DOI 10.23859/1994-0637-2017-1-76-27 УДК 337.12
Листвин Александр Анатольевич
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: listvin.54@mail.ru
АКТУАЛИЗАЦИЯ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Аннотация. Задачи инновационного развития отечественной экономики требуют изменений в системе воспроизводства квалифицированных кадров и, прежде всего, по профессиям рабочих. Новые подходы и механизмы профессионального становления молодого поколения в современных условиях только намечаются. Важнейшим звеном в этом процессе является среднее профессиональное образование (СПО), статус, содержание и процесс функционирования которого требует актуализации в соответствии с вызовами перспективного развития отечественной экономики.
Ключевые слова. Среднее профессиональное образование, система воспроизводства кадров, профессиональное самоопределение, профессиональное становление, системные проблемы СПО.
© ^HCTBHH A.A., 2017
Listvin Alexander Anatolyevich
PhD (Education), Associate professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: listvin.54@mail.ru
UPDATING OF SECONDARY PROFESSIONAL EDUCATION IN MODERN RUSSIA
Summary. Tasks of innovative development of domestic economy require changes in system of reproduction of qualified personnel and, first of all, professions of workers. New approaches and mechanisms of professional formation of the younger generation in modern conditions are only planned. The major link in this process is the secondary professional education (SPE). Its status, contents and process of functioning require updating according to challenges of perspective development of domestic economy.
Keywords. Secondary professional education, system of staff reproduction, professional self-determination, professional formation, system problems of SPO.
Введение
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. в качестве одной из задач предполагает приведение профессионально-квалификационной структуры подготовки кадров на разных уровнях профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда и перспективами развития экономики [8]. Проводимая в последние десятилетия модернизация системы профессионального образования разрушила сложившийся механизм воспроизводства квалифицированных кадров, взаимодействия общей и профессиональной школы. Новые подходы и эффективные механизмы профессионального самоопределения и становления молодого поколения в условиях инновационного развития экономики только намечаются. Важнейшим звеном системы воспроизводства кадров является среднее профессиональное образование (СПО). Этот уровень образования следует рассматривать как профильный, содержание и процесс обучения в котором позволяют учащемуся сформировать ориентировочную основу будущей профессиональной деятельности, определить свой образовательный мар-
шрут. В настоящее время переход на ФГОС СПО четвертого поколения дает возможность актуализировать деятельность учреждений СПО в условиях требований высокотехнологичных производств и инновационного развития экономики.
Основная часть
Современные требования к воспроизводству квалифицированных кадров обуславливают необходимость формирования у выпускников организаций профессионального образования профессиональных компетенций, творческих способностей, нравственности, профессиональной ответственности. Учреждения СПО призваны решать задачи интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовки квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства [5]. Заметим, что в настоящее время обсуждается Концепция технологического образования в системе общего образования в РФ, в рамках которой ставится задача формирования технологической культуры и проектно-технологического мышления обучающихся общеобразовательной школы. Однако современная система мотивации обучающихся общеобразовательной школы ориентирована на получение выпускниками высшего образования. В РФ поступают в вузы 80 % школьников, в то время как в США - 44 %, а в Германии - 38 % [3]. Кроме того, исходя из задач развития малого и среднего предпринимательства в России, необходимо формировать подрастающее поколение, нацеленное на самозанятость и желательно в знакомой системе хозяйствования. Существовавшая ранее система начального профессионального образования во многом способствовала решению этих задач на региональном уровне, особенно профессиональные лицеи как многоуровневые профессиональные учебные заведения. В результате непродуманной политики в области профессионального образования были утрачены механизмы профессионального самоопределения молодежи, нарушены сложившиеся связи общего и профессионального образования. Современные колледжи преимущественно ориентированы на подготовку специалистов «среднего звена», которым в процессе обучения обеспечивается освоение профессиональных компетенций по профессиям рабочих, в лучшем случае, на уровне 3-го квалификационного разряда [2]. В общеобразовательной школе предмет «Технология» утратил функцию формирования первоначальных трудовых умений, даже обслуживающего труда, что является серьезной проблемой в связке общего и профессионального образования. Проблемы совершенствования воспроизводства квалифицированных кадров регулярно обсуждаются представителями Правительства РФ, профсоюзов и работодателей. Особенно в настоящее время возрастает потребность в квалифицированных рабочих и специалистах для промышленности, строительства, транспорта, газового хозяйства, социальной сферы, жилищно-коммунального и сельского хозяйства.
