REFERENCES
1. Zimin,, A.V. (2020), The art of winning by knockout, Symposium, St. Petersburg.
2. Sinitsyn, D.K. and Zimin A.V. (2020), "Training of highly qualified boxers at the special preparatory stage", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (189), pp. 465-469.
3. Filimonov, V.I. (2001), Boxing. Pedagogical bases of training and improvement, Insan, Moscow.
4. Shiryaev A.G. (2002), Boxing: teacher and student, Shaton, St. Petersburg:
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2021
УДК 378.14.015.62
SOFT SKILLS СПЕЦИАЛИСТА СПОРТИВНОЙ ИНДУСТРИИ
Алмаз Муллаянович Ситдиков, старший преподаватель, Марат Ильдарханович Галя-утдинов, кандидат физико-математических наук, доцент, Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Казань
Аннотация
Процесс цифровизации затронул все отрасли деятельности человека, и спортивная индустрия не является исключением. Формирование цифровой экономики актуализировало проблему цифровых компетенций граждан и, вместе с тем, в современном обществе возникает потребность в «мягких» навыках. Целью работы является раскрытие понятия soft skills и рассмотрение актуальных и значимых для современного специалиста индустрии физической культуры и спорта «мягких» навыков. В статье анализируется какими развитыми soft skills должен обладать специалист, чтобы стать эффективным в своей отрасли и получить конкурентное преимущество перед другими в профессиональной среде, как soft skills помогают в упрощении решения повседневных задач. В работе подчеркивается важность «мягких» навыков для развития специалиста в профессиональной сфере и решающее их значение для тренеров, являющихся педагогами и наставниками, способствующими воспитанию подрастающего поколения.
Ключевые слова: soft skills, цифровизация, компетенции, спорт, физическая культура, спортивная индустрия.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p387-391
SOFT SKILLS OF A SPORTS INDUSTRY SPECIALIST
Almaz Mullayanovich Sitdikov, the senior teacher, Marat Ildarkhanovich Galyautdinov, the
candidate of physical and mathematical sciences, docent, Volga Region State University of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan branch of the Russian State University of Justice,
Kazan
Abstract
The process of digitalization has affected all branches of human activity, and the sports industry is no exception. The formation of the digital economy has actualized the problem of digital competencies of citizens and, at the same time, in modern society there is a need for "soft" skills. The purpose of the work is to reveal the concept of soft skills and to consider the "soft" skills that are relevant and significant for a modern specialist in the physical culture and sports industry. The article analyzes what advanced soft skills a specialist should have in order to become effective in his industry and gain a competitive advantage over others in a professional environment, how soft skills help in simplifying the solution of everyday tasks. The paper emphasizes the importance of "soft" skills for the development of a specialist in the professional field and their crucial importance for trainers who are teachers and mentors who contribute to the education of the younger generation.
Keywords: soft skills, digitalization, competencies, sports, physical culture, sports industry.
ВВЕДЕНИЕ
Становление цифровой экономики и цифрового общества - глобальные тренды современной эпохи. Цифровизация затрагивает все отрасли, и спортивная индустрия тоже не является исключением. Вектор на цифровизацию спортивной индустрии закреплен на государственном уровне. Формирование цифровой экономики актуализировало проблему цифровых компетенций граждан [2].
Современный мир требует от специалиста разнообразных навыков для разрешения различных задач, возникающих в повседневной жизни. Необходимо отметить, что цифро-визация общества и вместе с ней быстрая трансформация всех отраслей деятельности, адаптация людей к изменяющимся условиям привела к повышению спроса не только на специализацию технических навыков. В отличие от «жестких» навыков - hard skills, которые легко поддаются определению и измерению, в современном обществе возникает потребность в так называемых «мягких» навыках - soft skills [1].
Согласно Оксфордскому словарю, «мягкие» навыки - это личные качества, которые позволяют эффективно и гармонично взаимодействовать с другими людьми. Как подтверждают различные социологические исследования, проведенные в 16 европейских странах, 93% работодателей считают soft skills такими же важными качествами сотрудника, как и его профессиональные навыки. Поэтому работодателям важны не только профессиональные - «жесткие», но и дополнительные - «мягкие» навыки [5, 4].
