значения, но только первые - за счет дешевых кормовых угодий [2], а вторые - за счет сбалансирования питания молодняка КРС при откорме.
Следовательно, задача АПК в области развития животноводства должна быть направлена, прежде всего, на повышение отдачи кормовых ресурсов. Для этого необходимо сделать ряд важных шагов, в частности, способствовать развитию рынка земли, что позволит переоценить ресурсные возможности отдельных регионов по развитию направлений сельскохозяйственного производства и обеспечить переход экстенсивных отраслей животноводства в регионы с более низкой ценой на землю.
Для более быстрого развития мясного скотоводства необходимо в регионах с наибольшим поголовьем (Республика Калмыкия, Оренбургская и Ростовская области, Ставропольский край) на базе сельскохозяйственных предприятий и фермерских хозяйств, выращивающих мясные породы скота, создать племенные предприятия, занимающиеся разведением и улучшением породного скота для дальнейшего распространения в другие регионы РФ, где условия для пастбищного содержания КРС более благоприятны.
Необходимо также упростить процедуру получения земель в собственность на территориях заброшенных коллективных предприятий или близ сел для ведения пастбищного животноводства.
Следует разработать экономический механизм, действующий на условиях лизинга и обеспечивающий рост маточного поголовья мясных пород КРС в ЛПХ и К(Ф)Х, предусмотреть возможность списания части долга по лизингу при достижении маточного поголовья: 5 голов на 30%, 10 голов на 50%, 20 голов - полностью.
Важно обеспечить научную и производственную разработку электронных устройств, позволяющих вести круглосуточное наблюдение за поголовьем, для любых категорий хозяйств.
Необходимо закрепить законодательно возможность защиты скота в ЛПХ и К(Ф)Х при помощи оружия в случаях кражи или угона.
Именно переход на экстенсивное содержание скота в регионах с низкой стоимостью земель позволит решить проблему увеличения поголовья скота и удешевления производства мяса в стране. Другого направления решения этих задач просто не существует.
Литература
1. Макаров, Н.П. Организация сельского хозяйст-ва/Н.П.Макаров. - Берлин, 1924. - С. 182.
2. Сарайкин, В.А. Мясное скотоводство: проблемы и пути решения/В.А. Сарайкин// Никоновские чтения - 2005. С. 393-398.
РАЗВИТИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ СКОТОВОДЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В РАМКАХ ЕДИНОЙ ОТРАСЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
М.Ф. Смирнова, д.с.-х.н., вед. науч. сотр., В.В. Смирнова, к.э.н., ст. науч. сотр. Северо-западного НИИ экономики и организации сельского хозяйства
Ленинградская область является одним из лидеров в молочном животноводстве. Интенсификация производства в данной отрасли неизбежно сопровождается уменьшением числа ферм и поголовья скота в предприятиях аутсайдерах. За последние три года (2001-2004) поголовье крупного рогатого скота в области сократилось на 17,6%, а коров - на 19,2%. Данная тенденция создает существенную проблему в обеспечении региона мясом. Основным поставщиком говядины в Ленинградской области было и остается молочное животноводство, но его резервы полностью исчерпаны. Хозяйства с молочной специализацией животноводства экономически не заинтересованы в откорме скота, для них мясо - это неизбежные отходы основной отрасли. В Ленинградской области производство говядины на протяжении последних десяти лет нерентабельно. В 2004 г. убыток от реализации крупного рогатого скота (в живой массе) составил 512 млн р., убыточность - 42,6%. В целом уровень производства говядины обеспечивает только потребности самой Ленинградской области (без Санкт-Петербурга).
Опыт развитых стран показал, что по мере сокращения молочного стада для производства говядины необходимо увеличение поголовья мясного скота. Так, в США соотношение молочных и мясных коров составляет 1:4, в Австрии на долю мясного скота приходится 86%, в Канаде - 67%, во Франции каждая вторая корова - мясная. В целом в странах ЕС более 40% составляют коровы мясных пород. По производственным параметрам для откорма молодняк мясного скота
предпочтительнее молочного: среднесуточный прирост превышает 1500 г, в 12 мес. животные достигают живой массы 500 кг, затраты кормов 6-6,5 к. ед./кг прироста живой массы, убойный выход мяса - 6070%, мясо более высокого качества.
