СПОРТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ
SPORTS PSYCHOLOGY AND PSYCHOPHYSIOLOGY
УДК 796.01:159.9
ББК: 74.200.55
DOI 10.47475/2500-0365-2024-9-4-90-93
РАЗВИТИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
А. В. Фациевич-Слинченко
Национальный государственный Университет имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия
Аннотация. Автором рассмотрен результат экспертного опроса по теме ключевых психологических качеств, навыков и умений специалистов физической культуры. Теория вопроса соотнесена с понятием soft skills. Опираясь на результаты опроса, было произведено ранжирование психологически важных качеств для административного и педагогического направления в сфере физической культуры и спорта. Наиболее приоритетные soft skills были включены в проект рабочей программы дисциплины «Психологически важные качества специалиста в сфере физической культуры и спорта».
Ключевые слова: исихалогмчесси стсные HaebiKU,softskills, ^азвида ие компенгенг/ий, фисическая культура, спорт, пеееср.
В современной организационнойпсихологиивы-деляют два типаорофесоионгтьных навыков: «hord skills» и «soft skills». «Hard skills» включают профессиональные компетенции и узконаправленные знания. «Мягкие навыки» содержат психологически важные качества]ПлВК-и мрооли успешного поведения [1, с. 53]. Те0релпкл«]ргзл>ф0ф0гические разработки в области изучения «мягких» навыков описаны в широком ряде работ [2, с. 187].
Программы подготонри спецналнфтов в о°лвгрф физической культуры и слирта (ФКиС) нзсбиодили переориентироцпть на релвипие oofexkills с ронню повышения трудоспособности выпускников. Ряд передовых стран: Япония, Китай и Турция уже внедрили ПсВК в просррммышвдготхфиппедл-гогов [3, с. 97].
Изучая переходот спортивной карьеры к иной профессиональной деятел ьности в области ФКиС, была поставлена задача определить ПсВК по специальностям: «Руководитель в области ФКиС» и «Тренер-преподаватель». Были созданы опросники «Психкьогпческн важные качества руководителя в сфере ПКнС» 1« «Психологичтски важные качества тренера-преподавателя». В опросе приняли участие 51 руководитель в ФКиС и 78 тренеров.
Ахшььз литертс^еш х источников выявил шесть группПсВК, кстооыебхшн еыделены в отдельную группу. Экспертам было предложено оценить по 10-балльной шкале качества руководителя и тренера-преподавателя.
В подеаналнпа бьшк выс влепы общие и специальные ПсВК для обоих направлений (рис. 1).
ПСИХОЛОГИЧЕСКИ ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ и СПОРТА
С л СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПВК РУКОВОДИТЕЛЯ С \ СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПВК ТРЕНЕРА
\ X
Самоорганизация, лидерские качества \ Креативность, эмпатия
Рис. 1. Общие и специальные ПсВК в сфере физической культуры и спорта
Выраженность ПсВК для руководителей итре-неров представлены в табл. 1 и 2.
На основе изложенных выше данных можно произвести ранжирование ПсВК и их поведенческих проявлений.
Ранжирование позволило определить приори-тезацию ПсВК, на основе которой возможно построить процесс целенаправленного развития и формирования выявленных качеств и поведения.
На базе кафедры психологии им. А. Ц. Пуни, НГУ им. П. Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) в кон-
Таблица 1
Выраженность ПсВКу руководителей в сфере физической культуры и спорта (п=51)
цс Пу22 г. бош разработан проект рабочей программы дисциплины «Психологически важные качества специалиста в сфере физической культуры и спорта», предназначенной для студентов различных факультетов. Специфика программы заключается в использовании индивидуального и дифференцированного подходов в обучении. Цель обучения перевести освоение ПсВК тренера-преподавателя и руководителя в сфере ФКиС на первый план, так как при изучении им отводились вторые роли.
