Научная статья на тему 'Влияние демографического фактора и уровня востребованности рабочих профессий у абитуриентов на систему подготовки рабочих кадров в России'

Влияние демографического фактора и уровня востребованности рабочих профессий у абитуриентов на систему подготовки рабочих кадров в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
151
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСТРЕБОВАННОСТЬ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ / РАБОЧИЕ КАДРЫ / КВАЛИФИКАЦИЯ / СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ / ЭКОНОМИКА / АБИТУРИЕНТЫ / СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (СПО) / DEMAND FOR WORKING PROFESSIONS / WORKING FOOTAGE / QUALIFI CATION / SYSTEM OF TRAINING OF WORKERS / ECONOMY / ENTRANTS / VOCATIONAL EDUCATION (VET)

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Алексей Алексеевич

Актуальность поставленной темы обусловлена существенной трансформацией как системы подготовки рабочих кадров в России, так и подходов к роли рабочих кадров в современной экономике. Среди российской молодежи рабочие профессии не пользуются популярностью. Абитуриенты чаще всего не разделяют убеждение в том, что с качественным средним специальным образованием в современных экономических условиях реально трудоустроиться на позицию с достойным уровнем оплаты труда. При выборе образовательной траектории молодежь отдает предпочтение обучению в вузах, понимая, что высока вероятность после завершения обучения по программе высшего образования не получить соответствующее рабочее место. Принимаемые со стороны государства меры для повышения востребованности рабочих профессий среди молодежи не демонстрируют высокой эффективности. Дополнительным негативным фактором, оказывающим воздействие на систему подготовки рабочих кадров, является тренд сокращения численности абитуриентов. В данных условиях система подготовки рабочих кадров требует новых подходов к определению перспектив и развитию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Алексей Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE DEMOGRAPHIC FACTOR AND THE LEVELOF THE INHERITANCE OF THE WORKING PROFESSIONSIN THE ABITURANTS TO THE SYSTEM OF PREPARATIONOF WORKING PERSONNEL IN RUSSIA

The relevance of the topic is determined by the signifi cant transformation of both the training of workers in Russia and the approaches to the roles of workers in the modern economy. Among the Russian youth, working professions are not popular. Applicants, most often, do not share the conviction that with a qualitative secondary special education in the current economic conditions, it is really possible to fi nd a job with a decent salary level. When choosing an educational trajectory, young people prefer to study in universities, realizing that it is more likely that after completing their education under the higher education program, they will not receive a corresponding job. Measures taken by the state to increase the demand for working professions among young people do not demonstrate high effi ciency. An additional negative factor affecting the training of workers is the trend of reducing the number of applicants. In these conditions, the system of training the workforce requires new approaches to determining prospects and development.

Текст научной работы на тему «Влияние демографического фактора и уровня востребованности рабочих профессий у абитуриентов на систему подготовки рабочих кадров в России»

Aleksey Alekseyevich Stepanov,

post-graduate student of the basic department Chamber of Commerce and industry of the Russian Federation, Russian University of Economics. G.V. Plekhanov

УДК 314.148:316.334.2

Алексей Алексеевич Степанов,

аспирант базовой кафедры Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

[email protected]

ВЛИЯНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКОГО ФАКТОРА

И УРОВНЯ ВОСТРЕБОВАННОСТИ РАБОЧИХ ПРОФЕССИЙ У АБИТУРИЕНТОВ НА СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ РАБОЧИХ КАДРОВ В РОССИИ

Актуальность поставленной темы обусловлена существенной трансформацией как системы подготовки рабочих кадров в России, так и подходов к роли рабочих кадров в современной экономике. Среди российской молодежи рабочие профессии не пользуются популярностью. Абитуриенты чаще всего не разделяют убеждение в том, что с качественным средним специальным образованием в современных экономических условиях реально трудоустроиться на позицию с достойным уровнем оплаты труда. При выборе образовательной траектории молодежь отдает предпочтение обучению в вузах, понимая, что высока вероятность после завершения обучения по программе высшего образования не получить соответствующее рабочее место. Принимаемые со стороны государства меры для повышения востребованности рабочих профессий среди молодежи не демонстрируют высокой эффективности. Дополнительным негативным фактором, оказывающим воздействие на систему подготовки рабочих кадров, является тренд сокращения численности абитуриентов. В данных условиях система подготовки рабочих кадров требует новых подходов к определению перспектив и развитию.

Ключевые слова: востребованность рабочих профессий, рабочие кадры, квалификация, система подготовки рабочих кадров, экономика, абитуриенты, среднее профессиональное образование (СПО).

