составлена на основе [10].
Таблица 2 — Мероприятия, направленные на развитие материально-технического уровня образовательных учреждений*
Развитие материальной инфраструктуры школы
Современная технологическая и информационная инфраструктура образовательных учреждений не готова к необходимым масштабам цифровизации Школьные помещения препятствуют инновационной организации образовательного процесса, в этой связи необходимо: формирование современной цифровой инфраструктуры школ; формирование в общеобразовательных учреждениях современных элементов современной образовательной среды средствами дизайна и оснащения оборудованием и мебелью и т. д.
Современное технологическое образование в общем и среднем профессиональном образовании
Одними из причин недостаточной профессиональной компетенций и низкой востребованности информационно-технологических направлений успевающими школьниками и студентами становятся прогрессирующее отставание школьной программы от актуальных технологических изменений, недостаточное соответствие перечня технологических компетенций, предлагаемых системой профобразования, требованиям рынка труда Для повышения технологических компетенций необходимы: радикальное обновление профессионального образования, формирование технологических мастерских, использование сетевых элементов организации образовательного процесса с участием учреждений высшего и среднего профессионального образования, детских технопарков, формирование эффективных методов оценки результатов технологического образования; развитие акселераторов, апробация и внедрение современных аппаратных комплексов-симуляторов и тренажеров; создание сети центров современной подготовки в сфере высоких технологий, где будут апробированы экспериментальные образовательные программы.
Цифровизация общего образования
Одна из ключевых проблем отечественных общеобразовательных учреждений, организаций дополнительного образования — это прогрессирующее отставание от требований цифровиза-ции экономики и ключевых сфер жизни общества Развитие цифровых технологий будет способствовать: преодолению ограниченности доступных образовательных ресурсов; разработке, апробации и дальнейшему использованию цифровых учебно-методических комплексов, замещающих традиционные учебники; разработке, апробации и дальнейшему переходу к цифровым обучающим играм и симулято-рам, организации соревнований на персональной и командной основе; созданию, регулярному обновлению и продвижению открытых онлайн-курсов
* Составлена на основе [10].
Региональная образовательная среда и инновационная экономика
Региональный аспект развития образовательного пространства предусматривает повышение уровня информационно-коммуникативных компетенций, модернизацию материально-технической базы образовательных учреждений региона, применение единой автоматизированной системы управления образовательным процессом.
Целями развития региональной образовательной системы должны являться: во-первых, создание полноценных условий для развития качественного, доступного, соответствующего требованиям инновационной экономики дошкольного, школьного и дополнительного образования, в том числе некоммерческих организаций [12, 13]; во-вторых, необходимость ориентации среднего и высшего профессионального
образования на потребности экономики и регионального рынка труда.
Достижение первой цели предполагает, на наш взгляд:
- ускорение модернизации материально-технической базы общеобразовательных учреждений;
- формирование новых мест в общеобразовательных учреждениях города за счет строительства учреждений (муниципальных, на условиях государственно-частного партнерства, частных), соответствующих требованиям формирования информационно-коммуникативных компетенций;
- организацию мест в общеобразовательных учреждениях за счет оптимизации имеющейся сети;
- создание и развитие мобильных обучающих платформ, введение в обучение образовательных игр, цифровых технологий с целью преодоления отставания программ подготовки педагогических кадров и материально-технической базы учебных заведений от современных инновационных технологий;
- развитие новых форм здоро-вьесберегающих технологий, направленных на сохранение физического и психического здоровья в рамках организации учебно-воспитательного процесса.
В механизм реализации могут быть включены следующие мероприятия.
1. Встраивание в учебный процесс новых образовательных технологий.
Преодоление отставания программ подготовки педагогических кадров и материально-технической базы учебных заведений от современных инновационных технологий посредством создания и развитие мобильных обучающих платформ, введение в обучение образовательных игр, цифровых технологий.
2. Создание новых мест в общеобразовательных учреждениях как за счет строительства новых учреждений на условиях государственно-частного партнерства, а также оптимизации имеющейся сети.
3. Развитие цифровых технологий. Усиление материально-технической базы для полноценной цифровизации образования с целью развития цифрового образования, что требует как увеличения числа компьютеров на 1 учащегося, так и доли информационных технологий в образовательном процессе.
4. Создание полноценных условий для развития дошкольного, школьного и дополнительного образования. Обеспечение доступности качественного дошкольного, школьного и дополнительного образования, перевод общеобразовательных учреждений в одну смену.
К ожидаемым результатам реализации можно будет отнести:
- усиление позиций региона по предоставлению на основе современных образовательных технологий качественных услуг в рамках организации компе-тентностно-ориентированного подхода;
- увеличение объема востребованных качественных образовательных услуг, отвечающих требованиям экономики инновационного типа;
- повышение доступности качественного дошкольного, школьного и дополнительного образования, решения инновационных задач ограничено имеющейся сетью и штатами образовательных учреждений, уровнем развития их материально-технической базы.
