УДК 331.1
Мирзабалаева Фарида Исламудиновна
кандидат экономических наук, профессор кафедры экономики и социологии труда Дагестанского государственного университета [email protected]
Алиева Патимат Руслановна [email protected]
РАЗВИТИЕ РАБОЧЕГО ТРУДОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН [1]
Mirzabalaeva Farida Islamudinovna
PhD in Economics, Professor of the Economics and Labor Sociology Department, Dagestan State University [email protected]
Alieva Patimat Ruslanovna
LABOUR RESOURCES DEVELOPMENT IN THE REPUBLIC OF DAGESTAN [1]
Аннотация:
Стратегической задачей перевода экономики регионов на траекторию устойчивого, стабильного развития является качественное воспроизводство рабочей силы. Приведение в соответствие структуры рабочих мест и используемых качественных характеристик рабочей силы диктует необходимость переориентации образовательных учреждений на сокращение подготовки невостребованных специалистов с высшим образованием и подготовки кадров рабочих профессий по более широкому спектру профессий. На основе анализа основных показателей и тенденций подготовки рабочих кадров обоснованы предложения по оптимизации данных процессов в образовательной сфере.
Ключевые слова:
рабочие кадры, рабочий трудовой потенциал, рабочий капитал, развитие рабочих профессий в Республике Дагестан.
Summary:
High-quality labour reproduction is a strategic determinant of the sustainable development of the regional economy. Correspondence between job structure and qualitative features of the employed labour demands the need for reorientation of the educational institutions from training unclaimed college-educated specialists to training workers with a wider range of professions. Basing upon the analysis of the main indicators and trends in the human resources training the author substantiates proposals on optimization of the educational processes.
Keywords:
human resources, labor potential, working capital, development of working professions in the Republic of Dagestan.
Одним из основных условий модернизации экономики регионов должна стать конкурентоспособная, гибкая, инновационная система подготовки рабочих кадров, которая обеспечит качественную подготовку нового поколения специалистов-профессионалов среднего звена, готовых обслуживать высокотехнологичные системы и оборудование. Диспропорции в подготовке кадров являются одним из факторов высокой безработицы в регионах, возникающих проблем при трудоустройстве молодых специалистов, низкой мобильности молодежи. За годы экономических реформ в сфере образования высокими темпами стали развиваться высшие учебные заведения и приблизительно такими же снижаться численность средних специальных заведений.
Дефицит рабочих кадров связан с резким снижением престижа рабочих профессий, приводящего к значительным трудностям в замещении выбывающих рабочих кадров старших возрастов; непривлекательными, а часто и тяжелыми условиями труда; развалившейся системой подготовки рабочих кадров; и другими факторами. Ускорение темпов развития экономики, появление наукоемкого производства требует появления «нового» типа рабочего, владеющего современными технологиями, умеющего обслуживать сложное производственное оборудование и использовать новые материалы.
Сохранение и развитие профессионально-квалификационного потенциала региона напрямую зависит от основных составляющих: имеющегося уровня квалификации кадров (по данным экспертов, при том, что в передовых странах квалифицированные рабочие составляют 35-45 % от общего числа работающих, в России - около 6 %), уровня развития услуг учебнообразовательного комплекса и уровня координации и взаимодействия хозяйствующих субъектов и учебных центров при активной регулирующей роли региональных управленческих структур [2, с. 71]. Правительство идет на радикальные меры, предлагая сократить количество высших учебных заведений в России с 1 000 до 150-200. Большая часть вузов станет техникумами и училищами, а самые слабые будут закрыты [3, с. 30].
По данным агентства по подбору персонала SuperJob, количество резюме на одну вакансию токаря, сантехника, электрика в январе 2010 г. было в десять раз меньше, чем, например, на вакансию менеджера. Если на одну вакансию секретаря приходится 25 резюме, на вакансию менеджера по персоналу - 60 резюме, то на вакансии «токарь», «сантехник», «электрик» - по 6 резюме. Согласно рейтингу рабочих специальностей, составленному порталом SuperJob, средние зарплаты составляют 30-40 тыс. руб. в месяц, в частности, заработок автомастера 50-80 тыс. руб. в месяц, опытного станочника - около 60 тыс. руб., а рабочие, владеющие специальностью «полировщик» и умеющие обрабатывать памятники сложной геометрии, получают до 150 тыс. руб. [4]. Не всегда эти высокие зарплаты являются привлекательными при выборе профессии на региональном рынке труда.
