ОСОБЕННОСТИ СТРУКТУРНЫХ КОМПОНЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ИМИДЖА У УЧИТЕЛЕЙ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ
I К. В. Макарова, Н. А. Новикова
Аннотация. В статье рассматривается профессиональный педагогический имидж, который трактуется авторами как совокупность личностных и деятель-ностных характеристик; анализируется структура профессионального имиджа: коммуникативная компетентность, отношение к объектам профессиональной деятельности, профессионально важные качества. Наиболее высокие результаты по отобранным методикам диагностики исследования данных структурных компонентов показали учителя со стажем от 10 до 20 лет
Ключевые слова: профессиональный имидж учителя, коммуникативная компетентность, коммуникативная социальная компетентность, самооценка, уровень саморазвития, профессионально важные качества.
Summary. The article examines the structure of a teacher's professional image which is understood by the authors as a combination of individual and work-related characteristics. The authors analyze the following structural components: communicative competence, attitude to the objects of professional work and professionally important qualities. The highest results according to the chosen diagnosis methods of studying the given structural components were shown by the teachers who had taught from 10 to 20 years.
Keywords: teacher's professional image, communicative competence, communicative social competence, self-assessment, self-development level, professionally important quality.
187
Исследования развития личности педагога в профессиональной деятельности позволяют выявлять и описывать новые качественные характеристики. Среди них важное место занимает профессиональный имидж.
Чаще всего имидж педагога рассматривают в обобщенной форме, общем и ситуативном его проявлении, оговаривая, что в общественном сознании уже закреплен такой, который соединяет наиболее общие характеристики, воспринимаемые во взаимодействии ученика с учителем. Так, в исследова-
нии Н. М. Плехановой имидж рассматривается как символический образ, возникающий в процессе социального взаимодействия. А. А. Калюжный [1] определяет имидж учителя как образ субъекта, создаваемого в процессе межличностного взаимодействия педагога с участниками педагогического процесса. В. В. Бойко предлагает рассматривать имидж как целостное образование, состоящее из аудиовизуальной культуры личности, стиля поведения, внутренней философии и системы ценностей человека.
188
В нашем исследовании мы определяем профессиональный имидж педагога как образ, создаваемый в процессе субъект-субъектного взаимодействия и являющийся результатом самопознания и саморазвития. Профессиональный имидж не есть некая неизменная эталонная модель, он меняется в процессе самообразования личности. Качества профессионального имиджа будут проявляться при анализе результатов успешности педагогической деятельности, что будет способствовать формированию побудительных сил для дальнейшего совершенствования психологических структур личности. При этом важно отметить, что формирование профессионального имиджа не сводится только к развитию новых личностных качеств, а выступает как специфическая интеграция свойств и качеств личности, изменение связей между которыми будет обеспечивать и новое системное качество. В процессе профессиональной деятельности они не остаются неизменными (как и все индивидуальные качества, из которых строится функциональная система), а «под влиянием требований деятельности приходят в движение, приобретая черты оперативности, тонкого приспособления к этим требованиям... также они выступают не изолировано, а объединяются в систему деятельности» [2, с. 12].
Профессиональная деятельность, по В. Д. Шадрикову [3], рассматривается как типичная функциональная система, которая выступает в единстве трех составляющих: предметно-действенная, физиологическая (функция человеческого организма), психологическая (как достижение поставленной цели).
Психологический блок будет включать в себя: мотивы деятельности, цели деятельности, программу деятельно-
сти, информационную основу деятельности, принятие решений, подсистему профессионально важных качеств.
Профессионально важные качества - это качества, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. В. Д. Шадриковым выделено три основных направления перехода индивидуальных качеств субъекта в профессионально важные качества. Первое - функциональное объединение отдельных качеств, потенциально важных для выполнения деятельности («первичных ПВК») и проявление их в режиме взаимодействия. Второе - развитие первичных ПВК в деятельности и приобретение ими качеств оперативности. И третье - системное проявление структуры первичных ПВК в деятельности.
Рассматривая в нашем исследовании имидж как новое системное качество личности, которое формируется в профессиональной деятельности, можно предполагать, что ПВК будут включены в его структуру в качестве компонента.
На данный момент существуют разные представления о структуре имиджа любой профессии и педагога. Так, например, О. В. Лысикова [4], проведя анализ существующих исследований имиджа, выделяет следующие компоненты: профессионализм и компетентность, нравственная надежность, гуманитарная образованность, коммуникативная привлекательность, использование психологических техник. Е. А. Петрова [5] определяет составляющие имиджа педагога следующим образом: индивидуальные характеристики, личностные, коммуникативные, деятельностные, поведенческие. Л. М. Митина [6] в структуре профессионального имиджа педагога выделяет внешний процессуальный и
внутренний компоненты. Внешний -мимика, жест, тембр, сила голоса, костюм, манеры, походка. Внутренний -психика человека, его духовный и нравственный потенциал, ценности, потребности, интересы, установки.