В условиях Ленинградской области мясное скотоводство необходимо создавать заново. Производственный потенциал региона позволяет иметь значительное поголовье мясного скота, но решение данной задачи требует взаимодействия большого количества заинтересованных предприятий между собой и с органами власти. Для интеграции их усилий на уровне региона необходима разработка единой отраслевой программы, в рамках которой каждое предприятие сможет найти свое место в общей цепи производства. Создание племенных стад должно опережать на несколько лет организацию товарных хозяйств. Это объясняется тем, что во вновь созданных племенных хозяйствах первая продукция (племенные бычки и телки для товарных стад) будет готова к реализации не ранее чем через два-три года. Откорм скота более эффективен при использовании гибридного молодняка, для получения которого необходимы две чистые линии, поэтому сеть племенных хозяйств должна формироваться не менее чем по двум мясным породам. Для разработки селекционных программ, распространения племенной продукции и координации целесообразно создать региональный селекционный центр по мясному скотоводству. Во вновь созданных племенных хозяйствах должен разводится только чистопородный
мясной скот, их продукция (ремонтный молодняк, семя) будет поступать в товарные хозяйства. Племенные хозяйства должны быть достаточно крупными предприятиями, чтобы была возможность вести направленную селекционную работу и быстро удовлетворить спрос на молодняк. В настоящее время чистопородный мясной скот имеется в двух сельскохозяйственных предприятиях: ЗАО «Искра» и «Спутник». В ЗАО «Искра» в 1999 г. было завезено 62 гол. КРС породы лимузин (телки, коровы и бык) из Франции, в настоящее время имеется более 200 гол. чистопородных животных. В ЗАО «Спутник» начинают работать с породой абердин-ангус, в 2005 г. закуплено 70 гол. скота, в дальнейшем планируется увеличить стадо до 1 тыс. коров. По нашему мнению, этого недостаточно для быстрого развития мясного скотоводства. Необходимо организовать как минимум четыре племенных предприятия по 1 тыс. коров в каждом, чтобы общее производство племенной продукции составляло 1 500 гол. в год.
Товарные фермы могут иметь различные размеры в зависимости от возможностей хозяйства. Мясное скотоводство не требует высокой концентрации, минимальный размер фермы 100-120 мясных коров со шлейфом. Отрасль мясного скотоводства можно организовать как в крупных специализированных предприятиях, так и в составе молочных хозяйств (на отдельных фермах, бригадах), или создать сеть фермерских хозяйств, связанных на основе кооперации между собой и с более крупными производителями. Именно в товарных хозяйствах должно осуществляться широкомасштабное разведение мясного скота. Размещение товарных предприятий должно проводиться с учетом наличия земельных и других ресурсов, поэтому приоритет
должен быть отдан хозяйствам в отдаленных районах, где имеются избыток трудовых ресурсов и неиспользуемые сельскохозяйственные угодья.
По сравнению с молочным мясное скотоводство организационно и технически - простая отрасль. В основе его технологии лежит туровая организация воспроизводства стада и выращивание телят по системе «корова - теленок», которая предусматривает сезонное получение телят, подсосное их выращивание до 6-8 месячного возраста с интенсивным откормом после отъема. Летом коровы с телятами постоянно находятся на пастбище, зимой их содержат в приспособленных (старых, не отапливаемых) постройках на глубокой подстилке, без привязи, навоз убирается один раз в год. Мясное скотоводство не требует больших капитальных затрат, сложного технического оборудования и высокой квалификации обслуживающего персонала. Это является преимуществом для неэффективных предприятий с молочной специализацией животноводства, особенно если их скот имеет низкую продуктивность (менее 4 тыс. кг/гол. в год). В этом случае менее затратный путь смены специализации - поглотительное скрещивание коров молочных пород с бы-ками-производителями мясных пород. Маточное поголовье будущих мясных ферм формируется из выбракованных молочных коров, затем путем искусственного осеменения получают помесный молодняк, который по откормочным и мясным качествам незначительно уступает чистопородному мясному скоту. В дальнейшем хозяйство может перейти к разведению чистопородного мясного скота, сформировав племенное ядро из помесных телок 3-4 поколения.
Мы предлагаем схему развития мясного скотоводства, приведенную на рис. 1.
Селекционный центр по мясному скотоводству
Племенные хозяйства
ЗАО «Искра», Гатчинский р-н ЗАО «Спутник», Всеволожский р-н Хозяйство «Х» Хозяйство <^»
Порода лимузин Порода абердин-ангус Чистопородный мясной скот других пород
1-й этап: скрещивание молочных коров с мясным скотом
2-й этап: в хозяйствах получен результат поглотительного скрещивания
3-й этап:
скрещивание мясных пород
Товарные предприятия
Помесный скот
Товарные предприятия
Помесный скот
Чистопородный мясной скот Чистопородный мясной скот
Г г
Товарные
предприятия
Получение товарных гибридов (помеси мясных пород)
Рис. 1. Схема развития мясного скотоводства в Ленинградской области
Период организации предприятия с мясным направлением скотоводства можно условно разделить на два этапа. В первый организационный год основными формами государственной поддержки должны стать информационная и кредитная. Предприятия необходимо заинтересовать этим проектом, для чего следует обеспечить доступность информационных материалов региональной программы, в которых нужно четко указать требования к претендентам, виды и объемы планируемой государственной поддержки для отрасли «мясное скотоводство». Кроме того, необходимо оказать помощь специалистам хозяйства при разработке организационнопроизводственной и селекционной программ. Организация нового бизнеса всегда требует значительных инвестиций, поэтому важно обеспечить доступность кредитов на реконструкцию помещений, приобретение племенных животных, совершенствование технологии кормопроизводства и т.п. Приобретение молодняка для создания племенных мясных ферм на начальном этапе потребует субсидирования и организационной помощи со стороны региональных органов власти.