Экономика страны испытывает острую потребность в воспроизводстве качественного рабочего трудового потенциала, который становится важным фактором развития региональной экономики. Так, в Северо-Кавказском федеральном округе, как и целом по России, существуют серьезные противоречия между системой подготовки квалифицированных рабочих кадров, а также специалистов с высшим образованием, и реальными потребностями экономики. При сохранении текущей структуры подготовки кадров, в перспективе будет нарастать дефицит кадров со средним и начальным профессиональным образованием при избытке неквалифицированных работников и специалистов с высшим образованием [5, с. 123].
При командно-административной системе подготовки специалистов предприятия комплектовались кадрами планомерно, работодатели привлекались в государственные комиссии по приему выпускных экзаменов, защите дипломных проектов, к руководству практиками; а вуз, в свою очередь, готовил специалистов и повышал квалификацию работников предприятий и организаций, которые сотрудничали с ними, и т.п. Данная система разрушена, а новая сформировалась фрагментарно, на личных связях, поэтому работает неэффективно. Ситуация на рынке труда региона усложняется тем, что большая часть старых предприятий не работает, новые возводятся медленными темпами и в недостаточном количестве, а их руководители не мотивированы к сотрудничеству с вузами, техникумами. Все актуальнее необходимость подготовки специалистов по государственному заказу и по договорам с предприятиями. Система подготовки кадров в вузах должна стать более гибкой и легко адаптироваться к изменениям. При подготовке рабочих кадров масса ниш, которые не требуют глубоко мониторинга.
Таблица 1 - Показатели подготовки кадров средними государственными и муниципальными профессиональными образовательными учреждениями
Республики Дагестан
2000/ 2001 2005/ 2006 2006/ 2007 2007/ 2008 2008/ 2009 2009/ 2010 2010/ 2011
Число учреждений 29 28 29 27 28 27 27
Численность студентов, тыс. чел. 20,1 25,1 25,2 24,5 24,8 25,7 27,2
На 10 000 человек населения приходилось студентов образовательных учреждений среднего профессионального образования 92,9 95 95 91 91 94 87
Принято студентов, человек 7,0 7,8 7,8 7,4 7,9 8,6 8,1
Выпущено специалистов, тыс. чел. 5,3 6,2 6,9 6,7 6,6 6,3 6,1
На 10 000 человек населения выпущено специалистов образовательными учреждениями среднего профессионального образования 24,4 24 26 25 24 23 20
Источник: составлена авторами на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [6, с. 241].
В Республике Дагестан рабочие специальности также не являются престижными (лишь единицы опрашиваемых школьников в различных социологических опросах планируют трудиться токарем, фрезеровщиком, шофером, поваром и т.д.). Прием учащихся в учреждения среднего профессионального образования сократился с 8,6 тыс. человек в 2009/2010 гг. до 8,1 тыс. человек в 2010/2011 гг. (таблица 1). Особенно неблагополучными в плане приема оказались 2007-2008 гг., когда наблюдалось резкое снижение интереса абитуриентов к выбору рабочих специальностей. Также наблюдается снижение подготовленных специалистов, численность которых в 2010/2011 гг. составила 6,1 тыс. чел.
Одним из главных критериев привлекательности профессии остается высокая заработная плата. Данные таблицы 2 показывают, что в 2011 г. в республике наиболее высоким оказался средний заработок представителей рабочих специальностей в области строительства, транспорта и связи, производства и распределения электроэнергии, газа и воды. Средняя за- 216 -
работная плата специалистов среднего уровня квалификации составила 12 256 руб. Для сравнения средняя зарплата работников по экономике в 2011 г. в республике составила 11 236 руб.