Таблица 2
Выраженность ПсВК тренера-пре подавателя (п=78)
ПсВК .уковьщтеля.ефсре физической культуры и спорта Баллы
СтрессоусткСчивость 8,4±0,2
Эмоционольный интеу лект (EQ) 8,3±0,2
Социальный интеллект (SQ) 8,1±0,2
Самоорганизация 9,4±0,1
Мотивация в,е±0.1
Лидекс2ие чатесова 2,Ь±0,2
Психологическираеные качества тренера-п репедава теля Баллы
Стрессоустойчивос ть 9,4±0,1
Эмоциональный интeллeнт(EQ) 9,3±0,1
Социальный интеллект (SQ) 7,1±0,2
Эмпатия 8,2±0,2
Мотивация 8,6±0 ,2
Креативность 6,9±0,2
Рис. 2. Рейтинг поведенческих проявлений и ПсВК у руководителя в сфере ФКиС
Поведенческие проявления пвк
1. Способность мыслить нешаблонно, продуцировать как можно больше идей (9.2) ^^^^^ Креативность
2. В сложных ситуациях учитывает, как возможности, так и риски (9.0)
3. Сталкиваясь с трудностями, настойчиво достигает поставленные цели (9,0)
4. Управление эмоциями (8,9)
Стрессоустой чивость
Стрессоустой чивость
Эмоциональн
ый интеллект
Рис. 3. Рейтинг поведенческих проявлений и ПсВК тренера-преподавателя
Р11узкаI ОиИичч. 5доК Готст. ЛКос ЧесгеС/сл. 2024. СВ. Л,по.4
91
А. В. Фациевич-Слинченко
Таблица 3
Содержание дисциплины «ПсВК специалиста в сфере ФКиС»
№ п/п Тема (раздел) Содержание раздела
1 Общее понятие о ПсВК. Общие и специальные ПсВК. Определение понятий компетенция и компетентность. Общие и специальные ПсВК специалистов в сфере ФКиС. Самодиагностика студентов. Определения ПсВК, требующих развития.
2 Общие ПсВК специалистов в сфере ФКиС. Стрессоустойчивость. Мотивация. Определение стрессоустойчивости и мотивации как важных ПсВК для специалистов в сфере ФКиС. Поведенческие проявления данных ПсВК и их применение в практической работе.
3 Общие ПсВК специалистов в сфере ФКиС. Социальный и эмоциональный интеллекты. Определение социального и эмоциональных интеллектов как важных ПсВК для специалистов в сфере ФКиС.
4 Специальные ПсВК тренеров-преподавателя в сфере ФКиС (диференцировнный подход). Эмпатия. Эмпатия как ПсВК тренера-преподавателя.
5 Специальные ПсВК тренера-преподавателя в сфере ФКиС (диференцировнный подход). Креативность. Креативность как ПсВК тренера-преподавателя.
6 Специальные ПсВК руководителя в сфере ФКиС. (диференцировнный подход). Самоорганизация. Самоорганизация как ПсВК руководителя в сфере ФКиС.
7 Специальные ПсВК руководителя в сфере ФКиС. (диференцировнный подход). Лидерские качества. Лидерские качества как ПсВК руководителя в сфере ФКиС.
8 Специальные ПсВК специалиста в сфере ФКиС. Общие и специальные ПсВК как фактор успешности специалиста в сфере ФКиС. Практическое применение полученных знаний.
Программа направлена на целенаправленное овладение навыками стрессоустойчивости, эмоционального и социального интеллектов, мотивации, самоорганизации, лидерских качеств, креа-тивости, эмпатии.
Программа рассчитана на 16 академических часов и включает 8 практических занятий в формате психологического тренинга.
Выводы
В ходе экспертного опроса ключевые ПсВк для специалитов в сфере ФКиС были выявлены: стрессоустойчивость, эмоциональный и социальный интеллект, мотивация, самоорганизация, лидерские качества, креативость, эмпатия, а так же их поведенческие проявления.
Программа по целенаправленному развитию ПсВК специалистов в сфере ФКиС отражает современные тенденции педагогической и психологической науки и стремится повысить конкурентноспособность выпускников вуза на рынке труда.
Поступила в редакцию 17 мая 2023 г.