В мясном скотоводстве доход поступает на третий год функционирования отрасли, только по-
сле этого оно может быть рентабельным без дополнительных вложений. Поэтому в период становления отрасли необходимо обеспечить не просто выживание предприятия, но и его конкурентоспособность. Для сельскохозяйственных предприятий, планирующих включиться в программу «Мясное скотоводство», необходимо предусмотреть ежегодное субсидирование на формирование отрасли. Размеры дотаций из бюджетов всех уровней должны обеспечить доходность мясного скотоводства на том же уровне, что и молочного. На весь период формирования отрасли следует распространить целевое финансирование на племенных животных всего маточного поголовья, включенного в программу поглотительного скрещивания, независимо от кровности мясного скота. Высокий уровень субсидирования должен сочетаться с ответственностью менеджеров предприятия. Для получения разрешения на включение в программу «Мясное скотоводство» сельскохозяйственные предприятия должны разработать бизнес-план с указанием потребности в финансировании и окупаемости затрат.
При успешной реализации программы в целом по области к 2010 г. стадо мясного скота можно увеличить до 50 тыс. коров, что позволит производить 22-23 тыс. т высококачественной говядины.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КРУПНОГО И МАЛОГО БИЗНЕСА НА РЫНКЕ МОЛОКА: ПРОТИВОРЕЧИЯ И ПУТИ РАЗРЕШЕНИЯ
Н.А.Соколов, к.э.н., проф. Брянской государственной сельскохозяйственной академии
На рынке молока и молочных продуктов продавцами и покупателями являются владельцы подсобных хозяйств, сельскохозяйственные организации, фермерские хозяйства, заводы и комбинаты по переработке сырья. От механизма взаимодействия зависят их доходы, объем производства и продаж продукции, степень удовлетворения потребностей населения в молочных продуктах, а также размеры налоговых поступлений в разные уровни бюджетов, занятость населения.
В Брянской области основным производителем молока являются хозяйства населения, они производят 60,5% от его общего объема. Но хозяйства населения не выступают в роли главного продавца молока, они занимаются не коммерческим, а натуральным производством. Увеличение их товарности, а следовательно, и доходности, во многом определяется уровнем развития молочного скотоводства в сельскохозяйственных организациях. Так, агропредприятиями Стародубского района применяется практика оказания услуг населению в заготовке кормов, ветеринарном обслуживании. Налажена по выгодным ценам закупка излишков молока в хозяйствах населения. В результате в 2004 г. хозяйства населения из областного бюджета за реализацию молока получили субсидий на сумму 1,7 млн р., или 14,3% от их общей суммы, в среднем на корову пришлось 414 р., а в хозяйствах населения Рогне-динского района, где отсутствуют взаимовыгодные отношения между крупным и мелким натуральным производством, субсидии за реализацию молока в среднем на корову составили 56,0 р.
Основными поставщиками молока в области являются сельскохозяйственные организации. Так, в
2004 г. ими было реализовано 139,3 тыс. т молока, или в среднем по 103 кг на каждого жителя Брянщины. Но агропредприятия находятся под негативным влиянием монополистического бизнеса промышленности. Монополистические цены на ресурсы, необходимые для производства молока, неуклонно растут. Так, цена на 1 т минеральных удобрений возросла с 1 761 р. в 2001 г. до 3 502 р. в 2004 г., или на 198,8%, цена за 1 т бензина увеличилась соответственно с 6 863 до 12 814 р., или на 186,7%.
Заводы по закупке и переработке молока по отношению к сельхозорганизациям также занимают монопольное положение. Чтобы не лишиться поставщиков сырья, они увеличивают цены реализации. Если в 2001 г. цена реализации 1 т молока составила 3 733 р., то в 2004 г. - 5 300 р., или повысилась на 142,0%. Но цены по реализации молока по темпам роста значительно отставали от цен на ресурсы, необходимые для его производства. В результате рентабельность производства молока крайне низкая, она имеет тенденцию к понижению: в 2001 г. была в размере 8,0%, в 2003 г. - 5,7%, в 2004 г. - 7,5%.
Крупный бизнес в переработке молока находится под сильным воздействием монополий, поставляющих топливо, электроэнергию, а также обеспечивающих тепло- и водоснабжение. Чтобы восполнить потери, молочные комбинаты проводят политику дискриминации цен, а именно - для одних хозяйств устанавливают высокие, а для других -низкие реализационные цены.
Ценовая дискриминация, проводимая заводами по закупке молока, определяется многими обстоятельствами. Так, закупка молока в отдельных хозяйствах и