Однако наблюдается запаздывающая реакция всей системы подготовки кадров на происходящие в экономике преобразования. В регионах страны, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, качество рабочей силы становится критическим. Более 50 % занятого населения в отраслях экономики являются работниками простого неквалифицированного труда с узкой специализацией, или труда средней сложности. Средний возраст работников в отечественной промышленности составляет 53-57 лет. По международным оценкам, у нас не выдерживают конкуренции на мировом рынке 62 % выпускников, обучающихся по программам профессионального обучения и 55 % - по программам СПО, а по заключению отечественных экспертов 80 % выпускников в области инженерного образования имеют неудовлетвори-
тельное качество подготовки [9]. Исследования Росстата показывают, что 80 % выпускников учреждений СПО трудоустраиваются в первый год после окончания учебы (включая службу в армии), 9 % не могут найти работу [7]. Все это означает, что на региональные рынки труда попадает молодежь либо не пользующаяся спросом, либо не способная выдержать конкуренцию. В настоящее время большое количество выпускников СПО получают рабочие профессии 3-го разряда, в то время как потребность большинства предприятий - рабочие 5-6 разрядов. Именно нацеленность учреждений СПО на подготовку специалистов среднего звена, позволяющая им с одной стороны увеличить продолжительность учебного цикла, а с другой - снизить издержки на этап профессионального обучения в учебно-производственных мастерских, не способствует решению задач подготовки высококвалифицированных рабочих для высокотехнологических производств. Федеральный портал Роструда «Работа в России» регулярно регистрируется около 1 млн вакансий, в том числе более 60 % вакантных мест предназначено для рабочих профессий [8]. Тенденция возрастания дефицита рабочих кадров наблюдается на протяжении многих лет. Профессиональная подготовка рабочих и специалистов по уровням СПО - ВО ведется в соотношении 1:1:1, в то время, как рабочих требуется в 5 раз больше [8]. Дефицит рабочих и техников сегодня - один из факторов, сдерживающих экономическое развитие регионов и страны в целом. Более 70 % крупных российских компаний говорят о нарастающей тенденции нехватки квалифицированных и высококвалифицированных кадров. Опросы работодателей показывают, что менее трети из них сотрудничают с учреждениями профессионального образования в рамках государственно-частного партнерства: с учреждениями ВО - 32 % работодателей, с учреждениями СПО - 29 %, с учреждениями ПО - 27 %. В основном сотрудничество осуществляется в виде [2]:
- организации стажировок и практики на предприятиях;
- участия в днях открытых дверей, ярмарках вакансий, проводимых учреждениями профессионального образования;
- заключения прямых договоров на подготовку специалистов.
Сеть организаций, реализующих программы СПО, сократилась за прошедший период на 2, 9 % и составила 3,3 тыс. организаций (включая Крым и Севастополь). Сокращение сети - результат укрупнения и объединения с учреждениями НПО. В последние годы наметилась тенденция увеличения востребованности среди молодежи программ СПО, в том числе за счет увеличения доли выпускников основной общеобразовательной школы. В 2015 г. количество бюджетных мест за счет ассигнований бюджетов субъектов РФ для обучения по программам СПО по сравнению с 2014 г. в целом по РФ увеличено на 41 % (с 512,7 до 722,7 тыс.) [1]. В ряде регионов эта тенденция сохраняется и на 2016-2017 гг. Так, в Вологодской области на 2017 г. количество бюджетных мест в учреждениях профессионального образования увеличено до 6054, что фактически превышает суммарную заявку учреждений профессионального образования области на 900 мест. Аналогичную ситуацию можно наблюдать и в других регионах. Это свидетельствует о том, что в регионах страны сложилась деформация структуры воспроизводства квалифицированных кадров. Подготовка квалифицированных рабочих кадров и специалистов по уровням ПО и СПО составляет примерно 1 млн человек, в то время, как только годовой прогноз потребности в рабочих профессиях на 2015 год составлял около 2 млн человек [7]. Приведенные данные свидетельствуют о том, что в отечественном профессиональном образовании существуют системные проблемы, инициирующие негативные последствия, а именно:
- сохраняется дисбаланс в воспроизводстве квалифицированных кадров по уровням профессионального образования;
- оторванность образования от работодателя;
- несоблюдение принципов и закономерностей дидактики профессионального обучения;
- устаревание федеральных государственных образовательных стандартов в силу отсутствия эффективного инструмента быстрого обновления их содержания;
- длительность цикла внедрения профессиональных стандартов;
- не финансируются кооперационные связки, взаимодействие предприятий и учебных заведений СПО, в том числе софинансирование подготовки, осуществляется не системно, локально, без нормативной и единой методической базы;
- физическая и моральная изношенность материально-технической базы большинства учреждений СПО, отсутствие возможность оперативного ее обновления.