INFLUENCE OF THE DEMOGRAPHIC FACTOR AND THE LEVEL OF THE INHERITANCE OF THE WORKING PROFESSIONS IN THE ABITURANTS TO THE SYSTEM OF PREPARATION OF WORKING PERSONNEL IN RUSSIA

The relevance of the topic is determined by the significant transformation of both the training of workers in Russia and the approaches to the roles of workers in the modern economy. Among the Russian youth, working professions are not popular. Applicants, most often, do not share the conviction that with a qualitative secondary special education in the current economic conditions, it is really possible to find a job with a decent salary level. When choosing an educational trajectory, young people prefer to study in universities, realizing that it is more likely that after completing their education under the higher education program, they will not receive a corresponding job. Measures taken by the state to increase the demand for working professions among young people do not demonstrate high efficiency. An additional negative factor affecting the training of workers is the trend of reducing the number of applicants. In these conditions, the system of training the workforce requires new approaches to determining prospects and development.

Keywords: demand for working professions, working footage, qualification, system of training of workers, economy, entrants, vocational education (VET).

Безусловно, важным фактором, оказывающим непосредственное влияние на функционирование системы подготовки рабочих кадров, являются конъюнктурные изменения и предпочтения потребителей образовательных услуг - абитуриентов. При этом необходимо обратить внимание на изменение численности абитуриентов под влиянием демографического фактора, а также на уровень востребованности у молодежи программ подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Статистика говорит о снижении уровня востребованности у молодого поколения обучения рабочим профессиям. Подобные изменения спроса у абитуриентов являются следствием повышения доступности высшего образования, а также низкой престижностью в общественном сознании рабочих

профессий. Приведем информацию о численности возрастной группы 15-летних школьников и выпускников 9-х классов сельских и городских общеобразовательных школ (рис. 1).

Согласно приведенной статистике, количество 15-летних школьников в период с 2002 по 2014 г. неуклонно сокращалось, только с 2014 г. наблюдается увеличение общего количества школьников данной возрастной группы. В результате демографического фактора численность выпускников 9-х классов сельских и городских школ, составляющих основу системы подготовки рабочих кадров, с 2002 г. также стремительно снижается. В период с 2014 по 2016 г. наблюдается незначительное увеличение численности выпускников 9-х классов в городских общеобразовательных школах. Тенден-

114 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Рис. 1. Численность возрастной группы 15-летних и выпускников 9-х классов городских и сельских общеобразовательных школ, тыс.человек [2, с. 155]

Рис. 2. Доля учеников, поступивших в 10-й класс, из числа окончивших 9-й класс, % [2, с. 155]

ция по сокращению численности выпускников 9-х классов в сельских школах неизменна с 2002 г. по настоящее время. Вместе с тем с 1998-1999 учебного года доля учеников сельских школ, продолжающих обучение в 10-м классе, стремительно сокращается (с 67% в 1998-1999 учебном году до 39% в 2016-2017 учебном году), что говорит об отсутствии приоритета у сельских школьников к получению среднего общего образования. Аналогичная тенденция наблюдается и у выпускников 9-х классов городских школ, но с 2001-2002 учебного года. Так, доля учеников, продолживших обучение в старшей школе, в 2001-2002 учебном году составляла 68%, в 2016-2017 учебном году - лишь 59% (рис. 2).

Статистика позволяет сделать вывод о том, что ученики сельских и городских школ, не продолжившие обучение в 10-х классах, в большинстве своем перешли в учреждения среднего професси-

онального образования (колледжи и техникумы) для обучения по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих либо программам подготовки специалистов среднего звена. Так, из 100% выпускников 9-х классов общеобразовательных школ России продолжили обучение в учреждения профессионального образования в 1995 г. - 38,6%, в 2000 г. - 32,7%, в 2010 г. - 37,5%, в 2016 г. - 42,6%. Тем не менее в динамике с 1995 по 2016 г. наблюдается устойчивая тенденция по сокращению численности выпускников 9-х классов, продолживших обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих. Так, из 100% выпускников 9-х классов общеобразовательных школ России продолжили обучение по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих 25,8%, в 2000 г. -21%, в 2010 г. - 11,4%, в 2016 г. - 11% (рис. 3).

Рис. 3. Распределение окончивших основную общеобразовательную школу по образовательным уровням, % [2, с. 157]

Рис. 4. Численность условной возрастной группы 17-летних и выпускников 11-х классов городских и сельских средних школ, тыс. человек [2, с. 159]

При этом в той же динамике наблюдается устойчивый рост спроса у школьников программ подготовки специалистов среднего звена (1995 г. - 12,8%, 2000 г. - 11,7%, 2010 г. - 26,1%, 2016 г. - 31,6%).

Тенденция по сокращению численности выпускников 11-х классов городских и сельских школ наблюдается с 2004 г. (рис. 4). При этом численность сельских выпускников 11-х классов неизменно сокращается, численность городских выпускников 11-х классов с 2012 г. по настоящее время колеблется примерно на одном уровне.