Таблица 2 - Средняя начисленная заработная плата работников организаций по видам экономической деятельности в 2011 г. (рублей)
Специалисты среднего уровня квалификации Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин Неквалифи- цированные рабочие
Добыча полезных ископаемых 12 640 8 601 11 487 7 206
Обрабатывающие производства 10 919 14 612 13 185 7 711
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 17 685 13 134 9 647 7 453
Строительство 11 164 18 603 14 715 7 277
Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 6 577 11 509 11 292 5 704
Гостиницы и рестораны 3 500 3 500 3 823 4 386
Транспорт и связь 20 907 12 384 16 648 10 297
Операция с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 17 241 9 190 8 967 5 498
Научные исследования и разработки 8 858 8 727 10 817 5 543
Образование 8 034 5 804 5 928 5 268
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8 245 5 178 7 957 5 303
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта 21 306 5 236 10 856 5 010
Средняя заработная плата 12 256 9 706 10 444 6 388
Источник: составлена авторами на основе данных Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Дагестан [7, с.118-120].
Определенные позитивные сдвиги в сфере развития среднего профессионального образования наблюдаются в Республике Дагестан. На начало 2012 г. в республике функционировало 32 учреждения среднего профессионального образования, расположенных в разных городах и районах республики. В них обучается 25,2 тыс. студентов. Подготовка специалистов ведется по 64 специальностям. Ежегодный выпуск специалистов со средним профобразованием составляет около 6 000 человек. Средние специальные учебные заведения выпускают специалистов технического, педагогического, медицинского, сельскохозяйственного направления, а также направлений искусства и культуры. В последние годы все большее число средних учебных заведений становятся многопрофильными. Однако темпы остаются низкими, решить проблему замещения старшего поколения не удается в условиях высокой безработицы и трудоизбыточности региона.
Профессиональные училища и техникумы необходимо оснащать современным оборудованием, полностью модернизируя материальную базу. Необходимо привлекать частные инвестиции предприятий, которые заинтересованы в качественных рабочих кадрах, пересматривать вопросы повышения заработных плат [8].
Для повышения престижа рабочих профессий, переориентации потоков молодых людей при выборе профессии на формирование рабочего капитала, инвестирование в рабочий трудовой потенциала специалистами предлагаются следующие меры: формирование государственного заказа на подготовку рабочих кадров; налаживание социального партнерства между службами занятости, предприятиями и учебными заведениями по целевой подготовке и переподготовке рабочих кадров, а также развитие контрактной системы их подготовки; разработка механизма мониторинга и регулирования спроса и предложения рабочих кадров; оснастка материально-технической базы учреждений современным оборудованием, машинами, станками, компьютерными технологиями и т.д.; развитие профессиональной ориентации молодежи, повышение мотивации к трудовой деятельности по востребованным рабочим специальностям; доведение уровня реального содержания заработной платы рабочих до стоимости их рабочей силы (у квалифицированных рабочих крупных городов эта стоимость составляет 40-45 тыс. руб. в месяц); введение отсрочки от призыва в армию для молодых рабочих на пять лет, по аналогии с отсрочкой для студентов; компенсация непривлекательных сторон непосредственно произво-
дительного труда рабочих (тяжесть, монотонность, неблагоприятные условия производственной среды и т.д.) сокращением рабочей недели (без потери в заработке); создание образовательной среды, обеспечивающей новое качество обучения и формирование компетенций (как у обучающихся, так и у педагогических работников), значимых для выбранного направления профессиональной деятельности; возможность рабочих активно влиять на решение социальноэкономических вопросов, затрагивающих их интересы; постоянное повышение квалификации преподавательского состава учреждений среднего профессионального образования; повышение роли материальных стимулов в воспроизводстве квалифицированных кадров и др. [9].
Мы глубоко убеждены, что начинать необходимо с изменения отношения к труду рабочего на всех уровнях подготовки кадров, всего общества в целом. Модернизация среднего профессионального образования - это масштабная программа и осуществляться должна при активном содействии общества. Она должна привести к достижению нового качества российского образования, которое определяется, прежде всего, его соответствием актуальным и перспективным запросам экономики регионов.
Ссылки и примечания:
1. Данная статья подготовлена при финансовой поддержке Комитета по молодежной политике Республики Дагестан в рамках реализации гранта Президента Республики Дагестан «Влияние миграции на качество трудового потенциала молодежи региона».