В нашем исследовании мы определяем свои структурные компоненты профессионального имиджа педагога. Опираясь на работы А. К. Марковой [7], в которых она выявляет и описывает десять групп педагогических умений, мы в нашей структуре профессионального имиджа педагога выделили следующие компоненты: коммуникативная компетентность и внутренняя самоорганизация.
Первый компонент - коммуникативная компетентность, в который входят такие группы умений, как умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные - создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по общению, умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, создать атмосферу доверия в общении с другим человеком.
Второй структурный компонент -внутренняя саморегуляция, в который входят, по нашему мнению, ценности и мотивация.
Третий структурный компонент -отношение к объектам профессиональной деятельности и к себе как к субъекту своего профессионального саморазвития, представление человека о себе как о творце собственной деятельности.
Четвертый структурный компонент профессионального имиджа педагога в нашем исследовании - ПВК. ПВК выступают в роли внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия и требования
деятельности, следовательно, они являются узловым моментом формирования психологической системы деятельности. «ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности, и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием: человек в ходе труда изменяет и самого себя» [3, с. 86].
Каждый из структурных компонентов в нашем исследовании, в свою очередь, включает в себя два элемента и более.
В нашей статье мы остановимся на следующих компонентах: коммуникативная компетентность, включающая коммуникативный контроль и коммуникативную социальную компетентность; отношение к объектам профессиональной деятельности и к себе как объекту своего профессионального саморазвития (самооценка и уровень саморазвития), ПВК (эмпатия).
Исследование коммуникативной компетентности проводилось при помощи диагностики коммуникативной социальной компетентности (методика КСК) [см.: 8]. Цель данной методи- 189 ки - получение более полного представление о личности, составления вероятностного прогноза успешности его профессиональной деятельности. Опросник включает в себя 100 утверждений, по которым составляется личностный профиль из 8 структурных компонентов. Эта методика была адаптирована под задачи нашего исследования, и нами были выбраны пять компонентов. Кроме того, исследование коммуникативной компетентности проводилось при помощи методики диагностики коммуникативного контроля. Для этой цели была выбрана методика М. Шнайдер, предназначенная
ВЕК
190
для исследования форм эмоционального проявления в процессе общения.
Для диагностики такого структурного компонента, как ПВК, а в данной статье мы рассматриваем только эмпа-тию (как одно из ПВК), нами была использована методика А. Мехрабяна и Н. Эпштейна. Ее цель - выявление уровня развития эмпатии как показателя перцептивных умений (умение воспринимать и адекватно интерпретировать сигналы от партнера по общению, глубоко проникать в личностную суть других людей, устанавливать индивидуальное своеобразие другого человека).
Диагностика отношения к объектам профессиональной деятельности и к себе как объекту своего профессионального саморазвития проводилась при помощи методики диагностики уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережновой.
Объектом данного эмпирического исследования стал 151 учитель ГОУ СШ № 6, 8, 27 г. Смоленска в возрасте от 23 до 72 лет (133 учителя - женского пола, 18 - мужского). Процедура приглашения к участию в исследовании включала ознакомление педагогов с целью и задачами, добровольность участия. В процессе работы педагогам гарантировалась конфиденциальность получаемой от них информации и обратная связь по результатам.
При диагностировании каждый участник получал индивидуальный пакет методик с подробными инструкциями и стандартными бланками ответов.
Учителя образовали три основные группы по стажу работы: 1 - со стажем до 10 лет - 49 человек; 2 - со стажем от 10 до 20 лет - 50 человек; 3 - со стажем свыше 20 лет - 52 человека. Это были учителя-предметники, работающие со
средним звеном учащихся и со старшеклассниками. Результаты исследования представлены в таблице.
Анализируя полученные результаты диагностики по отобранным перечисленным методикам, уже можно отметить, что большая часть описанных структурных компонентов профессионального имиджа педагога имеет наиболее высокую (в баллах) выраженность у педагогов со стажем от 10 до 20 лет. Так, компонент коммуникативная компетентность - а в нашем исследовании мы рассматриваем коммуникативную компетентность при помощи двух методик: КСК и методика М. Шнайдер - будет иметь следующие показатели.
По методике КСК такие показатели, как высокая общительность и открытость (фактор А), эмоциональная устойчивость (фактор С), независимость (фактор М), приходятся именно на учителей со стажем от 10 до 20 лет. Это может быть объяснено незакомплексованностью, гибкостью в общении, появлением профессионального опыта, которому пока еще не мешают профессиональные установки, стереотипы и штампы, что приводит к появлению индивидуальных способов общения с учениками. Наступает время первых профессиональных успехов. Именно учителя этой группы, по нашим наблюдениям, чаще всего выигрывают конкурсы «Учитель года» (результаты мониторинга видеоте-ки конкурсов «Учитель года» Смоленского областного института усовершенствования учителей).