Очевидно, что выпускники школ, получившие среднее общее образование, в том числе имеют возможность поступления в учреждения профессионального образования на программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих. Тем не менее

тенденция 1995-2016 гг. говорит о стремительном снижении востребованности данного уровня образования у выпускников 11-х классов (рис. 5). Так, в 1995 г. из 100% всех выпускников 11-х классов школ продолжили обучение по обозначенным программам среднего профессионального образования 31,4%, в 2000 г. - 36,7%, в 2010 г. - 25,2%, в 2016 г. - 19,8%. При этом наблюдается устойчивая тенденция по сокращению численности выпускников 11-х классов, поступающих на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих (в 2,56 раза меньше в 2016 г. по сравнению с 1995 г.).

Исходя из приведенных данных, можно сделать вывод о том, что наблюдается устойчивая тенденция снижения численности поступающих на программы подготовки специалистов среднего

116 ♦-

Вестник СГСЭУ. 2018. № 4 (73) -♦

Рис. 5. Распределение окончивших среднюю школу по образовательным уровням, %

[2, с. 159]

Таблица 1

Уровень образования принятых в учреждениях СПО по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих, %

Уровень 1995 2005 2010 2016

Всего 100 100 100 100

В том числе:

Не имеют основного общего образования 7,7 4,9 6,8

Основное общее образование получено в текущем году 61,1 62,8 52,2 59,5

Основное общее образование получено в предыдущие годы 5,3 8,4 16,8 20,1

Среднее общее образование получено в текущем году 18,7 18 9,1 7,6

Среднее общее образование получено в предыдущие годы 7,3 5,8 15,1 11,7

СПО, ВО - - - 1

звена и квалифицированных рабочих и служащих [1]. Абитуриенты с каждым годом все активнее делают выбор в пользу получения высшего образования и поступают на программы среднего профессионального образования реже (табл. 1). При этом растет численность абитуриентов, зачисляемых на программы подготовки специалистов среднего звена и квалифицированных рабочих и служащих спустя некоторое время после завершения обучения в школе (окончания 9-го либо 11-го классов). Подобная тенденция говорит о росте востребованности указанных программ при расчете перспектив трудоустройства.

Подводя итог анализу влияния на систему подготовки рабочих кадров такого фактора, как конъюнктурные изменения и предпочтения абитуриентов, можно сделать следующие выводы. Численность зачисленных на программы подготовки

квалифицированных рабочих и служащих абитуриентов с 1995 по 2003 г. сократилась на 11,3% (с 928 до 823 тыс. человек), с 2003 по 2010 г. -на 26,0% (с 823 до 609 тыс. человек), с 2010 по 2016 г. - на 63,3% (с 609 до 224 тыс. человек). Таким образом, объем подготовки по программам подготовки квалифицированных рабочих и служащих в период с 1995 по 2016 г. сократился в 4,1 раза [2, с. 162].

Важно отметить, что снижение численности абитуриентов, зачисленных на программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, происходит не в результате влияния фактора низкой заработной платы, а в результате воздействия фактора низкого уровня престижа рабочих профессий в обществе и доступности получения высшего образования. Подтверждением данного тезиса выступают показатели средней начисленной заработ-

Таблица 2

Средняя начисленная заработная плата работников по профессиональным группам (по данным Федеральной службы государственной статистики за 2005-2015 гг.), руб.

Категория 2005 2007 2009 2011 2013 2015 Прирост в 2015 г к 2013 г., %

Всего 8694 13570 18084 22717 28702 32911 +14,7

Руководители организаций и их структурных подразделений 15164 23934 33506 41581 52001 60719 +16,8

Специалисты высшего уровня квалификации 9414 14854 20119 24989 33005 37023 +12,2

Специалисты среднего уровня квалификации 7201 11395 15058 18960 25848 29492 +14,1

Работники, занятые подготовкой информации, оформлением документации, учетом и обслуживанием 5708 8800 12230 14807 18904 22330 +18,1

Работники сферы обслуживания, ЖКХ, торговли и родственных видов деятельности 5684 8852 11969 14554 18818 20235 +7,5

Квалифицированные работники сельского, лесного, охотничьего хозяйств, рыбоводства и рыболовства - - - - 16337 20051 +22,7

Квалифицированные рабочие промышленных предприятий, художественных промыслов, строительства, транспорта, связи, геологии и разведки недр 9449 14555 18046 23104 27943 32062 +14,7

Операторы, аппаратчики, машинисты установок и машин 9956 14815 18706 23477 27966 32083 +14,7

Неквалифицированные рабочие 3914 6199 8358 10533 13552 15529 +14,6

ной платы работников по профессиональным группам в целом по Российской Федерации за период 2005-2015 гг. (табл. 2).

Максимальный темп прироста заработной платы в 2015 г. по сравнению с 2013 г. по категориям работников в целом по Российской Федерации выявлен именно в группах квалифицированных рабочих по различным отраслям. Таким образом,

прослеживается устойчивое влияние низкого престижа рабочих профессий на выбор абитуриента.

1. Индикаторы инновационной деятельности: 2017: стат. сб. НИИ «Высшая школа экономики». М., 2017. С. 312-313.

2. Чередниченко Г.А. Российская молодежь в системе образования: от уровня к уровню // Вопросы образования / Educational Studies. Moscow. 2017. № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.