Необходимость ориентации среднего и высшего профессионального образования на потребности экономики и регионального рынка труда, как вторая цель развития региональной образовательной системы, предполагает налаживание устойчивых связей образовательных учреждений с работодателями с целью привлечения дополнительных финансовых ресурсов в подготовку специалистов, усиление ее адресного характера, что, в свою очередь, позволит выпускниками адаптироваться к быстро изменяющимся экономическим условиям, в том числе соответствовать требованиям цифровой экономики. Для до-
стижения данной цели необходимы постановка и решение следующих задач:
- введение контрактной системы подготовки специалистов: заказ на подготовку за счет бюджетных средств специалистов по наиболее перспективным и востребованным специальностям;
- обеспечение диверсификации экономики на базе развивающихся технологий и новых направлений (цифровые технологии, квантовая физика, блокчейн-технологии и т. д.);
- развитие технологических парков и ТОРов с целью консолидации ресурсов (финансовых, материальных, кадровых и пр.), что будет способствовать повышению уровня финансирования научной деятельности в Российской Федерации по сравнению с другими странами;
- преодоление высокой зависимости научной сферы региона от бюджетных поступлений, обеспечение роста частных инвестиций;
- усиление взаимодействия учреждений профессионального образования с промышленными предприятиями, государственными структурами, органами власти.
Реализация поставленной цели возможна посредством:
- формирования устойчивых связей образовательных учреждений с работодателями, в т. ч. повышения уровня развития разносторонних направлений ранней профессиональной ориентации;
- создания образовательных, в том числе школьных, кластеров на базе высших учебных заведений, ведения мониторинга потребности рынка труда в выпускниках системы среднего и высшего профессионального образования;
- обеспечения равновесия между региональным и межнациональным участием в научных исследованиях как фундаментального, так и прикладного характера; генерацией новых знаний, пользующихся спросом на рынке; между наукой в интересах общества и наукой как движущей силой коммерческой деятельности.
Выводы
Инновационный характер образовательного процесса будет способствовать востребованности выпускников среднего и высшего профессионального образования на региональном рынке труда, росту соответствующего ресурсного обеспечения новых моделей образования, организационно-правовых форм образовательных институтов, экономических условий деятельности, моделей управления образованием, а также сетевого характера взаимодействия различных социальных институтов. Финансовый аспект в достижении указанных результатов играет ключевую роль.
Финансовый механизм образования должен отвечать требованиям обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере — одной из национальных целей развития Российской Федерации до 2024 г. [14], что позволит обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования.
Библиографический список
1. Романова, Т. Ф., Андреева, О. В., Такмазян, А. С., Отришко, М. О. Финансовое обеспечение системы образования: вопросы теории и практики : мо-ногр. — Азов, 2016.
2. Богославцева, Л. В., Карепи-на, О. И., Меликсетян, С. Н. Развитие финансового обеспечения системы образования в условиях бюджетных реформ : моногр. — Ростов н/Д, 2016.
3. Меликсетян, С. Н. Развитие программно-целевого метода планирования в сфере образования // Финансы и кредит. — 2017. — № 26 (746). — Т. 23. — С. 1545-1562.
4. Бочков, Д. В. Организационно-финансовые инновации в бюджетном секторе на примере построения региональной системы общего образования Российской Федерации. — М. : Берлин, 2016.
5. Молокова, Е. Н., Никифирова, В. В. Сущность финансов учреждений обра-
зования, особенности их организации // Актуальные проблемы социально-гуманитарного и научно-технического знания. — 2017. — № 3 (12). — С. 31.
6. Васильева, В. Г., Павленко, Н. Э. Структура механизма финансирования системы образования // Молодой ученый. — 2018. — № 19 (205). — С. 33-35.
7. Bell, D. Social structure of information society // Dertouzos M. L., Moses J. Computer Age: Twenty Years. — Cambridge, 1979. — P. 163-211; Bell, D. Vers la société post-industrielle. — Paris, 1976; Белл, Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. — М., 2004.
8. Andreeva, E., Kozlova, E. Postindustrial Guidelines for Socio-Economical Reformations // Economic Reforms for Global Competitiveness. — 2018. — № 1-24.
9. Национальный проект «Образование» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : https://минобрнауки.рф.
10. Доклад Центра стратегических разработок и высшей школы экономики «Двенадцать решений для нового образования» [Электронный ресурс]. — Режим доступа : www//csr.ru.
11. Такмазян, А. С., Андреева, О. В., Самойлова, К. Н. Государственное финансирование инновационной деятельности образовательных учреждений региона // Закономерности и тенденции формирования системы финансово-кредитных отношений : сб. ст. — 2017. — С. 267-270.