2. Шиканов С.В. Современные проблемы профессионального образования рабочих кадров в рамках экономического развития РФ // Известия Томского политехнического университета. 2008. № 6. С. 70-73.
3. Коновалова В. Квалифицированные кадры для инновационной экономики: в чем проблема и как ее решать // Кадровик. Кадровый менеджмент. 2009. № 11. С. 29-43.
4. URL: http://www. SuperJob.ru (дата обращения: 10.02.2013).
5. Доклад о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации за 2008г. Россия перед лицом демографических вызовов / под общей редакцией А.Г. Вишневского и С.Н. Бобылева. М., 2009.
6. Социальное положение и уровень жизни населения Дагестана: Статистический сборник. Махачкала, 2011.
7. Социальное положение и уровень жизни населения Дагестана. 2012: стат. сб. / Дагестанстат, 2012.
8. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000020 (дата обращения: 10.02.2013).
9. Василенкова Н.В. Совершенствование системы подготовки высококвалифицированных рабочих кадров для судостроительной отрасли Астраханского региона // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. 2010. № 4. С. 345-348 ; Золотов А.В. Об актуальных мерах государственного регулирования воспроизводства рабочих кадров // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2008. № 3. С. 23-25 ; Се-лянинова В.А., Леонов Н.И, Модель формирования позитивного отношения учащихся к рабочей профессии // Вектор науки ТГУ. 2011. № 2. С. 135-139 ; Смирнов И.П., Снопко Н.М. Подготовка рабочих кадров на основе государственного заказа // Образование и наука. 2008. № 3. С. 54-62.
References (transliterated) and notes:
1. The article is performed with financial support from the Committee for Youth Policy of the Republic of Dagestan as a part of the grant from the President of the Republic of Dagestan “Influence of migration on the quality of the youth working potential of the region”.
2. Shikanov S.V. Sovremennie problemy professional'nogo obrazovaniya rabochikh kadrov v ramkakh ekonomicheskogo razvitiya RF // Izvestiya Tomskogo politekhnicheskogo universiteta. 2008. № 6. P. 70-73.
3. Konovalova V. Kvalifitsirovannie kadry dlya innovatsionnoy ekonomiki: v chem problema i kak ee reshat' // Kadrovik. Kadroviy menedzhment. 2009. № 11. P. 29-43.
4. URL: http://www. SuperJob.ru (date of access: 10.02.2013).
5. Doklad o razvitii chelovecheskogo potentsiala v Rossiyskoy Federatsii za 2008g. Rossiya pered litsom demograficheskikh
vyzovov / under general ed. of A.G. Vishnevskiy and S.N. Bobylev. M., 2009.
6. Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Dagestana: Statisticheskiy sbornik. Makhachkala, 2011.
7. Sotsial'noe polozhenie i uroven' zhizni naseleniya Dagestana. 2012: stat. sb. / Dagestanstat, 2012.
8. URL: http://www.budgetrf.ru/Publications/Programs/Government/Gref2000/Gref2000020 (date of access: 10.02.2013).
9. Vasilenkova N.V. Sovershenstvovanie sistemy podgotovki vysokokvalifitsirovannykh rabochikh kadrov dlya sudostroitel'noy
otrasli Astrakhanskogo regiona // Vestnik KGU im. N.A. Nekrasova. 2010. № 4. P. 345-348 ; Zolotov A.V. Ob aktual'nykh
merakh gosudarstvennogo regulirovaniya vosproizvodstva rabochikh kadrov // Uchenie zapiski Orlovskogo gosudarstven-nogo universiteta. Seriya: Gumanitarnie i sotsial'nie nauki. 2008. № 3. P. 23-25 ; Selyaninova V.A., Leonov N.I, Model'
formirovaniya pozitivnogo otnosheniya uchashchikhsya k rabochey professii // Vektor nauki TGU. 2011. № 2. P. 135-139 ;
Smirnov I.P., Snopko N.M. Podgotovka rabochikh kadrov na osnove gosudarstvennogo zakaza // Obrazovanie i nauka. 2008. № 3. P. 54-62.