Как показывают исследования, именно они могут стать влияющими факторами на успех и неудачи в деловом, дипломатическом мире, а также в преподавании.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
В постиндустриальном обществе главной ценностью является не вещественный продукт труда, а информация, и если рабочие навыки со временем устаревают и требуют постоянного совершенствования, то soft skills будут всегда востребованы, полезны и необходимы [3].
Что же это за навыки, и какие именно из них необходимы специалисту спортивной индустрии для решения поставленной задачи или достижения заданного результата деятельности в условиях глобальной цифровизации общественных и бизнес-процессов?
1. Коммуникация и кооперация в цифровой среде. Как и во многих других отраслях, в спортивной индустрии необходимым навыком является умение в цифровой среде использовать различные цифровые средства и эффективно общаться и выстраивать взаимоотношения с самыми разными людьми разных специальностей, включая медицинских специалистов, менеджеров, тренеров, юристов, финансовых экспертов, прессу, общественность, болельщиков и членов семьи.
Работа в спортивной индустрии предполагает управление людьми, а в некоторой степени и личной жизнью воспитанников и клиентов. Поэтому для специалистов в области спорта важным навыком является умение устного и письменного общения. Им придется читать, анализировать и обсуждать контракты, соглашения и другие документы. В то же время придется работать с клиентами, управлять их временем, знакомить с тем, что лучше всего подходит именно для них. Эффективное общение означает предоставление необходимой точной информации, убеждение других изменить свое мнение, когда это необходимо, сглаживать возникающие разногласия, которые могут помешать общению с воспитанниками и клиентами, переговорам по контракту, возможностям одобрения и вопросам заработной платы.
2. Креативное мышление и принятие компетентных решений. Работая в спортивной индустрии, специалисты, будь он тренер, менеджер или спортсмен, должны быстро уметь принимать необходимые решения. Хорошие специалисты отличаются умением быстро думать, генерировать новые идеи для решения задач, абстрагироваться от стандартных моделей, правильно оценивать ситуацию, выдвигать и анализировать различные
альтернативные варианты, выбирать оптимальную стратегию и сообщать решение всем заинтересованным сторонам. Чтобы сделать правильный выбор и принять решение, они должны быть в курсе текущих событий в спортивной индустрии и разбираться в вопросах из смежных отраслей.
3. Управление временем. Точно так же, как баланс между работой и личной жизнью может быть трудно достижим в «реальном мире», специалисты, работающие в индустрии спорта должны научиться эффективно управлять временем. Организация и планирование занятий, тренировок, пресс-конференций, выступлений, поездок, игр и матчей - все это требует хороших навыков управления своим временем. Также одна из главных задач специалиста заключается в том, чтобы помочь воспитанникам и клиентам расставить приоритеты в требованиях к своему времени, чтобы сосредоточиться на том, что наиболее важно в их карьере и жизни.
Каждый из студентов-спортсменов знают важность умения управления временем. Ведь для них планирование ежедневных тренировок с посещением лекций, семинаров, написание курсовых работ, а также поддержание социальной жизни выступают в качестве необходимой практики для поддержания баланса между личной жизнью и работой.
4. Управление стрессовыми ситуациями. Не все профессии являются стрессовыми, но работодатели всегда ценят человека, способного справиться со стрессовыми ситуациями. Стресс случается со всеми, как во время выступления или игры, будь то подготовка к важной встрече или презентации, разминка перед финальным выступлением или матчем, организация мероприятий или общение с прессой - преодоление стрессовых ситуации является естественным явлением в спорте. Справляться с состояниями эмоционального напряжения, чувством повышенной тревоги, неуверенности в себе, беспокойства и сохранять спокойствие при управлении стрессом - важный навык для каждого, требующий практики.
5. Конкуренция, саморазвитие и совершенствование мастерства. Каждый работодатель ищет человека, стремящегося к успеху и саморазвитию. Но необходимо понимать, что желание победить всегда идет рука об руку с принятием поражения, и лучшего учителя не найти. Научиться принимать потери - это тяжелый урок, однако он является гораздо более ценным.