12. Молчанов, И. Н., Молчанова, Н. П. Концептуальные основы финансового механизма некоммерческих организаций сферы образования России // Аудит и финансовый анализ. — 2015. — № 2. — С. 437-444.
13. Такмазян, А. С. Новации финансового обеспечения системы образования Российской Федерации // Научные труды SWorld. — 2015. — № 1 (38). — Т. 17. — С. 77-81.
14. О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г. : [Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018].
Bibliographic list
1. Romanova, T. F., Andreeva, O. V., Takmazyan, A. S., Otrishko, M. O. Financial provision of education system: theory and practice : monogr. — Azov, 2016.
2. Bogoslavtseva, L. V., Karepi-na, O. I., Meliksetyan, S. N. Development of financial support of education system in context of budget reforms : monogr. — Rostov-on-Don, 2016.
3. Meliksetyan, S. N. Development of program-target method of planning in field of education // Finance and credit. — 2017. — № 26 (746). — Vol. 23. — P. 1545-1562.
4. Bochkov, D. V. Organizational and financial innovations in budget sector on example of building a regional system of general education in Russian Federation. — M. : Berlin, 2016.
5. Molokova, E. N., Nikifirova, V. V. Matter of finance of educational institutions and features of their organization // Actual problems of social and humanitarian and scientific and technical knowledge. —
2017. — № 3 (12). — P. 31.
6. Vasilyeva, V. G., Pavlenko, N. E. Structure of mechanism of financing the education system // Young Scientist. —
2018. — № 19 (205). — P. 33-35.
7. Bell, D. Social structure of information society // Dertouzos M. L., Moses J. Computer Age: Twenty Years. — Cambridge, 1979. — P. 163-211; Bell, D. Vers la société post-industrielle. — Paris, 1976; Bell, D. Future postindustrial society. Experience of social forecasting. — M., 2004.
8. Andreeva, E., Kozlova, E. Postindustrial Guidelines for Socio-Economical Reformations // Economic Reforms for Global Competitiveness. — 2018. — № 1-24.
9. National project «Education» [Electronic resource]. — Mode of access :
https:MHHo6pHayKH.p$.
10. Report of Center for Strategic Research and Higher School of Economics «Twelve Solutions for a New Education» [Electronic resource]. — Mode of access : www//csr.ru.
11. Takmazyan, A. S., Andreeva, O. V., Samoylova, K. N. State financing of innova-
tive activity of educational institutions of region // Laws and tendencies of formation of system of financial and credit relations : proceedings of conf. — 2017. — P. 267-270.
12. Molchanov, I. N., Molchanova, N. P. Conceptual foundations of financial mechanism of non-profit organizations in field of education in Russia // Audit and financial analysis. — 2015. — № 2. — P. 437-444.
13. Takmazyan, A. S. Novations of financial support of education system of Russian Federation // Scientific works of SWORLD. — 2015. — № 1 (38). — Vol. 17. — P. 77-81.
14. On national goals and strategic tasks for development of Russian Federation until 2024 : [Decree of President of Russian Federation from 07.05.2018].
А. А. Глебов
ФИНАНСОВОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ УЯЗВИМЫХ СЛОЕВ НАСЕЛЕНИЯ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОДУКТОВОЙ ПОЛИТИКИ КОММЕРЧЕСКОГО БАНКА
Аннотация
В статье выявлена взаимосвязь финансовой грамотности и продуктовой политики коммерческого банка. Предложены практические шаги по формированию финансовой культуры среди уязвимых слоев населения за счет разработки совместных партнерских программ государственных ведомств, региональных властей и коммерческих банков по превентивной работе по социализации и воспитании финансовой культуры у уязвимых слоев населения, где движущей силой становится молодежь при поддержке опытных наставников. Результаты могут быть использованы для разработки совместных партнерских программ государственных ведомств, региональных властей и коммерческих банков по превентивной работе по социализации и воспитании финансовой культуры у уязвимых слоев населения. В практическом плане результаты исследования могут быть реализованы в форме организации финансового наставничества среди уязвимых слоев населения, как одного из аспектов непрерывного процесса повышения финансовой грамотности. Необходимость формирования финансовой культуры уязвимых слоев населения следует рассматривать в качестве элемента продуктовой политики банка.
Ключевые слова
Продуктовая политика, уязвимые слои населения, социальная ответственность бизнеса.
A. A. Glebov
FINANCIAL EDUCATION OF VULNERABLE LAYERS OF POPULATION AS COMPONENT OF PRODUCT POLICY OF COMMERCIAL BANK
Annotation
Identified the relationship of financial literacy and product policies of commercial banks. Practical steps have been proposed to foster a financial culture among vulnerable groups of population through the development of joint partnership programs of government agencies, regional authorities and commercial banks for preventive work of socializing and educating financial culture among vulnerable segments of the population, where young people are becoming a driving force with support of experienced mentors. Results can be used to develop joint partnership programs of government agencies, regional authorities and commercial