Научная статья на тему 'Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды'

Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абаев А. М.

Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды выступает как условие формирования у молодежи здорового образа жизни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Healthserving approach in the development of pedagogical models of the educational milien is a condition of forming healthy lifestyle among the youth.

Текст научной работы на тему «Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды»

4. Лаврентьев Г.В. Профессиональное становление студентов инженерно-педагогической специальности: активизация и психологическое сопровождение /Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева, Н.А. Неудахина, Л.А. Новоселова. - Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2005. - 212 с.

5. Гриф М.Г., Патрушев С.Б., Птушкин Г.С., Траулько Е.В., Прохорова И.Н. Об опыте организации профессионального образования инвалидов по слуху /Актуальные вопросы современной науки и образования: Материалы I Общероссийской электронной научной конференции (декабрь, 2009 г.). - Красноярск: Изд-во ООО «Научно-инновационный центр», 2010. - 1244 с. - С. 460-462. -Электронный ресурс: www.e-conf.nkras.ru

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЙ ПОДХОД В РАЗВИТИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Абаев А.М., канд. пед. наук, доцент МГТУ им. Н.Э. Баумана г. Москва, Россия

Здоровьесберегающий подход в развитии педагогических моделей образовательной среды выступает как условие формирования у молодежи здорового образа жизни.

Healthserving approach in the development of pedagogical models of the educational milien is a condition of forming healthy lifestyle among the youth.

Развитие государственности, ее социально-экономическое, политическое и культурное благополучие определяются личностями. Здоровая личность, в самом высоком ее смысле способна генерировать новые идеи, трансформировать различные изменения в обществе. Забота о здоровье граждан нашего государства обсуждается сегодня на самом высоком уровне. Не случайно проблема сохранения здоровья детей внесена в качестве приоритетного направления в концепцию Национальной безопасности России. Более того, премьер-министр РФ В.В. Путин, выступая на расширенном заседании Государственного Совета «О стратегии развития России до 2020 года» отметил, что будущее России, ее успехи зависят от образования и здоровья людей... Нужно создать такие условия, чтобы люди имели возможность и сами стремились поддержать свое здоровье за счет профилактики заболеваний, занятий физической культурой и спортом [1].

Воплощение таких четких заявлений российского руководства преломилось через образование, а именно: приоритетная составляющая физической культуры как дисциплины учебно-воспитательного процесса школы, формирующей здоровую, активную личность. В связи с этим проблема здоровьесбережения и воспитания «культуры тела», физической культуры, ценностных ориентаций на здоровый образ жизни приобретает актуальное значение, ведь повышение качества образования рассматривается в неразрывной связи c решением воспитательных задач, с созданием условий для наиболее полной и гармоничной реализации человеческого потенциала. Образовательный процесс физкультурно-спортивных учреждений дополнительного образования детей - это пространство где можно решать важнейшие вопросы воспитания «здорового тела» и как следствие «здорового духа». При этом в деятельности подобных учреждений можно выделить, по крайней мере, два основных направления: подготовка спортивного резерва и физкультурно-оздоровительная работа. Первое направление основы-

вается сегодня на реализации такой стратегической задачи как подготовка к Сочинской Олимпиаде 2014 года, на которой должны быть сконцентрированы усилия, в том числе, отечественной педагогической науки и практики. В свою очередь, совершенствование второго из указанных направлений - физкультурно-оздоровительного - зиждется на резко обострившейся ситуации, связанной с массовым ухудшением состояния здоровья и физического развития детей, подростков и молодежи. Данная ситуация на протяжении последних лет постоянно находится в фокусе внимания и педагогов-исследователей, и правительства страны. Таким образом, отечественная государственная политика в области образования в XXI веке предусматривает переход к здо-ровьесберегающей модели учебно-воспитательного процесса, обеспечивающей снижение здоровьезатратности на всех уровнях и направлениях образования в разных типах и видах образовательных учреждений. В логике рассматриваемой проблемы, мы сформулировали дефиницию здорового образа жизни. Формирование основ здорового образа жизни - это привитие значимых для здоровья мировоззренческих установок, основных навыков сохранения и укрепления здоровья, элементов личной физической, гигиенической культуры, а также культуры психофизической регуляции и гармоничного межличностного общения [2].