Каждый спортсмен или каждый игрок команды знают, что исход матча или игры не всегда заканчивается победой. Осознание данного факта со временем учит человека жизнестойкости, учит принимать неудачи - как часть жизни, вставать, когда трудности сбивают с ног, преодолевать страх, принимать вызовы и учиться у них. Поэтому конкуренция, стремление к совершенствованию мастерства и постановка перед собой образовательных целей, умение принимать поражение и учиться на своих ошибках -важные навыки для каждого специалиста.
6. Командная работа. Научиться работать с другими и оценить, как различные таланты могут способствовать достижению одной цели, необходимо на каждом рабочем месте и в любой отрасли.
«В команде нет никакого "я"». Это наиболее употребляемое выражение по отношению к спортивным навыкам. Лодка будет мчаться быстрее только тогда, когда все гребцы работают в одном ритме, и гол, забитый в футболе, является результатом согласованных действий игроков команды.
Навыки, связанные с игрой в составе спортивной команды, могут быть легко перенесены на работу в составе команды профессионалов. Члены команды должны знать сильные и слабые стороны друг друга, проводить самоанализ, обмениваться стратегиями, проводить мозговой штурм, обсуждать новые тактики и работать вместе для достижения общей цели.
7. Руководство и организаторская способность. Будь то руководитель большой команды, небольшого отдела или тренер, такие навыки, как наставничество, способность
вдохновлять, мотивировать и руководить своими коллегами, воспитанниками, делегирование полномочий и принятие решений, являются важными навыками лидерства для всех.
Кроме того, в современном мире ключевым является навык многозадачности. Современные специалисты должны управлять всевозможными календарями, вести разные записи и планировать различные события, в которых могут участвовать десятки людей, оповещать их; оставаться в курсе событий и возможностей; убедиться, что они тратят свое время эффективно и разумно; достаточно времени отводят для отдыха.
Поэтому развитие лидерских качеств в спортивной индустрии имеет решающее значение для любого будущего трудоустройства, независимо от того, является ли он руководителем или нет.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для современного специалиста спортивной индустрии «мягкие» навыки так же важны, как и его профессиональные. Спортивная индустрия, как сфера социально-культурной деятельности, должна адаптироваться к сегодняшнему обществу и растущему поколению. Это призывает к более полному и целостному подходу при обучении специалистов отрасли физической культуры и спорта с акцентом на социальные компетенции и соответствующие навыки. В связи с этим особенно необходимыми становятся «мягкие» навыки, которые позволят специалистам стать более эффективными и социально компетентными. Для построения успешных, доверительных и устойчивых отношений между тренером, преподавателем, менеджером, спортсменом, воспитанником или клиентом проявление межличностных «мягких» навыков часто становится ключевым фактором успеха. Кроме того, специалисты данной сферы должны уметь обучать и тренировать дополнительные ценности, необходимые с этической точки зрения, будучи, прежде всего, образцовым примером для подражания. При работе с высококвалифицированными спортсменами повышенное общественное внимание, постоянное давление, сложная окружающая обстановка требуют дополнительных навыков. Таким образом, учитывая важность «мягких» навыков для успешной деятельности специалистов отрасли физической культуры и спорта, они должны быть выявлены и стать частью целостного образования [4].
ЛИТЕРАТУРА
1. Современные детерминанты развития soft skills // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 4 (апрель). - С. 12-21. - URL: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm. (дата обращения: 17.12.2021).
2. Чуланова, О. Л. Вызовы и тренды на рынке труда: синергия цифровизации и soft skills / О.Л. Чуланова - DOI: 10.12737/article_5b509cc15ef214.39898999 // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России/ - 2018. - Т. 7, №. 3. - С. 66-72.
3. Шипилов, В. Перечень навыков soft-skills и способы их развития / В. Шипилов // Корпоративный менеджмент: [сайт]. - 17.05.2016 - URL: https://www.cfin.ru/management/people/dev_val/soft-skills.shtml (дата обращения: 17.12.2021).
4. Lyle, J., Cushion, C. Sport Coaching Concepts: A framework for coaching practice (2nd ed.) / , J. Lyle, C. Cushion . - London : Routledge, 2017. - 368 с.