Экономическая динамика в промышленно развитых странах, связанная с интенсификацией конкуренции, быстрой сменой технологий и повышением экономической неопределенности, задает спрос на новые типы компетенций и новые формы подготовки. С одной стороны, растет спрос на работников, обладающих максимальной гибкостью и высокой креативностью, готовых к самостоятельному действию и командной работе, способных работать в разных культурах и с разными технологическими средами - т.е. меняются требования к базовому образованию. С другой стороны, существует спрос на высокоскоростное обучение, которое готовит работников под узкий круг задач для данного рабочего места. С третьей стороны, все выше потребность в моделях сквозного обучения на протяжении всей жизни, позволяющих обеспечивать постоянное дообучение персонала в соответствии с меняющимся кругом задач. Эти требования обуславливают актуализацию системы профессионального образования посредством дальнейшей интеграции уровней профессионального образования, оптимизации сети учреждений и создание в регионах образовательных кластеров, а также задают новые требования и к школьному образованию в решении задач профессионального самоопределения обучающихся, их допрофессиональной подготовке в рамках предметной области «Технология». В этом отношении целесообразно обратиться к профессионально-интегративной системе обучения квалифицированных рабочих и специалистов, позволяющей реализовывать разные модели организации образовательного процесса в учреждениях СПО [5].
Данная система показала свою эффективность в практике работы ГОУ НПО «Профессиональный лицей №2 им. акад. И.П. Бардина», а ныне БПОУ ВО «Череповецкий металлургический колледж им. акад. И.П. Бардина», и ее актуализация была бы целесообразна в условиях перехода системы СПО на ФГОС 4-го поколения, развития государственно-частного партнерства и применения системы дуального обучения [4]. Кроме того, необходимо учитывать изменение ценностей и предпочтений в обществах промышленно развитых стран, связанное с «закрытием базовых потребностей» в обществе потребления, что предъявляет образовательной системе новый тип «человеческого материала». К тому же приходится констатировать увеличение доли учащихся, которые не видят особой ценности в образовании и не имеют особого интереса к содержанию образовательного процесса. Отсюда главный вызов для образовательной системы, являющейся пространством воспроизводства смыслов деятельности общества - мотивировать людей учиться. При этом, чтобы полноценно конкурировать с другими государствами в воспроизводстве высококвалифицированных кадров, нет необходимости копировать системы образования и «лучшие практики» по моделям промышленно развитых стран, которые сами они уже считают «залежалым товаром», который может устареть всего через 10-15 лет. Поэтому
целесообразно инвестирование в построение новой национальной индустриальной образовательной системы, учитывающей историю, традиции, теорию и практику отечественного профессионального образования. Исследования показывают, что отечественные работодатели тратят на обучение персонала всего 0,5-0,7 % ФОТ, а работодатели в промышленно развитых страна - 5-7 %. При этом среди трудностей профессионального роста представители молодежи называют не только недостаточный уровень трудовых навыков (30 %) и квалификаций (26,1 %), но и отсутствие возможностей повысить квалификацию (33,4 %) или получить профессиональное образование (15 %) [2]. Учитывая, что по Конституции России среднее профессиональное образование является общедоступным и бесплатным, целесообразно введение налога на потребителей квалифицированных кадров, как это осуществляется в промышленно развитых странах. Например, во Франции, в соответствии с законодательством, каждое предприятие с числом работающих от 10 человек и более обязано перечислять в бюджет на профессиональное обучение не менее 1,5 % от фонда оплаты труда.
Выводы
Таким образом, актуализация системы СПО предполагает:
- реализацию региональных и отраслевых программ развития человеческих ресурсов, расширение объемов подготовки кадров по укрупненным и интегрированным профессиям и специальностям с применением многоуровневых, ступенчатых моделей организации образовательного процесса;
- повышение эффективности профориентации школьников, организации их до-профессиональной подготовки на основе сетевой формы обучения;
- развитие системы внутрифирменного обучения персонала, профессионального обучения высвобождаемых работников и незанятого населения, повышение потенциала их трудоустройства как важнейшего средства повышения их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на региональных рынках труда;
- принятие федеральных законов о распределении и трудоустройстве выпускников учреждений СПО, обученных за счет бюджета, на рабочие места в соответствии с полученной профессией (специальностью);
- стимулирование работодателей на воспроизводство квалифицированных кадров, развитие материально-технической базы профессиональных образовательных организаций;
- апробацию моделей подготовки педагогических кадров для системы СПО в организациях высшего и дополнительного профессионального образования;
- обеспечение фундаментальности профессиональной подготовки кадров, ее нацеленности на формирование ключевых компетенций, обеспечивающих выпускникам учреждений СПО;
- стремление кадров при необходимости освоить новые перспективные профессии.