Дифференцированный подход позволяет выделить общие и специальные ПсВК для руководителей в сфере ФКиС и тренеров-преподавателей и реализовывать развитие ПсВК согласно предпочтениям и склонностям обучающихся.
Список литературы
1. Чуланова, О. Л., Ивонина, А. И. Формирование soft-skills (мягких компетенций): подходы к интеграции российского и зарубежного опыта, классификация, операционализация // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2017. № 1 (28). — С. 53-58.
2. Цаликова, И. К., Пахотина, С. В. Научные исследования по вопросам формирования soft skills (обзор данных в международных базах scopus, web of science) // Образование и наука. — 2019. № 8 (21). — С. 187-207.
3. Qmatti, B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and еnterprises // International Journal for Quality Research. 2016. № 10 (1). Р. 97-130.
Финансирование. Статья выполнена в рамках реализации государственного задания по НИР Минспорта РФ по теме «Совершенствование психолого-педагогического сопровождения спортивной карьеры» (20212023)
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Для цитирования: Фациевич-Слинченко, А. В. Развитие психологически важных качеств в сфере физической культуры / А. В. Фациевич-Слинченко // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2024. — Т. 9, № 4. — С. 90-93. DOI 10.47475/2500-0365-2024-9-4-90-93.
Сведения об авторе
Фациевич-Слинченко Александра Владимировна — преподаватель кафедры психологии им. А. Ц. Пуни, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
Сведения о руководителе работы
Хвацкая Елена Евгеньевна — кандидат психологических наук, доцент, заведующий кафедрой психологии им. А. Ц. Пуни, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, Россия. E-mail: [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2024, vol. 9, no. 4, pp. 90-93.
Development of psychologically important qualities in the field of physical culture Fatsievich-Slinchenko A. V.
Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg, Saint-Petersburg, Russia. [email protected]
Abstract. Understanding the importance of not only highly specialized knowledge, but also psychologically important qualities and skills of the chosen specialty included in the training program for specialists in the field of physical culture and sports, increase the chances of university graduates for employment. The task was set to identify the psychologically important qualities in the specialties: «Head in the field of of physical culture and sports» and «Coach». In order to further develop the draft work program of the discipline «Psychologically important qualities of a specialist in physical culture and sports». The questionnaires «Psychologically important qualities and skills of a manager in the field of physical culture and sports» and «Psychologically important qualities and skills of a coach» have been developed. Key psychologically important qualities for specialists in the field of physical culture and sports: stress tolerance, emotional and social intelligence, motivation, self-organization, leadership qualities, creativity, empathy. The program for the purposeful development of psychologically important qualities reflects the current trends in pedagogical and psychological science and seeks to increase the competitiveness of university graduates in the labor market. The differentiated approach makes it possible to identify general and special psychologically important skills for managers in the field of physical culture and sports and coaches.
Keywords: psychologically important skills, soft skills, competence development, physical culture, sports, coach.
References
1. Chulanova O. L., Ivanova A. I. Formirovanie soft-skills (myagkih kompetencij): podhody k integracii ros-sijskogo i zarubezhnogo opyta, klassifikaciya, operacio-nalizaciya [Formation of soft-skills (soft competencies): approaches to the integration of russian and foreign experience, classification, operationalization]. Upravlenie personalom i intellektual'nymi resursami v Rossii [Human Resources and Intellectual Resources Management in Russia], 2017, no 1 (28), pp. 53-58. (In Russ.).
2. Calikova I. K., Pahotina S. V Nauchnye issledovaniya po voprosam formirovaniya soft skills (obzor dannyh v mezhdunarodnyh bazah scopus, web of science) [Scientific research on the formation of soft skills (review of data in the international databases scopus, web of science)]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2019, no 8 (21), pp. 187-207. (In Russ.).
3. Cimatti B. Definition, development, assessment of soft skills and their role for the quality of organizations and enterprises. International Journal for Quality Research, 2016, no 10 (1), pp. 97-130.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция - Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная - https://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/
Physical Culture. Sport. Tourism. Motor Recreation. 2024. Vol. 9, no. 4
93