5. Waeffler, P. The importance of Soft Skills in Elite Sport Coaching With the specific perspective of coaching Olympic athletes / P. Waeffler, // ResearchGate: Discover the world's research. - 2018. -URL : https: //www.researchgate.net/publication/335890439_The _importance_of_Soft_Skills_in_Elite_Sport_Coaching_With_the_specific_perspective_of_coaching_Oly mpic_athletes (дата обращения: 17.12.2021).
REFERENCES
1. Batsunov, S.N., Derecha, I.I., Kungurova, I.M., Slizkova, E.V. (2018), "Modern determinants of soft skills development", Concept. No. 4. available at: http://e-koncept.ru/2018/181018.htm (accessed: 17.12.2021).
2. Chulanova, O.L. (2018), "Challenges and trends in the labor market: synergy of digitalization and soft skills", Personnel and Intellectual resources management in Russia, Vol. 7. No. 3. pp. 66-72.
3. Shipilov, V. (2016), "List of soft-skills and ways of their development", Corporate management, available at: https://www.cfin.ru/management/ people/dev_val/soft-skills.shtml (accessed: 17.12.2021).
4. Lyle, J and Cushion, C (2017), Sports Coaching Concepts: A Framework for Coaching Practice, Routledge, London.
5. Waeffler, P. (2018), The importance of Soft Skills in Elite Sport Coaching With the specific perspective of coaching Olympic athletes, ResearchGate: Discover the world's research, available at: https://www.researchgate.net/publication/335890439_The _importance_of_Soft _Skills_in_Elite_Sport_Coaching_With_the_specific_perspective_of_coaching_Olympic_athletes (accessed: 17.12.2021).
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.01.2022
УДК 37.01
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ И МОТИВАЦИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
КАК СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ К ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Елена Сергеевна Снегова, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная сельскохозяйственная академия, Великие Луки; Светлана Вячеславовна Богданова, кандидат педагогических наук, доцент, Светлана Васильевна Ефимова, кандидат педагогических наук, доцент, Виталий Валерьевич Романов, кандидат педагогических наук, доцент, Великолукская государственная академия физической культуры
и спорта, Великие Луки
Аннотация
Введение. Обучение в вузе - важный этап формирования и становления профессионализма выпускника, готового решать профессиональные задачи, и максимально самореализоваться в буду -щей профессии. Цель исследования. Изучение выраженности предпочтений и мотивации профессиональной направленности, как составляющих профессиональной готовности обучающихся педагогического вуза. Методика и организация исследования. В исследовании использовались методы теоретического анализа, обобщения научной литературы, анкетирование посредством двух основных методик «Профессиональная мотивация» и «Сфера профессиональных предпочтений», математическая обработка данных. В исследовании были задействованы 22 человека (юноши и девушки), обучающиеся на третьем курсе по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Результаты исследования и их обсуждение. Исследована выраженность профессиональной мотивации и предпочтений, как основных составляющих профессиональной готовности личности к реализации педагогической деятельности. Полученные результаты исследовательской работы позволяют заключить, что лидирующее место среди профессиональных предпочтений занимает сфера работы с людьми (21 балл), именно та, к которой и относится профессия педагога. Среди преобладающей группы мотивов можно выделить «мотивы социальной значимости» (14,5 балла), а именно, мотивы общественного характера, связанные с жизнью и взаимоотношением людей в социуме. Обобщая результаты можно констатировать, что профессиональная готовность - это не что иное, как закономерный результат профессионального образования, профессионального самоопределения личности и комплексный показатель качества профессиональной подготовки будущего специалиста в условиях вуза, зависящий в свою очередь от профессиональной мотивации и сферы профессиональных предпочтений обучающихся. Выводы. Многокомпонентное системное образование, имеющее сложную динамическую структуру, отражающее сформированность знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств, которое позволяет обеспечить успешность в самостоятельной профессиональной деятельности и есть не что иное, как готовность обучающейся молодежи к собственному профессиональному будущему.
Ключевые слова: профессиональная готовность; профессиональная мотивация; профессиональные предпочтения; профессия; педагогическая деятельность; педагог