Как видно из этого определения, формирование основ ЗОЖ неразрывно связано с духовно-нравственным воспитанием, личностным развитием, культурой межличностного общения. В силу этого реализация здоровьесберегающего подхода к образовательной среде требует комплексного подхода, не ограничивающегося только, например, выработкой гигиенических навыков и отказом от вредных привычек, но включающего, по сути, гармоничное личностное развитие, в котором формирование культуры тела составляет важную, но лишь одну составляющую. Одно из направлений, выделенных в рамках здоровьесберегающего подхода, можно условно обозначить как ва-леологические модели образовательной среды. Будучи, очевидно, тесно связанным с предыдущим, оно, тем не менее, отличается более широким подходом, связанным не только с формированием навыков ЗОЖ, но и с обеспечением иных объективных и субъективных свойств образовательной среды, придающих ей свойства здоровьесбе-режения.

Следующее направление здоровьесберегающего подхода условно обозначаем, как модель подготовки специалистов по формированию здоровьесберегающей образовательной среды. Здесь можно констатировать, что внимание к профессиональной подготовке педагогов, воспитателей, администрации школ в плане предстоящей им реализации здоровьесберегающей образовательной среды для учащихся явно недостаточно и резко не соответствует серьезности проблемы здоровьесбережения. И еще одно из выделенных направлений здоровьесберегающего подхода является, на наш взгляд, одним из самых новых и может быть обозначено как модели психологически безопасной образовательной среды. Данное направление является преемником и продолжателем ряда фундаментальных принципов педагогики, в первую очередь - принципа гуманизма.

В данном направлении принцип гуманизма значительно конкретизируется и детализируется, во многом ставится на объективную научную основу, поскольку одним из важнейших вопросов здесь является вопрос о том, какие именно параметры и характеристики образовательной среды объективно являются наиболее безопасными для обучающихся в психологическом плане, создавая наилучшие условия для их личностного развития и субъектного становления. Данные теоретико-методологические подходы к изучению образовательной среды целесообразно применять в комплексе.

Литература

1. Концепция модернизации Российского образования на период до 2020 года: П. 1.2. [Текст] / Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 1756-Р // Бюллетень Минобразования РФ. 2009. № 2. - К58.

2. Айсмонтас, Б.Б. Педагогическая психология: Электронный учебник [Электронный ресурс] / Б.Б. Айсмонтас. - М.: Московский городской психолого-педагогический университет, 2004 / URL: http: psf.grsu.by - А39.

РАЗВИТИЕ ПВК ПЕДАГОГА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ДИСЦИПЛИНАМ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА

Ильина Т.Б., аспирантка Уральский государственный педагогический университет г. Екатеринбург, Россия.

Статья посвящена проблеме значения личностных профессионально важных качеств для профессионального развития педагога и методике их развития на занятиях по дисциплинам управленческого цикла.

The article is devoted to the problems of personal professional important qualities in the process of professional development and the methods of its training in the management studies disciplines.

В ХХ веке изменились подходы к управлению персоналом: работодатель стал ориентироваться не на знания и умения потенциального сотрудника, а на качества будущего сотрудника, его компетентности и компетенции. Компетенции «стали противопоставляться специальным знаниям и умениям, непосредственно связанным с реализацией конкретной профессиональной деятельности. Тем самым они стали противопоставляться понятию «квалификация» и начали рассматриваться как универсальные составляющие любой профессиональной деятельности, влияющие на её успешность» [3,с.90]. В. Музыченко утверждает, что произошёл переход от вопроса «Что должен делать сотрудник?» к вопросу: «Каким должен быть сотрудник?» [9, с.29]. В соответствии с запросами работодателей, перейдя от знаниевой парадигмы образования к компе-тентностной, высшее профессиональное педагогическое образование столкнулось с проблемой развития профессионально важных качеств, которые являются основой для формирования компетентностей.

В отечественной науке сегодня профессиональную компетентность определяют как «психическое состояние, позволяющее действовать самостоятельно и ответственно, как обладание человеком умением и способностью выполнять определённые трудовые функции» [6, с.84]; как «профессиональную подготовленность и способность субъекта труда к выполнению задач и обязанностей в профессиональной деятельности» [1, с.56]; компетентность учителя определяется также соотношением профессиональных знаний и умений, с одной стороны, и профессиональных позиций, психологических качеств - с другой[7, с.8-9]. Компетентный специалист - это человек, обладающий набором специальных, специфических знаний, умений и навыков и определёнными личностными, поведенческими характеристиками. Компетентность и её различные виды напрямую связаны и во многом вытекают из комплекса качеств, которые необходимы людям разных профессий для эффективного, то есть результативного, поведения и которые должны формироваться в процессе профессиональной подготовки. Эти качества и рассматриваются учёными как профессионально важные (значимые).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.