При этом лучший результат по такому показателю, как контроль за собой (фактор Н), имеют педагоги с меньшим стажем (до 10 лет). Это может быть объяснено тем, что нет навыков, закрепленных в поведении, переход с одной формы на другую в
Таблица
Сопоставление показателей элементов структурных компонентов профессионального имиджа педагога со стажем работы
Стаж Компоненты структуры имиджа педагога
Коммуникативная компетентность ПВК Отношение к объектам профессиональной деятельности
Методики диагностики
КСК (коммуникативная социальная компетентность) Методика диагностики коммуникативного контроля М. Шнайдер Методика исследования эмпатии А. Мерабяна и Н. Эпштейна Методика исследования уровня саморазвития в профессионально-педагогической деятельности Л. Н. Бережновой
Показатели по методикам в баллах
А открытость С эмоцио-нальная устойчивость Д жизнерадост-ность М независимость Н контроль за собой коммуникативный контроль эмпатия уровень саморазвития самооценка
До 10 лет 11 11,04 8,26 8,32 12,4 56,7 4,82 33,37 9,63
От 10 до 20 лет 12,78 12 8,2 11 12 67 7,68 40,72 12,5
Свыше 20 лет 12,5 10,3 8,44 10,5 11,6 65,6 4,38 34,85 10,1
191
таком возрасте не воспринимается как отрицательное явление.
А по такой характеристике, как оптимизм (фактор Д), максимальный результат продемонстрировали учителя с большим стажем (свыше 20 лет). Именно такой стаж изменяет отношение к проблеме конфликта поколения, появляется дополнительная вера в учеников, сопровождающаяся определенной снисходительностью к ним.
Анализ результатов диагностики коммуникативного контроля показывает, что высокие показателя есть только у группы учителей со стажем от 10
до 20 лет. Учителя со стажем меньшим или большим имеют показателя ниже нормы. Это может быть объяснено тем, что способы коммуникативного контроля при стаже от 10 до 20 лет наиболее сформированы, учитель может в зависимости от ситуаций изменять их формы, с возрастом желание к изменению своих форм коммуникативного контроля снижается.
Высокая эмпатия (как ПВК) является одной из важнейших психологических характеристик педагога, анализ результатов диагностики по выбранной нами методике показывает, что незави-
192
симо от стажа все учителя имеют достаточно высокий показатель этого компонента. При этом максимальные результаты у учителей со стажем от 10 до 20 лет. Эмпатия повышается вместе со стажем, а затем снижается вместе с возрастными изменениями, исходя из чего можно предположить, что это связано с эмоциональным выгоранием (доказательства мы находим в теоретических и эмпирических исследованиях В. Е. Орла, Т. И. Ронгинской, Т. В. Форманюк).
Последний структурный компонент - отношение к объектам профессиональной деятельности и к себе как объекту своего профессионального саморазвития - в данной части исследования мы рассматриваем применительно только к себе. Поэтому выбранная нами методика диагностики исследует уровень саморазвития и самооценки. Анализ полученных результатов также показывает преимущество учителей со стажем от 10 до 20 лет. Мы предполагаем, что повышение уровня саморазвития будет связано со стажем. Но существует определенная граница (20 лет), когда, скорее всего, происходит это снижение в связи с тем, что учитель не считает нужным продолжать свое совершенствование, полагая, что основного в своей профессии он уже добился, и наступает время «самоуспокоения». А малый стаж (в нашем исследовании до 10 лет) показывает низкий уровень вследствие, скорее всего, непонимания, каким образом должно происходить самосовершенствование. И именно группа учителей со стажем до 10 лет и со стажем свыше 20 лет имеет показатель заниженной самооценки. Показатель самооценки учителей со стажем от 10 до 20 лет демонстрирует адекватное отношение их к себе.
Таким образом, наиболее высокие результаты по отобранным методикам
диагностики исследования данных структурных компонентов профессионального имиджа педагога в большинстве случаев показали учителя со стажем от 10 до 20 лет. Мы можем предположить, что именно данный стаж соответствует наиболее благоприятному времени для развития таких структурных компонентов, как коммуникативная компетентность, включающая коммуникативный контроль, ПВК (эмпатия) и отношение к объектам профессиональной деятельности и к себе как объекту своего профессионального саморазвития (уровень саморазвития и самооценка).
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Калюжный А. А. Педагогическая имедже-логия: вчера, сегодня, завтра // Имеджело-гия - 2005: материалы 3-го международного симпозиума. - М., 2005.
2. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: Учебное пособие, 2-е изд., перераб. и доп. - М.; Издательская корпорация «Логос», 1996. - 320 с.
3. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. - М.: Логос, 2007. - 192 с.
4. Лысикова О. В., Лысикова Н. П. Имеджелогия и паблик рилейшнз в социокультурной сфере: Учеб. пособие. - М.: Флинта: МПСИ, 2006. -168 с.
5. Петрова Е. А. Внешний облик и имидж педагога: психосемантический анализ стереотипных представлений учащихся и родителей // Педагогическое образование без отрыва от основной деятельности. -1988. - № 6. - С. 102-119.
6. Митина Л. В. Психология профессионального развития учителя. - М., 1998. - 200 с.
7. Маркова А. К. Психология труда учителя. - М.: Просвещение, 1993. - 190 с.
8. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Под ред. Н. П. Фетискин, В. В. Козлов, Г. М. Мануйлов. - М., 2002. - С. 138149. |
ЕК