Актуализация системы СПО обуславливает создание в регионах инновационной образовательной инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства, которая должна использовать не только внутренний потенциал учреждений СПО и высшего образо-вания, но и потенциал работодателей. Это позволит сбалансировать спрос и предложение рабочей силы, совершенствовать воспроизводство квалифицированных рабочих кадров и специалистов, улучшать ситуацию с трудоустройством и занятостью молодежи.
Литература
1. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015-2020 годы. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? base=LAW;n=176010;req=doc/.
2. Кязимов К.Г. Проблемы совершенствования воспроизводства квалифицированных рабочих кадров // Профессиональное образование. Столица. 2016. № 5. С. 2-5.
3. Ливанов Д.В. О государственной поддержке квалифицированных рабочих кадров // Образование в России. 2014. Вып. 10. С. 281-284.
4. Листвин А.А. Профессионально-интегративная система обучения квалифицированных рабочих и специалистов металлургического профиля. Череповец: ГОУ ВПО ЧГУ, 2009. 214 с.
5. Листвин А.А. Основные положения профессионально-интегративной системы обучения // Профессиональное образование. Столица. 2011. № 5. С. 45-46.
6. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ. URL: http://www. rg.ru/ 2012/12/30/obrazovanie-dok/.
7. Работа в России // Портал Роструда. URL:http://www.trudvsem.ru/.
8. Стратегия развития системы подготовки рабочих кадров на период до 2020 года. URL: http://www.youngscience.ru/pages/main/.
9. Ткаченко Е.В. Профессиональное образование в России: проблемы развития // Ценности и смыслы. 2014. №2 (30). С. 11-12.
References
1. Kompleks mer, napravlennykh na sovershenstvovanie sistemy srednego professional'nogo ob-razovaniia na 2015-2020 gody [A set of measures aimed at improving the Secondary school-tional education system 2015-2020]. Available at: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? base=LAW;n=176010;req=doc/.
2. Kazimov K.G. Problemy sovershenstvovaniia vosproizvodstva kvalifitsirovannykh rabochikh kadrov [Problems of improving the reproduction of skilled workers]. Professional'noe obrazovanie. Stolitsa [Professional Education. Capital], 2016, no. 5, pp. 2-5.
3. Livanov D.V. O gosudarstvennoi podderzhke kvalifitsirovannykh rabochikh kadrov [On state support of skilled workers]. Obrazovanie v Rossii [Education in Russia 2014]. Moscow, 2014, vol. 10, pp. 281-284.
4. Listvin A.A. Professional'no-integrativnaja sistema obuchenija kvalificirovannyh rabochih i specialistov metallurgicheskogo profilja [Vocational and integrative system of training skilled workers and specialists of metallurgical Profile]. Cherepovets: GOU VPO CSU, 2009. 214 p.
5. Listvin A.A. Osnovnye polozhenija professional'no-integrativnoj sistemy obuchenija [The main provisions of the integrative vocational training system]. Vocational education. Capital [Professional'noe obrazovanie. Stolica], 2011, no. 5, pp. 45-46.
6. Ob obrazovanii v Rossijskoi Federacii: Federal'nyj zakon ot 29.12.2012 g. №273-FZ [On Education in the Russian Federation: the Federal Law of 29.12.2012 of no. 273-FZ]. Available at: http: // www.rg.ru/ 2012/12/30 / obrazovanie-dok /.
7. Rabota v Rossii [Work in Russia]. Portal Rostruda [Portal Labor Agency]. Available at: http://www.trudvsem.ru/.
8. Strategija razvitiia sistemy podgotovki rabochih kadrov na period do 2020 goda [The strategy of the system of training of skilled workers for the period up to 2020]. Available at: http: //www.youngscience.ru/pages/main/.
9. Tkachenko E.V. Professional'noe obrazovanie v Rossii: problemy razvitija [Professional education in Russia: problems of development]. Cennosti i smysly [The Values and meanings], 2014, no. 2(30), pp. 11-12.
Листвин А.А. Актуализация среднего профессионального образования в современной России // Вестник Череповецкого государственного университета. 2017. №1. С. 189-194.
For citation: Listvin A.A. Updating of secondary professional education in modern Russia. Bulletin of the Cherepovets State University, 2017, no. 1, pp. 189-194.